Болезни Военный билет Призыв

Развитие личности детей с ограниченными возможностями. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Существующие на сегодняшний день методы тестирования ПО не позволяют однозначно и полностью выявить все дефекты и установить корректность функционирования анализируемой программы, поэтому все существующие методы тестирования действуют в рамках формального процесса проверки исследуемого или разрабатываемого ПО.

Такой процесс формальной проверки, или верификации , может доказать, что дефекты отсутствуют с точки зрения используемого метода. (То есть нет никакой возможности точно установить или гарантировать отсутствие дефектов в программном продукте с учётом человеческого фактора, присутствующего на всех этапах жизненного цикла ПО).

Существует множество подходов к решению задачи тестирования и верификации ПО, но эффективное тестирование сложных программных продуктов - это процесс в высшей степени творческий, не сводящийся к следованию строгим и чётким процедурам или созданию таковых.

Также к статическому тестированию относят тестирование требований , спецификаций , документации .

Регрессионное тестирование

Основная статья: Регрессионное тестирование

После внесения изменений в очередную версию программы, регрессионные тесты подтверждают, что сделанные изменения не повлияли на работоспособность остальной функциональности приложения. Регрессионное тестирование может выполняться как вручную, так и средствами автоматизации тестирования .

Тестовые скрипты

Тестировщики используют тестовые скрипты на разных уровнях: как в модульном, так и в интеграционном и системном тестировании. Тестовые скрипты, как правило, пишутся для проверки компонентов, в которых наиболее высока вероятность появления отказов или вовремя не найденная ошибка может быть дорогостоящей.

Тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика»

В терминологии профессионалов тестирования, фразы «тестирование белого ящика» и «тестирование чёрного ящика» относятся к тому, имеет ли разработчик тестов доступ к исходному коду тестируемого ПО, или же тестирование выполняется через пользовательский интерфейс либо прикладной программный интерфейс, предоставленный тестируемым модулем.

При тестировании чёрного ящика , тестировщик имеет доступ к ПО только через те же интерфейсы , что и заказчик или пользователь, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру либо другому процессу подключиться к системе для тестирования. Например, тестирующий модуль может виртуально нажимать клавиши или кнопки мыши в тестируемой программе с помощью механизма взаимодействия процессов, с уверенностью в том, все ли идёт правильно, что эти события вызывают тот же отклик, что и реальные нажатия клавиш и кнопок мыши. Как правило, тестирование чёрного ящика ведётся с использованием спецификаций или иных документов, описывающих требования к системе. Как правило, в данном виде тестирования критерий покрытия складывается из покрытия структуры входных данных, покрытия требований и покрытия модели (в тестировании на основе моделей).

При тестировании серого ящика разработчик теста имеет доступ к исходному коду, но при непосредственном выполнении тестов доступ к коду, как правило, не требуется.

Если «альфа-» и «бета-тестирование» относятся к стадиям до выпуска продукта (а также, неявно, к объёму тестирующего сообщества и ограничениям на методы тестирования), тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика» имеет отношение к способам, которыми тестировщик достигает цели.

Бета-тестирование в целом ограничено техникой чёрного ящика (хотя постоянная часть тестировщиков обычно продолжает тестирование белого ящика параллельно бета-тестированию). Таким образом, термин «бета-тестирование» может указывать на состояние программы (ближе к выпуску чем «альфа»), или может указывать на некоторую группу тестировщиков и процесс, выполняемый этой группой. Итак, тестировщик может продолжать работу по тестированию белого ящика, хотя ПО уже «в бете» (стадия), но в этом случае он не является частью «бета-тестирования» (группы/процесса).

Покрытие кода

Основная статья: Покрытие кода

Покрытие кода, по своей сути, является тестированием методом белого ящика. Тестируемое ПО собирается со специальными настройками или библиотеками и/или запускается в особом окружении, в результате чего для каждой используемой (выполняемой) функции программы определяется местонахождение этой функции в исходном коде. Этот процесс позволяет разработчикам и специалистам по обеспечению качества определить части системы, которые, при нормальной работе, используются очень редко или никогда не используются (такие как код обработки ошибок и т.п.). Это позволяет сориентировать тестировщиков на тестирование наиболее важных режимов.

Тестировщики могут использовать результаты теста покрытия кода для разработки тестов или тестовых данных, которые расширят покрытие кода на важные функции.

Как правило, инструменты и библиотеки, используемые для получения покрытия кода, требуют значительных затрат производительности и/или памяти, недопустимых при нормальном функционировании ПО. Поэтому они могут использоваться только в лабораторных условиях.

Цитаты

  • «Тестирование программ может использоваться для демонстрации наличия ошибок, но оно никогда не покажет их отсутствие.» - Дейкстра , 1970 г.

См. также

  • Обратная семантическая трассировка - универсальный метод тестирования любого проектного артефакта

Примечания

Литература

  • Гленфорд Майерс, Том Баджетт, Кори Сандлер Искусство тестирования программ, 3-е издание = The Art of Software Testing, 3rd Edition. - М .: «Диалектика», 2012. - 272 с. - ISBN 978-5-8459-1796-6
  • Лайза Криспин, Джанет Грегори Гибкое тестирование: практическое руководство для тестировщиков ПО и гибких команд = Agile Testing: A Practical Guide for Testers and Agile Teams. - М .: «Вильямс», 2010. - 464 с. - (Addison-Wesley Signature Series). - 1000 экз. - ISBN 978-5-8459-1625-9
  • Канер Кем, Фолк Джек, Нгуен Енг Кек Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений. - Киев: ДиаСофт, 2001. - 544 с. - ISBN 9667393879
  • Калбертсон Роберт, Браун Крис, Кобб Гэри Быстрое тестирование. - М .: «Вильямс», 2002. - 374 с. - ISBN 5-8459-0336-X
  • Синицын С. В., Налютин Н. Ю. Верификация программного обеспечения. - М .: БИНОМ, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-94774-825-3
  • Бейзер Б. Тестирование чёрного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем. - СПб. : Питер, 2004. - 320 с. - ISBN 5-94723-698-2

Ссылки

  • Портал специалистов по тестированию и обеспечению качества ПО (рус.)
  • Портал об автоматизированном тестировании ПО (рус.)
  • Качество программного обеспечения (рус.)

В этом разделе мы опишем различные виды тестирования программного обеспечения. Различные виды тестирования ПО проводятся для достижения разных целей при тестировании программного приложения. Вы также можете прочитать о различных методах тестирования программного обеспечения, которые могут быть связаны с различными видами тестирования ПО. Наши помогут Вам стать специалистом в данной области.

Ad-hoc тестирование

Этот вид тестирования ПО является неформальным и неструктурированным и может выполняться любым заинтересованным лицом, без ссылок на какие-либо тестовые сценарии или тестовые документы.

Лицо, проводящее Ad-hoc-тестирование, хорошо понимает рабочие процессы приложения, при этом пытается найти дефекты и взломать ПО . Специальные проверки предназначены для обнаружения дефектов, которые не были обнаружены в существующих тестовых случаях.

Приемочное тестирование

Приемочное тестирование — это формальный вид тестирования программного обеспечения, который выполняется конечным потребителем, когда разработчики предоставили запрашиваемые услуги. Целью этого тестирования является проверка соответствия ПО бизнес-требованиям потребителей и требованиям, представленным ранее. Приемочные тестирования обычно документируются в начале работы (в agile) и помогают тестировщикам и разработчикам улучшить свои знания и умения в данной области.

Что такое приемочное тестирование в Agile?

Тестирование доступности

При тестировании доступности цель тестирования заключается в определении, можно ли легко получить доступ к содержимому веб-сайта людям с ограниченными возможностями. Включает в себя различные проверки, такие как проверка цвета и контраста (для людей с дальтонизмом), размер шрифта для слабовидящих, четкий и лаконичный текст, который легко читать и понимать.

Agile тестирование

Agile Testing — это вид тестирования программного обеспечения, который учитывает гибкий подход и методы разработки программного обеспечения. В среде разработки Agile тестирование является неотъемлемой частью разработки ПО и выполняется параллельно с написанием кода. Agile тестирование позволяет проводить постепенное написание кода и его тестирование.

Тестирование API

Тестирование API — это вид тестирования, который похож на модульное тестирование. Каждый из программных интерфейсов API тестируется в соответствии со спецификацией API. Тестирование API в основном выполняется командой тестировщиков. Требует понимания как функциональности API, так и наличия хороших навыков в программировании.

Автоматизированное тестирование

Это подход к тестированию, который использует инструменты тестирования и / или программирование для запуска тестовых примеров с использованием программного обеспечения или специально разработанных тестовых утилит. Большинство автоматизированных средств представляют собой средства записи и воспроизведения, однако есть инструменты, которые требуют написания обширных сценариев или программирования для автоматизации тестовых сценариев.

Парное тестирование

Другими словами, «парное тестирование» — это тестирование методом «черного ящика» и метод тестирования, при котором для каждого входа тестируется пара входных данных, что помогает тестировать работу ПО, как и ожидалось, со всеми возможными комбинациями ввода.

Бета-тестирование

Это формальный вид тестирования программного обеспечения, который выполняется конечными потребителями перед выпуском или передачей программного обеспечения пользователям. Успешное завершение бета-тестирования означает согласие пользователя с программным обеспечением.

Тестирование Черного Ящика

Тестирование черного ящика — это вид тестирования программного обеспечения, когда от тестировщиков не требуется знать кодировку или внутреннюю структуру программного обеспечения. Метод тестирования «черного ящика» основан на тестировании ПО с различными входами и сравнении результатов с ожидаемыми.

Тестирование обратной совместимости

Вид тестирования программного обеспечения, который проводится для проверки того, что более новая версия программного обеспечения может успешно работать поверх предыдущей версии ПО и что новая версия программного обеспечения прекрасно работает со структурой таблиц, структурами данных и файлами, созданными предыдущей версии ПО.

Тестирование граничных значений

Тестирование граничных значений — это вид тестирования, основанный на концепции «агрегации ошибок на границах». Тестирование проводится методом тщательного тестирования дефектов в граничных значениях. Если в поле принимается значение от 1 до 100, то тестирование выполняется для значений 0, 1, 2, 99, 100 и 101.

Метод тестирования «большой взрыв»

Это один из подходов интеграционного тестирования. Метод тестирования «большой взрыв» основывается на том, что все или большинство модулей разрабатываются и затем соединяются вместе.

Интеграционное тестирование Снизу вверх (восходящее тестирование)

Интеграционное тестирование Снизу вверх — это метод интеграционного тестирования, в котором тестирование начинается с меньших частей или подсистем системы, и заканчивается полным охватом всей программной системы. Интеграционное тестирование Снизу вверх начинается с небольших частей программного обеспечения и в конечном итоге масштабируется с точки зрения размера, сложности и полноты.

Тестирование ветвей

Является методом тестирования белого ящика для разработки тестовых сценариев для тестирования кода для каждого условия ветвления. Применяется во время модульного тестирования.

Тестирование совместимости браузера

Это один из подвидов тестирования совместимости, выполняемый командой тестирования. Тестирование совместимости браузера выполняется для веб-приложений в комбинациях с различными браузерами и операционными системами.

Тестирование совместимости

Тестирование на совместимость является одним из видов тестов, выполняемых группой тестировщиков. Тестирование совместимости проверяет, можно ли запускать программное обеспечение на другом оборудовании, операционной системе, базах данных, веб-серверах, серверах приложений, аппаратных периферийных устройствах, эмуляторах, различной конфигурации, процессоре, различных браузерах и различных версиях браузеров и т.д.

Тестирование компонентов

Этот тип тестирования программного обеспечения выполняется разработчиками. Тестирование компонентов выполняется после завершения модульного тестирования. Компонентное тестирование включает в себя тестирование группы единиц как кода вместе в целом, а не тестирование отдельных функций и методов.

Тестирование покрытия условий

Тестирование покрытия условий — это методика тестирования, используемая во время модульного тестирования, где разработчик тестирует все условия, такие как if, if-else, case и т. д. в тестируемом модуле кода.

Динамическое тестирование

Тестирование может быть выполнено методом статического тестирования и динамического тестирования. Динамическое тестирование — это подход к тестированию, когда тестирование может быть выполнено только при извлечении кода.

Тестирование покрытия решения

Это методика тестирования, которая используется в модульном тестировании. Цель тестирования покрытия решения состоит в том, чтобы осуществить и проверить каждый блок принятия решения в коде, например. If, if-else, case.

Сквозное тестирование

Сквозное тестирование выполняется командой тестировщиков, и основное внимание уделяется тестированию сквозных потоков. Прямо от создания заказа до составления отчетов или создания заказа до возврата товара и т. д. и проверки. Сквозное тестирование обычно направлено на то, чтобы имитировать реальные сценарии жизни и их воплощение. Сквозное тестирование включает в себя тестирование потока информации между приложениями.

Исследовательское тестирование

Исследовательское тестирование — это неофициальный вид тестирования, проводимый для изучения ПО, в то же время ищущего ошибки или поведение приложения, которое кажется неочевидным. Тестирование обычно проводится тестировщиками, но может быть сделано другими заинтересованными лицами, а также бизнес-аналитиками, разработчиками, конечными пользователями и т. д., которые заинтересованы в изучении функций программного обеспечения и в то же время ищут ошибки или поведение, которое кажется неочевидным.

Эквивалентное разбиение

Эквивалентное разбиение также называется разделением эквивалентности. Разделение на классы — это методика тестирования программного обеспечения, а не вид тестирования сам по себе. Тестирование методом эквивалентного разбиения используется в тестах черного ящика и серого ящика. Эквивалентное разбиение классифицирует тестовые данные в классы эквивалентности как положительные классы эквивалентности и отрицательные классы эквивалентности, — такая классификация гарантирует тестирование как положительных, так и отрицательных условий.

Функциональное тестирование

Функциональное тестирование — формальный тип тестирования, выполняемый тестировщиками. Функциональное тестирование сосредоточено на тестировании программного обеспечения на основе документа о состоянии, случаев и требований. Функциональное тестирование является типом тестирования «черного ящика» и не требует знаний внутренней работы программного обеспечения, в отличие от тестирования «белого ящика».

Fuzz тестирование

Fuzz testing или fuzzing — это методика тестирования программного обеспечения, которая включает тестирование с непредвиденными или случайными исходными данными. Программное обеспечение тестируется на предмет ошибок или сообщений об ошибках, которые появляются из-за ошибок при вводе данных.

Тестирование графического интерфейса пользователя

Этот вид тестирования ПО направлен на тестирование графический интерфейса пользователя ПО, который должен соответствовать требованиям, указанным в макетах GUI и детально разработанных документах. Например, проверка длины и емкости полей ввода, указанных в форме, типе предоставленного поля ввода. Некоторые поля формы могут отображаться как раскрывающийся список или набор переключателей. Таким образом, GUI-тестирование обеспечивает элементы графического интерфейса программного обеспечения в соответствии с утвержденными макетами GUI, подробными проектно-техническими документами и функциональными требованиями. Большинство инструментов автоматизации функциональных тестов работают с возможностями записи и воспроизведения графического интерфейса. Это ускоряет запись сценариев и увеличивает затраты на обслуживание скриптов.

Тестирование методом «стеклянного ящика»

Тестирование стеклянного ящика — еще одно название для тестирования белого ящика. Тестирование стеклянных ящиков — это метод тестирования, который включает в себя тестирование отдельных утверждений, функций и т. д. Модульное тестирование является одним из методов тестирования стеклянного ящика.

Gorilla тестирование (хаотическое тестирование)

Этот вид тестирования программного обеспечения выполняется группой тестировщиков ПО. Цель Gorilla тестирования состоит в том, чтобы использовать одну или несколько функциональных возможностей полностью или исчерпывающе, если несколько человек испытывают одни и те же функции.

Тестирование благоприятного пути

Также известный как тестирование Золотого пути, этот вид тестирования фокусируется на успешном прохождении тестов, которые не приведут к ошибкам.

Интеграционное тестирование

Интеграционное тестирование является одним из наиболее распространенных и важных видов тестирования программного обеспечения. После того, как отдельные подразделения или компоненты будут проверены разработчиками как работающие, группа тестировщиков проведет тесты, которые проведут тестирование связи между этими единицами / компонентами или несколькими устройствами / компонентами. Существуют различные подходы к интеграционному тестированию, а именно: интеграционное тестирование сверху вниз, интеграционное тестирование снизу вверх и комбинация этих двух тестов Sand witch.

Тестирование интерфейса

Тестирование интерфейса необходимо, когда программное обеспечение обеспечивает поддержку одного или нескольких интерфейсов, таких как «Графический интерфейс пользователя», «Интерфейс командной строки» или «Интерфейс прикладного программирования», чтобы взаимодействовать со своими пользователями или другим программным обеспечением. Интерфейсы служат средой для ПО, чтобы принимать входные данные от пользователя и предоставлять выходные данные пользователю. Подход к тестированию интерфейса зависит от типа тестируемого интерфейса, такого как GUI или API или CLI.

Тестирование интернационализации

Тестирование интернационализации — это вид тестирования, который выполняется группой тестировщиков ПО, чтобы проверить, насколько программное обеспечение может поддерживать интернационализацию, т.е. использование разных языков, разных наборов символов, двухбайтовых символов и т. д. Например: Gmail — это веб-приложение, который используется людьми для работы с разными языками, одиночными или многобайтными наборами символов.

Тестирование на основе ключевых слов

Тестирование на основе ключевого слова — это скорее автоматизированный подход к тестированию программного обеспечения, чем сам вид тестирования. Тестирование на основе ключевых слов известно как тестирование на основе действий или тестирование на основе таблиц.

Нагрузочное тестирование

Нагрузочное тестирование — это вид нефункционального тестирования. Нагрузочное тестирование проводится для проверки поведения ПО в условиях нормальной и сверхпиковой нагрузки. Нагрузочное тестирование обычно выполняется с использованием автоматизированных средств тестирования. Нагрузочное тестирование предназначено для поиска уязвимых мест или проблем, которые мешают ПО выполнять свои задачи в соответствии с его максимальными рабочими нагрузками.

Тестирование локализации

Тестирование локализации — вид тестирования программного обеспечения, выполняемого тестировщиками ПО, при этом виде тестирования программное обеспечение, как ожидается, адаптируется к определенному языку, оно должно поддерживать конкретный язык, принимать ввод в этой конкретной локали, отображать шрифт, время, дату, валюту и т. д., относящиеся к определенному языку. Например, многие веб-приложения позволяют выбирать язык, например, английский, французский, немецкий или японский. Поэтому, если локаль определена или настроена в конфигурации программного обеспечения, ожидается, что программное обеспечение будет работать, как и ожидалось, с заданным языком / локалью.

Отрицательное тестирование

Этот вид подхода к тестированию ПО, который показывает поведение ПО при взломе. Другими словами, это функциональный и нефункциональный тест, который предназначен для взлома ПО, введя неправильные данные, такие как некорректная дата, время или строку, или загрузив бинарный файл, когда предполагается загрузка текстового файла или ввести огромную текстовую строку для полей ввода и т. д. Это также положительный тест на наличие ошибки.

Нефункциональное тестирование

Большинство программных продуктов созданы для удовлетворения функциональных и нефункциональных требований. Нефункциональные требования: производительность, удобство использования, локализация и т. д. Существует множество видов тестирования, таких как тестирование на совместимость, локализацию, удобство, которые выполняются для проверки нефункциональных требований.

Парное тестирование

— это методика тестирования ПО, которую могут выполнять тестировщики ПО, разработчики или бизнес-аналитики. Как следует из названия, два человека работают вместе, один занимается тестированием и другой контролирует и записывает результаты тестирования. Парное тестирование может также выполняться в комбинации тестировщика-разработчика, тестировщика-бизнес-аналитика или комбинации аналитик-бизнес-разработчик. Объединение тестировщиков и разработчиков в парном тестировании помогает быстрее обнаруживать дефекты, определять основную причину, исправлять и тестировать исправление.

Тестирование производительности

Является одним из видов тестирования ПО и частью инженерной деятельности, которая выполняется для проверки некоторых атрибутов качества ПО, таких как стабильность, надежность, доступность. Тестирование производительности выполняется командой разработчиков. В отличие от функционального тестирования, тестирование производительности выполняется для проверки нефункциональных требований. Тестирование производительности проверяет, насколько хорошо ПО работает в ожидаемых и максимальных рабочих нагрузках. Существуют различные варианты или подтипы производительности, такие как нагрузочное тестирование, стресс-тестирование, объемное тестирование, тестирование на выдержку и тестирование конфигурации.

Тестирование безопасности

Является одним из видов тестирования безопасности. Тестирование проникновения проводится для проверки того, как защищенное программное обеспечение и его среда (оборудование, операционная система и сеть) подвергаются атакам со стороны внешнего или внутреннего злоумышленника. Нарушитель может быть человеком / хакером или вредоносными программами. Pentest использует методы насильственного вторжения (путем грубой силы атаки) или использования уязвимости для получения доступа к ПО или данным, или оборудованию с целью разоблачения способов кражи, манипулирования или повреждения данных, файлов ПО или конфигурации. Тестирование безопасности — это способ этичного взлома: опытный тестировщик безопасности будет использовать те же методы и инструменты, что и хакер, но намерение тестировщика — идентифицировать уязвимость и исправить ее до того, как настоящий хакер или вредоносная программа использует уязвимость в своих целях.

Регрессионное тестирование

— это вид тестирования ПО, который выполняется тестировщиками ПО в качестве функциональных регрессионных тестов, а разработчики — в виде единичных регрессионных тестов. Целью регрессионных тестов является выявление дефектов, которые были введены для исправления дефектов или внедрения новых функций. Регрессионные тесты являются идеальными вариантами для автоматизации тестирования.

Повторное тестирование

Это тип повторного тестирования, который выполняется тестировщиками ПО как часть проверки исправления дефекта. Например, тестировщик проверяет исправление дефекта. Как только тестировщик проверит исправление дефекта как успешное, тестировщик затем повторно протестирует или проверит ту же функцию, выполнив тестовые примеры, которые были неудачны ранее.

Тестирование на основе рисков

Является одним из видов тестирования ПО и другого подхода к тестированию программного обеспечения. При тестировании на основе рисков требования и функциональность тестируемого ПО имеют приоритет как критический, высокий, средний и низкий. В этом подходе тестируются все критические и высокоприоритетные случаи, за ними следует средние. Функциональность с низким приоритетом или с низким уровнем риска тестируется в конце или может вообще не тестироваться, в зависимости от временных рамок.

Smoke тестирование (тестирование «на дым»)

Это вид тестирования, который выполняется тестировщиками ПО для проверки, является ли новая сборка, предоставленная командой разработчиков, достаточно стабильной, т. е. работают так ли основные функции, как ожидается, для проведения дальнейшего или подробного тестирования. Smoke тестирование предназначено для обнаружения дефектов «show stopper», которые могут препятствовать тестированию приложения в деталях. Smoke тестирование также известно как тестирование проверки сборки.

Тестирование защищенности

Является одним из видов тестирования ПО, выполняемого специализированной группой тестировщиков ПО. Цель тестирования защищенности — обеспечить защиту программного обеспечения от внешних или внутренних угроз со стороны людей и вредоносных программ. Тестирование защищенности в основном проверяет, насколько хорош механизм авторизации программного обеспечения, насколько сильна аутентификация, как программное обеспечение поддерживает конфиденциальность данных, как программное обеспечение поддерживает целостность данных, какова доступность программного обеспечения в случае атаки на программное обеспечение хакеров и вредоносных программ. Для тестирования безопасности необходимо наличие хороших знаний приложений, технологий, сетей, инструментов тестирования безопасности. С увеличением числа веб-приложений тестирование защищенности стало более важным, чем когда-либо.

Тестирование работоспособности

Это вид тестирования, который выполняется в основном тестировщиками, а также в некоторых проектах разработчиками. Тестирование работоспособности — это быстрая оценка ПО, среды, сети, внешних систем, и проверка программной среды на стабильность, достаточную для начала всестороннего тестирования. Тесты на работоспособность являются узкими, и в большинстве случаев не документируются.

Тестирование масштабируемости

Представляет собой нефункциональный тест, предназначенный для тестирования одного из атрибутов качества ПО, то есть «Масштабируемость». Тест масштабируемости не ориентирован только на одну или несколько функций ПО, а не на производительность ПО в целом. Тестирование масштабируемости обычно выполняется командой разработчиков. Цель тестирования масштабируемости — проверить способность ПО увеличиваться с увеличением пользователей, увеличивать транзакции, увеличивать размер базы данных и т. д. Не обязательно, чтобы производительность ПО возрастала с увеличением конфигурации оборудования. Тесты масштабируемости помогают выяснить, как гораздо большую рабочую нагрузку ПО может поддерживать с расширением базы пользователей, транзакций, хранения данных и т.д.,

Тестирование стабильности

Является нефункциональным тестом, предназначенным для тестирования одного из атрибутов качества ПО, то есть «Стабильности». Тестирование стабильности фокусируется на тестировании стабильного ПО, когда оно подвергается нагрузкам на приемлемых уровнях, пиковым нагрузкам, нагрузкам, генерируемым в пиках с большим количеством обрабатываемых данных. Тестирование масштабируемости будет включать в себя выполнение различных видов тестов производительности, таких как нагрузочное тестирование, стресс-тестирование, тестирование спайков, тестирование выдержки.

Статическое тестирование

— это форма тестирования, в подходах которой, используются пошаговые руководства для оценки правильности результатов. В статическом тестировании программный код не выполняется, а пересматривается для синтаксиса, комментирования, соглашения об именах, размера функций / методов и т. д. Статическое тестирование обычно имеет контрольные списки, по которым оцениваются результаты. Статическое тестирование может применяться для тестирования требований, дизайнов, а также для тестовых примеров с использованием таких подходов, как обзоры или пошаговые руководства.

Стресс-тестирование

Является одним из видов тестирования производительности, при котором ПО подвергается пиковым нагрузкам, чтобы наблюдать за тем, как программное обеспечение будет вести себя при пиковой нагрузке. Стресс-тестирование также проверяет поведение ПО при недостатке ресурсов, таких как процессор, память, пропускная способность сети, дисковое пространство и т. д. Стресс-тестирование позволяет проверить такой атрибут качества, как надежность.

Тестирование системы

Включает в себя несколько видов тестирования ПО, которые позволят проверить программное обеспечение в целом (программное обеспечение, аппаратное обеспечение и сеть) в соответствии с требованиями, для которых он был создан. Для завершения тестирования системы выполняются различные виды тестов (GUI-тестирование, функциональное тестирование, регрессионное тестирование, тестирование дыма, нагрузочное тестирование, стресс-тестирование, тестирование безопасности, стресс-тестирование, ad-hoc тестирование и т. д.).

Нагрузочное тестирование

Является одним из видов тестирования производительности, когда ПО подвергается нагрузке в течение значительного периода времени, тестирование на выдержку может продолжаться в течение нескольких дней или даже нескольких недель. Тестирование на выдержку — это тип тестирования, который проводится для выявления ошибок, приводящих к дегенерации производительности ПО при продолжении использования. Испытания на выдержку широко применяются для электронных устройств, которые, как ожидается, будут работать непрерывно в течение нескольких дней или месяцев или лет без перезагрузки. С растущим количеством веб-приложений тестирование на выдержку приобрело большое значение, поскольку доступность веб-приложений крайне важна для поддержки и успеха бизнеса.

Тестирование интеграции системы

Известный как SIT (вкратце), является видом тестирования, проводимого командой тестировщиков ПО. Как следует из названия, в фокус тестирования системной интеграции попадают проверка ошибок, связанных с интеграцией между различными приложениями, службами, приложениями сторонних поставщиков и т. д. В рамках SIT проверяются сквозные сценарии, для которых требуется ПО для взаимодействия (Отправлять или получать данные) с другими приложениями вверх, вниз, со сторонними приложениями.

Модульное тестирование

Это вид тестирования, который выполняется разработчиками ПО. Модульное тестирование следует методу тестирования белых полей, где разработчик будет тестировать модули исходного кода, такие как операторы, ветви, функции, методы, интерфейс в ООП (объектно-ориентированное программирование). Модульное тестирование обычно включает в себя разработку драйверов. Модульные тесты — идеальные варианты для автоматизации. Автоматизированные тесты могут выполняться как единичные регрессионные тесты для новых версий или новых версий ПО. Существует множество полезных фреймов, таких как Junit, Nunit и т. д., которые могут сделать модульное тестирование более эффективным.

Тестирование удобства использования

Является типом тестирования ПО, которое выполняется, чтобы понять, насколько ПО удобно для пользователя. Цель тестирования удобства использования заключается в том, чтобы позволить конечным пользователям использовать ПО, наблюдать за их поведением, эмоциональным откликом (понравилось ли пользователям использование программного обеспечения или они подчеркнули его использование и т. Д.) и собрать их отзывы о том, как ПО может быть более удобным для пользователя.

Приемочное тестирование пользователя

Приемочное тестирование пользователя является обязательным для любого проекта. Оно выполняется клиентами / конечными пользователями ПО. Приемочное тестирование позволяет специалистам от клиента тестировать ПО в соответствии с реальными бизнес-сценариями или реальными сценариями и проверять соответствие ПО их бизнес-требованиям.

Тестирование объема

Является нефункциональным видом тестирования, выполняемым группой инженеров по производительности. Тестирование объема — один из видов тестирования производительности. Тестирование объема выполняется для того, чтобы проверить ПО на надежность при работе с различными размерами данных, которые принимаются и обрабатываются программным обеспечением. Например, если вы собираетесь тестировать слово Microsoft, то проверка объема будет заключаться в том, чтобы увидеть, может ли MS Word открыть, сохранить и работать с файлами разных размеров (от 10 до 100 МБ).

Тестирование уязвимости

Включает выявление ПО, оборудования или сети, уязвимости, которые могут быть использованы хакерами и другими вредоносными программами, похожими на вирусы или черви. Тестирование на уязвимость является ключом к обеспечению безопасности и доступности по. С ростом числа хакеров и вредоносных программ, тестирование уязвимостей имеет решающее значение для успеха бизнеса.

Тестирование методом «белого ящика»

Тестирование методом белого ящика также известно как тестирование прозрачного или стеклянного ящика. Тестирование белого ящика — это метод тестирования ПО, который предназначен для тестирования ПО со знанием внутренней работы ПО. Этот метод используется в модульном тестировании, которое обычно выполняется разработчиками ПО. Тестирование «белого ящика» предназначено для тестирования кода, тестов, ветвей, пути, решений и потока данных в тестируемой программе. Тестирование белого ящика и тестирование «черного ящика» дополняют друг друга, поскольку каждый из подходов к тестированию может выявить определенную категорию ошибок.

Хочу отметить, что помогут познакомиться с данными методами тестирования наши .

Запишитесь прямо сейчас или закажите звонок с бесплатной консультацией!

Введение

Существующие на сегодняшний день методы тестирования ПО не позволяют однозначно и полностью выявить все дефекты и установить корректность функционирования анализируемой программы, поэтому все существующие методы тестирования действуют в рамках формального процесса проверки исследуемого или разрабатываемого ПО.

Такой процесс формальной проверки, или верификации , может доказать, что дефекты отсутствуют с точки зрения используемого метода. (То есть нет никакой возможности точно установить или гарантировать отсутствие дефектов в программном продукте с учётом человеческого фактора, присутствующего на всех этапах жизненного цикла ПО).

Существует множество подходов к решению задачи тестирования и верификации ПО, но эффективное тестирование сложных программных продуктов - это процесс в высшей степени творческий, не сводящийся к следованию строгим и чётким процедурам или созданию таковых.

Также к статическому тестированию относят тестирование требований , спецификаций , документации .

Регрессионное тестирование

Основная статья: Регрессионное тестирование

После внесения изменений в очередную версию программы, регрессионные тесты подтверждают, что сделанные изменения не повлияли на работоспособность остальной функциональности приложения. Регрессионное тестирование может выполняться как вручную, так и средствами автоматизации тестирования .

Тестовые скрипты

Тестировщики используют тестовые скрипты на разных уровнях: как в модульном, так и в интеграционном и системном тестировании. Тестовые скрипты, как правило, пишутся для проверки компонентов, в которых наиболее высока вероятность появления отказов или вовремя не найденная ошибка может быть дорогостоящей.

Тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика»

В терминологии профессионалов тестирования, фразы «тестирование белого ящика» и «тестирование чёрного ящика» относятся к тому, имеет ли разработчик тестов доступ к исходному коду тестируемого ПО, или же тестирование выполняется через пользовательский интерфейс либо прикладной программный интерфейс, предоставленный тестируемым модулем.

При тестировании чёрного ящика , тестировщик имеет доступ к ПО только через те же интерфейсы , что и заказчик или пользователь, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру либо другому процессу подключиться к системе для тестирования. Например, тестирующий модуль может виртуально нажимать клавиши или кнопки мыши в тестируемой программе с помощью механизма взаимодействия процессов, с уверенностью в том, все ли идёт правильно, что эти события вызывают тот же отклик, что и реальные нажатия клавиш и кнопок мыши. Как правило, тестирование чёрного ящика ведётся с использованием спецификаций или иных документов, описывающих требования к системе. Как правило, в данном виде тестирования критерий покрытия складывается из покрытия структуры входных данных, покрытия требований и покрытия модели (в тестировании на основе моделей).

При тестировании серого ящика разработчик теста имеет доступ к исходному коду, но при непосредственном выполнении тестов доступ к коду, как правило, не требуется.

Если «альфа-» и «бета-тестирование» относятся к стадиям до выпуска продукта (а также, неявно, к объёму тестирующего сообщества и ограничениям на методы тестирования), тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика» имеет отношение к способам, которыми тестировщик достигает цели.

Бета-тестирование в целом ограничено техникой чёрного ящика (хотя постоянная часть тестировщиков обычно продолжает тестирование белого ящика параллельно бета-тестированию). Таким образом, термин «бета-тестирование» может указывать на состояние программы (ближе к выпуску чем «альфа»), или может указывать на некоторую группу тестировщиков и процесс, выполняемый этой группой. Итак, тестировщик может продолжать работу по тестированию белого ящика, хотя ПО уже «в бете» (стадия), но в этом случае он не является частью «бета-тестирования» (группы/процесса).

Покрытие кода

Основная статья: Покрытие кода

Покрытие кода, по своей сути, является тестированием методом белого ящика. Тестируемое ПО собирается со специальными настройками или библиотеками и/или запускается в особом окружении, в результате чего для каждой используемой (выполняемой) функции программы определяется местонахождение этой функции в исходном коде. Этот процесс позволяет разработчикам и специалистам по обеспечению качества определить части системы, которые, при нормальной работе, используются очень редко или никогда не используются (такие как код обработки ошибок и т.п.). Это позволяет сориентировать тестировщиков на тестирование наиболее важных режимов.

Тестировщики могут использовать результаты теста покрытия кода для разработки тестов или тестовых данных, которые расширят покрытие кода на важные функции.

Как правило, инструменты и библиотеки, используемые для получения покрытия кода, требуют значительных затрат производительности и/или памяти, недопустимых при нормальном функционировании ПО. Поэтому они могут использоваться только в лабораторных условиях.

Цитаты

  • «Тестирование программ может использоваться для демонстрации наличия ошибок, но оно никогда не покажет их отсутствие.» - Дейкстра , 1970 г.

См. также

  • Обратная семантическая трассировка - универсальный метод тестирования любого проектного артефакта

Примечания

Литература

  • Гленфорд Майерс, Том Баджетт, Кори Сандлер Искусство тестирования программ, 3-е издание = The Art of Software Testing, 3rd Edition. - М .: «Диалектика», 2012. - 272 с. - ISBN 978-5-8459-1796-6
  • Лайза Криспин, Джанет Грегори Гибкое тестирование: практическое руководство для тестировщиков ПО и гибких команд = Agile Testing: A Practical Guide for Testers and Agile Teams. - М .: «Вильямс», 2010. - 464 с. - (Addison-Wesley Signature Series). - 1000 экз. - ISBN 978-5-8459-1625-9
  • Канер Кем, Фолк Джек, Нгуен Енг Кек Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений. - Киев: ДиаСофт, 2001. - 544 с. - ISBN 9667393879
  • Калбертсон Роберт, Браун Крис, Кобб Гэри Быстрое тестирование. - М .: «Вильямс», 2002. - 374 с. - ISBN 5-8459-0336-X
  • Синицын С. В., Налютин Н. Ю. Верификация программного обеспечения. - М .: БИНОМ, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-94774-825-3
  • Бейзер Б. Тестирование чёрного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем. - СПб. : Питер, 2004. - 320 с. - ISBN 5-94723-698-2

Ссылки

  • Портал специалистов по тестированию и обеспечению качества ПО (рус.)
  • Портал об автоматизированном тестировании ПО (рус.)
  • Качество программного обеспечения (рус.)

Неретина Татьяна Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный техническийуниверситет им. Г.И.Носова, г.Магнитогорск[email protected]

Кузнецова Екатерина Сергеевна,магистрант, 2 курс, ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, г. Магнитогорск[email protected]

Формирование личностных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Аннотация.В статье уточняются сущностная характеристика понятия «личностные качества», особенности становления личностной сферы у детей с ОВЗ, рассматриваютсясовременные подходы к формированию личностных качеств в образовательном процессе, описываютсяпсихологопедагогические условия формирования личностных качеств у младших школьников с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении с учетом ихособых образовательных потребностейв соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ..Ключевые слова:

личностные качества, личностные универсальные учебные действия, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, психологопедагогические условия формирования личностных качеств.

Проблемапереосмысления, переоценки и утверждения новых ценностей стоит в настоящее время как никогда остро. Перед педагогами ставятся задачи подготовки не только широко образованных, но и высоко нравственных людей. На современном этапе школа является тем общественным институтом, который призван оказывать воздействие на формирование системы ценностей в душах и сознании граждан страны, развитие качеств личности ребенка. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» даются четкие формулировки, чтообразование является общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержание образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей.На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что внее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта,

со сложными комплексными нарушениями. Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях дефицитарного, искаженного или задержанного развития.Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений, формирование основ социальнокритического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Зачастую дети понимают, что отличаются от сверстников, а это в свою очередь

способствует появлению у них многочисленныхкомплексови снижает мотивацию. Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплять свое здоровье; содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира. Теоретическая разработка понятия «личность» в психологии проводилась ученымипсихологами:Б.Г.Ананьевым; А.Г.Ковалевым, Б.Ф.Ломовым; В.Н.Мясищевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Узнадзе и др. Личность в психологии –системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Направленность личности является ее интегральным качеством и генерализированным свойством и выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. Качества личности –совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.Формирование личности –процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или какихлибо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений .

Современнаяобразовательная система характеризуется кореннымиизменениямивовсех ее звеньях, направленными на достижение нового качестваобразования. Сегодня обучающийся –не просто пассивный потребитель, а активный субъект образовательной деятельности.В образовании прочно утвердился деятельностный подход. Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД), которые носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специальнопредметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося . К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых моральноэтических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья .

В целом личностные УУД разделяют на 3 блока:1) самоопределение;

2) смыслообразование;3) нравственноэтического оценивания.Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Они предполагают знание учащимися моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Предметом регулирования ФГОС НОО для детей с ОВЗ являются отношения в сфереобразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Стандарт разработан с учетом образовательных потребностей разных категорий школьников. Детей с ОВЗ характеризуют общие особенности. В первую очередь у них наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Снижена познавательная активность. Изменения касаются и эмоциональнойволевой сферы, личности и деятельности ребенка с ОВЗ.У детей отмечается сниженная потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. С отставанием формируются все виды деятельности (предметноманипулятивная, игровая, учебная). Среди подавляющего большинства детей с ОВЗ имеются нарушения речевых функций. Отмечается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Яркой особенностью является слабая произвольность поведения, а вследствие этого –недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. На это влияют многие факторы, среди которых можно выделить условия окружающей социокультурной и психологопедагогической среды. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы образовательной работы с ним.В ФГОС НОО для детей с ОВЗ определены задачи образования, одной из важнейших является достижениемладшими школьниками с ОВЗ. определенных личностных результатов. В общем виде –этоформирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Следует подчеркнуть, что ФГОС НОО для детей с ОВЗ предполагает дифференцированные требования к личностным результатам в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.При сложных и комплексных нарушениях предусматривается выработка строго индивидуальных требований к достижению личностных результатов и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах.Для детей с ОВЗ, способных освоить образовательную программу на уровне своих здоровых сверстников результаты полностью соответствуют требованиям, представленным в ФГОС НОО.

Спецификой является то, что личностныерезультаты включают овладение обучающимися с ОВЗ компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различныхсредах, мотивации к обучению и познанию. У младших школьников необходимо сформировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;помочь овладеть социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, способствовать вхождению детей в боле сложную социальную среду.Деятельность по формированию личностных УУД у младших школьников с ОВЗ приобретает конкретный смысл, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование образовательного процесса и конечный результат. Достижение новых образовательных результатов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении требуетреализации ряда психологопедагогических условий. Первое условиепредполагает использование адаптированной образовательной программы.Адаптированная образовательная программа (АОП) представляет собой нормативноуправленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебновоспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.В процессе реализации программы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельностив специальной (коррекционной) школе осуществляется на основе личностноориентированного и коммуникативнодеятельностных подходов. Содержание специального (коррекционного) образования направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.На первой ступени обучения (в начальной школе) у детей необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника, помочь приобрести опыт общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения ихэмоционального благополучия. При проектировании и осуществлении образовательной работы педагогам необходимоопиратьсяна естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:

отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;

Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

«скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

Оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Важнейшими педагогическими требованиями к организации образовательногопроцесса выступают определение содержания соответствующей деятельности, выработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции в рамках образовательной программы школы необходимо с точки зрения ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности. Следует включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и формирование жизненной компетенции в содержании материала каждого урока любого предмета,а также любых видов образовательной работы вовнеурочное время. Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целямученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому). Второе условиепредполагает комплексное медикопсихологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Комплексное сопровождение обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков развития. Оно осуществляется на диагностической основепри участии всех специалистов (учителя, воспитателя, педагогапсихолога, учителялогопеда, учителядефектолога). Учителем и воспитателем проводится наблюдение за обучающимся в учебной и внеурочной деятельности за характером общения со взрослыми и сверстниками, особенностями учебной работы (мотивация, темп и уровень усвоения материала, продуктивность использования помощи, возникающие трудности и т.д.). Специальное логопедическое и психологопсихологическое обследование направлено на выявление отклонений в формировании речи и познавательной и эмоциональноличностной сферы. По итогам диагностики составляется общая характеристика на ребенка. В рамках школьного консилиума разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут младшего школьника с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка –это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Оказание комплексного коррекционного сопровождения осуществляется в ходе внеурочной деятельности. Организуются индивидуальные и групповые занятия по различным направлениям в зависимости от образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (занятия с логопедом, психологом, дефектологом, лечебная физкультура, социальнобытоваяориентировка, ритмика и т.д.). Они позволяютоптимально решать проблему компенсации дефекта, включения ребенка в более сложную социальную среду, а значит и развитие его жизненных компетенций и личностных качеств.

Третье условиепредполагает организацию сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ.Педагоги не могут обеспечить формирование личностных качеств младшего школьника с ОВЗ в оторванности от семьи. Семьяпредставляет собой персональную среду жизни и развития детей и играет ведущую роль в в их нравственном воспитании, приобщении к ценностям принятым в обществе. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи иобразовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Это доверительная атмосфера в системе «педагоги –дети –родители». Необходимо непосредственное вовлечениеродителей в образовательную деятельность по формированию личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

Основными принципами работы школы с семьей ребенка с ОВЗ являются:

Открытость образовательной организации для семьи (каждому родителю обеспечиваетсявозможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности младшего школьника с ОВЗ в семье и детском коллективе:

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании личности младшего школьника с ОВЗ.

Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для подготовки ребёнка с ОВЗ к жизни. Главная цель школы–профессионально помочь семье, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Этому способствует консультативнометодическая и информационнопросветительская работа с семьей. У родителей необходимо сформировать адекватные представления о возможностях своего ребенка, научить конкретным методам и приемам взаимодействия и конструктивного общения с ребенком с ОВЗ, а главное повысить ответственность за достижение им личностных результатов. В ходе взаимодействия школы и семьи вырабатываются единые требования и подходы к обучающимся, чтобы они не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это поможет в дальнейшем им наиболее благоприятно адаптироваться в социуме. Подводя итог, следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Таким образом, проблема формирования личностных качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания. Младший школьный возраст –это особый период, который является началом важного и ответственного периода развития личностных качеств, можно говорить о создании основы ценностносмысловой сферы личности. Работа по формированию личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особой ответственности и осознанности, владения педагогами такими подходами, которые позволяют проектировать образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей.Ссылки на источники1.Закон «Об образовании в Российской Федерации». Серия: Законы Российской Федерации. –М.: ОмегаЛ, 2014. –135 с.2.Большой психологический словарь. / Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. –М.: Олма Пресс, 2004. –632с.3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2001. 464 с.4.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. –М.: Просвещение, 2014. –152с.5.Малофеев, Н.Н. Концепция специального СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС. / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская. // Под ред. С.В. Сацевич, М.А. Зыковой. –М.: Просвещение, 2014г. –48с.6.Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. / И.Ю. Левченко. М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. 118 с.7.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. Текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. 3е издание, переработанное. / Под ред. Н.В. Гончаровой. –М.: Просвещение, 2015г.8.Неретина Т.Г.Программа коррекционной работы школы. –Магнитогорск, 2014. –28 с.