Болезни Военный билет Призыв

Примеры конформизма

Конформность: что это?

По мнению многих исследователей в области социологии, психологии, философии, человек, который постоянно проживает в обществе, становится зависимым от его мнения. На протяжении всей жизни человек вступает в разнообразные взаимосвязи и взаимодействия с окружающими, обменивается с ними информацией и опытом. Таким образом, происходит взаимное воздействие: человек действует на общество, привнося в него что-либо новое, а общество, в свою очередь, влияет на личность человека, его мировоззрение и личностные установки.

Поведенческая модель личности зачастую строится именно под влиянием социума, так же, как и восприятие нами окружающего мира может складываться в зависимости от того, какие установки предлагает нам общественность.

Замечание 1

Данная поведенческая модель современности характеризуется как склонность индивида к конформизму и соответствующему поведению – согласованному, приспособленческому. По сути, конформизм также выступает в качестве пассивного согласия с мнением большинства людей, которые входят в конкретную общественную группу. В этой группе находится человек, который может или беспрекословно принимать все условия (быть конформным), или отрицать их (проявлять признаки нонконформизма).

По мнению исследователей, конформизм развивается под влиянием ряда факторов:

  1. Пол человека – женщины больше подвержены конформизму, нежели мужчины, что обусловлено особенностями их социального положения и тех ролей, которые они принимают на себя (роль матери, роль домохозяйки, которая должна прислушиваться в первую очередь ко мнению мужчины);
  2. Возраст человека – зачастую конформизм проявляется у людей в возрасте до 25 лет. В силу отсутствия жизненного опыта и знаний им проще согласиться с большинством, поскольку их мнение может считаться незрелым и некомпетентным в отличие от мнения старших;
  3. Социальное положение и уровень образования человека – чем более компетентен человек, чем выше его профессионализм в областях, которые наиболее значимы в деятельности социальной группы, тем меньше будет уровень его конформизма. Настоящий специалист всегда уверен в своих суждениях и умозаключениях. Он способен выслушать иные точки зрения, но свою может обозначить таким образом, что большая часть согласится с ним, доверится ему.

Примеры конформного поведения

В целом, мы можем не углубляться в исторический аспект, чтобы привести наиболее яркие примеры конформизма, поскольку мы сами сталкиваемся с этим феноменом ежедневно. Например, устраиваясь на работу, мы сразу знакомимся с новым коллективом, связи в котором уже установились. Люди, которые знают тонкости иерархии компании и личностные характеристики друг друга становятся для нас в некотором роде ориентирами, ко мнению которых мы прислушиваемся, и которое может оказать сильное влияние на восприятие всей организации в целом.

Очень важную роль в формировании конформизма в современном мире играют средства массовой информации. Они стали инструментом, благодаря которому можно формировать общественное мнение, манипулировать им, создавать актуальные тренды в сознании человека. Если в средствах массовой информации поддерживается определенное событие или действие, или же отдельная личность, то и большинство людей будут также поддерживать их. СМИ являются источником информации об актуальных событиях, происходящих в мире, люди верят им, поэтому и проявляют лояльность и конформность в их отношении. Но иногда средства массовой информации специально используют фейковые новости, чтобы скрыть наиболее важную и животрепещущую информацию. В данном случае все зависит от уровня доверия им, а также от того, насколько сильно люди сами готовы подвергаться такому давлению.

Один из источников конформизма – это коллективная работа. В процессе ее осуществления люди не всегда осознают, насколько они страдают. Обычно совместная деятельность в команде создает иллюзию того, что все сплочены общей идеей и целью. Но, на самом деле, в процессе совместной работы людям проще навязать друг другу свою точку зрения, в особой степени это касается лидеров группы. Они прекрасно осознают, что могут повести за собой всю команду, поэтому стараются оказывать влияние на слабых участников группы, перетягивать их на свою сторону, навязывать свою точку зрения как единственно верную и точную в сложившихся обстоятельствах.

Человек, подверженный конформизму, теряет свою индивидуальность. Это касается политической сферы: будучи привлеченным к какой-либо кампании, человек воспринимает ее идеи как единственно истинные, поэтому перестает критически мыслить и вырабатывать собственные идеи, которые также могут изменить мир. Поэтому политические партии и общественные движения сегодня выступают в качестве тех самых организаций, которые в качестве членов имеют самых ярких конформистов. Каждый осознает, что может сделать самостоятельный выбор или создать что-то новое, но при этом из-за страха, нерешительности, недостатка профессионализма или просто из лени человеку проще присоединиться к движению, которое уже развилось, чем предлагать новые идеи.

Замечание 2

Таким образом, примеров конформизма в современном мире существует бесчисленное множество. Каждый из нас может считаться конформистом в той или иной степени, все зависит от нашего мировоззрения, внутренних установок, принятия или непринятия общепринятых ценностей и норм. Также люди могут проявлять нонконформистские настроения, и, в таком случае, их идеи полностью или частично противоречат идеям абсолютного большинства.

Нельзя однозначно оценивать конформизм как негативное явление, ведь в самых противоречивых ситуациях он позволяет прийти к общему решению без негативных последствий. Негативные последствия отражаются непосредственно на личности, особенно, если человек сам осознает, что идеи ему совершенно не импонируют, и что они полностью противоречат его внутренним установкам и ценностным ориентациям.

Конформизм - изменение собственных взглядов, убеждений под влиянием среды, обстоятельств, следование мнению большинства. С библейских времен известен афоризм: «Лучше быть живым псом, чем мертвым львом». Известна и другая классическая фраза, ставшая крылатой: «И все-таки она вертится!» Согласно легенде, ее произнес итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), вынужденный отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Тут в голову приходят строки из поэзии нашего соотечественника Н.А. Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Позитивный конформизм - стремление сохранить существующий социальный порядок, избежать революционных потрясений. Речь идет о постепенном усвоении определенных норм, привычек и ценностей, являющихся основой социализации личности в обществе. Примером может служить мужественная смерть философа Сократа. Уже приговоренный афинским судом, он твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ сказал, что, хотя его осудили несправедливо, закон надо чтить. Положительная сторона конформизма состоит в том, что он помогает человеку соблюдать общественные нормы и правила. Будущая российская императрица Екатерина II (урожденная немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), прибыв к русскому двору 15-летней девочкой (1744 г.), «ставила себе за правило нравиться людям, с какими ей приходилось жить» (В.О. Ключевский). Возможно, еще не зная русской пословицы «С волками жить - по волчьи выть», она следовала именно ей. Нелестно отзываясь о нравах, царивших при дворе правившей тогда императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина Алексеевна в своих действиях, образе жизни руководствовалась жесткими внешними условиями, а не собственными принципами. Историк В.О. Ключевский пишет о ее нелегком пути к власти: «Она рано усвоила себе мысль, что лучшее средство пользоваться обстоятельствами и людьми - это плыть до времени по течению первых и служить не слепым, но послушным орудием в руках вторых. Она не раз отдавалась в чужие руки, но только для того, чтобы ее донесли до желаемого ею места, до которого она не могла сама добраться» . Гибкая, уступчивая позиция Екатерины, ее умение приспособиться к обстоятельствам, уступить чужому мнению (мнению человека более сильного), в конце концов и приведет ее к власти (1762 г.).

Благодаря конформизму человек сохраняет единство со своей группой, получает одобрение и признание окружающих. Он помогает группе быть более сплоченной, единой, а значит, более сильной.

Конформизм как приспособленчество , бездумное следование общему мнению показан в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля». Двое обманщиков сказали королю, что изготовят чудесное платье, увидеть которое сможет только умный человек, а дураку либо тому, кто не на своем месте, ткань будет невидима. Придворные и в итоге сам голый король не посмели признаться, что ничего не видят. Перед нами «стадный инстинкт», «инстинкт толпы» - склонность людей присоединяться к социальным группам, партиям, их вождям и подражать им. В сказке Андерсена мальчик из толпы выкрикнул: «Да ведь король-то голый!». Найдется ли такой человек в социуме конформистов? Один из героев сатирического романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Панург бросил барана-вожака в море и все остальные кинулись за ним и утонули. Отсюда и выражение «панур - гово стадо» - толпа, идущая безрассудно за своим вожаком, люди, лишенные способности к самостоятельному мышлению.

Интересна этимология данного слова: конформисты [англ, conformist - буквально «согласный»] - английские протестанты, сторонники англиканской церкви, принявшие все ее обряды и догмы . Король Генрих VIII (1509-1547) провозгласил себя верховным главой английской церкви, начал реформировать не только церковную иерархию, но и изменять религиозные ритуалы и основы вероучения. Конформисты выбрали меньшее из двух зол. Встретив сопротивление духовенства, король мог вообще упразднить институт священников, упростить церковные обряды, как это было в ряде протестантских движений в Европе. Отказавшиеся подчиниться воле короля подвергались репрессиям: казням, лишению имущества. Как видим, с эпохи английской реформации (XVI в.) конформизм считается таким нормативным образцом, когда личность отказывается от существовавших ранее ценностных ориентаций под влиянием новых условий и господствующих в обществе стандартов.

В русской литературе образцами конформизма можно считать поведение таких героев, как Молчалин и Швабрин. Алексей Молча- лин, действующее лицо в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», исповедует жизненный принцип:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Он профессиональный конформист и человек, вынужденный в силу своего незнатного происхождения и отсутствия богатства следовать законам «барской Москвы». Это дает свои плоды:

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил.

Ориентиром для Молчалина является Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья». Вот что важно для Молчалина: приходят и уходят министры, совершаются государственные перевороты, а чиновник-конформист остается незаменимым для каждого политического режима. Чтобы осуществить свой заветный идеал - «И награжденья брать, и весело пожить» - он готов приспособиться к любым обстоятельствам.

Алексей Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» приспосабливается к обстоятельствам, становится предателем, изменяет присяге и переходит на сторону мятежников. «Швабрин - олицетворенная низость», - напишет Марина Цветаева о человеке, запятнавшем честь и достоинство дворянина.

«Народ безмолвствует» - эта фраза из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» стала крылатой. Она может быть истолкована как ключевой пункт из социального контракта народа с властью. Признавая существующие «правила игры» (обряды, догмы, служебную иерархию и т.д.), отдельные индивидуумы могут уйти в глухую оппозицию. Например, в 70-80-е годы прошлого века в СССР многие представители интеллигенции затаенно высказывали недовольство политическим курсом КПСС (отсутствием свободы слова, свободы выезда за границу и т.д.). Об этом они говорили дома, на кухне (отсюда и выражение «кухонные разговоры»). Но так как многие из них сами были членами КПСС, Союзов писателей, композиторов и т.д., пользовались всеми благами, что давали эти организации (бесплатные поездки в санатории и дома отдыха, возможность выезда за границу в составе делегаций писателей, артистов, музыкантов и др.), они, говоря словами поэта А. Галича, молчали «не против, конечно, а за». Эти строки очень точно передают внутреннее состояние конформиста:

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание - золото.

Промолчи - попадешь в палачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

Может быть, корни современного русского конформизма уходят в архетипы национального характера? И среди этих черт психологии народа - долготерпение, покорность судьбе, приводящие к тому, о чем с горечью говорил А.С. Пушкин:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Эта нелестная характеристика в чем-то соответствует нынешнему молчанию людей, на глазах у которых молодые, пышущие здоровьем контролеры в электричках требуют от стариков-пенсионеров оплатить проезд. Общество, допускающее подобное, заслуживает следующего диагноза: «Скорее, больное, чем здоровое».

В 2010 г. вышла книга «Герои, злодеи, конформисты российской науки». Ее автор - доктор биологических наук академик С.Э. Шноль. «Участь конформистов трудна, - пишет Шноль, - им приходится сотрудничать со злодеями и терпеть неодобрение современников <...>, но утешением им может быть сознание выполненного долга - спасенья тех, кого такой ценой удается спасти» . Показательно, что в первом издании (1997 г.) автор назвал ее по-другому: «Герои и злодеи российской науки». Жизнь науки, как, впрочем, и религии, искусства, философии, не определяется лишь противоборством героев и злодеев. Конформисты - естественная и необходимая часть общества.

Ее представителем выступает Александр Леонтьевич Онисимов, герой романа «Новое назначение» Александра Альфредовича Бека (1903-1972). Ключевым для героя романа А. Бека стал 1938 г. - время массовых репрессий в СССР: «Аресты, уже вырвавшие одного за другим почти всех, с кем работал...». Совсем недавно был арестован его брат Иван Назаров. Ждет решения своей участи и сам Онисимов. Александра Леонтьевича, в том момент кандидата в члены ЦК, являющегося начальником крупнейшего Главка, вызывают в Кремль на доклад к Сталину. Онисимов получает полный кредит доверия от руководителя страны и назначение на должность народного комиссара танкостроения. Многие годы Онисимов хранит дома «охранную грамоту», выданную ему самим Сталиным в тот памятный день. На блокнотном листе брошены несколько строк: «Тов. Онисимов. Числил Вас и числю среди своих друзей. Верил Вам и верю. А о Назарове не вспоминайте. Бог с ним. И. Сталин» .

В таком же положении в 30-50-е годы XX в. в СССР были тысячи как рядовых граждан, так и руководящих работников, членов Коммунистической партии. Например, академик Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), основатель отечественной научной школы физической оптики, Президент Академии наук СССР. В августе 1940 г. был арестован его брат генетик Николай Иванович Вавилов (1887-1943). Он умер в тюрьме, и С.И. Вавилов, Президент АН СССР, лауреат Сталинских государственных премий (!!!) даже не знал, где могила его младшего брата.

Как могли люди, чьи родственники были репрессированы, продолжать работать, служить советскому режиму, выступать на партийных собраниях, одобряя решения КПСС? Ответ дает А. Бек устами Онисимова: «От вопросов, которые могли возмутить его, коммуниста, разум и совесть, он уходил, ускользал простейшим способом: не мое дело, меня это не касается, не мне судить. Любимый его брат погиб в тюрьме, в душе он оплакал Ваню, но и тогда остался твердым в своем “Не рассуждать!”. Для него не было пустыми словами выражение “солдат партии”. Позже, когда вошло в обиход “солдат Сталина”, он с гордостью и, несомненно, по праву считал себя таким солдатом» .

Действие романа происходит в 50-е годы XX в., после смерти И.В. Сталина (1953 г.). Онисимов, «солдат Сталина», крупный руководитель советской промышленности, чувствует новую эпоху, где ему уже нет места. Он подводит итоги своей деятельности, вспоминает прошлое. Сознание выполненного долга, пожалуй, именно это служит моральным оправданием конформизма литературного героя Онисимова, реального человека С.Н. Вавилова, других подлинных патриотов, благодаря которым мы победили в Великой Отечественной войне, подняли страну из руин в 40-50-е годы, а в 1961 г. уже первыми в мире полетели в космос. С.Э. Шноль к числу выдающихся конформистов, кроме уже упоминавшегося С.И. Вавилова, относит советских ученых: химика-органика Президента Академии наук СССР Александра Николаевича Несмеянова (1899-1980), биохимиков Сергея Евгеньевича Северина (1901-1993), Владимира Александровича Энгельгардта (1894-1984) .

Проведенный нами опрос среди студентов показал, что большинство из них в той или иной мере осуждает конформизм в качестве нормативного образца личности:

  • «Конформизм тормозит развитие общества. Мы теряем свою индивидуальность, подчиняясь точке зрения большинства. А еще древние говорили: “Худших - большинство”. Прогрессу, созданию нового в науке, искусстве, технике способствуют деятельные Личности, а не пассивные соглашатели-конформисты»;
  • «Конформизм - это, к сожалению, нормативный образец поведения современного человека. Каждый из нас внутренне готов согласиться с мнением большинства»;
  • «Это ужасно, когда взрослый человек подстраивается под окружающих. У него нет своей позиции, собственного мнения. Но все начинается с детства. Уже в раннем возрасте мы сбиваемся в стаи, нами руководит вожак - физически крепкий, часто наглый, задиристый. Тот, кто не признает его авторитет в классе, во дворе, становится “белой вороной”. За вожаком - группа, стая. За “белой вороной” - никого. Видимо, тогда и формируется у нас этот стереотип: “Если ты не с нами, значит, ты против нас”». После этих строк вспоминается преступный конформизм школьников, о котором идет речь в фильме режиссера Р. Быкова «Чучело». Каждый из них, подчиняясь общему настроению, травит ни в чем не повинную новенькую в классе девочку. Фильм вышел на советские экраны в 1984 г. и вызвал бурное обсуждение в СМИ. Жить в обществе извергов-конформистов, безусловно, очень страшно!

Меньшая группа опрошенных пытается проанализировать неоднозначность понятия «конформизм»:

  • «Такой нормативный образец личности, как конформизм - это палка о двух концах. Если правящая элита, формирующая мнение большинства, аморальна и развращена роскошью, живет по принципу: “Получи от жизни все”, то конформизм растлевает и граждан. Если у власти оказываются подвижники, честные люди, то конформизм - благо для всего государства. Как сказал Конфуций правящему классу, “если вы будете стремиться к добру, то и народ станет добрым”»;
  • «В нашем обществе конформистов у людей отсутствует гражданская позиция. Вспомним, что в дореволюционной России было широкое земское движение, т.е. инициатива шла “снизу”. На деньги земцев строились больницы, школы для крестьянских детей, библиотеки. Это наглядный пример позитивного конформизма, когда интересы большинства порядочных и деловых людей подчиняют себе примитивный утилитаризм эгоистов и индивидуалистов».

Особо выделим «аналитическую», или «отстраненную», точку зрения. Авторы представленных работ, видимо, признают то обстоятельство, что абсолютных истин не существует и, следовательно, задача «моралиста» - это размышление, философствование:

  • «Несмотря на мою собственную систему ценностей, общество диктует мне свои правила: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов”. С помощью “карманных СМИ” власть может доказать, что черное - это белое, а белое - это черное”. Плохо это или хорошо - все зависит от ситуации»;
  • «Мое мировоззрение формируется моими собственными ценностями, приоритетами. Моя семья, ее традиции для меня гораздо важнее стереотипов и клише, что навязывают нам ежедневно СМИ. Хотя есть и те, кто исповедует то, что ему внушает большинство»;
  • «Несколько человек пришли в институт учиться, а остальные - валять дурака. Для первых учебные пары, общение с преподавателем - способ познания нового, самореализация. Для вторых учеба - скукота, “отстой”. Что, если вторые (большинство) захотят сбежать с занятий? Поддержат ли их первые (меньшинство)? Смогут ли “интеллектуалы” занять самостоятельную позицию или же согласятся “забить” на лекции, как и их “дубинноголовые” однокурсники?».

Лишь один человек (!) честно признался в своей жизненной позиции: «Я - конформист. Мои мысли, убеждения, пристрастия сформировали те, кто вокруг: родители, друзья как реальные, так и виртуальные (Интернет). Я не могу и не хочу сопротивляться мнению большинства. У нас в классе была одна девочка - “белая ворона”. Ее травили, задевали. Я на всю жизнь запомнил этот урок: не вставай на пути у большинства. Большинство всегда право, а если не право, то смотри пункт первый».

Подводя итоги сказанному, отметим, что в рамках конформизма как нормативного образца поведения существуют две его формы: конформизм позитивный и конформизм эгоистический. Последний основан на страхе и отсутствии способности к сопротивлению внешним обстоятельствам. Подобная мировоззренческая позиция граждан страны способствует стагнации общества, косности, отсутствию подлинной свободы слова. В этом случае люди ощущают себя лишь «винтиками», безропотно поддерживающими любое мнение, спускаемое «сверху». Рассуждают «винтики» примерно так: «Я ничего не решаю», «Мой протест ничего не изменит», «Я как все».


Роль конформизма в управлении коллективом.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

1) от характера межличностных отношений (как дружеских, так и конфликтных);

2) от необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

3) от размера самого коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм);

4) от наличия сплоченности группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

5) от статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

Конформизм также обладает следующими положительными чертами:

1) формирует коллектив, который объединен общими идеями и целями;

2) превращает трудовой коллектив в единый механизм;

3) сокращает период адаптации человека в коллективе;

4) облегчает организацию совместной деятельности людей;

5) позволяет разработать определенные шаблоны действий в стандартных ситуациях и предвидеть возникновение нестандартных;

6) способствует возникновению легкости выхода из кризисных ситуаций.

Самый яркий пример, где происходит конформизм это группа людей. (Группа - ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (например совместной деятельности, идентичности обстоятельств). По определению Марвина Шоу, «группа - это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

К критериям, характеризующим группу, относятся:

Относительно стабильный состав участников;

Устойчивое и предсказуемое взаимодействие;

Осознаваемые или признаваемые единство ситуации или общность цели;

Локализованность во времени или пространстве;

Организованность - управляемость и способность к самоуправлению;

Сплоченность - степень интеграции в группе каждого из членов;

Микроклимат - комфортность для всех участников;

Иерархичность - наличие лидера;

Референтность - разделение членами группы групповых норм;

Волевая активность - устойчивость, целеустремленность, настойчивость, энергичность;

Интеллектуальная активность - рациональность отношений в группе, ее продуктивность;

Эмоциональная активность - взаимные симпатии и антипатии.

Групповые нормы - это совокупность правил и требований, которые вырабатываются группой; определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы. Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного участника с выработанными эталонами поведения и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе. Нормы выполняют функцию социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок и поведения личности в соответствии с неразделяемой ранее позицией большинства. Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных внутренних установок личности в результате принятия позиции большинства, которая оценивается как более обоснованная. Внешний конформизм - демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать наказание, порицание или внутренний дискомфорт.

Конформизм членов группы формируется под воздействием сложившихся норм поведения. К ним относятся какие-либо неписаные правила о том, что и как следует делать (или не делать). Отношение различных людей к конформизму далеко не одинаково. Некоторые принимают нормы поведения безоговорочно и стремятся их исполнять, другие же исполняют их только ради сохранения расположения коллектива. Третьи вообще принимают их на внутреннем уровне, наследуют им внешне и т.д. В любом коллективе существует система социального контроля, которая в целом поддерживает конформизм на необходимом уровне. Сюда можно включить такие меры воздействия, как убеждение, предписание, запрещение, признание заслуг и т.д. Благодаря данным мерам поведение сотрудников приводится в соответствие с организационной культурой, стандартами работы, должностными инструкциями и целями организации.

Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.

С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

    Условия возникновения конформизма.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

    степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

    тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

    численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

    состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

    ловушка «группомыслия» среди людей;

    сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

    наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

    публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Эш определял конформизм как "отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений". Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.

    Конформизм и нонконформизм.

Интуитивно, конформизму часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

Отмечается так же, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

Нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "да" или в логике "нет". Таким образом, термин "нонконформизм", будучи, по сути дела, синонимом термина "негативизм", в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "конформизм", а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе.

Уже в 1955 году было показано, что нонконформист-одиночка способен успешнее сопротивляться давлению группы, если он:

Обладает достаточным умом и творческими способностями;

Проявляет терпимость;

Верит в себя и устойчив к стрессу.

Если же в качестве нонконформиста выступает группа людей, то она имеет шансы склонить большинство на свою сторону. Пример - классический "сине-зеленый" эксперимент (Московичи, 1969).

Испытуемый в присутствии 5 человек должен определить цвет диапозитива не экране. На самом деле все диапозитивы синие, но в группе присутствуют 2 подставных лица (активное меньшинство), которые постоянно называют все диапозитивы зелеными. Открытого давления на испытуемого не оказывается. Результаты: 8% ответов - "зеленый". Дальше эти же люди проходили тест на цветоразличение в непрерывном спектре. Результаты:

Те, кто контактировал с "подставными", чаще идентифицировали цвета как зеленые;

Из них наиболее часто идентифицировали цвет как зеленый те, кто наиболее сильно сопротивлялся влиянию "подставных" на предыдущем эксперименте.

Подведем итоги. Каковы же возможности меньшинства влиять на ситуацию?

Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения (а прежде это считалось прерогативой только большинства). Для этого меньшинство должно иметь соответствующий стиль поведения:

Твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать как упрямство;

Проявить волю к действию;

Активно избегать раскола своего единства.

Кроме того, сама идея меньшинства должна быть достаточно самобытна, но в то же время должна соответствовать "духу времени".

Движение, в аморфную толпу. 3.Конформизм Конформизм – податливость личности реальному или... Различают внешний и внутренний конформизм , а также нонконформизм . Конформизм (от позднелат. conformis ... наша интеллигенция обратилась к нонконформизму , но, поняв новое...

  • Конформизм (2)

    Реферат >> Психология

    Группового сознания и группового давления. Конформность, конформизм , нонконформизм . – http://psylist.net/hpor/ social018 ...

  • Шпаргалка по Культурологии (1)

    Шпаргалка >> Культура и искусство

    Лозунги, и т.п.). Вообще, нонконформизм обыкновенно свойствен молодежи, еще... проходит с возрастом. Обращаясь к нонконформизму , личность пытается самоутвердиться. В противостоянии... официальной культуры, кроме конформизма и нонконформизма , существует еще один...

  • Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

    Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

    Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

    Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

    Виды конформизма

    Существует несколько классификаций конформизма.

    Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

    • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
    • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

    Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

    • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
    • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

    Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

    • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
    • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
    • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

    Примеры конформизма

    Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

    Вот типичные примеры конформизма.

    • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
    • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
    • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
    • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
    • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

    Почему люди склоняются к конформизму?

    Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

    Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

    Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

    • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
    • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
    • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

    Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

    Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

    Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

    • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
    • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
    • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

    Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

    • Боязнь быть отвергнутым.
    • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
    • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

    Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

    В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

    Социальные ответы и нонконформизм

    После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

    Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие . В свою очередь, преобразование , иначе известное как частное принятие , предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

    Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией . Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

    Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

    Нонконформизм может проявляться в форме:

    • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
    • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

    В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

    В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

    Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

    Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характери­зуется принятием индивидом мнения большинства в ка­честве групповой нормы, зависимостью индивида от груп­пы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Ин­формационное влияние характеризуется влиянием дру­гих членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

    Внешний конформизм (уступчивость, приспособле­ние) характеризуется внешним согласием с мнением груп­пы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобре­ние, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

    Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципи­ально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутрен­ него конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобле­ние индивида партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним) и интернализация, т. е. внутреннее усвоение уста­новок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.

    4.4. Развитие малой группы

    Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отно­шениях: дифференциации и интеграции.

    В концепции Л. И. Уманского поэтапное развитие группы характеризует­ся последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности её членов в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа харак­теризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграци­ей в сфере эмоциональных отношений. Группа-коопера­ция характеризуется преобладанием интегративных тен­денций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере де­ловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоля­ция группы и концентрация активности ее членов на уз­когрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью кол­ лектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика кол-лективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на од­ном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризо­ваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интроэгоизм», по Л. И. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

    Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизне­деятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

    В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

      ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

      эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

      открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

      принятие решения и активные совместные действия по его реализации. В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:

      «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

      «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутстви­ем единства в группе;

      «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

      «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

    Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:

      Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

      «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

      «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедея­тельность группы, при условии, что они будут способствовать более полному достиже­нию ее целей.