Болезни Военный билет Призыв

Почему александр невский стал святым. За что новгородский князь александр ярославович получил прозвище невский. Мифы об Александре Невском

Почему князь Александр Ярославич стал «Невским», а не «Чудским»?

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославич, прозванный «Невским». Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что он родился 30 мая 1220 года. Александр стал вторым сыном в семье удельного переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удалого.

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей - 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.

Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры - неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий. «И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», - так описывает «житие» начало похода шведов. Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.

Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси. В летописях того периода князя Александра «Невским» не называют. Впервые эта почетная приставка к имени князя появляется в «житии», написанном после канонизации Александра.

Святой князь Александр Невский. Икона

Казалось бы, логичнее было назвать князя Александра «Чудским» в честь победы, сыгравшей неизмеримо большую роль в истории, чем малоизвестный бой на берегу Невы. О Чудской битве на Руси хорошо знали, в ней участвовала не только дружина князя Александра, но и полки, пришедшие из Суздаля, а также ополчения, набранные в Великом Новгороде и Пскове. Да и её результаты можно было зримо увидеть - были взяты в плен знатные рыцари и захвачены многочисленные трофеи. А после битвы было подписано соглашение с Орденом, на многие годы определившее взаимоотношения с ним Руси. Возможно, причина, по которой приставку «Чудский» церковь не стала использовать, именно в том, что об этой битве и её участниках как раз на Руси хорошо знали.

В «житии» есть фраза, содержащая возможный ключ к разгадке: «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною». Любопытно, что в тексте «Старшей ливонской рифмованной хроники» подробно изложены действия князя Александра (его называют просто «новгородским князем» без указания имени) до легендарной битвы, которые практически совпадают со сведениями из русских источников. Но главной силой, обеспечившей победу противника в неудачном для Ордена Чудском сражении, «хроника» называет рать, которую привел княживший в Суздале Александр (хроникер явно перепутал имена, рать привел Андрей). «Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет». И далее: «Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели». И одолели-то за счет суздальской рати в доспехах, а не новгородской, большинство в которой составляло ополчение. «Хроника» свидетельствует, что пешую рать рыцари смогли преодолеть, но с конной дружиной в кованых доспехах уже не совладали. Это отнюдь не умаляет заслуг Александра, руководившего объединенным русским войском, но решающую роль в сражении сыграли все-таки дружинники Андрея.

В. Назарук. Ледовое побоище

Немаловажно, что впоследствии Александр принял сторону Золотой орды и даже побратался с сыном Батыя. В то время, когда Александр был в Орде, откуда потом вернулся «с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его», Андрей, отказавшийся ехать к Батыю, воевал с опустошавшим Русь Неврюем, а затем вынужден был бежать к шведам. «Житие» же создавалось монахами, близкими к митрополиту Кириллу, основателю православной епархии в Сарае, столице Орды. Естественно, что давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, они не стали. Малоизвестная же Невская битва для этого вполне подошла, вот и стал Александр «Невским». Судя по всему, готовя канонизацию князю, церковь хотела дать Руси небесного заступника именно на северо-западном направлении (общерусским святым он стал только в 1547 г.), а для этого приставка «Невский» хорошо подходила. Но, возможно, приставка «Невский» появилась даже чуть позднее, так как в вариантах первых редакций «жития» («Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче») она не упоминается.

Кстати, в народной традиции князья получали приставки к имени только по личным качествам (удалой, храбрый, смелый, окаянный) или по месту княжения, даже временному для приглашенного князя (Довмонт Псковский). Единственный широко известный прецедент - Дмитрий Донской, но и этот князь свою почетную приставку получил не от народа и уже после смерти. То, что князья получали почетные приставки к имени уже после смерти, отнюдь не редкость. Так, князь Ярослав стал «Мудрым» только на рубеже XVIII-XIX веков благодаря Карамзину, хотя мы его теперь без этой приставки и не упоминаем.

Князь Александр Ярославович был крупнейшим политиком и военачальником своего времени. В историческую память нашего народа он вошел как Александр Невский, а имя его уже давно стало символом боевой доблести. Широкое почитание Александра Невского возродил Петр I, более 20 лет воевавший со Швецией. Он посвятил Александру Невскому главный монастырь в новой столице России, а в 1724 году перенес туда его святые мощи. В XIX веке три русских императора носили имя Александр и считали Невского своим небесным покровителем.

В 1725 году был учрежден задуманный еще Петром I орден святого Александра Невского. Он стал одним из высших орденов России, которым награждались многие известные военачальники и государственные деятели. Этот орден просуществовал до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского для награждения офицеров и генералов Красной Армии за личную отвагу и мужество. Этот орден сохранен в наградной системе современной России, но награждение им предусмотрено только во время войны с внешним врагом

Владимир Рогоза

Александр Ярославич Невский
Годы жизни: 13 мая 1220? - 14 ноября 1263
Годы правления: 1252-1263

Александр Невский — биография

Годы княжения:

Князь новгородский в 1236-51гг., великий князь владимирский с 1252 года.

Александр Невский является одним из самых выдающихся правителей своего времени. Очень точно сформулировал его роль и значение в истории Н. И. Костомаров. «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси, — писал он. — С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа-населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский».(Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. С. 78.)

Александр Невский родился 13 мая 1220 (1221?) года г. Переславле-Залесском. По решению отца своего Ярослава княжил в Переяславле и Новгороде. Княжеский постриг отрока Александра (так называемый обряд посвящения в воины) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским, который был одним из составителей Киево-Печерского Патерика. Именно от благодатного старца-иерарха он получил свое первое благословение на ратную службу во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

Первые сведения об Александре Невском относятся к 1228году, когда его отец Ярослав Всеволодович, который княжил в Новгороде, поссорился с горожанами и вынужден был выехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Но он оставил в городе Новгороде на попечение доверенным боярам 2-х своих малолетних сыновей Александра и Федора. После смерти своего брата Федора в 1236 году он был посажен на новгородский стол.

С ранних лет он сопровождал в походах своего отца. Так, в 1235 г. он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), в которой войска Ярослава разгромили немцев. В следующем, 1236 г. Ярослав уехал в Киев, а своего сына посадил самостоятельно княжить в городе Новгороде.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что она в крещении была тезкой своему супругу.

Александр — Невская битва

Несмотря на натянутые отношения с новгородцами, слава Александра связана именно с городом Новгородом. В 1240 г. новгородские войска во главе с еще молодым князем Александром нанесли сокрушительный удар на берегах Невы шведам, которые направлялись на Русь крестовым походом, с целью обращения ее жителей в католичество.

Перед сражением Александр долго молился в храме св. Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, промолвил: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

После благословения Архиепископом Спиридоном князь, выйдя из храма, укрепил дружину исполненными веры знаменитыми словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». Именно после этой битвы окончившейся блестящей победой, молодой князь стал прозываться Александр Невский.

Почему Александр Невский назван Невским?

В 1239 году в Новгороде стал княжити молодой (19 лет) Александр Ярославич. Узнав об этом, шведы из областей, соседних с Новгородским княжеством, решили проверить, сколь на деле силен новый князь. Заметим, что делали они такие проверки не раз - нравы тех времен были такими.

В 1240 году шведы высадились в устье реки Ижоры, при ее впадении в Неву, стали лагерем и начали методично грабить ижорскую землю. Старейшина ижорцев слал гонца за гонцом в Новгород с мольбой о помощи, и законно вопрошал, за что ж это он дань платит, ежели молодой и удалой князь-батюшка не в силах его защитить.

Наконец новгородцы выступили на помощь ижорцам. Шли, как водиться в таких случаях, двумя группами - конная дружина во главе с князем передвигалась берегом, а ополчение частью шло следом, частью плыло в ладьях.

Конники прибыли на место ранее пеших ополченцев. Вид безмятежного шведского стана, где в полевых кухнях варилась еда, разжег воинственные настроения у дружинников, которые ринулись на врагов тотчас, не дожидаясь подхода основных сил. И дело тут не в праведном гневе: просто по понятиям того времени бОльшая часть добычи (а то и вся) в походе доставалась тем, кто непосредственно ее захватил - кто смел, тот и съел.

Однако безмятежность и беззащитность шведского лагеря оказалась обманчивой, шведы легко отбили нападение. И вот тут, узнав от пленных русичей, что на них напала только передовая часть новгородского войска, и что на подходе ополчение, шведы решили благоразумно ретироваться. Дело шло к ночи, по ночам тогда не воевали, поэтому шведы быстро предав земле убитых, собрали трофеи и бесшумно отплыли вниз по течению еще затемно. Русский летописец так и записал: «свеи, ископавше яму и ратников похоронише в ту же нощь отъидоша».

То есть, легенда о разгроме Александром шведов на Неве не нашла прежде всего летописного подтверждения. Летописец так же дает понять, что во время Невской битвы новгородцами не было взято в плен ни одного шведа. Хотя если пленных брали - об этом в летописи никогда не забывали указать. Не радует летописец и такой непременной информацией, как трофеи. Их у князя Александра просто не было, все шведские галеры (шнеки) до единой отбыли на родину со всем добром - своим и награбленным у ижорцев.


Таким образом, князя Александра Ярославича все знают по прозвищу Невский, но это прозвище связано не с местом, где князь одержал победу, а с местом, где он фактически потерпел поражение, бесславно упустив хитрого врага. И теперь благодаря шоуменам российского ТВ имя «Невский» на долгие годы будет «Именем России».


О роли Александра Невского в русской истории хорошо знает кандидат исторических наук, заведующим кафедрой музееведения и археологии Псковского государственного педагогического университета Владимир Аракчеев . Предоставим слово российскому ученому.

А дальше дело было так... Невский перед смертью, как и полагалось тогда князю, принял монашеский сан. Спустя сто с лишним лет, в 1381 году, его мощи были что называется обретены: то есть по некоторым признакам современники вдруг решили, что Александр Невский умер как святой. Святому полагалось прозвище. В те времена берега Невы были уже утрачены для русских, они находились на шведской территории, и прозвище «Невский» ни о чем тогда русскому человеку не говорило. Поэтому в его «Житии» князь был впервые упомянут как Невский - по месту сражения вековой давности. В то время Руси, пытающейся освободиться от татаро-монгольского ига, очень нужны были не святые мученики за веру, а святые воины-герои.

Примечательно, что официально Невский был канонизирован только еще через 150 лет - в 1549 году, при Иване Грозном, то есть когда русским в борьбе с Казанью опять понадобились примеры героизма предков.

Но истинная слава к Невскому пришла при Петре Великом, который начал завоевание невских берегов. Вот тогда и подняли на щит победителя шведов в устье Ижоры, а так же победителя ливонских псов-рыцарей в Ледовом побоище. В городе на Неве была построена Александро-Невская лавра. В нее из Владимира перенесли раку с мощами князя. С этого момента, по мере роста имперских амбиций России, распространяется и культ Александра Невского.

А потом Невский понадобился еще раз - на сей раз Сталину. И уж тут советские историки, кинематографисты и художники-баталисты постарались на славу. Князья Невский, Донской, Пожарский приобрели красивое историческое звучание, став славой русского оружия...


В общем, Владимир Аракчеев относит себя к числу тех современных, не обремененных идеологическими догмами историков, которые считают, что в 1240 году в битве со шведами в устье Невы дружина новгородского князя Александра, прозванного потом Невским, если и не потерпела поражение, то и победы не одержала, понеся серьезные потери.

Почему Ледовое побоище названо ледовым и побоищем?


А теперь попробуем разобраться во второй победе князя Александра Ярославовича.


«Старшая Ливонская рифмованная хроника» гласит, что дерптский епископ Герман решил как-то пойти в поход на Псковские земли. В кровопролитной битве он захватил Изборск, уложив на поле брани от 600 до 800 псковичей - в этом сведения «Рифмованной хроники» и «Новгородской летописи» согласуются. После чего ливонцы осадили Псков. С учетом собственных немалых потерь, на штурм не пошли, а, встав лагерем у стен города, стали выжидать. И дождались. Ворота Пскова отворились, начались переговоры о мире. Во главе города был поставлен лояльный к Ливонии боярин Твердило Иванкович, ливонцы же, оставив незначительный гарнизон, ушли к себе. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» уточняет: «Там оставили двух братьев-рыцарей и небольшой отряд».

И вот тут - интересный исторический нюанс! Следом, собрав войска новгородцев и суздальцев, походом на Псков отправился и князь Александр Ярославович с братом Андреем. Но вовсе не на выручку псковичам, а поживиться, отбив Псков у ливонцев. Не надо забывать, что междуусобные войны в то время были постоянным делом на Руси, каждая из них заканчивалась одним и тем же - грабежом всевозможного движимого имущества.

В другой бы раз псковичи попросту взялись бы за оружие, чтобы дать отпор соседнему князю-грабителю, но Псков в 1240 году сил драться с Александром не имел, потому как был оккупирован и уже обобран ливонцами. А потому, как честно пишет «Старшая ливонская рифмованная хроника», псковичи «от всего сердца обрадовались» приходу Александра. Ливонские рыцари (оба) из Пскова бежали, Александру удалось лишь захватить некоторых их кнехтов (оруженосцев).

Спустя какое-то время воодушевленное сим боевым успехом новгородско-суздальское войско решило якобы отомстить ливонцам, дав им бой на их землях, дабы не повадно было на Русь ходити. На самом деле здесь очередной исторический нюанс. Князь Александр вынужден был «пусти полкъ всь в зажития», - пишет «Новгородская летопись». «Пустить полк весь в зажитие» - это древнерусское выражение означает не что иное, как разрешение на откровенный грабеж местного населения среди бела дня по причине того, что полку попросту жрать стало нечего. И пошли воины Александра шарить по ливонским деревням...

«Старшая ливонская рифмованная хроника» подтверждает сведения «Новгородской летописи»: «…в Дерпте узнали, что пришел князь Александр с войском в землю братьев-рыцарей, чиня грабежи и пожары». Узнав об этом, ливонский епископ послал рыцарей навстречу ворогу. Александр спешно ретировался, но войска тащили добычу, а потому рыцари их быстро настигли. И на рассвете 5 апреля 1242 года на берегу Чудского озера состоялась битва ливонцев с новгородцами или наших с русскими (если кому-то такое определение не нравится, забудьте про него - это определение сугубо «внутреннего пользования»).

Вот как описывает ход битвы «Старшая ливонская рифмованная хроника»: «…Рыцари пришли к единому мнению атаковать русских. Немцы начали с ними бой. Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск.... Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы… Но те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели... Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя. Князь Александр был рад, что он одержал победу. Он возвратился в свои земли. Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей, которым больше никогда не идти в поход».

Что касается численности сражавшихся, то одни историки считают, что в Ледовом побоище войско ливонцев составляло 10-12 тысяч, а новгородское войско - 15-17 тысяч человек. По мнению других, число сражавшихся не превышало 4000 с каждой стороны. По мнению Л. Н. Гумилева, количество рыцарей было и вовсе небольшим - всего несколько десятков. Но их поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями. Это согласуется с немецкими данными, которые говорят о том, что в битве участвовала одна орденская «гончая» хоругвь - 35 рыцарей и около 400 оруженосцев-конников. Все прочие - это не принимаемое в расчет, кое-как вооруженное местное население Ливонии - ливы и чудь. Поэтому даже примерного количества дравшихся и падших воинов мы никогда не узнаем: количество убитых из подвластных немцам чуди и ливов никто не считал. Им, по выражению «Новгородской летописи», «несть числа».


Тем не менее в подавляющем большинстве советских, да и современных российских книг по истории твердится о 400-500 павших в «Ледовом побоище»… немецких рыцарях. Этого не может быть потому, что не может быть никогда. Во всем Ливонском ордене в то время рыцарей было около сотни. Даже значительно позже, в 1450-х годах, во всей ливонской ветви Тевтонского ордена было только 195 братьев-рыцарей, из них в Риге 14, в Венденском замке 12, а в Нарве так и всего шестеро. В лучшие годы ордена число рыцарей во всей Пруссии и во всей Ливонии не превышало 2000 человек, что теоретически давало вместе с оруженосцами и другими военными слугами ордена максимально возможное войско, в котором было до 8000 всадников. Но они никогда не собирались вместе!

Но вернемся к термину «Ледовое побоище». Лед - это не более чем красивый литературный антураж. Ни новгородский летописец, ни ливонский хроникер не упомянули уходящих под проломившийся лед рыцарей. Не дураки они, одетые в тяжелые доспехи, сидящие на тяжелых и тоже облаченных в доспехи конях, на тающий лед бросаться! Безусловно, кони проламывали кромку весеннего льда у самого берега, ломая ноги, падая и сбрасывая с себя всадников, но на лед никто не выезжал. Так что не было битвы на льду, не было льда, проломившегося под тяжестью войск, не было ушедших на дно немцев, не было «ледового» побоища.

И просто «побоища» не было. Доказывается это просто. Немецкий хронист прибыл в Ливонию в конце 70-х годов XIII в. и в это время вполне мог там встретить людей в возрасте шестидесяти лет и старше, которые были непосредственными участниками Ледового побоища. Так вот, в изложении хрониста все те военные действия - обычное столкновение ливонских феодалов с русскими, вызванные чисто местной проблемой - очередным разбойным набегом русских на земли тартуского епископа в ответ на разбойный набег ливонцев на псковскую землю. Если верить русской летописи, которая могла и преувеличить потери противника, то 400-500 павших в 4000-й армии ливонцев - это малые потери, а в 10 000-й - потери ничтожные. Тем более, что пали в основном ополченцы из ливонских крестьян... Это потом, легким росчерком пера советских пролетарских историков и усилиями нашего земляка-кинорежиссера Сергея Эйзенштейна бой местного значения превратился в эпохальное «побоище», где сила русского оружия, одолевшего псов-рыцарей, была отлита в бронзу слов князя Александра: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Надо отдать должное советским историкам - они пытались археологическими методами восстановить событие старины глубокой. В 1958 году на Чудское озеро была направлена комплексная экспедиция АН СССР для определения истинного места битвы 5 апреля 1242 года. Экспедиция работала восемь лет - с 1958 по 1966 год. Были, как написано в отчете, проведены широкомасштабные исследования, сделан ряд интересных археологических открытий (а сколько диссертаций защищено!) Однако найти захоронений воинов, погибших в Ледовом побоище, равно как и само место побоища - не удалось. 0б этом чётко сказано в отчёте экспедиции. Тайна легендарной битвы осталась нераскрытой.

Позже оказалось, что доценты с кандидатами восемь лет не там искали! Уже в наши дни исследованиями Чудской битвы (так и только так ее называют сами исследователи) самостоятельно занималась группа московских энтузиастов-любителей древней истории Руси во главе с И.Е.Кольцовым. Они обнаружили остатки укреплённого форпоста, который находился в двух километрах от предполагаемого места битвы в урочище Узмень. За земляными валами форпоста (городца) находился, до боя скрытый в засаде, отряд брата Александра Невского - Андрея Ярославича. Обнаружение форпоста, а потом и расположенного неподалеку захоронения погибших воинов позволило сделать уверенный вывод о том, что битва шла именно здесь, между деревнями Таборы, Козлово и Самолва. Войска Невского с северо-западной стороны (по правую руку) были защищены тающим весенним льдом Чудского озера, а с восточной стороны (по левую руку) - укреплениями, где сидели в засаде свежие силы новгородцев и суздальцев.

Место это находится в глухомани, в стороне от проезжих дорог. Сюда можно добраться только пешком. Вероятно, поэтому многие авторы многочисленных научных работ о Ледовом побоище ни разу там не были, предпочитая творческую тишину библиотеки и рабочего кабинета.

Привет от Папы

Итак, Александр Невский, став благодаря телевизионной аудитории «Именем России», особой воинской славы не стяжал, побив лишь два десятка ливонских псов-рыцарей да покрошив подневольных, плохо вооруженных ливов и эстов, коим «несть числа». Ну так может патриотом-государственником и собирателем Руси он был знатным?

Сохранилось так называемое «второе послание» Папы Римского князю Александру Ярославовичу, датированное 15 сентября 1248 г. Из его текста следует, что Папа получил на свое «первое послание» довольно благоприятный ответ от князя - настолько благоприятный, что обращаясь к «Alexandro», римский папа величает его уже «illustri regi Nougardiae» (славным королем новгородским).

И далее пишет Папа удивительные слова: «…ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян (in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem)». И далее Папа просит принять для ведения переговоров его посла — архиепископа Прусского.

Согласно «Житию», Александр Ярославич, якобы, на предложение «латинян», гордо ответил: «…а от вас учения не примем». Но «не житийный» Александр Ярославич был куда менее категоричен и куда более дипломатичен. Конечно, с трудом вериться, что князь Александр обещал Папе построить католический кафедральный собор в Пскове, возможно, речь шла о католической церкви для приезжих заморских купцов. Но одно ясно: при жизни будущий русский православный святой не гнушался вступать в контакты с враждебным Руси католическим духовенством и даже «со рвением испрашивать приобщения к единой главе церкви», если видел в том какой-то сиюминутный интерес. Так же, как и в своих сношениях с Ордой - но это уже отдельная история...

Князя Александра Ярославовича по прозвищу Невский чаще всего вспоминают в контексте Ледового побоища 1242 года. Также многим на ум приходит фраза «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!». Вот только принадлежит она совсем не князю, а сценаристу и по совместительству режиссеру фильма «Александр Невский» Сергею Эйзенштейну. А битва на Чудском озере является хотя и самой знаменитой, но далеко не единственной победой князя Александра Ярославовича.

Несмотря на то что обычно события подобного масштаба проходят в школе, часто забывают говорить, что знаменитая битва явилась небольшим эпизодом Второго шведского крестового похода.

В булле, вышедшей 9 декабря 1237 года, папа Римский обратился к шведскому архиепископу с призывом организовать крестовый поход в Финляндию «против тавастов» — западной ветви финнов, отличающейся от восточной, карельской, как по внешности, так и по характеру и языку. Кроме того, папа Римский повелел уничтожить и их «близких соседей», то есть карелов и русских, в союзе с которыми тавасты сопротивлялись католической экспансии.

Речь идет о том, что на протяжении многих лет, предшествовавших крестовому походу, шведы пытались склонить знать тавастов, то есть представителей финских племен сумь (suomi) и емь (heme), к принятию католичества. В начале 1220-х годов им это удалось, но, когда началась экспансия политического характера, продолжившая религиозную, финны вновь решили попытаться найти защиты у Новгорода, чтобы окончательно не потерять свои земли. И если племя сумь в конце концов осталось под властью Швеции, то представители племени емь подняли в середине 1230-х годов настоящее восстание против шведов и получили поддержку со стороны Новгорода.

Результатом этого восстания стало обращение к папе Римскому. А Григорий IX невзлюбил Русь давно: еще в 1232 году он призывал «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских».

При этом проблем у русских князей хватало и без крестового похода: в 1237 году началось монгольское нашествие на Русь.

В начале 1238 года датские крестоносцы во главе с королем Вальдемаром II Победоносным договорились с объединившимися Ливонским и Тевтонским орденами, а также шведскими рыцарями о том, как они будут делить те земли, которые им удастся захватить. Затем папа Римский Григорий IX благословил шведского ярла Биргера на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов.

«Шведские власти взяли на себя нанесение удара с моря через Неву на Ладогу и Новгород, немецкие рыцари стали наносить удар по суше — на Псков и Новгород... единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане — для нападения на русские земли», — писал об этих событиях советский историк Игорь Шаскольский.

По словам историка, «шведские рыцари в случае успеха своего похода рассчитывали захватить берега Невы — единственный для Новгорода и для всей Руси выход к морю — и взять под свой контроль всю новгородскую внешнюю торговлю». В целом шведы надеялись покорить всю Новгородскую землю и завершить завоевание Финляндии.

Князь Александр Ярославович, получивший известие о приближении врага, решил действовать молниеносно, не дожидаясь подмоги от своего отца — великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. По мнению Игоря Шаскольского, «внезапность нападения на шведский лагерь была важнейшим условием успеха русского войска», поскольку Александру Невскому было необходимо остановить вражеское продвижение еще на Неве.

Таким образом, князю предстояло сразиться с численно превосходящим его силы шведским войском, которое к тому же было и лучше вооружено.

Скорее всего, русские суда вошли в реку Тосну, впадающую в Неву выше устья реки Ижоры, и прошли вверх 6 км до места наибольшего сближения с течением притока Ижоры — речки Большой Ижорки, по суше дошли до Большой Ижорки и спустились вдоль лесистого берега к ее устью, находившемуся вблизи места впадения Ижоры в Неву.

«Таким образом, русскому войску удалось неожиданно напасть на шведский лагерь не с Невы, откуда шведы могли, скорее всего, ожидать нападения, а с суши. Неожиданность удара обеспечила русскому войску важное стратегическое преимущество и позволила закончить сражение полной победой», — рассуждал Игорь Шаскольский.

Историки сходятся в одном: Невская битва, как и другие сражения Средневековья, проходила не в виде сплошного противоборства двух враждующих воинских масс, а в форме столкновений отдельных отрядов.

«После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего», — рассказывается в житии Александра Невского.

Согласно мнению историка Анатолия Кирпичникова, «след на лице» можно трактовать как знак, отметину, урон, нанесенный шведскому войску ударом конных копейщиков. Следовательно, уже в первой атаке новгородцы причинили ущерб построению шведов.

По его словам, битва, как обычно было принято в то время, началась с атаки конных копейщиков. Во время затянувшейся рукопашной схватки ряды шведов были расстроены и прорваны, а их отдельные отряды боролись не вместе, а, возможно, были частью разъединены.

«Сражение в устье реки Ижоры, по-видимому, затянулось до вечера. К ночи рати расступились. Судя по летописным замечаниям, шведское войско, несмотря на поражение, не было уничтожено. К утру неприятель был не в силах продолжать борьбу и полностью очистил поле битвы, отплыв на судах. Уходу остатков шведского войска не препятствовали.

Сказались ли здесь рыцарские приемы ведения боя, позволявшие во время передышки хоронить своих, или новгородцы сочли дальнейшее кровопролитие напрасным, или Александр Ярославич не хотел рисковать своим понесшим потери войском — нельзя исключить ни одно из этих объяснений», — пишет Анатолий Кирпичников.

Несмотря на то что Александр Невский разбил шведов, в его распоряжении попросту не осталось сил для отражения нашествия с запада припозднившихся немцев. Кроме того, новгородские бояре вскоре изгнали победоносного князя, опасаясь, что его влияние начнет расти и он попытается править единолично. Тем временем немцы захватили крепость Изборск, взяли Псков и подошли к Новгороду. Кроме того, они заняли берега Невы, Ладожские земли и Карелию, а также возвели в непосредственной близости от Финского залива крепость Копорье. И если монголо-татары попросту опустошали русские земли, увозя все, что можно было забрать с собой, то немцы оседали на захваченных территориях и устанавливали на них свои порядки

Жителям Новгорода не оставалось ничего, кроме как вновь призвать на помощь Александра Ярославовича по прозвищу Невский.

Использованная литература:

Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л.: Наука, 1978

Шаскольский И.П. Невская битва 1240 г. в свете данных современной науки // Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб., 1995.

Кирпичников А.Н. Две великих битвы Александра Невского // Александр Невский и история России. СПб. С. 29-41.

Символ России, имя России, великий полководец князь Александр Невский был одной из самых значительных фигур Древней Руси ХІІІ века.

Он был славен и как военный деятель, и как мудрый политик. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства. Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Сразу после его смерти появилась «Повесть о житии Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. Кончина князя была большим ударом для всех. Его причисляют к лику святых, а в 1547 году он официально канонизирован.

В чем же заслуги Александра Невского? Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели межусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Может, это и обеспечило ему народное почитание и славу в веках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Его стараниями Русь и ее самобытность сохранились до наших дней. Ведь именно Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Походы князя в финскую землю и поездки в Сарай были полезны не только для укрепления внешнего авторитета Руси. Светлое слово Евангелия было донесено до самого Поморья, а в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской православной Церкви. Таким образом князь был еще и проповедником, который способствовал распространению на земле Слова Божия. Христианизацию язычников Востока теперь считают исторической миссией Руси.

Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся. Его смерть сравнивали с заходом солнца для всей русской земли. Умер он 14 ноября 1263 года, а похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невском монастыре.

После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых. Но слава о нем, его ратных подвигах и благих делах осталась в народе навечно.