Болезни Военный билет Призыв

Стихи о костре. Конспект.docx - Тире между подлежащим и сказуемым. Материал к уроку. "Энциклопедический словарь т-ва ""Бр. А. и И. Гранат и К

Рассыпал месяц по небу звезды,
снежинки землю укрыли снова.
морозно, ветер, уснули птицы,
ну отчего так зима сурова.

Весны нам ждать еще очень долго,
тепла вновь хочется, солнца, света.
и спит заснеженный, милый город,
любовью граждан своих согретый.

С неба звезды спадают белые
Нескончаемой чередой.
Два зрачка твоих тёмно-серые
Наблюдают за их игрой.

Неотрывно глядят, любуются..
Дождь пошёл, и свет звёзд погас.
А ресницы твои целуются,
Укрывая свеченье глаз.

Тьма подходит с кошачей прелестью,
Понимаю: один я, ночь.
Сна обрывки порхают с шелестом -
Их твой образ отправил прочь.

Я увидел, как в небе зажигаются Звезды,
И в себя обратил реку слов. Может поздно?

Я смотрел на озера, что светились безмолвно -
То ли душами звезд, то ли собственной искрой.

Я дословно молчал, но творил баснословно,
И поток направляя энергии чистой

Осознал, для чего мне дана была речь:
Самому чтоб однажды такую Зажечь.

Лето, сумерки ночные,
Растворяют горизонт.
Соловьи поют шальные
Вдоль проселочных дорог.

День промчался незаметно,
Скрылся в розовый туман.
День растаял, словно не был,
Словно сон травы дурман.

Утихает вольный ветер
В сочных травах луговых,
Нагулявшись на просторах
Среди сосен вековых.

Зажигает небо звезды
Цветомузыку ночи,
По обочинам дороги
Изумруды светлячки.

Звезда на небе,
Звезда на земле,
Прикосновение твоих губ
Можно почувствовать только во сне!
Теплота твоего тела
Из сердца исходит оно,
Быть может смело
Согреешь ты и моё!
Звёзды не стареют,
Не стареет и любовь…
Они не умеют,
Любимой будешь вновь и вновь!
Я шепчу тебе глазами…
Как с тобою хорошо…
Ты подаришь мне губами...
Счастье, мысли и тепло!!!
Я доверюсь небу, звёздам...
Я скажу, что ты звезда,
Будешь светиться ярче,
Буду светиться и я!!!

Звезда горит в туманном небе,
Спокойством дышим небосклон.
Там запахи ржаного хлеба
Развеет вмиг аккордеон.

И ярче всех горит Юпитер,
Среди столичных фонарей,
И во главе - Луна-царица,
Сверкает лучше всех огней.

Танцуют вальс ночные тучи,
Бессменный ветер гонит тишь.
Один за век, один лишь случай,
Когда во сне ты, но не спишь...

Небо темное,
Ветер с севера
Клонит мокрое
Тело пленное.
Духом стойкости
То противится
Не сломается,
Не сщетинится.
Пошлют по миру
Не обидится
Ибо не к чему
Таить злобину,
Ибо не к кому
Нести здравствие
Всё одно ему-
Все желания,
Все старания
Спрятать за душу.
Чтоб не видели
Глазки темные,
Не обидели
Неуемные.
Отпустили бы
Мне лучи встречать
Солнца яркого
После мрачности,
Неба слёзности.
Я бы сам пошёл
К свету белому,
Миру...

Карточка № 1

пропуска ставится тире .

    Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

    Знание _ самая надёжная защита.

    Наш долг_ совершенствовать знания.

    Эти равнины _ словно море бескрайнее.

    Бедность _ не порок.

    Лишнее говорить _ себе вредить.

    Я _строитель.

    Наш город _ небольшой.

Карточка № 2

Отметьте номера предложений, в которых на месте

Пропусков ставится тире .

    Грузинские деревни _ это сплошные сады.

    Снег _ словно шёлк.

    Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

    Безумство храбрых_ вот мудрость жизни.

    Он _ несправедливый человек.

    Праздность _ мать всех пороков.

    Ночь _ темна.

Карточка № 3

.

    Старость _ не радость.

    Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

    Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

    Наш край _ богат и прекрасен.

    Дождь рыбаку _ не помеха.

    Дело художника _ рождать радость.

    Три _ любимое число народных сказок.

    Сушёная дыня _древнее среднеазиатское лакомство.

Карточка № 4

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

    Чтение _ вот лучшее учение.

    Степь _ словно сплошной солнечный диск.

    Комедия «Ревизор» _ актуальна и поучительна.

    Жизнь прожить _ не поле перейти.

    Лисички _ прекрасные грибы.

    Конный пешему _ не товарищ.

    Река _ как зеркало и вся блестит звёздами.

    Наш школьный двор _ как сад.

Карточка № 5

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Доброе начало _ половина дела.

2. Дело художника _ рождать радость.

3. Конный пешему _ не товарищ.

4. За всё браться _ ничего не сделать.

5. Три, пять, семь, девять _ нечётные числа.

6. Без цели жить _ небо коптить.

7. Твои речи _ будто острый нож.

8. Чай пить _ не дрова рубить.

Карточка № 6

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире.

1. Ранним весенним утром песнь соловья _ как надежда на счастье.

2. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

3. Искусство _ бессмертно и непостижимо.

4. Степь _ как море!

5. Без цели жить _ небо коптить.

6. Редкое удовольствие _ собирать грибы.

7. Гусь свинье _ не товарищ.

8. Двенадцать_ число, кратное двум.

Карточка № 7

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Жизнь без пользы _ безвременная смерть.

2. Любимое дело _ как вечная любовь.

3. Россия _ необъятна и загадочна.

4. Сердце _ не камень.

6. Умный смех _ как прекрасный источник энергии.

7. Байкал _ самое глубокое озеро на планете.

8. Эти равнины _ словно бескрайнее море.

Карточка № 8

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дружба _ это прежде всего искренность.

2. Музыка _ как небо над землёй.

3. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

4. Я _ всем чужой.

5. Голова без ума _ что фонарь без света.

6. Хорошо учиться _ вот наша задача.

7. Рассказ его _ словно красивая сказка.

8. Солнце _ ярко, небо _ сине.

Карточка № 9

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

    Язык _ душа нации.

    В средине свет _ как красный блеск заката.

    Лишнее говорить _ только делу вредить.

    Ласковое слово _ что весенний день

    Слово _ не стрела, да острее стрелы.

    Слепая ненависть _ плохой советчик.

    Значит, девятью сорок _ триста шестьдесят, так?

    Я не вор какой, душегуб лесной, я _ слуга царя, царя грозного.

Карточка № 10

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дело художника _ рождать радость.

2. Язык _ это история народа.

3. Конец августа и начало сентября _ самое интересное время в тайге.

4. На тёмном небе звёзды _ будто яркие искры.

5. Лес _ прекрасное место отдыха.

6. Книга _ не увеселитель, не затейник.

7. Она _просветитель и воспитатель.

Тире между подлежащим и сказуемым (ключ):

    № 1 – 1, 2, 3, 6

    № 2 – 1, 2, 4, 5, 7

    № 3 – 3, 6, 7, 8

    № 4 – 1, 4, 5

    № 5 – 1, 2, 4, 5, 6, 8

    № 6 – 2, 5, 6, 8

    № 7 – 1, 5, 7

    № 8 – 1, 3, 6

    № 9 – 1, 3, 6, 7

    № 10 – 1, 2, 3, 5

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на …
(Ракете)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
(Земля)

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
(Телескоп)

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
(Космос)

Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная ….
(Черная дыра)

Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой …
(Медведицей)

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - …
(Комета)

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт ….
(Гагарин)

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический …
(Метеорит)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет …
(Луна)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …

(Спутник)

Цепочка космических загадок

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

(Телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

(Астроном)

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

(Луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

(Ракета)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

(Космонавт)

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -

На орбите как назло
Появилось …

(НЛО)

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

(Гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

(Света)

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

(Кометам)

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -

Это черная …

(Дыра)

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

(Звездолёт)

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

(Галактики)

***

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

(Солнце)

Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.

(Планеты)

Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.

(Меркурий)

Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.

(Венера)

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

(Земля)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

(Луна)

Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.

(Марс)

Меж Юпитером и Марсом
Не мешало бы прибраться –
Там осколки от планеты,
А вот веника-то нету.

(Фаэтон и Пояс астероидов)

Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.

(Юпитер)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.

(Сатурн)

Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.

(Уран)

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.

(Нептун)

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.

(Космос)

Состоит из точек свет,
Полна горница планет.

(Космос)

Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.

(Космос)

По-другому его называют - Вселенная,
Он огромный, безбрежный, немой.
Законы его постигают учёные,
Чтоб для нас не казался он тьмой.
(Космос)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)

Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый.

(Космонавт, астронавт)

Выше всех людей на свете.
Он летает на ракете.
И на шар земной глядит,
За приборами следит.
(Космонавт)

В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет -
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды.

(Из тюбиков)

В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.

(Скафандр)

Есть окошко в корабле -
«Челенджере», «Мире».
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно.

(Иллюминатор)

Что нельзя сделать в космосе?
(Упасть)

В этот день Гагарин Юрий
Совершил Земли облёт.
Удивился, восхитился,
Изумился весь народ.

Подскажите, объясните,
Про какой день речь ведём?
(Этот день, серьёзный, важный,
Каждый год его мы ждём).
(День космонавтики)

Как только в космос я попал,
То он совсем исчез…
Что я в дороге потерял?

(Вес)

Не будет в космосе проблем,
Ведь я надел специальный …

(Шлем)

Первый полет он в космос возглавил.
Кто этот парень?

(Юрий Гагарин)

Космонавту повезло:
Он увидел …

(НЛО)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
(Луноход)

Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет.

(Ракета)

Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу.

(Ракета, космический корабль)

Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело - броня,
Хвост - из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки.

(Ракета)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд.

(Ракета)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …

(Ракету)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет.
(Спутник)

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
(Спутник)

Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал.

(Спутник)

Есть планетная система
С главной солнечной звездой.
Все объекты в той системе
Движутся сами собой.

Их движение по орбитам
Происходит - а не вдруг.
Изучать их очень важно -
Это ты запомни, друг.
(Солнечная система)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)

Все его любят, а посмотрят на него, так морщатся.
(Солнце)

В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.

(Солнце)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце)

Самая большая звезда за оконцем.
Что это? Конечно же, …

(Солнце)

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

Лишь одна сияет днём,

Освещая всё кругом.

(Солнце )

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)

Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)

Сколько ни езди, ни ходи,
Тебе конца тут не найти.
(Земля)

В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.

(Юпитер)

Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.

(Сатурн)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара

(Венера)

Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.

(Марс)

Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.

(Меркурий)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна, месяц)

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)

Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом.

(Луна)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки.

(Луна)

В голубой станице -
Девица круглолица.
Ночью ей не спится:
В зеркало глядится.

(Луна)

Когда я круглая и полная,
Я всем свечу, я всех люблю.
А на речке и на море дорожку серебрю.

(Луна)

На небе белеет, светит, а не греет.

(Луна)

Шел я мимо, Видел чудо -
Висит в небе Круглое блюдо.

(Луна)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… -

(Луной)

То полна, то стройна,

По ночам не спит она.

(Луна )

Всю ночь за облаками

Светил фонарь с рогами.

(Луна )

То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

(Луна в разных фазах)

Две недели рос Емеля

И исчез за то же время.

(Луна в разных фазах )

С вечера сивый жеребец в подворотню глядит,

в полночь жеребец через кровлю бежит.

(Луна в полнолуние)

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С»,
А к утру совсем исчез.

(Месяц)

Двенадцать раз в году рождается, а днем от людских глаз скрывается.

(Месяц)

Молодой был - молодцом глядел,
Под старость устал - меркнуть стал,
Новый родился - опять развеселился.

(Месяц)

Солнце горячее, а он холодный.

(Месяц)

За бесчисленной отарой ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух - скрылись овцы и пастух.

(Месяц и Звезды)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

По высокой дороге идёт бычок круторогий.

(Небо и месяц )

На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)

Если ясной ночью выйдешь,

Над собою ты увидишь ту дорогу.

Днем она не видна.

(Млечный путь)

Нехожена дорожка

Посыпана горошком.

(Млечный Путь )

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)

Ночью посмотри в оконце – в небе высоко.

Зажигаемся, как солнце, очень далеко.

(Звезды)

Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.
(Звезды)

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего.

(Звезды)

За горизонтом рассыпанный горох: ни лопатой не сгрести, ни веником не смести.

(Звезды)

Поверх деревьев свечи теплятся.

(Звезды)

У меня за окошком - светлячки в лукошке.

(Звезды)

Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица.

(Звезды)

На черном поле овцы разбрелись,
И ярким огнем они зажглись.
Чтобы огонь не потух,
Его охраняет рогатый пастух.

(Звезды и месяц)

Шла баба к реке, рассыпала горох,
не могла собрать ни пиром, ни миром,
не добрыми людьми, пастух видел. Ярило взяло.

(Звезды, месяц и солнце)

Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)

Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены.
(Звезды на небе)

На черный платок

Просыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Небо, звезды, месяц)

Синий поднос
И высок и просторен,
Не счесть на подносе
Рассыпанных зерен.

(Небо и звезды)

Черная шапка - огоньков охапка.

(Небо и звезды)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

(Небо, звезды и месяц)

Полна печь пирогов, а в середине - каравай.

(Небо, звезды и месяц)

Коль ночь ясна - прозрачен воздух,

Тогда мы небо видим …

(В звездах )

Синие потолочины

золотыми гвоздями приколочены.

(Небо и звезды )

Синяя шапка вся в заплатках.

(Небо и звезды)

Расстелю рогожку, насыплю горошку,

положу хлеба краюшку.

(Небо, звезды и месяц )

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица или Малая Медведица)

Что за ковшик,

Если днем

Не найти его с огнем?

(Созвездие Большой Медведицы)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
(Комета)

***

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)

В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд.

(Комета)

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост, понесется до звезд.

(Комета)

У неё огромный хвост,
Ей вольготно среди звёзд.
(Комета)

С хвостом из яркого света
Несется по небу …

(Комета)

Летит жар-птица, хвостом гордится.

(Комета)

Вот появляется звезда,

и длинный хвост у ней при этом.

Мы смело говорим тогда,

что видим на небе …

(Комету)

Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник.

(Метеориты)

Искры небо прожигают,

А до нас не долетают.

(Метеоры)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …

(Метеорит)

Какой дождь головы не замочит?

(Метеорный )

Вот камень с неба к нам летит.

Как звать его?..

Тип урока – урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщение и систематизации изученного.

Цели урока :

  • обучающая – отработка навыка постановки знаков препинания при союзе КАК (путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания учащихся, систематизации знаний в виде удобных таблиц; за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах урока)
  • развивающая - развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий, анализу текста с учётом типологии заданий ЕГЭ - частей В, С (путём использования тестов и заданий разного вида контроля)
  • воспитывающая – показать многообразие народных песен, их богатство и этические потенциал; воспитывать чувство прекрасного в учениках, интерес и толерантность к иной национальной культуре (путём использования воспитательных возможностей дидактического материала – статьи Расула Гамзатова о народных песнях; а также путём выразительного учительского чтения)

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблицы, контрольные тесты, электронная презентация к урока

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. усвоение способов применения по образцам
  3. творческое применение знаний при анализе текста

Обратная связь:

  1. визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке)
  2. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения, закрепления, решения тестовых заданий в парах)
  3. фронтально-содержательная (беседа со всем классом на этапе уточнения таблицы и первом (совместном) решении тестовых заданий)

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Организационный этап (1 минута)

(Приветствие классу, проверяется наличие учебных принадлежностей, Грамматической тетради - своеобразного рукописного справочного пособия, ведущегося учащимися с 5-го по 11-й класс.)

II. Этап целеполагания (1 минута)

Тема нашего сегодняшнего урока - запятая в конструкциях с союзом КАК, не случайно вашим домашним заданием было вспомнить по грамматической тетради все изученные в 5-9-м классе случаи употребления союза КАК. (Слайд 1)

Нам предстоит систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навык постановки знака в этой позиции, поработать с тестами, начать анализ красивейшего текста – публицистической статьи Расула Гамзатова о народной песне.

III. Этап повторения и систематизации изученного (10-12 минут)

Параллельно выполняются следующие виды работы:

А) 3 ученика у доски работают по карточкам.

Карточка 1

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … во вводной конструкции …в придаточном предложении.

Карточка 2

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в составном (парном) союзе …в сравнительном обороте.

Карточка 3

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в приложении со значением «в качестве» …в составе сказуемого.

Б) Фронтальная беседа с классом.

Поставите ли вы запятую в предложении:

Тут уж наш Иван-дурак покраснел как словно рак ?

Почему? (Нет, так как союз КАК входит в состав фразеологизма )

Действительно, не ставим запятую при союзе КАК в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых. Давайте вместе вспомним модели выражений такого типа. (Слайд 2)

Союз КАК - это союз сочинительный или подчинительный? Можно ли дать однозначный ответ? Приведите примеры. (Союз КАК подчинительный, но однозначного ответа дать нельзя, так как он может быть составной частью парных сочинительных союзов, например КАК…, ТАК И )

Почему в союзах с тех пор как, по мере того как, подобно тому как возможно двоякая постановка знака? А каких составных союзах знак перед КАК недопустим? (Слайды 3, 4)

В) Проверка заданий, выполненных у доски, уточнение позиций, примеров

Г) Составление сводной таблицы «Запятая в конструкциях с союзом КАК». (Используется электронная презентация.) (Слайды 5-17)

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог .

1. Если КАК входит в состав сказуемого:

Овраг был как глубокое ущелье .

2. При присоединении сравнительного оборота:

Он, как разъярённый лев, бросился на противника.

2. Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание:

Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий

3. Если КАК входит в состав вводной конструкции:

Он, как мне кажется, человек интересный .

3. Если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И):

Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если КАК входит в состав приложения со значением причины:

Он, как человек дела, сразу подошёл к станку .

4. В приложениях со значением «в качестве»:

Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава .

5. В сочетании с союзом И:

Она выглядела так, как и три года назад

5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых):

Его руки были холодны как лёд.

6. Если есть указательные слова (так, такой, столь и т.д.):

Он был так же скор в решениях, как раньше .

6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета:

Всё здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни .

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения:

Не более, как через полчаса, занятия закончатся .

! Запомни:

не кто иной, как…
не что иное, как…

По окончании работы по составлению таблицы раздаются её распечатанные экземпляры каждому ученику для вклеивания в Грамматическую тетрадь.

IV. Этап закрепления полученных знаний (8-10 минут)

А) Работа в парах. (Проговаривание друг другу содержания таблицы - желательно на память – по вариантам: один учащийся – случаи постановки знака перед союзом КАК, другой – случаи отсутствия запятой при союзе КАК). Слабых учащихся слушает учитель. Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям постановки/не постановки знака.

Б) Фронтальная работа с классом – по цепочке комментируется постановка знаков в каждом предложении. Раздаточный материал - карточка с упражнением (см. ниже ) на каждую парту. Ученики, претендующие на «4» и «5», работают с закрытой таблицей, претендующие на оценку «3» - с открытой таблицей.

Карточка 4

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК :

  1. Современный рынок в России…как и всякое явление… развивается через противоречия.
  2. Несмотря на то, что Россия идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
  3. Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.
  4. Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
  5. Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
  6. Судьба России …как крупнейшей державы … не может не волновать политиков разных стран.
  7. Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
  8. Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения.
  9. Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
  10. Вот звук дождя … как будто домбры звук.
  11. По мнению российских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
  12. Я … как опытный халтурщик… сразу же придумал заголовок для радиоскрипта.

(Ответы: 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12).

В) Работа в парах - тестовые задания на 3 варианта по 10 предложений (от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность вести дифференцированное обучение), выполняют самостоятельно - проверяют по инструктивной контрольной карте, в случае неясности консультируются с учителем.

Карточка 4А

1 вариант

а – нужно, б – не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полёта.
  2. Молодость как песня жаворонка на заре.
  3. За днями дни проходили как тень.
  4. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю.
  5. Под ним как океан синеет степь кругом.
  6. Тучи как свинцовые.
  7. Полученный ответ рассматривался как согласие.
  8. Дубровин с год как шальной ходил.
  9. Уезжай как можно дальше отсюда.
  10. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - б, 9 - б, 10 - а)

Карточка 4Б

2 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. День начался как всегда в густом тумане.
  2. Мы встретились как старые знакомые.
  3. Разбойник мужика как липку обобрал.
  4. Журавли кричали грустно как будто звали с собой.
  5. Дорога была как аллея.
  6. Мне хочется сохранить эти письма как память.
  7. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял.
  8. Я говорю как литератор.
  9. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Карточка 4В

3 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Он держал себя как аристократ.
  2. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев.
  3. Было спокойно и тихо как после бури.
  4. Ты что это как муху проглотил?
  5. Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь.
  6. На улице было множество людей как в праздник.
  7. Редко встречаешь столь интересного человека как он.
  8. Как град посыпалась картечь.
  9. Вечер как две капли воды похож на всякий другой.
  10. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - а, 10 - б)

V. Этап контроля знаний (5-7 минут)

Контрольное тестирование по изучаемой теме, на 3 варианта, от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность вести дифференцированный контроль усвоения знаний.

Контрольное тестирование, 1 вариант

а придаточное предложение, запятая нужна;
б сравнительный оборот, запятая нужна;
в – именную часть сказуемого, запятая не нужна.

  1. Эти равнины как море бескрайнее.
  2. Смотри как роща зеленеет.
  3. Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться.
  4. Сегодня месяц как светлый серп.
  5. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.
  6. Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
  7. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.
  8. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.
  9. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

(Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - в, 5 - в, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Контрольное тестирование, 2 вариант

Укажите, что присоединяет союз КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятые нужны;
б – сравнительный оборот, запятые нужны;
в – именную часть сказуемого, запятые не нужны.

  1. Капли дождя как алмазы.
  2. Был как смола, небыль как вода.
  3. Родину свою не выбирают как не выбирают матерей.
  4. На тёмном небе звёзды как яркие искры.
  5. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  6. Звёзды как вербочки распухают в прозрачных облаках.
  7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
  8. Стало слышно как точат косы.
  9. Посмотри, милый друг как прекрасна земля.
  10. На просеке лежит метровый снег, сыпучий как песок.

(Ответы: 1 - в, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - б, 6 - б, 7 - в, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

Контрольное тестирование, 3 вариант

Укажите, нужно ли выделять запятыми конструкции с союзом КАК: а - да; б – нет .

  1. Из села Окоёмово как говорят его жители видно половину России.
  2. Докладчик охарактеризовал его как лучшего нашего художника.
  3. Мальчику как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровой Арктике.
  4. Двор как цветущий сад.
  5. Каждая ветка была вся в розовых лепестках как невеста в прозрачном своём уборе.
  6. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.
  7. Он был спокоен как тихая вода горных озёр.
  8. Он выглядел как и три года назад.
  9. Лишь тогда я по-настоящему понял как труден и опасен подъём.
  10. Мне было интересно в лесу как одному, так и с ним.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

VI. Анализ текста (10 минут)

А) Краткая информация о Расуле Гамзатове от учителя или подготовленного ученика (не более 1 минуты)

Б) Выразительное чтение текста учителем (раздаточный материал – текст статьи Расула Гамзатова (см. ниже) каждому ученику):

Песни стари…ые песни новые… Песни колыбельные свадебные боевые. Длинные и короткие. Печальные и весёлые. По всей земле поют вас. Слова нанизывают словно бусинки на серебря..ую нить. Слова заколачивают крепко. Словно гвозди. Слова возн..кают и текут ле..ко как слеза за слезой когда плач..т красавица. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпуще..ые опытной рукой. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпущенные опытной рукой. Слова льются и уводят (в)даль как горные тропинки по которым можно уйти в конце концов на край света.

Пространство между строчками словно улица на которой стоит дом твоей любимой. Оно словно межа на отцовском поле. Оно как час Ра..вета и час з..ката отделяющие день от ночи.

Песни записа..ые на бумаге и песни (не)записа.ые на бумаге. Но какой(бы) н.. была песня она должна петься. (Не)поющаяся песня (всё) равно что (не)летающая птица (не)бьющ..ся (не)стучащ.. сердце.

Песни потоки с гор. Песни стремительные гонцы вестники с поля битвы. Песни кунаки друзья (не)ожида..о приехавшие гости. Берите пандур чонгур чаган свирель кеманчу зурну бубен гармонь барабан берите просто таз или медную тарелку. Бейте каблуками о землю. Слушайте как сабли ударяются о сабли. Слушайте как звенит камушек брошенный в окно любимой. Пойте и слушайте наши песни. Они послы печали и радости. Они паспорта чести и храбрости свидетельства мысли и дел. Они молодых делают мужестве..ыми и мудрыми старых и мудрых молодыми. Всадника они заставляют сойти с коня и заслушат?ся. Пешего они заставляют вскочить в седло и лететь как птица. Хмельного они отр..звляют и заставляют задумат?ся над своей судьбой трезвого делают отча..ым и как(бы) хмельным. О чём только нет на свете песен!

В) Начало поисковой работы с текстом по следующим вопросам:

  1. Какова тема статьи? Какие проблемы волнуют автора?
  2. Каков стиль статьи? Какими языковыми особенностями текста можно подтвердить вывод?
  3. Из каких произведений русской классической литературы можно подобрать примеры для аргументации позиции автора? (Тургенев «Певцы», Лесков «Очарованный странник »)
  4. Можно ли считать эту статью эссе? Почему?
  5. Пунктуация: Найдите случаи постановки//непостановки запятой перед союзом КАК, выпишите эти предложения, графически обозначьте условия выбора знака. (1 вариант – 1,2 абзацы; 2 вариант – 3,4 абзац)

VII. Домашнее задание (1 минута)

  1. Списать весь текст, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Сгруппировать слова с пропусками по видам орфограмм.
  2. 1 ряд - отметить лексические особенности текста, приготовить толкование национальной лексики, её функции в тексте; 2 ряд – отметить все виды тропов в тексте, их функции в тексте; 3 ряд – отметить фигуры речи, их функции в тексте.
  3. Приготовить (устно) ответ на вопрос: Как в настоящее время «нам песня строить и жить помогает»?

VIII. Подведение итогов занятия (2 минуты)

Что дал вам сегодняшний урок? Удивились ли вы сегодня чему-то?

Использованная литература

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по синтаксису и пунктуации. – Любое издание.
  2. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по РЯ.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:10-11 классы. – Москва, ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЕ по РЯ…- Москва, ПУ «Первое сентября», 2007

Цель: закрепить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1. Объяснение нового материала.

Тире между подлежащим и сказуемым


Ставится

Не ставится

1) Подлежащее и сказуемое выражены существительными

в : Акмеизм – литературное течение в поэзии XX века.

1) Если в роли связки выступают сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО: Речи как речи; Облака словно сказочные чудовища.

2) Подлежащее и сказуемое выражены глаголами в неопределённой форме или один главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, другой – инфинитивом: Долг наш – защищать крепость до последнего издыхания; Жить – Родине служить.

2) Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень.

3) Оба главных члена предложения выражены количественным числительным или один – существительным в именительном падеже, другой – : Дважды восемь – шестнадцать; Расставанье и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.

3) Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица: Пушкин, несомненно, признанный талант во всём мире.

4) Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием (при наличии паузы): Понимать поэзию – чертовски трудно.

4) Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Блок молодым поэтам пример для подражания.

5) Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – фразеологическим оборотом: Маяковский – первая скрипка среди футуристов.

5) Если один главный член предложения выражен вопросительным , другой – существительным: Скажи мне, кто твой друг.

6) При подлежащем, выраженном местоимением ЭТО, тире ставится при наличии паузы, если подлежащее логически выделяется: Это – начало всех начал.

6) Если сказуемое выражено прилагательным, местоимением: Стихотворение очень выразительно.

7) Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – формой именительного падежа существительного (при логическом подчёркивании, при противопоставлении, при инверсии главных членов: Я – хранитель твоему добру; Я – фабрикант, ты – судовладелец; Герой этого спектакля – я.


Закрепление изученного материала (по уровням).

Уровень А:

Цель: учить объяснять наличие или отсутствие тире в предложениях.

Спишите, объясните постановку или отсутствие тире в предложениях.

Эта долина — прекрасное место. Сегодня месяц как светлый серп. Дважды два — четыре. Знание — это великая сила. Сердце не камень. Работать для науки и для общих идей — это-то и есть личное счастье. Его кудри будто шелк. Признак весны — прилет грачей. Этот город — один из крупных торговых центров мира. Бедность не порок. Шестой континент — Антарктида.

Уровень В:

Цель: учить расставлять пропущенные знаки препинания и объяснять их постановку.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Жизнь прекраснейшая из выдумок природы. Жить значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены. Волга величайшая река. Хорошая книга точно беседа с человеком. Пять да шесть одиннадцать. Попытка не пытка, спрос не беда. Людская молва что морская волна. Счастье это быть с природой. Природа нашего края очень красива.

Для проверки:

Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы. Жить – значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены. Волга – величайшая река. Хорошая книга точно беседа с человеком. Пять да шесть – одиннадцать. Попытка – не пытка, спрос – не беда. Людская молва что морская волна. Счастье – это быть с природой. Природа нашего края очень красива.

Уровень С:

Цель: учить сопоставлять предложения, объяснять знаки препинания.

Сопоставьте следующие предложения и объясните знаки препинания.


Эти равнины — бескрайнее море. Эти равнины как море бескрайнее.

2) На темном небе звезды будто яркие искры. Яркие звезды — искры на небе.

3) Для меня отец — советчик и друг. Страх не советчик.


Подведение итогов.

Какими могут быть выражены подлежащее и сказуемое, чтобы между ними ставилось тире?

В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится?


Домашнее задание:

Спишите предложения, поставьте, где это необходимо, тире. Подчеркните подлежащие и сказуемые, укажите, какими частями речи они выражены.

Слово дело великое. Черпать содержание творчества из отвлеченно-бесплодного значит расстаться с творчеством. Капли дождя словно алмазы. У нас были великие мастера стиха: стих Пушкина совершенство, стих Баратынского звонкая медь. Литература это искусство пластического изображения посредством слова. Превосходная должность быть на земле человеком. Пруд как блестящая сталь. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Производить эффект их наслаждение.