Болезни Военный билет Призыв

Valkyria chronicles прохождение. Тактическая идиллия (Valkyria Chronicles)

Valkyria Chronicles напоминает чем-то знакомство с книгой «Тимур и его команда» - наивная, детская история про честь и доблесть простых ребят. Герои такие юные, такие добродушные, но стойкие и отважные. Ночью смертельно раненного врага попробуют вылечить, под утро со слезами выкопают ему могилку, а днем отправятся в самый центр раскаленной сковородки сражения, чтобы бесстрашно добавить к одному холмику еще десятка три-четыре (да кто их считает, в самом деле) надгробий. В детстве такие «хроники» воспринимаешь с восторгом. Немного повзрослев, смотришь со скепсисом на это… доброе, вечное. Не к таким играм про войну мы привыкли. Слишком много позитива и мало «ярости благородной». Хотя, наверное, это и к лучшему.

Трогательная романтика, тонкая драма, изредка плюшевая комедия с кавайными девочками – здесь всё согласно японским законам. Это в западных играх отважные вояки рубят друг дружку на куски, сплевывая сквозь зубы скупые фразы на «плохом английском». Глупые гайдзины, что с них взять. Ни поболтать о смысле жизни, ни восхититься былинкой на ветру, ни вдохнуть аромат свежеиспеченного хлеба. Зато в Valkyria Chronicles этого в достатке. Наверное, поэтому история, изложение которой отнимает едва ли не столько же времени, сколько прохождение миссий (суммарно, около 40 часов), умудряется не наскучить, смешивая события главной сюжетной линии, отношения между героями и их уютными воспоминания о жизни до войны.

Трейлер с демонстрацией игрового процесса

А началось все с того, что маленькая, но независимая страна Галлия (Gallia) со своим удобным стратегическим положением и богатыми природными ресурсами оказалась яблоком раздора для разжигания конфликта между Россией и Евросоюзом Империей (East Europan Imperial Alliance) и Федерацией (Atlantic Federation). Действие хоть и происходит в альтернативной Европе 1930-го года, но карта мира и границы государств способствует проведению аналогий.

Империя со своим мощным военным потенциалом и избалованным Императором привыкла брать все без спроса и начала вторжение. А Федерация не прочь воспользоваться положением загнанной в угол Галлии и на драконьих условиях предложить помощь, чтобы потом прибрать к рукам покорное, на все готовое государство. Но... Выкусите политиканы! Как всегда нашлись люди, которые и коня на скоку, и в горящую избу, и агентов Федерации отшлепают, и Императора с его полногрудой фавориткой вежливыми штыковыми тычками научат уважать территориальные границы.

История, которая преподносится в виде красивейших роликов, комиксов и сухой энциклопедической информации о геополитике, людях и оружии, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд по инфантильным фигуркам персонажей. Непростые отношения между героями (включая расизм и конфликт поколений), сложная внутренняя политика (пролетарскую милицию не жалует аристократическое командование), рассуждения о смысле жизни, войне, всеобщем братстве, потери родных и близких - и это служит только фоном для главных приключений небольшого отряда, который всегда оказывается в эпицентре противостояния.

Народное ополчение никто не жалеет. Посылают на убой. А они, видите ли, все время побеждают…

Если вам нравится аниме, и вы способны смириться с присутствием девочек в чулочках и большеглазых мальчиков, которые только голосами отличаются от своих подружек, то история Valkyria Chronicles будет восприниматься с увлеченным интересом. Персонажи как на подбор, каждый со своим «пунктиком». Динамичные и эпичные ролики со сценами масштабных сражений обеспечивают «вау» на протяжении всего просмотра. Только подача в комикс-стиле страдает от безжизненной мимики «разговаривающих голов». Англоязычные актеры достойно справились со своей задачей, но не все. Поэтому отдельные герои получились дюже плоскими. Впрочем, если вам недостает экспрессии, всегда можно включить японские голоса и читать титры.

Однако здесь не только сюжетная линия и душевная музыка располагают к внимательному просмотру многочисленных роликов. Игра обладает уникальным графическим стилем «под плоский рисунок», будто каждый кадр выходит из-под руки художника, вооруженного простыми карандашами. Однако приятность такого подхода несколько смазывается отсутствием антиалиазинга. Право же, когда картина состоит из множества тонких линий, требовалось бы потратить чуть больше ресурсов на их сглаживание.

Впрочем, о чем это мы. Вместо того, чтобы подробно расписывать игровую механику, нерешительно топчемся на месте, смакуя в уме сюжетные повороты и забавный вид альтернативной Европы, где солдаты с ружьями и базуками одеваются по форме средневековых рыцарей. Так и тянет оторваться и пойти пересмотреть несколько роликов... Отставить! Ведь перед нами не просто какая-то там японская ролевая игра, не очередной штамп, не клон и даже не римейк, а замечательная пошаговая тактическая стратегия с уникальной игровой механикой! Здесь надо рассчитывать каждый ход, а смак настоящей победы прочувствует только тот командир, который с максимальной эффективностью использует возможности отряда и быстро достигает поставленной цели.

Бои не затянуты, не сказать даже, что слишком сложные – но если внимательный тактик сможет разложить предложенную «головоломку» быстро, то другой игрок будет ковыряться в несколько раз дольше, бестолково растрачивая человеческие ресурсы. А скорость тут имеет первоочередное значение. Чем быстрее справились, тем больше вы получите за это опыта и денег. И то и другое – валюта ценная, поскольку только за них можно совершенствовать бойцов в отряде. Хоть и несколько нетрадиционным способом.

Деньги нужны. Только за них моложавые техники неопределенной ориентации будут проводить исследования и обеспечивать бойцов новыми, улучшенными видами оружия и брони. Собственно, только так и растут боевые навыки подчиненных. Купили снайперскую винтовку с небывалой меткостью – и противник на противоположном конце карты уже не жилец. Навесили на танк апгрейд – и возросло количество носимых боеприпасов. Также за валюту можно выкупать «воспоминания» (часто, весьма дорогостоящие) у ушлой журналистки, чтобы получить в итоге или эпизод истории, или забавную дополнительную миссию. Часто небольшую, больше расслабляющую, но весьма оригинально оформленную.

А вот опыт необходим для того, чтобы из желторотых новобранцев сделать настоящих солдат без страха и упрека. Отличительной особенностью Valkyria Chronicles является то, что командовать нам приходится не просто бездушными чурками, слепо исполняющими приказы. Помимо пятерых «сюжетных» персонажей в отряд можно добавить до 15-ти других подчиненных. И у каждого есть свой характер, с которым, хочешь, не хочешь, а приходится считаться.

Под характером в данном случае понимается сумма комплексов (здесь – «потенциалов») персонажа, как положительных, так и отрицательных, влияющих на его характеристики. Тщедушный мальчик робеет, стоит его «оторвать от коллектива». Жгучая брюнетка приходит в восторг от присутствия мужчин. Мужик с гранатометом звереет поблизости от вражеского танка. Поэтому приходится внимательнейшим образом подбирать людей для выполнения миссии. Не отправлять в пустыню парней с аллергией на пыль, не пихать в девичью группу женоненавистников, а на ночной рейд лучше позвать снайпера, который в темноте ориентируются лучше, чем днем.

В самом начале мы набираем людей, у которых комплексы по большей части отрицательные. Наборы фобий. И для раскрытия их «потенциалов» необходимо тратить опыт. Персонажи максимального 20-го уровня немногим по характеристикам (если не считать вооружения) отличаются от себя в начале саги. Зато способны после короткой пробежки навесить на себя кучу приятных бонусов: подлечиться, получить еще один ход, укрепить броню, повысить меткость – и все такое прочее.

Опыт тратится не только на «раскрытие потенциалов» членов отряда. Командир тут способен и на кое-что большее, чем простое управление. Есть также и приказы, способные неплохо подгадить жизнь имперским болванчикам.

Последние действуют или на одного солдата, улучшая его характеристики, или на всю группу в целом. Если также и приказы, способные неплохо подгадить жизнь имперским болванчикам. Артиллерийский удар или снайперская поддержка неплохо справляются с задачей по удаленной чистке вражеских рядов.

Однако все вышеописанное – лишь затравка перед знакомством с собственно уникальной механикой Valkyria Chronicles.

Формально бой можно разделить на две составляющие. Первая проходит на карте местности, где пиктограммами отмечаются свои бойцы и видимые ими враги. За Command Points (CP) покупается возможность походить каким-нибудь из солдат или активировать «приказ». Количество CP ограничено, но тратить их можно как угодно: или 10 раз подряд пробежать одним бойцом, или по одному разу передвинуть все фигурки. Важная особенность, поскольку отдельные миссии можно пройти всего парой героев за один ход. Закончились CP – заканчивается и наша фаза. Наступает очередь вражеского командира.

Вторая часть тактических маневров самая интересная. После того, как активируется конкретный солдат, камера падает с неба ему за спину и начинается почти шутер от третьего лица. Можно свободно бежать в любом направлении, перелазить через препятствия, прятаться в траве и за укрытиями. Единственное ограничение - дальность пробежки ограничивается полоской Action Points (AP), и за «ход» можно задействовать только одну способность. Простейший вариант: подойти к противнику на расстояние выстрела и выпустить очередь ему в голову. Красивый ролик, толика везения, и гуттаперчевая кукла под аплодисменты падает наземь.

Есть, правда одна проблема. Враги хоть в это время и стоят на месте, но обстреливают неосторожного вояку, попавшего им в поле зрения. Поэтому – думать, думать и еще раз думать. Скаутами разведать ситуацию, танками смять ограждения, снайперами снять пулеметчиков, перед дзотами выпустить дымовую завесу, штурмовиков рассредоточить по углам, чтобы вражеские солдаты при ответной атаке попали под перекрестный огонь. Миссии интересно переигрывать снова и снова (сохраняться можно после каждого хода), пробуя различные варианты.

Ситуация на поле боя никогда не замирает на месте. Всего в игре 18 глав, в каждой из которой находится одна-две миссии. И все они разные. Все заставляют изобретать новые маневры и тактики. Причем на ходу, поскольку враги очень уж любят устраивать ловушки и давить неожиданными подкреплениями – в то время, как наши основные силы необдуманно разбросаны по всей карте в предвкушении скорой победы.

При проектировании боевых ситуаций разработчики, правда, больше рассчитывали на количество врагов, нежели на их интеллект. Играть от этого проще не становится, интересный гейм-дизайн заставляет при любом раскладе напрягаться в поисках оптимального решения (а ответ можно запросто искать час-полтора в миссии продолжительностью два хода). Но очень странно, когда имперцы будто нарочно не пользуются явным преимуществом, и их скучающий командир, вяло передвинув две фигурки, «сжигает» свои CP и передает ход в наши руки.

Помимо прохождения кампании в игре есть еще одно развлечение. После открытия некоторых глав в разделе Skirmish появляются карты с заранее расставленными вражескими войсками. Вот тут-то можно наверстать весь тот опыт и деньги, которые были упущены в сюжетных миссиях (а проходить их заново можно только после финальных титров). Переигрывать и переигрывать в стремлении получить заветный «А»-рейтинг. Увы, но после разработки оптимальной тактики процесс переходит на механическую основу. Победить в отдельных заданиях действительно можно за один-два хода, поэтому наработка игровой валюты особой сложностью не является. Было бы терпение.

Diagnosis

После прохождения Valkyria Chronicles остается такое неприятное чувство пустоты. Словно пережил удивительное приключение, и отлично понимаешь, что в будущем оно больше не повториться. Увы, но продажи игры даже на родине в Японии были невелики. То ли маркетинг подкачал, то ли свежий взгляд на тактический жанр отпугнул игроков своей оригинальностью. В любом случае, вряд ли мы увидим продолжение. А жаль. В этом поколении сильно не хватает действительно глубоких игр с вдумчивой игровой механикой. Где побеждает в первую очередь не прокачка, а мастерство игрока. Где подчиненные не являются бездушными болванчиками. Где история, пусть и с детской рожицей, поднимает серьезные проблемы.

  • Уникальная тактическая механика
  • Разнообразие миссий, которые зачастую любят преподносить сюрпризы
  • Каждый персонаж, даже не сюжетный, воспринимается как отдельная, интересная личность со своим характером
  • Чудный визуальный стиль
  • Душевная музыка
  • Разноплановый, глубокий сюжет
  • Вражеские командиры очень редко пользуются своими кремневыми мозгами
  • Отсутствие мультиплеера, кооператива, таблицы рекордов и любых других онлайн-опций

Опять Сега, и опять эксперименты. Казалось бы, уже однажды обожглась на Shinobi, Gungrave и других превосходных, но не продавшихся играх. И вновь туда же. На это раз с тяжелой артиллерией от славных Overworks, когда-то явивших миру чудо небес Аркадии. Хроники Валькирии повествуют о новой странице истории в жизни альтернативной Европы в период первой мировой. Франция и Евросоюз представлены западно-либеральным демократическим государством, гордо зовущимся «Атлантической федерацией», зато наша страна - - военизированным кровожадным тоталитарным строем не иначе как «Имперским альянсом» со своим, что? Правильно, императором Максимилианом. Но есть у них и что-то общее. Это экономика, построенная на ресурсе под названием рагнит, одинаково нужный как воздух и тем и другим. Да вот беда - самые богатые его залежи находятся в маленькой Галлии, окруженной со всех сторон границами этих двух стран. Так что вооруженная экспансия только вопрос времени, и быстрее всего терпение иссякает у альянса.
Война - это всегда жертвы, это бессмысленный и беспощадный палач, косящий людей. И никогда никто не остается в выигрыше, ведь и у той и у другой стороны есть свои умершие. Но когда в войну вступает большая политика - тут уж не до нежностей. Высшие мира сего хотят получить все или ничего, бездумно бросая в бой живых людей, и не всем суждено вернуться домой.

Не думал об этом и новоиспеченный ботаник Велкин, возвращаясь домой с учебы. Только он успел порадоваться своей сестре, родному дому и встрече с симпатичной девчонкой, как на городок нападают, и только одинокая растерзанная пулями мельница будет напоминать об этих страшных событиях. Немногим удалось спастись, но Велкин был в их числе. Парень приезжает на старом отцовском танке в столицу и решает попробовать свои силы, поступив в ополчение. Так как он не абы кто, а сын героя, то его по блату назначают командиром роты и дают в подчинение пятьдесят бойцов. А дальше начинаются самоубийственные сражения с превосходящими силами соперника и начинается, собственно, история.
Игра - тактика, поэтому в большинстве своем, мы хоть и будем на поле боя, но не будем никуда ехать. Наша роль заключается в проработке выигрышной стратегии - остальное сделают бойцы. Как и в старенькой Jagged Alliance каждый боец уникален, а их у Велкина пятьдесят. И у всех свои способности и привычки. Обворожительная снайперша Марина любит одиночество, тогда она лучше целится и стреляет, вечно всем недовольный инженер Эрни - превосходный взрывник, хмурый и замкнутый Майк прекрасно чувствует себя в каменных джунглях города, а отчаянный автоматчик Энди - гроза всех скаутов в округе. Еще также есть бабник, девушка, которая тоскует по дому, парень, любящий зрелищные перестрелки, друзья, по жизни воюющие вместе, и много-много других. Причем все эти капризы не загоны, а реально оказывают влияние на поведение твоих подчиненных на поле боя. Тут только на один набор отряда (максимум двадцать человек) уйдут все добрые два часа. А это только начало, дальше идет сортировка бойцов по категориям.

Военные операции бывают разных типов. Освобождение заложников, штурм крепости, диверсия, удержание высоты, бегство от преследователей, подрывание ворот или нахождение тайных путей. Разнообразие возможностей просто не поддается описанию. И везде требуется недюжинная смекалка и применение серого вещества, как говаривал великий сыщик Пуаро. Сражения проходят в походовом режиме, и любое из них начинается кратким брифингом на карте с очками действий на ней. Синие - это наши ходы, красные - противника. Их количество ограничено двадцатью. За каждый ход тратятся определенные очки, за получение приказов тоже. Поэтому выбирать надо с умом. До битвы ты волен еще правильно занять позицию и расположить персонажей. Сразу говорю, что много их брать с собой не стоит - будут только создавать лишние проблемы. Штук пять вполне достаточно для победы. А вот потом начинается настоящая жара. Твои скауты уносятся вглубь вражеской территории обстреливая врага или выбивая его гранатой из-за укрытий, автоматчики следом расстреливают тех, кто успел спастись, их прикрывают снайперы, ну а лансерам сам бог велел доканчивать технику. Это в идеале, так действует продуманная до мелочей стратегия на высший рейтинг. В реальности же у среднего игрока получается вот что. Пока скаут, безбожно тратя драгоценные очки, выбегает и палит в первого автоматчика, твои лансеры с увертливостью бегемотов прут на танки, автоматчики валят всех без разбору, не замечая угрозы со стороны вражеских снайперов, а «зоркоглазки» вместо точного попадания, бессмысленно мажут мимо цели, и потом врач просто не успевает добежать до пациента.
Кстати, да, в игре присутствует бригада скорой помощи, чтобы оживлять убитых и оказывать помощь раненым солдатам. Но если враг доберется до них первым или доктор за три хода не придет, то заказывайте голубчику именную табличку. И это очень страшно, ведь боец для тебя уже родной и так вот печально с ним расставаться. Поэтому, чтобы не случилось, грамотный командир, не имеет права жертвовать даже одним подчиненным. Хотя и тут игра выкидывает совершенно невероятные вещи. На службу вместо убитого героя может прийти его родной брат, время от времени пытающийся отомстить за гибель родственника.
Стоит заранее думать, куда кого расставить и как действовать в бою - ведь грамотное планирование - пятьдесят процентов успеха.

После такого, половина разработчиков со спокойной душой отправилась бы на досрочный отпуск, но гении из Overworks не такие. В «Хрониках Валькирии» шлифовка доведена практически до идеала. Во-первых - на огромных картах сражения помимо обычных врагов, существуют и вражеские командиры, победа над которыми приносит существенно больше славы, а во-вторых - сюжетные баталии можно переиграть в специальном режиме skirmish, оттачивая свои навыки и накапливая деньги для тотального улучшения всего и вся.
Тактическая стратегия до мозга костей представлена в виде книжки, где каждая страница - страница истории, а листая ее, можно увидеть всю войну целиком. Сюжет хоть и не такой великолепный, но пару раз сможет удивить, а тайны древних исчезнувших валькирий тоже будут не забыты в процессе игры.
Художники явно не жалели сил, когда вырисовывали эти сочные пейзажи, зеленые леса, душные пустыни, утренние туманы и городские кварталы. Они чудесны, прекрасны и грациозны, начиная с мельницы первого городка и кончая огромным королевским дворцом. И еще sell-shading здесь представлен карандашным рисунком, таким запоминающимся и красивым, что видится настоящее чудо.

«Хроники Валькирии» положительно игра не для всех, но те, кому нравится тактика, прекрасная графика, взаимоотношения между героями, социальные конфликты и альтернативная история большой войны почувствуют себя как дома. И дома надолго.

для домашней системы PlayStation 4. Ранее мы представляли вам несколько любопытных материалов, касающихся данной серии в целом и переиздания в частности: вы можете прочитать ретроспективу трилогии, а находится обзор переиздания на основе японской версии игры. Сегодня же мне хочется представить вам новый материал об этом проекте, в котором я расскажу о нескольких вещах. Во-первых, затрону некоторые интересные механики и возможности, о которых игра не рассказывает игрокам во время обучения и многие могут про них даже не догадываться. Во-вторых, кратко рассмотрю дополнительный контент, который находится на борту PS4-версии игры.


В качестве небольшого вступления мне хочется сказать, что серия Valkyria Chronicles - это одна из лучших франшиз, наравне с серией Yakuza (Ryu ga Gotoku), которая была запущена компанией SEGA в трёх последних поколениях игровых консолей. Совсем старые франшизы, которые вскоре скатились непонятно куда и плавают где-то в новых морях, вроде несколько восстановившейся Shining Force (но до нас качественные новые тактики не доехали) и с головой ушедшей в онлайн Phantasy Star , в принципе можно не учитывать. Тем более, что последняя также игнорирует западный рынок.

События серии Valkyria Chronicles развиваются в альтернативной Европе тридцатых годов - когда в нашей реальности было затишье перед бурей, пока нацисты развивали свои «гросстракторы» и проводили оккультные эксперименты с предшествующими им измерениями черепов людей Тибета. В мире игры уже гремела вторая европейская война - могущественная восточная империя, за прообраз которой вполне очевидно взята Священная Римская империя, смешанная с Третьим рейхом и окрашенная в красный цвет, уверенно продвигается на запад, но палкой в колёсах её наступательных орудий становится небольшая страна Галлия. Мы же оказываемся в роли наспех собранного отряда ополчения, в котором чудесным образом оказывается гениальный командир с отцовским танком, фактически не имеющим равных на поле боя. Впрочем, и противнику есть, что противопоставить нашим героям.

Военный репортёр за работой.


По ходу игры мы будем набирать добровольцев в свой отряд, развивать их, раскрывая боевые потенциалы каждого из рекрутов, включая скрытые способности. Собственно последние - это один из пунктов нашего сегодняшнего материала. Потенциалы - это особые характеристики персонажей, всего у каждого из них около трёх-четырёх основных потенциалов, частенько эксклюзивных для конкретного персонажа. Также есть четыре боевые потенциала, которые развиваются с прокачкой всего класса и они уже нередко общие для всех бойцов одного типа. Штурмовиков, скаутов, гранатомётчиков (копейщиков), инженеров и снайперов. Существенной разницы между обычными и боевыми потенциалами нет - все они оказывают положительное или отрицательное влияние на героя, в какой-то конкретный момент боя.

Прекрасный потенциал у копейщицы Одри, она восполняет всю потраченную амуницию.


Например, у некоторых персонажей есть отрицательные потенциалы вроде склонности к панике под шквальных огнём или после получения урона, у иных есть аллергии к окружению, будь то металлические балки, цвет деревьев, болото или пески пустыни. Такие потенциалы существенно понижают боевые способности героев. Допустим, у милашки Эди есть склонность к панике, и когда она срабатывает, девушка начинает наносить противникам совершенно мизерный урон. Если в нормальном состоянии духа она может убить цель за 6-8 попаданий из 20-30 патронов в магазине, то в состоянии паники за всю очередь она снесёт максимум четверть полоски здоровья врага. Существенно? Ещё как! Поэтому обязательно, отправляя бойцов в сражения, смотрите за их потенциалами. Не засылайте в пустыню тех, кто её ненавидит, и проявляйте аккуратность с паникёрами.

Положительные же потенциалы способны очень круто помочь в сражениях. Самый яркий пример в игре - это Алисия. Пожалуй, самый безупречный персонаж, который фактически обладает только положительными качествами. Её потенциалы позволяют проворачивать приёмы категории «Пробежка Алисии» - приём, с помощью которого можно большинство миссий игры пройти только Алисией и за один, максимум два хода. Исключения составляют две сюжетные миссии, которые связаны с боем против монструозных орудий противника. Их невозможно пройти рашем из соображений сценария. Как пример, можно привести потенциал «Таинственное тело», срабатывание которого полностью исцеляет Алисию, или же потенциал «Сопротивление встречному огню», грандиозно понижающий входящий урон во время пробежки.

Обратите внимание, сколько выстрелов из винтовки нужно Алисии для уничтожения танка. Это действие потенциала «Demolition Boost», который я ниже назову «Разрушительной мощью».


Срабатывают потенциалы, как положительные, так и отрицательные, преимущественно случайным образом, но под воздействием строго определённых факторов. Некоторые, вроде «Абсолютный урон броне» у гранатомётчиков, активируются почти в каждом ходу, в то время как другие, особенно персональные, проявлять себя не спешат. Но их можно заставить. Ведь в игре есть система боевых приказов - Велкин Гюнтер талантливый командир и способен вселять уверенность в своих подчинённых. Следовательно, его приказы имеют колоссальное воздействие. Новые приказы получаются во время прохождения, с прокачкой классов и на кладбище, где можно поболтать с таинственным стариком. Он-то и будет учителем нашего помешанного на природе командира. Среди приказов есть два, которые могут заставить потенциалы одного или всех бойцов на поле боя срабатывать более активно. Первый из этих приказов является частью тактики «Пробежка Алисии».

Под действием определённых приказов Велкина Алисия очень сильна. Но ни один из этих приказов не поможет ей побороть противопехотные мины. Гранатами они не взрываются, от пуль не детонируют. Вот так решили сделать инженеров полезными.


Вообще приказы в Valkyria Chronicles - это механика, вокруг которой продолжительное время не утихали споры. Да и сейчас они периодически всплывают. Дело в том, что данная система позволяет буквально сломать игру, прокачав ту же Алисию приказами вроде «Пробуждение потенциала», «Усиление защиты» и «Разрушительная мощь». В таком состоянии, девушка будет практически неуязвима, а из своей винтовки сможем в 2-3 выстрела пробивать радиаторы бронемашин, вплоть до тяжелых танков, приводя оные к детонации. Собственно, к этому и апеллируют жалобщики на предмет «ломающейся игры». Да, действительно, так можно сделать и даже на протяжении первого прохождения. Но я же считаю такую возможность лишь дополнительным тактическим преимуществом. Ведь игрок может и не использовать приказы вообще.

Когда я проходил игру первый раз на PlayStation 3, то совсем не проникся приказами. Я понял их суть, но хотел оставить игру чистой тактикой с экшен-элементами, без дополнительных влияний на игровой процесс. Второе же прохождение я устроил уже с использованием приказов, совершенно разных. Именно благодаря этой механике в игровую реальность можно воплотить массу интересных и необычных тактик прохождения каждого уровня. Где-то будет легче, где-то сложнее, всё зависит строго от игрока. И винить игру в доступном разнообразии, позволяющим существенно облегчить прохождение при должных навыках и желании, это как-то странно.

Потенциал «Пустынная аллергия» - это очень негативная штука. А вот любовь к Алисии наоборот! Когда она рядом, разумеется. К слову, на симпатии персонажей тоже следует обращать внимание - нахождение рядом с симпатичным конкретному герою/героине соратником, может стать (и скорее всего станет) стимулом для активации потенциала.


Но давайте вернёмся к потенциалам. В игре есть трофей и внутренняя награда, медаль, выдающаяся в том числе за открытие всех скрытых потенциалов у бойцов игрока. Вообще всех. Если вы видите в профиле персонажа дефис вместо названия потенциала, значит от ещё не раскрыт. Ежели красуется диагональный прочерк, то в этой ячейке потенциала нет и быть не должно. Чтобы открыть тайные потенциалы персонажей, разумеется их надо использовать в бою, и сейчас я вам расскажу, как эта штука работает. Скрытый потенциал активируется в два этапа: выполнение условий и раскрывающий триггер. Условия для всех персонажей, кроме ключевых (Алисия, Ларго, Рози, Зака, Велкин), совершенно одинаковы - боец должен набрать пять условных боевых очков, отражающих его полезность. Это можно сделать за один бой. Для одного или нескольких персонажей, но не для всех - их в игре несколько десятков, так что придётся несколько раз переиграть какую-нибудь многолюдную стычку, например битву на площади у мельниц-близняшек в Брюле.

Очки даются за все полезные действия на поле боя: одно очко выдаётся за участие в операции, два очка можно заработать за убийство врага или уничтожение танка. Или исцеление соратника рагнитом. За захват базы противника боец получит три очка, а четыре - за спасение смертельно раненного товарища путём вызова медика. Но есть одно большое «но» - убив даже десять противников в одном бою, персонаж получит не более двух очков за это действие. То же касается любых других полезных для отряда заслуг. Но они аккумулируются и переносятся из боя в бой. Проще всего делать следующее: выбрав многолюдную схватку, позволить одному персонажу умереть, а другим героем, которому нужно прокачать скрытый потенциал, бежать к павшему соратнику и вопить «Медик! Медик!». Затем убивать кого-то из противников и гибнуть самому. Повторять процесс со всеми бойцами - вуаля, шесть очков за бой у нескольких персонажей разом (участие + убийство + спасение).

Данная фраза подтверждает открытие персонажем(-ами) потенциала(-ов). Если не посетить Ирэн, тайный потенциал сам по себе не откроется.


Но этого недостаточно, чтобы раскрылся тайный потенциал. Когда вы точно знаете, что у вас есть герои с пятью и более очками боевой полезности, нужно отправиться в штаб-квартиру ополчения и прогуляться на Кэслфронт стрит, где забавная репортёрша Ирэн Эллет воскликнет нечто вроде «Батюшки, да у вас тут засияла новая звёздочка в отряде, вот бы взять интервью!». Именно данный комментарий является триггером скрытого потенциала. После, можно отправляться в комнату командования и отправлять раскрытых бойцов в резерв, заменяя на новичков, которым лишь предстоит раскрыть свой тайный потенциал. Кстати, раскрыв все потенциалы таких бойцов, как снайпер Оскар и инженер Карл, позвольте им умереть в бою - но не перманентно! Вызовите медика. А затем прогуляйтесь в командную комнату - вас будет ждать сюрприз.

Более очевидный, но всё же пропускаемый некоторыми игроками элемент игры - это дополнительные задания, связанные с кем-то из ключевых персонажей. Именно их прохождение влияет на раскрытие тайных потенциалов Алисии, Ларго, Велкина и Рози. Задания эти называются отчётами и появляются между главами в виде узких закладок меж страниц в левой части экрана. Если видите такую штуку, нажимайте «L1» и листайте, пока не откроется индивидуальный отчёт, посвящённый одному из персонажей. Чтобы такие закладки появлялись, кроме прохождения миссий нужно ещё посещать Ирэн на Кэслфронт стрит и покупать эти самые отчёты, цены на которые варьируются от трёх до ста тысяч. Они представляют собой репортажи пронырливой девчонки, посвящённые дополнительным, не фронтовым событиям, и дополнительно раскрывающие характеры персонажей.

Именно из отчётов можно узнать интересные подробности о персонажах и увидеть их немного в ином свете.


Отчёты и их прохождение на ранг «А» («S» в японской версии) также необходимы для получения платинового кубка. А что ещё необходимо и не является столь уж очевидным - получение бонусного оружия. Всего есть два типа дополнительных образцов вооружения для всех классов - трофейные имперские и подарочные королевские. Первые мы получаем за убийство особых противников, которые есть в сюжетных заданиях и отчётах. Их называют «Тузами» или «Асами», и частенько они очень хорошо спрятаны. Отличает данных врагов от всех остальных их имя - вместо стандартных «Элитный пехотинец», «Скаут» и так далее, над здоровьем уникального противника красуется его боевое прозвище «Освальд Железный», «Старк Сокол» и так далее. Вражеские «Тузы» также есть в сторонних стычках - «Skirmish» - но только на EX-сложности. Которая может заставить ваши нервы кровоточить.

Впрочем, также EX-сложность может стать (и станет) отличным вызовом для больших поклонников тактики и серии Valkyria Chronicles. Противники здесь сильнее и умнее, чем в обычных режимах. Королевские образцы оружия мы получаем после прохождения сюжетных глав, начиная с 11-й. После каждой сюжетной миссии, на окне статистики прохождения, будет появляться приказ от Элеонор Варрот, дескать «Вас ожидает новая медаль». Это действительно может быть медаль за заслуги (трофей), но гораздо чаще в тронном зале, где нас встречает королева Корделия, мы будем получать оружие. Выдаются они в случайном порядке, так что можно сохраняться перед посещением королевы и перезагружаться, если подаренное оружие не устраивает. Например, вам нужны винтовки, а Корделия осыпает Велкина противотанковыми копьями.


На этой ноте можно от не самых очевидных, но несомненно полезных вещей перейти к обзору экстра-контента, находящегося на борту переиздания Valkyria Chronicles Remastered. Эти дополнения были доступны и владельцам оригинальной игры на PlayStation 3 - EX-сложность можно было загрузить бесплатно, а за деньги нам предлагали короткую сюжетную линию Сельварии, командующей армией принца Максимиллиана и по совместительству вражеской валькирии, чьё изображение вы можете видеть в шапке этого материала. И не только. Другим дополнением, также покупаемым за кровненькие, был набор миссий-испытаний для отряда Иди. Эта пепельноволосая милашка стала очень популярной среди игроков, преимущественно благодаря удачному дизайну и голоску, поэтому разработчики просто не могли не воспользоваться этим - они поместили Эди на должность лидера небольшого отряда в рамках седьмого отряда ополчения, и придумали для них несколько крутых испытаний.


Согласно истории дополнения, во время одного из сражений небольшая группа бойцов - Эди (штурмовик), Сьюзи (скаут), Гомер (инженер), Янн (копейщик), Линн (штурмовик) и Марина (лучший снайпер в игре) - оказалась отделена от седьмого отряда. Марина увидела милую собачку и рванула за ней, а Эди на пике своего энтузиазма бросилась за имперскими войсками «вопя, словно баньши», как выразился Янн. Этот парень очень любит дразнить Иди, которая в свою очередь его то и дело лупит. Собственно, ради этого он девушку и раззадоривает - паренёк немного мазохист. В результате таких порывов двух героинь, группа забрела не пойми куда и не знает, что делать. Но вдруг раздаётся канонада - зоркий глаз Марины определяет: «имперские войска атакуют близлежащую деревню». Это ли не хорошая задача для новообразованного «Отделения Иди»?

Задачи, которые ложатся на плечи членов небольшого отряда, представляются не только увлекательными, но и достаточно интересными тактически. Здесь уже не разгуляться с приказами Велкина, которые делали практически из любого персонажа настоящего бога войны. Придётся хорошенько подумать, как обойти несколько танков всего лишь с одним копейщиком, как не нарваться скаутом на штурмовика и как лучше расположить снайпера, ведь любой плевок в неё может привести к смерти. Кроме того, у нас есть предустановленный отряд, самостоятельно выбирать его членов мы не можем, а если кто-то гибнет - он покидает поле боя. И нет базы, на которую его можно было бы призвать заново. То, какой ранг заслужит игрок в миссии по спасению деревеньки, влияет на финальную сцену этого дополнения.


Испытания же, пусть я их автоматом и считаю частью дополнения, на самом деле продавались отдельно - то есть, к игре выходило три платных дополнения и одно бесплатное. Так вот, испытания предлагают игрокам попытать счастья в особых заданиях, сделанных специально для конкретных персонажей из отделения Иди. Всего таковых пять, как и классов - отдельные задания ждут Сьюзи, Иди, Гомера, Янна и Марину. Шестое испытание предлагает миссию для всего отряда и подоспевшего ему на помощь танка «Эдельвейс». К сожалению, по какой-то странной и, кажется, не объяснявшейся разработчиками причине, Линн лишена собственной миссии. Возможно из-за того, что в сюжете основной игры она является бонусным/секретным персонажем. Но, честно говоря, это сомнительная отговорка. За победу в испытаниях мы получаем новое крутое оружие. Аналогичная история, к слову, в дополнениях к Valkyria Chronicles II (в третьей игре я ещё не добрался до DLC).

Самой ценной частью дополнений всё же считаю не испытания для членов команды Иди, поскольку они представляют собой довольно типичные «скирмиши». Возможно, моё к ним отношение также связано с тем, что добрался я до них на PlayStation 3 уже после 250-го часа в Valkyria Chronicles II , где такого рода задания уже успели набить оскомину. Даже несмотря на всю мою любовь к этой франшизе. Самое ценное среди экстра-контента, помимо EX-сложности, конечно, это сюжетная арка Сельварии - «Под маской её лазурного пламени» (Behind Her Blue Flame). Лучше всего эту сюжетку проходить тогда, когда вы уже либо знакомы с сюжетом игры, либо прошли хотя бы пятнадцать сюжетных глав, поскольку её события являются альтернативным взглядом как раз на события пятнадцатой главы - битвы за цитадель.

Игровой процесс в этом дополнении мало чем отличается от основной сюжетной кампании и испытаний команды Иди, но всё же небольшие отличия есть. Главное из них - это ключевая героиня истории, Сельвария, которая относится к классу скаутов, но вооружена ручным пулемётом схожей с MG-34 конструкции. Двадцатизарядное чудо оружейного мастерства наносит сокрушительный урон как обычным противникам, так и бронетехнике противника, при условии стрельбы в радиатор. Одного магазина «Рума», а таково имя сего орудия, подаренного валькирии лично Его Величеством, хватает на уничтожение одного танка или двух противников, если оные расположены на одной линии огня. Состоит дополнение из нескольких заданий, которые, разумеется, от основной сюжетной линии не зависят и идут с ней вразрез - перед нами альтернативный взгляд на один из ключевых для истории эпизодов семимесячной войны.


Все неприятные стороны оригинальной механики также не покинули игру и в дополнениях - противники как всегда более шустрые, чем персонажи игрока, и гораздо быстрее стреляют навскидку. То есть, даже при самых лучших раскладах, если противник видит нашего бойца, он успеет всадить в него несколько пуль, пока тот вскинет свою винтовку, автомат или копьё. Исключения категорически редки. И данная механика в некоторых заданиях, в том числе в сюжете, катастрофически раздражает. Особенно, когда под управлением игрока находится Йоханн, инженер, сопровождающий Сельварию. Стоит ему встретить на своём пути штурмовика, и можно считать паренька успешно состоявшимся гостем Вальгаллы. То же касается любого скаута, кроме Сельварии. Вторая раздражающая механика, которую любой игрок, независимо от любви к Valkyria Chronicles, будет люто ненавидеть - это уклонения. Противники, особенно «Тузы», имеют свойство пригибаться прямо перед выстрелами в их сторону, в результате чего ход потерян. У меня бывало, что враг пригибался до пяти раз подряд. Это очень обидно.


Не обошлось в «Лазурном пламени» и без доли фансервиса - сценаристы SEGA решили раскрыть нам немного наивную и даже милую сторону имперского полководца и валькирии. Ведь во время основной сюжетной кампании, мы привыкли воспринимать Сельварию как злую собачку на поводке у Максимиллиана, безответно в него влюблённую и преданную, выполняющую любой, даже самый бесчеловечный приказ, с холодным выражением на лице. И не менее холодным лазурным пламенем, окутывающим ладную фигуру. Но в своей сюжетной арке маска хладнокровия даёт трещину и игрок видит Сельварию совсем с другой стороны. Более человечную, уязвимую и одинокую. И если вы ещё по какой-то странной причине не ознакомились с Valkyria Chronicles, персонажами и историей игры, то переиздание проекта на PlayStation 4 - это просто чудесная возможность исправить недоразумение. Эта игра стоит повышенного внимания всех поклонников как японских игр и тактики, так и любителей необычных проектов.