Болезни Военный билет Призыв

Рождение коммуны. Средневековое городское право Города коммуны франция в средние века

РОЖДЕНИЕ КОММУНЫ

Милан должен осушить ту чашу скорби,

которую он готовил для других.

Фридрих Барбаросса.

В енеция была обручена с морем, и её жизнь была непохожа на жизнь других городов Италии – тех городов, которые стали появляться в XI веке. На материке продолжали бушевать войны, и города были в первую очередь крепостями, под защиту которых сбегалось окрестное население. Разорённые войной крестьяне под руководством епископа строили крепость-бург и постепенно переселялись туда – хотя иной раз это было далеко от их полей. Мелкие рыцари, вальвассоры, владевшие только доспехами и несколькими полями, тоже перебирались в крепость и, объединившись с родичами, строили укреплённые дома-башни. Так появлялся маленький город с несколькими тысячами жителей, благородных рыцарей и свободных землепашцев – скорее даже не город, а укреплённый посёлок. Иногда новый город возникал на руинах древнего поселения, жители ремонтировали обвалившиеся стены и брали из развалин камень для своих домов – но чаще город возводили на новом месте: суеверные крестьяне боялись древних развалин. Вокруг города простирались принадлежавшие горожанам земли, а дальше располагались владения крупных сеньоров, «капитанов». Капитаны жили в замках, владели деревнями и не отпускали своих крестьян в города.

Власть в городе обычно принадлежала епископу, назначенному императором; епископы собирали подати и отдавали часть доходов в казну. В 1070-х годах папа Григорий VII начал яростную борьбу с императором за право инвеституры епископов; Генрих IV претерпел позор Каноссы, а назначенные им епископы были изгнаны. Города воспользовались развалом Империи и провозгласили себя коммунами – то есть самоуправляющимися общинами; горожане стали избирать своих консулов и не хотели больше слышать об императоре, податях и повинностях. Получив желанную свободу, коммуны включились в борьбу за место под солнцем – в ту самую борьбу, которая началась после падения имперского порядка. В обстановке всеобщей анархии города и сеньоры сражались друг с другом и между собой; городские ополчения штурмовали замки, придвигали к их стенам осадные башни и крушили стены таранами. В XII веке многие "капитаны" были вынуждены признать поражение, их замки были срыты, и они переселились в города, где построили себе укреплённые дворцы. Итальянские города тех времён представляли собой удивительное зрелище: море теснивших друг друга деревянных лачуг, а над ними топорщащиеся то здесь, то там башни грубой каменной кладки -обиталища рыцарских кланов. Рыцари не могли жить спокойно, им нужно было с кем-нибудь воевать, и они воевали между собой на улицах города точно так же, как и на равнине. Иногда они объединялись и шли на другой город, штурмовали высокие стены, грабили и убивали, а потом предавали всё огню. Войны городов были столь же ожесточёнными, как войны сеньоров, и крестьянам было не легче от того, что их грабят под знаменем "коммуны". Итальянская коммуна XII века была республикой рыцарей, и власть в ней принадлежала благородным рыцарям, "нобилям"; купцы и ремесленники должны были быть довольны, если им дозволялось спокойно жить в городе и если их не подвергали чрезмерным поборам. Что же касается крестьян из сельской округи, то они должны были работать на своего переселившегося в город сеньора и не помышлять о том, чтобы самим стать горожанами.

В XII веке войны коммун привели к выделению сильнейших, "знатных", городов, подчинивших себе мелкие коммуны и обширные сельские районы. На севере такими городами были Милан, Парма, Генуя, в Средней Италии – Флоренция, Болонья, Пиза. Но войны продолжались и побеждённые города обращались к императорам с жалобами на победителей, с просьбами восстановить справедливость и имперский порядок. Императоры были бессильны что-либо сделать; после позора Каноссы они утратили власть над германскими герцогами, и у них не было ни армии, ни денег. Герцоги выбирали императоров из своей среды и единственное, на что могли твёрдо рассчитывать эти выборные вожди – это на силы своего герцогства. В 1152 году престол "Священной Римской Империи" достался швабскому герцогу Фридриху Барбароссе, знаменитому рыцарю, всегда сражавшемуся в первых рядах, победителю всех турниров и покорителю дамских сердец. Барбаросса жил воспоминаниями об Оттоне Великом и славе былой Империи; он поклялся восстановить её во всей силе и первым делом объявил о всеобщем мире – о том, что его вассалы не имеют права сражаться между собой. В 1154 году он прибыл в Италию, выставил на Ронкальском поле свой щит и стал принимать жалобы от вассалов. Многие жаловались на Милан: миланцы жестоко обходились с соседями, разрушая до основания их города. Император призвал на помощь германских князей и, через четыре года вернувшись с большой армией, осадил Милан; миланцы испугались и вскоре капитулировали; вслед за ними сдались и другие непокорные коммуны. Император назначил в города своих наместников, но, как только они приступили к сбору налогов, Милан снова восстал. Собрав войска, Фридрих в 1161 году снова перешёл Альпы и осадил непокорный город; к императорским войскам присоединились ополчения враждебных Милану соседних городов. Осада продолжалась полгода, в Милане свирепствовал голод; наконец, миланцы сдались и вышли из ворот в одежде кающихся, босые, с верёвками на шее, с головами, посыпанными пеплом, и с горящими свечами в руках. Фридрих Барбаросса помиловал сдавшихся, но приказал разрушить Милан и, в знак проклятия, провести по развалинам плужную борозду. "Милан должен осушить ту чашу скорби, которую он готовил для других", – сказал Барбаросса.

Однако торжество императора оказалось преждевременным и недолгим. Папа Александр III не мог допустить возрождения Империи, он отлучил Фридриха от церкви и призвал его подданных к мятежу. Города Италии вновь восстали и объединились в Ломбардскую лигу, соседи примирились с миланцами и помогли им восстановить городские стены. В Германии тоже начались смуты, и прошло много лет, прежде чем Барбаросса смог собрать небольшую армию и вернуться в Италию. В мае 1176 года он встретился с ломбардскими рыцарями при Леньяно – и был наголову разбит, потерял всё своё войско, и сам чудом выбрался из страшной сечи. Итальянские города отстояли свою свободу. В следующем году императору пришлось пережить новую Каноссу: чтобы добиться снятия отлучения, он поцеловал ноги Александра III на паперти собора Святого Марка в Венеции. Было что-то символическое в том, что это произошло именно в Венеции: император, олицетворявший собой прошлое, мог видеть перед собой будущее. Сидя у ног папы, он видел перед собой многолюдный город, кварталы каменных домов, купеческие дворцы и корабли в порту. Мир деревень, рыцарей и замков уступал дорогу новому миру городов, торговли и ремёсел. В конце концов, это должно было произойти – должен был настать момент, когда демографическое давление достигнет невидимой грани и начнётся Сжатие. На глазах Барбароссы начиналась новая эпоха, эпоха, которая породит новую цивилизацию, новую революцию и новых самодержавных монархов. Но всё это должно было случиться через столетие – а пока императору оставалось поддерживать стремя лошади, на которой сидел папа, и с удивлением разглядывать этот новый мир.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова – это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов – Исава и Иакова:«И рече Господь Бог: „Два

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова - это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов - Исава и Иакова:«И рече Господь Бог:

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ I. XII ВЕК. РОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII в. Вначале были города. Интеллектуал средневековья на Западе рождается вместе с ними. Он появляется вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Сельские коммуны Ослабление власти феодалов в условиях быстрого роста политического и экономического влияния городов привело в XI-XII вв. к оживлению сельских общин. Община сохранялась в Италии с лангобардских времен, сначала в виде свободной, а затем крепостной общины. В

автора Линтнер Валерио

Города и коммуны

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Аристократические коммуны Перед лицом этих сил государство, в любом случае бывшее слабым и неспособным поддерживать централизованный контроль, пришло в упадок, выродившись в не более чем умозрительную категорию и обратив Италию в простое географическое понятие. Власть

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Народные коммуны В то же самое время простые горожане, городские купцы и ремесленники, организовывались в гильдии для защиты собственных интересов против поползновений аристократии. Эти гильдии, как и народные соседские объединения, которые устраивал нарождающийся

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

ЗНАМЯ КОММУНЫ Шел один из последних дней Парижской коммуны.Париж горел…Пылали в огне Тюильри, Ратуша, Дворец правосудия, хлебные склады. Небо затянуло тяжелыми свинцовыми облаками, и на его темном фоне еще ярче, еще зловеще полыхали пожары уже над всем городом. Узкие

Из книги Жак Простак автора Дюма Александр

КОММУНЫ (957–1374) Есть во Франции разумное существо, которое до поры до времени никак себя не проявляет, ведь и земле надо вспороть кожу, чтобы получить урожай.Речь о французском народе.В VII, VIII, IX веках искать его бесполезно. Он не показывается. Как будто даже и не шевелится.

автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XI. Колебания Совета Коммуны На площади Ратуши еще царило возбуждение, когда в зале муниципальных советников собрались вновь избранные члены Коммуны.В результате голосования были избраны 16 мэров, адъюнктов и либералов разных мастей (108), несколько радикалов (109), и около 60

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XV. Первые бои Коммуны Разгром 3?го апреля устрашил робких, но возбудил смелых. Инертные до того батальоны, воспрянули, больше не затягивалось вооружение фортов. Кроме Issyи Vanves, получивших серьезные повреждения, остальные форты оставались боеспособными. Вскоре весь Париж

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XVIII. Работа Коммуны Несостоятельность и слабость Исполнительной комиссии стала настолько вопиющей, что 20?го апреля Совет решил заменить ее делегатами 9 комиссий, на которые возложили различные функции. Комиссии начали действовать в тот же день. Как правило, их работой

Из книги Полное собрание сочинений. Том 8. Сентябрь 1903 - сентябрь 1904 автора Ленин Владимир Ильич

1. В память Парижской Коммуны Чествование величайшего рабочего восстания 19 века. Исторический очерк.1. Франция при Наполеоне III.Империализм. (S. 45) – расплата за VI. 48. Наполеон III. – Экспроприация Франции шайкой бандитов. ?. Бонапартизм {рабочие еще не способны буржуазия уже

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

Уроки коммуны{136} После государственного переворота, завершившего революцию 1848 года, Франция на 18 лет подпала под иго наполеоновского режима. Этот режим довел страну не только до разорения экономического, но также до унижения национального. Восставший против старого

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

Памяти коммуны Сорок лет прошло со времени провозглашения Парижской Коммуны. По установившемуся обычаю французский пролетариат митингами и демонстрациями почтил память деятелей революции 18 марта 1871 года; а в конце мая он снова понесет венки на могилы расстрелянных

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

6. Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие 6.1. Свидетельство Плутарха Плутарх посвятил Ромулу специальную главу «Ромул» в своих знаменитых «Сравнительных жизнеописаниях». Напомним, кстати, что, согласно нашим результатам,

В эпоху, крестовых походов в главных континентальных странах Западной Европы происходило замечательное движение в городах, состоявшее в освобождении городов от власти феодальной аристократии и в превращении их в политически самостоятельные общины . Ранее всего это произошло в Северной Италии. Здесь в X и XI вв. некоторые приморские города , в особенности Венеция и Генуя, стали обогащаться, благодаря торговле с греческим и магометанским Востоком, а в эпоху крестовых походов они только еще более расширили свои торговые сношения с заморскими странами. Кроме того, в Италии началось развитие промышленности, которое обогатило некоторые ломбардские и тосканские города. Значительные материальные средства, скопившиеся в руках горожан, и большее умственное развитие этого класса населения не позволяли уже сеньорам итальянских городов (большею частью епископам) господствовать над горожанами так, как они господствовали вне городских стен, и мало-помалу города Северной Италии, получив от феодальных сеньоров разные уступки, превратились в настоящие республики, в состав населения которых на правах высшего класса вошло и само феодальное дворянство. Эти городовые республики имели свои народные собрания из всех совершеннолетних граждан, свои выборные думы и во главе по нескольку консулов для начальствования над милицией, для поддерживания внутреннего порядка и для отправления правосудия. Из ломбардских городов в XII в. особенно выдвинулся Милан, стоявший даже во главе их общего союза. Такое же явление произошло и во Франции, где городское население вступало даже прямо в вооруженную борьбу со своими сеньорами и заставляло их делать им разные уступки. В случае победы город превращался тоже в маленькую республику, носившую на севере Франции название коммуны, и в ней устанавливались тоже и народное собрание, и дума, и выборные начальники, которые назывались мэрами, т. е. старшинами (от лат. major) или эшевенами. Наконец, самостоятельные городские общины возникли и в Германии, тоже благодаря обогащению от промышленности и торговли. Особенно было много зажиточных городов на Рейне, на верхнем Дунае и во Фландрии. Прирейнские города стали приобретать разные вольности еще в XI в., при Генрихе IV, находившем для себя вообще выгодным помогать городам для ослабления епископов. Фландрские города, среди которых более всего выдвинулись Гент и Брюгге, возвысились в XII столетии. Гораздо уже позднее начали играть большую роль города голландские и ганзейские в северной Германии.

166. Значение развития городов

Развитие городов во вторую половину средних веков имело весьма важное историческое значение. Городской быт был полною противоположностью быту феодальному и потому внес в жизнь тогдашнего общества новые начала. Феодальное рыцарство было прежде всего сословием военным, горожане, наоборот, – классом людей промышленных и торговых. Материальная сила феодалов заключалась в их землях, и главным занятием населения отдельных сеньорий было сельское хозяйство, тогда как основу материального значения городов составляли товары и деньги, а их жители были заняты разными ремеслами, перевозкою товаров и торговлею. Население феодальных сеньорий находилось в крепостной зависимости от своих господ, но в городах устанавливалась гражданская свобода. Основой государственной власти в феодальных княжествах и барониях было землевладение, в городах ею стало общее согласие граждан. Наконец, развитие городов оказало большое влияние и на умственную культуру. Здесь, впервые начал складываться класс светских образованных людей, между тем как раньше образованными людьми были одни только духовные.

167. Социальный строй городов

Внутреннее устройство средневековых городов было весьма разнообразно, но повсеместно наблюдаются некоторые общие черты. Везде именно население делилось на городской патрициат и простой народ. Первый образовывался из сеньоров и рыцарей, если они входили в состав общины (в Италии), или из купцов, обогатившихся торговлею, остальную же массу составляли ремесленники и вообще рабочий люд. Сначала вообще только более зажиточные люди пользовались правом участвовать в городском управлении, т. е. делать общие постановления, выбирать городской совет и должностных лиц и т. п., но с течением времени и менее зажиточные жители добивались тех же прав, хотя для этого им приходилось вступать в борьбу с патрициатом. Большею частью это были ремесленники, которые соединялись в особые товарищества, известные под названием цехов; благодаря этой своей организации, они только и одерживали победу.

168. Цехи и их значение

Цехи вообще имели весьма важное значение в жизни средневековых городов. В эту эпоху отдельные лица охотно соединялись в товарищества для общего дела или для общей защиты. Соединялись в гильдии купцы отдельных общин, соединялись и города в целые союзы ради общих торговых и политических интересов. Цехи тоже были товарищескими соединениями ремесленников одной и той же специальности в отдельных городах. Вся обрабатывающая промышленность находилась тогда в руках ремесленников, и производство совершалось в маленьких заведениях, в которых работал сам хозяин, или мастер с очень небольшим числом наемных рабочих (подмастерьев), считавшихся его младшими товарищами (compagnons, Gesellen), и подростков‑учеников. Чтобы сделаться мастером, нужно было сначала выучиться мастерству и усовершенствоваться в нем в качестве подмастерья, т. е. уметь самому хорошо работать. Ремесленники одной и той же специальности выбирали в покровители себе какого‑либо святого (напр., плотники – св. Иосифа), ставили в церкви его статую, праздновали день его памяти и помогали больным или впавшим в бедность из свой среды. Мало‑помалу такие товарищества стали вырабатывать себе уставы, касавшиеся и самого занятия ремеслом. Основные черты цеховых уставов были следующие. Для того, чтобы заниматься каким‑либо ремеслом в городе, необходимо было принадлежать к цеху,который вообще ограничивал число ремесленных заведений одного рода, сообразуясь с заработком. Число подмастерьев и учеников тоже ограничивалось, чтобы у всех мастеров был приблизительно одинаковый заработок. Цеховые уставы заключали в себе также и разные правила относительно продолжительности учения, обращения с учениками и подмастерьями и т. п., а также и относительно техники производства, потому что цех брал на себя ручательство за доброкачественность работы. Полноправными членами цеха были одни мастера, которые из собственной же среды выбирали и своих старост. Цех работал обыкновенно лишь на свой город и на его округ, т. е. на местный рынок. Таким образом городская промышленность в средние века была лишь мелкая, рассчитанная на небольшой сбыт. Поэтому и обмен товарами между отдельными городами был сравнительно небольшой. Вот почему первыми денежными капиталистами в средние века были только купцы, ведшие крупную заграничную торговлю. Кроме экономического значения цехи имели значение и политическое, потому что, главным образом благодаря такой организации, ремесленники только и добивались права участвовать в городских делах.

169. Новое положение горожан в обществе

В эпоху раздробления главных стран Западной Европы на феодальные владения города, освободившиеся от своих сеньоров, явились новою политическою силою. Рядом с феодальными сеньориями стояли теперь республиканские коммуны, которые и вступили в борьбу с феодальным миром. С другой стороны, рядом с духовенством и рыцарством возник в каждой стране третий чин (третье сословие ), получивший во Франции название буржуазии , а в Германии – бюргерства (от слова бург, т. е.город). Городские общины окружали себя стенами, заводили собственную милицию, на свой страх вели войны. В политической борьбе они могла представлять и действительно представляли большую силу, а потому было важно и для пап с императорами, и для королей с феодальными сеньорами, на чью сторону будут становиться города. С возникновением городов, как самостоятельной политической силы, и государственная жизнь стала усложняться. С XII – XIII вв. в отдельных странах Западной Европы вообще существовали четыре политические силы: 1) королевская власть , 2) духовенство, 3) светская аристократия и 4) города . В разных странах эти силы соединялись между собою неодинаковым образом, но везде с развитием городов политическое устройство стало принимать новый вид.

Коммуна (средние века)

Коммунальное движение - в Западной Европе X-XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи - обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы , а против сеньоров тех или иных городов.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX-XII вв.). Города Северной Франции (Амьен , Лан , Бове , Суассон и др.) и Фландрии (Гент , Брюгге , Лилль) стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определённую небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Города Северной и Средней Италии (Венеция , Генуя , Сиена , Флоренция , Лукка , Равенна , Болонья и др.) стали коммунами в IX-XII вв.; в Германии в XII-XIII вв. появились так называемые имперские города - они формально подчинялись императору , но на деле были независимыми городскими республиками (Любек , Нюрнберг , Франкфурт-на-Майне и др.)

Города, расположенные на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью, не могли добиться полного самоуправления;, под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов. особенно принадлежавших духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства их жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там «год и один день », становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что «городской воздух делает свободным ».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коммуна (средние века)" в других словарях:

    Средневековый город вначале был помещичьим владением, и лишь с конца XI в. начался процесс освобождения. Степень достигнутой независимости была различна, вольности получались то сразу, то постепенно, то вырывались силой у помещиков, то уступались … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от лат. communis общий). Вообще община. В частном смысле, коммунистическая община, коей устройство клонится к совершенному равенству прав и имуществ членов её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Коммуна - 1) в средние века самоуправляющаяся община; 2) группа людей, пользующихся на равных правах общим имуществом … Популярный политический словарь

    Ланская коммуна - коммуна во фр. г. Лан; образована в XII в. в результате борьбы горожан с сеньором епископом. В 1109 г. Лан впервые добился за денежный выкуп прав коммуны, которые были утверждены королем Людовиком VI в 1111 г. Но в 1112 г. коммунальная хартия… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

особая форма организации самоуправления городов в средневековой Западной Европе, возникшая в процессе борьбы городов с феодалами, начавшейся в 11 в. Движение против власти феодалов началось в наиболее многолюдных, богатых и сильных городах, где быстро развивались буржуазные отношения. Такими городами были средиземноморские итальянские города, купеческое население которых имело особенно оживленные торговые связи с Малой Азией и другими восточными странами. Купцы, организованные в гильдии (см.) и находившиеся в преимущественном положении перед другими жителями города, стали во главе управления городом и начали в своих интересах добиваться автономии. Они выработали основы городской администрации и стремились к устранению вмешательства сеньоров (см.) в управление городом. Северо-итальянские города благодаря умелому использованию вражды между папой и германскими императорами добились своего превращения в автономно управляющиеся единицы. Впоследствии эти города стали самостоятельными республиками. Такое же движение против сеньоров наблюдается во фламандских и французских городах. Эта борьба была вызвана вымогательствами сеньоров, усиливающимися по мере роста богатства этих городов.

Города, одержавшие победу, создавали свое городское самоуправление – коммуну. Эта коммуна сама становилась феодальным сеньором. Она имела своих крепостных, получала иммунитет, подобно всякому феодалу, и приобретала известную часть политической самостоятельности: право объявления войны, заключения мира, чеканки монеты, содержания своей армии, юрисдикцию и выборные органы.

Во Франции городам не удалось добиться положения независимых республик. Многие города приобрели право выбирать старшин и городской совет, но суд отправлял уполномоченный сеньора, на земле которого был расположен город, как, напр., Париж и Орлеан, где сеньором был сам король. Жителям некоторых городов удалось добиться свободы от феодальной зависимости за определенные, точно фиксированные взносы. Такие города во Франции назывались вольными (villes franches) или буржуазными (villes de bourgeois). Слово «буржуа» означало «житель укрепленного бурга», получивший личную свободу. В Германии наиболее полной независимости удалось добиться городам, находившимся на окраинах, где власть германских императоров не могла противодействовать стремлениям городов к освобождению от феодальной зависимости. Отдельные города объединялись в союзы. Особенных успехов достигли в этом отношении города, расположенные по берегам Балтийского и Немецкого морей, в первую очередь Гамбург, Любек и Бремен.

В Англии городам не удалось добиться больших привилегий, так как королевская власть после нормандского завоевания была сильна. Английские города добивались установления откупной системы налогов и получали от королей разрешение уплачивать определенный ежегодный взнос (firma burgi).

В городах, получивших в той или другой степени самостоятельность, все жители были свободны от крепостной зависимости. Крепостные, прожившие в городе год и один день, становились свободными. Поэтому в средние века относительно городов сложилась поговорка: «городской воздух делает свободным» (Stadtluft macht frei). Свою самостоятельность города утратили с установлением абсолютной монархии.

В Вероне, как и в других больших городах на территории Италии, история Коммуны пережила три периода – 1 период становления с середины XI века, когда ослабевала власть феодалов и импервтора, и зарождалось «общее» управление городом. 2 период – , мы видим «героические» общие символы и единство на люнете базилике Святого Зенона к середине XII века. 3 период – междуусобные войны гвельфов и гиббелинов, борьба за власть и постепенный переход власти в городе от Консулов Коммуны к Подесте и Синьорам города () середина XIII века.

Кварталы Вероны в римских стенах А В С D, Е и их расширение в XII в

Средневековая структура города сформировалась на римской основе в излучине реки Адидже, надёжно защищённой раньше со стороны земли городскими стенами. В средние века в Вероне 5 городских кварталов , 4 из них расположены в излучине Адидже и пятый на холме Святого Петра на противоположном берегу реки. Разделение на городские кварталы проходило по главным римским улицам города, декумано и кардо массимо, которые пересекались на площади Эрбе, бывшем Римском Форуме. От этой главной площади и расходились кварталы Вероны: в сторону Кафедрального Собора Квартал дель Ферро (А ), вокруг церкви Святой Эуфемии Квартал Капитанов ( В ), самый большой квартал Мадджоре (C ) включал Арену, и квартал делла Кьявика (D ) включал площадь Эрбе и церковь Св. Анастасии. Квартал на холме назывался квартал Кастелло (Е ), хотя Замка Сан Пьетро на холме ещё не было, и включал в себя церковь Св. Стефано, руины Римского Театра и монастырь Санта Мария ин Органо. К XII веку город рос, и значительно увеличились территории (зона вдоль Адидже и район Св. Зенона), Мадджоре (площадь Бра до реки и за притоком Адиджето) и Кастелло (район Веронетты, монастырь Св.Назария).

Во времена Комунального правления Верона возводит новые крепостные стены для защиты растущих кварталов, портов на реке и наиболее важных поселений вокруг пригородных монастырей.

Почему же во время расцвета Комуны, свободы, автономии и экономики, занимались возведением стен? Комунальное правление не привело к длительному периоду мира и спокойствия, а увеличило возможность военных конфликтов со стороны соседей и войск императора. Теперь в таких конфликтах участвовали не только феодалы, но и горожане, которым Комуна наряду с правами, даровала также и обязанности по защите города. Комунальная Верона расширяет укреплённые городские территории, и вновь, как и в римскую эпоху, становится городом-крепостью , черты которого сохранила до сих пор.

В период раннего средневековья только феодалы, правители своих владений имели право возводить крепости и стены. В Эпоху Комун Император Священной Римской Империи вынужден дать такое право на строительство стен и крепостей городам-Коммунам .

Свидетельство важности Вероны в то время, мы видим в декрете Императора Федерико I Барбароссы (именно в честь этого императора немцы во второй мировой войне назвали свой «план Барбаросса»). Трактат Костанцы 1183 года после битвы при Леньяно даёт привиллегии городам Ломбардской Лиги, разрешает возводить крепостные стены и признаёт их автономию по отношению к власти императора. Выборы, суды, налоги — все эти важные вопросы решали сами города-Коммуны, выплачивая Императору годовой налог, и оставляя за ним право решать внешние споры с другими городами-Коммунами.

«Мы Император Священной Римской Империи Федерико и наш сын Энрико, Король Германии, даруем навечно вам, городам, территориям и людям Лиги права и регалии, как внутри городов, так и вне их, так Вероне в её стенах, пригородах и другим городам ». Единственный город Верона указан в декрете Императором, а ведь в эту Ломбардскую Лигу с 1167 года входили также города Милан, Венеция, Виченца, Тревизо, Падуя, Феррара, Брешия, Бергамо, Мантуя, Парма, Пьяченца, Лоди и Кремона. Важные документы Императора помимо подписи скреплялись его печатью, и такая печать Федерико Барбароссы хранится в веронской

Техника постройки крепостных стен в средние века изменилась по сравнению с римскими стенами. Сначала строили две стены на расстоянии чуть больше метра друг от друга, а потом по принципу «заполнения мешка» наполняли обломками, камнями и булыжниками. Внешняя стена такого мешка была из обтёсанных каменных блоков средней величины, скреплённых строительным раствором. Стены укрепляли башнями, но расстояние между ними нерегулярное, по мере необходимости башни строили для поддержки участков стен и укрытия охранников. За стенами ров, в черте города в нём протекал приток Адиджетто, и в стенах открыты ворота с одной аркой. За крепостными стенами города в отдалении были укрепления в виде насыпей и брёвен, с отдельными башнями и частями стен монастырей и стенами, которые огораживали огороды и поля жителей.

По периодам постройки городских стен Вероны эпохи Коммуны различают два участка – стены справа от Адидже 1130-54гг ., на равнине в черте города, и слева по берегу реки 1194-1224гг . на холмах вокруг Вероны. Левый берег реки со стороны холма Св. Петра защищали стены, от церкви Св. Стефана они огибали холм, шли до церкви Сан Джованни ин Валле и монастыря Санта Мария ин Органо. От этих стен сохранилось немного — остатки башни, колодец и фундаменты в подземельях на территории Конгрегации , часть средневековой стены вошла в стену вокруг Сада Джусти, и часть стены идёт вдоль улица Санта Мария ин Органо за церквью. Там же осталась арка Ворот Порта Органа . Справа от реки стена шла вдоль , и часть её мы видим до сих пор на улице Паллоне (конечно, со временем стены разрушались, уже после наводнения 1239 года Эдзелино да Романо пришлось ремонтировать стены, но части фундаментов, материала и стен остались XII века).

На этом участке крепостных стен были открыты несколько ворот. Порта Морбио (Св.Зенона) выходила в район Сан Дзено, её обнаружили в ХХ веке при реконструкции замка Кастельвеккио. Во время строительства замка в середине XIV века использовали часть Комунальной стены XII века и заложили эти ворота. Следующими воротами города была , она стояла на древней , которая выходила из Вероны через эти ворота в сторону Мантуи. Дальше в районе современной улицы Манин были Ворота Орфана , теперь на этом участке осталась XII века. Ворота в стене на площади Бра есть до сих пор и называются Портони Бра , рядом с ними пятиугольная башня Пентагона XIV века. Ворота Сан Фермо, теперь Порта Рофиоло выходят на улицу Паллоне, где теперь парковка туристических автобусов. Башня около этих ворот построена в конце XIII века при Альберто делла Скала. У реки стены заканчивались ещё одной башней Торре делла Палья (Соломенная башня), которая взорвалась 12 апреля 1624 года, потому что в ней хранились запасы пороха, и в башню попала молния. Со стороны реки остались фундаменты этой башни.

Аббатство Святого Зенона и поселения вокруг него также были защищены укреплениями в эпоху Коммуны. Осталась через которую въезжали со стороны Германии императоры со свойе свитой. На реке рядом с этими воротами вернцы устраивали переправу из лодок и плотов по требованию императора, чтобы переправлять его войска через реку, не заходя в укреплённую крепостными стенами часть города.