Болезни Военный билет Призыв

Первые аттракционы появились в средневековой. Мировая история аттракционов. В погоне за острыми ощущениями

Источник задания: Решение 5036. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Первые аттракционы появились в средневековой Европе, где незатейливые адреналиновые забавы устраивались во время ярмарок и карнавалов: на городских площадях выставлялись качели и прочие развлекательные сооружения, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. (2)На регулярную основу поставить дело догадались в XVI в. в королевстве Датском: <...>, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой, к которому потянулись бесконечные толпы жаждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. (З)Место оказалось настолько удачным, что парк «Баккен» существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В XVI в. в королевстве Датском одна девочка заметила в оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой, к которому потянулись бесконечные толпы жаждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы и балаганы: так возник парк «Баккен».

2) Первыми аттракционами были забавы, устраиваемые во время ярмарок и карнавалов на городских площадях: и взрослые, и дети могли вдоволь поразвлекаться на качелях и других незатейливых сооружениях.

3) История возникновения парка «Баккен» такова: в XVI в. в королевстве Датском одна девочка заметила в оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой, к которому потянулись бесконечные толпы жаждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы.

4) Первые аттракционы возникли ещё в средневековой Европе, а первый регулярный парк аттракционов - «Баккен» - был основан в XVI в. в королевстве Датском и сегодня насчитывает более 150 развлекательных сооружений.

5) На регулярную основу использование аттракционов, которыми люди развлекались ещё в средневековой Европе, было поставлено в XVI в. в королевстве Датском, где был основан парк «Баккен», насчитывающий сегодня более 150 аттракционов.

Решение.

В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.

1. Выделяем главную информацию текста.

(1) Первые аттракционы появились в средневековой Европе. (2) На регулярную основу поставили дело в XVI в. в королевстве Датском. (3) Парк «Баккен» существует до сих пор и насчитывает более 150 аттракционов.

2. Находим предложения, в которых эта информация передана без искажений и ошибок.

1) Не вся информация, важная для понимания текста.

2) Не вся информация, важная для понимания текста.

3) Не вся информация, важная для понимания текста.

4) Предложение передаёт главную информацию.

5) Предложение передаёт главную информацию.

Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.

4) Первые аттракционы возникли ещё в средневековой Европе, а первый регулярный парк аттракционов - «Баккен» - был основан в XVI в. в королевстве Датском и сегодня насчитывает более 150 развлекательных сооружений. (Первые аттракционы возникли в средневековой Европе, а на регулярную основу дело было поставлено в XVI веке в королевстве Датском, где был основан парк «Баккен», который и сегодня насчитывает более 150 аттракционов.)

5) На регулярную основу использование аттракционов, которыми люди развлекались ещё в средневековой Европе, было поставлено в XVI в. в королевстве Датском, где был основан парк «Баккен», насчитывающий сегодня более 150 аттракционов. (Первые аттракционы возникли в средневековой Европе, а на регулярную основу дело было поставлено в XVI веке в королевстве Датском, где был основан парк «Баккен», который и сегодня насчитывает более 150 аттракционов.)

В ответ выписываем две цифры без пробелов и запятых.

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?


Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век Wikimedia Commons

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX-X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление


Танец «диких людей». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. 1470-1472 годы British Library

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

— нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные. Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи


Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380-1390 годы

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII-XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин». Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать


Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420-30-е годы Wikimedia Commons

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями. Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Ярмарка. Миниатюра к «Политике» Аристотеля. XV век Bibliothèque nationale de France

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах. Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки. В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя


Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год Württembergische Landesbibliothek

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Миниатюра из цюрихского песенника «Манесский кодекс». XIV век Wikimedia Commons

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором. Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины. В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья. После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть


Миниатюра из трактата Альфонсо Мудрого. 1283 год Real Academia de la Historia

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Отдохнуть у городского фонтана

Природа снится Жану де Курси, спящему у фонтана. Миниатюра из поэмы «Путь доблести». XV век British Library

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем. Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года British Library

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.

Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики. 

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век.

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы.

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год.

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Рыцарский турнир. 1470.

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.

Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара.

В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье ».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.


В погоне за сильными ощущениями люди готовы ехать на край света и расставаться с внушительными денежными суммами. Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых высокотехнологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей. Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей. В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ, и новые горки, карусели и обзорные колеса растут, как грибы после дождя. Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction - привлекать) - летом качели, а зимой - ледяные горки. В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков «Баккен».
Как гласит предание, одна девочка заметила в Королевском оленьем парке бьющий из-под земли родник с целебной водой. К нему потянулись бесконечные толпы страждущих исцелиться, а предприимчивые люди начали строить вокруг источника постоялые дворы, балаганы и аттракционы. Место оказалось настолько удачным, что парк «Баккен» существует до сих пор, насчитывая сегодня более 150 аттракционов и принимая 2,5 млн посетителей ежегодно.

В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. И говорили не «погулять на ярмарке», а «погулять на горах» или «погулять под горами».
Горы эти строились из деревянных брусьев, высотой до 10-12 метров. Покатую часть выкладывали льдом и поливали водой; прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Высота горки и угол были такие, что санки неслись еще метров 100. Позже появились летние катальные горы, с которых спускались на маленьких тележках, на «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.
В механические сооружения с вагонетками и рельсами они были превращены инженером-изобретателем Андреем Нартовым, личным токарем Петра I. Это была воистину буквально революция в катании.
На горках Нартова катались только придворные, а для народа механические горки возвели впервые только через много лет - в 1896 году на Нижегородской выставке.

Однако настоящий бум открытия новых парков аттракционов начался в Америке, причем поспособствовали этому, как ни странно, троллейбусы: в выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. В результате всего за четверть прошлого века в Америке построили около полутора тысяч парков, а вход на их территорию стал платным. В СССР парковый бум начался в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. В 1928 году появился крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького.
Вторая мировая война надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде получил отказ. Неизвестно, что было бы с парковой индустрией сегодня, если бы тогда Дисней не заложил все свои акции под строительство Диснейленда в Орландо. Парк был задуман как захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.

После появления Диснейленда США взялись за строительство парков по всей территории Америки. Через несколько лет в Арлингтоне (штат Техас) появляется парк «Шесть флагов над Техасом», посвященный американской истории, в Нэшвилле (штат Теннесси) строится Оприленд, представляющий стиль «кантри». Возведенные в Джексоне (штат Нью-Джерси) несколько парков - «Большое приключение» и «Сафари в стране львов» - объединяют аттракционы с открытым зоопарком, где животные содержатся в естественных условиях. В других странах пауза в строительстве парков продолжалась еще несколько десятилетий: самый известный европейский парк аттракционов - парижский Диснейленд - был построен лишь в 1992 году.
Чуть раньше, в 1988 году, открылся самый крупный в Азии корейский крытый парк аттракционов в Сеуле - «Лоте Уорлд». Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире закрытый парк (его площадь составляет 7562 кв. м).


Об «американских» горках.

По количеству адреналина, выбрасываемого в кровь, они считаются самым экстремальным аттракционом во всём мире. По словам специалистов, во время спуска на пассажиров действует сила в 4G, что сопоставимо с нагрузкой на пилотов реактивных самолётов во время выполнения сложных манёвров или даже с условиями космического полёта.
Считается, что механизированные горки со спуском на огромной скорости по рельсам в специальных тележках на роликах, т.е. в виде, близком к современному, были изобретены в Америке. Однако это не так. Название «американские горки» придумано русскими. В США, где первый подобный аттракцион был установлен в Нью-Йорке в 80-х гг. XIX в., он поначалу именовался «Искривлённая железная дорога» (Inclined Railway). Но в обиходе за ним закрепилось другое название - «русские горки». Что вполне справедливо, так как придумка наша - российская, и первые катальные механические горы появились в России на сто лет раньше, чем за океаном, - в середине XVIII в. (см. выше).
Само же название «русские горки» своим происхождением обязано солдатам армии Наполеона, полюбившим катание с гор во время похода 1812 г. Рассказы о русской национальной забаве они завезли во Францию, и в 1846 г. в Париже были открыты первые Les Montagnes Russes а Belleville - «Русские горки в Бельвилле». Одноместные вагонетки этих горок перемещались по замкнутой траектории круглой формы диаметром 4 м и были оборудованы колёсами, которые фиксировались в рельсе и обеспечивали безопасность при больших скоростях.
В 1884 г. в нью-йоркском парке на Кони-Айленде желающим прокатиться на горках предлагалось сначала самостоятельно, «ножками», подняться на платформу, а уже оттуда они могли съехать вниз в вагонетках, похожих на скамейки. Происходило это так: промчавшись около 180 м, состав поднимался на вторую платформу, после чего переставлялся на обратный путь, и пассажиры съезжали обратно. Год спустя конструкция была усовершенствована и заменена на замкнутую дорогу овальной формы, в которой использовался автоматический подъёмник.
Похожим развлечениям американцы начали предаваться лет за тридцать до этого. Всего за 50 центов любители экстремальных ощущений могли «прокатиться с ветерком» по «гравитационной дороге», как называлась 14-километровая железная дорога для перемещения угля от места добычи в место отгрузки (от обычных её отличало использование для движения силы тяжести), запущенная в 1827 г. горнодобывающей компанией в Пенсильвании. Спрос на захватывающую дух развлекуху на угольных вагонетках и подсказал предприимчивому изобретателю Джону Тейлору идею запатентовать её под названием «Искривлённая железная дорога». Ещё больше увлёкся этой идеей инженер Эдна Томпсон, широко развернувший строительство горок в других городах Соединённых Штатов и запатентовавший более 30 различных усовершенствований, относящихся к ним.

Инженерная идея «американских горок» (будем называть их так, привычно для русского уха) особой сложностью не отличается. Они представляют собой железнодорожную систему специальной конструкции, спроектированную так, чтобы состав вагонеток с пассажирами, проходящий по ней, резко изменял направление и скорость движения. А так как собственного источника энергии вагонетки не имеют, для ускорения используется преобразование потенциальной энергии в кинетическую и наоборот. Однако, благодаря применению новейших технологий, сегодня аттракцион стал не только фантастически красивым, но и фантастически изощрённым.
Особенно отличаются в этом деле японцы, строящие «американские горки» сверхгигантских размеров, на которых достигаются запредельные скорости. К примеру, в одном из парков неподалёку от Токио длина горок составляет 1200 м, механический поезд во время заезда преодолевает спуск, расстояние между верхней и нижней точкой которого достигает 52 м, а максимальная скорость кабинок составляет 172 км/ч. На старте кабинки набирают скорость до 100 км/ч меньше чем за 2 с! (Для сравнения: в «Формуле-1» болиды набирают скорость 100 км/ч примерно за 2,5 с.) Легко представить, какое эмоциональное и физическое напряжение переживает при этом «катальщик»!
Не случайно же именно с «американскими горками» связано самое большое количество несчастных случаев, происходящих в парках развлечений. Специалисты делят их на три категории. К первым двум относятся несчастные случаи, произошедшие по вине самих посетителей из-за несоблюдения правил безопасности, и неисправность оборудования. Третья - сугубо медицинская. Не всякий организм в состоянии выдержать перегрузки, возникающие во время аттракциона. Даже у более или менее здоровых людей поднимается давление, рвутся сосуды, обостряются язвенные болезни, начинается аритмия сердца, способная привести к серьёзному приступу и даже внезапной смерти. Как свидетельствует статистика, большая часть умерших на «американских горках» оказались жертвами инсультов, мозговых гематом и нарушений функций каротидных артерий. Медики также обратили внимание на участившиеся среди пользователей аттракционов случаи приступов эпилепсии, вызванные громким шумом и вспышками света.
Впрочем, чего стоят цифры каких-то статистик по сравнению с властью огромной стальной змеи, скрученной зигзагами, пусть всего на несколько минут, но дающей ни с чем не сравнимое по остроте ощущение свободного полёта.

Сегодня на рынке развлечений происходит настоящая революция. Множество крупных компаний с удовольствием вкладывает миллионы долларов в сооружение грандиозных аттракционов. Причём, они поражают не только дороговизной, но и размахом фантазии их создателей. Хотите узнать о самых удивительных аттракционах в мире? Тогда читайте дальше.
Прогулки в небеса
Вот, к примеру, на красоты Лондона можно полюбоваться с колеса обозрения «London Eye». Знаменитое 135-метровое колесо было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое. Чтобы сделать полный оборот, ему требуется 30 минут. «Глаз Лондона» никогда не останавливается, ведь его скорость настолько мала, что пассажиры спокойно садятся и высаживаются на ходу. Но совсем недавно создателей этого чуда превзошли, и теперь самое высокое колесо обозрения находится в Китае. Оно выше лондонского на целых 25 метров.
В Нидерландах есть колесо обозрения, которое катает всех желающих вместе с их машинами. Представляете, какое это удовольствие – глазеть на живописные пейзажи, не выходя из любимого автомобиля? Колесо оборачивается примерно за 10 минут и может одновременно катать 4 машины с пассажирами, поочередно поднимая их на 35-метровую высоту.

В погоне за острыми ощущениями
Специально для любителей скорости и жаждущих наиболее острых ощущений был создан самый быстрый и высокий аттракцион в мире. Он возносит пассажиров на 125 метров вверх со скоростью под 200 км/ч, а потом устремляется вниз под прямым углом. Стоит только представить себе такое, и уже дух захватывает! Плюс ко всему, поездка сопровождается рёвом моторов и запахом выхлопных газов. Это создаёт иллюзию настоящей гонки.
Компания Walt Disney воистину не пожалела денег и открыла самый дорогой и приближённый к реальности аттракцион. Создатели потратили на создание ракеты «Миссия: Космос» 100 миллионов долларов. Но, по отзывам посетителей, оно того стоило. Для оснащения ракеты использовалась та же техника, что и при подготовке настоящих космонавтов. Посетители испытывают весь комплект острых ощущений: от перегрузок, которые вдавливают их в кресла, до коротких мгновений невесомости.
Лас-Вегас может похвастаться самой высокой башней свободного падения. Это гигантские качели, установленные на крыше отеля. Кабина качелей раскачивается на такой огромной высоте, что кажется, будто она практически взмывает в небо. Аттракцион работает только ночью, поэтому создаётся полное ощущение космического полёта. Однако и это ещё не всё! Потом человека пристёгивают к креслу на рельсе, расположенной на 340-метровой высоте. Рельса наклоняется вниз и у края бездны резко тормозит. Причём, несчастный пассажир буквально зависает над пропастью на ремне. Наверняка, ощущения просто непередаваемые.

Сумасшедший поезд
В мире американских горок существуют две лиги рекордов - для металлических и деревянных аттракционов. Разумеется, в деревянных горках из дерева делаются лишь опорные конструкции, рельсы же остаются стальными. Дерево выдерживает значительно меньшие нагрузки, чем металл, поэтому и скорость, и высоты, и перегрузки на таких горках меньше. Деревянные аттракционы берут не динамикой, а зрелищностью: декорациями, ретро-антуражем.

Kinga Ka
Страна: США пригород Нью-Йорка Год открытия: 2005 Высота: 139 м. Самая высокая металлическая горка в мире Гидравлический механизм разгоняет вагонетку до 205 км/ч за 3,5 секунды, что делает Kinga Ka одним из самых динамичных аттракционов в мире. В мае 2009 года в горку ударила молния, что повлекло за собой необходимость сложного ремонта. В настоящее время аттракцион находится в полной боевой готовности

Son of beast
Страна: США Цинциннати Год открытия: 2000 Высота: 66 м Самая высокая деревянная горка в мире. До 2006 года была единственной деревянной горкой с мертвой петлей. Опасный элемент был демонтирован после инцидента с 27 пострадавшими.

Steel Dragon
Страна: Япония Нагашима Год открытия: 2000 Длина: 2479 м Самая длинная горка в мире. Горка с красноречивым названием «Стальной дракон 2000» имеет форму гребня дракона и была построена в 2000 году – в год дракона.

Superman: Krypton coaster
Страна: США Сан-Антонио Год открытия: 2000 Самая высокая петля в мире

Manta
Страна: США Город: Орландо Год открытия: 2009 Горка морской тематики по аква-парку SeaWorld Orlando. Значительная часть пути Manta проходит по прозрачным туннелям внутри десяти аквариумов. Наслаждаясь скоростью, посетители могут также увидеть более 60 видов морских животных, в том числе редких скатов. Manta - «летающий» аттракцион, на котором можно испытать состояние невесомости.

Червивое путешествие
Австралийцы тоже не уступают в оригинальности своих идей. Они создали первый и единственный в мире музей червей. Само его здание «извивается» в форме гигантского червя, а табличка у входа приглашает проползти по музею на четвереньках через подземные ходы. В их полумраке встречаются макеты огромных червей и коконов, а один из главных аттракционов – туннель, который в подробностях знакомит с внутренностями этих милых животных. В музее, кстати, достаточно и живых экспонатов самых разных видов и величин.
Ожившие легенды фараона
И снова вернёмся в Америку. Есть здесь развлечение, представляющее собой воплощение компьютерного «квеста» – с загадками, ловушками, головоломками. Сделан он в виде гробницы фараона, через лабиринты которой и перестоит пройти храбрым исследователям. Тут есть чему удивиться: обрушивающиеся потолки, туманы и водопады, преследующий дух фараона, множество загадок и тайн.
Top Thrill Dragster («Головокружительный драгстер») в Cedar Point, США
Высота этой конструкции – от 100 до 152 м. Поезд развивает скорость 193 км/ч. Одна поездка длится всего 17 секунд, чего не скажешь об очереди к аттракциону. Тем не менее, ожидание того стоит.

Xcelerator («Акселератор») в парке развлечений Knott"s Berry Farm, США
«Акселератор» оснащен мощным мотором с гидравлической катапультой, которая сообщает вагонам ускорение свыше 132 км/ч. всего за 1,8 секунды. На горке можно развить скорость 188 км/ч., при этом силы толчка достаточно, чтобы послать поезд вверх-вниз по крутым дорожкам аттракциона.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction - привлекать) - летом качели, а зимой - ледяные горки. В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков «Баккен».

В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.

Однако настоящий бум открытия новых парков аттракционов начался в Америке, причем поспособствовали этому, как ни странно, троллейбусы: в выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. В результате всего за четверть прошлого века в Америке построили около полутора тысяч парков, а вход на их территорию стал платным. В СССР парковый бум начался в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. В 1928 году появился крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Вторая мировая война надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде получил отказ. Неизвестно, что было бы с парковой индустрией сегодня, если бы тогда Дисней не заложил все свои акции под строительство Диснейленда в Орландо. Парк был задуман как захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.

После появления Диснейленда США взялись за строительство парков по всей территории Америки. Через несколько лет в Арлингтоне (штат Техас) появляется парк «Шесть флагов над Техасом», посвященный американской истории, в Нэшвилле (штат Теннесси) строится Оприленд, представляющий стиль «кантри». Возведенные в Джексоне (штат Нью-Джерси) несколько парков - «Большое приключение» и «Сафари в стране львов» - объединяют аттракционы с открытым зоопарком, где животные содержатся в естественных условиях. В других странах пауза в строительстве парков продолжалась еще несколько десятилетий: самый известный европейский парк аттракционов - парижский Диснейленд - был построен лишь в 1992 году.

Чуть раньше, в 1988 году, открылся самый крупный в Азии корейский крытый парк аттракционов в Сеуле - «Лоте Уорлд». Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире закрытый парк (его площадь составляет 7562 кв. м). Сегодня парки аттракционов пользуются большой популярность. Только в США их ежегодно посещают 170 млн. человек.