Солдат василий теркин собирательный образ русского воина
Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом, с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам? Во-первых, Василий Теркин — настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В нем нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсене мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем. Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе; он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее — он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия солдат прогоняет ее: Прогоните эту бабу, Я солдат еще живой. На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора. Хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине: Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку. И такую знал печаль!… Мать-земля моя родная, Ради радостного дня Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня! А в самые ответственные минуты жизни Теркина, Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов: Кто одной боится смерти — Кто плевал на сто смертей. Пусть ты черт. Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей. Теркин — образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, — это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — простой человек, которому может быть страшной больно. Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал -тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он — тот, кто войну выигрывает. Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне. Когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского. Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек…
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - народная, вернее, солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца».
Главный герой - воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин - весельчак, он за словом в карман не полезет.
На мой взгляд, главная черта его характера - любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль».
Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.
Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули»:
Ведь он в кухне - с места,
С места - в бой,
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой...
А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, тащит, надрываясь, «языка». Но надо остановиться, «а мороз - ни стать, ни сесть». И тут Теркин не унывает, он начинает играть на гармони:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Я думаю, можно сказать, что Теркин - душа солдатской компании. Ведь неслучайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже «хоть бы смерть, да на сухом». Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже всем солдатам кажется, что «хуже нет беды». Но Теркин как всегда не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. И, лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.
А как интересно обращение героя к Смерти в главе «Смерть и воин», когда тот, раненный, лежит и замерзает, а ему чудится, что пришла к нему Косая:
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.
И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает Смерть.
А.Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского труженика-солдата.
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - народная, вернее, солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца».
Главный герой, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата с еш плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин - весельчак, он за словом в карман не полезет.,
На мой взгляд, главная черта его характера - любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль».
Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.
Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули»:
Ведь он в кухне - с места.
С места - в бой,
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой..
А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, та-щит, надрываясь, «языка». Но надо остановиться, «а мороз - ни стать, ни сесть» И тух Теркин не унывает, он начинает играть на гармони;
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Я думаю, можно сказать, что Теркин- душа солдатской компании. Ведь не случайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже «хоть бы смерть, да на сухом». Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже веем солдатам кажется, что «хуже нет беды». Но Теркин, как всегда, не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен, И лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.
Образ русского солдата. Василий Иванович Теркин - главный герой поэмы А. Т. Твардовского, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892).
Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940). Об этом свидетельствуют и слова героя:
Я вторую, брат, войну
На веку воюю.
Духу времени, его насущным потребностям отвечает характер героя книги. Это солдат, который считает войну той работой, которую ему необходимо выполнить. Он живет этой войной, он не принимает никаких забот мирного времени. Даже отдохнуть так, как отдыхается вне войны, Теркин не смог: данный ему недельный отдых в тылу, с четырехразовым питанием и белыми простынями на кровати, солдат не выдержал.
Не имеет права он отдыхать, когда вокруг гибнут люди. Свои люди. Когда коверкают землю. Его землю. Отдохнуть можно будет потом, когда прогонят фашистов. А сейчас война - это его жизнь, а фронт - это его дом.
Так ли, сяк ли, Теркин дома,
То есть - снова на войне…
Интересно восприятие Твардовским той войны, на которой он сам воевал, на которой жил его литературный герой, его понимание военной службы:
Есть закон - служить до срока,
Служба - труд, солдат - не гость.
Есть отбой - уснул глубоко,
Есть подъем - вскочил как гвоздь.
Есть война - солдат воюет,
Лют противник - сам лютует.
Есть сигнал: вперед!.. - Вперед.
Есть приказ: умри!.. - Умрет.
Это понимает и Василий Теркин. Он воспринимает нашествие немцев не как личную трагедию, а как трагедию всего русского народа. Поэтому во всей поэме нет сюжета, касающегося исключительно только личных переживаний героя. Все его мысли - это мысли каждого в той войне, его стремления - стремления всего русского народа.
Теркин - исключительно емкий образ. С одной стороны, это человек труда со всеми присущими ему качествами: с верностью приметливого глаза, сноровкой опытных рук, не любящих безделья, с житейским оптимизмом. Это хорошо видно в главе «Два солдата», когда легко, словно шутя, Теркин чинит пилу, а затем часы.
Посмотреть - и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках пошла.
Обернулась - и готово.
С другой стороны, Теркин - исключительно русский человек. Он наделен добродушием, терпением, скромностью, способностью «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойным мужеством.
Вглядываясь в образ Теркина, замечаешь, что в нем соединились те национальные и общечеловеческие черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.
В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персонажей своей эпохи, а ее главный герой, наиболее глубокий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего «ради жизни на земле».
С. С. Смирнов по этому поводу писал: «По моему глубокому убеждению, произведение, наиболее полно отразившее самый дух и характер Великой Отечественной войны, - это поэма А. Твардовского “Василий Теркин”. И в этом плане - плане постижения характера народа на войне - к поэме не приближается ни одно произведение прозы».
Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного человеческого существования. Это проявляется между прочим в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре военных года не раз побывал почти каждый фронтовик. Это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, не развернутая в виде какого-либо связного индивидуального сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский сюжет войны.
Теркин и все остальные солдаты, включенные в произведение А. Твардовского, являются обычными людьми, и показаны они чаще всего в самых что ни на есть будничных, отнюдь не героических обстоятельствах: на ночлеге («Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава»), в многодневном и малоуспешном бою за крошечную деревушку («Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клочка родной газетки - козью ножку завернуть»), в разговорах на темы совсем не «высокие» - например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, - в бане.
После хорошей, трудной работы, наработавшись «всласть», где бы отдохнуть, как не здесь? А работал
Теркин на совесть, «не для славы, ради жизни на земле».
Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, -
Поработал человек.
Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сделал поэт понятными и близкими для нас, его скромный подвиг прославил, пробудил к нему живое чувство уважения, благодарности и любви.
Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем поистине правдивом облике.
Из письма А.Т. Твардовскому.
Творчество А.Т. Твардовского неразрывно связано с темой Великой Отечественной войны. Эта война для целого поколения советских людей стала переломным событием, коренным образом изменившим всю их жизнь. Сам Твардовский принимал участие в войне и был непосредственным свидетелем всего того, о чем позже написал в своих произведениях.
Многие советские поэты и писатели обращались к теме войны, и каждый раз она представала в самых разных образах. Однако в большей степени создать образ русского солдата удалось, на мой взгляд, именно А.Т. Твардовскому.
Важно отметить, что в вопросе роли личности в истории Твардовский придерживался точки зрения Л.Н. Толстого: историю делает простой народ, только он способен что-то изменить, сыграть решающую роль в каком-то событии. На примере своего героя Василия Теркина поэт доказывает это.
Можно говорить о том, что поэма Твардовского стала своеобразной данью уважения и благодарности простому русскому солдату-труженику. Нелегкая военная судьба героя во многом схожа с судьбами миллионов других солдат:
И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнем косым, трехслойным,
Под навесным и прямым.
Но нигде Василий не теряет своего оптимизма, народного чувства юмора, желания жить. Автор пишет про него: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой». На мой взгляд, Василий Теркин полюбился читателям, в первую очередь, потому, что в нем нет лжи, какого-то искусственного патриотизма. Простота и естественность отличает этого человека. Теркин является воплощением лучших черт русского народа.
Несмотря на шутливость тона героя, все же временами можно заметить настоящую боль и страдание в его словах: «И видал такую муку. И такую знал печаль!..» Любовь к родной земле является для Василия Теркина неотъемлемой частью существования. Он не мыслит своей жизни без родной матушки земли-матушки:
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня
Ты прости, за что – не знаю,
Только ты прости меня!
Твардовский воспевает мужество и непоколебимость советского народа, который ценой собственной жизни добивался победы и счастья для своих потомков. Эти люди не оробели перед огромной фашистской силой, уже сломившей Европу:
Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.
Герои поэмы не только воюют, но и живут: они любят, смеются, мечтают о жизни без войны. Василий Теркин всегда может найти выход из трудной ситуации, посмеяться над собой, поддержать своих боевых товарищей. Таков русский солдат-труженик, который умеет жить и на войне. По мнению Твардовского, бойцы Великой Отечественной войны являются великими потомками, наследниками истинных человеческих качеств тех солдат, о которых говорит Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир»:
… Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Таким образом, Твардовский в своей поэме «Василий Теркин» воспевает обычного солдата, который своим каждодневным, порою нечеловеческим, трудом смог добиться главного, – победы. На мой взгляд, Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший все достоинства и недостатки народного характера. Он воплотил их в своей «Книге про бойца», где Василий Теркин является собирательным образом, символом всего советского военного поколения.