Болезни Военный билет Призыв

В чем суть рационального мышления. Иррациональное мышление – чувства и эмоции. Попытка избавления от когнитивного диссонанса

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Подготовлено по материалам блога Brainhack.me

Избавление от плохих привычек

Избавиться от них нельзя, но можно заменить новыми, и это сработает. Чтобы привычка запустилась на выполнение, нам нужен некий сигнал, «триггер», на который мы, собственно, и реагируем привычным набором действий, после чего получаем награду в той или иной форме. Это так называемая петля привычки: триггер - привычные действия - награда. Подробнее это все описано в книжке Чарлза Дахигга «Сила привычки» . Трюк в том, что нужно научиться обращать внимание на триггеры и на награды. Эффективнее всего оставить их прежними, заменив при этом лишь набор привычных действий. Для этого нужно немного препарировать свою дурную привычку: вспомните, в какие моменты она у вас срабатывает, и найдите триггер. Потом обратите внимание на то, какую награду, какие приятные ощущения вы получаете. Затем постепенно старайтесь заменить эти старые привычные действия новыми, полезными. Это, кстати, может оказаться на удивление сложной задачкой, но так получится лучше разобраться в себе.

Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, собрала в своей книге результаты исследований о том, как прокачивать свою силу воли, постепенно воспитывать новые привычки, быть более внимательным и так далее. В конце каждой главы удобно выделены основные мысли и набор практик, которые вы можете попробовать.

Поиск логики и рациональности

«Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина», - такими словами начинается классический учебник Челпанова по логике . Таким образом, если нам все-таки хочется что-то понять, то хорошо бы ближе познакомиться с логикой. Какой в этом практический смысл? Допустим, вы спорите с товарищем о чем-то и чувствуете, что ходите по кругу или даже уже зашли в тупик. Логика поможет прояснить, о чем именно идет спор и верно ли выстроены доказательства, лучше понять точку зрения оппонента и свою тоже. Если кажется, что звучит это скучновато, то используйте в «Гугле» запрос «рациональное мышление» вместо запроса «логика». Это словосочетание - ключ к различным статьям, которые стараются вкрутить логику в повседневную жизнь, сделать это знание более практичным.

Что почитать: Элиезер Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Да, это фанфик по вселенной Гарри Поттера, но написанный американским специалистом по искусственному интеллекту и сингулярности. В каждой главе на примерах ситуаций, происходящих с героями, раскрывается одна из тем, связанная с рациональным мышлением.

Путь к пониманию окружающих

«Что они все творят?» Бывает, что какой-то похожий вопрос возникает в голове, да? Обычно в моменты, когда мир вокруг не соответствует нашим сформулированным или даже несформулированным ожиданиям. Особенно когда это касается поведения других людей. Вроде бы ты все ясно сказал, а тебя неправильно поняли. Вроде бы всем понятно, что поступать надо так, а коллега взял и поступил совсем по-другому.

Мысль о том, что все люди разные, в той или иной формулировке мы слышали тысячи раз, но когда сталкиваемся с этим на практике, всегда удивляемся. Обращали внимание, как по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию разные люди? Психологи, разумеется, тоже обратили на это внимание. Генри Мюррей, например, разработал тематический апперцептивный тест, который широко распространился после Второй мировой войны и тогда применялся прежде всего для работы с нарушениями в эмоциональной сфере. Испытуемым просто показывают изображения людей в различных бытовых ситуациях и предлагают рассказать историю о том, что происходит на картинке, описать, что чувствуют персонажи. Стоит ли говорить, что про одно и то же изображение разные люди рассказывают совершенно разные истории? Или хотя бы обращают внимание на разные детали. Можете это проверить сами на себе и своих товарищах.

Более того, когда мы воспринимаем других людей и думаем, что понимаем их, то нередко это тоже оказывается иллюзией. В психологии есть термин «атрибуция». Это механизм объяснения причин поведения других людей. И с латыни это переводится как «приписывание». Есть, например, фундаментальная ошибка атрибуции - человеческая склонность объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свое поведение - внешними обстоятельствами. Некий абстрактный Вася, допустим, кому-то нагрубил прямо посреди рабочего дня и объясняет себе это так: «Я рассердился, потому что все идет не так, как задумано». А его коллега Алиса, проходя мимо, подумала: «Такой он злюка».

Когда мы говорим о себе, мы обычно описываем свои действия, реакции, эмоции: «Меня расстраивает, что...» Говоря о других, мы чаще всего характеризуем самого человека: «Вечно он ноет...» Поэтому в следующий раз, когда будете удивляться поведению других людей, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом.

Эталонно интересный, легко написанный и одновременно строго подкрепленный научными данными учебник по социальной психологии профессора психологии Дэвида Майерса поможет на огромном количестве примеров чуть лучше разобраться в поведении людей. И, очевидно, в своем поведении в том числе.

Самоанализ

С тем, что мы ошибаемся по поводу поведения других людей, более-менее понятно. Но и по поводу себя мы тоже можем ошибаться, не обращать внимания на что-то или вообще нестись по инерции, не замечая, как пролетают рабочие дни, как быстро проходит отпуск. Письменные практики - надежный и проверенный способ разобраться в себе. Точнее, даже множество способов. Самый простой, который сразу приходит на ум - дневник. Не блог, а именно личный дневник, в котором вы можете быть честными с собой и который ведете регулярно. Можете попробовать просто записывать, что с вами происходило за день, что вы при этом чувствовали, что думаете теперь. Или, наоборот, - сосредоточьтесь на планах на будущее.

Если вести дневник никогда не получалось, стоит обратиться к другой простой практике: «утренние страницы». Каждое утро первым делом садитесь и удобным вам способом записывайте все, что приходит в голову. За компьютером или на бумаге - как вам удобнее. Главное, делать это регулярно и равномерными порциями - например, обязательно 15 минут или обязательно 3 страницы. И эти страницы не должен читать никто, кроме вас. Это личное. Не знаете, с чего начать? Начните с «Не знаю, с чего начать...». Если будет казаться, что сказать нечего, - так и пишите: «Ну вот, нечего сказать, нечего сказать, нечего сказать». Здесь же, например, можете делиться своими переживаниями про выработку привычки, или определяться с планами на день, или мечтать о будущем, что угодно. Написанное можете перечитывать, а можете не перечитывать - решать вам.

Про утренние страницы много пишет Армен Петросян в своем блоге и на страницах проекта «Жить интересно», где об этом же и другие авторы, в частности психолог Дарья Кутузова, которая ведет сайт «Письменные практики ». А еще есть «Мастерские текста» Лены Трусковой , которые помогут не только разбираться с собой, но и вообще писать тексты (вот можно попробовать задания).

Отказ от многозадачности

Если компьютеры хорошо справляются с несколькими одновременно запущенными процессами, то мы - нет. Можно тешить себя историями про Цезаря, который делал много дел одновременно, но на самом деле человек не может быть в полной мере многозадачным. Когда нам кажется, что мы справляемся с несколькими задачами одновременно, на деле мы просто быстро между ними переключаемся. И даже если в процессе этого не заметно, дело это сравнительно энергозатратное для мозга. Не удивительно, что в особенно загруженные дни мы чувствуем себя опустошенными. При этом профессий, которым на деле нужен мультитаскинг, не так много, как кажется. Например, наличие этой способности подразумевает должность авиадиспетчера. Но у них в регламенте прописаны сроки непрерывной работы и регулярные перерывы. А многие из тех, кто любит представить себя многозадачными, предпочитают начать работать утром, а закончить ночью. Знаю, сам так делал.

Но как успеть сделать гору работы без переключения между задачами? Прежде всего, нужно понять, что мнимая многозадачность не делает вас эффективнее. Нередко эффективность, наоборот, существенно снижается, и это подтверждалось исследованиями. Лучше стараться делать одно дело в один промежуток времени внимательно, не переключаясь. Вспомните, как вы делали что-нибудь, что вам действительно нравится, не отвлекаясь и теряя счет времени. Вот примерно такого состояния нужно стараться достигать при выполнении дел.

Планируйте регулярные перерывы. Тут стоит вспомнить о технике помодоро: заводите таймер, например, на 25 минут, сфокусированно работаете, потом делаете перерыв 5 минут - и снова за работу. Несколько раз в день стоит брать перерывы подольше. Также бывает полезно вздремнуть, если вам это подходит, или прогуляться пешком. И главное, в следующий раз, когда вам будет казаться, что вы делаете несколько дел одновременно, вспомните, что толком не делаете в этот момент ни одного.

Книга не о том, как успевать больше, а о том, что стоит делать меньше, но зато только действительно важные для вас дела. Хорошо поможет настроиться на побег из ловушки псевдомногозадачности и сконцентрироваться на том, что имеет значение.

Управление концентрацией

На смену термину «тайм-менеджмент» приходит термин «селф-менеджмент». Дело в том, что временем управлять нельзя, вы можете его только спланировать. Управлять можно только собой. И в первую очередь - своим вниманием и концентрацией. What you focus on expands. Полезно учиться уделять внимание важным для себя вещам и отсекать незначительные. Помните, что, если вы не выполняете свои планы и мечты, вы выполняете чужие. Внимание определенным образом связано со стимулами, и понимание этой связи помогает лучше себя контролировать. Научно это подкрепляется законом Йеркса - Додсона , определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Результат улучшается при повышении мотивации (или степени возбужденности) до определенного предела. После этого предела, когда уровень мотивации/возбужденности становится слишком высоким, результат ухудшается. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы с вниманием спортсменов.

Чем это знание может быть полезно? Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для себя уровень возбужденности. Вспомните: когда настроение «никакое», работа, бывает, валится из рук. И напротив, когда настроение слишком хорошее, про работу забываешь, и хочется наслаждаться моментом, подпевать всем любимым песням разом, ну, вы лучше знаете, что вам хочется делать в таком настроении. Так вот, эффективный уровень возбуждения, который можно назвать вашей «зоной концентрации» где-то между этими двумя состояниями. Для разных видов деятельности подходит разный уровень возбуждения, но нужно стараться управлять своим состоянием - успокаиваться, когда в руках все горит, или, наоборот, раззадоривать себя, когда ничего не хочется делать. Главная задача - осознавать, когда вы вышли из зоны концентрации, а потом понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.

Психолог Люси Палладино - специалист по теме внимания. В этой книге она описывает систему, которую она выработала для тех, кто хочет развить умение концентрироваться.

Самообразование

С таким количеством онлайн-курсов и других образовательных инициатив, которые у нас есть сегодня, проблема, казалось бы, не в том, как учиться, а в том, как все успеть и с чего начать.

Но если спросить себя «как научиться учиться?», то может оказаться, что вопросов больше, чем ответов. Недавно среди сотни британских и голландских учителей провели опрос, и выяснилось, что они продолжают верить во множество мифов о мозге. Например, в миф про правополушарных и левополушарных студентов. Еще одним мифом является то, что стоит сразу определиться, аудиал ты, визуал или кинестетик, и потом усваивать информацию только подходящим вам образом. В одном из исследований людям предлагали выбрать, к какому типу они относят себя, а потом предлагали материалы в подходящем или неподходящем формате. Оказалось, что аудиалы вполне хорошо разбирались с текстовыми материалами, а кинестетики нормально воспринимали информацию на слух. Кстати, многие education-хакеры, когда делятся опытом, замечают, что лучше всего они усваивают материал, когда изучают его во всех вариантах: слушают аудиолекции и пересказывают их сами себе, рисуют и записывают на бумаге, читают учебники и так далее.

Онлайн-курс: «Научитесь учиться» на Coursera

Онлайн-курс о том, как научиться учиться, от профессора Барбары Окли при поддержке профессора Терренса Сейновски. Они расскажут о чанкинге, прокрастинации, памяти и простых полезных методиках, помогающих сделать обучение более осознанным и эффективным. Все это дополняется интервью с людьми, которые серьезно занимаются образованием или самообразованием, например, с полиглотом Бэнни, писательским коучем Дафной Грей-Грант. Еще там есть интервью со Скоттом Янгом , который прошел 4-летнюю программу MIT за год.

Медитация

Медитацию многие до сих пор считают неотделимой от религии или эзотерики. Но стоило этой практике попасть в Европу и Штаты, как начались процессы секуляризации и научных исследований. Это привело к тому, что медитация зарекомендовала себя как проверенная методика повышения концентрации, внимательности и осознанности. Есть исследовательские центры, где изучают пользу медитации для снижения уровня стресса и хронических болей. Начать практиковать медитацию вы можете самостоятельно. Для этого хватит 5–10 минут в день: просто спокойно сидите с закрытыми глазами, с прямой спиной и сосредоточившись на своем дыхании. Главное, постарайтесь делать это регулярно.

Чтобы понять, что именно делать, взгляните на ролик , где телеведущий Дэн Харрис в образе лабораторной мыши рассказывает об основах медитации за пару минут. Чтобы выработать привычку и не путаться в том, на что следует обращать внимание, полезно будет подобрать подходящие аудиоинструкции. Один из проверенных вариантов - сервис Headspace . У него хорошо реализовано постепенное увеличение количества времени: сначала медитируете по 5 минут в день, потом по 10, 15, 20. И все это время диктор будет обращать внимание на то, на что следует обратить внимание вам. Курс англоязычный, если знания языка не хватит, то в сети вы сможете найти похожие аудиофайлы на русском.

Доктор Кабат-Зинн - основатель исследовательского центра Center for Mindfulness при Массачусетском медицинском университете (UMass). Первый раз книга была издана в 1985 году, спустя 6 лет после создания центра. Автор постепенно объясняет, в чем суть практики, разбавляя текст рекомендациями о том, как попробовать применить описанное в повседневной жизни и в практике медитации.

Сон

Бывает, мы жертвуем сном в пользу сериала, интересной книжки, классной беседы или срочных дел на работе. Даже учитывая это, сну мы посвящаем примерно треть жизни, но большая часть того, что с нами происходит во сне, с точки зрения науки пока что остается за гранью понимания. Известно, что во время сна мозг перерабатывает информацию и переносит ее в долгосрочную память. Особенно стоит обратить внимание на этот факт студентам и школьникам: если вы что-то учите, особенно перед самим экзаменом - постарайтесь выспаться. Иначе вы столкнетесь с эффектом, когда знания в голове как будто рассыпаются и даже текст в шпарагалках окажется непонятным. Чем более насыщенным был день, тем больше нам нужно хорошенько поспать. Хотя, честно говоря, что такое «хорошенько поспать», до сих пор тоже вопрос открытый.

Журналист Дэвид Рэндалл заинтересовался темой сна, когда обнаружил, что ходил во сне. И не просто ходил во сне, а умудрился получить травму. Во время своего исследования он выяснил, что сон до сих пор является довольно малоизученной темой, и, кажется, оставил в своей книге больше вопросов, чем дал ответов.

Рациональное мышление (рациональность) – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности, характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Однако сам термин имеет разные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии и многих других науках и предметах.

Человек, обладающий рациональностью, имеет четкую логику мышления. Он может замечать собственные ошибки и менять мнение в зависимости от этого. Эти ошибки называются .

Бывают следующие типы когнитивных искажений:

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Неприятие потери – когда человек больше огорчается от потери 100 долларов, чем радуется от находки той же купюры.
  • Проклятие знания – когда информированный человек испытывает трудности рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

  • Ошибка игрока – когда человек считает, что может каким-либо образом повлиять на случайное событие (например, лотерею).
  • Эффект знания задним числом – склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Социально обусловленные искажения

  • Иллюзия прозрачности – когда вы переоцениваете свою способность понимать другого человека, а также то, что он понимает вас.
  • Искажение в связи с проекцией – склонность полагать, что другие люди разделяют те же ценности, что и вы.

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Криптомнезия – когда вам ошибочно кажется, что это вы сочинили анекдот или историю.
  • Эффект благодетеля – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.

Все эти типы когнитивных искажений следует изучать для того, чтобы прокачивать свое рациональное мышление. Чем меньше ошибок вы допускаете, тем лучше для него. Кроме того, важно овладеть и инструментарием рационального мышления:

  • Анализ. То, что для неподготовленного человека просто набор чисел (например, в статистике), для аналитика – кладезь полезной информации.
  • Аргументация. Суть ее в том, что каждое утверждение должно иметь основание достоверности.
  • Сравнение. Вы должны научиться сопоставлять имеющиеся данные между собой.
  • Суждение. Это ваше утверждение, мнение о каком-либо явлении.
  • Умозаключение. Из каждого суждения, а тем более из системы суждений, нужно делать вывод.

Вы наверняка читали статьи о развитии рационального мышления, поэтому мы не будем повторяться (ну разве что немного), а лишь проанализируем одну книгу, которая идеально вписывается в нашу тему.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

С 2010 по 2015 год американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски публиковал в своем блоге фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных литературных произведений) по серии романов о Гарри Поттере. Он назывался «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Юдковски предлагает альтернативную историю о «мальчике, который выжил». В контексте статьи самое интересное для нас то, что в этом произведении Гарри обладает едва ли не каноническим рациональным мышлением. Вероятно, такого уровня владения навыком нет ни у одного человека на нашей планете, однако то, как герой выявляет ошибки мышления и справляется с ними, весьма интересно.

Ошибки в мышлении

Фундаментальная ошибка атрибуции

«Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Кто угодно на моём месте разозлился бы», - думает он».

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.

Мы, люди, склонны искать причину своего плохого поведения во внешних факторах, в то время как другим таких поблажек не делаем. Наверное, у них просто характер скверный.

Почему существует фундаментальная ошибка атрибуции? Причин психологи и ученые нашли очень много, но одна из самых логических состоит вот в чем. Когда что-то случилось с нами, то мы знаем, в каких обстоятельствах это происходило. А вот если это случилось с другим человеком, нам проще действовать по стереотипу, навешивая ярлык: это значительно быстрее и не требует умственных усилий. Как мы знаем, мозг очень любит выбирать ту мысль или реакцию, которая забирает меньше всего энергии.

Ошибка планирования

«Учёные-маглы выяснили, что люди всегда настроены излишне оптимистично: они говорят, что какой-то процесс займет два дня, а на самом деле уходит десять, или говорят - два месяца, а уходит больше тридцати пяти лет».

Ошибка планирования – это термин, впервые предложенный Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, который означает, что человек недооценивает количество времени, которое уйдет на решение задачи.

Юдковски в лице Поттера отмечает исследование, в котором студентов просят оценить, когда они закончат свои академические проекты. В частности, их просили спрогнозировать, когда они закончат 50%, 75% и 99% работы:

  • 13% участников закончили свой проект к тому времени, когда им был присвоен 50% -ный уровень вероятности;
  • 19% закончили к тому времени, когда ему был присвоен 75% -ный уровень вероятности;
  • 45% закончили к моменту их 99% -ого уровня вероятности.

Помимо этого, был проведен опрос канадских налогоплательщиков, опубликованный в 1997 году, который показал, что они отправили свои налоговые декларации примерно на неделю позже, чем прогнозировали.

Почему так получается? Есть несколько причин:

  • Люди часто фокусируются на более оптимистическом сценарии, не задумываясь о проблемах и сложностях, которые могут возникнуть.
  • Человек принимает желаемое за действительное. Может быть, вначале он понимает, что это лишь его желание, но через какое-то время попросту забывает об этом.
  • Люди забывают также и о том, как долго они выполняли эту задачу в прошлом.

Системная предвзятость

«Обычно люди предпочитают проводить эксперименты, которые подтвердят их гипотезы, а не те, которые их опровергнут. У тебя - почти такая же ошибка. Необходимо учиться смотреть на отрицательные стороны вещей, пристально вглядываясь в темноту».

Системная предвзятость – свойственная процессу тенденция поддерживать одну из сторон, отдавать предпочтения отдельным результатам.

В сцене, результатом которой стала фраза Поттера, Гарри просит Гермиону назвать три любых числа. При этом у него есть некоторое правило, которое либо соответствует этим числам, либо нет. Задача заключается в том, чтобы узнать, в чем состоит правило.

Гермиона называет числа «4, 6, 8», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «10, 12, 14», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «Минус 3, минус 1, плюс 1», Гарри говорит «да».

Гермиона: «Правило заключается в том, что каждое следующее число из тройки больше предыдущего на два». Гарри: «Три действительных числа в порядке возрастания, от меньшего к большему».

Ошибка заключалась в том, что Гермиона сама придумала некоторую систему, поверила в нее со второй попытки и не пыталась ее опровергнуть. Данного когнитивного искажения стоит избегать как ученому с его теориями, так и обычному человеку.

Если вы придумали свою теорию или систему, выделите время и на то, чтобы попытаться ее опровергнуть.

Эффект свидетеля

«Эффект свидетеля, - подумал Гарри, вспоминая эксперимент Латана и Дарли, доказавших, что в случае эпилептического припадка вы скорее получите помощь, если рядом с вами будет один человек, нежели трое. - Рассеивание ответственности: каждый думает, что кто-то другой начнёт действовать первым».

Эффект свидетеля – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше людей окажется рядом, тем больше вероятность, что они просто будут стоять и ничего не делать.

Какое отношение эффект свидетеля имеет к рациональному мышлению? Да самое прямое – грош цена этому навыку, если вы когда-нибудь поддадитесь данному искажению и не придете на помощь человеку, который попал в беду.

Попытка избавления от когнитивного диссонанса

«Мировое господство - такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».

Когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта человек, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Гарри Поттер этой фразой избавляется от конфликта в своих мыслях тут же предстает сам для себя благодетелем человечества. Стоит понимать, что мы занимаемся подобным самообманом очень часто, что приводит к неправильному мышлению и негативно влияет на наши решения.

Начните замечать за собой подобные попытки избавиться от когнитивного диссонанса и вы поймете, что привыкли обманывать себя, чтобы не переживать неприятные эмоции.

Книги

Разумеется, для того, чтобы развить в себе рациональное мышление, нужно нечто большее, чем прочесть одну статью и выполнить пару упражнений. Вы должны углубиться в тему. Для этого идеально подходят книги. Вот с каких мы рекомендуем начать.

  • «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» Кейт И. Станович.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковски.
  • «Рациональность: от ИИ до зомби» Элиезер Юдковски.
  • «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок.
  • «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт.
  • «Искусство системного мышления» Джозефф О’Коннор, Иан Макдермотт.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара Оакли.

Желаем вам удачи!

Британская писательница Джоан Роулинг и её серия романов о Гарри Поттере не нуждаются в представлении. Странно даже подумать, что первый роман этой серии вышел 20 лет назад.

Британская писательница Джоан Роулинг и её серия романов о Гарри Поттере не нуждаются в представлении. Подумать только, первый роман этой серии вышел 20 лет назад, а значит, первое поколение поклонников саги о мальчике-волшебнике уже достигло зрелого возраста. Неудивительно, что столь популярное произведение обросло множеством пародий и фанфиков.

Пожалуй, наиболее необычным фанфиком стала книга Элиезера Шломо Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». По своей профессии автор далёк от мира художественной литературы. Э.Ш. Юдковский - американский специалист по искусственному интеллекту, сооснователь и научный сотрудник Института Сингулярности по созданию Искусственного Интеллекта. Его книгу можно совершенно свободно почитать и в оригинале , и в переводе .


hpmor.ru

В фанфике Юдковского Петуния выходит замуж не за недалёкого Вернона Дурсля, а за профессора Оксфордского университета Майкла Верреса-Эванса. Соответственно, Гарри не живёт в чулане под лестницей, а пользуется полной свободой и получает отличное образование. В 11 лет он уже знает квантовую механику, когнитивную психологию, теорию вероятности и другие разделы наук. Но самое главное, что он абсолютно рационален - гораздо более рационален, чем даже его учёный отец, не говоря уже о волшебниках Хогвартса.

Задача этой книги - в лёгкой художественной форме донести основные принципы рациональности, но сначала посеять сомнение в том, что взрослые люди всегда мыслят рационально. Пожалуй, это самое главное заблуждение человечества. Мыслить рационально - значит, мыслить в понятиях. Рациональное мышление - это понятийное мышление. Понятие - это не просто слово, обозначающее предмет, а такое слово, определение которого содержит сущностные признаки предмета, т.е. его род и видовые отличия. Такое определение понятия дал ещё древнегреческий философ Аристотель.

Исследования когнитивных психологов показали, что более 70% взрослых людей неспособны к понятийному мышлению. Их мышление находится либо совсем уж на детском уровне образного мышления, либо на чуть более высоком, но недотягивающем до понятийного - мышления в представлениях.

Детальные исследования оставшихся 30% также неутешительны, ибо эти люди лишь время от времени прибегают к понятийному мышлению. Чаще всего оно появляется только в профессиональной деятельности. Например, ученые, вроде приёмного отца Гарри Поттера, по необходимости предельно рациональны, когда заняты чистой наукой, но становятся рядовыми обывателями в житейских вопросах или вопросах, не касающихся напрямую их сферы компетенции.

Возьмём для примера рассмотренную в книжке фундаментальную ошибку атрибуции. За этим громоздким названием скрывается наша привычка по-разному оценивать мотивы и причины собственных поступков и поступков других людей. Свои успехи и добрые дела мы объясняем своими же личными качествами, а успехи и добрые дела других людей, особенно, если они нам не нравятся, мы объясняем стечением обстоятельств. В отношении неудач и дурного поведения всё с точностью наоборот: «Не мы такие, жизнь такая».

Нетрудно заметить, что фундаментальная ошибка атрибуции скрывается за тем, что в современной прессе называется двойными стандартами. Юдковский, объясняя этот феномен, даёт нам понять, что прежде, чем обвинять авторов двойных стандартов в злокозненности, нужно сначала подумать, а знают ли они, что совершают свойственную большинству людей ошибку? В противном случае мы сами рискуем в неё впасть.

Евгений Сизов

Напишу этот пост, чтобы начать новую рабочую неделю в спокойном и здравом (я надеюсь) уме, и не возвращаться больше к этой теме. Разве что за новыми цитатами:)

Итак, «Гарри Поттер и Принципы Рационального Мышления». Автор: Элиезер Юдковский
Английский вариант , Русский перевод – . Доступны как чтение по главам, так и большинство известных форматов, которые можно загрузить в киндл.

Также даю ссылку на русскоязычную версию сайта LessWrong (под этим псевдонимом Юдковского главы книги были впервые опубликованны). Сайт публикует материалы, посвященные развитию рациональности человека и преодолению когнитивных искажений, включая переводные статьи с англоязычного сайта, а также с других, близких по теме.

Честно сказать, я немного в замешательстве, потому что не знаю, как точно описать эту.. книгу. Если бы не сюжет, ее вполне можно было бы отправить на полку популярной научной литературы, что-то вроде «принципы рационального мышления, которыми почти все мы все пренебрегаем, потому что на самом деле не хотим знать правду о реальности вокруг нас, а хотим выдумывать о ней истории». Если кратко, берем весьма начитанного подростка-логика, который считает себя ученым, и поэтому думает соответственно. Запихиваем в знакомый (нам) и незнакомый (ему) магический мир. И смотрим, что из этого получится. Ничего страшного, просто эксперимент… Результат.. не то чтобы превосходит ожидания, но благодаря таланту автора вызывает то понимающую улыбку, то смех (порой слегка истеричный), то аплодисменты особенно удачно высказанным мыслям, то глубокое сочувствие, то боль от того, насколько близка ситуация к реальной.

Вы Герой. Вам дан Квест. Правила неизвестны. Кто играет – неизвестно. Вы находите подсказки, магические артефакты и людей, которые направляют вас в нужном направлении. У вас есть как тайные доброжелатели, так и недруги. Темные персонажи либо врут, либо их советы – палка о двух концах. У вас одна попытка. Ходы переигрывать нельзя. В начале игры у вас 100 очков. Как вы думаете, где вы оказались?

Мне очень жаль, если вам больно. Мне жаль, если вам страшно. Мне жаль, если с каким-то из встретившихся вам фактов ваш мир рухнет. Вам придется через это пройти. Если вы хотите изменить мир, вам придется узнать о нем правду . Предложить новую теорию и построить новую модель. Которая тоже рухнет, и уже в следующей главе.

Я не знаю, хотел ли автор действительно написать историю о столкновении научной картины мира и "духовных практик". Скорее всего, мой заинтересованный ум ее просто туда вчитал. Но если даже и так, то отсылка очень хороша и эмоции вызывает соответствующие.

Стиль. Мне показалось, что автор использует каждую главу как канву, чтобы приоткрыть суть одной из теорий. Это могут быть принципы постановки экспериментов, принципы рациональности, такие как «Почему вы верите в то, во что верите?», теории манипуляций, "ошибка подтверждения", "убежденность в убеждениях", временные парадоксы, графитовые нанотрубки и даже базовые положения генетики:) По ходу книги объясняемые теории усложняются. Главы часто и называются соответствующе. По сути, это учебник по рациональному мышлению "для чайников" :) Тому, кто знаком со многим из написанного, очень приятно вспомнить, каково это – получить в подарок от книги умного героя (наконец-то!).

Причем благодаря сюжету, весьма правдоподобно измененным персонажам и эмоциональному накалу (многие сцены автору определенно удались!), все это выглядит совсем не так занудно, как могло бы. У автора отличное чувство юмора, и он в правильных пропорциях сочетает его с уместным пафосом (не сентиментальным, но и не наигранным).

Кроме науки, автор с удовольствием вводит то туда, то сюда отсылки ко множеству других произведений. Часто они явные, такие как отсылки к Звездным Войнам, ВК или Игре Эндера, а порой завуалированны отдельными фразами или сюжетными поворотами. Лично меня автор покорил Шариками Рупо и товарищем Бестером, обучающим Гарри основам телепатической защиты, хе-хе!

Я ведь говорила о чувстве юмора? Этот фанфик – еще и отличный стеб. Автор с видимым удовольствием прошелся по Таинственной Темной Стороне, оптимистичному мышлению (чего стоит одна только фраза «С каждым днем я становлюсь все Светлее и Светлее» или план «Как не стать Темным Лордом». Правда, Гарри сочинил свой в 11 лет, а я – в 32, дополнив и переписав некоторые положения в 36:)), вопросам феминизма, современной политике и… да чего там только не было. Я еще не все уловила. Прошелся, надо сказать, хорошо .

К сожалению, у этой «радости рационального ума» есть и другая сторона, прямо вытекающая из первой. Автор порой чересчур уж пускается в умствования и забывает о сюжете, изощренные планы становятся все более изощренными, а эмоции – все более блеклыми. И поэтому я совсем не уверена, что дочитаю книгу до конца. Но если воспринимать ее не как отдельную историю, а как попытку вышивки мыслей автора по канве известного почти всем мира, то… можно неплохо провести пару вечеров. А разве не в этом предназначение Книги?