Болезни Военный билет Призыв

Страна муравия краткое. Помощь по литературе

Твардовский без глянца Фокин Павел Евгеньевич

«Страна Муравия»

«Страна Муравия»

«Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму „Страна Муравия“. Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав „Страны Муравии“ стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал – с каким особо талантливым и самобытным поэтом мы имеем дело.

Еще не окончив поэмы, Твардовский часто читал мне то, что он уже успел написать.

Эти чтения, проходившие то в Смоленске, куда приезжал я, то в Москве, куда приезжал иногда Твардовский, я очень любил: в них всегда открывалось что-то новое, чего ты еще не знал и о чем никто еще не писал. Главное же – не писал так, как мог написать лишь один Твардовский».

Лев Александрович Хахалин , журналист:

«Собрались в Доме смоленских литераторов. ‹…›

Поэма или не была завершена, или Твардовский не дочитал ее до конца, но пересказал, что будет дальше. Говорил, что Моргунок полетит на самолете, увидит сверху попа с украденной лошадью и запустит в него сапогом. В поэме, как известно, эта встреча происходит по-иному.

Ясно ощущалась близость поэмы к поэтической стихии Некрасова, к „Коробейникам“, к „Кому на Руси жить хорошо“, и в то же время по языку, по своему поэтическому строю, не говоря уже о содержании, это была наша, советская поэма.

Обсуждение „Страны Муравии“ вылилось в спор между ее друзьями и недругами. Некоторые оппоненты доходили до нелепости. Спокойно, с грустной улыбкой отвечал Александр Твардовский своим недоброжелателям».

Михаил Поликарпович Котов:

«Помнится, что против издания „Муравии“ решительно восстали местные перестраховщики. ‹…› Жонглируя цитатами из Ленина и превратно толкуя отдельные строфы поэмы, они обвинили Твардовского – ни много ни мало – в искажении колхозной действительности, которая будто бы давным-давно (это в тридцатых-то годах!) отбросила Моргунка на задворки истории. Напрасно было доказывать им абсурдность подобных измышлений – твердокаменные перестраховщики упорно стояли на своем. К ним присоединились тогдашний главред издательства, кое-кто еще из ответственных товарищей, и вопрос об издании поэмы повис, как говорится, в воздухе. Шли дни, недели, а отредактированная рукопись поэмы так и лежала у меня в столе, причем ни я как редактор, ни директор издательства В. Н. Новосельский не могли сказать автору что-либо определенное.

В конце концов Твардовскому эта мышиная возня осточертела, и он переслал поэму в Москву, где она и была вскоре принята к печати в журнале „Красная новь“. Более того – она получила единодушно высокую оценку на первом же обсуждении ее в столице, в котором наряду с членами редколлегии журнала приняли активное участие многие видные писатели, поэты и критики страны с А. Фадеевым во главе.

Но и после того, как Твардовский привез из Москвы верстку своей поэмы, нападки на нее не прекратились, они лишь приняли несколько иную, менее императивную форму. Так, по настоятельной „просьбе“ одного из чиновников от литературы, чуть было не вылетела из поэмы знаменитая речь-обращение Моргунка к Сталину насчет бесконечных споров крестьян о „всякой суетории“: чиновник попросту был лишен чувства юмора и любую, даже самую добродушную, шутку автора принимал за идеологический подкоп. В другом случае поэт, по настоянию того же угрюмого глухаря и перестраховщика, вынужден был поступиться колоритностью стиха. Я имею здесь в виду третью строфу из главы о цыганах, которая в первоначальном авторском варианте (цитирую по памяти) читалась так:

Косят, рубят, как дрова,

Косы вверх заносят.

Позади растет трава,

Ну, а все же – косят.

Совершенно иначе относился Твардовский к деловым замечаниям, особенно если они шли от чистого сердца и отвечали его вкусу.

Теперь уже за давностью лет не вспомнить точно, кто именно, то ли я, то ли директор издательства, который на первых порах помогал мне в редактировании поэмы, указал автору на некоторую не то чтобы обезличенность, а скорее недостаточную прописанность диалогов в картине кулацкой свадьбы (глава вторая). Твардовский внимательно выслушал критику и обещал подумать. А потом, дней через пять, внес в поэму ряд небольших, но очень существенных уточнений».

Михаил Васильевич Исаковский:

«А в тридцать шестом году Александр Трифонович читал „Страну Муравию“ в Москве, в теперешнем Доме литераторов, в присутствии большого количества писателей.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что чтение это прошло не просто хорошо, оно прошло триумфально.

„Страну Муравию“ напечатал журнал „Красная новь“. А автору поэмы, поступившему для продолжения образования в Институт философии, литературы и истории (сокращенно ИФЛИ), Союз писателей назначил особую стипендию.

Поэма Твардовского сразу же получила широчайшее распространение. Высокую оценку дала ей и критика. И очень скоро „Страна Муравия“ была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями советской литературы.

Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского „Страна Муравия“. Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы…»

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Страна для социализма …Рассказываю о недавней поездке на Колыму, о встрече в Магадане с артистом Вадимом Козиным. Он никого не обвиняет, высоко говорит о Сталине.– Проучили человека. Разбираться стал в политике, – поясняет Молотов. – По-моему, первый о Колыме заговорил

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Страна гор Афганистан занимает значительную территорию на Среднем Востоке. Общая площадь страны составляет более 647 тысяч кв. км. Все граничащие с Афганистаном государства - Китай, Индия, Иран, Пакистан и бывший Советский Союз - оказали определенное влияние на

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

Из книги По следам конквистадоров автора Каратеев Михаил Дмитриевич

Страна Гуарани Чтобы лучше уяснить себе характер, психологию и бытовые особенности парагвайского народа, необходимо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей Парагвая. Она сложилась и развивалась совершенно оригинально, и в своих основных, направляющих чертах сильно

Из книги Хосе Ризаль автора Губер Александр Андреевич

Несчастная страна Тяжелым гнетом нависла над филиппинским народом власть всесильных монашеских орденов. Церковь и монашеские ордена превратились в подлинных властителей Филиппинского архипелага. Таков итог трехвекового господства испанского абсолютизма,

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

Страна Саванна Жирафы ходят по саванне, как модели по подиуму. Они на всех смотрят свысока. И хотя наверняка знают, что все завидуют их росту и грации, в отличие от моделей, не унижаются перед теми, кто ими любуется, ни замысловатым копытопереставлением, ни бедровихлянием,

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Страна Что произошло со страной в путинский период? Да все более чем обычно.Рост цен на нефть дал прирост доходов населения. Большую часть людей это удовлетворило - и обычных граждан, и элиту. Оставшихся «маргиналов» в каждом сегменте (бизнес, правозащита и т. п.) вывели за

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

СТРАНА ЛЮДОЕДОВ На рассвете 29 марта 1879 года шхуна «Сади Ф. Келлер» покинула порт Джексон. Шкипер Веббер вез товары в город Нумею - главный порт Новой Каледонии. Вскоре с палубы шхуны Маклай увидел ее берега и узкий полуостров Дюкос с голыми дикими холмами. Правее

Из книги Веласкес автора Дмитриенко Мария Федоровна

СТРАНА ЗАМКОВ Январь в том году выдался необыкновенно холодным. Ледяной ветер норовил проникнуть в любую щель, безжалостно изгоняя тепло из уютных уголков. В огромных залах королевского Альказара, несмотря на все усилия челяди, температура была не намного выше, чем на

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

СТРАНА ИГР Это вечная история, которую я все время рассказываю своей четырехлетней дочери. Что-то она из нее извлекает и хочет слушать ее снова и снова. Когда пора ложиться спать, она говорит: - Папа, расскажи, как ты был маленький и залез в тот камень. - Хорошо. Она

Из книги Мои останкинские сны и субъективные мысли автора Мирзоев Эльхан

Страна-Участок - Как же я их ненавижу! Сидят как мышки и ждут, что я придумаю. Каждый день вызывают к себе и смотрят мне в рот, - в который уже раз рассказывал мне Олег. - У самих - никаких идей!Всё лето 2008 года он ходил удручённый. По его словам, руководство Первого канала

Из книги Курьезы холодной войны. Записки дипломата автора Дмитричев Тимур Федорович

«СТРАНА СЕРЕБРЯНАЯ» Название страны «Аргентина» непосредственно связано с серебром как по самому значению этого слова (от латинского argentum - серебро), так и по истории поиска этого металла в занимаемой ею части Южной Америки - название, которое в ходе становления

Из книги Распря с веком. В два голоса автора Белинков Аркадий Викторович

Аркадий Белинков Страна рабов, страна господ… Так было и так будет впредь. Из речи министра внутренних дел и шефа жандармов А. А. Макарова. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты 1912 г. Сессия пятая, ч. III, 1912, стр. 1953 В России власть побеждает легко. В

Из книги Сунь Ят-сен автора Ермашев Исаак Израилевич

2. Страна Потоп уже неизбежен. Только не мифологический, а вполне реальный потоп народного гнева.Быть может, в предутренние часы, в тиши дворцовых покоев, Иехонала, притворявшаяся погруженной в глубокий сон, на самом деле обдумывает, какие еще принять меры, чтобы вокруг

Из книги Карлос Кастанеда. Путь мага и воина духа автора Непомнящий Николай Николаевич

СТРАНА УНМОЛЕЙ Кто такие уичоли? Во-первых, это двое индейцев, что, привалившись спинами к кабине, расположились в кузове «шевроле», поднимающего пыль в двухстах метрах впереди нашей машины. Отец и сын Аполлонио едут с нами аж от самого Мехико, чтобы приобщить нас к

Из книги Есенин глазами женщин автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Страна негодяев Любопытная черта: едва приступив к новой вещи, Есенин уже видит ее в мыслях книжкой.Мне чудится: не так он устремился в Персию, как бежит от Изадоры, от пьяного угара. Иван-дурак бросает свою заморскую царицу! Потому так и тянется сейчас ко мне.Когда я

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Страна Муравия»

«Страна Муравия» качественно новая ступень в развитии поэзии Твардовского. Именно с неё начинается зрелый Твардовский.

Прошло не более 2-3 лет после написания поэм «Путь к социализму» и «Вступление», как Твардовский приступил к работе над «Страной Муравией». «Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный приём у читателей и критики, я начинаю счёт своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определил в «Автобиографии» значение этой поэмы сам автор [т.1, с. 35].

В своей поэме Твардовский ставит задачу – изображения трудного и сложного пути приобщения середняка к новой жизни.

«Страна Муравия», как и будущая «Книга про бойца», тоже без начала, без конца: с первой до последней главы её герой Никита Моргунок в пути или на коротких привалах. В тексте постоянно в дорожных описаниях видно присутствие автора – сочувствующего своему герою или иронизирующего, сожалеющего или укоряющего. .

В поэме «Страна Муравия» Твардовский ставит перед собой задачи детально, шаг за шагом, проследить процесс становления нового, социалистического сознания на примере показа пути крестьянина-середника Никиты Моргунка в колхоз. Поэт почти ничего не сообщает о прошлом своего героя, не показывает его и после того, как перелом сознания совершился. Изображая Моргунка, поэт ставил себе задачу раскрыть самый процесс разрушения старых понятий и представлений и становление нового сознания.

Моргунок – центральная фигура « Страны Муравии». Автор следит за его действиями, поступками, мыслями. Вся действительность показана через восприятие этого героя в связи с раскрытием той или иной стороны его характера. Из всех черт, характеризующих героя, Твардовский выделяет и детально прослеживает изменение отношения к колхозному строительству. Автор почти ничего не сообщает о Моргунке-семьянине, о его отношениях к близким, о его пристрастиях. Обо всём этом рассказано бегло и только в связи с раскрытием самого существенного в характере героя – его социального лица. О прошлом Моргунка можно судить лишь по указанию на несбывшееся «предсказанье» деда о том, что «назначен срок всему: здоровью – срок, удаче – срок, богатству и уму».

Глядит, и скоро – сорок лет,

Богатства нет, зажитка нет .

Отношения Моргунка к близким раскрыты только в эпизоде встречи со свояком. Связи Моргунка с односельчанами также даны в их наиболее существенных проявлениях (отношение к кулаку Бугрову), чтобы показать социальную эволюцию героя. Личные качества Моргунка автор характеризует так:

Был Моргунок не так умён,

Не так хитёр и смел,

Но полагал, что крепко он

Знал то чего хотел….

Твардовский подчиняет все детали характеристики главной своей задачи: изображению социальной природы героя. По такому же принципу созданы образы Фролова, Бугрова и других в поэме.

Узость и бедность политического кругозора совмещаются у Моргунка с богатыми душевными качествами. У него чуткое доброе сердце: он делится последними «харчами» в дороге при встрече с Бугровым. Несмотря на тяжкую обиду, нанесенную Бугровым, он обласкал брошенного им сына-мальчика. Нежно, восторженно любит Моргунок природу, её звуки, краски и запахи: вот он по-ребячьи протягивает ладонь навстречу весеннему дождю и чувствует, как

Запахло летнею водой,

Землёй как год назад….

Для Моргунка труд – не средство обогащения, а смысл жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка. Возьмём, например, его привычку и сноровисто запрягать коня; при этом поэт не забывает отметить:

Бредёт в оглоблях серый конь

Под расписной дугой,

И крепко стянута супонь

Хозяйскою рукой .

Определение «хозяйскою» имеет не только свой прямой смысл, но и намёк на умение Никиты по-хозяйски, т.е. дельно, умеючи, браться за всё, что требуется в крестьянском обиходе .

Весёлая молотьба напоминает ему радостную музыку. Истосковавшись во время путешествия по работе, Моргунок с жадностью наблюдает сев хлеба, косьбу, уборку урожая – ему самому так хочется включиться в эту работу, что он не выдерживает и с охотой помогает колхозникам. И даже своё собственное достоинство он оценивает способностью к труду. Именно в силу любви к труду, у Моргунка особенно нежное чувство к своему коню. Конь для него нечто абсолютно незаменимое в жизни человека, помощник в труде, в беде и радостях.

Моргунку кажется, что коллективный труд обезличивает человека, лишает его « свободы» действия. Вот почему Моргунка так пугает колхоз. Он ищет тихой, спокойной жизни как раз в то время, когда происходит коренное изменение старого и в борьбе с ним рождение нового мира. Жизнь сталкивает Моргунка с двумя антагонистическими силами. В этом столкновении и определяется отношение героев к действительности. Его убеждают не только победа социализма (колхозники, работающие в поле, тракторист, цыганский колхоз, Фроловы), но и старая, обречённая на гибель, жизнь, которая бессильно цепляется за всё живое (Бугров, поп, «островитяне»).

Для Моргунка не было характерно в тот период ни активное участие в строительстве новой жизни, ни активная борьба с этим новом в лагере врагов социализма. В образе Моргунка типизированы жизнь и идеалы не всего трудового русского крестьянства, а определённой социальной группы, крестьянина-середняка 30-х годов – полосы решительной ломки собственнического уклада, когда сущность этой социальной группы людей проявилась наибольшей полнотой. Моргунок противопоставляет современности идеализированное прошлое, пытается спасти отживающее, то, что всем ходом жизни обречено на гибель.

Картина колхозной жизни, нарисованная Твардовским в поэме, реалистичная. В основу «Страны Муравии» Твардовский положил условный, сказочный сюжет. Произведение повествует о самых существенных явлениях народной жизни, поэма полна своеобразной сказочной занимательности.

Муравия как идеал некого индивидуалистического крестьянского счастья – это фантазия, нереальность, она могла родиться только в наивном сознании забитого нуждой, отсталого крестьянина. Поэтому и поиски Муравии нереальны: они смешны, но для Моргунка они представляют смысл всей жизни. Веками угнетённый, лишенный всех жизненных благ, крестьянин уходил мечтою в мир легенд, сказок. Поэтому так мотивированы в поэме поиски «счастливого» края. Придавая сказочный характер всей истории поисков, Твардовский уже одним этим подчёркивает несостоятельность, иллюзорность идеалов своего героя .

Полуфантастическое, полуреальное путешествия середняка Никиты Моргунка в поисках без колхозной земли представляет собой лишь внешнее отражение того конфликта, который вызван эпохой развернутого наступления социализма в нашей стране и который составляет основной смысл поэмы – решительное столкновение двух противоположных сил: индивидуализма и коллективизма. Но именно эта условность, аллегоричность фабульной ситуации помогает также поэту выделить, подчеркнуть наиболее существенную сторону этого грандиозного процесса.

Всё это сказалось и на построении поэмы в целом. Поэт включает в её сюжет легенды, сказочные эпизоды, символические образы, которые хотя и не имеют иногда непосредственной внешней связи с фабулой поэмы, но в тоже время углубляют внутренне содержание поэмы, предают ей большой обобщающий смысл. Например, такие сказочные символические сцены и образы, как эпизод с избушкой двух стариков, которую весенним паводком заносит в колхоз, как образ безработного человека, идущего пешком, «как из плена», через всю Европу к нашим границам, и другие, в поэме реальных эпизодов получает почти, что сказочный характер. Вот селенье Острова, куда Моргунок попадает после безуспешных попыток найти свою счастливую Муравию. Это не просто село, а олицетворение уходящей старой деревенской России с её косностью и отсталостью:

Ни крышей целой, ни избы,

Что угол – то дыра.

И ровным счётом – три трубы

На тридцать три двора .

Сказочная Муравия – это символ идеального индивидуалистического крестьянского счастья. Селенье Острова – тот же мир, но реальный, не идеализированный. Поэт как бы даёт возможность своему герою убедиться в подлинном характере его идеала. При этом следует учитывать поэтическую условность, продиктованную сказочной формой произведения.

Следовательно, поэма «Страна Муравия» в значительной мере, начиная от основной сюжетной линии и кончая целым рядом глав и эпизодов, представляет собой не обычное реалистическое изображение явлений жизни, как бы преломленное через призму народной фантастики, условности.

В то же время поэт так насыщает поэму деталями реальной жизни деревни 30-х годов, так реалистически выпукло рисует характеры, а главная мысль поэмы так жизненна и значительна для той эпохи, что мы этой условности не замечаем, перед нами выступает «сама жизнь» в существенных её моментах.

Образ главного героя наделён такими свойствами, которые хотя и невозможны для отдельного конкретного человека, но правдиво передают существенные черты целой социальной группы людей. Образ Моргунка условен, почти символичен. Многие качества его натуры раскрываются автором в форме народнопоэтических представлений: его понимание жизни выражено народным присловьем («Как в 20 лет силёнки нет»), о прошлом герое рассказывается в форме народной песенки прибаутки («У батьки, у матки родился Никита»). Невероятным кажется с точки зрения « реальности» и эпизод, когда Моргунок многие километры везёт на себе телегу.

В самом начале поэмы Твардовский рисует живописную картину «тысячи путей и тысячи дорог», по одной из которых направляется герой поэмы. В связи с этим в поэме приобретает большой смысл аллегорический образ дороги. Моргунок ищет свою особую дорогу в жизни, а не общую с другими, не ту, по которой пошла основная масса крестьянства. Этой узенькой дорожке личного счастья автор противопоставляет столбовой путь народа к социализму. Когда Моргунка начал тяготить его одинокий путь, когда он всё чаще стал сомневаться в реальности своей мечты, перед ним всё яснее стали вырисоваться другие, новые реальные дороги людей, которые сливаются в один общий могучий путь борьбы за общее счастье.

Вышел в поле тракторный отряд,

По путям грохочет скорый поезд,

Самолёты по небу летят,

Ледоколы огибают полюс…

Рассказывая о том, как поп ускакал на Моргунковом коне, а Моргунок, погнавшись за было ним, падает на пыльную дорогу, автор подчёркивает трагичность положения Моргунка с его стремлением найти свой особый путь.

Начало пути Никиты ничем не омрачено и почти не вызывает сомнений у него в правильности принятого решения. Ни кулацкая свадьба-поминка, ни встреча со свояком, ни утвердительный ответ, работавших в поле, на его вопрос «Колхозники, ай нет?», ни встреча с попом не поколебали ещё в нём веры в возможность существования его Муравии. Во сне и наяву он грезит своей Муравией и ни о чём пока не думает и знать не желает. Такое настроение сохраняется у Моргунка до первой встречи с Бугровым (8 глава).

В седьмой главе в открытой речи Моргунка мы впервые чувствуем и силу страсти его мечты и ещё больше – неуверенность в её осуществлении, боязнь навсегда расстаться с ней.

Встреча Моргунка с кулаком Бугровым явилась первым сильным толчком, который испытал герой в столкновении с реальной действительностью на пути к новой жизни. Бугров, который всегда был идеалом хозяина и человека, для Моргунка, Бугров, которому Моргунок подражал и с которым за счастье считал посидеть за одним столом, - этот самый Бугров оказался не только не честным человеком, но и плохим отцом, он оказался человеком, презирающим труд.

Встреча Моргунка с цыганами-колхозниками (10 глава) переворачивает старые его представления о жизни и людях. Цыгане, которые извечно считались лодырями и конокрадами, оказываются неплохими землеробами.

Косят, словно, мужики,

Ряд за рядом ходят.

Только носят оселки

Не по форме вроде .

А когда цыгане на требование Моргунка отдать его лошадь добродушно приглашают его на богатую конюшню выбирать любую, если признаёт своею, Моргунку оказалось нечего сказать.

Четырнадцатую главу можно считать кульминационной в композиции поэмы: Она как бы подводит итог пройденному пути Моргунка и намечает внутренний поворот в его поисках. В селенье Острова – это символический образ крестьянского прошлого, нищеты и разорения. Твардовский сталкивает здесь Моргунка как бы с реально осуществившимися его собственными мечтами. Один из жителей пытается доказать Моргунку, что они живут хорошо, словами самого же Моргунка:

А чем плохая наша жизнь?

По-мойму, лучше нет.

Земля в длину и ширину –

Кругом своя…

Но Моргунка уже трудно убедить теперь. Он отвечает «Бесколхозникам»:

И ваша жизнь – не жизнь, друзья,

Одна тоска и боль.

Гляжу на вас: так жить нельзя.

Решаться надо, что ль…

В душе Моргунка ещё много привязанности к старому миру, ему жаль с ним расставаться:

И стихли все. И Моргунок

Вдруг смолк понуро сам.

И смятой шапкой проволок

Неспешно по глазам…

Решение, которое впервые наметилось у него при виде скудной жизни жителей селенья Острова, ещё более укрепилось во время пребывания его в колхозе Фролова. Моргунок видит явные преимущества колхозной жизни. Но он ещё не верит в то, что такая жизнь может быть надолго: слишком непривычна и непонятна она.

Фролов раскрывает Моргунку великий социальный смысл преобразований в стране, открывает ему глаза на многое, что было не понятно или не известно ему. Но ещё больше убеждает Моргунка то, что он сам видит: новые, подлинно человеческие отношения между колхозниками, радостный коллективный труд.

Встреча с «богомолом», возвращающимся в колхоз, окончательно убедил Моргунка в необходимости приобщения к новой жизни. Теперь герой уже сомневается в другом: его колхозники «не пустят на порог» («объехал, скажут, полстраны, к готовому пришёл»). Однако то, что он приобрёл во время своих странствий, несравненно более существенно – и это хорошо понял сам Моргунок:

Зато мне всё теперь видней

На тыщи верст кругом .

Так закончилось путешествие героя поэмы. Сюжет поэмы является законченным, так как в нём полнее раскрыта основная идея произведения: показан сложный и трудный поворот крестьянина-собственника к социалистическим формам жизни.

Твардовский раскрывает внутренний мир своего героя, главным образом передавая его размышления. Моргунок путешествует один, но постоянно сталкивается с различными людьми, его отношение к ним характерезует его душевное состояние. Основная форма раскрытия образа Моргунка – показ внутренних переживаний героя. Это лучше позволяет автору проникнуть в самый образ мышления и чувствований героя, передать тончайшие психологические движения его души. Герой Твардовского показан в тесной связи с действительностью, его духовный мир раскрывается в резком столкновении с нею.

Для стиля поэмы Твардовского характерна чёткая и ясная образность речи. Язык поэмы лишён метафоричности, предложения по своей конструкции просты. Твардовский очень экономен в словах, сдержан в употреблении различных тропов. Но везде поэт создаёт цельную, законченную картину. Чтобы показать, как совершенно незаменима лошадь в крестьянском единоличном хозяйстве, поэт употребляет только одну фразу:

Земля, семья, изба и печь

И каждый гвоздь в стене,

Портянка с ног, рубаха с плеч –

Держались на коне .

Правдивость, реализм всей образной системы поэмы достигается, прежде всего, тем, что Твардовский стремится с наибольшей точностью передать сущность предмета или явления. Автор стремится избегать описательных предложений. Образы в поэме зримы, вещественны. Картина показывается в её внутреннем содержании, а не во внешнем рисунке. Вся образность «Страны Муравии» определяется идейно-тематическим содержанием поэмы. Характер метафор, эпитетов, сравнений близок крестьянскому образу мышления:

И весь в пыли, как хлеб в золе,

Никита Моргунок.

Впереди, в дали копытный стук,

Будто в ступе коноплю толкут,

Будто бабы где-то кросна бьют.

Дубовый посох шляпкой сбит,

Как ручка долота.

По склонам шубою взялись

Густые зеленя .

В поэме преобладают простейшие тропы – сравнения и эпитеты, причём эпитеты главным образом постоянные, характерные для устного народного творчества. Стиль поэмы в целом очень хорошо отражает жизнь советской деревни 30-х годов, образ мысли и чувства простых тружеников.

Вслед за Пушкиным, Некрасовым Таврдовский делает огромное количество просторечных слов достоянием высокой поэзии и тем самым как бы выявляет богатейшие поэтические достоинства, скрытые в языке широких слоёв народа. Твардовский значительно шире, чем его предшественники, использует просторечную лексику и народную фразеологию. Его авторская речь насыщена просторечными словами, пословицами и поговорками в такой же мере, как и речь героев. Это одна из отличительных особенностей поэмы. При этом использование нелитературных слов у Твардовского всегда художественно оправдано. Вот небольшая картинка: Моргунок отправился в свой далёкий путь, родное село уже скрылось за горизонтом.

И двор – далеко за спиной,

Бегут вперёд столбы.

Ни хаты не видать родной,

Ни крыши, ни трубы….

Употребив в авторской речи просторечное «не видать» вместо «не видно», Твардовский как бы подчёркивает принадлежность этих слов самому Моргунку; тем самым поэту удаётся не только нарисовать картину, но и показать сложное переживание героя, расстающегося с родными местами.

«Страна Муравия» стала классикой советской литературы не только в силу поэтического мастерства её автора, она была и остаётся высоким примером художественной правды, исторических событий 30-х годов и глубоким размышлением о путях истории, народа, человека.

Литература

Список источников

    1. Твардовский,А.Т. Собрание сочинений в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

2. Твардовский, А.Т. Избранные произведения. В 3томах. / Сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

    Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т.Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка.

Умытый в бане, наряжен

В пиджак и сапоги,

Как будто в гости едет он,

К родне на пироги.

Никита собирается на поиски некой страны Муравии, о кото-рой рассказывал ему дед. Дед часто говаривал ему:

Здоровью — срок, удаче — срок,

Богатству и уму.

Бывало, скажет в рифму дед,

Руками разведи:

- Как в двадцать лет

Силенки нет, — не будет, и не жди.

Как в тридцать лет рассудка нет, -

Не будет, так ходи.

Как в сорок лет

И поскольку Никите уже близилось 40 лет, а жилось ему труд-но, он решил попытать счастья в стране Муравии. Страна эта сла-вилась свободой и справедливостью:

Земля в длину и в ширину -

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та — твоя.

Это особый мир со своими законами, живущий по крестьян-ским правилам, там нет ни коммунизма, ни колхозов. Об этой стра-не Никите рассказывал дед.

И вот родное село остается позади. Моргунок считает обязан-ным заехать к свояку. Они смолоду дружили, были очень близки друг другу по духу. Свояку Никита и рассказывает о будущем путешествии. Они поют вместе песню в последний раз. Никита «плачет о себе». Он родился в церковной сторожке, женился в семнадцать лет, пошел на хутор, отделился. В колхоз не всту-пил, а вот теперь отправился искать своего счастья. Описание его пути сопровождается частыми обращениями к земле:

Земля!..

Все краше и видней

Она вокруг лежит.

И лучше счастья нет — на ней

До самой смерти жить.

Моргунок выезжает за пределы своего поселка. Деревни, что попадаются на пути, уже незнакомы ему. Конь его, Серый, отощал и взмок. Этот конь — самое дорогое, что было в жизни у Моргунка. На коне держалось все его хозяйство вплоть до послед-ней булавки. Никита берег Серого — «как руку правую», «как глаз во лбу». Это — его друг, «не конь, а человек».

По дороге Моргунок встречает попа. Они разговаривают, Ни-кита отпрягает коня и садится ужинать с попом. Тот рассказывает о своей жизни: нет уже ни приходов, ни служб, а кормится он тем, что ходит по деревням и предлагает свои услуги:

Есть кой-где, что верят в бога, -

Нет попа,

А я и тут.

Там жених с невестой ждут, -

Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, -

Нет попа,

А я и тут.

И только сожалеет поп, что коня у него нет, а то уж больно тяжело шагать пешком по русской земле. Он предлагает Никите ходить вместе: «Твоя — подвода, мой инструмент». Но Никита не соглашается и едет своей дорогой. С разными людьми пришлось знаться Моргунку. Однажды он слышит историю от одного из слу-чайных попутчиков о деде и бабе, которые жили в ветхой избен-ке «окна — в землю, крыша — набок». Ни в колхоз, ни в совхоз дед не пошел, да только в один год сильно стала прибывать вода. Вода подняла избушку и понесла далеко, принесла в усадьбу Эи здесь оставила. Дед только и сказал, что жить теперь им со старухой по-новому. Никита слушает и дремлет. И спит где-то Муравия-страна.

Вскоре до Никиты доходит слух о том, что по России едет товарищ Сталин, и едет, может быть, прямо навстречу Моргун-ку. И Никита думает о том, как он задаст Сталину вопрос о том, сколько еще людям ждать конца этой «суетории», когда все идет на слом во имя новой жизни? Он хочет попросить Сталина, чтобы его оставили в покое и одного на всей России не загоняли в кол-хоз. У него есть конь, славный конь, и всего два года осталось

Никите до сорока лет, когда поздно будет уже добывать себе богатство.

Далека дорога, Моргунок уже весь в пыли. Случайный пут-ник, встреченный Никитой по дороге, неожиданно оказывается его бывшим соседом Иваном Кузьмичом. Его, как будто слепого, ведет под руку мальчик, сын. Из рассказа Ивана Кузьмича ясно, что давно он уже бродит так по свету, и только его сын остался с ним. Нет у него уже сил работать, только и кормится тем, что попрошайничает. Впервые рядом с соседом спокойно и крепко заснул Никита. Под утро только слышал, как ржал конь. Вскочил он весь замерзший, а соседа нет, как нет и коня. «Телега здесь, и мальчик здесь. А конь?.. Коня и нет…». Разбудил Никита маль-чика, а тот сказал ему, что отец его на коня с уздой променял, а самого Моргунка проучил на всю жизнь. Что было делать Ни-ките — впрягся он в оглобли в телегу и пошел. Уставший и совер-шенно разбитый идет Никита по дороге. Долго смотрят вслед ему люди, редко увидишь такого чудака. Да собаки допекают. В одной из деревень его отводят в сельсовет, смотрят его доку-менты. Нечего им взять с Моргунка, отпустили его. И снова он пошел искать своего верного друга, коня.

И видит Никита удивительную вещь — в поле косят цыгане. В душе у Моргунка зашевелилось чувство любви к земле, самому хочется пройтись с косой по полю. Просит он у цыган отдать ему его лошадь. Цыгане приводят его в свои конюшни. Выводят перед ним то одну, то другую лошадь. А кони один другого краше, да только не признал Никита ни одного из них:

- Извиняюсь, не могу -

Врать, мол, из расчета.

- То-то, — пальцем Моргунку

Погрозили, — то-то…

Никита ночует около цыган, решает идти на следующий день на базар за новым конем. Ночью он мучительно думает о том, что веками цыгане крали коней, а нельзя ли и у них теперь украсть хорошего скакуна. Он потихонечку крадется к конюшне, но его останавливает голос сторожа. Со стыдом Никита возвращается к своей телеге и спешно уходит.

Три ночи и три дня идет Никита, запряженный в телегу. Ди-вится народ. И слышит вдруг впереди стук копыт. Внезапно из-за поворота показывается поп, верхом на Сером, на коне Никиты. Завидев Моргунка, поп притормозил коня, развернулся и пом-чался галопом. Пока Никита распутывал ремни да из телеги вы-прягался, поп был уже далеко. Изо всех сил пустился Никита догонять попа, кричал ему, да только устал, упал на дорогу, зажимая бок, как рану. Долго лежал так Никита, пока мальчик не подошел и не позвал его. Неизвестно, то ли поп купил того коня, то ли вор украл у вора, да только какое Никите дело. Тяжело продолжает он свой путь, вспоминает жену, которая ждет его дома. Она ведь ни о чем не знает.

Наконец Никита доходит до базара. Ищет либо попа, либо сво-его коня, и как увидит серую лошадь, так и обомрет сердце. Здесь же он встречает и своего обидчика — Ивана Кузьмича. Изобра-жая слепца, он просит милостыню. Схватил его Никита, навалил-ся на него, держит, не отпускает. Но хитростью Бугров вырыва-ется из его рук и убегает. Остался Никита снова ни с чем.

Снова он в пути. Встречает паренька на тракторе. Тот предлага-ет ему подвезти его, а телегу взять на буксир. Никита соглашает-ся. У парня он и узнает дальнейшую дорогу. Парень направляет его в селенье Острова, где можно купить лошадь.

В селенье этом Никита видит полную разруху. «Худые кры-ши», «повалены плетни», «и курит попусту народ на бревнышках в тени». На скамейке сидит дед, строгает дудочки. Как выясняет Моргунок, это люди бесколхозные. Здесь Никита старается вы-торговать себе коня, дед соглашается продать ему своего. Увидев лошадь, Моргунок решает, что лучше уж он всю жизнь будет ходить пешком, чем купит такую клячу. Услышав такие слова Никиты, дед немного обиженно спрашивает, чем плоха их жизнь. Моргунок возражает: «Живете не богато вы».

- А счастье не в богачестве,

Зачем оно, сынок?

Дед говорит, что им вполне хватает и куска хлеба, чтобы жить и не тужить. Дети их живут «хуже сивых поросят», но они не виноваты, их «батька виноват».

Снова возвращается Никита в колхоз, где оставил под распис-ку свою телегу. Председатель Андрей Фокич Фролов готов пока-зать ему колхозное хозяйство. За обедом Фролов рассказывает свою историю. Говорит о своем враге — Грачеве. Фролов в свое время делил луга, взимал налог, и за это был бит. Грачевы встре-тили его далеко от деревни, да все с дубьем. Еле-еле дополз он до отцовского дома. А теперь стал председателем колхоза. Никита еще погостил здесь, побывал на свадьбе. На свадьбу приходит и старый Мирон Фролов, дед Андрея Фролова. Он сам первый раз женился сто лет назад. Гуляет свадьба во всю, гармонист заводит свою песню. И еще не стихли танцы, как на пороге появился не то нищий, не то гость. Он попросил позвать хозяйку. Это проез-жий батюшка, согласен венчать молодых хоть сейчас. Мгновенно метнулся на порог Никита, выскочил на улицу и, оборвав пово-дья, повис на шее у коня.

Неспешно едет Никита по дороге и разговаривает с конем. По пути ему попадается седовласый старец, направляющийся в лав-ру. Никита спрашивает у мудрого старика, где на свете страна Муравия. Старик отвечает, что нет такой страны.

Была Муравская страна,

И нету таковой.

Пропала, заросла она

Травою-муравой.

Старец советует Никите вступать в колхоз. Никита еще немно-го сомневается и уже повеселевший едет домой.

Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка.

Умытый в бане, наряжен

В пиджак и сапоги,

Как будто в гости едет он,

К родне на пироги.

Никита собирается на поиски некой страны Муравии, о кото­рой рассказывал ему дед. Дед часто говаривал ему:

Здоровью – срок, удаче – срок,

Богатству и уму.

Бывало, скажет в рифму дед,

Руками разведи:

– Как в двадцать лет

Силенки нет, – не будет, и не жди.

Как в тридцать лет рассудка нет, –

Не будет, так ходи.

Как в сорок лет

И поскольку Никите уже близилось 40 лет, а жилось ему труд­но, он решил попытать счастья в стране Муравии. Страна эта сла­вилась свободой и справедливостью:

Земля в длину и в ширину –

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та – твоя.

Это особый мир со своими законами, живущий по крестьян­ским правилам, там нет ни коммунизма, ни колхозов. Об этой стра­не Никите рассказывал дед.

И вот родное село остается позади. Моргунок считает обязан­ным заехать к свояку. Они смолоду дружили, были очень близки друг другу по духу. Свояку Никита и рассказывает о будущем путешествии. Они поют вместе песню в последний раз. Никита “плачет о себе”. Он родился в церковной сторожке, женился в семнадцать лет, пошел на хутор, отделился. В колхоз не всту­пил, а вот теперь отправился искать своего счастья. Описание его пути сопровождается частыми обращениями к земле:

Все краше и видней

Она вокруг лежит.

И лучше счастья нет – на ней

До самой смерти жить.

Моргунок выезжает за пределы своего поселка. Деревни, что попадаются на пути, уже незнакомы ему. Конь его, Серый, отощал и взмок. Этот конь – самое дорогое, что было в жизни у Моргунка. На коне держалось все его хозяйство вплоть до послед­ней булавки. Никита берег Серого – “как руку правую”, “как глаз во лбу”. Это – его друг, “не конь, а человек”.

По дороге Моргунок встречает попа. Они разговаривают, Ни­кита отпрягает коня и садится ужинать с попом. Тот рассказывает о своей жизни: нет уже ни приходов, ни служб, а кормится он тем, что ходит по деревням и предлагает свои услуги:

Есть кой-где, что верят в бога, –

Нет попа,

А я и тут.

Там жених с невестой ждут, –

Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, –

Нет попа,

А я и тут.

И только сожалеет поп, что коня у него нет, а то уж больно тяжело шагать пешком по русской земле. Он предлагает Никите ходить вместе: “Твоя – подвода, мой инструмент”. Но Никита не соглашается и едет своей дорогой. С разными людьми пришлось знаться Моргунку. Однажды он слышит историю от одного из слу­чайных попутчиков о деде и бабе, которые жили в ветхой избен­ке “окна – в землю, крыша – набок”. Ни в колхоз, ни в совхоз дед не пошел, да только в один год сильно стала прибывать вода. Вода подняла избушку и понесла далеко, принесла в усадьбу Эи здесь оставила. Дед только и сказал, что жить теперь им со старухой по-новому. Никита слушает и дремлет. И спит где-то Муравия-страна.

Вскоре до Никиты доходит слух о том, что по России едет товарищ Сталин, и едет, может быть, прямо навстречу Моргун­ку. И Никита думает о том, как он задаст Сталину вопрос о том, сколько еще людям ждать конца этой “суетории”, когда все идет на слом во имя новой жизни? Он хочет попросить Сталина, чтобы его оставили в покое и одного на всей России не загоняли в кол­хоз. У него есть конь, славный конь, и всего два года осталось

Никите до сорока лет, когда поздно будет уже добывать себе богатство.

Далека дорога, Моргунок уже весь в пыли. Случайный пут­ник, встреченный Никитой по дороге, неожиданно оказывается его бывшим соседом Иваном Кузьмичом. Его, как будто слепого, ведет под руку мальчик, сын. Из рассказа Ивана Кузьмича ясно, что давно он уже бродит так по свету, и только его сын остался с ним. Нет у него уже сил работать, только и кормится тем, что попрошайничает. Впервые рядом с соседом спокойно и крепко заснул Никита. Под утро только слышал, как ржал конь. Вскочил он весь замерзший, а соседа нет, как нет и коня. “Телега здесь, и мальчик здесь. А конь?.. Коня и нет…”. Разбудил Никита маль­чика, а тот сказал ему, что отец его на коня с уздой променял, а самого Моргунка проучил на всю жизнь. Что было делать Ни­ките – впрягся он в оглобли в телегу и пошел. Уставший и совер­шенно разбитый идет Никита по дороге. Долго смотрят вслед ему люди, редко увидишь такого чудака. Да собаки допекают. В одной из деревень его отводят в сельсовет, смотрят его доку­менты. Нечего им взять с Моргунка, отпустили его. И снова он пошел искать своего верного друга, коня.

И видит Никита удивительную вещь – в поле косят цыгане. В душе у Моргунка зашевелилось чувство любви к земле, самому хочется пройтись с косой по полю. Просит он у цыган отдать ему его лошадь. Цыгане приводят его в свои конюшни. Выводят перед ним то одну, то другую лошадь. А кони один другого краше, да только не признал Никита ни одного из них:

– Извиняюсь, не могу –

Врать, мол, из расчета.

– То-то, – пальцем Моргунку

Погрозили, – то-то…

Никита ночует около цыган, решает идти на следующий день на базар за новым конем. Ночью он мучительно думает о том, что веками цыгане крали коней, а нельзя ли и у них теперь украсть хорошего скакуна. Он потихонечку крадется к конюшне, но его останавливает голос сторожа. Со стыдом Никита возвращается к своей телеге и спешно уходит.

Три ночи и три дня идет Никита, запряженный в телегу. Ди­вится народ. И слышит вдруг впереди стук копыт. Внезапно из-за поворота показывается поп, верхом на Сером, на коне Никиты. Завидев Моргунка, поп притормозил коня, развернулся и пом­чался галопом. Пока Никита распутывал ремни да из телеги вы­прягался, поп был уже далеко. Изо всех сил пустился Никита догонять попа, кричал ему, да только устал, упал на дорогу, зажимая бок, как рану. Долго лежал так Никита, пока мальчик не подошел и не позвал его. Неизвестно, то ли поп купил того коня, то ли вор украл у вора, да только какое Никите дело. Тяжело продолжает он свой путь, вспоминает жену, которая ждет его дома. Она ведь ни о чем не знает.

Наконец Никита доходит до базара. Ищет либо попа, либо сво­его коня, и как увидит серую лошадь, так и обомрет сердце. Здесь же он встречает и своего обидчика – Ивана Кузьмича. Изобра­жая слепца, он просит милостыню. Схватил его Никита, навалил­ся на него, держит, не отпускает. Но хитростью Бугров вырыва­ется из его рук и убегает. Остался Никита снова ни с чем.

Снова он в пути. Встречает паренька на тракторе. Тот предлага­ет ему подвезти его, а телегу взять на буксир. Никита соглашает­ся. У парня он и узнает дальнейшую дорогу. Парень направляет его в селенье Острова, где можно купить лошадь.

В селенье этом Никита видит полную разруху. “Худые кры­ши”, “повалены плетни”, “и курит попусту народ на бревнышках в тени”. На скамейке сидит дед, строгает дудочки. Как выясняет Моргунок, это люди бесколхозные. Здесь Никита старается вы­торговать себе коня, дед соглашается продать ему своего. Увидев лошадь, Моргунок решает, что лучше уж он всю жизнь будет ходить пешком, чем купит такую клячу. Услышав такие слова Никиты, дед немного обиженно спрашивает, чем плоха их жизнь. Моргунок возражает: “Живете не богато вы”.

– А счастье не в богачестве,

Зачем оно, сынок?

Дед говорит, что им вполне хватает и куска хлеба, чтобы жить и не тужить. Дети их живут “хуже сивых поросят”, но они не виноваты, их “батька виноват”.

Снова возвращается Никита в колхоз, где оставил под распис­ку свою телегу. Председатель Андрей Фокич Фролов готов пока­зать ему колхозное хозяйство. За обедом Фролов рассказывает свою историю. Говорит о своем враге – Грачеве. Фролов в свое время делил луга, взимал налог, и за это был бит. Грачевы встре­тили его далеко от деревни, да все с дубьем. Еле-еле дополз он до отцовского дома. А теперь стал председателем колхоза. Никита еще погостил здесь, побывал на свадьбе. На свадьбу приходит и старый Мирон Фролов, дед Андрея Фролова. Он сам первый раз женился сто лет назад. Гуляет свадьба во всю, гармонист заводит свою песню. И еще не стихли танцы, как на пороге появился не то нищий, не то гость. Он попросил позвать хозяйку. Это проез­жий батюшка, согласен венчать молодых хоть сейчас. Мгновенно метнулся на порог Никита, выскочил на улицу и, оборвав пово­дья, повис на шее у коня.

Неспешно едет Никита по дороге и разговаривает с конем. По пути ему попадается седовласый старец, направляющийся в лав­ру. Никита спрашивает у мудрого старика, где на свете страна Муравия. Старик отвечает, что нет такой страны.

Была Муравская страна,

И нету таковой.

Пропала, заросла она

Травою-муравой.

Старец советует Никите вступать в колхоз. Никита еще немно­го сомневается и уже повеселевший едет домой.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка.

Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.

Никита собирается на поиски некой страны Муравии, о кото-рой рассказывал ему дед. Дед часто говаривал ему:

Здоровью — срок, удаче — срок, Богатству и уму. Бывало, скажет в рифму дед, Руками разведи: - Как в двадцать лет Силенки нет, — не будет, и не жди. Как в тридцать лет рассудка нет, - Не будет, так ходи. Как в сорок лет Зажитка нет, — так дальше не гляди…

И поскольку Никите уже близилось 40 лет, а жилось ему труд-но, он решил попытать счастья в стране Муравии. Страна эта сла-вилась свободой и справедливостью:

Земля в длину и в ширину - Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя.

Это особый мир со своими законами, живущий по крестьян-ским правилам, там нет ни коммунизма, ни колхозов. Об этой стра-не Никите рассказывал дед.

И вот родное село остается позади. Моргунок считает обязан-ным заехать к свояку. Они смолоду дружили, были очень близки друг другу по духу. Свояку Никита и рассказывает о будущем путешествии. Они поют вместе песню в последний раз. Никита «плачет о себе». Он родился в церковной сторожке, женился в семнадцать лет, пошел на хутор, отделился. В колхоз не всту-пил, а вот теперь отправился искать своего счастья. Описание его пути сопровождается частыми обращениями к земле:

Земля!.. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет — на ней До самой смерти жить.

Моргунок выезжает за пределы своего поселка. Деревни, что попадаются на пути, уже незнакомы ему. Конь его, Серый, отощал и взмок. Этот конь — самое дорогое, что было в жизни у Моргунка. На коне держалось все его хозяйство вплоть до послед-ней булавки. Никита берег Серого — «как руку правую», «как глаз во лбу». Это — его друг, «не конь, а человек».

По дороге Моргунок встречает попа. Они разговаривают, Ни-кита отпрягает коня и садится ужинать с попом. Тот рассказывает о своей жизни: нет уже ни приходов, ни служб, а кормится он тем, что ходит по деревням и предлагает свои услуги:

Есть кой-где, что верят в бога, - Нет попа, А я и тут. Там жених с невестой ждут, - Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, А я и тут.

И только сожалеет поп, что коня у него нет, а то уж больно тяжело шагать пешком по русской земле. Он предлагает Никите ходить вместе: «Твоя — подвода, мой инструмент». Но Никита не соглашается и едет своей дорогой. С разными людьми пришлось знаться Моргунку. Однажды он слышит историю от одного из слу-чайных попутчиков о деде и бабе, которые жили в ветхой избен-ке «окна — в землю, крыша — набок». Ни в колхоз, ни в совхоз дед не пошел, да только в один год сильно стала прибывать вода. Вода подняла избушку и понесла далеко, принесла в усадьбу Эи здесь оставила. Дед только и сказал, что жить теперь им со старухой по-новому. Никита слушает и дремлет. И спит где-то Муравия-страна.

Вскоре до Никиты доходит слух о том, что по России едет товарищ Сталин, и едет, может быть, прямо навстречу Моргун-ку. И Никита думает о том, как он задаст Сталину вопрос о том, сколько еще людям ждать конца этой «суетории», когда все идет на слом во имя новой жизни? Он хочет попросить Сталина, чтобы его оставили в покое и одного на всей России не загоняли в кол-хоз. У него есть конь, славный конь, и всего два года осталось

Никите до сорока лет, когда поздно будет уже добывать себе богатство.

Далека дорога, Моргунок уже весь в пыли. Случайный пут-ник, встреченный Никитой по дороге, неожиданно оказывается его бывшим соседом Иваном Кузьмичом. Его, как будто слепого, ведет под руку мальчик, сын. Из рассказа Ивана Кузьмича ясно, что давно он уже бродит так по свету, и только его сын остался с ним. Нет у него уже сил работать, только и кормится тем, что попрошайничает. Впервые рядом с соседом спокойно и крепко заснул Никита. Под утро только слышал, как ржал конь. Вскочил он весь замерзший, а соседа нет, как нет и коня. «Телега здесь, и мальчик здесь. А конь?.. Коня и нет…». Разбудил Никита маль-чика, а тот сказал ему, что отец его на коня с уздой променял, а самого Моргунка проучил на всю жизнь. Что было делать Ни-ките — впрягся он в оглобли в телегу и пошел. Уставший и совер-шенно разбитый идет Никита по дороге. Долго смотрят вслед ему люди, редко увидишь такого чудака. Да собаки допекают. В одной из деревень его отводят в сельсовет, смотрят его доку-менты. Нечего им взять с Моргунка, отпустили его. И снова он пошел искать своего верного друга, коня.

И видит Никита удивительную вещь — в поле косят цыгане. В душе у Моргунка зашевелилось чувство любви к земле, самому хочется пройтись с косой по полю. Просит он у цыган отдать ему его лошадь. Цыгане приводят его в свои конюшни. Выводят перед ним то одну, то другую лошадь. А кони один другого краше, да только не признал Никита ни одного из них:

Извиняюсь, не могу - Врать, мол, из расчета. - То-то, — пальцем Моргунку Погрозили, — то-то…

Никита ночует около цыган, решает идти на следующий день на базар за новым конем. Ночью он мучительно думает о том, что веками цыгане крали коней, а нельзя ли и у них теперь украсть хорошего скакуна. Он потихонечку крадется к конюшне, но его останавливает голос сторожа. Со стыдом Никита возвращается к своей телеге и спешно уходит.

Три ночи и три дня идет Никита, запряженный в телегу. Ди-вится народ. И слышит вдруг впереди стук копыт. Внезапно из-за поворота показывается поп, верхом на Сером, на коне Никиты. Завидев Моргунка, поп притормозил коня, развернулся и пом-чался галопом. Пока Никита распутывал ремни да из телеги вы-прягался, поп был уже далеко. Изо всех сил пустился Никита догонять попа, кричал ему, да только устал, упал на дорогу, зажимая бок, как рану. Долго лежал так Никита, пока мальчик не подошел и не позвал его. Неизвестно, то ли поп купил того коня, то ли вор украл у вора, да только какое Никите дело. Тяжело продолжает он свой путь, вспоминает жену, которая ждет его дома. Она ведь ни о чем не знает.

Наконец Никита доходит до базара. Ищет либо попа, либо сво-его коня, и как увидит серую лошадь, так и обомрет сердце. Здесь же он встречает и своего обидчика — Ивана Кузьмича. Изобра-жая слепца, он просит милостыню. Схватил его Никита, навалил-ся на него, держит, не отпускает. Но хитростью Бугров вырыва-ется из его рук и убегает. Остался Никита снова ни с чем.

Снова он в пути. Встречает паренька на тракторе. Тот предлага-ет ему подвезти его, а телегу взять на буксир. Никита соглашает-ся. У парня он и узнает дальнейшую дорогу. Парень направляет его в селенье Острова, где можно купить лошадь.

В селенье этом Никита видит полную разруху. «Худые кры-ши», «повалены плетни», «и курит попусту народ на бревнышках в тени». На скамейке сидит дед, строгает дудочки. Как выясняет Моргунок, это люди бесколхозные. Здесь Никита старается вы-торговать себе коня, дед соглашается продать ему своего. Увидев лошадь, Моргунок решает, что лучше уж он всю жизнь будет ходить пешком, чем купит такую клячу. Услышав такие слова Никиты, дед немного обиженно спрашивает, чем плоха их жизнь. Моргунок возражает: «Живете не богато вы». Материал с сайта

А счастье не в богачестве, Зачем оно, сынок?

Дед говорит, что им вполне хватает и куска хлеба, чтобы жить и не тужить. Дети их живут «хуже сивых поросят», но они не виноваты, их «батька виноват».

Снова возвращается Никита в колхоз, где оставил под распис-ку свою телегу. Председатель Андрей Фокич Фролов готов пока-зать ему колхозное хозяйство. За обедом Фролов рассказывает свою историю. Говорит о своем враге — Грачеве. Фролов в свое время делил луга, взимал налог, и за это был бит. Грачевы встре-тили его далеко от деревни, да все с дубьем. Еле-еле дополз он до отцовского дома. А теперь стал председателем колхоза. Никита еще погостил здесь, побывал на свадьбе. На свадьбу приходит и старый Мирон Фролов, дед Андрея Фролова. Он сам первый раз женился сто лет назад. Гуляет свадьба во всю, гармонист заводит свою песню. И еще не стихли танцы, как на пороге появился не то нищий, не то гость. Он попросил позвать хозяйку. Это проез-жий батюшка, согласен венчать молодых хоть сейчас. Мгновенно метнулся на порог Никита, выскочил на улицу и, оборвав пово-дья, повис на шее у коня.

Неспешно едет Никита по дороге и разговаривает с конем. По пути ему попадается седовласый старец, направляющийся в лав-ру. Никита спрашивает у мудрого старика, где на свете страна Муравия. Старик отвечает, что нет такой страны.

Была Муравская страна, И нету таковой. Пропала, заросла она Травою-муравой.

Старец советует Никите вступать в колхоз. Никита еще немно-го сомневается и уже повеселевший едет домой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • история создания поэмы страна муравия
  • сообщение об поэме страна муравия
  • Поэма Страна Муравия краткая биография 1934-36
  • твардовский василий страна муравия краткое содержание
  • толстой юность идея