Болезни Военный билет Призыв

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век. В результате проведения денежной реформы ­те. А3. Как в Древней Руси назывался штраф в пользу князя

Составила Молчанова О. А ., учитель истории и обществознания, МБОУ Гимназия, г. Урай, ХМАО-Югра

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век

1. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь.

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского опол­чения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля... После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк...

Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, - кончим и мы как следует.

Постараемся...

Смотрите же... Идти стройно... Турки почти уже разбиты... Благословясь, с Богом!

Солдаты сняли шапки, перекрестились. Оркестр заиграл марш, и под звуки его стройно двинулась атака... Шли смело, блестяще, отсталых не было...».

1)русско-турецкая война гг. 2)русско-турецкая война гг

3)Крымская война гг. 4)русско-турецкая война гг.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний и ука­жите, как назывались художники, о которых говорится в от­рывке. «Приехал из Москвы... с предложением петер­бургским художникам примкнуть к... Товариществу.

Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.

В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого­любов и др.».

3)«мирискусники» 4)передвижники

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа , введена винная монопо­лия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успе­хом продолжал модернизацию промышленности, начатую его пред­шественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

4.Прочтите отрывок из документа XIX в. и укажите, что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке.

«По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсу­димых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желя­бова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет; ...и крес­тьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской во­лости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение».

1)покушение на императора Павла I 2)выступление на Сенатской площади

3)убийство императора Александра II 4)покушение на императора Александра III

5.Прочтите отрывок из книги и укажите, как в первой половине XIX в. назывались крестьяне, о которых идет речь.

«В России есть два способа извлекать доход из поместья: <крестьян> либо заставляют работать на земле, либо взимают с них оп­ределенную подать, называемую оброком... Более половины... кре­стьян платит в России свою подать <помещику> деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати <помещику> натурой или работать на барщине ».

1)экономическими 2) государственными

3)приписными 4) крепостными

6.Прочтите отрывок из книги и укажите, как в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. «<Они> платят подушную подать, от которой освобождены дво­ряне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рек­рутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю». 1)мещане 2)священники 3)бояре 4)казаки

7. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и ука­жите даты реформ, о которых идет речь.

«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами во­сторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. .. .Ра­довался я и гласному суду <присяжных заседателей>, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в Пошехонье на пер­вое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с купцами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я долж­ность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании ее смотрел первое заседание уголовного отделе­ния окружного суда».

1) гг. 2) гг. 3) гг. 4)

8.Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в., и укажите фамилию министра, составившего доклад.

«...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радуж­ное уважение к отечественному..., оценить... все противополож­ные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народно­го просвещения приближалось десять лет...».

9.Прочтите отрывок из сочинения и ука­жите имя императора, о мероприятиях которого идет речь.

«Для того, чтобы существующий порядок действовал правиль­но, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддержи­вать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сво­дом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить <император>. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной кан­целярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе... ».

1)Павел I 2)Николай I 3)Александр II 4)АлександрIII

10.Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

11.Установите соответствие между событиями и фами­лиями исторических личностей .

12. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества.

13. Что было одной из причин экономического подъема в России в гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам

2)проведение аграрной реформы

4)введение труда приписных, посессионных крестьян

14.В XIX в. сохранение круговой поруки в крестьянской по­земельной общине

1)препятствовало проведению рекрутских наборов

2)облегчало сбор податей

3)способствовало обнищанию и пролетаризации крестьянства

4)подрывало власть помещика над крепостными крестьянами

15. Введение института присяжных заседателей стало воз­можным в результате проведения

1)Судебной реформы 1864 г. 2)Земской реформы 1864 г.

3)Крестьянской реформы 1861 г. 4)Военной реформы 1874 г.

16. В результате проведения денежной реформы ­те

2)основой денежной системы стал серебряный рубль

4)было восстановлено обращение бумажных денег

17. Установите соответствие между фамилиями истори­ческих личностей и их принадлежностью к течениям обще­ственной мысли.


18.В 1861 г. в результате проведения Крестьянской рефор­мы помещичьи крестьяне получили

1)право свободного выхода из общины с наделами земли

2)полное освобождение от барщины и оброка

3)землю бесплатно

4)свободу от крепостной зависимости

19. Что из названного было одной из причин зависимости крес­тьян от помещиков после проведения реформ 1860-х - 1870-х гг. ?

2)малоземелье крестьян

3)разрушение крестьянской общины

4)сохранение права помещика переводить крестьян на месячину

20. В результате проведения военной реформы в 1874 г. в России

1)введен рекрутский набор в армию

2)создана регулярная армия вместо дворянского ополчения

3)увеличено число наемных войск

4)введена всесословная воинская повинность

21. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало

1)освобождение крестьян от крепостной зависимости 2)введение отработок

3)сохранение барщины, оброка 4)существование крестьянской общины

22. Проведение реформ гг . в России

1)способствовало переходу от традиционного общества к инду­стриальному

2)устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу

3)замедлило переход от традиционного общества к индустри­альному

4)не изменило основы традиционного общества

23. Что было одной из непосредственных причин осуществ­ления Николаем I жесткого внутриполитического курса в на­чале его царствования?

1)дворцовый переворот, убийство Павла I 2)убийство народовольцами Александра II

3)выступление декабристов 4)поражение России в Крымской войне

24.Что было одной из причин поражения России в Крымс­кой войне гг.?

1)превосходство армий европейских держав в вооружении

2)отсутствие у России парусного флота

3)рост антивоенных выступлений в России

4)отсутствие у России крепостей на побережье Черного моря

25.В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право 2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

26. Расположите следующие события первой четверти XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, ко­торыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А)создание Южного общества декабристов

Б) Отечественная война

В)выступление декабристов на Сенатской площади

Г)Заграничный поход русской армии

27. Прочтите отрывок из сочинения современника и напи­шите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи... Она обогатилась в отчёт­ном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художни­кам, и привлекла допосетителей. Кроме того, в ней устро­ился в том же году новый отдел - рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца , посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства... который завещается им <Москве>».

Ответ:_______________________

28. Какие три из перечисленных органов государствен­ной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)? Обведите соответствующие - цифры и запишите их в таблицу.

1)Сенат 2)Государственный совет 3)Верховный тайный совет

4)Синод 5)Непременный совет 6)Государственная дума

29. Какие три из перечисленных событий относятся к исто­рии тайных обществ декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)написание ёвым «Конституции»

2)образование Северного общества

3)составление проекта -Меликова

4)убийство Александра II

5)написание романа «Что делать?»

6)создание Союза Благоденствия

30 . Установите соответствие между именами российских им­ператоров и событиями начала их царствования


31 . Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идёт речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, го­лубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, уз­нать ее нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От камен­ных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел... а слободы как не было - вся выгорела...».

32. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1)открытие первого профессионального театра в Ярославле

2)основание Московского Художественного общедоступно­го театра (МХТ)

3)основание Московского университета

4)учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5)открытие Высших женских курсов

6)основание Царскосельского лицея

33 . Установите соответствие между именами российских им­ператоров XIX-XX вв. и событиями внешней политики.

34. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь.

«Составляющей... единения <представителей обществен­ной мысли> была... теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие Представители этого направлениях Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уро­ки у университетских профессоров, курс «студентства» в раз­ные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев...».

35. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е гг 1)самодержавие 2)месячина 3)военные поселения

4)барщина 5)помещичье землевладение 6)крестьянская поземельная община

36. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - дви­нуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказоч­ного города...».

37. Расположите следующие события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности. Запишите бук­вы, которыми обозначены события, в правильной последова­тельности в таблицу.

А)Бородинское сражение

Б) преследование войск Наполеона

В)оставление Москвы русской армией

Г) Тарутинский марш-манёвр

38. Какие три из перечисленных положений связаны с ме­роприятиями внутренней политики Александра I, получившей название «аракчеевщина»? 1)военные поселения

2)временщик

3)учреждение первых министерств

4)«вольные хлебопашцы»

5)ужесточение дисциплины в армии

6)учреждение Ш отделения Собственной Его Императорс­кого Величества канцелярии

39. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены ука­занные преобразования.

«Министр народного просвещения настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому по­добных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных де­тях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

40. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870-1880-у гг.? 1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наёмных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

41. Прочтите отрывок из сочинения -Щед­рина и напишите, как в XIX в. называлась повинность крепост­ ных крестьян, о которой идёт речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и да­ёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на палях помещика, мальчи­ки и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут сно­пы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи - вот всё, что остается крестьянину для отдыха».

42.Установите соответствие между реформами, преобразованиями в России XIX в. и датами начала их проведения.

43. Расположите следующие явления XIX - начала XX в. хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности в таблицу.

А)начало промышленного переворота

Б) отмена выкупных платежей

В)учреждение военных поселений

Г) возникновение первых монополистических объединений

44. Установите соответствие между теориями и их отдельны­ми положениями.

45. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указан­ных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению <императора> со­ставил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законода­тельство, суд, администрация (от волости до высших учрежде­ний), крепостное состояние - ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената...».

46.Какие три из перечисленных изменений, преобра­зований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию

2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений

5) учреждение суда присяжных заседателей

6) освобождение дворян от военной службы

47. Прочтите свидетельство и назовите императора, проводившего описанное совещание.

«Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальшь "проекта Лорис-Меликова", я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подума­ешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребенным труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование Александра II? Мы говорили, говорили... и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы - в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили - и только...

Абаза и Лорис-Меликов - едва сдерживали свою ярость на меня. Абаза ответил очень резко: "Из того, де, что сказал обер-про­курор Синода, следует, что всё, что сделано в минувшее царствова­ние, никуда не годится - и освобождение крестьян, и прочее"».

Ответы:

10. А-2, Б-4,В-1, Г-3

11. А-4, Б-3, В-2, Г-1

12. А-4,Б-2,В-5,Г-3

17. А-5, Б-1,В-2, Г-3

26. Б, Г,А, В

27. Третьяков

30. А-5,Б-3,В-4,Г-2

31.Отечественная

33. А-2,Б-1,В-4,Г-5

34.славянофилы

36.Русско-турецкая гг.

37. А, В,Г, Б

39.Александр III

41.барщина

42.А-4, Б-5,В-2,Г-3

43.В, А,Б, Г

44.А-4,Б-3,В-1,Г-2

45.Александр I

Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день додали приказа - двинуться и занять Царьград. Турки уже очищали там свои казармы для войск... Население готовило цветы и флаги, христиане подняли головы, на азиатском берету Босфора отделывали дворец для султана...

Ночью по узким улицам Стамбула, низко опустив свои капюшоны, ходили патрули, потому что само оттоманское правительство хотело удержать народ от могущих быть при вступлении русских или ввиду его беспорядков. Даже нашим врагам казалась дикою мысль остановиться у ворот столицы и не занять ее, хотя на время... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудного, сказочного города, сверкавшего впереди под полным тишины и неги безоблачным небом. У самых ног наших, с поэтическим шумом, разбивались голубые волны Мраморного моря. Белый маяк гордо высился из его пенистой массы... Дальше, в лазуревом просторе, сияли полные невиданной до того роскоши острова Принцевы, далеко-далеко за Мармарой чуть мерещился азиатский берег своими снеговыми вершинами. Можно было бы. подумать, что это серебряные облака, если бы они не были так неподвижны... А прямо на север раскидывалась Византия с ее бесчисленными мечетями и дворцами. Та Византия, о которой так мучительно, словно задыхаясь на своем безграничном просторе, столько веков мечтала отыскивающая выхода к южному морю Россия, та Византия, к которой, правы или не правы, но постоянно стремились лучшие люди славянского мира. Мы различали и беломраморные стены ее киосков, и тонкие минареты ее бесчисленных джамий, и величавые купола Софии, Изеддина, Омара, Мурада, Баязида, вокруг которых легкими кружевами нависла резная из камня паутина... Десятки тысяч кровель и башен всползали на ее холмы и терялись в темных пятнах кипарисовых рощ, в зеленых облаках садов... Дивным сном каким-то казался этот Рим европейского востока, этот Рим славянства, за который пролилось так много слез и крови, так много, что, казалось, слейся вместе - они бы затопили его до самых верхушек мусульманских храмов, до самой башни Сераксериата и Галаты... По ночам туда же обращались восторженные взгляды, мириады огней зажигались на этом берегу, точно какое-то легендарное чудовище лежало там у тихих, ласкающих волн Босфора, сторожа его своими бесчисленными пламенными очами... Мы постоянно ездили в Константинополь. Военные надевали, разумеется, штатские платья, представляя что-то до такой степени нелепое, что при одном виде друг друга принимались неудержимо хохотать... Я уже жил в Grande Hoyel de Luxemburg ... Раз утром я еще был в постели, как кто-то постучал ко мне.

Войдите!

Смотрю, Скобелев в штатском платье.

Вот каким образом русские генералы должны появляться в завоеванном городе... Я, знаете, все-таки не верю... Мне кажется, что даже наша дипломатия, наконец, опомнится... Я со дня на день жду приказания вступить в Константинополь...

Говорят, наши войска не готовы.

Не знаю, чьи это наши. У меня под ружьем сорок тысяч. Я через три часа могу быть здесь... Позор, стыд!..

Как это ни странно, могу засвидетельствовать, что я в св. Георгии (около Византии) видел, как Скобелев разрыдался, говоря о Константинополе, о том, что мы бесплодно теряем время и результаты целой войны, не занимая его. - Теперь уже нельзя занять, после мира... - Какой это мир!.. Разве такого мы вправе были ждать...

Вы увидите, что ценою нашей крови мы дадим все врагам России и ничего не получим сами... Наконец, чего они стесняются? Я прямо предложил Великому князю: самовольно со своим отрядом занять Константинополь, а на другой день пусть меня предадут суду и расстреляют, лишь бы не отдавали его... Я хотел это сделать, не предупреждая, но почем знать, какие виды и предположения есть. Может быть, это и так сбудется!..

Действительно, когда даже турки вокруг Константинополя возвели массы новых укреплений, Скобелев несколько раз делал примерные атаки и маневры, занимал эти укрепления, показывая полную возможность овладеть ими без больших потерь. Раз таким образом он ворвался и занял ключ неприятельских позиций, с которых смотрели на него аскеры, ничего не предпринимавшие. Порою Скобелев тогда живее других чувствовал всю нелепость нашего великодушия или трусости, называйте как хотите, живее потому, что лучше всех понимал, что действительную силу на всякого рода конгрессах нам может дать только обладание Константинополем.

Я бы созвал сюда конгресс и сам бы председательствовал на нем. А вокруг триста тысяч штыков на всякий случай... Тогда бы и разговаривать можно! - А если бы Европа пошла против нас? - Бывают в истории моменты, когда нельзя, даже преступно быть благоразумным, т. е. слишком осторожным. Наша честь не позволяет нам отступиться. Нужно еще несколько столетий ждать, чтобы обстоятельства сложились так же выгодно, как теперь... Вы думаете, бульдоги полезут воевать с нами... Никогда. Они разве что сорвут куртаж в виде клочка Сирии... Да, наконец, теперь и рассуждать некогда. Мы здесь - это наше... И защищать это свое мы должны до последней капли крови...

Вы же не думаете, чтобы теперь же Константинополь сделался русским городом.

Я не дипломат... Я не знаю, почему бы ему не быть вольным городом с русским гарнизоном... А относительно коалиции - не так легко ее составить, как вы думаете. Во-первых, некому пока и невыгодно воевать с нами... Разумеется, если мы станем малодушничать, так до коалиции доплетемся. А пока я не вижу ее необходимости... Представьте, что бы сказала Европа, если бы ввиду ее требований, оскорбительных для нашей народной чести, государь обратился бы к своему народу...

То есть как?

А так... Созвал бы своих людей, да и сказал: довел я русское дело до конца, теперь вся Европа на нас ополчается. Отдаю дело в ваши руки... Какой бы взрыв патриотизма последовал, какие бы невиданные силы явились... И не отступились ли бы сентиментальные девы европейской дипломатии от нашей народной воли, от нашей всенародной защиты своего противу всяких покушений...

Говоря, что он не дипломат, Скобелев был очень скромен. В Константинополе он так сумел сойтись с Лейярдом, что неведомо какими путями, но знал всю подноготную английских расчетов, надежд и происков. Лейярд - этот враг наш по преимуществу, души не чаял в Скобелеве, английская колония Константинополя носила его чуть не на руках... Он был кумиром даже женщин, принадлежащих к этой колонии. Они все были за него...

Я должна сказать откровенно, что ненавижу русских! - встретила его одна из них, когда Скобелева знакомили с нею.

А я в красавице вижу только красавицу... И преклоняясь перед нею, не думаю, к какой нации она принадлежит... - ответил ей Скобелев.

На завтраках у Скайлера, на обедах у Лейярда Скобелев знакомился с англичанами и вывел одно:

Они сами боятся, они сами не готовы к войне вовсе... Они, как азартные игроки, будут решительны, но только до решительного момента... Когда он настанет, они на все не пойдут...

В этот день, когда он посетил меня в Константинополе, он был особенно взволнован.

Нам остается одно, - говорил он. - Или перейти в разряд второстепенных держав и потерять все свое значение, или же пойти на все... Иногда поражение не бывает так пагубно, так ужасно, как сознание своего унижения, своего бессилия... Вы знаете, если мы теперь отступимся, если постыдно сыграем роль вассала перед Европой, то эта победоносная в сущности война гораздо более сильный удар нанесет нам, чем Севастополь... Севастополь разбудил нас... 1878 год заставит заснуть... А раз заснув, когда мы проснемся, знает один аллах, да и тот никому не скажет...

Скверно, скверно. Под Плевной лучше себя чувствовал я, чем теперь... Душно, выйдемте на улицу... Пойдем завтракать к Мак-Гахану.

Я оделся, мы вышли...

Не успели мы сделать несколько шагов по Grande rue de Pera , как навстречу нам - что-то совсем необычное по платью. Красная феска на голове, разорванный офицерский сюртук русский, сверху офицерское турецкое пальто. Скобелев даже забыл, что он представляет собою в данный момент мирного штатского.

Это что, кто вы такой?..

Пленный... русский.

Не стыдно ли вам так одеваться... Не стыдно ли... Уж если выходите, то не надевали бы на себя неприятельского мундира... Срам!.. И это русские... обернулся он ко мне, когда мы подходили к Hotel d"Angletter , где стоял Мак-Гахан.

А знаете, - немного спустя обернулся он ко мне, - может быть, ему, бедному, просто нечего надеть было... Я ужасно каюсь в своей вспышке... Как залезешь в душу к пленному... Настрадался он здесь, поди... За что я его оборвал?

Мне ужасно стыдно! - заговорил он опять, уже у Мак-Гахана. Сделайте, ради меня, о чем я вас попрошу, - обратился он ко мне.

Что вам угодно?

Сколько у нас у всех есть денег... У меня двадцать золотых, этого мало. Впрочем, я займу у Мак-Гахана...

Взял у того столько же или больше, не помню...

Съездите в Сераскериат, где наши пленные, там их трое или четверо офицеров и несколько солдат, и передайте им это... - И он вручил мне сорок или пятьдесят полуимпериалов. - Главное, выразите им от меня сожаление... Скажите, что я извиняюсь... Вы это сумеете... Я бы сделал это, но мне в Сераскериате показываться нельзя.

Я сел верхом на первую попавшуюся лошадь, которые на улицах Константинополя заменяют извозчиков, и поехал в турецкую часть города Стамбул. До Сераскериата едва добрался. Массы войск собрались туда зачем-то... В Сераскериате обратился к чиновникам. Те сначала и ухом не повели, но узнав, что я русский, моментально изменили свое обращение.

Нужно разрешение от Реуф-паши, чтобы видеть пленных.

А где Реуф?

Уехал в Сан-Стефано к вашему главнокомандующему.

Кто заведует пленными?

Майор такой-то...

Ведите меня к нему.

Толстый майор, неподвижный и флегматичный, даже и не слышал, кажется, что я ему говорю. Я повторил еще раз, та же история.

Да говорит ли он по-французски? - оборачиваюсь я к провожатому.

Есть ли кто здесь, знающий этот язык?

Есть даже хорошо владеющий русским.

Позвали этого. Оказался из наших крымских татар. Теперь офицер.

Он изложил мое требование майору.

Майор говорит, что нельзя.

Передайте ему, что я отсюда не уйду до тех пор, пока не увижу пленных. Останусь здесь и днем и ночью.

И в подтверждение своих слов я постарался принять на софе более удобное положение.

Мир-алай (майор) всколыхнулся немножко, стал сосать свою трубку и с недоумением поглядывать на меня.

Можете вы ему дать какой-нибудь пешкеш? - спросил у меня крымский татарин.

Не дам и этого! - показал ему кончик ногтя.

Они заговорили между собою... Прошло несколько минут.

Хорошо, он согласен вас пустить к пленным, но с условием, что я вас буду конвоировать и еще двое...

Это мне все равно.

Два черкеса султанской гвардии повели меня в каземат, где были наши пленные.

В коридоре они мне указали одну дверь... Сами за мною не пошли.

Я застал там двух офицеров, одного из них именно того, которого так оборвал Скобелев.

Это был, кажется, казацкий хорунжий. Я передал поручение Скобелева и деньги... Вернулся...

Ну, что?.. - нетерпеливо бросился ко мне Скобелев.

Ничего... Отдал деньги...

Обижен он... Вы извинились от меня?..

А он-то, он?

Я успокоил Скобелева.

Все-таки это непростительная выходка, что там ни говорите... Напишите мне в форме записки, в каком виде вы застали пленных... Это позор, что до сих пор мы их не вытребовали... Хотя я не одобряю...

Чего это?

Как можно в плен сдаваться, офицеру...

А что ж делать?

Что делали на Шипке. В револьвере шесть патронов, пять в неприятеля, шестой в себя...

А может быть, ему жить хочется...

Тут принцип важен... Что жизнь... Нужно всегда быть готовым к смерти... Жизнь одного - ноль...

Спустя несколько дней Скобелеву пришлось разыграть довольно комическую роль.

Приехал он в Константинополь, остановился у меня.

Пойдем вечером в Конкордию, там поют француженки...

Ну вот... Зачем обращать на себя общее внимание! Мы отправились... Одна из этих интернациональных девиц пристала к Михаилу Дмитриевичу... Тот стал ее снабжать полуимпериалами, которые она тут же проигрывала в рулетку.

А знаете... Очень приятно сознавать, что никто тебя здесь не знает... Быть в положении le bon bourgeois ... Я отдыхаю в этом отношении здесь... Положительно в неизвестности есть доля хорошего...

В разговоре с француженкой он то и дело употреблял фразу: мы штатские...

Наконец надоело... Сходим мы вниз по лестнице... Вдруг интернациональная девица догоняет нас сверху.

У меня к вам просьба!.. - начинает она.

Позвольте с нашей труппой приехать к вам и дать несколько концертов...

Это куда же ко мне? За кого вы меня принимаете?

O, mon general... Мы все вас знаем... Вы - генерал Скобелев, Ак-паша.

Мы, кажется, разыграли сцену из "Птичек певчих", - обратился ко мне Скобелев. - Вот тебе и вся прелесть инкогнито!..

На безделье, как и всегда у него, впрочем, уходило мало времени. С утра до ночи он со своими офицерами рекогносцировал позиции вокруг Константинополя, объезжал свои войска, Делал маневры, примерные атаки, занимался организацией несколько растрепанных в походах полков и, спустя самый непродолжительный срок, довел их опять до блестящего состояния. Потом, когда все кругом болело тифом и лихорадками, один скобелевский отряд не давал ничего лазаретам... Стоило только где-нибудь показаться болезни, чтобы Скобелев сейчас же появлялся там, поднимал врачей и ставил на ноги весь медицинский персонал. Места расположения его солдат всегда были образцом по тому порядку, который царствовал в них. Все было предусмотрено. Совершенно оправившиеся люди готовы были опять к дальнейшим подвигам.

Нельзя успокаиваться, господа... Будет время отдыхать потом... А теперь зорко смотрите вокруг!

Между прочим, тогда же я слышал одну очень меткую фразу.

Что делает Скобелев?.. - спрашиваю у какого-то солдата.

А ён, как кот округ мышеловки, у этого самого Константинополя ходит... То лапкой его пощупает, то так потрется...

Я очень боюсь одного... - говорил один из влиятельных в армии генералов.

Да как бы Скобелев нам бенефиса не устроил.

Какого это?

Да в одно прекрасное утро проснемся мы - и узнаем, что Скобелев залез ночью в Константинополь со всем своим отрядом.

По отношению к этому даже разгул константинопольский принес ему известную пользу.

Я потом видел его кроки и записки, где были означены все улицы, которыми надо было идти в Стамбул, намечены пункты для разных боевых операций... Короче, гуляя по Константинополю, якобы для собственного удовольствия, он его изучил так, что начнись бой на его улицах - Скобелев сумел бы воспользоваться каждою их извилиной, каждым их закоулком...

Он ничего мимо ушей и глаз не пропустит! - говорили о нем после...

И действительно - ничего не пропускал.

Он так любил знать, что делается кругом, быть всегда настороже всякого рода событий, знать, с кем имеет дело, что не прошло двух недель, как он уже дотла изучил весь Константинополь. Все его партии, мусульманские кружки, глухой протест поселившихся там черкесов, сплоченную силу улемов, незаметное каждый раз нарастание и наслоение новых начал в населении этого восточного города, чиновников Блистательной Порты, военных Сераскериата. Казалось, что он собирается быть турецким министром - до того точны и обстоятельны были его сведения. Редакции Бассирета и Вакита, французских, английских и итальянских газет, издававшихся там, греческих писателей, живущих в Византии, купцов - все я всех уже знал Скобелев, их взгляды, со всеми их мечтами, программами...

Зачем это вам? - спрашивали его.

Такая привычка... Я везде люблю быть дома... Терпеть не могу пробелов и недомолвок...

Я уже выше говорил, что быть при нем офицеру - значило учиться. Нигде справедливость этого так не подтверждалась, как в Константинополе. Туда офицеров, молодежь отпускали обыкновенно на два, на три дня - кутнуть на просторе и затем вернуться на работу... Беда была, если такой отдыхающий, вернувшись, не привезет с собой каких-нибудь полезных сведений.

Вас, душенька, и отпускать не стоит... Ничем-то вы воспользоваться не сумеете...

Он у вас удивительный! - говорил о Скобелеве один грек, кажется Варварци...

Почему это?

Я у него вчера был... Случайно зашла речь о чисто хозяйственных интересах города, оказалось, что он их знает, понимает... Я совсем потерялся, когда он начал говорить мне о проектах водопровода, поданных нашими греками, о новом мосте вместо галатского, который мы хотим строить... Я даже спросил его, не жил ли он прежде в Константинополе...

Один из стамбульских улемов, бывший в Георгии, выразился так же.

Ак-паша мог бы быть хорошим мусульманином.

Он коран знает.

И не только знал, но и цитировал его зачастую...

В Скобелеве в это время уже сказывались замечательные черты характера. Один из военных, которые обладают незавидною способностью лазить без мыла в глотку, сошелся с ним в Константинополе. Генералу он очень понравился, потому что это обстоятельство не мешало оному быть храбрым человеком и остроумным собеседником. Завтракая в Hotel d"Angletter, он как будто нечаянно начал передавать Скобелеву всевозможные сплетни...

Вы знаете, генерал, вы бы остановили своих рыцарей!

Каких это моих рыцарей?

Офицериков, близких к вам.

В чем я их должен останавливать?

Во-первых, они здесь кутят...

А мы с вами, полковник, что теперь делаем?..

Какое же сравнение!..

Нам, значит, можно, потому что у нас есть деньги на шампанское, а им нельзя, потому что у них хватает только на коньяк?

Ну, и еще за ними водится грешок...

Они вовсе вам не так преданы, как вы думаете.

Ну, уж это вы напрасно... Я их всех хорошо знаю!

Да вот-с, не угодно ли, один из них про вас рассказывал...

И началось самое бесцеремонное перемывание грязного белья...

А теперь я назову вам фамилию этого человека...

Но Скобелев в это мгновение схватил того за руку:

Пожалуйста, ни одного слова больше и ради Бога - без фамилий... Я слишком люблю своих рыцарей, слишком обязан им, слишком. Всю кампанию они, по одному приказанию моему, шли на смерть... Я не хочу знать, кто это говорил, потому что не желаю быть несправедливым. Поневоле такая несправедливость может прорваться когда-нибудь в отношении к человеку, повинному только в том, что под влиянием стакана вина он разоткровенничался при человеке, не заслуживавшем такой откровенности. - И Скобелев тоном голоса нарочно подчеркнул эту фразу: Да-с... Не заслуживавшем!

Когда завтрак кончился и полковник откланялся, Скобелев позвал человека.

Заметил ты лицо этого господина?

Точно так-с.

Помни, что для него меня никогда нет дома!

Занимая уже довольно высокий пост, он не раз сталкивался с людьми, которые старались выиграть в его мнении и выдвинуться вперед, унижая своих товарищей...

Я их слушаю поневоле, ушей не заткнешь, - говорил Скобелев, - но в уме своем в графе против их фамилии ставлю аттестацию "подлец и дурак". Подлец потому, что клевещет про других и главное - про своих товарищей, дурак потому, что передает мне это, точно у меня у самого нет глаз во лбу, точно я не умею отличить порядочного человека от негодяя...

Один из его подчиненных очень нуждался в то время; Скобелев хотел ему помочь и не знал как. Призывает, наконец, того и говорит: "Вам присланы деньги из России... Вот они" - и придвигает горсть золота... Тот, разумеется, схватился за нее, даже не спросив от кого. Проходит несколько времени, он является опять к Скобелеву.

Что вам?

Я пришел узнать, не прислали ли мне еще денег из России.

Прислали... Я забыл отдать вам... Вот они...

Потом этот франт отблагодарил по-своему Скобелева, обокрав его...

В следующий раз он поручил ведение своего хозяйства офицеру. Тот недели в две накатал ему счет тысяч в пять-шесть.

Это невозможно... Прикажете проверить? - спросили у него.

Ни под каким видом. Вина прежде всего моя - потому что я его назначил сам... Заплатить, и ни слова об этом. Разумеется, впредь ему денежных поручений не давайте никаких. Это раз. Если бы это были деньги общественные или чужие - Другое дело... Немного погодя я найду, что ему не к лицу моя дивизия, и он сам уберется из нее.

Расставался со своими он вообще неохотно и долго не прощал тем, кто оставлял его сам...

Я люблю М.М., он храбрый человек, полезный, только я не возьму его к себе.

Он меня оставил... Это было сделано не по-товарищески...

О тех же, которые меняли свой мундир на полицейский, Скобелев потом и слышать не мог.

Не говорите мне о них... Храбрый боевой офицер - и так кончить!..

Когда у него просили за них, он обрывал прямо:

Ни слова, господа... Впредь говорю, ничего не сделаю... Он с голоду не умирал... Я этого рода оружия терпеть не могу, вы сами это знаете.

Один из таких явился к нему и, "рыдая", начал рассказывать обо всех условиях своей новой службы.

Жаль мне вас...

Примите меня опять к себе...

Ну, уж это извините... За что же я буду оскорблять своих офицеров?.. Я вам дам один совет - выходите в отставку...

В Константинополе и под ним шли у него нескончаемые споры...

Начиналась эпоха берлинского конгресса, уступок, дипломатических подвохов... Скобелев мучился, злился... Он не спал целые ночи...

Что будет с Россией, что будет с Россией, если она отдаст все!.. И даже не все, если отдаст часть, уступит хоть кроху из сделанного ею... Зачем тогда была эта война и все ее жертвы!..

Я помню последний вечер, в который я видел его.

Мы сидели на балконе дома в Сан-Стефано... Прямо перед нами уходили в лазоревый сумрак далей ласковые, полные неги волны Босфора... Точно с мягким мелодическим шепотом текли они к тихому берегу... У пристани едва-едва колыхались лодки... На горизонте серебряные вершины малоазийского Олимпа прорезывали ночную темень... Зашел разговор о будущности славян. Скобелев, разумеется, стоял за объединение племен малых в большие...

Никогда ни серб, ни чех не уступят своей независимости и свободы за честь принадлежать России.

Да об этом никто и не думает... Напротив, я рисую себе в будущем вольный союз славянских племен. Полнейшая автономия у каждого - одно только общее войска, монеты и таможенная система. В остальном живи как хочешь и управляйся внутри у себя как можешь... А что касается до свободы, то ведь я говорю не о завтрашнем дне... К тому-то времени, пожалуй, Россия будет еще свободнее их... Уж и теперь вольный воздух широко льется в нее, погодите... Разумеется, мы все потеряем, если останемся в прежних условиях... Племена и народы не знают платонической любви... Этак они сгруппируются вокруг Австрии и вместе с нею могут, пожалуй, основать южнославянскую монархию... Тогда мы пропадем!

Почему же?

Потому, что при помощи Австрии католичество широко разольется у них... Оно захватит все и всех, и в первом спорном вопросе славяне южные пойдут против северных, и будет эта братоубийственная война торжеством всякой немецкой челяди... Но это невозможно и невозможно... Если мы запремся да ото всех принципов новой государственной жизни стеной заслонимся - дели плохо... На это хватит у нас государственной мудрости... А пока наше призвание охранять их, именно их... Без этого - мы сами уйдем в животы, в непосредственность, потеряем свой исторический raison d"etre .

Мой символ краток: любовь к отечеству, свобода, наука и славянство!.. На этих четырех китах мы построим такую политическую силу, что нам не будут страшны ни враги, ни друзья. И нечего думать о брюхе; ради этих великих целей принесем все жертвы... Если нам плохо живется, потомкам лучше будет, гораздо лучше!

Мы замолчали...

Волны к ночи становились темнее, громче и громче ластились к берегам... Двурогий месяц прорезался на горизонте, тихий, красивый...

Да, у него хорошо сказалось это! - проговорил Скобелев точно про себя.

Что, у кого?

У Хомякова... Пришло на память его... Помните его орла?

Лети, но в горнем море света,

Где силой дышащая грудь

Разгулом вольности согрета,

О младших братьях не забудь!..

На степь полуденного края,

На дальний запад оглянись:

Их много там, где брег Дуная,

Где Альпы тучей обвились,

В ущельях скал, в Карпатах темных,

В балканских дебрях и лесах,

В сетях тевтонов вероломных,

В стальных татарина цепях!

И ждут окованные братья,

Когда же зов услышат твой,

Когда ты крылья, как объятья,

Прострешь над слабой их главой...

О, вспомни их, орел полночи!

Пошли им громкий свой привет!..

Пусть их утешит в рабской ночи

Твоей свободы яркий свет!..

Питай их пищей сил духовных,

Питай надеждой лучших дней,

И хлад сердец единокровных

Любовью жаркою согрей!..

Их час придет! Окрепнут крылья,

Младыя когти подрастут,

Вскричат орлы и цепь насилья

Железным клювом расклюют...

И это будет!.. И это будет непременно!

Когда? - несколько скептически переспросил я.

А до тех пор?

А до тех пор надеяться, верить, не опускать голову и не терять своего сродства с народом, сознания своей национальности.

В это время издали, с моря, послышалась вдохновенная песня, смелыми взмахами своих крыл уносившаяся в это темное южное небо с его яркими звездами... Пело ее несколько голосов... Видимо, певцы были одушевлены, видимо, всех их соединяло что-то общее...

Вы знаете, что это поют они? - спросил Скобелев.

Я тоже не знал. Но спросил, мне сказали... Слышу уж не в первый раз... Это греки, молодые греки из константинопольских лавок. Торгаши, а поют о будущей славе эллинов, о всемирном могуществе Греции, о том, что и это море, и этот вечный город будут принадлежать им, о том, что все народы придут и поклонятся им, и даст им новая Греция, этим новым варварам, свет науки, сладость мира и величие свободы... Вот о чем поет маленькая, совсем крошечная Греция, эта инфузория Европы... И посмотрите, с каким увлечением, силой и страстью!.. А мы!.. Эх, скверно делается даже...

Вскоре я должен был уехать в Россию.

Скобелев прощался со мною у себя в отряде... Я оставил его тогда сильного, здорового, бодрого...

Он еще складывался. Он не был велик, но уже в нем являлись задатки великого вождя... За год войны он стал гораздо серьезнее. Многое увидал и многому научился.

Чего вам послать из Питера?..

Книг, книг и книг... Все, что за это время было выдающегося и талантливого... Большего удовольствия вы мне не можете сделать...

Я вывез с собою несколько восторженное удивление к этой богато одаренной натуре, и все, что я слышал потом о действиях Скобелева, все, о чем он писал мне, только питало это чувство. В эпоху общего недовольства, когда все под влиянием берлинского конгресса и малодушия нашей дипломатии опускали руки и вешали головы, когда будущее заволакивалось тучами и последние лучи солнца бесследно пропадали в их мглистом сумраке, Скобелев не потерял ни своей энергии, ни жажды дела. Напротив, он, как солдат, стоял на своем посту. Когда жены-мироносицы дипломатии расчленили Болгарию, Скобелев сейчас же занялся там организацией гимнастических союзов, вольных дружин, общин стрелков... Он сам учил их ратному делу, неутомимо бросался из одного города в другой, в одном делал им смотры, назначал им для обучения своих офицеров, в другом заставлял рыть укрепления, приучал окапываться, сажал своих солдат за валы этих траншей и редутов и по нескольку дней производил с болгарами маневры, приучая их брать такие укрепления; потом он сажал туда болгар и, командуя ими, приказывал русским солдатам нападать, а сам с болгарами отбивался от них. В антрактах он мирил сербов с болгарами, воодушевлял румелийцев одушевленными речами; обладая удивительною способностью кратко и метко формулировать целые понятия в одну энергическую фразу, вводил в сознание народа убеждение его кровного родства с теми или другими славянскими племенами... умел поднять в них дух и главное, делиться с ними тою жизненностью, которая ключом била в нем самом... "Вы там совсем растерялись, - писал он мне в Петербург, - до того запутались, что и разобраться не можете, а мы тут не теряем времени и замазываем бреши, пробитые берлинским конгрессом... Если мы и оставляем им Болгарию расчлененной, четвертованной, то за то оставляем в болгарах такое глубокое сознание своего родства, такое убеждение в необходимости рано или поздно слиться, что все эти господа скоро восчувствуют, сколь их усилия были недостаточны. А вдобавок к этому оставим мы в так называемой Румелии еще тысяч тридцать хорошо обученных народных войск... Эти к оружию привыкли и научат при случае остальных. Все эти гимнастические дружества и союзы, разумеется, могут быть разогнаны, но они свое дело сделают и при первой необходимости всплывут наверх... Приедете, увидите сами!.."

Вы знаете, кто меня научил не терять бодрости и не опускать рук? говорил он впоследствии.

Как паук?..

Да так... Гулял я раз, вижу паутину, взял я да и Снял ее прочь... Вы думаете, паук растерялся? Нет. Забегал по уцелевшим нитям и давай опять работать живо, живо... Без всякого антракта... На другой день - я иду, на этом же месте новая паутина, только гораздо лучше укрепленная... Вот вам пример!..

Таким образом, Скобелев оставил по себе в Болгарии такую память, какую удается редким...

Когда нам нужно будет восстать - он явится к нам... Он поведет и нас, и сербов, и черногорцев... И тогда горе будет швабам!

Это мог сказать всякий мальчишка в Румелии.

Он сумеет сплотить и научить нас!

И за ним, действительно, пошел бы весь южнославянский мир... Представляю себе, какое ужасное впечатление там произвела эта нежданная смерть!.. Как там рыдали и молились за него...

В первый же день после его смерти выхожу я из гостиницы Дюссо...

На улице бросается ко мне Станишев - образованный болгарин... Он схватил меня за руку и зарыдал...

Мы все потеряли в нем, все... Он был нашей надеждой, он был нашим будущим...

Не успел я сделать несколько шагов, как меня обступили другие живущие в Москве болгары... - Вы видели его, неужели он... он умер... Едва ли по кому-нибудь лились такие искренние слезы...

Болгария плачет теперь, как осиротелая мать над единственным своим сыном!

Уже в Петербурге я получил телеграмму из Тырнова. "Правда ли, что наш Скобелев умер?.. Весь город в слезах, в каждом доме стенания... Крестьяне толпой идут из Самовод и других сел убедиться в этом народном несчастий... Из горной деревушки Рыш прислали ко мне депутата узнать... Женщины и дети в слезах... В церквах за него молятся... Долго не будет у славянства такого героя!.."

И еще бессмысленнее казалась эта смерть, еще ужаснее...

Я возвратился к нему, стал над ним, всматривался в это покойное, неподвижное лицо, допытывался, зачем ушел он, он, до такой степени необходимый, дорогой. Кругом к вечерней панихиде устанавливали комнату цветами и деревьями, явились лавровые венки, приподымали эту беспробудную голову, декорируя ее розами... В углу монахиня читала псалтырь... Пахло ладаном...

И эта рука, пугавшая целый мир, бессильно сложена теперь на груди... В кровавом блеске сражений она уже не укажет торжествующим легионам врага, этот громкий голос, сзывавший орлят, стих в разбитой и неподымающейся больше груди... зоркий взгляд застыл и только тускло слезится из-под опущенных ресниц.

Знаете, мне кажется, это сон какой-то! - шепчет рядом кто-то... - Сон, мы проснемся - и все это выйдет чепухой...

Ввели двух часовых, поставили над телом.

Один из них смотрел-смотрел на это безжизненное лицо... Плакать не смеет на часах, а слезы так и падают по щекам на бороду. И смахнуть их нельзя!..

Примечания:

9 Отеле "Люксембург". (Ред.)

10 Проспекту Пера. (Ред.)

11 Отелю "Англетер". (Ред.)

12 Преуспевающего буржуа. (Ред.)

13 Смысл существования. (Ред.)

1) 1839 г 2) 1864 г 3) 1870 г 4) 1874 г

2.Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы... с предложением петербургским художникам примкнуть к... Товариществу.Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».

1)импрессионисты2)авангардисты 3)«мирискусники»4)передвижники

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию гос. Деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

1)А.Х. Бенкендорф2)А.Ф. Керенский3)М.М. Сперанский4)С.Ю. Витте

4. В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

5. Александр III царствовал в

1)1825-1855 гг. 2) 1848-1883 гг. 3)1853-1874 гг. 4) 1881-1894 гг.

6. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города...».___________________________________________________

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». ___________________

8.Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890 гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам2)проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы

3)запрет на иностранные инвестиции в российскую промышленность4)введение труда приписных, посессионных крестьян

9. Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения

1)Судебной реформы 2)Земской реформы 3)Крестьянской реформы 4)Военной реформы.

10. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте .

1)основой денежной системы стал золотой рубль2)основой денежной системы стал серебряный рубль

3)из обращения были изъяты бумажные деньги4)было восстановлено обращение бумажных денег

11. Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

12. Какие три из перечисленных изменений, преобразований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений 4) запрещение продавать крестьян без земли

5) учреждение суда присяжных заседателей 6) освобождение дворян от военной службы

13. Расположите следующие явления XIX в. хронологической последовательности.

А)судебная реформаБ) денежная реформа ВиттеВ)Бородинская битва Г) крестьянская реформа

14. В каком году в России отменили крепостное право? 1) 1859 г. 2) 1861 г. 3) 1874 г. 4) 1881 г.

15. Какое из названных преобразований XIX в. было проведено позже всех других?

1) финансовая реформа С.Ю. Витте 2) кодификация законов Российской империи М.М. Сперанским

3) учреждение министерств 4) Судебная реформа Александра II

16. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев 4) Южное общество декабристов

17. Какие страны входили в Тройственный союз» 1) Россия 2) Германия 3) Франция 4) Австро-Венгрия 5) Италия 6) Англия

Тест № 4 по истории на тему « Россия во второй половине 19 века ». Вариант 2 Ученика(цы) 7-___ класса _________________________ _______________________

B5


Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название войны, проходившей в XIX веке, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

B6


Прочтите строки из воспоминаний В.В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

«Царской семье он обернул свое лицо «старца», глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную … рожу лешего-сатира из Тобольской тайги».

Ответ: _________________________ .

B7


Установите соответствие между названиями произведений и фамилиями их авторов. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «Окаянные дни» А) В.И. Ленин
2) «Апрельские тезисы» Б) Л.Д. Троцкий
3) «Несвоевременные мысли» В) И.В. Сталин
4) «Головокружение от успехов» Г) А.М. Горький
Д) И.А. Бунин

B8


Прочтите отрывок из произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и напишите, какое явление советской внутренней политики здесь описано.

«Первый опыт был весьма осторожен: в 1937 году сколько-то десятков тысяч подозрительных этих корейцев – какое доверие … перед Халхин-Голом, перед лицом японского империализма? – были тихо и быстро, … с долею нищенского скарба переброшены с Дальнего Востока в Казахстан. И так тихо, что никто, кроме смежных казахов о том переселении не узнал…».

Ответ: _________________________ .

B9


Установите соответствие между событиями и периодами, когда эти события происходили. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.
СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ
1) образование ОВД А) конец 1940-х гг.
2) ликвидация СЭВ и ОВД Б) 1950-е гг.
3) ввод войск ОВД в Чехословакию В) начало 1990-х гг.
4) образование «социалистического лагеря», создание СЭВ Г) конец 1960-х гг.
Д) конец 1990-х гг.

B10


Прочтите отрывок из записки Ю.В. Андропова в ЦК КПСС и укажите, как назывались представители оппозиции, о которых идет речь.

«На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.

Примерно в конце 1968 – начале 1969 гг. из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро…, которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции…, имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих …, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности…»

Ответ: _________________________ .

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между словами и буквами).

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

C1


К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

C2


Что по тексту и на основе знаний по истории Вы можете сказать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Жуков?

C3


Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

C4


Укажите основные итоги правления князя Ивана III. Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV – начале XVI вв.

C5


Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

    ………………………………………………………………….………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………

C6


После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции.Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

C7


Некоторые политики, историки оценивают выдвижение М. Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР. Какие другие оценки политического курса М.С. Горбачева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную Вами точку зрения.

Вариант 4.

(ответы в конце теста)

А1. Какой из документов был принят раньше других?

1) «Соборное уложение»

2) «Табель о рангах»

3) «Генеральный регламент»

4) «Указ о трехдневной барщине»

А2. Какое событие связано с княжением Дмитрия Донского?

1) «стояние» на реке Угре

2) разорение Москвы ханом Тохтамышем

3) набег на Москву крымского хана

4) присоединение к Москве Великого Новгорода

А3. Как в Древней Руси назывался штраф в пользу князя?

1) вервь 3) гривна

2) вира 4) оброк

А4. Что из перечисленного было одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей (XIV в.)?

1) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

2) присоединение к Москве Великого Новгорода

3) экономическое и военное укрепление Московского княжества

4) присоединение к Москве Тверского княжества

А5. Известным русским поэтом XVIII века был

1) Г.Р.Державин

2) Ф.С.Рокотов

3) Д.Г.Левицкий

4) Н.И.Новиков

А6. «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству» характеризовали процесс

1) законодательного оформления прав дворянства как господствующего привилегированного сословия

2) решения крестьянского вопроса

3) осуществления реформ в области государственного управления

4) введения обязательной службы для дворян

А7. Одним из следствий принятия Соборного уложения 1649 года было

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет

3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идет речь.

«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице… разорением.

После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к [хану], задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошел к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжег Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».

1) Батый 3) Тамерлан

2) Менгли-Гирей 4) Тохтамыш

А9. Какое из перечисленных явлений, событий XIX века имело место раньше всех других?

1) строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

2) начало промышленного переворота

3) возникновение трестов, концернов

4) издание Александром I указа о «вольных хлебопашцах»

А10. Кто из указанных лиц был историком?

1) И.М.Сеченов 3) Н.И.Лобачевский

2) Н.М.Карамзин 4) И.И.Мечников

А11. Основанные в первой половине XIX века центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства, назывались

1) коллегиями 3) земствами

2) приказами 4) министерствами

А12. Что из названного было осуществлено в годы царствования Александра III?

1) основаны военные поселения

2) уравнены вотчина с поместьем

3) издан указ о возвращении беглых крестьян помещикам

4) снижены выкупные платежи

А13. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 году?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии при Бородино

3) пожелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны

А14. Прочтите отрывок из рапорта военачальника и укажите его имя.

«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождем атаковала турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 часа совершенно ее уничтожила; суда были отброшены на мель, и два фрегата отброшены на отмель, и два фрегата взорваны на воздух, батареи срыты».

1) П.С.Нахимов

2) Ф.Ф.Ушаков

3) А.Г.Орлов

4) П.А.Румянцев-Задунайский

А15. И.В.Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса» в

1) 1921 г. 3) 1929 г.

2) 1924 г. 4) 1934 г.

А16. Как, согласно Конституции 1924 года, назывался высший орган исполнительной власти в СССР?

1) Совет министров

2) Совет народных комиссаров

3) Совет национальностей

4) Государственный совет

А17. В период НЭПа

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода внутренней торговли

4) земля и ее недра были переданы в частную собственность

А18. Что из названного относится к последствиям победы И.В.Сталина во внутрипартийной борьбе?

1) утверждение внутрипартийной демократии

2) критика со стороны руководства ленинского наследия

3) раскол партии на большевиков и меньшевиков

4) установление в партии и стране культа личности

А19. Прочтите отрывок из законодательного акта и определите год его принятия.

«Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом».

1) 1905 г. 3) 1918 г.

2) 1914 г. 4) 1928 г.

А20. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И.Чуйкова 3) В.К.Блюхера

2) Д.М.Карбышева 4) М.В.Фрунзе

А21. Прочтите отрывок из статьи отечественного историка и укажите, к какому году относится описанная ситуация.

«Ставка… с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий «Юг» и «Центр», сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление под Курском, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление».

1) 1941 г. 3) 1943 г.

2) 1942 г. 4) 1944 г.

А22. Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

1) 1961 г. 3) 1991 г.

2) 1975 г. 4) 1997 г.

А23. Какой из названных документов был принят в СССР в период перестройки?

1) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

2) «О культе личности и его последствиях»

3) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»

4) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»

А24. Программа «500 дней» С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского предполагала

1) переход к рыночной экономике за 1,5 года

2) поэтапное введение рыночных отношений за 10 – 20 лет

3) усовершенствование плановой экономики

4) применение метода «шоковой терапии» в проведении реформ

А25. Что стало одним из последствий принятия статьи 6 Конституции СССР 1977 года?

1) сокращение численности партийно-государственного аппарата

2) ликвидация привилегий партийно-государственной номенклатуры

3) развитие внутрипартийной демократии

4) правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры

А26. Прочтите отрывок из книги «Смешанное общество: российский вариант» и укажите год, когда было принято названное в тексте решение.

«Для развития предпринимательства в ходе либерализации принципиальным явилось разрешение свободной торговли… Свободная торговля и ее становление в качестве предпринимательской сферы дали ряд позитивных результатов. Свобода торговли способствовала поддержке многочисленных слоев населения, обездоленного в процессе реформ безработицей («челноки», а вместе с членами семей их численность составляла 30 млн человек), потерей накоплений, ликвидацией социальных гарантий и т.п.».

1) 1957 г. 2) 1965 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г.

А27. Одним из важных событий во внешней политике России в 1990-е гг. стало ее вступление в

1) Лигу Наций

2) Совет Европы

3) Организацию Объединенных Наций

В1. Расположите следующие документы XVIII века в хронологической последовательности их издания. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности.

А) «Указ о секуляризации церковных земель»

Б) «Табель о рангах»

В) «Указ о единонаследии»

Г) «Манифест о вольности дворянской»

В2. Какие три из названных событий произошли в XVIII веке?

1) Семилетняя война

2) секуляризация церковных земель

3) созыв первого Земского собора

4) раздел Речи Посполитой

5) Смоленская война

6) учреждение в России патриаршества

В3. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

В4. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 года и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«…Позволяется сим нашим указом для размножения… заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) издание А.Н.Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву»

Б) основание А.И.Герценом Вольной русской типографии за границей

В) выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге

Г) создание организации «Народная воля»

В6. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е годы?

1) самодержавие

2) месячина

3) военные поселения

4) барщина

5) помещичье землевладение

6) крестьянская поземельная община

В7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, высокопоставленных чиновников и именами российских императоров, в годы царствования которых они достигли наибольшего могущества.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В8. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX веке войны, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

В9. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

1) денежная реформа С.Ю.Витте

2) создание Синода

3) «Кровавое воскресенье»

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

5) аграрная реформа П.А.Столыпина

6) принятие плана ГОЭЛРО

В10. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию.

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.

«Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М.Чернов».

В12. Какие три из названных событий произошли во второй половине 1940-х гг.?

1) принятие проекта нового Союзного договора 9 республик СССР в Ново-Огарево

2) проведение денежной реформы и отмена карточной системы распределения товаров

3) разгром генетиков, победа направления биологии, возглавляемого Т.Д.Лысенко

4) начало реабилитации незаконно репрессированных людей

5) кампания борьбы с «космополитизмом»

6) подавление выступления рабочих в г.Новочеркасске

В13. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из резолюции I съезда шахтеров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята.

«Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений.

Льготный стаж, который идет освобожденным партийным и комсомольским работникам, должен быть отменен. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решен вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий».

В15. Расположите понятия и термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены понятия и термины, в правильной последовательности.

А) «корниловщина»

Б) «антоновщина»

В) «нечаевщина»
Г) «троцкизм»

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка Б.А.Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти… то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

С3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.

С4. Назовите не менее трех основных направлений проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1990 гг. Приведите не менее двух примеров экономических преобразований этого периода.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и тверд. Однако в 1807 году Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите не менее двух причин).

С7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907 – 1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

посессионные

русско-турецкая

эсеры (или ПСР)

перестройка

№ вопроса

Ответы

Название периода – феодальная раздробленность

Хронологические рамки: 30-е годы XII в. – конец XV в.

Крупнейшие политические центры: Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество.

Выбирайте любые три:

1) княжеские междоусобицы

2) раздробленность и отсутствие политического единства в русских землях

3) ослабление военного потенциала страны

4) обострение отношений между князьями и боярством

5) самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях

6) рост и усиление экономического и политического могущества городов

7) расцвет культуры

1) противоречивый период: с одной стороны раздробленность, а с другой – бурное развитие культуры

2) к прогрессивному развитию можно отнести рост и развитие городов

3) ослабление уделов и усиление власти князей имело прогрессивное значение, отвечала интересам народа

Направления реформ:

1) экономические реформы, которые вели к рыночной экономике

2) демократизация политической системы, введение многопартийности

3) проведение политики гласности

4) перестройка международных отношений на принципах «нового политического мышления»

Примеры экономических преобразований:

1) принятие закона о расширении прав государственных предприятий

2) принятие закона о кооперации

3) разрешение частной индивидуальной деятельности

4) признание равенства всех форм собственности на селе (колхозов, совхозов, фермерских хозяйств, арендных кооперативов)

1) дворяне считали Тильзитский мирный договор унизительным для России

2) с экономической точки зрения договр был невыгоден для России, так купцы и дворяне, после присоединения России к континентальной блокаде Англии, теряли важный рынок

3) Россия теряла свои позиции на Средиземном море

4) было создано герцогство Варшавское как средство давления на Россию

Общие характеристики :

Сохраняется неравноправное положение крестьян

Низкий уровень производительности крестьянских хозяйств

Недостаток земли (малоземелье)

Участие крестьян в работе земств

Развитие наемного труда в сельском хозяйстве

Различия :