Болезни Военный билет Призыв

Золотоордынские центры на территории мордовского края. История республики мордовия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Территория современного мордовского края стала осваиваться человеком, по всей видимости, в палеолите - древнем каменном веке, когда была заселена западная часть Среднего Поволжья. Однако наиболее ранние поселения в регионе относятся к мезолиту - среднему каменному веку (IX - VI тыс. до н. э.). Этим временем датируются стоянки людей на берегах рек и озер у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского района. Их хозяйство носило присваивающий характер и было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве. Климатические условия после отступления ледника приближались к современным.

Временем расцвета первобытного общества стал неолит - новый каменный век, датируемый в лесной и лесостепной зонах европейской части России V - первой половиной III тыс. до н. э. В это время появляются глиняная посуда, шлифование и сверление камня, возникает ткачество. До уровня мастерства доводится производство каменных орудий: топоров, наконечников копий и стрел, долот и т.п. Однако хозяйство остается присваивающим, основанным на рыболовстве и охоте. На территории Мордовии стоянки неолитических людей обнаружены по берегам рек Алатыря, Вада, Мокши (имеркские, каргашинские, машкинские и др.). Они относятся к волго-камской культуре (Волгапинское, имеркские поселения), которую некоторые исследователи (О. Н. Бадер, А. Х. Халиков) относят к древним финно-уграм. Кроме того, зафиксированы стоянки балахнинской культуры (Андреевское и имеркские поселения), которая входила в общность культур ямочно-гребенчатой керамики.

Дальнейшее освоение территории современной Мордовии связано с эпохой энеолита - медно-каменного века (середина III - начало II тыс. до н. э.), с которой связано появление металлических (медных) орудий труда. Наиболее типичными для региона являются поселения волосовской культуры в бассейнах Вада, Мокши и Суры. Население занималось охотой, рыболовством, собирательством, жило в полуземлянках, соединенных между собой. Характерны находки фигурок человека, животных, птиц и рыб из кремния (Широмасовская стоянка - антропоморфная фигурка, 2-я Каргашинская стоянка - бобр). В захоронениях встречаются амулеты из зубов животных. Большинство ученых пишут о финно-угорской принадлежности волосовцев. Кроме того, в мордовском крае обнаружены поселения племен имеркской культуры (названа по памятнику у озера Имерка Зубово-Полянского района). Они жили в полуземлянках в поймах рек, на песчаных дюнах. К памятникам имеркской культуры относятся поселения у с. Волгапино, Новый Усад, Широмасово, рабочего поселка Ширингуши, озера Машкино.

Переход к производящим отраслям хозяйства (земледелие и скотоводство) связан с бронзовым веком, который датируется в мордовском крае первой четвертью II тыс. - VIII - VII вв. до н. э. В этот период регион постепенно превращается в зону контактов различных цивилизационных пластов, поскольку на территорию Мордовии проникают племена балановской, абашевской, примокшанской и срубной культур и начинают взаимодействовать с местным населением.

Балановские племена являлись частью более широкой фатьяновской культуры и первоначально занимали территории к югу от Прибалтики, междуречье Днепра и Волги. На рубеже III - II тыс. до н.э. они переместились на Волгу по Десне, Оке, Мокше, Суре. Большинство специалистов относят эти племена к протобалтийской ветви индоевропейцев. Их основным занятием было скотоводство, сочетаемое, видимо, с подсечно-огневым земледелием. На территории Мордовии такое поселение впервые было обнаружено П. Д. Степановым (Ош Пандо у с. Сайнино Дубёнского района). Кроме того, известны курганные могильники у с. Чукалы, Андреевка, Киржеманы.

Абашевцы принадлежали, по всей видимости, к древним индоиранцам и заселяли во второй-третьей четверти II тыс. до н. э. Подонье, Среднее Поволжье и юг Урала. Основным занятием было скотоводство. Известны курганы абашевцев у с. Старое Ардатово, Киржеманы.

Примокшанская культура была выделена П. Д. Степановым в 1950-е гг. и связывалась им с индоевропейскими племенами Подонья. Племена примокшанской культуры селились на высоких береговых мысах (у с. Журавкино, Теньгушево, Паево и др.).

Срубная культура была распространена в середине и второй половине II тыс. до н. э. в степях и лесостепях Восточной Европы от Урала до Днепра. Срубники занимались скотоводством, земледелием, бронзовой металлургией. Их памятники известны вдоль р. Большая Сарка, Инсар, Нуя, Пьяна. Широко распространены курганные могильники (у с. Кочкурово, Семилей, Пиксяси, Алово, Атяшево и др.), поселения исследованы у с. Аксеново, Берсеневка, Киржеманы.

На основе взаимодействия пришельцев с местным населением сложилась поздняковская культура (середина II - начало I тыс. до н. э.), племена которой занимались скотоводством и металлообработкой, земледелие играло вспомогательную роль. Памятники поздняковцев известны у с. Куликово, Кураево (Теньгушевский район), Шаверки (Краснослободский район), Жабино (Ардатовский район).

Железный век (VII в. до н. э. - начало н. э.) явился закономерным этапом освоения территории Мордовии, последовавшим за эпохой бронзы. На данном этапе регион полностью был заселен племенами городецкой культуры, финно-угорскую принадлежность которой никто не оспаривает. Их хозяйство было комплексным, сочетающим лесное животноводство, подсечное земледелие, охоту и рыболовство. Сырье для железных орудий было местным. Типичными поселениями были городища и селища (Нароватовское, Самозлейское, Каргашинское, Теньгушевское и др.). Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племен.

«Перерастание» городецкой культуры в древнемордовскую в первых веках н. э. связано с целым рядом внутренних и внешних факторов. Наиболее ранним памятником древней мордвы принято считать Андреевский курган в Большеигнатовском районе (первые века н. э.), где обнаружены прототипы многих мордовских вещей: глиняная посуда, разнообразные украшения (сюлгамы, височные подвески с грузиком, нагрудные бляхи). Обширность расселения древнемордовских племен способствовала обособлению северного населения (современная Нижегородская область), которое стало основой формирования мордвы-эрзи, и южного (Верхнее Посурье, Верхнее и Среднее Примокшанье), ставшего основой мордвы-мокши. Формирование бинарности древнемордовской этнической общности происходит во второй половине I тыс. н.э.

Кроме того, на территории современной Мордовии в I тыс. н.э. проживали родственные мордве рязанско-окские племена (северо-запад современной РМ) и пришлые племена именьковской культуры (Среднее Посурье), которые многие исследователи связывают со славянами.

На протяжении I тыс. н. э. мордва имела интенсивные связи со славянами, хазарами, волжскими булгарами, аланами, соседними финно-угорскими народами. К началу II тыс. н. э. на передний план выдвигаются связи со славянами и оформившимся Древнерусским государством, в орбиту которого оказались втянуты западные мордовские кланы. Об этом свидетельствуют находки подвесок со знаками Рюриковичей (Кельгининский могильник), русского дружинного вооружения и т.п. Существенную роль в этом процессе сыграли походы князя Святослава на Хазарию и последующая политика русских князей в средневолжском регионе.

С. Д. Эрьзя Российский и советский художник, скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, настоящая фамилия Нефёдов принадлежал к этнической группе мордвин - эрзя, отсюда псевдоним. Родился 27 октября (8 ноября) 1876 в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). Скульптор с мировым именем, он наиболее известен как мастер резьбы по дереву. Самая большая коллекция хранится в. Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Творил в стиле модерн. Во время Гражданской войны чуть не погиб. С разрешения советского правительства в 20 -х годах уехал в Париж делать персональную выставку. А потом - в Южную Америку (в Аргентину). В 1951 году вернулся на родину с огромной коллекцией произведений из дерева, мрамора, бронзы. Его выставки в Москве пользовались огромной популярностью. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы посмотреть его работы

Еще одним человеком, прославлявшим наш край, был художник Ф. В. Сычков (1887 -1958). Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы. В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин - русские и мордовские крестьяне. Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд знаменитого художника высоко оценен. Он был награждён орденом «Знак Почёта» , ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовии. Много картин посвятил мордовскому народу Сычков - живописец.

Р. М. Беспалова 21 января 1925 года родилась народная артистка России Раиса Макаровна Беспалова. Эта женщина внесла заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связала свою творческую судьбу с Саранском. Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии. Почитатели вокального таланта с любовью называли ее не иначе как «мордовский соловей» , сравнивая с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предметом поэтизации.

Ф. Ф. Ушаков Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки.

Огарёв Н. П. Имя поэта и публициста Николая Платоновича Огарева носит крупнейший вуз Поволжья - Мордовский государственный университет. . Памятник Н. П. Огареву установлен у главного корпуса Мордовского университета, а строка из стихотворения «Юноше»: «Учись! Пойми, что знание есть власть» - стала девизом студентов, гордо именующих себя «огаревцами» .

А. И. Полежаев На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. В Саранске провел годы раннего детства. Трудящиеся Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги

Первый мордовский поэт – Дорофеев Захар Федорович родился 24 марта 1890 г. в селе Салазгорь Торбеевского района Мордовии. В 1912 г. в Москве, Дорофеев издал букварь и книги для чтения на мордовском языке.

В. Н. Дежуров. Владимир Дежуров - единственный космонавт уроженец Мордовии. Свой полет он совершил 14 марта 1995 года в составе международного российскоамериканского экипажа на корабле «Союз ТМ-21» (В. Дежуров (командир), Г. Стрекалов и американский астронавт Н. Тагард). В течение 79 суток ему и его коллегам предстояла сложная научная работа на орбитальной станции «Мир» . После возвращения, наш земляккосмонавт был удостоен звания Героя Российской Федерации

М. П. Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного. Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребенком в семье. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен памятник-реалия - самолет Ми. Г-17 - в честь героического побега М. П. Девятаева из фашистского плена.

М. Е. ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич , мордовский учёный-просветитель, педагог, написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Имя М. Е. Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке, улице г. Саранска, также Малокармалинской средней школе Ибресинского района Чувашской Республики, здесь же воздвигнут памятник и организован музей им. Евсевьева, который постоянно пополняется новыми экспонатами. Наш земляк награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны.

История мордовского народа многогранны и интересна, как и история любого другого этноса России. Каждая ее страница полна событий, фактов и домыслов, знание которых и рождает понимание – кто есть такие мордва. Из чего складывается история народа? География расселения, природа, развитие взаимоотношений с другими этносами… Все эти факторы по отдельности и вместе взятые формируют хозяйственный уклад жизни, антропологический тип, духовный мир и культуру.

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения.

Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по¬ловцы, монголы.

Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни.

Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельскохозяйственных работ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи, поклонялись богам плодородия.

После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию. Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерниях. В это время большинство представителей мордвы от язычества перешли к православию.

И конечно все историки сошлись во мнении, что самыми характерными чертами мордвы, так называемыми национальными качествами, являются упорство, застенчивость, не расчетливость и невысокая коммуникабельность.

Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. «Шумбрат!» – именно так приветствуют гостей на мордовской земле уже много столетий подряд. Шумбрат, мы рады гостям!

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э.

В конце 14 века начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества.

Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию.Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек.

География расселения во многом определяет важные факторы его истории.
Природа формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование антропологического типа народа. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством. Важным фактором формирования антропологического типа являлись и структура питания и тип жилища. Растительная пища мордвы не отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще, традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских - раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани (древнего изобретения финнов).

Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими, германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго- восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо- западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена.
Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы. Самое крупное нашествие началось в 1237 г. - нашествие Батыевых орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервавшее естественноисторическое развитие.

В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в
Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изделия из дерева, глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества и распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская, зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях дальнейшего развития производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни, прославляется Тюштя - вождь и правитель мордовского народа.

В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные образования: у мокши - в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе с князем Пурешом, у эрзи - в Окско-Сурском междуречье во главе с князем
Пургасом (это было еще до вторжения орд Батыя). После нашествия южно- мордовские земли практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь и в районе Мурома.

В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования
(в документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Московское княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса мордовских князей произошло в период разложения первобытного общества. У мордовских князей были свои владения, и они были относительно самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия русских и татарских князей вынуждала их формировать военные дружины. В 1392 г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393 г. Мещера населенная мордвой - мокшей и эрзей добровольно признали власть
Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли службу у них, обороняя русскую территорию. К 15 в. право верховного распорядителя мордовскими землями присвоил себе московский великий князь, который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в. мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих князей. В конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. - титул царя. В 16 в. сложились централизованные органы власти - приказы. Мордовским краем управляло несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском, Нижегородском, Арзамасском,
Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители мордвы, а позднее участвовали в охране границ Русского государства. Мордва расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в симбирский, саратовский, башкирский и другие края.

В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян: дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время происходит изменение в развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была проведена перепись и за деревнями закреплялись определенные земли.
Мордовские крестьяне прикреплялись к записанным за ними землям. Ясак взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля.
Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины, пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас,
Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи с
Москвой.

Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в.
Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представителями власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла острый характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала силу народных масс.

Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в короткий срок перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восстания
Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии, много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под предводительством Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к сокращению мужского населения и запустению многих крестьянских дворов.
Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении дружественных отношений.

Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизилось. В мордовских землях многие дворяне получили земли, появились все категории крестьян. Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние русских на все стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти была направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и усиления гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала мордва.

Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя на территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы
Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в. появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из причин появления новых сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и некрещеные жили отдельно.

В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально- крепостнических порядков и усиление национально-колониального гнета, в мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством.
Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться к культуре в духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация мордвы. Но были и утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие культурные ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1-го тыс. н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых эрзянский и мокшанский стали языками. В них имеются диалекты и говоры, что обусловлено рассеянностью мордвы по огромной территории среди русскоговорящего населения. Характерные черты мордвы
(национальные качества) - упорство, застенчивость, не расчетливость, невысокая коммуникабельность.

К началу 20 в. ареал мордовского народа охватывал всю Россию.
Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и
Самарской губерниях. Родным считали мордовский язык более 1 млн. человек
(по переписи 1897 г.), численность составляла 1,2 млн. В основном от язычества они перешли к православию. 98% мордвы были крестьянами, около 1%
- мещанами, остальное - духовенство, казаки, дворяне и купцы.

Мордовия к началу 20 в. была типичным аграрным районом России. По переписи 1911-1912 гг. 97% - крестьяне. Административно крестьяне объединялись в сельские общества и волости. Внутриобщинная жизнь регулировалась демократическими традициями, выработанными вековым опытом.
Важные вопросы решал сельский сход, выбирался староста, утверждались сотские и десятские (от каждого сотого и десятого двора). Они помогали старосте выполнять организационные, фискальные и полицейские функции.
Основной административной единицей управления в сельской местности была волость. Они организовывались не по национальному признаку, а по территориальному. Во главе стояли волостные старшины с избираемыми волостным сходом правлениями. Волостной сход составляли волостное правление, старосты и наиболее зажиточные крестьяне (по одному от десяти дворов). Волостной старшина утверждался земским начальником и мог им быть отстранен. Волостной суд решал простые правовые вопросы и споры. Жалование получали только волостной старшина и писарь.

Крестьянское хозяйство было достаточно эффективно без помощи государства в условиях феодального государства. Работа в нем велась большую часть суток летом, при любой погоде. Крестьянское хозяйство могло существовать только при интенсивном ведении. Зимой было время для занятий промыслами. Из-за малоземелья использовался каждый клочок земли, тягловая сила - лошадь. Экономически крестьянское хозяйство было неустойчиво, т.к. в случае плохих погодных условий случался неурожай, из-за падежа скота хозяйство разорялось. Для обеспечения развивающегося капиталистического государства экономическая система мелких индивидуальных хозяйств, объединенных в общины, основанных на физическом труде мужчин-работников
(т.е. экстенсивный способ ведения хозяйств), становилась малоэффективной.
Экономическое положение крестьян определялось прежде всего землевладением и землепользованием. Лучше всего землей были обеспечены бывшие государственные крестьяне из русско-мордовских и мордовских общин - по 8,5 десятин на двор. Наименьшими наделами владели русские бывшие помещичьи крестьяне - по 4,1 десятин. Обеспеченность рабочим скотом по сравнению с большинством районов России было хорошее. Основными сельскохозяйственными культурами являлись рожь и овес. В южных районах возрастала доля пшеницы.
Население Мордовии производило хлеб для своего обеспечения и уплаты налогов. Товарное зерно выращивалось только на 10% площадей, это шло на налоги. Для поддержания семьи приходилось подрабатывать промыслами и работой на стороне. Только земледелием было невозможно обеспечить средний уровень для семьи.

Первая мировая война обострила все социально-экономические противоречия в крестьянской среде и это вылилось в первую русскую революцию
1905-07 гг. Это вылилось на мордовской земле в основном в форме крестьянского движения, направленного на ликвидацию удельного, казенного, монастырского и помещичьего землевладения. В борьбе был и национально- освободительный аспект - борьба мордовских крестьян против русских помещиков. Большую роль в оформлении крестьянского движения в политическую силу сыграл 1 съезд Крестьянского союза летом 1905 г. Массовые выступления крестьян нарастали, основной силой в подавлении крестьянских бунтов были регулярная армия и казачьи части. Результатом первой революции было радикальное изменение политической ситуации: дворяне-помещики утратили свое превалирующее положение, упал авторитет местных властей и самодержавия, крестьянская община практически стала неуправляемой.

Аграрная реформа Столыпина не достигла социальных целей на мордовской земле. Плохо организованное переселение мордовских крестьян за пределы своих земель к 1912 г. вызвал возвращение многих из них, разоренных, лишенных земли и всех средств к существованию. Кризис первой революции и массовых выступлений перевернула национальное сознание мордвы - пропал страх перед властями, русские помещики утратили свое влияние на них. Это одна из причин наравне с социально-экономическими привела к революции 1917 г. После февральской революции началась реорганизация системы управления, образуются волостные управы и комитеты становились органами крестьянской власти, но Временное правительство не смогло их подчинить себе.

В мордовском крае протекали те же социально-экономические процессы, что и во всей России. Разрушение старого административного аппарата не сопровождалось созданием нового. Осенью 1917 г. начинается новый подъем крестьянского движения. Решение 2 Всероссийского съезда Советов о ликвидации частной собственности на землю привели к усилению восстания под руководством органов крестьянского самоуправления. Это было повторением пугачевщины. Были разрушены и сожжены многие поместья, что привело к экономическому и культурному ущербу. Но это движение не могло решить все наболевшие вопросы и удовлетворить земельный голод. Уравнительный дележ земли часто вызывал споры и столкновения между волостями и сельскими общинами, зачастую вооруженные. Первые коллективные хозяйства стали возникать в 1917 г., к концу 1918 г. их земли составляли 7% от всей площади. В них вступали в основном беднейшие крестьяне и они играли скорее идеологическую, чем экономическую роль. После 1917 г. власть Советов устанавливается в Мордовии в январе-марте 1918 г. За редким исключением
Советы взяли власть на мордовской земле безболезненно. Весной 1918 г. начали формироваться органы власти на селе - комбеды и продотряды, но их создание натолкнулось на сопротивление значительной части крестьянства, против выступили организации левых эсеров, пользующихся поддержкой крестьян. Наличие на селе параллельных органов власти - комбедов и волостных Советов вызывало конфронтацию. Комбеды занимались реквизированием хлеба, перераспределением земли, сельхозинвентаря, организовывали артели и коммуны. В тех волостях где комбеды брали власть в свои руки, они выполняли и функции волостных Советов. Осенью 1918 г. было принято решение о перевыборе Советов под контролем комбедов и роспуск последних. Таким образом коммунистами была создана жесткая централизованная система управления. Крестьянские Советы находились под неусыпным контролем местных партийных ячеек и не имели полной самостоятельности. Мордва позволила большевикам установить свою систему власти, поддержав Декларацию прав народов России, обещавшую отмену национальной дискриминации.

Гражданская война стала настоящей трагедией для всех народов России. В районах Пензы и Самаре происходили крупные события по подавлению мятежа чехов и словаков, который закончился разгромом и расстрелом мятежников.
Большую роль в этом сыграла дивизия Чапаева - легендарного героя сына крестьянина-мордвина. В его дивизии входило много мордвы. С другой стороны в белом движении было тоже много представителей мордвы. В результате гражданской войны и политики «военного коммунизма» производительные силы страны были подорваны. Продразверстка и диктатура большевиков приводила к сокращению производства хлеба, пропадал экономический стимул у крестьян при постоянной и жесткой политике изъятия излишков. Зачастую они изымались не только у кулаков, но и у середняков. В некоторых случаях организация коллективных хозяйств натыкалась на сопротивление. Но постепенно происходит окончательное подчинение крестьянских органов власти коммунистической диктатуре. Этому способствовала не только военная сила, но и национальная политика - на местах в руководство стали вводить мордву, чего раньше не было. Разумеется это не могло не найти отклика в мордовском народе.

Последствиями Гражданской войны явилось падение объемов промышленного производства в 7 раз, валовой продукт сельского хозяйства в 1920 г. составил только две трети от довоенного. На территории Мордовии тоже сократились площади посевов, но поголовье скота сохранилось, практически исчезли безземельные крестьяне. В целом отрицательные последствия войны на мордовской земле оказались менее губительными, чем в среднем по России. Но самым отрицательным результатом было отсутствие стимула к производству продукции на селе в условиях продразверстки и свертывания свободной торговли. Обострялось политическое и силовое противостояние органов власти и крестьянства, в результате экспроприации и карательных акций. Гражданская война была навязана мордовскому народу политическими партиями, преследовавшими свои цели и принесла многочисленные материальные и человеческие потери. Погибли десятки тысяч мордвинов от боевых действий, эпидемий и голода, но численность мордвы из-за высокой рождаемости не уменьшилась и составила в 1920 г. 1,15 млн. человек.

В 20-е годы стояла задача преодоления экономического и политического кризиса. В 1920-21 гг. происходят мощные вооруженные выступления крестьянства против власти на территории мордовского края. Жестокие карательные акции не давали результатов. В это время политика «военного коммунизма» с ее продразверстками и засуха привели к голоду, и отсутствию в хозяйствах семян для сева. В ряде уездов Поволжья голодало до 95% крестьян.
В прессе была развернута пропаганда компании по помощи голодающим, большое содействие оказывали международные организации. Но этого было недостаточно, массовая смертность уменьшается только с новым урожаем 1922 г. Мордовский край находился в центре пораженного неурожаем и голодом региона, в результате чего погибло десятки тысяч людей, кроме того последствием явилось огромное негативное воздействие на нравственность и физическое и психологическое состояние мордвы.

Голод и людские и материальные потери 1921-22 гг. провалили попытку восстановления хозяйства методами военного коммунизма. Начался переход к нэпу, предусматривавшему: установление твердой денежной системы, бездефицитный бюджет, хозрасчет на предприятиях, сдачу в аренду мелких и средних предприятий частным лицам. В этих условиях выходит новый Земельный кодекс, в котором устанавливалось, что земли национализировались и запрещалась купля и продажа земли, исключалось слово «владение» и вводилось
- «пользование». С другой стороны земледельцам предоставлялось право для защиты прав на землю и различных форм деятельности на ней. Социально- политическая и экономическая ситуация была благоприятной для развития мордовского народа, для восстановления жизненных сил после потрясений 1917-
22 гг. Но в конце 20-х годов началась ломка нэпа. Впервые вопрос о мордовской автономии был поставлен на съезде мордовских коммунистов в
Самаре в 1921 г. В 1928 г. после нового административного районирования
Среднего Поволжья в составе Средневолжского края был образован Мордовский округ, который 10 января 1930 г. преобразован в Мордовскую автономию, 20 декабря 1934 г. - в автономную республику. Первое руководство Мордовии верно оценило ее потенциал и возможности. И выработало реальный план развития, успешно реализованный в 1928-29 гг. Однако решение партии во главе со Сталиным о форсированной индустриализации и коллективизации ввергло деревню в экономический хаос. Кроме того, во второй половине 30-х годов к руководству пришли выдвиженцы с невысоким уровнем образования, в руководстве не осталось ни одного мордвина, что повлекло саботаж национального строительства и противостояние «русские - мордва», «эрзя - мокша», и не создавало благоприятных условий для социально-экономического развития. В результате коллективизации, репрессий и казней 30-х годов мордовский народ понес огромные потери, намного превышающие от Гражданской и первой мировой воин и голода 20-х. Это свелось не только к снижению численности, но и к разрушению многовекового уклада крестьянства, представлений о нравственности и морали. Депортация с коренных земель более
300 тыс. человек нанесла удар по генофонду. Репрессии уничтожили большую часть мордовской интеллигенции. Оставшиеся после репрессий национальные кадры были в основном представлены людьми пренебрежительно относящимися к культуре и истории мордвы, к языку. Мордовская автономия не только не выполняла своей функции национального развития, но даже тормозила ее. Тем не менее мордва продолжала оставаться одним из крупных народов страны достойно проживая свою историю вместе с русскими и другими народами, Прошли
Великую отечественную войну, приняв героическое участие, затем восстановление экономики и возрождение национальной культуры.

Сейчас Мордовия - аграрно-промышленная республика в составе Волго-
Вятского экономического района. Развиты машиностроительные отрасли: точное машиностроение, приборостроение, светотехника, производство полупроводников, а также пищевая промышленность. Саранск - столица и крупный культурный и студенческий город.

Территория республики 26,2 тыс. кв. км. Численность - 955 тыс. чел
(1996 г.). В республике проживает более 50 национальностей. Мордва составляет 32,5%, русские - 60,8%, татары - около 5%. Средний возраст населения 37,1 года. В республике 7 городов: Саранск (проживает около 320 тыс.), Рузаевка, Ковылкино, Краснослободск, Ардатов, Инсар, Темников.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИИ И МОРДОВИИ.
На территории РФ проживает 142 народа. Среди них преобладают славянские народы (125 млн. из 147) в том числе большинство составляют русские (82%).
Р самое крупное славянское государство в мире. В мире 400 млн. славян из них 2/5 проживает в Р. 99% жителей Р имеют свои национально-государственные образования, границы которых совпадают с ареалом проживания местного населения. В Р проживают татары, чуваши, украинцы, белорусы, мордва, марийцы удмурты и т.д. они отличаются по языку, укладу жизни, обычаям, традициям, культуре, трудовыми навыками, внешними признаками. Но самый устойчивый признак - язык.

Поэтому население Р делится на языковые семьи:
1. Индоевропейская (89% населения Р): славянская, балтийская, германская, романская, иранская, армянская, индоарийская.
2. Северокавказская (2,4%): абхазско-адыгейская, анахско-дагестанская.
3. Уральская (2%): финно-угорская, самодийская, юкагирская.
4. Алтайская (6,8%): тюркская (татарская), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчадальская, эскимосо-алеутская.

В настоящее время национальный состав меняется. Последняя перепись
(1989 г.) отметила рост жителей малых и коренных народов Р. Русские замедлили темпы прироста. Если в 1979 г. русских было 84,4%, то в 1989 г. -
81,5%.

Мордовский народ сохранил численность населения, всего в Р проживало 1 млн. 350 тыс. человек (в 1926-39 гг.). В республике Мордовия мордва составляет 32%, в республике эрзян - 160 тыс. (проживают на востоке республики), мокшан - 180 тыс. (проживают на западе). Русские в республике составляют 60%, татар 5%, есть украинцы, чуваши. В результате ассимиляции начал утрачиваться родной язык мордвы т.к. языком межнационального общения стал русский.

ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МОРДОВИИ
На территории Мордовии не имеется крупных месторождений, но есть месторождения более 10 полезных ископаемых, среди которых важными являются строительные материалы. Это - фосфориты, минеральные краски, бурый железняк, сланцы, цементное сырье, глины, песок и песчаник, гравий, известняк. Крупнейшие месторождения мергелево-меловых пород используются для произ-ва цемента и расположены на востоке М в Чамзинском и
Большеберезниковском р-нах. Широко распространены на востоке республики и залежи мела и мергеля. Известняки более распространены на северо-западе республики, разрабатываются полукустарным способом. Для строительства и покрытия дорог используется песчаник, который есть во многих р-нах М особенно много его около Саранска, Ардатова и Больших Березников. Много глин имеется в М: кирпичных, огнеупорных, гончарных, для фаянсового произ- ва и др. Самые ценные используются в произ-ве кирпича и находятся в
Рузаевском р-не и возле Саранска. Большое значение имеет торф, есть около
30 месторождений, 2/3 сосредоточено в р-не р. Мокша и Вад Его используют в с/х как удобрение и для отопления в домах и котельных. В качестве топлива используют и сланец, небольшие запасы которого есть на северо-востоке. Для местных нужд используется и фосфориты, основные залежи в Краснослободском р- не. Запасы бурого железняка невелики и его добывали до 20 в. Мореный дуб - своеобразное ископаемое сырье, применяемое в мебельной пром-ти. Им интересуются не только в России, но и за границей, но ведется небольшая добыча сырья. Достаточные ресурсы леса - 525 тыс. га, покрыто смешанными хвойно-широколиственными лесами на западе и северо-западе республики. Этого достаточно для собственной лесной и лесодобывающей и лесохимической отрасли. Объем лесозаготовок не велик и соответствует естественному приросту древесины. Эти запасы минеральных ресурсов не достаточно для М и приходится их завозить.

Агроклиматические и земельные ресурсы. Рельеф поверхности республики представляет собой равнину, несколько возвышенную и холмистую в юго- восточной части, ровную, низменную преимущественно в долинах реки Мокши и ее притоков, на западе и северо-западе. 58% земельных ресурсов составляют земли, используемые в с/х. Агроклиматические условия М достаточно благоприятны для развития многих отраслей с/х. Тепла достаточно для выращивания озимой ржи, яровой и озимой пшеницы, овса, картофеля, конопли, кормовых культур. Осадки - наименее устойчивый элемент климата. В среднем за год их выпадает 450-500 мм. В связи с небольшой протяженностью республики с запада на восток, различия в их количестве по территории незначительны. Большая часть осадков выпадает в летнее время. К неблагоприятным климатическим условиям относятся суховеи, кроме того, снижают эффективность с/х произ-ва повторяющиеся практически каждый год ранние осенние и поздние весенние заморозки, ливневые осадки и т.д. В целом же относительная однородность агроклиматических условий свидетельствует о большом влиянии на территориальную организацию с/х республики других компонентов природной среды, прежде всего почв. Почвы М различны по плодородию и при правильном использовании могут давать высокие урожаи.
Почвенный покров отличается большим разнообразием. Географическое положение
М в регионе с достаточно благоприятным умеренно-континентальным климатом, сочетанием плодородных черноземных и менее качественных серых лесных почв способствует развитию многоотраслевого с/х с произ-вом зерна, картофеля, сахарной свеклы, мяса крупного рогатого скота, свиней, молока. Для почв М наиболее характерно сочетание выщелоченных и оподзоленных черноземов и комплекса серых лесных почв с небольшим распространением дерново- подзолистых почв. Наиболее ценными являются выщелоченные и оподзоленные черноземы, занимающие более 44% пашни.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗ-ВА МОРДОВИИ
Освоение земель, на которых расположена современная территория Мордовии началось в 16-17 вв. На этой территории развивалось земледелие и пром-ное произ-во на помещичьих и государственных мануфактурах - суконные фабрики, винокуренные и др. Саранский уезд - был слабо развитым и в пром-ти и с/х.
Техническая оснащенность помещичьих и крестьянских хоз-тв была слаба, в основном работы велись вручную, животноводство - слаборазвито. Пром-ть состояла из 50 полукустарных предприятий, которые перерабатывали с/х и лесное сырье, из них 29 - винокуренных. Коренным образом все изменилось после 1917 г. Республика из отсталой аграрной превратилась в аграрно- промышленную с современной индустрией и интенсивным с/х. Ведущее место занимает пром-ть. В г. Саранске, Рузаевке, Ковылкино возникли современные произ-ва. В годы ВОВ в М были переброшены несколько заводов из западных р- нов страны. Расширялось и произ-во существующих заводов.

На развитие народно-хозяйственного комплекса М оказывали влияние отрицательные факторы:
. не было накоплено достаточно основных фондов (пром-ные предприятия в основном мелкие, с/х отсталое),
. отсутствовал крупный организационный центр,
. природные условия не способствовали развитию произ-ва (отсутствие сырья).

Положительные факторы: выгодное ЭГП, наличие трудовых ресурсов.
Развитие хоз-ва шло медленней, чем в др. областях Волго-Вятского р-на.
Только к концу 65г стоимость валовой пром-ной продукции превысила стоимость с/х продукции. В структуре пром-ти сохранялась большая доля легкой и пищевой пром-ти.

Сейчас в М работает более 250 крупных пром-ных предприятий машиностроительных, металлообработки, пром-ти строительных материалов, лесной бумажной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой пром-ти.
Большинство предприятия оснащены современной техникой, автоматизированы и механизированы. Крупнейшие предприятия: Саранский электроламповый завод
(объединение Лисма включает завод и научно-исследовательский институт), завод Электровыпрямитель (у которого крупная научно-исследовательская база), Саранский завод автосамосвалов, Центролит, Резинотехника, Биохимик, заводы выпускающие стройматериалы (цемент, кирпич и т.д.).

Территориальная организация пром-ти М имеет особенность - основная ее доля приходится на Саранск и Рузаевку. Налицо неравномерность и нерациональность в размещении. В настоящее время ТПК РМ продолжает формироваться. В структуре валовой продукции пром-ти более 50% приходилось в 1992 г. на предприятия машиностроения и металлообработки, более 5% на строй материалы, более 6% на продукцию легкой и более 12% на продукцию пищевой пром-ти. Предприятиями российского значения являются почти 80% предприятий. Предприятия средств произ-ва составляют 80%, а предприятия выпускающие предметы потребления - 20%.Сырье для пром-ти в основном привозное, т.к. На территории М не имеется крупных месторождений, но есть месторождения более 10 полезных ископаемых, среди которых важными являются строительные материалы (цементное сырье, глины, песок и песчаник, гравий, известняк).

Для комплексного развития пром-ти и всего хоз-ва республики важное значение имеет совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых связей.
Сейчас они формируются в условиях экономической реформы.

ГЕОГРАФИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОРДОВИИ
В начале 20 в. на территории современной Мордовии было около 50 мелких предприятий, на которых работало около 2 тыс. чел. Современная структура пром-ти сформировалась в середине 20 в. Комплекс ее отраслей все еще дополняется. В структуре валовой продукции пром-ти более 50% приходилось в
1992 г. на предприятия машиностроения и металлообработки, более 5% на строй материалы, более 6% на продукцию легкой и более 12% на продукцию пищевой пром-ти. Предприятиями российского значения являются почти 80% предприятий.
Предприятия средств произ-ва составляют 80%, а предприятия выпускающие предметы потребления - 20%.Сырье для пром-ти в основном привозное. Сейчас в
М работает более 250 крупных пром-ных предприятий машиностроительных, металлообработки, пром-ти строительных материалов, лесной бумажной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой пром-ти. Большинство предприятия оснащены современной техникой, автоматизированы и механизированы.
Крупнейшие предприятия: Саранский электроламповый завод (объединение Лисма включает завод и научно-исследовательский институт), завод
Электровыпрямитель (у которого крупная научно-исследовательская база),
Саранский завод автосамосвалов, Центролит, Резинотехника, Биохимик, заводы выпускающие стройматериалы (цемент, кирпич и т.д.).

Территориальная организация пром-ти М имеет особенность - основная ее доля приходится на Саранск и Рузаевку. Налицо неравномерность и нерациональность в размещении.

Важную роль в развитии пром-ти играет энергетика. В М собственных топливно-энергетических и гидроресурсов нет. Поэтому энергетика работает на привозном сырье. Большое значение имеют газопроводы, проходящие через М.
Доля газа в топливно-энергетическом балансе составляет 50%. Сейчас в М действует четыре ТЭЦ. Проблема энергообеспечения стоит очень остро, решается вопрос о строительстве тепловой электростанции.

Ведущая отрасль пром-ти М - машиностроительная. Удобное транспортно- географическое положение, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, научно-исследовательской базы, отсутствие собственных сырьевых ресурсов обусловили развитие здесь нематериалоемких, но трудоемких произ-тв.
Электротехническая отрасль (Лисма, Электровыпрямитель) расположены в
Саранске, филиалы расположились в Рузаевке, Ардатове, Темникове, Чамзинке,
Атюрьеве Но в последние годы объемы произ-ва упали более чем на 60%. Такое же падение имеется и в остальных отраслях пром-ти. Рост наблюдается только в отраслях, производящих предметы потребления. Изменяется и структура машиностроения, появляются новые отрасли, выпускающие сложную бытовую технику (телевизионный завод). Автомобилестроение представлено филиалом
ГАЗа - саранским заводом автосамосвалов, на эту отрасль работают Саранские заводы - Центролит и Резинотехника. В Елховке произ-во дорожно-строительных машин. Многие предприятия занимаются ремонтом автомобильной техники, локомотивов тепловозов, с/х техники. Передельная металлургия представлена в
М заводом Центролит. Химия представлена Биохимиком (лекарственные препараты) и заводом Резинотехника (произ-во резинотехнических изделий для автомобильной пром-ти). Все эти заводы в Саранске.

На западе М расположено единственное крупное предприятие лесохимии завод Дубитель (дубильные экстракты, канифоль, скипидар и т.д.).

На востоке М развита строительная отрасль. Она развивается на собственном сырье (производят кирпич, черепицу, цемент, шифер, асбестовые трубы и т.д.). Ведущее предприятие - Алексеевский цементный завод. На основе собственного сырья сложилась собственная отрасль, выпускающая сборные железобетонные изделия. Такие заводы есть в Саранске, Рузаевке, пос. Комсосольский. Произ-во кирпича развито повсеместно. Наиболее крупные в Саранске, Рузаевке.

Деревообрабатывающая пром-ть и лесная - самые старые. Наиболее распространены на западе и в Приалатырье, где основная сырьевая база. Одна из основных отраслей - мебельная, фабрики в Саранске, Ичалках, на заводе
Дубитель изготавливают древесностружечные плиты для нее, в пос. Умет - фанеру

В пос. Темниковского р-на имеется предприятие бумажной отрасли - фабрика «Красная Роза» - произ-во обоев.

В стоимости валовой продукции легкая пром-ть составляет более 6%.
Данная отрасль представлена предприятиями местной пром-ти - фабриками швейными, трикотажными, пеньковолоконная). Текстильная пром-ть представлена старейшей Ширингушской суконной фабрикой, Саранской фабрикой декоративных тканей и Краснослободской прядильно-текстильной фабрикой, Рузаевская трикотажная фабрика. Эти отрасли работают на привозном сырье.

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.