Болезни Военный билет Призыв

Знаменательные части речи в русском. Могут ли слова одной части речи быть разными членами предложения? Служебные части речи

Образование

Слово "еще" - какая часть речи в русском языке?

16 августа 2014

Слово «еще» - какая часть речи? Ответ на заданный вопрос вы получите из материалов представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, что вообще такое часть речи, какие признаки она имеет.

Общие сведения

«Еще» - какая часть речи? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует рассказать о том, что абсолютно все слова в русском языке можно разделить на своеобразные группы, которые официально именуются частями речи. Более того, каждая из них имеет свои особые признаки, объединяемые в три группы:

  • общие грамматические значения, то есть значения, которые одинаковы для всех слов русского языка, относящихся к одной и той же части речи;
  • морфологические признаки (падеж, лицо, род, время и число, а также спряжение и склонение);
  • синтаксические признаки (способность слов, относящихся к одной и той же части речи, быть определенными членами предложения, а также особенности их связи с другими словами).

Какие группы частей речи существуют в русском языке?

Для того чтобы понять, какой частью речи является «еще», следует выяснить, на какие группы вообще подразделяются все слова русского языка.

Итак, они могут относиться к:

  • Самостоятельными частям речи (или так называемым знаменательным).
  • Служебным. К таким относятся предлоги и частицы.

Видео по теме


Самостоятельная группа (части речи)

Ответить на вопрос о том, «еще» - какая часть речи, довольно легко. Но для начала следует сказать, что данное слово может относиться как к знаменательной группе, так и к служебной. В связи с этим требуется особое внимание уделить изучаемому контексту.

Таким образом, для определения того, какая часть речи слово «еще», необходимо перечислить все существующие части речи (самостоятельные) в русском языке, а также их вопросы:


Слово «еще» - какая часть речи? Выясняем вместе

Теперь вам известны все части речи, которые существуют в русском языке. Более того, вашему вниманию представлены практически все вопросы, которые к ним относятся. Следует особо отметить, что данная информация позволит вам значительно облегчить поиск ответа на заданный вопрос (часть речи слова «еще»).

Проведем анализ слова "еще"

Для того чтобы определить категорию названного слова, необходимо внимательно изучить предложение, в котором оно используется. Например:

  • Дайте мне еще картофеля.
  • Он еще не приезжал.
  • Приходи в гости еще.
  • Я еще успею на автобус.
  • Луна засияла еще ярче.

После изучения контекста к данному слову требуется задать вопрос: "Как?" - еще. Из представленной выше информации известно, что на него отвечают местоимение, наречение и деепричастие. Первое и последнее отпадают, так как слово «еще» не имеет признаков глагола и не указывает на какое-либо лицо. Из этих исключений можно смело сделать вывод о том, что это наречие. Однако при этом возникает новый вопрос: "Почему на конце слова после шипящей буквы пишется не «о», а «ё»?". Дело в том, что данное выражение попадает в разряд исключений.

Определяем частицу «еще»

Часть речи - это особая категория слов русского языка, которая имеет как синтаксические, так и морфологические признаки. Следует отметить, что в некоторых случаях одни и те же выражения могут принадлежать к совершенным разным категориям. К таким и относится слово «еще». Ведь помимо наречия, в предложении оно может выражаться и обычной частицей. Приведем несколько примеров:

  • Она еще какая проныра!
  • Куда еще нас закинет судьба?
  • Задай ему этот вопрос! - Зачем еще?
  • Я не помню, как называлось кино. Там еще Андрей Полядковский играл.

В данных контекстах слово «еще» выступает в качестве частицы. С чем это связано? Дело в том, что к частице нельзя задать вопрос, так как она относится к служебной части речи. Собственно, этот факт и является главным различием между наречием «еще» и частицей, аналогичной по написанию и произношению.

Подведем итоги

Теперь вам известно, к какой части речи относится такое слово, как «еще». Следует отметить, что данная информация особенно поможет вам в том случае, если потребуется определить все члены того или иного предложения. Напомним, что чаще всего наречия выступают в нем в качестве обстоятельства.

Морфология- раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. Слово –

минимальная единица языка.

Каждое слово в русском языке относится к какой-либо части речи. Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

В языке части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.

Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество и т.д.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

3. Междометие и звукоподражания.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто?, что?.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?. Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов.

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться). Глаголы для речи очень важны, поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие – в одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других - особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие – может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация слов - это разделение их по классам, которые называют частям речи .
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение
- это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению , которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному.

Грамматическое значение существительного - «предмет». Оно выражается словами, отвечающими на вопросы: Кто?, Что?
Примеры: Кто?, Что? - нога, лампа, сын, Москва, золото, серебро, дворянство, юношество, добро, жадность.
Эти слова, конечно, передают разные значения: конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные, собственные. Для морфологии важно, что эти различия в значении выражены на морфологическом уровне. Например, большинство существительных с конкретным значением обычно имеет формы единственного и множественного числа: нога - ноги, а все остальные - только одну форму: либо единственного числа, либо множественного: Москва (собственное) - ед.ч., золото (вещественное) - ед. ч., дворянство (собирательное) - ед. ч., добро (абстрактное) - ед.ч. Но все эти слова одного класса. Они отвечают на одни вопросы, что отличает их от других классов слов, например от глаголов, которые отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать? и выражают грамматическое значение «действия»: гулять, прыгать, смеяться, драться, учиться .


Морфологические признаки -
это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет,
  • какие наборы форм есть у сло´ ва,
  • какими окончаниями эти формы выражены,
  • что эти формы выражают.

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж , другие свойственны только одному классу слов, например время . Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род . У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении -
это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

§2. Части речи

Внимание:

Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи - это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи :

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Местоимения
  • Глаголы
  • Наречия
  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы
  • Междометия

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание - наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться) по-разному.


Причастия и деепричастия

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол , либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида, времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия - по падежам и числам, а в единственном числе - по родам, а краткие - по числам и в единственном числе - по родам. А деепричастия вообще не изменяются.

Интерпретация 1 : причастие и деепричастие - это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий - это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия: и деепричастия: возводя - это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2 : причастие и деепричастие - самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий - это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно , а ему жарко . Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жарко - громко, тихо различаются.

Интерпретация 1 : все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2 : наречия и слова категории состояния - это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться. Учебники однозначно утверждают: это так. Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше - оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте.

§4. Служебные - самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Внимание:

Междометие - особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной.

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

  • Существительные - «предмет»
  • Прилагательное - «признак предмета»
  • Числительное - «число, количество, порядок при счете»
  • Глагол - «действие»
  • Наречие - «признак признака, признак действия»
  • Местоимение - «указание»

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какая классификация строится на основании грамматического значения слов, набора их морфологических признаков и синтаксической роли слов в предложении?

    • Членов предложения
    • Частей речи
  2. Может ли один и тот же морфологический признак быть общим у слов разных частей речи?

  3. Может ли один и тот же морфологический признак быть изменяемым у одних слов и неизменяемым у других?

  4. Могут ли слова одной части речи быть разными членами предложения?

  5. Могут ли слова разных частей речи быть одним членом предложения?

  6. Верно ли считать, что знаменательные слова делятся на изменяемые и неизменяемые?

  7. Какой частью речи является междометие?

    • Самостоятельной
    • Служебной
    • Ни той, ни другой
  8. Каким частям речи противопоставлено междометие?

    • Служебным
    • Самостоятельным
    • И тем, и другим, то есть всем
  9. Склоняются ли числительные?

  10. Спрягаются ли местоимения?

  11. Все ли самостоятельные части речи являются знаменательными?

  12. Все ли знаменательные части речи являются самостоятельными?

Правильные ответы:

  1. Частей речи
  2. Ни той, ни другой
  3. И тем, и другим, то есть всем
  • Как изменяются слова в русском языке? (для старшеклассников и тех, кто хочет в этом разобраться)

Вконтакте

Части речи и члены предложения

Члены

предложения

Части речи

Чтобы общаться, мы включаем слова в высказывания, строим из них предложения. Слова при этом взаимодействуют друг с другом.

В предложении слова становятся членами предложения.

Части речи – это разряды, или классы, слов, которые различаются по общему значению (предмет, признак, действие, количество и т.д.), по морфологическим признакам (род, число, падеж, наклонение, время, лицо, вид и т.д.), по синтаксическим признакам (роль в предложении).

Самостоятельные части речи

существ.

прилаг.

числит.

Место-

имение

Глагол

Причастие

Деепри-

частие

Наречие

Слова

состояния

предмета

Количество или

порядок при счёте

Указывает на

предм., призн.,

Действие

или состояние

Признак предмета

по действию

Добавочное

действие

действия

или признака

Состояние человека,

животного, природы.

Оценка действий

Кто это?

Что это?

Какой?

Сколько?

Который?

Кто? Что?

Какой? Каков?

Чей? Сколько?

Что делать?

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что сделавший?

Что делая?

Что сделав?

Как?Когда? Почему?

и др.

Как? Где? Куда?

Когда? Почему?

Зачем?

Как? Каково?

ветер, тишина, скорость, человек,красота,

бег, задира, Мария, Урал

добрый, красивый, беглый, глиняный, хлебный,

пятиэтажный, дядин, Мариин

пять, сто два,

третий, семидесятый,

две тысячи первый

Я, он, мой, такой, что, другой, иной, сам

Жить, ждать, спорить, радоваться, сомневаться, победить, устоять

Живущий, живший, ждавший, устоявший, радующийся,

радовавшийся

Живя, ожидая, устояв, победив, радуясь, стремясь

Смело, активно, справа, всегда, назло, нечаянно, в одиночку

Скучно, весело, сыро, грустно, тихо, душно, жарко,

Главные

Подлежащее

Кто? Что?

О чём, о ком говорится?

Обозначает предмет, о котором говорится в предложении

Сонный туман на лугах серебрится. Язык – это история народа

С горы хорошо видны мой дом и школа

И молодые , и старые как бы наперегонки косили. Смелый к победе стремится.

Мокрый дождя не боится.

И опять идут двенадцать … Пять – моя дюбимая цифра.

Я земной шар чуть не весь обошёл… Все собрались. Никто не молчал.

Что это ?.

Курить – здоровью вредить. Охранять природу – охранять Родину.

Жить хорошо!Подойти к брату было страшно

Осаждающие применили новые средства.

Встречающие вышли на перрон.

Светлое завтра в наших руках.

Сказуемое

Что делает? Каков?

Кто такой?

Что такое?

Обозначает действие, свойство предмета речи

Язык – это история народа.

Стремиться вперёд – цель жизни.

Жизнь прекрасна и удивительна. Ночь тёплая, тёмная, тихая.

Пятью пять – двадцать пять .

Я первый , ты второй .

Ты кто такой? Учебник мой!

Ум не замещает знания. Курить – здоровью вредить . Охранять природу – охранять Родину.Лучше всего увидеть его с утра

Вся комната янтарным блеском озарена.

Известно, что слоны в диковинку у нас. Жить хорошо !

Мне грустно потому, что весело тебе.

Второстепенные

Дополнение

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Обозначает предмет, на который направлено действие

С горы хорошо видно мой дом и школу.

Молодым везде у нас дорога…

К сорока прибавить семь получается сорок семь.

Люблю тебя , Петра творенье!

Леса учат человека понимать прекрасное. Я люблю скакать на горячей лошади.

Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и не жившим .

Я думаю о нашем завтра.

Определение

Какой? Чей? Который?

Обозначает признак предмета

Голова Машука дымится как загашенный факел. Встреча с друзьями состоится завтра

Из соснового бора пахнуло смолистым теплом.

Второй урок был в пятом кабинете.

Наша дорога пролегала через лес.

Бесконечна возможность познавать себя.

Сорванный цветок увял. Непрекращающийся дождь помешал прогулке.

Езда шагом меня не утомляла. Я люблю кофе по-турецки.

Приложение

Кто это? Что это?

Какой?

Определение, выраженное существительным.

Даёт предмету другое название

К ним пришёл Егор Лизунов, сосед , школьный завхоз . Космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? Отчего? Как? По какой причине? Каким образом?

В какой степени?Зачем? Для чего? С какой целью? При каком условии? Несмотря на что?

Характеризует действие или признак, а также условия, сопровождающие их.

С горы бежит поток проворный.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Мы остановились на ночлег у знакомых.

Ученье шло часа три-четыре

Я вышел на воздух освежиться

Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).

Волны несутся, гремя и сверкая .

И хорошо мне здесь остановить-ся.

В одиночку старые солдаты песни позабытые поют.

Служебные части речи

Членами предложения не являются

Предлоги

Выражают зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении

Непроизводные

В, на, за, у, через, при, перед, без, до, из, к, с, над, об, от, при, про и др.

Производные

Вследствие (= из-за), ввиду(= из-за), вместо, наподобие, насчёт (=о), в течение, в продолжение,

по причине, в целях, со стороны, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу

Союзы

Связывают однородные члены и простые предложения в сложном

Сочинительные

И, да, ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и, а, но, да (=а), однако, зато, же, или, либо, то – то, не то – не то, или - или

Подчинительные

Когда, пока, едва, лишь только, потому что, если, что, чтобы, раз, хотя, пускай, как, как будто, словно, так что и др.

Частицы

Вносят в предложение

различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Формообразующие

Пусть сильнее грянет буря! Давай поедем! (образует форму повелит. наклонения) Я сделал бы лучше.

Я б детей лечить пошёл (форма условного наклонения), пусть меня научат!(образует форму повелит. наклонения)

Отрицатльые

Чего сам не любишь – того людям не желай.

На небе ни облачка.

Модальые

Ли, разве, неужели

Указание

Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

Только, лишь, исключительно, почти.

восклицание

Что за, как.

Сомнение

Вряд ли, едва ли

Усиление

Даже, ни, и, же,ведь, уж, всё, всё-таки.

Смягчение, требование

Междометие.

Особая часть речи. Выражает, но не называет чувства и побуждения. Не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи

Выражает чувства, настроения

Ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу, ау.

Здравствуйте! Извините! Батюшки! Ужас! Спасибо!

Выражает побуждения

Прочь, вон, цыц, тсс, ну, ну-ну, эй, брысь, шабаш, атас, брось (курить),

Звукоподражательные слова

Передают различные звуки живой и неживой природы

Мяу-мяу! Гав-гав! Динь-динь! Бах! Хлоп! Кап-кап! Дзынь! Хи-хи-хи! Буль-буль!

Синтаксические свойства инфинитива

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции главных и второстепенных членов, что сближает ее с именем существительным, которое тоже имеет способность употребляться в значении любого члена предложения:

Подойти к брату было страшно (М.Горький). Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:

1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра (А.Грибоедов);

2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого (первая часть такого сказуемого всегда выражена фазисньм или модальным глаголом): Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов). Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л.Толстой);

3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем: Ты подкупать меня? (М.Салтыков-Щедрин) – подкупать «подкупаешь». Тут я кричать, а вода в рот льется (М.Шолохов) – кричать «закричал»; Он тебя бить, а ты стой на своем (В.Слепцов) - бить «будет бить».

Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой: Следовать за.мыслями великого человека есть наука самая занимательная (А.Пушкин). Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило, но неуютно (А.Толстой). «Жить – это знать!» - повторила Лиза (М.Горький). Оставаться в Богучарове становилось опасным (Л.Толстой).

В роли обстоятельства цели инфинитив выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок (А.Твардовский).

Инфинитив, нередко употребляющийся в роли несогласованного определения, поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете (М.Лермонтов). Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).

Иногда инфинитив при глаголах является дополнением. Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): В твою комнату я велю переселить Андрея со скрипкой (А.Чехов). Прошу уволить меня от дальнейших вопросов (К.Паустовский). Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А.Толстой).

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать): В этот день мы с утра сговорились пойти на каток (В.Катаев)

Знаменательные части речи

Знамена́тельные ча́сти ре́чи

Самостоя́тельные (знамена́тельные) ча́сти ре́чи
грамматические классы слов, называющие фрагменты действительности (предмет, событие, признак) и обладающие особой системой формообразования и словоизменения, которая определяется грамматической семантикой. В русском языке самостоятельные части речи – существительное, глагол, прилагательное, наречие, числительное .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Знаменательные части речи

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т.-е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая форма их может при произвольном внимании вызывать живое представление того предмета, знаком которого она служит. Служебные части речи это те, в которых значение слов лишено этой способности вызова представлений. Знаменательные слова отличаются узостью значения, а служебные - широтою. Наибольшей знаменательностью, а стало быть и узостью значения отличаются те, которые являются знаками представлений, отличающихся богатством признаков. На первом месте нужно, значит, поставить конкретные имена существительные: волк, камень, водяной; на втором - абстрактные существительные, производные от глаголов и прилагательных (ширина, чтение), имена прилагательные и глаголы, и на третьем, наконец, наречия. Эта классификация частей по убыли в них знаменательности объясняется тем, что знаменательность прилагательного и глагола выражается при сочетании с существительным (глубокая осень, серебристый ландыш, река ревет), а наречия - с тем же существительным через посредство глагола или прилагательного (Братья в ту пору домой возвращалися толпой - Пшк., златокудрая Эос, бледно-розовый закат солнца). Знаменательные слова 2-й и 3-й степеней в поэтической речи придают представлению особую яркость, когда они употреблены в качестве тропов. Служебные слова отличаются от знаменательных тем, что шире объем их сочетания с другими словами. Местоимение, напр., - он - приложимо ко всем существительным, числительное к счету всех предметов, а какое-либо прилагательное - широкий или золотой - употребленное в прямом значении, только к определенному кругу. Затем служебные части речи не могут употребляться в качестве тропов. Служебные части речи по убывающей в них знаменательности можно классифицировать так: 1) местоимение, 2) числительное, 3) предлог и 4) союз.

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "знаменательные части речи" в других словарях:

    Знаменательные части речи - ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т. е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая… … Словарь литературных терминов

    См. части речи …

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    Основные лексико грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории… … Словарь лингвистических терминов

    Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п … Википедия

    Части речи - Части речи классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и семантических (см. Семантика) свойств. Различаются знаменательные Ч. р. (существительное, глагол, прилагательное … Лингвистический энциклопедический словарь

    Основные классы слов языка, выделяемые на основании сходства их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и логико семантических (см. Семантика) свойств. Различаются знаменательные Ч. р. (существительное, глагол,… … Большая советская энциклопедия

    Части речи - классы слов, получаемые в результате анализа лексики на основе единства функцион. (синтаксич.), формальных (морфологич.) и содержат. (семантич.) признаков. Кол во Ч. Р. в разных яз. различно. Совр. рус. грамматика выделяет обычно 10 Ч. Р.: имя… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    знаменательные слова - Один из основных классов, наряду со служебными словами, на которые подразделяются части речи. Знаменательные слова могут быть членами предложения. Они обозначают отдельные понятия. От служебных слов они отличаются назначением, типом значения и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Грамматика испанского языка. Сборник упражнений , Киселев Александр Валентинович. Предлагаемый сборник содержит упражнения по основным темам грамматики испанского языка для неполной средней школы. В нем рассматриваются знаменательные и служебные части речи, различные…