Болезни Военный билет Призыв

Выразить гнев. Учимся управлять гневом. И как вы думаете, куда же уходит эта энергия

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышка­ми, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного не­годования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употреб­ляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние боль­ного, тело которого было покрыто гноящими­ся ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним – «ярость».

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выраже­ния гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вы­мещая его на человеке или предмете, кото­рый представляется разгневанному неопас­ным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходи­мость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накап­ливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К.Э.Изард, 1999) публику­ет клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосо­матических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревма­тический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей воз­можности развиться, при этом человек пы­тается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессив­ных детей конструктивным способам выраже­ния гнева мы используем два направления, описанных В.Квинн: учим детей прямо заяв­лять о своих чувствах и выражать гнев в кос­венной форме, с помощью игровых приемов.

Многие авторы считают, что одним из луч­ших способов выражения гнева является пря­мое высказывание своих чувств человеку, ко­торый стал источником гнева. Так, Р.Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть при­мирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поде­литься своими чувствами с друзьями, родст­венниками, а дети – с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка вы­ражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестни­цы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведенияпассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утончен­ный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребе­нок не будет открыто выражать свое неудо­вольствие после неприятного разговора с ма­мой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом не­подходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтиш­ка, сломать игрушку в кабинете психолога, мо­жет вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» запи­сывать домашнее задание в дневник и т. д.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ре­бенок, который делал все «втихаря», вдруг от­крыто заявляет о своих чувствах, это будет ин­дикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «...Чем больше гне­ва выплеснется в словах, тем меньше его оста­нется, чтобы проявиться потом через ложь, во­ровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-аг­рессивного поведения» (Р.Кэмпбелл, 1997).

Ребенок, который пока еще будет выражать­ся в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на сту­пеньку выше по «лестнице гнева». В такие ми­нуты следует установить с ребенком зритель­ный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После это­го надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

· Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

· Вежливость в обращении.

· Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов в про­движении по «лестнице гнева», взрослый дол­жен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В схеме 1 представлен несколько упрощен­ный вариант «лестницы гнева» Р.Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 сту­пенек (В) – в основном, тоже негативные спо­собы, причем, словесные оскорбления, броса­ние предметов и другие деструктивные паттер­ны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лест­нице значительно ослабевает.

Следующие четыре ступени (С) представ­ляют собой сочетание негативных и позитив­ных образцов поведения и, наконец, две по­следние ступени (Д и Е) - это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, зани­мающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выраже­ны позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно-агрессивно­го к зрелым формам поведения.

Схема 1

«Лестница гнева»

Е
Д § Вежливость § Стремление найти решение § Выражается одна жалоба без уклонений в сторону
С § Эмоционально-разрушительное поведение § Физические оскорбления § Словесные оскорбления и т.д. § Гнев выражается в громкой и невежливой форме § Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты § Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу
В § Гнев выражается в громкой и невежливой форме § Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты § Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу
А § Эмоционально-разрушительное поведение § Физические оскорбления § Словесные оскорбления и т.д.
§ Пассивно-агрессивное поведение

Другому способу выражения гнева, опи­санному В. Квинн, – переносу чувств на не­опасные объекты – мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не все­гда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься рези­новые игрушки, каучуковые шарики, кото­рые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортив­ный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а перено­сил его на неодушевленные предметы, выплес­кивал его в игровой форме. Такая техника рабо­ты с гневом особенно будет полезной для рабо­ты с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при кор­рекции поведения чрезмерно открытого ребен­ка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Я пытаюсь понять, когда же женщины утратили ощущение своей ценности и целостности? С какого момента мы решили, что унижать нас можно и правильно? В какой момент времени мы обесценили свою силу?

И вспоминаю женщину, которая жила пять тысяч лет назад, но истории о ней мы слышим до сих пор. Это было беспрецедентное оскорбление и унижение. Никогда до этого дня никто не позволял себе так относиться к женщинам. Раньше ведь любая женщина была почитаема и уважаема, мужчины относились ко всем женщинам, как к своим матерям, защищали их, оберегали.

А история Драупади открыла новое течение в жизни людей. Когда ее притащили за волосы в царское собрание, попытались раздеть там же, в присутствии множества мужчин, оскорбив и унизив. Позволив себе так обращаться с царицей, царские отпрыски дали негласное позволение всем мужчинам относиться ко всем женщинам именно так. Как к вещам, как к второсортному материалу, как к тем, кем можно пользоваться.

И кто-то из мужчин стал следовать их примеру. Унижая и эксплуатируя женщин. Это был самый простой путь, не требующий от мужчины духовного прогресса. Такое женское качество как терпение, помогало им в этом. Хотя были и те, кто отказывался идти таким путем, они сохраняли традиции отношения к женщине, — и спасибо им за то, что мир до сих пор существует.

Эта история послужила индикатором смены эпох, вскоре началась наша с вами Кали-Юга, битва на Курукшетере, унёсшая 600 миллионов жизней за 18 дней. В наше время уже многое кажется нормальным. Нормальным кажется сожительство без брака, пользование женщиной, унижение, рукоприкладство. От домашнего насилия сейчас страдает очень много женщин. И хотя любые ситуации возникают потому, что это нужно зачем-то обоим, согласитесь, ничего нормального здесь нет.

Но ее история открывает и для женщин новое. Драупади своим примером дала нам подсказку. О том, что даже если нас никто не может защитить, мы можем о себе позаботиться. Отдав себя в руки Господа, при этом оставаясь верной себе. И о том, что мы имеем право использовать свою силу для самозащиты.

Отдать себя в руки Господа не означает «расслабиться и получать удовольствие», когда тебя насилуют. Отдаться Его воле, когда ты сама уже больше ничего не можешь сделать. Когда ты сделала уже все то, что зависело от тебя. И при этом использовать свою внутреннюю силу.

Сила, которая вложена в каждую женщину – сила ее эмоций. И Драупади в этой истории показала нам, что мы имеем право ею пользоваться для самозащиты. Это сила выраженного женщиной гнева. Говорят, когда снимали последний сериал «Махабхарата», эту сцену переснимали много раз. Потому что актеры плакали от монологов Драупади. От силы и мощи ее эмоций. Плакали огромные и сильные мужики. И за кадром, и в кадре. Потому что женские эмоции – это действительно сила. Огромная.

Если мы вернемся к Драупади, то эта святая женщина открыто выражала гнев. Когда ее оскорбили после игры в кости, она ярко и эмоционально прокляла всех и каждого. Все эти проклятия были исполнены, и каждого из ее оскорбителей «карма догнала», причем достаточно быстро.

Не только в этой ситуации, но и в любой другой, при нарушении ее личных границ, она позволяла себе быть этакой фурией. Любой человек – особенно мужчина, который без разрешения прикоснулся к ней, тут же был проклят. Вошедший в ее покои без позволения, позволивший себе нелестные высказывания, — они также получали свою порцию гнева. Ведь в те времена прикосновения к замужней женщине без разрешения уже считались оскорблением, нарушением личных границ. А могла же ведь думать «ой как некрасиво я себя веду для царицы-то!».

Она позволяла себе выражать гнев даже на мужа. Хотя почти всегда со всеми своими мужьями была смиренна и мягка, в нужный момент она могла стать ураганом. Но сразу же и при наличии очень веской причины. Когда Арджуна привел в дом еще одну жену, нарушив свой обет, она сразу же отреагировала. Могла же улыбнуться сквозь зубы и проглотить обиду. Но нет – ярко и четко выразила свои эмоции. Обозначила свои границы. Дал слово – держи.

Проживая таким образом чувства, она смогла оставаться живой, не закрыть свое сердце от боли и гнева. Не сломаться под таким грузом унижений и трудностей. Хотя и того, и другого в ее жизни было немало. Но самое главное, что ей удалось, — это сохранить свое сердце открытым. Не утратить способности любить. Не умереть душой, оставаясь ходячей мумией. Она оставалась живой, даже когда потеряла своих детей. И ее история словно указание для женщин нашего времени.

Указание на то, что женщина может жить с открытым сердцем, даже после стольких трудностей. Может. Справится. Не закрыв сердце даже на войне и после нее. Указание на то, что обиды нужно прощать, но гнев должен быть выражен. Гнев не как стиль жизни и привычная форма поведения в любых обстоятельствах, а как реакция на боль. Естественная реакция. И если этой реакции не дать места, то гнев и раздражение станут фоном жизни.

Когда нам на ногу падает кирпич, мы сперва вскрикнем, можем даже пнуть его от гнева. И только потом начнем думать, зачем мы кирпич так положили, почему так махали ногами рядом с ним. Только потом. Сперва – мы чувствуем боль. И реагируем на нее.

Так же и здесь. Гнев – естественная реакция на боль. Когда нам делают больно, возникает гнев. Это нормально. А как его выразить? Можно кричать, плакать, драться, топать, бить посуду, ругаться. Способы выражения не всегда гармоничны. Потому как пиная кирпич, который упал нам на ногу, мы делаем больно опять же самой себе. Зачем? Если можно те же эмоции выпустить более безопасно – для себя же самой.

Когда нас обижают, унижают, оскорбляют, идти выяснять отношения и орать – бессмысленно. Чаще всего приводит к ухудшению ситуации и большей боли. Иногда достаточно на человека просто «зыркнуть», а пар выпустить на подушках, топотом или в душе.

Если мы не проживаем гнев своевременно, мы можем получить две крайности.

Первая – это женщина, которая никогда не гневается. То есть подавляет это чувство, зарабатывая себе болезни и репутацию безотказной особы. У таких женщин муж может долгое время открыто жить еще с одной женщиной. Или жить на ее деньги, не работая. Или все подруги могут приходит со своими ушатами грязного белья, чтобы вылить помои в ее душу. И все потому, что она себе не дает разрешения честно прожить свои чувства.

Одна моя знакомая всегда была печальна и меланхолична. С тех пор, как пять лет назад от нее ушел муж. Она не устраивала сцен. Отпустила. И теперь вот так страдала. И когда мы с ней разговаривали о гневе, то она убеждала меня, что гнева нет. Ну да, болячек стало много. Но гнева нет.

Как только она позволила себе вылить гнев – не на него лично, а на подушки и одеяла их с мужем спальни, прошла и ее депрессия. Депрессия у женщины – почти всегда подавленный гнев. Результат того, что внутри у нее все слишком пережато.

Вторая крайность – постоянная раздраженность. Гнев как постоянный спутник жизни. Когда все раздражает, бесит. Когда по любому поводу она открывает рот и выдает гневные тирады. Это растрачивание силы зря – в нужный момент ей просто не хватит сил.

Постоянная раздраженность – это симптом того, что у нас слишком высокие ожидания и требования к миру. И что внутри нас живет червячок непрожитого до конца гнева. Непрожитого и непринятого.

Гнев и раздраженность не должны быть фоном нашей жизни, фоном может быть только любовь. А еще принятие и гармония. Гнев в нашей жизни – как ядерная бомба. Только в крайних случаях. Когда иначе никак. Когда то самое место, время и обстоятельства. Когда это заслужено, закономерно. То есть вам не просто на ногу наступили, а унизили и оскорбили. В других ситуациях выливать лучше не на людей, а на предметы.

Если вернуться к Драупади, то она смогла все это пережить и не закрыть свое сердце. Она смогла, потому что обладала качествами святой личности. А другие – не смогли. Попадая в такие же ситуации, другие – закрывались. Не понимали, что имеют право на гнев (ведь в писаниях говорится иначе). Не понимали, как остановить то, что происходит. Не давали себе права на самозащиту. И не умели отдавать свою жизнь и судьбу в руки Господа, как это сделала Драупади.

Когда она сделала это, осознав, что Бог – единственный ее заступник сейчас и помощник, ее сари стало бесконечным, заполнило всю комнату. И ее обидчики так и не смогли обесчестить ее публичным раздеванием. Когда она перестала пытаться защитить себя самостоятельно здесь и сейчас, перестала хвататься за свою одежду, Господь сделал все это за нее. А она смогла направить свое тайное женское оружие на всех тех, кто послужил причиной всего этого. Тех, для кого личные обещания и обеты стали важнее, чем защита женщины.

Общество становится здоровым, когда в нем заботятся о брахманах (то есть святых, ученых), о женщинах, детях, стариках и коровах. Без любого из этих элементов в обществе начинается деградация. Сначала не защищают брахманов, потом перестают заботиться о женщинах. А дальше – закономерно – ведь именно женщины заботятся о детях и стариках. У них нет на это больше сил, потому как и себя защитить бы. И приходит страшное время, в котором мы живем сейчас.

Женщины сейчас не защищены, увы. Да, это так. Когда-то много лет назад один безумец решил публично унизить царицу, и некоторые начали брать с него пример. А что же делать нам сейчас? Тоже брать пример. С самой Драупади. Учиться доверять воле Господа и учиться управлять своим тайным женским оружием – силой своих эмоций.

Главное помнить зачем. Цель не в том, чтобы добиться справедливости, отомстить. Цель женщины в таком случае проста – не позволить своему сердцу очерстветь и закрыться. Продолжать чувствовать, несмотря на боль. Какие бы испытания ни выпали на ее долю.

Берегите свое сердце, держа его открытым. И все равно не сдавайтесь и не закрывайте его, даже если очень больно. Это возможно. Это реально. Это единственно возможный путь к счастью.

В науке выделяют основные виды эмоций:

  • радость,
  • печаль,
  • страх,
  • гнев,
  • отвращение,
  • удивление
  • обида

Конечно же, оттенков эмоций очень много, в зависимости от их интенсивности. Но мы поговорим сегодня о гневе и обиде.

Для начала разберёмся, что же такое эмоции?

В научной литературе мы можем найти следующую информацию: "Сопровождая практически любое проявление активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции имеют психофизиологическую основу, а это значит, что эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Вследствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Таким образом, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности. Помимо этого, только став предметом устойчивых эмоциональных отношений идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции, регулирующие отношения, служат для определения необходимой близости/дистанции с объектом отношений" .

Таким образом, переосмыслив эту информацию, мы можем сделать вывод, что эмоции — это факт. Неотъемлемая часть человеческой натуры, заложенная в неё природой. Эмоции — это энергия, которая помогает нам жить. Но поскольку эмоции бывают позитивными и негативными, то часто возникает вопрос, что же делать с негативными эмоциями. Как ими управлять? Особенно такие эмоции, как гнев и обида, доставляют массу неудобств.

Для этого стоит разобраться в истории эмоций, как они возникают и почему порой бывают столь неприятными?

Дело в том, что эмоция изначально является продолжением желания, потребности.

  • Когда ребёнок рождается, его желания удовлетворяются непосредственно прямым образом: он проживает стадию всемогущества, когда мама по одному лишь его желанию словно магически управляемая им, оказывается всегда рядом и дарит ему всю свою любовь, всё своё внимание. По сути, ребёнок тонет в удовольствии и удовлетворении всех своих желаний, не прилагая к этому никаких усилий. Бывает такое, что мать плохо ухаживает за ребёнком и это тоже оставляет в дальнейшем след в его душе.
  • Ребёнок растёт, и постепенно начинает отделяться от матери, разделяя себя, её и других людей. И его желания, а, следовательно, и эмоции теперь встречают преломление на пути к удовлетворению, поскольку удовлетворять их напрямую, как раньше, уже не представляется возможным. Наступает стадия приручения аффектов и эмоций. Тогда начинают формироваться запреты, убеждения, нормы поведения. Если родители достаточно внимательны к проявлениям потребностей и эмоций своего ребёнка и достаточно мудры, чтобы конструктивно объяснить ребёнку, что эта эмоция значит и как правильно с ней обходиться, чтобы получить удовлетворение и одновременно соблюсти нормы приличия, то ребёнок формирует здоровую схему удовлетворения желания, а эмоция становится в дальнейшем мотивом, побуждающим к действию. Но поскольку родители сами порой не до конца способны отслеживать свои мотивы и эмоции, то на этой стадии у ребёнка также может быть пробел. Он может, не понимая эмоции, получить на неё запрет и даже травму, не понимая, почему его желание не может быть удовлетворено, но принимая авторитет и давление родителей, он вынужден отказаться от желания. Мало того, первоначальное желание вытесняется сознанием в глубину души, а к нему ещё добавляется боль непонятости, неудовлетворённости. Человек по сути под давлением запрета забывает, что стояло за этой эмоцией. Энергия же в виде эмоции остаётся, так как желание по-прежнему не удовлетворено.

И как вы думаете, куда же уходит эта энергия?

Пожалуй, многим знакомы примеры, когда незакрытый крышечкой тюбик зубной пасты, или неподнятая крышка унитаза становятся в семьях причиной возникновения конфликта. Неужели сами эти мелочи могут быть причиной всплеска гнева? Но если разобраться в том, какой истинный мотив кроется за этими мелочами для самого злящегося человека, то мы обнаружим, что именно неудовлетворённое желание быть любимым, ценным, значимым вызывает в нём подобные вспышки гнева и бессилия.

Мы имеем случай, когда, скорее всего, нет понимания самого желания и способа удовлетворить его конструктивным путём. Такие эмоции, оставшиеся от задавленных желаний в дальнейшей жизни могут приносить немалый вред, если не будут осознаны. Более того, непонимание эмоций может приводить человека ко всяческим ловушкам, которые будут ещё сильнее усугублять его негативные эмоции.

  • Например, гнев и истерика в том месте, где есть неосознанная потребность быть любимым и значимым, приводит к обратному эффекту в виде ответных нападок и ещё сильнее усугубляет боль от неутолённого желания. Вместо удовлетворения человек утверждается в том, что его не слышат и не любят. Таким образом схема деструктивного реагирования укрепляется и загоняет человека в тупик.
  • Или уход в себя и обида тогда, когда нужно говорить о том, в чём ты нуждаешься, об истинном желании чувствовать себя нужным и любимым и в результате этого усиление неудовлетворённости и чувства ненужности, когда желание быть нужным и любимым очень актуально. И здесь человек убеждает себя в том, что он действительно не нужен и не любим, хотя на самом деле его реакция возможно и спровоцировала другого человека не лезть в этот момент к нему или вообще отвернуться. Так как бывает такое, что обида проявляется в активном отталкивании человека, который вызывает обиду.

Человек вырастает, становится взрослым, но детское желание быть понятым без слов, как в младенчестве, когда мама была всегда рядом и удовлетворяла все желания буквально как по волшебству, понимая без слов, чего хочет ребёнок, часто остаётся в подсознании.

И мы уже разобрали, как не получив нужного окультуривания, такие желания могут стать огромной проблемой для всей последующей жизни.

Гнев и обида являются проявлением одной эмоции. Только в первом случае — она активна, во втором пассивна и уходит внутрь. Корень же один — неудовлетворённость желания.

По сути, вся история человечества — это история поиска путей к счастью, к равновесию, к внутренней свободе.

И весь этот путь омрачён страданием. Ещё Фрейд в "Неудобствах культуры" писал о том, что человек зажат в ловушку между своими влечениями (желаниями и потребностями) и запретами, которые налагает на него культура. И если убрать запреты, то мы получим хаос. Запреты же порождают страдания. На наш взгляд, в большей степени это происходит из-за того, что людям не хватает знаний о том, как устроена человеческая душа, о том, как правильно внедрять запреты.

Одним из активно внедряемых в человеческое сознание запретов, является запрет на эмоции . Установка "Быть эмоциональным — значит быть слабым!" , пожалуй, знакома многим, если не каждому. Но не все знают о том, что эта установка разрушительна. Так как подавление и отрицание эмоций может привести к проблемам душевным и даже к телесным заболеваниям. Эмоция, которая блокируется, оседает в теле, создавая предпосылки для заболеваний. А представьте себе, какие последствия даёт данная установка в сочетании с непрожитыми, неосознанными, болевыми эмоциями? Кому знакома ситуация, когда гнев переполняет вас, и вы не можете его выразить, вы словно захлёбываетесь им, будучи не в состоянии выразить эти эмоции? А обида, которую словно невозможно высказать и она вынуждена оставаться внутри?

Так что же делать в таком случае с негативными эмоциями?

  1. Очевидно, что подавление и отрицание негативных эмоций ведёт к проблемам со здоровьем.
  2. Непосредственное же выплёскивание, как в примере с тюбиком зубной пасты, часто ведёт к конфликтам и по-прежнему не удовлетворяет наши истинные мотивы.

Существует тонкая грань между тем, чтобы подавлять и отрицать эмоции и тем, чтобы позволять себе испытывать их в полной мере, но научиться понимать их, проживать и, если это необходимо, выражать конструктивно. Возможно, вы спросите, как можно конструктивно выразить гнев? Подумайте, есть ли разница между тем, чтобы говорить о том, что вы чувствуете и что вам неприятно и оскорблениями, обвинениями и нападками на человека?

  • Скорее всего, в первом случае человек поймёт, что он чем-то вас разозлил или расстроил.
  • Во втором же он с большой вероятностью будет защищать себя от оскорблений и обвинений и скорее всего нападать в ответ.

В первом случае итог — вы выразили чувства и вероятно донесли, что вам неприятно и в случае, если ваш собеседник является адекватным человеком, вы получите возможность вести диалог и прийти к компромиссу. Во втором случае, скорее всего, итогом будет взаимная обида и непонимание.

Поэтому, прежде чем выражать эмоции, особенно сильные, их полезно понять и осознать, какое истинное желание лежит под ними.

А поэтому каждый раз, когда будут возникать сильные эмоции(это касается не только обиды и гнева),попробуйте остановиться и, прежде чем выражать их или выплёскивать, или уходить в себя, обосновать их. Аргументируйте то, что вы чувствуете.

Можно сделать это по следующей схеме:

  1. Назовите эмоцию. Дайте ей обозначение, описание.
  2. Обоснуйте причины её возникновения. "Я чувствую это, потому что…" .
  3. "Чего бы я хотел от человека, по отношению к которому я чувствую негатив?" . Здесь же обоснуйте, почему именно этот человек должен дать вам то, что вам нужно конкретно сейчас.

Если вам удалось ответить на эти вопросы, то смело можете выражать свои эмоции человеку!

Эмоции выражать можно и нужно, так как именно это помогает людям выстраивать отношения и обретать близость. В отношениях с посторонними людьми это помогает выстроить границы, отстоять свои интересы, находиться в диалоге.

Например, нормально дать отпор человеку, который пытается хамить вам или навязать вам что-то, что вам не нужно и не нравится. Нормально говорить о том, что вас не устраивает и не нравится. Но так ли нормально разрушать себя и отношения обидами и гневом?

В науке существует такое понятие, как импринтинг . Это свойство психики сохранять всё, что происходит с человеком с момента рождения. То есть, попросту, все события отпечатываются где-то глубоко. Гипноз основан на том, что человека вводят в состояние транса и извлекают из глубин его души те детали и события, которые он давно уже не помнит.

Так вот, негативные эмоции и аффекты лишь прикрепляются к тем травматичным и неприятным ситуациям из прошлого. Мы можем не помнить этих ситуаций. Мы можем не осознавать тех потребностей и желаний, которые лежат под проявлением эмоций. Мы имеем уже результат — негативная эмоция, возникающая на определённый сигнал, воздействие.

По сути, негативные эмоции — это остатки нашего прошлого негативного опыта .

И то самое равновесие, к которому мы так стремимся, начинается с понимания самого себя и своих слабых мест. Негативные эмоции — это сигнал о том, куда нужно направить своё внимание. При этом объектом для изучения становится ваш внутренний мир, вы сами. Ещё раз обращаем внимание на то, что это не говорит о том, что не нужно реагировать на человека, который причиняет вам боль. Говорить людям о том, что вам неприятно нужно. Особенно близким.

Ведь близкие отношения строятся на искренности. Здесь скорее речь идёт об ответственности за свою собственную жизнь, своё здоровье и душевное равновесие.

И негативные эмоции могут быть для вас невыносимым грузом, от которого хочется избавиться, а могут стать источником роста и изучения. Помимо всего — это прекрасный способ трансформировать негатив в позитив. Ведь уделяя время и внимание изучению своего внутреннего мира, вы, таким образом, даёте себе заботу и любовь, которой, возможно, вы недополучили тогда в детстве.

Пользуясь вышеописанной схемой, вы можете улучшить отношения с самим собой и с людьми.

Подводя итоги, можно сказать, что негативные эмоции наряду с позитивными являются неотъемлемой частью человеческой натуры. И пытаться отрицать их — значит отрицать часть себя. Но обладая пониманием эмоций и их источников, человек имеет возможность не только не разрушать себя и окружающих ими, но ещё и расти на них, принимая свой индивидуальный опыт с его неприятными и болезненными моментами. Научиться относиться с любовью к себе, обрести целостность и начать жить полноценной жизнью.

Успехов всем! И до новых встреч!

Как правильно злиться

До сих пор помню слова своего отца когда-то: «а на папу злиться – нельзя!». Тогда почувствовала жуткую растерянность, гнев и обиду. И даже понимание того, что он так говорил из своего страха и неумения справляться с моей детской агрессивностью – не отменяет тех моих переживаний. А детский опыт - так или иначе - становится основой взрослой жизни.

Думаю, и вам, уважаемые читательницы, есть что вспомнить про родительские запреты и непринятие. Особенно – вашего детского раздражения, злости, гнева или ярости. Это могли быть прямые послания родителей: «не злись», «злиться плохо, некрасиво…». Или же – уход мамы/папы в момент злости ребенка, угрозы «замолчи, а то…!» и т.д. Во взрослом возрасте мы начинаем запрещать злиться самим себе. Блокируя – осознанно или нет – все порывы высказать свое негодование, которое копится внутри и постепенно превращается в ярость. У одних людей потом неожиданно появляются болезни сердца, сосудов, головные боли. Другие – могут, что называется, «сорваться» на кого-то из-за мелочи.

Впрочем, это все можно исправить. Научившись осознавать свои эмоции и грамотно с ними обходиться. Ведь здоровая агрессия – это очень хорошо! Именно она помогает нам двигаться по жизни, принимать решения, отстаивать свои границы, удовлетворять потребности. Вопрос только в том, как выражать агрессию и при этом не терять отношения со значимыми людьми.

Предлагаю вам пройти маленький тест. Поиграем в «сантехников эмоций». Возьмите карандаш, ручку или фломастер и посмотрите на рисунок. Тут изображены четыре краника. Страх, печаль, злость и радость. Вам нужно нарисовать, как бежит из них вода. Поразмышляйте – как вы в вашей жизни выражаете обозначенные эмоции? Сдерживаете ли – или они «льются» со всей силы, с брызгами? Не лукавьте – будьте честны сами с собой! После того, как вы дорисовали потоки воды – посмотрите на них. Какие эмоции у вас выражаются свободно, а какие – «текут тоненькой струйкой» или вообще не появляются? Как течет вода в кранике «злость»? Прорисованы ли капли, какой величины поток, он бурлит или течет плавно? Какой он по сравнению с другими? Если поток злости маленький, скудный, течет вяло – это значит, что вы не даете в полной мере выходить вашей злости. Результат – скорее всего вы заменяете ее другой эмоцией. Например, краник страха очень активный, или краник радости. Но чтобы человеческий организм гармонично функционировал, абсолютно всем эмоциям важно иметь свое место и выражаться на все 100%.

Как быть злым?

Итак, вы поняли, что краник злости у вас работает не на всю мощность. Что же делать? Ясно, что выражать эту эмоцию бесконтрольно – рискованно. Это может задеть других людей и они перестанут с вами общаться. Предлагаю практические шаги, которые помогут безопасно обойтись со своей агрессией.