Болезни Военный билет Призыв

Под влиянием каких факторов формируются личностные качества. Факторы формирования личности. Основная характеристика. Факторы, оказывающие влияние на совершенствование личности

Человек – это уникальное создание, обладающее невероятным количеством врожденных и приобретенных способностей. На формирование характера, в том числе и на силу духа, на протяжении всей сознательной жизни, на человека оказывают влияние такие факторы как общество, семья, ближайшее окружение. Зачастую данный опыт оказывается навязанным извне, что является причиной ослабленной силы воли, а в некоторых случаях и безволия. Но это до тех пор, пока человек не приходит сам к тому, что каждый должен управлять своей жизнью, прикладывая целый ряд волевых усилий.

Зачем развивать силу духа

На протяжении всей жизни человек сталкивается с массой обстоятельств, которые требуют принятия решений. Нередко это требует чрезмерных усилий и проявления резервных способностей, таких как стойкость, твердость, выдержанность. Что интересно, если они развиты в малой степени, человек пускает все на самотек, или же использует в своих целях мнение окружающих. Поэтому жизненно важные решения, которые бы могли изменить его жизнь в лучшую сторону, принимают другие люди. Но это совсем не значит, что это положительно скажется на качестве жизни. В большинстве случаев – совсем наоборот.

В стрессовых ситуациях, когда требуется проявить мужество и собраться силами, безвольные люди очень часто сдают позиции и ищут то место в жизни, где они способны проявить себя «героями» в полной мере – алкоголь, игромания, наркотическая зависимость. Причиной такого выбора часто является отсутствие силы духа, зерна которой не были заложены родителями во время воспитания. Отсутствие любви и внимания в детском возрасте зачастую может аукнуться во взрослой жизни серьезными проблемами – безынициативностью, слабостью характера, неумением принимать решения, страхом допустить ошибку.

Взрослея, человек приходит к тому, что не хочет жить под влиянием установок общества, поэтому берет бразды правления своей жизнью в руки и приступает к кропотливой работе над собственным сознанием, которое вносит коррективы в его характер, тем самым меняя установки и формируя новые привычки. А это в свою очередь оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека.

Способы развития силы духа

Сила духа – это своего рода энергетический запас, который человек должен пополнять и укреплять с помощью собственных усилий. Чтобы развить самоконтроль, упорство и стойкость в сложных ситуациях потребуется немало труда над собой, поскольку придется менять жизненные установки, которые формировались на протяжении длительного времени.

Итак, что же нужно, чтобы развить духовные силы?

  • Физические упражнения – основа для того, чтобы начать воспитывать в себе способности по достижению конкретных результатов. Спорт проявляет лучшие качества человека, которые помогают ему сосредоточиться на собственных желаниях и развивать самодисциплину.
  • Медитация является прекрасным средством, чтобы усилить концентрацию внимания и отвлечься от раздражающих внешних факторов, что положительно скажется на психическом состоянии человека.
  • Положительный взгляд на жизнь можно сформировать, вычеркнув из своей жизни неприятных людей, своего рода «энергетических вампиров», которые используют психику другого человека для собственной подзарядки.
  • Отдых и регулярные прогулки на свежем воздухе как нельзя лучше влияют на нервную систему человека, позволяя освободиться от накопившихся проблем на протяжении определенного периода. Поэтому очень важно, особенно после напряженного трудового дня, отблагодарить себя хорошим и качественным времяпровождением на природе.
  • Изменение мировоззрения и принятие ответственности за собственную жизнь на себя. Ведь никто другой не может определить, что может быть лучше для того или иного человека, и естественно, не вправе влиять на чью-то жизнь.


Какие качества нужно развивать для силы духа

Чтобы получить максимальную отдачу от своих волевых способностей, необходимо сосредоточить свои силы на развитии следующих качеств:

  • самоконтроль;
  • положительное мышление;
  • упорство;
  • самодисциплина;
  • оптимизм;
  • самосовершенствование;
  • организованность;
  • стойкость.


Развитие силы духа заключается не только в определении жизненных целей, но и упорной работе над достижением задуманного. А для этого потребуется изрядная доля собранности, целеустремленности и силы характера, над развитием и укреплением которых следует работать на протяжении всей жизни.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

Сила духа

1. формулировка задания;

2. определение значения понятия;

3. тезисы по теме;

4. примеры аргументов;

5. сочинения;

6. банк аргументов;

1. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение сочетания "Сила духа" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Работа с понятием

Часто понятия сила воли и сила духа человека отождествляются. Но, если быть точным, это совершенно разные вещи. В этой статье дадим определение силе человеческого духа, рассмотрим способы, как ее обрести и развить.

Внутренний потенциал, второе дыхание, резервы психики и организма, эмоциональная устойчивость, способность сохранять спокойствие и адекватное мышление в экстремальных ситуациях – все это и есть сила духа.

Примеры людей, обладающих ею в полной мере, мы наблюдаем каждый день, просто иногда не замечаем. Чаще всего они находятся рядом с нами – родители, бабушки и дедушки. Ведь мало кто задумывается о том, насколько сложно сохранять спокойствие и уметь радоваться жизни в пожилом возрасте, бороться с различными заболеваниями и при этом помогать детям и внукам. Кроме того, стоит обращать внимание и размышлять о примерах успешных людей с физическими недостатками. Они преодолели проблему силы человеческого духа через длительные жизненные испытания, связанные не только с неизлечимой болезнью, но и с тяжелой эмоциональной нагрузкой. Такие люди научились справляться с трудностями самостоятельно, добиваться поставленных целей и по-настоящему ценить время.


Сила духа – это способность человека заставить себя что-то делать через «не могу». Именно она является основным движущим фактором при достижении поставленной цели. Именно она зачастую становится причиной последнего усилия для достижения победы, когда уже стандартные физические возможности полностью истощены.

По большому счету сила духа – это внутренняя энергия человека. Ей обладает каждый индивидуум в большей или меньшей степени. Эта энергия не «одноразовая», как считают некоторые, а накапливается и передается из поколения в поколение. . Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

Воля, как структурный элемент духовности,представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы ее осуществить.

Три звена:

*постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса,

*принятие решения действовать и

*выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления

Действия.

Решающим моментом в этой цепи волевого действия является

*исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли».

Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля.

3.Тезисы

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

1.Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

2.Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

3.Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

4.Примеры текстов.

5. Примеры сочинений.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Л.Овчинниковой . Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: смерть матери, голод, холод! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение.

Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Благодаря силе духа человек способен пережить трудные жизненные ситуации, справиться с тяжелыми воспоминаниями, побороть свои страхи, поверить в светлое будущее и оказать поддержку другим. Докажу справедливость своих слов двумя примерами.

Обратимся к тексту Бакланова Г.Я. , герой которого, молодой лейтенант, испытал на себе все тяготы войны. Он видел собственными глазами, как погибали его товарищи, слышал, как рядом с ним разрываются снаряды. Все эти тяжелые впечатления сказались на душевном состоянии героя, но тем не менее он нашел в себе силы жить дальше и радоваться обычным вещам. Этот пример доказывает, что сильные духом люди могут справиться с жизненными трудностями.

Вспомним также историю двух сестер, Нюры и Раи, переживших тяжелые, страшные дни блокады в Ленинграде. Несмотря на смерть матери, голод, холод, девочки не пали духом, они продолжали жить, занимались творчеством и поддерживали своими выступлениями моряков, уходящих в бой. Мужество и стойкость этих девочек вызывает восхищение.

Таким образом, сила духа – величайшее человеческое качество, помогающее одержать победу над самим собой и обстоятельствами. (173 слова)

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Сила духа помогает справиться с различными жизненными трудностями. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее. Докажу свою точку зрения двумя примерами.

Обратимся к тексту Ч.Т. Айтматова. В нем рассказывается о женщине, матери маленького мальчика, которая сумела справиться с тяжелым испытанием судьбы - гибелью мужа на войне. Кроме того, она нашла в себе силы продолжать жизнь, воспитывать ребенка и даже показать ему, каким героем был его отец. Это свидетельствует о необыкновенной стойкости духа женщины.

Вспомним другое художественное произведение - «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, главный герой которой - лётчик Алексей Мересьев. Во время Великой Отечественной войны его самолет был сбит фашистами. К счастью, Мересьев остался жив, но из-за обморожения ему ампутировали обе ноги. Однако, несмотря на тяжелую реабилитацию, он научился ходить на протезах, а впоследствии снова сел за штурвал. Это говорит о том,что Мересьев обладает силой духа.

Таким образом, сила духа – важнейшее качество человека, помогающее преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства. (168 слов)

Сильный человек – это тот, который может сделать первый шаг, который осознает свои ошибки и пытается их исправить. Это человек, который может попросить прощения, ведь обидеть легко, а извиниться сложно.
В тексте В. Астафьева (предложения 21-25) сам автор делает ошибку, которую осознаёт и исправляет. В его словах о «прощении» и таится понятие «сильный человек».
Самая великая сила человеческого духа заключается не в стремлении избегать неудач, а в умении подняться после каждого падения. Сильным человеком я считаю свою прабабушку. После того как умер её муж, она долго не могла отпустить прошлое и жить настоящим. Я её обняла и пожалела, но она мне сказала: «Жалость к себе, обиды на жизнь истощают нас, опустошая душу. Они заставляют нас двигаться по замкнутому кругу, годами возвращаясь к одним и тем же горьким мыслям».
Таким образом, можно подвести итог: никогда не поздно начать всё сначала. Но, чтобы начать новую жизнь, нужно отпустить прошлое, не важно, хорошим оно было или плохим. Нельзя жить вечно с кругом горьких потерь, нельзя жить с сожалением о прошлом ушедшем счастье. Всё это отнимает силы, лишая надежды на будущее. Всё уже ушло, поэтому не нужно стараться его вернуть, ибо силы будут потрачены зря, а слезами горю не поможешь. И теперь, когда я прихожу к моей прабабушке, она рассказывает мне про ужа с улыбкой и гордостью. Не зацикливайтесь на мыслях о прошлом, живите сегодняшним днём. И тогда вас можно будет назвать сильным человеком.

Сильный человек, на мой взгляд, это тот, кто обладает большой физической силой, мощный. Другое значение слова - это человек твердой воли, стойкий и, думаю, умный. В тексте В.Осеевой описывается история Павлика и то, как он подружился с родными, с которыми никак не мог найти общий язык. Мальчик сначала хотел применить для этого силу: подраться с сестренкой, у брата стащить весла от лодки… Но это был неверный путь: сила не помогла бы Павлику наладить отношения со старшими. На помощь приходит старичок, которого мальчик встречает в парке. Он говорит Павлику волшебное слово, после чего тот подходит к сестре, смотрит ей в глаза и, произнося свою просьбу, добавляет слово «пожалуйста» (предложение 40). И это слово делает мальчика сильнее!

Однажды наблюдала, как мальчишки на улице устроили драку: каждый стремился на кулаках доказать свою силу. Но вдруг один из них воскликнул: «Чего мы деремся? Пойдемте к турнику! Кто больше подтянется, тот из нас и сильнее!»

Могу сделать вывод, что сильный человек – это не всегда накачанные мускулы, а чаще – твердая воля и ум.(167 слов)

6.

Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого, кто не опускает руки, даже если ситуация кажется безвыходной. Сильный – это человек, который старается добиться всего сам и может идти наперекор своим принципам или привычкам.

В тексте В Осеевой мы видим мальчика, который, выслушав старичка, смог найти способ, чтобы помириться со всеми, кого он обидел (предложения 30-33). Человек, даже если он ещё совсем юный, который смог перебороть себя, является сильным человеком.

В жизни мы тоже встречаемся с сильными людьми. К примеру, это люди с ограниченными возможностями. Я знаю историю прекрасного человека – Ника Вуйчича. Этот сильный человек родился без рук и без рук. В детстве Ник переживал из-за этого, но смог преодолеть свои страхи, смог принять себя такого, какой он есть. В своей жизни он добился многого. Ник самый известный мотивационный спикер. Его приглашают в университеты и разные другие заведения для того, чтобы он направил людей на путь поиска смысла жизни. Его болезнь не помешала ему жениться.

Примером Ника я хотела сказать, что человек, не важно, какой он, инвалид или нет, должен быть сильным, ведь у каждого должен быть смысл в жизни. Даже если вы думаете, что всё, выхода нет, нельзя сдаваться. Нужно верить в себя. Нужно оставаться сильным.

7.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Л.Овчинниковой. Огромная сила духа помогла героиням этого текста во время войны пережить тяжёлые, страшные дни блокады. Сколько несчастий выпало на долю Нюры и Раи: смерть матери, голод, холод! Но девочки не пали духом, они нашли в себе силы не только жить, но и вместе с другими ребятами заниматься творчеством во Дворце пионеров, поддерживать своими выступлениями бойцов, уходящих в бой. И моряки видели силу духа ленинградских школьников, чувствовали в них одухотворённую надежду.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

Таким образом, человек, обладающий силой духа, справится с любыми трудностями. (188 слов)

8.

Сильный человек – это человек, который ничего не боится. В любой ситуации он будет знать, как нужно действовать. Сильный человек не обидит слабого и никогда не опустит руки.
О сильном человеке мы можем прочитать в тексте знаменитого писателя М. Горького. Главным героем является бабушка благодаря которой был остановлен пожар. Она не побоялась и отправилась прямо в огонь, чтобы забрать бутылку с купоросом. Если бы не ее смелость, бутылка бы воспламенилась, и огонь пошел бы дальше. А это бы привело к возгоранию других построек. Так же она спасла коня, который был в три раза больше ее. Героиня не испугалась и действовала, как по-настоящему сильный человек.
В настоящее время на земле есть множество примеров сильных людей-людей героев. Одним из них служит девушка Юлия Король, живущая в Карелии. Когда во время шторма перевернулись две лодки с детьми, Юлия вытащила их из воды, таким образом, спасла им жизнь. Юлия – сильный человек, так как она не прошла мимо и не бросила в беде ближнего.
Таким образом, сильный человек – это человек, который не сдается и, не смотря на обстоятельства, помогает в трудной ситуации. Сильный человек никогда не ставит себя выше других.

По тексту Л.Овчинниковой

Сила духа – это способность человека заставить себя что-то делать через «не могу». Именно она является основным движущим фактором при достижении поставленной цели.

Сознание

воля

внутренняя энергия человека

Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

Необыкновенной силой духа обладает и легендарный лётчик, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого Алексей Мересьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Но Мересьев не пал духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая боль, Мересьев не только смог восстановиться физически, но и вернулся в небо. Сила духа этого человека вызывает искреннее восхищение!

По тексту Г.Я.Бакланова

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Благодаря силе духа человек способен пережить трудные жизненные ситуации, справиться с тяжелыми воспоминаниями, побороть свои страхи, поверить в светлое будущее и оказать поддержку другим.

Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

Вспомним также историю двух сестер, Нюры и Раи, переживших тяжелые, страшные дни блокады в Ленинграде. Несмотря на смерть матери, голод, холод, девочки не пали духом, они продолжали жить, занимались творчеством и поддерживали своими выступлениями моряков, уходящих в бой. Мужество и стойкость этих девочек вызывает восхищение.

По тексту Ч.Айтматова про Авалбёка

Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

Сила духа - это одно из важных качеств человека, делающее его сильным не физически, а морально. Сила духа помогает справиться с различными жизненными трудностями. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее.

Вспомним другое художественное произведение - «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, главный герой которой - лётчик Алексей Мересьев. Во время Великой Отечественной войны его самолет был сбит фашистами. К счастью, Мересьев остался жив, но из-за обморожения ему ампутировали обе ноги. Однако, несмотря на тяжелую реабилитацию, он научился ходить на протезах, а впоследствии снова сел за штурвал. Это говорит о том, что Мересьев обладает силой духа.

Примеры из жизни

Они добились успеха только благодаря силе воли.

Людвиг ван Бетховен, Альберт Эйнштейн, Мигель де Сервантес Сааведра — эти имена мы слышим с детства. Но мало кто знает, через какие испытания им пришлось пройти. Они добились успеха только благодаря силе воли.

AdMe.ru представляет истории людей, показавших миру, что для тех, кто верит в себя, нет никаких преград.

Будучи глухой с полутора лет, она сделала своим кредо фразу "Единственное, что я не умею делать, — это слышать". В детстве, несмотря на советы врачей, родители отдали девочку в обычную школу (вместо учреждения для глухих), и при помощи специальных программ она со временем адаптировалась. Благодаря этому она стала первой и единственной глухой актрисой, получившей премию "Оскар". Марли часто говорит: "Я делаю все, чтобы люди поняли то, чему меня учили мои родители, что глухие заслуживают не только уважения, но и того, чтобы быть услышанными".

“Мне не нужны руки и ноги. Мне нужна жизнь. И никогда не сдаваться!” — это кредо помогло ему стать одним из самых известных мотивационных ораторов, получить экономическое образование, жениться и завести двух детей. Силу воли Ник Вуйчич получил от матери. В одном из интервью он рассказал, что ее слова задали тон на всю его жизнь: «Николас, — сказала она, — ты должен играть с нормальными детьми, потому что ты нормальный. Да, у тебя кое-чего недостает, но это пустяки».

Он пишет книги, поет, занимается серфингом и играет в гольф. Часто путешествует по миру с лекциями, чтобы помочь молодым людям найти смысл жизни, осознать и развить свои способности и таланты.

В студенческие годы у Стивена стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза. Болезнь прогрессировала, и через несколько лет он стал полностью обездвижен, а после операции на горле потерял способность говорить. Впрочем, это не помешало ему к своим 74-м два раза жениться, вырастить троих детей и стать одним из самых выдающихся ученых современности.

Сейчас он — один из самых влиятельных современных физиков-теоретиков. По его словам, успехов он добился во многом благодаря своему недугу: «Раньше жизнь казалась скучной. Теперь я определенно счастливее. Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Так много можно сделать, каждый может сделать так много!».

Фрида Кало — выдающаяся мексиканская художница, ставшая знаменитой благодаря своим необыкновенным картинам. В 6 лет она тяжело заболела полиомиелитом, из-за чего одна ее нога стала тоньше другой. В этот момент начал формироваться ее железный характер. Чтобы избавиться от насмешек сверстников, дразнивших ее «Фрида — деревянная нога», девочка занялась плаванием, танцами, футболом и боксом.

В подростковом возрасте Фрида попала в автомобильную аварию, из-за которой всю жизнь страдала сильными болями в позвоночнике. После аварии девочка несколько месяцев не могла встать с постели. В это время она постоянно писала картины, в большинстве — автопортреты. Сейчас работы Фриды Кало стоят миллионы долларов.

Рэй Чарльз — легендарный американский музыкант, получивший 12 премий “Грэмми”. В детстве он начал терять зрение, и к 7 годам полностью ослеп. Когда Рэю было 15 лет, его мать умерла. Юноша много дней не мог спать, есть и говорить. Он был уверен, что сойдет с ума. Когда он вышел из депрессии, то понял, что пережив эту трагедию, сможет справиться с чем угодно.

В 17 лет музыкант начал записывать свои первые синглы в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Сейчас многие считают Рэя Чарльза человеком-легендой: его произведения даже были включены в Библиотеку Конгресса США. В 2004-м, после смерти музыканта, журнал Rolling Stone включил Рэя Чарльза под номером 10 в список 100 величайших артистов всех времен.

На 39 году жизни он заболел полиомиелитом. Многолетнее лечение не помогло, и будущий президент оставался прикованным к инвалидной коляске. После того как он осознал, насколько серьезен недуг, никто не слышал от него жалоб. Собрав волю в кулак, Рузвельт безуспешно пытался научиться ходить, используя костыли и тяжелые ортопедические приборы. Несмотря на болезнь, он стал президентом США. "Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения" - говорил Рузвельт.

В 1,5 года после перенесенной болезни Хелен Келлер потеряла зрение и слух. Но это не сломило ее дух, она сумела воплотить в жизнь свою мечту стать писательницей: под ее именем были опубликованы несколько книг, более 400 статей. Она стала первым слепоглухим человеком, который получил степень бакалавра изящных искусств. Кроме того, Келлер активно участвовала в политике: боролась за права женщин и трудящихся.

Успеха Хелен Келлер добилась благодаря своему сильному характеру и любознательности. Она часто говорила: "Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь". В 26 лет Людвиг начал терять слух. Но это обстоятельство ему ничуть не помешало сочинять музыку. Когда он почти перестал слышать, он написал "Лунную сонату", а будучи абсолютно глухим, пьесу-багатель “К Элизе” (ту самую, которая звучит из музыкальных шкатулок).

Благодаря стойкому характеру и таланту он научился слушать музыку внутри, а после написания 9-й симфонии он сам дирижировал на концерте. После триумфального выступления он расплакался. "Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград" - повторял Бетховен.

Когда Эйнштейн был маленьким ребенком, сложно было предположить, что он добьется успеха в жизни. До трех лет Альберт не умел говорить, страдал аутизмом и дислексией. Учась в гимназии, он часто пропускал занятия, из-за чего так и не получил аттестат. Чтобы доказать родителям, чего он на самом деле стоит, Эйнштейн самостоятельно подготовился и со второго раза поступил в Политехникум в Цюрихе.

Каждый человек хоть раз да слышал словосочетание «сила духа». Что это значит? Почему у одних она есть, а других нет, и как определить, имеется ли она у каждого конкретного индивида? Возможно ли её развитие, и сколько для этого нужно приложить усилий?

Сила духа очень важна в современном мире. Именно благодаря наличию оной у человека получается преодолевать все жизненные сложности, справляться с навалившимися трудностями, миновать преграды, что встречаются на пути, и просто жить. Именно жить, а не существовать, как это делает большинство людей, жить полноценно, счастливо, достойно.


Многих интересует, как развить силу духа, но здесь стоит заметить, что это не так-то просто. За недельку это сделать не получится, могут понадобиться месяцы, а то и годы упорных тренировок, причём самых разнообразных: от физической подготовки до психологической и моральной.

Реальность

Конечно, сложно представлять себе абстрактное выражение без конкретики. Для этого ниже приведены примеры силы духа, проявляемой людьми в критических ситуациях.

Пример 1

Корабль, шторм, скалы. Из команды, состоящей из десяти человек, выжил лишь один Его выбросило на берег небольшого посреди огромного солёного моря, поэтому он была обречен на долгую мучительную смерть (в отличие от его товарищей, скончавшихся быстро и почти безболезненно).

Что сделал бы человек в подобной ситуации? Кто-то, например, стал бы ждать помощи, надеяться на скорый приезд кого-нибудь с «большой земли» и не делал бы попыток для поиска необходимых для выживания инструментов. Но не наш мужчина. Он начал думать, что делать и как спастись. Благодаря развитой силе духа ситуация его не сломила, поэтому вместо истерики и просиживания на пустынном берегу мужчина двинулся вглубь острова, в лес, чтобы найти пищу и питьё. Вскоре он обнаружил ручей и небольшой водопад с пресной водой, а также немного фруктов. Первый день он протянул.

Прошёл месяц. За это время большинство людей смирилось бы с ситуацией. Наш же человек быстро научился разводить костёр, а потому каждый день ближе к вечеру он зажигал огонь. Когда темнело, он увеличивал размеры костра, чтобы привлечь внимание потенциальных спасителей. Он научился охотиться, создал самодельное оружие и построил жилище. Он не сдался, а продолжал действовать и верить в лучшее, и в один прекрасный день его надежды оправдались. Мужчина выжил благодаря себе и внутреннему стержню, силе духа.

Пример 2

Ещё один небольшой вариант, взятый из фильма: девушка попала в клетку к сумасшедшему мужчине. Он не собирался её убивать, но она понимала, что это до поры до времени, и однажды ей придёт конец. Клетка прочная, выбраться из неё не удастся. Каждый день девушка потихоньку пыталась вытащить чуть торчащий между прутьев гвоздь. Она прикидывалась послушной девочкой, чтобы не злить маньяка, а тот и не подозревал, какие мысли скрываются в голове его пленницы. Однажды, как вы уже наверняка догадались, у девушки получилось достать гвоздь. Большой, острый. Она вонзила его прямиком в тело негодяя. В итоге девушка выжила, достав ключ от клетки.

В фильмах ужасов и триллерах, к слову, вообще часто можно увидеть героев, чья сила духа достойна уважения и похвалы.

Вывод

Из приведённых примеров можно сделать вывод насчёт того, что такое сила духа. Это отсутствие страха и наличие решительности, упорства и смелости. Это умение не сдаваться в любых, даже самых сложных ситуациях, которые кажутся безнадёжными. Это непреодолимая воля к победе, которую нельзя сломить ничем. Это нескончаемая надежда и вера в лучшее.

Развитие силы духа

Что же, от примеров перейдем к действию. Воспитание силы духа, как уже говорилось ранее, - это долгий, сложный и трудоёмкий процесс. Но оно того стоит, поскольку человек и сам заметит, как изменится в положительную сторону, если научится всё делать правильно. Также следует напомнить, что при успешном развитии ни в коем случае нельзя останавливаться. Ничто не вечно, а всё, что касается человека, особенно. Совершенствоваться и становиться лучше нужно не пару лет, а всю жизнь, до самой смерти. Итак, как развить силу духа? Приведем шаги на пути к успеху.

Физическая подготовка

Для развития силы духа не требуется гора мышц и умение но элементарные физические упражнения вам помогут. вообще важна для каждого человека вне зависимости от его силы духа. Но тот, кто хочет её развить, должен понимать, что это не просто дополнение, а необходимость.


Прекрасно подходят для развития как силы духа, так и физической формы занятия альпинизмом, плаванием, конным или другим спортом. Если нет возможности, то ваш минимум - это ежедневные упражнения, зарядка, пробежка. Начните это делать. Да, это сложно, но любые отговорки бессмысленны. Раз уж вы твёрдо решили развиваться, действуйте! Это нужно именно вам. Отсюда начинается второй шаг.

Самодисциплина и самосовершенствование

Научитесь делать всё через «не могу». Начните каждый день вставать и ложиться в определённое время. Перестаньте употреблять вредную пищу. Начните делать физические упражнения. Найдите себе занимательное хобби, которое поможет научиться искать информацию и отдаваться любимому делу целиком.

Дисциплинируйте себя, совершенствуйтесь, перестаньте бояться и искать отговорки. Вы способны на многое, вы способны на всё, главное - искренне верить в это. Кстати, насчёт «бояться»: третий пункт исходит отсюда.

Избавление от комплексов и страхов

Это крайне важный шаг. Сила духа означает отсутствие страха и комплексов, которые постоянно мешают человеку что-то сделать и ограничивают его. Смогли бы вы ради выживания пробежаться по многолюдной улице в нижнем белье? При отсутствии комплексов, вероятно, да, но при их наличии вы можете задержаться и в критической ситуации не спастись. Смогли бы вы прыгнуть со второго этажа на улицу, спасаясь от убийцы? Страх может помешать. Правда, здесь заодно пригодится физическая подготовка, о которой упоминалось ранее. Если рассматривать более жизненные и менее страшные примеры: смогли бы вы прямо сейчас взять и собраться в незнакомый город? Нет? Почему? Отсутствие денег, связей и невозможность отпроситься с работы - это всё отговорки, на самом деле вы просто боитесь менять свою жизнь, боитесь оторваться с насиженного места.

Избавляйтесь от всех своих страхов и комплексов, это приведёт к успеху на волевом поприще. Это пригодится не только для развития силы духа в частности, но и в жизни, ведь лучше быть свободным от предрассудков, чужого мнения и разнообразных чем постоянно трястись и не иметь возможности что-то сделать.

Этих трёх шагов будет вполне достаточно для полноценного развития силы духа. Действуйте, а также не забывайте о том, что чем лучше вы укрепите свой дух, тем проще вам станет жить.




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.