Болезни Военный билет Призыв

Психология преступника мимика и жесты. Как определить психологию человека по поведению и жестам. Жесты, демонстрирующие уважение

Мимика (греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы.

Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995).
Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов.
Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь.
Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях.
Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого.
Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений.

Описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:
- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - «я весь внимание”;
- голова наклонена набок - »я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника.
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;
- неотрывный взгляд на объект гнева;
- шумное дыхание;
- сжатые кулаки;
- обнажение клыков;
- гиперемия склер («глаза налиты кровью”);
- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.
3. Досада:
- злобное выражение лица;
- выражение напряжённой мысли;
- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией).
4. Жеманство:
- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;
- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане.
5. Зависть (по описанию Овидия):
- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
- бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);
- отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей.
6. Закрытость:
- скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (»я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);
- сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
- скрещивание или поза нога на ногу («я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступить в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.
7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):
- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;
- поперечные складки на переносье.
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);
- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют „весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);
- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет).
9. Недоумение (растерянность):
- застывание на одном месте и в одной позе;
- признаки остановки мысли;
- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать).
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
- плотное сжатие губ;
- напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений.
11. Отвращение:
- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;
- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости).
12. Открытость:
- развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
- частое поднятие плеч (означает: „всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);
- расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
- наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения).
13. Печаль:
- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
- в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);
- глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (»потухший взор”);
- уголки рта опущены («кислое выражение лица”);
- темп движений и речи замедлен.
14. Подобострастие:
- преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
- отсутствие признаков напряжения ума;
- отсутствие признаков напряжения воли.
15. Подозрительность:
- неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);
- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);
- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
- признаки злобы.
16. Радость:
- брови и лоб спокойны; - нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
- „гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
17. Раскаяние:
- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (означает просьбу о прощении, помиловании);
- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
- плач с закрытыми руками глазами;
- отдаление от других людей.
18. Расположение к кому-либо:
- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
- рука на груди или „на сердце” (мужской жест честности и открытости);
- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
- закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно.
19. Самоуверенность:
- отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
- гордая, прямая поза;
- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: „тут моя территория, здесь я хозяин”);
- взгляд, исходящий над очками.
20. Скука:
- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют „дневным сном” с пассивным течением впечатлений.
21. Смущение:
- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
- дотрагивание рукой до лица.
22. Сомнение:
- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
- опущенная голова;
- опущенный взор;
- руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
- приподнятые плечи (знак вопроса: „чему тут удивляться?”).
23. Страх:
- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
- рот открыт (»отпала челюсть”);
- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
- напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
- дрожь в руках, ногах, во всём теле.
24. Стыд:
- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
- взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей: ”не вижу, значит, этого нет”);
- умолкание речи (в Библии сказано: ”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано: ”Крадутся люди стыдящиеся”);
- тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаться незаметным, чтобы его не видели;
- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);
- заикание, спотыкания в речи;
- краска стыда («покрыться стыдом, бесчестием”). „Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций.
25. Тревога:
- беспокойный, бегающий взгляд;
- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);
- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);
- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);
- крики, плач;
- бледность кожи.
26. Удивление:
- высокое поднятие бровей;
- открытие рта;
- разведение рук в стороны;
- сильное напряжение внимания;
- сильное напряжение мысли.
27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):
- признаки радости;
- признаки печали;
- слёзы.
28. Умственное напряжение:
- две вертикальные складки на переносице;
- нависание бровей над глазами;
- брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Человек - это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. Мимика лица, например, может рассказать о людях немало любопытных подробностей, даже если сами они при этом молчат. Жесты тоже способны выдать чужое состояние. Наблюдая за людьми, можно узнать много интереснейших подробностей, которые помогут разобраться с правдой или ложью, эмоциями, настроением и прочими особенностями окружающих. Психология мимики по-настоящему обширна. Чтобы изучить её полноценно, не хватит одной статьи и даже книги. Тем не менее некоторые правила и подсказки помогут научиться хотя бы элементарным психологическим «трюкам» для использования их в дальнейшем.

Общая информация и определения

Физиогномика - это искусство чтения человека по его внешним признакам, в частности по лицу, его выражению, чертам и мимике. Определить можно как внутренние качества и некоторые психологические данные, так и состояние здоровья. Этот метод нельзя назвать полностью научным, но многие им интересуются очень серьёзно ввиду его некоторой обоснованности.

Мимика - это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, и другие душевные качества.

Жесты - это телодвижения, чаще всего рукой/руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза - положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты, позы, мимика - всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Лицо и мимика

Что лучше всего расскажет о человеке? Разумеется, лицо. Именно оно способно выдать человека с потрохами, когда тот испытывает какие-то эмоции, реагирует на что-то, врёт или говорит правду и т. д. Язык мимики богат и разнообразен. Бывает сложно запомнить абсолютно всё, но элементарные черты искренней радости, например, или разочарования сохранить в памяти можно. А также научиться скрывать собственные чувства.

Несмотря на то, что мимика и жесты человека вплотную взаимосвязаны, рассмотрены они будут отдельно. Итак, поехали.

Реакции

Мимика лица человека проявляется по-разному, и чаще всего её можно узреть в человеческих эмоциях. Последние, в свою очередь, показываются в реакциях. В зависимости от их проявления можно узнать, что испытывает человек от полученной информации. Сложность заключается в том, что одни боятся, другие не хотят, а третьи стесняются демонстрировать собственные эмоции. Из-за этого придётся успеть заметить быструю, непроизвольную реакцию, которая появляется самой первой. Зачастую полностью проконтролировать её почти невозможно, особенно неподготовленному человеку. Поэтому определить собеседника, которые тот уже через секунды, скорей всего, уберёт со своего лица, можно, если действовать быстро и крайне внимательно.

Эмоции

Итак, продолжим. Как уже говорилось чуть выше, мимика в общении проявляется посредством выражения эмоций, исходящих из реакции. Ниже приведены самые яркие и значимые из них, а также способы их выражения:

  • Радость, счастье . Брови и губы расслаблены, уголки последних приподняты с обеих сторон, щёки тоже приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
  • Злость, раздражение . Брови напряжены, сведены вместе и опущены, рот плотно закрыт. Зачастую зубы сведены вместе, как и губы, уголки которых при гневе или сильном недовольстве смотрят вниз.
  • Презрение . Ухмылка. Уголок рта с одной стороны приподнят и виден лёгкий прищур в глазах.
  • Удивление. Губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.
  • Страх. Брови и верхние веки приподняты, а нижние напряжены, как и всё лицо в целом, глаза распахнуты.
  • Печаль, огорчение. Чуть опущенные верхние веки и приподнятые брови, расслабленные губы с уголками, смотрящими вниз, а также пустой, потухший взгляд.
  • Отвращение . Напряжена и приподнята верхняя губа, брови сведены вместе, образуя небольшую складку, и немного опущены, щёки тоже слегка поднимаются вверх, а нос чуть сморщен.

Помимо прочего, разобраться с эмоциями помогут картинки. Мимика на них изображена неплохо, что наглядно демонстрирует внутренние чувства и переживания изображённых людей. Смайлы, к слову, тоже не зря придуманы. Зачастую мимика лица у них неплохая, благодаря чему они и пользуются спросом при попытке передачи эмоций через интернет. Ведь общение здесь в основном происходит буквами, которыми не всегда получается передать ощущения, испытываемые в тот или иной момент.

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить.

Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении - это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:


Как распознать правду и ложь по человеку

Вот почему многих интересуют подробности нашей статьи - все хотят знать, как читать мимику лица человека, как видеть, когда вам нагло врут, а когда говорят чистую правду. Некоторые способы разоблачить лгуна приведены ниже, но помните, что, возможно, врунишка о подобных фокусах уже давно и прекрасно знает, а потому пользуется ими умело и ловко, обманывая окружающих так, что

  1. Когда человек говорит неправду, его зрачки непроизвольно сужаются. Если вы предварительно успели заметить исходное состояние глаз собеседника, то вы поймёте, что он лукавит, после уменьшения зрачков.
  2. Когда человек лжёт, он отводит взгляд. Происходит это из-за того, что подсознательно ему стыдно за неправдивую информацию, которую он говорит.
  3. Когда человек врёт и знает о предыдущем способе, он пристально смотрит в глаза. Чаще всего он настолько «заигрывается», что даже почти не моргает. Это тоже способно выдать лжеца.
  4. Взгляд врущего человека перемещается с одного предмета на другой, не задерживаясь на чём-то одном. Иногда это просто признак нервов, но чаще всего - лжи.
  5. Благодаря сжатию скуловых мышц у врущего человека на лице появляется некое подобие полуулыбки-полуухмылки.
  6. Направление взгляда также скажет, правду или ложь вам приходится слышать от собеседника. Если человек смотрит вправо, вероятнее всего, вам преподносят ложь, если влево - правду. Однако это правило действует при условии, что говорящий правша, в противном случае читать наоборот.

Особенности заграничного языка мимики и жестов

Не везде общаются теми же способами, что и у нас. Разумеется, имеется в виду не человеческий язык, а язык жестов, поз и мимики. Приведённый ниже список с указанием конкретных стран и некорректных действий поможет не попасть в просак при иностранцах.

Азия. Следите за руками и ногами. Первыми нельзя прикасаться к чужой голове и волосам, поскольку для азиатов это самое святое, что есть в человеке. Ноги, в свою очередь, тоже не надо распускать, правда, вообще. Даже случайное прикосновение (к любой части тела) может вызвать панический ужас, а то и злость со стороны азиатов. Всё потому, что, в отличие от головы, ноги считаются самым «низким», что есть в человеческом теле.

Ближний Восток. Поднять вверх большой палец - это всё равно, что послать человека в зад. Дети, правда, показывают этот жест частенько, пытаясь тем самым раздразнить окружающих.

Бразилия. Жест «всё О’кей» (большой палец соединён с указательным, образуя ноль, а остальные пальцы торчат «наружу») здесь имеет примерно тот же смысл, что у нас средний палец.

Венесуэла. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность.

Италия. Жест «Коза» из рок-музыки обозначает здесь измену и неудачливость. Т. е. если вы покажете кому-нибудь этот знак, вы намекнёте, что считаете его полным лохом, которому изменяет вторая половина. На севере Италии нельзя также прикасаться к подбородку, поскольку это означает, что вы как будто показываете человеку средний палец.

Фиджи. Рукопожатие считается фирменным знаком республики, из-за чего не надо пугаться, если собеседник будет крепко и долго держать вашу руку в своей. Это лишь признак вежливости, и длиться он может действительно немалое количество времени, вплоть до конца разговора.

Франция. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность, а почёсывание подбородка - тот же самый средний палец.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, какую роль в жизни человека играет мимика лица, а также жесты, позы и прочие физиологические особенности, которые сложно контролировать. Конечно, профессионалы вроде агентов ФСБ или ФБР не проявят себя в щекотливых ситуациях, но если ваше окружение не состоит из настолько "крутых" знакомых, то вы всегда сможете «прочитать» человека и узнать о нём много нового.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных сигналах, создаётся первое впечатление о собеседнике. Оно же впоследствии запоминается на очень долгое время.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты,
нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Жесты, как невербальное средство общения

Действия и различные жесты, которыми мы сопровождаем нашу речь, вносят значительный вклад в наше выступление.

Они помогают или, наоборот, отвлекают слушателей от разговора. Даже полное отсутствие жестов тоже несёт определённую информацию.

В любом случае невербальная речь очень многое может рассказать о нас, как ораторах.

Рукопожатие

Обращая внимание на действия и поступки, которые люди делают неосознанно, можно многое о них узнать. Например, рукопожатие .

Совершая это действие, человек не задумывается, как именно он это делает. Очень часто из-за этого рукопожатие получается неправильным.

  • Если оно неуверенное и вялое , то это наверняка вызовет у собеседника мысль, что не вы здесь авторитет .
    Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами . Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю .

Не контролируемые прикосновения

Существуют различные, не контролируемые сознанием жесты, такие как ерзанье на стуле , прикосновение к лицу , волосам .

Они свидетельствуют о вашей взволнованности и даже лукавости.

  • Когда причёску поправляет женщина , это воспринимается как сексуальный жест , символизирующий «прихорашивание».
    Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда . Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

Почему жесты необходимо распознавать

Все люди периодически врут. Вот почему так важно умение расшифровывать действия, которые не контролируются сознанием.

Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика. Многие психологи убеждены, что лгуна всегда можно распознать, как бы он ни старался скрыть свою ложь. Его выдаст несогласованность между тем, что он говорит и тем, что делает.

Руки нам все расскажут о собеседнике

Стоит обращать внимание на симметрию :
  • Когда человек жестикулирует одной рукой , выглядит это неестественно . Поэтому необходимо использовать обе руки попеременно или в равной мере.
    Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

Видео: Интересные факты о жестах. Язык жестов

Осанка

О многом может рассказать осанка:
  • Сутулых , сгорбленных людей всегда принимают за неуверенных в себе или апатичных. Таких людей считают нервными или нездоровыми.

Часы

Постоянно поглядывая на часы, вы можете разозлить собеседника . Этот жест нужно делать как можно незаметней или вовсе от него отказаться .

Роль языка жестов и мимики при невербальном общении

Язык жестов необходим не только в общении. Он помогает менять собственный подход ко многим вещам. Так как выразительность языка жестов достаточно высокая, то использовать его следует крайне осторожно.

Элементы невербальной коммуникации многозначны, следовательно, и толковать их нужно только исходя из контекста определённой ситуации.

Однако нельзя безоговорочно доверять исключительно бессознательному поведению. Необходимо воспринимать информацию в комплексе, совмещая невербальную информацию с вербальной. Имея уже определённые знания о конкретных человеческих жестах, можно лишь основываться на них.

Необходимо развивать наблюдательность , так как она помогает собрать как можно больше сведений о людях, с которыми приходится общаться.

Умение слушать - отличный навык . Интонация и звучание голоса имеют не меньшее значение, чем сам смысл слов.

Следим за собой

Собственным бессознательным поступкам также нужно уделять внимание.

Подмечая исходящие от нас сигналы, нужно отмечать нашу реакцию на происходящее, запоминать изменение голоса, положение тела, жесты.

Необходимо учитывать внутренние сигналы, которые ощущаем мы. К таковым относится нервная дрожь, оповещающая о возбуждении или, например, головная боль, предупреждающая о стрессе.

Заключение

Язык жестов используют и для того, чтобы объяснить поведение людей, и для достижения успеха в жизни. Научившись правильно интерпретировать различные поступки и действия можно помочь как самому себе, так и другим.

Ведь если правильно расшифровать бессознательные сигналы , которые поступают к нам от других людей, можно постичь скрытые их мотивы .