Болезни Военный билет Призыв

Ученический проект культура речи. Социальный проект "культура речи". «Речевой портрет » в современной науке

Интернет оказывает сильное влияние на самые разные сферы жизни современных школьников. Попала в этот список и культура речи. Развитие культуры речи является важной составляющей общего развития каждого человека. Поэтому данному вопросу обязательно должен уделять достаточное внимание любой школьник, а также его родители и педагоги.

Конечно, культура речи ребенка во многом зависит от традиций и стиля общения семьи, в которой он воспитывается. Именно с родителей малыш в самом раннем детстве берет пример во всем. Это касается и разговорной манеры. Так как мама и папа учат кроху говорить, то из их словарного запаса будет формироваться лексикон ребенка. Далее, когда мальчик или девочка отправляются в детский сад (а затем и в школу), то на него начинает влиять и окружающее общество. Нередко случаются ситуации, когда малыш приходит домой и «приносит» какое-то новое (возможно, даже нехорошее) слово. Поэтому так важно подбирать для него достойное окружение, которое позволит ребенку правильно развиваться. Например, отлично влияют на культуру речи детские сады со специальной программой, в которой особое внимание уделяется этому моменту. Кроме того, существует множество секций, на которых помимо родного языка изучается еще и иностранный.

В течении всей жизни на лексикон человека влияют и окружающие его люди (семья, друзья, коллектив на работе), и выбранная литература, и увлечения, и многие другие факторы. От всего этого зависит в итоге культура речи мужчины или представительницы прекрасного пола.

Считается, что наиболее подвержена внешним воздействиям и изменениям речь школьников. Во все времена в ней присутствовало огромное количество жаргонных слов. Правда, в разные периоды они значительно отличались. Например, в настоящее время прослеживается тенденция к максимальному сокращению слов. Влияет на это и интернет. Так слово «сяб» у многих подростков сегодня заменило привычное «спасибо», а вместо «хорошо» или «согласен» парни и девушки нередко используют «ок». Популярность подобных сокращений очень легко объяснить. Ведь в процессе переписки хочется как можно меньше нажимать на клавиатуру, но при этом набирать максимальное количество слов. Кстати, именно в письменной речи в сети сокращений и вовсе имеется огромное количество. «Пж-та» вместо «пожалуйста!, «спс» вместо «спасибо» и т.д. В некоторых случаях такие сокращение переходят и в разговорную речь.

В целом это совершенно нормальное явление, если оно временное и не оказывает серьезного влияния на язык. Но в последнее время существует опасная тенденция общей жаргонизации языка, которую активно ускоряют именно подростки. Очень многие жаргонные слова постепенно начинают вытеснять красивые и грамотные литературные выражения. Учителя нередко жалуются, что самые простые словосочетания, встречающиеся, например, в стихотворениях подросткам приходится разъяснять, так как они просто не могут их понять. А из-за слишком маленького словарного запаса порой бывают проблемы с успеваемостью. Ведь из-за этого школьники просто не могут полноценно выразить свои мысли, а также грамотно и правильно ответить на вопросы.

Нельзя не сказать несколько слов и про мат. Ведь он также оказывает серьезное негативное влияние на культуру речи подростков. Сегодня все чаще можно услышать матные слова от детей самого разного возраста даже в людных общественных местах. Так как все больше людей активно «обогащают» ими свой лексикон, то мат перестает считаться чем-то негативным и запретным. Поэтому с ним вести борьбу необходимо и родителям, и педагогам.

Психологи отмечают, что для этого потребуется придерживаться всего четырех основных правил. В первую очередь самому перестать употреблять бранные слова. Не только при ребенке, но и в целом по жизни. Важно не просто забыть о таких словах и вычеркнуть их из своего лексикона, но и постараться выработать к ним чувство брезгливости и отвращения. В результате оно обязательно передастся и детям. По статистике, школьники, которые никогда не слышали матных слов дома, практически не используют их и в компании своих сверстников.

Кроме того, потребуется избегать общения с любителями сквернословия, начать читать качественную литературу и разучивать понравившиеся афоризмы, стихи.

Некоторые педагоги, стремясь стать ближе к детям и понятнее для них, начинают и сами использовать в своей речи жаргонизмы или и вовсе популярные среди подростков бранные слова. Но это далеко не лучшее решение. Таким образом завоевать уважение школьников и влиться в их коллектив не получится. Скорее, наоборот, учитель будет выглядеть смешно и нелепо. Именно от него во многом зависит процесс формирования культуры речи учеников. А когда язык педагога не является образцовым, то этот процесс значительно затрудняется.

Если родители заметили, что их ребенок слишком активно употребляет в своей речи жаргонные слова и заменяет ими привычные грамотные выражение, то для начала потребуется выяснить основную причину такого явления. Нередко ей становятся различные социальные факторы. Возможно, жаргон звучит в теле- или радиопередачах, которые выбирает школьник. Нередко дети стараются во всем подражать своим кумирам и даже начинают копировать их манеру разговора, стиль речи и т.д. Поэтому задачей родителей станет вовремя сделанная подсказка о наиболее увлекательных и полезных для развития культуры речи передачах. Любовь и интерес к ним также стоит прививать в семье.

Еще одной причиной может быть расширение сферы общения молодежи. Развитие современных технологий активно снимает рамки в данной сфере. Особенно это касается интернета. Например, современные подростки любят общаться со своими сверстниками в онлайн-чатах. В результате они быстро усваивают существующие там нормы речи.

И, конечно, нередко основной причиной жаргонизации языка подростка становится потребность в самовыражении и понимании общества. Ведь невозможно общаться с молодежью, не зная ее язык. Среди подростков жаргоны и мат нередко используются просто как способы связи слов в предложении.

Поэтому родителям придется научить своего сына или дочь говорить с друзьями на их языке, но при этом не забывать о существующей культуре речи. Очень важно с детства прививать им любовь к литературе, вместе читать хорошие книги, стихотворения, заучивать последние наизусть.

Культуру речи можно считать показателем культуры в целом. Поэтому она так важна. Чтобы в совершенстве овладеть ей, недостаточно будет избавиться от речевых ошибок, потребуется также постоянно расширять свой словарный запас, делать его более разнообразным. Кроме того, к понятию «культура речи» относится еще и умение услышать, слушать и понимать собеседника, уважать его мнение, а также грамотно использовать слова, соответственно сложившейся ситуации.

Оно получилось в целом очень многогранным. В это понятие входит владение различными языковыми нормами, умение уместно использовать его выразительные средства и многие другие составляющие.

Речь является сложным инструментом, который позволяет человеку наладить общение с окружающими, повысить результативность беседы. Обучая подростков культуре речи педагог должен научить их также правильно выбирать слова, манеру говорить и даже скорость. Все это должно зависеть от ситуации и собеседника.

Полезно проводить со школьниками специальные игровые занятия. Тематические сценки помогут им научиться выбирать манеру речи под сложившиеся обстоятельства. Если они разыгрываются для учеников младших классов, то за основу таких миниатюрных спектаклей можно взять популярные сказки. Пусть один из участников окажется враждебно настроенным спорщиком, другой — пожилым человеком, третий — маленьким ребенком. Ученику потребуется выбирать подходящую манеру речи для беседы с каждым из персонажей. Эти полезные навыки обязательно пригодятся им и в жизни.

Пополнить словарный запас детям отлично помогают книги. Поэтому важной задачей для учителя является и привить им любовь к литературе. Конечно, участвовать в этом процессе обязательно должны и родители. Например, приобретать для детей интересные книги, устраивать совместные литературные вечера, обсуждать прочитанное и, конечно же, подавать сыну или дочке пример своей любовью к чтению.

Способствует развитию речи и упражнение «Пересказ». Для этого стоит попросить школьника пересказать одну и ту же историю несколько раз. Но разными словами, стараясь как можно реже повторятся.

Важной составляющей культуры речи является умение при необходимости кратко и емко выражать свои мысли. И, наоборот, «раскрашивать» собственную речь различными литературными оборотами. Конечно, для этого их потребуется тщательно изучить. В этом школьнику помогут уроки литературы с грамотным педагогом. Метафоры, эпитеты, оксюморон и многие другие их варианты позволяют сделать свой язык более интересным и образным. Главное, чтобы учитель смог максимально точно объяснить детям их значение и научить правильно и уместно их применять.

Различных эффектны речевых оборотов зачастую не хватает современным школьникам. Слишком простые односложные предложения вряд ли позволят выразиться красиво и образно. В результате большую часть учебного материала им приходится заучивать, чтобы не растеряться у доски. Богатый словарный запас и умение «играть» с русским языком позволит учащемуся легко ответить на любой вопрос и даже в некоторой степени схитрить, заговорив окружающих, если знаний по обсуждаемой теме не хватает.

Правильно построить свое высказывание школьнику позволит специальная схема. На первом месте в ней стоит содержание. Прежде чем начать говорить, следует очень внимательно подумать над темой и основной мыслью собственной речи. Пусть мысль будет полностью раскрыта, но без лишней ненужной информации.

На второе место попадает логика. Важно, чтобы мысли не перескакивали с места на место, а высказывались в определенной последовательности. На третьем оказывается разнообразие. Поспособствуют ему различные языковые средства, о которых говорилось выше. Кроме того, не стоит слишком часто повторять одни и те же слова и использовать одинаковые конструкции предложений.

На четвертом месте стоит выразительность. В русском языке существует огромное количество слов и междометий, которые позволят ярко и эффектно передать свою мысль, а также воздействовать на собеседника.

На пятом — уместность. Школьник должен уметь всегда выбирать подходящий к определенной ситуации стиль речи. Именно для этого они так подробно и изучаются на уроках русского языка. Например, там где уместен научный стиль, точно не следует использовать разговорный. Выбор манеры повествования и беседы также зависит от обстановки, в которой она осуществляется и от того, с кем она ведется.

И, наконец, на шестом месте находится правильность. Одной красивой манеры изложения будет недостаточно для грамотной интеллектуальной беседы. Очень важно соблюдать все грамматические, орфоэпические, лексические и пунктуационные нормы. Причем это не зависит от условий беседы и собеседника. Безграмотность не допустима ни в каком случае. Даже если разговор ведется со сверстником на какие-либо веселые отвлеченные темы. Тщательно изучить все существующие нормы языка школьнику помогут уроки русского языка с грамотным педагогом.

Культура речи демонстрируют общий уровень образования каждого человека. Следить за ней и развивать следует в том числе и школьникам. Основы культуры речи современным подросткам должны объяснять не только педагоги, но также и родители. Последние могут своим примером продемонстрировать важность красивой грамотной речи.

Повышение культуры

речи учащихся через внеклассную

деятельность

(Методический проект)

Выполнила: Пономарёва Нина Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы МКОУ СОШ п. Речной

Опаринского района

Тема проекта : Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность.

Цель проекта : создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность.

Объект проекта : учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).

Предмет проекта : учащиеся школы

Гипотеза проекта : если через уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность пропагандировать красоту родного языка, правильность соблюдения норм современного русского литературного языка, его выразительные возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, обогащение ее духовного мира.

Продукт проекта : разработка плана мероприятий по проведению Месячника русского языка, посвящённого культуре речи.

Задачи проекта:

изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;

разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;

привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся школы, родителей, учителей;

повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячнику культуры речи;

уметь работать в единой команде.

Проблема : Как через внеклассную деятельность повысить культуру речи учащихся?

Актуальность : Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду прежде всего языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.

Проблема снижения культуры речи в настоящее время является актуальной и сложной. Сложной потому, что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, СМИ, общая культура общества. Мы видим массовое нарушение норм русского языка(орфоэпических, грамматических и т.д.), в том числе в речи депутатов, работников телевидения, радио; и резкую вульгаризацию речи, включая речь образованных людей (жаргонизмы, просторечные элементы); и засорение речи заимствованиями.

Мой проект нацелен на борьбу с этим общественным явлением.

Конечно, решить проблему снижения культуры речи сразу невозможно, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.

Поэтому тема формирования культуры речи учащихся стала ведущей в моей педагогической практике. Определить перспективы работы в данном направлении помогло мне и участие в творческой лаборатории под рук. Рыловой А.С. «Языковое сопровождение курса «Основы проектной деятельности»(2007 – 2008г.)и переход на новый УМК под ред. С.И.Львовой (культура речи выделена как отдельная дисциплина лингвистики) и работа в творческой лаборатории по данному УМК.

Одной из форм развития культуры речи учащихся является внеклассная деятельность. Я остановлюсь на проведении в нашей школе Недель культуры речи.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Проект «Культура речи современной молодежи»

Введение.

Объектом изучения нашего проекта являются инновации в разговорном языке молодежи. Выбранная нами тема является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке, а главное - нужно помнить, что не только мы влияем на наш язык, но и он, в свою очередь, - на нас.

Цель данного проекта состоит в изучении причин возникновения и употребления сленга в языке современной молодежи.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда задач:

Проследить пути развития сленга в России;

Выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

Изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь с.Октябрьское Поворинского района.

^ Основная часть

Причины возникновения и употребления молодежного сленга

В юном возрасте хочется быть не таким, как все, отойти от «скучного» мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается специфическая лексика – сленг. Для того чтобы быть включенными в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно, владеть и пользоваться молодежным жаргоном.

Молодых привлекает то, что запретно или даже опасно, что находится за пределами представлений общества. Так, вместо велосипеда появляется велик, вместо джинсы - джины. Происходит замена «чужих» стандартных номинаций на «свои» эмоциональные и образные: таранить – «нести что-либо»; зырить – «смотреть», «наблюдать».

^ Этапы развития молодежного сленга (с 20-х годов ХХ века – по настоящее время)

Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. В России первые исследования молодёжного жаргона относятся к 20-м годам ХХ века. Ряд исследований речи учащихся показал, что в язык школьников 20-х годов проникали жаргонные слова через общение с беспризорниками. Примерами могут служить сленговые слова из повести Л. Пантелеева «Республика ШКИД»: тискать- воровать, накатить – пожаловаться.

Следующий этап развития молодёжного жаргона – 50-е годы ХХ века. Это так называемый жаргон «стиляг», замкнутых групп молодежи. Для членов подобных групп были характерны поиски «легкой» жизни, увлечение модными вещами, западной джазовой музыкой. В результате некоторые наиболее экспрессивные словечки получили распространение в среде молодёжи, например чувак, чувиха – парень, девушка, стильно одетые; хилять-ходить, гулять

Третий этап – начало 70-80 годов, период застоя («брежневские времена»). В эти годы пришло к нам молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных слов, например, хиппи, хипповать - вести себя независимо, пренебрегая общими правилами; видак- видеомагнитофон.

Четвертый этап приходится на 90-е годы и практически продолжается до сегодняшних дней. Эту волну в современном русском языке часто называют «жаргонным бумом» и связывают с криминализацией российской действительности. В сегодняшней речи и из уст юнца и из уст вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, как «Не грузи!» « Не гони!» «Не тормози!» Понятно всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

Причиной появления новых слов является стремительное развитие компьютерных технологий. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах и расширить свой круг общения. Происходит усвоение соответствующей нормы речи, например, чат,глюк, «аська».

Проблемой молодежного сленга занимаются такие известные языковеды, как И.Р.Гальперин, А.Н.Мазурова, Э.М.Береговская.

^ Результаты анкетирования учащихся по выявлению причин использования сленговых слов

Для выявления причин использования сленговых слов учащимися МКОУ «Октябрьская сош» мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет. Количество анкетируемых – 30.

Доминирующими позициями стали ответы: «Потому что окружающие меня люди так говорят», «Хочу выглядеть крутым», «Это модно».

Учащиеся пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что на языке сленга говорят окружающие их сверстники, слова кратки и эмоциональны, при помощи их легче выразить свои мысли.

Сленговые слова, употребляемые учащимися, связаны с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи реализованы, цель нашего исследования достигнута.

Мы не думаем, что сленг это что-то вредное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике, это заметно из текста нашего проекта. Современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства сленга – выразительность и краткость.

Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов// Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2006, с.13-38.

  2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.

  3. Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.

  4. Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. - Горький, 2004. - 366 с..

  5. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространённого среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. - М., 2004.

  6. Матюшенко, Е.Е. Современный молодёжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. - Волгоград: Перемена, 2003. - 19. - С. 97-102 (0,4 п.л.).

  7. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. - М.: АСТ, 2003. - 736 с.

  8. http//www.filosofia.ru/i молодежный сленг как показатель общества

Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лицапортрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

Социальный проект:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧЕНИКА – ГАРАНТИЯ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО»

Возраст участников проекта 14-17 лет

Потянихина Ольга,

ученица 9 класса.

Руководитель:

Бондаренко А.В.,

учитель письма,

чтения и развития речи

Гуманитарная секция

с. Павловск, 2014








  • Изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
  • Разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
  • Привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех 14- 17- летних учащихся школы, учителей и специалистов;
  • Повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячника культуры речи;
  • Уметь работать в единой команде.

1.Конференция.

2. Нетрадиционное занятие. КВН

3. Игра по станциям.

4. Викторина «Насколько хорошо мы знаем русский язык»

5. Анкетирование .

6. Классный час «Путешествие в страну вежливости и этикета»


  • Разработка проекта
  • Подбор кадров (педагоги, воспитатели, учащиеся, специалисты школы)
  • Подбор материала (литература, программы по теме, диагностический материал)
  • Разработка текста анкеты и экспресс-интервью, вопросов.
  • Обучение учащихся тактике проведения интервью:
  • - Анкетирование
  • - Наблюдения
  • - Беседы


  • 1Какой уровень культуры речи в современном обществе?(высокий, низкий, средний) Большинство учащихся определили как низкий(74 %)
  • 2.Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонными словами и матами?(да, нет, не знаю) Большинство 79% отметили загрязнённость языка
  • 3.Используете ли вы в своей речи жаргон или мат?(Да, нет) Только 21 % опрошенных не используют жаргон и мат.
  • 4. Каково ваше отношение к ненормативной лексике и используете ли вы её в своей речи? 79% опрошенных используют её в своей речи и большинство показало терпимое отношение к данному факту.
  • 5Можем ли мы как-то повлиять в лучшую сторону на речевую ситуацию в нашей школе?(Да, нет, не знаю) 67% дали отрицательный ответ


  • Издание приказа о внедрении и реализации проекта.Запуск проекта
  • Авторы проекта проводят конференцию для того, чтобы убедить всех участников образовательного процесса в необходимости реализации данного проекта, заинтересовать их


-Работа по исследованию проблемы проекта старшими учащимися школы под контролем классных руководителей и воспитателей;

-Разработка и графическое составление плакатов для демонстрации на конференции;

-Проведение анкетирования;

-Обработка анкет, интервью, собранной информации;

-Анализ социологического исследования среди учащихся.








  • Сбор отзывов участников, партнеров о реализации проекта
  • Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации
  • Исследование изменений в речевой культуре учащихся (итоги анкетирования)
  • Публичное подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.


  • Повышение интереса к культуре речи;
  • Повышение уровня культуры речи школьников;
  • Сокращение случаев употребления мата и жаргонизмов в речи;
  • Формирование навыков проектной деятельности учащихся.


« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И. С. Тургенев.