Болезни Военный билет Призыв

1223 событие на руси. Хронология событий. В какой местности произошла битва на Калке

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в начале XX века

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия. За основу сценария урока взята работа учителя истории Олега Никанорова из Красноярского края.

Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века. 2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны. 3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
Технические средства и наглядные пособия: доска, "Политическая карта мира в начале XX века".

На доске написаны тема и эпиграф:

"Внешняя политика Российской империи в начале XX века.

Железная поступь или игра с огнем?"
Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
О.Бисмарк
(Из речи 6 февраля 1888 г.)

Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
А.М.Горчаков
(Из речи 28 февраля 1888 г.)

Урок начинается вступлением учителя:

Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: "Чувствую конец". За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: "Точно так, папенька", - и скрепил автографом вступительный документ.

"От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской..."

Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.
Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.

Внешняя политика России во времена Александра III:

1. Общий миролюбивый курс.
2. Сближение с Францией.
3. Соперничество с Англией.
4. Расширение влияния на Востоке.
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
6. "Охлаждение" отношений с Германией.

Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.

Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: "Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?", " Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?", "Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?"

Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.

Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.

Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой - Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.

Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.
Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.
Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.

Левая половина доски - внешняя политика во времена Александра III.

Правая - внешняя политика во времена Николая II.

1. Общий миролюбивый курс - 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам - Гаагская международная конференция.
2. Сближение с Францией - 1893-й, военный союз с Францией.
3. Соперничество с Англией - отказ от соперничества - 1907-й, Тройственное соглашение.
4. Расширение влияния на Востоке - вмешательство Китая - русско-японская война - Портсмутский мир
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан - снижение активности на Балканах - усиление присутствия России на Балканах - 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. - албанский кризис.
6. "Охлаждение" отношений с Германией - 1905-й, отказ от союза с Германией - усиление конфронтации с Германией.

Основные выводы, которые делает класс:

1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.

2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.

3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.

4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.

Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: "Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв".

Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:

1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
4. На Балканском полуострове Россия "присутствовала" лишь из братской солидарности к славянским народам.
5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, "цель оправдывала эти средства".

Задания домашнего вопросника:

Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.

1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве...
2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями...
3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону..., что выразилось в...
4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование...
5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась...
6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?
8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?

На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: "Железная поступь или игра с огнем?".

Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства - это "игра с огнем". Третья группа играет роль жюри.

В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.
Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них - по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами "Правильно ли я вас понял, что..."

В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.


В 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.

Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:

  • - большая территория страны и в связи с этим большое количество населения,
  • - запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет на мировой рынок,
  • - тесно связанная с предыдущим пунктом - Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что определяет котировки мировых валют,
  • - вся история нашей страны показывает, что любое событие, происходящее в России, может существенно повлиять на ход истории всех остальных стран.

Все это определяет повышенный интерес к нашей стране. Особенный интерес вызывали происходящие в нашей стране события в конце прошлого начале нынешнего века. Сейчас стираются границы между внутренними и внешними интересами государства. Любой внутренний конфликт может перерасти в международный конфликт, или даже войну. Поэтому внешняя политика становится одной из главнейших при планировании дальнейшего развития страны.

Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.

Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политика вошли:

  • - обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
  • - формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
  • - создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
  • - формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
  • - защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия же односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, усугубить межгосударственные противоречия.

Принятие национально ориентированной Концепции и несомненное стремление нового руководства целенаправленно работать над её реализацией ещё не создавали гарантий от ошибок и спорных решений. Среди них ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, а также двух дивизий ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе. Ликвидированные железнодорожные комплексы до сих пор не имеют аналогов в мире.

В этих решениях прослеживается инерция политики уступок Западу и прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность поведения России на мировой арене:

  • - позиция России по вопросу о расширении НАТО была полностью проигнорирована и вслед за странами Восточной Европы в НАТО были приняты страны Балтии;
  • - на постсоветском пространстве проводилась политика вытеснения России и поддержки антироссийски настроенных деятелей, что вполне определённо проявилось в ходе так называемых «цветных революций» в Грузии и на Украине;
  • - Центральная (Средняя) Азия, Закавказье, Прикаспий были объявлены зоной интересов США, что предполагало активную американскую политику и ослабление позиций России в этих регионах;
  • - США продолжали сохранять дискриминационные ограничения в торговле с РФ, введённые ещё в бытность СССР, и отказывались предоставить нашей стране на постоянной основе статус наибольшего благоприятствования в торговле, являющийся нормой для стран, находящихся в партнёрских отношениях;
  • - Россия находилась под постоянным огнём критики и давлением в связи с её действиями в Чечне, при этом в оценке этих действий использовался двойной стандарт, что было особенно очевидно на фоне действий НАТО в 1999 г. против Югославии, когда авиация блока, преимущественно американская, 11 недель подвергала бомбардировке всю территорию страны.

Список можно продолжить, но достаточно привести только один факт: в декабре 2001 г. США приняли решение о выходе из Договора ПРО 1972 г., проигнорировав позицию России, считавшей, что развал ПРО угрожает глобальной стратегической стабильности.

Для России на рубеже тысячелетий сложилась непростая ситуация в сфере обеспечения национальной безопасности: на западе расширение НАТО приобрело необратимый характер, усиливалась нестабильность на южном направлении (Афганистан, Ирак, Пакистан), на востоке росло военное могущество Китая и Японии. Плюс к этому - огромный дисбаланс с США не в пользу России во всех сферах, включая военную: в 2004 г. военные расходы США составили 455 млрд. долларов, России - 19,4 млрд. долларов.

Однако и в таких условиях Россия сохранила приверженность принципам и целям своей политики.

Наиболее известные эпизоды внешней политики России минувшего десятилетия:

  • - рассматривая борьбу с международным терроризмом как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу, Россия поддержала меры, предпринятые США после событий 11 сентября 2001 г. и содействовала их реализации, предоставив американской авиации воздушный коридор для доставки грузов войскам в Афганистане;
  • - однозначное осуждение со стороны Российской Федерации получило вторжение США и их союзников в Ирак, осуществлённое весной 2003 г. без санкции ООН под фальшивым предлогом наличия в Ираке оружия массового уничтожения (ОМУ);
  • - последовательно отстаивая хельсинкский принцип нерушимости границ в Европе, Россия не признала провозглашённую албанскими сепаратистами независимость Косово: узаконивание данного прецедента создавало все условия для масштабного пересмотра границ в Европе, и не только;
  • - решительными действиями была остановлена агрессия Грузии против народа Южной Осетии, сопровождавшаяся неспровоцированным нападением на российских миротворцев.

В каждом случае отечественные политики и дипломаты были последовательны в проведении курса, направленного на отстаивание национальных интересов.

Россия медленно, но последовательно восстанавливала свои позиции не только в Евразии, но и за её пределами. Визиты высших российских руководителей во главе представительных делегаций в страны Латинской Америки и Африки, сопровождавшиеся подписанием многочисленных соглашений об экономическом, военном и других видов сотрудничества, продемонстрировали всему миру, что Россия снова возвращается в узкий круг держав с глобальными интересами.

Концентрированное изложение идеологии внешней политики современной России было представлено гражданам РФ и мировому сообществу в июле 2008 года на страницах Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России Д.М. Медведевым. Документ дополняет и развивает положения предыдущей Концепции с учётом изменений в мире после 2000 года.

Главное, что характеризует Концепцию - её реалистичность. В основание внешней политики кладутся прагматизм, открытость, предсказуемость, неконфронтационное продвижение национальных интересов. В качестве отличительной черты российской внешней политики выделяется её сбалансированность и многовекторность.

Впервые в самостоятельный раздел выделена проблема верховенства права в международных отношениях. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности - приоритетное направление для Российской Федерации. Обращает на себя внимание то, что тезис о решимости России выступать на международной арене в поддержку права проходит через весь документ.

Другая сквозная тема Концепции - роль и место ООН в современном мире. Главный тезис, который всесторонне обосновывается в тексте документа, утверждает, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. Действия каждой страны на мировой арене должны строиться в соответствии с принципами и нормами Устава Организации Объединённых Наций. Любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН.

В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов; отмечается возрастание влияния религиозного фактора в международных отношениях, что требует обращения к таким категориям как справедливость и нравственность; обращается внимание на недопустимость избирательного подхода к истории и превращение исторической темы в инструмент практической политики.

Положения Концепции опираются как на анализ современных международных процессов и тенденций, так и на уроки прошлого, в т. ч. выводы из ошибок СССР. В частности подчёркивается, что Россия не даст вовлечь себя в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

Итак, можно утверждать, что в «нулевые» годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

В 2000--2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007).

6--8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в 21 веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем У. Бушем в столице Словении Любляне.

В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича -- кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Но после выборов 21 ноября оппозиционные партии Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза вывели на улицу десятки тысяч человек и заявляли о фальсификации выборов (Оранжевая революция). После победы Ющенко в назначенном Верховным судом Украины третьем туре к власти пришла «оранжевая коалиция», провозгласившая главными целями внешней политики вступление в ЕС и НАТО при сохранении сотрудничества с Россией, но без вступления в ЕЭП.

  • 14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 году состоялась демаркация российско-китайской границы, в ходе которой Китай получил 337 кмІ спорной территории -- остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский. В качестве положительного результата соглашений называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали подписание договора как ослабление позиций России.
  • 24 февраля 2005 Путин провёл встречу с Бушем в Братиславе (Словакия), главной темой которой стала ситуация с демократией в России.
  • 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России.
  • 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века -- терроризмом и поблагодарили победителей фашизма.

В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН.

В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»).

Путиным были подписаны договорённости о выводе российских военных баз из Грузии. По ним Россия обязалась вывести свои военные силы из Грузии до 2008 года. Во время Российско-грузинского шпионского скандала Путин приказал ускорить вывод российских войск из Грузии. 15 ноября 2007 года последний российский военный покинул территорию Грузии.

Соединённые Штаты и Российская Федерация занимают резко противоречащие друг другу позиции по ряду вопросов:

  • · Поддержка «цветных революций» на посоветском пространстве;
  • · Поддержка непризнанных властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;
  • · Вступление Украины и Грузии в НАТО;
  • · Строительство системы ПРО;
  • · Продвижение трубопроводов, доставляющих каспийскую нефть в обход российской территории;
  • · Независимость Косово;
  • · Строительство ядерного реактора в Бушере, Исламская Республика Иран;
  • · Военные поставки Венесуэле;
  • · Приём в Москве представителей террористического движения «Хамас» после его победы на выборах в Палестине.

Обострение отношений происходит на фоне массированных обвинений российских властей в сворачивании демократии, и требованиях исключить Россию из G8, и не допускать в ВТО.

Обостряются также отношения с Польшей, президент которой Александр Квасьневский сыграл заметную роль в событиях «оранжевой революции» 2004 года на Украине, и с Израилем, который выражает сильную обеспокоенность российскими военными поставками Сирии и строительством ядерного реактора в Иране.

Волна «цветных революций» на постоветском пространстве в 2006 году затухает; победа «революции тюльпанов» в Киргизии не привела к смене её внешнеполитической ориентации, Узбекистан и другие бывшие республики СССР приходят к выводу о необходимости жёсткого подавления протестов, невзирая на дипломатическое давление и санкции со стороны США и ЕС. Основные «оранжевые» страны, Украина и Грузия, входят в полосу глубокого политического кризиса. Кроме того, Россия оказывает экономическое давление на Украину, Грузию и Молдавию, также на Польшу и Эстонию.

В апреле 2007 обеспокоенность русского меньшинства в Эстонии своим положением выливается в массовые беспорядки в Таллине. Россия встаёт на сторону протестующих, осуждает действия эстонской полиции, и оказывает на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.

Внешняя политика России определяется её Президентом и осуществляется Министерством иностранных дел.

Россия -- один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия наравне с остальными постоянными членами Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую двадцатку» экономически развитых государств, ранее также входила в «Большую восьмёрку» (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом многих других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕАЭС ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии.

Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами -- членами ООН.

В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами -- членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:

во время своей речи Президент РФ Д. Медведев] уделил большое внимание развитию внешней политики России, а также вовлечению россиян в решение многих вопросов. Он подчеркнул, что только планомерное развитие гражданского общества может дать положительный результат внешней политики страны, а также ее правильной реализации.

В современном мире страна оценивается по многим критериям, в частности по уровню развития культуры, экономики, политики, техники, науки, условиям жизни, уровню обеспеченности населения. Все эти факторы и позволяют стране занять то или иное место в мире. Смена внешней политики России может привести ко многим последствиям, которые не можем предугадать даже сейчас. Прозападно ориентированная Россия так неожиданно поменявшая курс своего партнерского взаимодействия позволила многим странам проявить и даже заявить себя на мировом рынке. Направление внешней политики России оказывает большое влияние на политическое и экономическое развитие многих стран. Произошедшие изменения и усиление роли России за последние годы позволяет по-новому взглянуть на историю становления внешней политики России, оценить критерии, в которых ошибались исследователи и по которым они оказались правы. Именно поэтому многие ученые, экономисты и политологи так интересуются направлением внешней политики России конца XX века - начала XXI века. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что многие происходящие сейчас события были предопределены и теми событиями, которые случились в ЭТОТ период.

Внешняя политика России существенно изменилась в период экономического и политического преобразования страны. Но это связано не только со- внутренними проблемами государства, но и с происходящими в мире событиями.

Так, усиление роли Америки и ее желание стать господствующей страной, привело к тому, что Россия потеряла интерес к взаимодействию с США и начала искать новых партнеров. В это же время начинают набирать силы страны Азии - Япония, Китай, Тайвань, Индия. Они видят в России не только надежного партнера, но и мощного союзника. У нас много совместных интересов с этими странами, поэтому партнерские отношения только укрепляются с каждым годом. Партнерские отношения наблюдаются как в экономическом и политическом плане, так и в культурном. Восстанавливаются старые связи, которые были между нашими народами многие годы

Россия становится более ориентированной на военное сотрудничество с Китаем, Индией со странами Ближнего Востока, на продажу оружия.

Благодаря своим ресурсам и территории Россия обладает большой потенциальной силой, не учитывать которую не возможно. Многополярный мир установился не благодаря желанию какой-то из стран, а благодаря изменению в мире общей политики. Крупнейшими политическими игроками начинают выступать страны Западной Европы, Китай, Япония и, конечно, же, Россия.

Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.

Итак, можно утверждать, что в эти годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

На рубеже XIX-XX вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Подобная политика получила название империалистической. Германская империя, созданная в 1871 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государствами, стремилась наверстать упущенное. В связи с этим резко обострились се противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, на мировой арене начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического и политического влияния.

Российская империя превратилась к концу XIX в. в мощную евразийскую державу, обладавшую весомым международным авторитетом. Ее внешняя политика определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами.

Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. Николай II и его окружение проявляли также непоследовательность в методах осуществления внешнеполитических задач. Часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). Другая часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (статс-секретарь Комитета па делам Дальнего Востока А. М. Бсзобразов, министры иностранных дел А. П. Извольский и С. Д. Сазонов).

Основные направления внешней политики. В конце XIX - начале XX в. сохранялись традиционные для России направления. Главным оставалось ближневосточное - Черноморские проливы и Балканы. Балканские народы, и получившие независимость, и остававшиеся под властью Османской империи, продолжали видеть в России свою покровительницу и союзницу. Однако укрепление дружественных отношений с ними натолкнулось на противодействие многих стран Европы, которые были заинтересованы в Балканах как важном стратегическом и экономическом регионе. Особую активность проявляла Австро-Венгрия.

На европейском направлении традиционные союзнические отношения с центрально-европейскими державами (Германия и Австро-Венгрия) все больше охлаждались из-за роста противоречий России с ними. Этому не смогли помешать неоднократные "родственные" встречи русского и германского императоров. В условиях глубокого франко-германскою антагонизма и усиления русско-германских противоречий Франция и Россия укрепляли свой союз, заключенный в 1891 -1893 гг., и стремились к сближению с Англией. Это означало складывание новой расстановки сил в Европе.

На рубеже XIX-XX вв. Россия активизировала дальневосточное направление своей внешней политики.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.

Причины войны. В конце XIX в. Дальний Восток стал местом притяжения интересов всех великих держав. Слабый и отсталый Китай подвергался империалистической агрессии многих стран. Свои зоны влияния (колонии) приобрели Англия, Германия, Франция. США провозгласили доктрину "открытых дверей и равных возможностей", которая на практике приводила к экономическому закабалению Китая. Япония отторгла у него Корею, Тайвань, Пескадорские острова. Она претендовала на ведущую роль в Тихоокеанском регионе и под лозунгом создания "Великой Азии" готовила вторжение в Маньчжурию - северо-восточную провинцию Китая. Утверждение Японии около границ России угрожало безопасности восточных районов империи.


|Следующая страница ⇒

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Хочешь оставить за собой последнее слово - напиши завещание.

Практика писать завещания широко развита среди населения Европы и Америки, а в нашей стране – как-то не особо. На самом деле завещание – это забота о своих близких.

Укрепление российского государства, восстановление суверенитета позволило осуществлять внешнюю политику, отвечающую национальным интересам страны. Внешнеполитическая стратегия была определена в Концепции внешней политики Российской Федерации 28 июня 2000 г. В число основных целей внешней политики вошли: сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности; создание благоприятных внешних условий для подъема экономики; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ. В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку.

Укрепление позиций России на мировой арене происходило не сразу. Так, Россия не поддержала вторжения США в Ирак в 2003 г. и в Ливию в 2011 г., но не смогла предотвратить их. Россия не смогла противостоять «цветным революциям», организованным при поддержке США в Грузии (2003), Украине (2004), Киргизии (2005), в ходе которых к власти пришли антироссийские силы.

В своей Мюнхенской речи 10 февраля 2007 г. В.В. Путин в резкой форме раскритиковал внешнюю политику США, неоправданное применение силы к ряду государств, навязывание «однополярного мира», расширение НАТО на Восток. В Валдайской речи, произнесенной в Сочи 24 октября 2014 г., В.В. Путин обвинил США и их союзников в разрушении существующей системы международной безопасности.

В 2004 г. министром иностранных дел РФ стал С.В. Лавров. Усилению позиций России на мировой арене способствовало укрепление военной мощи. В 2010 г. была принята Государственная программа вооружений на 2011-2020 гг. В соответствии с ней на перевооружение российской армии выделяется 20 трлн. рублей.

Идея многополярного мира, построенного на взаимоуважении, нашла отклик у многих стран, с которыми Россия наладила дружественные отношения. В первую очередь, это крупнейшие страны: Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, образовавшие с Россией организацию БРИКС. Важнейшей задачей является экономическое сотрудничество с соседними государствами. В 2000 г. Россия вместе с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном образовала Евразийское экономическое сообщество, преобразованное в 2014 г. в Евразийский экономический союз.



Россия готова жестко отстаивать интересы российских граждан и свои интересы в непосредственной близости у собственных границ. Это подтвердила «операция по принуждению к миру», проведенная в отношении Грузии, подстрекаемой США, при попытке силового захвата ею республик Южная Осетия и Абхазия в августе 2008 г.

Позиция России смогла предотвратить готовившуюся агрессию США против Сирии в 2012 г. В 2013 г. Россия не выдала США Э. Сноудена, разоблачившего тотальную слежку американских спецслужб. США не смогли смириться с усилением позиций России и снижением своего авторитета в мире. Они организовали смену власти на Украине в феврале 2014 г., способствовав приходу откровенно националистических сил. Главной целью было недопущение сближения Украины с Россией. В марте 2014 г. в Крыму прошел референдум, на котором 96% проголосовало за вхождение в состав России. 18 марта 2014 г. подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие задачи пришлось решать избранному в 2000 г. на должность Президента В.В. Путину? Каким образом они были реализованы?

Дополнительная литература

1. Джадан, И. Пятидневная война. Россия принуждает к миру / И. Джадан. – М. : Европа, 2008. 184 с.

2. Иванов, В. Путин и регионы. Централизация России / В. Иванов. – М. : Европа, 2006. – 240 с.

3. Колесников, А.И. Владимир Путин. Равноудаление олигархов / А.И. Колесников. – М. : Эксмо, 2005. – 240 с.

МОУ Увельская СОШ №3

Тема: Внешняя политика России в начале XX века


Введение

1.Дальневосточная политика

2. Русско-японская война

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг

Заключение

Список литературы


Введение

дальневосточный политика война японский

В конце XIXв. международные отношения в Европе казались стабильными, Россия последние 22 года не воевала, и Александр III получил титул «миротворца». Но подспудно назревали противоречия, которые русская дипломатия должна была решать незамедлительно.

Наиболее болезненным был вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы, через которые шел на экспорт основной поток русского хлеба и других продуктов сельского хозяйства, приносивший солидные валютные доходы казне. Россия не могла захватить проливы, так как здесь сталкивались интересы всех крупных европейских держав. Но она не могла равнодушно относиться к тому, что в Турции усиливалось влияние Австро-Венгрии и Германии, которые по существу подчинили себе Болгарию, и с ней смогли установить более тесные экономические связи. Не имея достаточно средств для противодействия проникновению этих государств на Балканах, русское правительство стремилось сохранить существующее положение дипломатическим путем. «Нам надо бы поставить Балканы под стеклянный колпак», - говорил министр иностранных дел М.Муравьев. В мае 1897г. удалось заключить русско-австрийское соглашение о сохранении «статус-кво» на Балканском полуострове.

Германия к этому договору не присоединилась, потому что форсировала в эти годы политику проникновения в Турцию и на Ближний Восток. В 1899 г., после визита Вильгельма II в Османскую империю, Немецкий банк заключил концессию с Турцией на Багдадскую железную дорогу. Это открывало путь широкой экономической и политической экспансии немцев на Восток.

Россия предприняла попытки договориться с Германией о признании германской экономической экспансии в Малой Азии, если Германия даст обещание поддержать решение вопроса о проливах в желательном для России духе. Но канцлер Бюлов поставил такие условия, что соглашение не могло состояться. Тогда России удалось заключить в 1900 г. договор с Турцией, чтобы в случае строительства железных дорог в северной и северо-восточной Анатолии концессии могли быть выданы только турецкому или российскому капиталу. Этим была предотвращена возможность прорыва Германии к границам России. Но угроза усиления немецкого влияния в Турции осталась.

Решая с разной степенью успеха частные задачи на Ближнем и Среднем Востоке, российское правительство не могло не видеть нагнетания угрозы большой войны в Европе в связи с ростом франко-германских противоречий из-за Эльзаса и Лотарингии и подспудно зреющими англо-германскими противоречиями из-за колоний и соперничества на море, проявившегося в ускоренном строительстве немецкого военного флота. Россия к такой войне не готовилась. Николай II считал необходимым проводить миротворческую политику своего отца и предложил созвать международную конференцию для заключения соглашений об ограничении вооружений, о мирном решении конфликтов и создании международных организаций которые бы могли содействовать урегулированию столкновений, имели бы право принудительного арбитража в разрешении острых ситуаций. Было положено начало организациям объединенных наций. Разработав соответствующие проекты, русское правительство от имени императора обратилось в 1898 г. ко всем государствам с предложением созыва международной мирной конференции по ограничению вооружений и принятию конвенций о сохранении мира.


1.Дальневосточная политика

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке США. Под лозунгом «открытых дверей» в Китае американский капитал стремился к проникновению в эту страну. Но наиболее агрессивно действовала Япония, где после «революции Мэйдзи» 1868г. сравнительно быстро развивался капитализм, нуждающийся в колониях. Прежде всего японский капитал устремился в Корею и Маньчжурию. Министр иностранных дел Японии маркиз Ито заявил, что претензии Китая на Корею носят лишь сентиментальный характер, а Япония имеет экономическую потребность в Корее. Ито был сторонником полюбовного договора с Россией о разделе Китая.

В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань». Восстание было жестоко разгромлено, на Китай наложена большая контрибуция. Российское Министерство иностранных дел обратилось ко всем державам с предложением вывести войска из Пекина. В циркуляре МИД России было указано, что она лишь временно оставит войска в Маньчжурии для охраны КВЖД, пострадавшей от повстанцев, а в дальнейшем выведет их, чтобы сохранить «вековую дружбу Китая». Русский отряд генерала Линевича уже в августе 1900г. был отведен из Пекина на север и не участвовал в карательных действиях войск остальных интервентов.

В течение 1903г. шел обмен нотами между Россией и Японией. Японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках «безобразовцев». В июле 1903г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником в Порт-Артуре был назначен адмирал Е. Алексеев - ставленник этой клики. «Безобразовцы» получили подкрепление в лице министра внутренних дел Плеве, заявлявшего, что «маленькая победоносная война» необходима для отвлечения масс от революции. Витте был снят с поста министра финансов и переведен на другую должность, где он не мог влиять на внешнюю политику. Во второй половине 1903г. Япония заняла более жесткую позицию и 31 декабря 1903г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Царское правительство перед непосредственной угрозой войны пошло на значительные уступки в Корее. Но телеграмма с ответом была послана лишь 22 января 1904г., когда японское правительство уже приняло решение начать войну. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией под предлогом, что российское правительство не отвечает на японскую ноту, хотя в этот день - 24 января 1904г. - телеграмма была уже получена в Нагасаки, но задержана японцами на сутки и передана российскому посланнику на другой день.

2. Русско-японская война

Военные силы России в целом были значительно мощнее, чем у Японии. К 1904г. она имела 1135-тысячную армию и 3,5 млн. чел. запасных и ополченцев.

Царское правительство не верило, что «маленькая» Японии первой нападет на Россию, и поэтому держало основную массу сухопутной армии у западных и южных границ. Даже сделав ставку на войну с Японией, царь не принял мер к посылке на Дальний Восток воинских контингентов.

Япония подготовилась к войне значительно лучше. Военная программа к 1904г. ею была перевыполнена. В действующей армии насчитывалось 143 тыс. солдат и 8 тыс. офицеров, а вместе с Флотом и резервом - 200 тыс. из полумиллиона человек, подлевших призыву. Армия была обучена немецкими инструкторами и хорошо вооружена. Войска имели тяжелую и горную артиллерию. Каждая японская дивизия имела 6 тыс. носильщиков (кули), что делало ее более мобильной, чем русские дивизии.

В ночь на 27 января 1904г. отряд японских миноносцев внезапно атаковал русский флот на внешнем рейде Порт-Артура. Из 16 выпущенных мин три попали в броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» и в крейсер «Паллада». Русская эскадра находилась в состоянии боевой готовности, через несколько минут открыла ответный артиллерийский огонь. Японский отряд, потеряв два миноносца, спешно отошел к своим. Броненосец «Ретвизан» приткнулся на мель V входа в гавань, а «Цесаревич» и «Паллада» держались на плаву и были отбуксированы во внутреннюю гавань. Наутро японский флот в полном составе атаковал эскадру Порт-Артура, но был отбит огнем кораблей и береговой артиллерии. У русских было повреждено еще три корабля, но у японцев - больше и они отошли на юг.

Поражение при Вафангоу произвело тяжкое впечатление в России, и А. Куропаткин вновь получил указание дать сражение японцам. Будучи снова вынужденным отказаться от своих планов, он пошел на это неохотно и вполсилы; имея под Ляояном 148 тыс. штыков и 673 орудия, он в передовых позициях держал только 94 тыс. солдат и 338 орудий, в то время как японские войска насчитывали 110 тыс. штыков при 484 орудиях. Битва под Ляояном началась 17 августа наступлениями трех японских армий, которые были отброшены с огромными потерями, но Куропаткин, преувеличивая силы японцев, 21 августа отдал приказ отступать. Японцы, потерявшие в кровопролитных боях свыше 24 тыс. чел., такой удачи не ждали. Русские потеряли около 17 тыс., но отступили.

В сентябре 1904г. Куропаткин предпринял наступление на реке Шахэ. Обстановка здесь была еще более благоприятной для русских, чем под Ляояном, поскольку под Порт-Артуром были скованы значительные силы противника. Героическая борьба защитников Порт-Артура, отбивших успешно два мощных штурма, заставляла японцев посылать туда большие резервы, артиллерию и снаряды. Но Куропаткин использовал только часть сил и в результате потерпел поражение.

В 1905г. в район военных действий прибыли 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры и 14-15 мая вступили в бой у острова Цусима. Против 30 боевых кораблей русских японцы выставили 120. Адмирал 3. Рожественский ставил единственную задачу - прорыв во Владивосток, но он не верил в это, так как японская армада двигалась со скоростью 18-20 морских миль в час, русская - 12-14. При равном числе броненосцев японцы имели в 6 раз больше крейсеров и миноносцев. Русский флот только что успешно завершил беспримерный по трудности переход в 33 тыс. км из Прибалтики к месту боев. В самом начале боя Рожественского контузило, адмирал Небогатов по существу боем не руководил. Русские корабли отстреливались и шли вперед, иногда отрываясь в тумане от противника. Один за другим тонули в упор расстреливаемые японцами русские броненосцы -11 кораблей, в том числе 5 броненосцев, затонули. Ночью японцы двинули на русскую эскадру 60 быстроходных миноносцев - от торпед затонули еще 2 броненосца. Команды кораблей яростно отбивались от превосходящих их сил, даже начавшие погружаться в воду броненосцы «Князь Суворов» и «Адмирал Ушаков» вели огонь сквозь дым и пламя. Утром остатки эскадры во главе с Небогатовым были обнаружены японскими кораблями, которые с расстояния 60 кабельтовых (10,8 км) стали вести прицельный огонь. Русские орудия стреляли в пределах только 50 кабельтовых. Небогатов поднял белый флаг; в плен было взято 4 броненосца и один миноносец - с раненым адмиралом Рожественским на борту. Всего было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. чел. команды погибло более 5 тыс. Поражение было полным.

Главной причиной поражения русских в Цусимском проливе был количественный и качественный перевес японского флота, перевес в живой силе и технике.

Условия Портсмутского мира, заключенного в августе 1905г. США, были для России не столь обременительны, как рассчитывала Япония. Исчерпав все людские и материальные ресурсы далее воевать Япония уже не могла. Англия и США отказывали ей в новых займах, поддержки не стало. Российской делегации во главе с С. Витте лишь удалось избежать выплаты огромной контрибуции японцам, полной уступки острова Сахалина, выдачи русских военных судов, укрывшихся в нейтральных портах, ограничения военно-морского флота на Дальнем Востоке. Согласно договору, Россия передавала Японии Ляодунский полуостров, южную часть Сахалина и ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чанчунь. Японские рыбаки получили право рыбной ловли у русских берегов.

Таким образом, война с Японией закончилась поражением России, потерей половины Сахалина и единственного незамерзающего порта на Дальнем Востоке. Главное же заключалось в том, что был поставлен крест на «большой азиатской программе», которую Николай II считал в начале XX в. основной в своей внешней политике. Должен был решиться важнейший вопрос о выходе к незамерзающим морям Тихого океана. Без этого, по словам американского историка русско-японской войны С.Тайлера, «великая сибирская империя осталась бы гигантским тупиком». Царь понимал историческое значение получения незамерзающих портов в Азии и настойчиво осуществлял продвижение России в нужном направлении. Дело тормозили некоторые министры. Витте «изыскивал» огромные средства из бюджетных «остатков» для оборудования «своего» торгового порта в Дальнем, но несколько урезал расходы на военный порт «чужого» ведомства в Порт-Артуре. Он ошибочно полагал, что военное столкновение с Японией можно оттянуть на много лет, сделав ей уступки в Корее.

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг.

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г. Война вскрыла недостатки в вооружении армии и в подготовке офицерского корпуса, а также выявила техническую отсталость в ряде отраслей военно-промышленного производства. Кроме того, страна понесла огромные людские и материальные потери, была уничтожена лучшая часть флота. Резко возрос государственный долг. Все это диктовало необходимость мирной передышки в течение длительного времени.

Если первый фактор был обычным для любой страны, пережившей крупную войну, то второй впервые возник в Российской империи в таких колоссальных масштабах. Массовые забастовки рабочих промышленности вызывали весьма ощутимые сбои в развитии всех отраслей народного хозяйства. Разгромы имений нанесли серьезный ущерб наиболее товарным помещичьим хозяйствам. Революционный взрыв вызвал временный паралич власти, падение ее престижа, рост недовольства значительной части населения, вооруженные восстания в городе и деревне, в том числе в армии и на флоте. Царизм получил наглядное свидетельство того, что неудачная война была явным детонатором этого взрыва. Многие представители правящих кругов после 1905 г. сделали вывод о том, что Россия ни в коем случае не должна воевать. Особенно решительно на этом настаивал П. Столыпин, который считал, что война не только приведет к революции, но и сорвет выполнение программ реформ. «Дайте государству, - говорил он в 1909 г., - двадцать дет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» Но внешнего покоя оставалось только пять лет.

Второй была проблема традиционной защиты славянских государств на Балканах. Именно последний вопрос и стал камнем преткновения накануне первой мировой войны во внешней политике России.

В начале XX в. приближение большой войны чувствовали многие политики. Соперничество Англии и Германии из-за передела колоний и рынков сбыта приобрело острейший характер. Оно переросло рамки гонки вооружений и вступило в полосу открытых столкновений. Одновременно между Англией и Францией возникли противоречия по поводу колоний в Африке, а между Германией и Францией - из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией после франко-прусской войны, и также из-за колоний. Английская дипломатия сделала решающие шаги для урегулирования отношений сначала с Францией, а затем и с Россией.

В такой сложной обстановке России приходилось сделать выбор: на чью сторону встать - либо сохранить франко-русский союз, и, следовательно, пойти на сближение с Англией, либо встать на сторону Германии, а это неизбежно должно было означать и заключение союза с Австро-Венгрией. Правительство надеялось соблюдать нейтралитет - хотя бы в обозримом будущем. Министерство иностранных дел предполагало заключить с той и другой стороной соглашения, не носящие военных обязательств, но улучшающие международное положение России. И такие соглашения удалось вскоре заключить. Но одновременно происходило обострение противоречий с другими странами, прежде всего с Германией и Австро-Венгрией. Русская дипломатия предпринимала усилия для мирного решения конфликтных ситуаций, но далеко не все зависело от нее.

Новым фактором во внешней политике страны после 1905г. стало влияние Государственной Думы и политических партий. В условиях отмены цензуры им помогали формировать общественное мнение многочисленные газеты. Германофильское направление отстаивали правые группировки, которым импонировал монархический строй Германии, наличие там сильной власти кайзера при подчиненной роли рейхстага, строгий порядок в этой стране и мощная индустрия. Их газеты отмечали, что оба государства не воевали 150 лет, имеют традиционно дружественные дипломатические и династические связи, развивают торговлю, в то время как Англия показала себя врагом России в период русско-японской войны. В пронемецкую группировку вошли отдельные министры, члены Госсовета и Думы, значительная часть помещиков и буржуазии, связанных с немецким рынком и немецким капиталом, «немецкая партия», сильная своим влиянием в генералитете армии гвардии и при дворе.

Внутренняя социальная неустойчивость и военная слабость заставляли Россию искать как перспективные, так и временные соглашения с целью сохранения мира. За период 1906- 1914 гг. Россия заключила такие соглашения Англией, Германией, Италией, Японией и некоторыми другими державами.

Наибольшее значение в международных соглашениях приобрел англо-русский договор 1907г., по которому Россия присоединялась к Антанте. Это соглашение не предусматривало союза против какой-либо державы, но по существу было направлено против Германии. Заинтересованность в сближении с Англией усиливалась рядом обстоятельств. Англия имела соглашение с союзной России Францией и приняла участие в займе, который в 1906 г. был предоставлен царскому правительству французскими банками. Большую роль играло огромное влияние Англии на Японию, в которой не угасали агрессивные антирусские стремления. Царизм боялся новых осложнений на дальневосточных рубежах и надеялся с помощью Англии избежать их путем соглашения с Японией

Переговоры с Англией тянулись около года, сначала тайно, а с весны 1907г. о них заговорили в газетах. Перед их завершением в июле 1907г. Николай II впервые после свидания в Бьерке встретился с Вильгельмом II в Свинемюнде и попытался его убедить, что предстоящее соглашение не будет носить Антигерманского характера.

Англо-русское соглашение было подписано в августе 1907г. Оно касалось позиций двух стран по отношению к Персии, Афганистану и Тибету. Северная Персия признавалась зоной влияния России; юго-восточная, примыкающая к Афганистану и Индии - влияния Англии. Между ними оставалась нейтральная полоса, включавшая почти все побережье Персидского залива. Россия признавала Афганистан «находящимся вне сферы русского влияния», но по настоянию Извольского в соглашение было включено обязательство Англии не занимать и отторгать какой-либо части афганской территории, не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Английская сторона признала также принципы торгового равноправия в Афганистане. По соглашению 1907г. обе стороны признали суверенитет Китая над Тибетом и обязывались не вмешиваться в его внутренние дела. Англо-русским договором 1907г. завершилось создание Тройственного союза согласия - Антанты.

За 1906-1914 гг. России удалось улучшить свои отношения с Францией, Англией, Японией, Сербией, Черногорией, частично с Румынией и Италией, так что теперь ей не грозила дипломатическая изоляция и был обеспечен тыл. Но русской дипломатии так и не удалось усилить свое влияние в Болгарии и Турции. Отношения же с Германией и Австро-Венгрией обострились до крайней степени, так что неизбежность войны стала реальностью. Внутреннее экономическое положение России значительно укрепилось в годы промышленного подъема 1909-1914 гг. Усилилось экономическое могущество российской буржуазии и ее политические позиции. Однако по поводу оценки внутриполитического положения страны, характеризующегося новым мощным революционным подъемом и возникновением революционной ситуации, в среде господствующих классов единства не было. Наиболее дальновидные их лидеры полагали, что может оправдаться столыпинское предвидение и война повлечет за собой революцию. Большинство же считало, что война будет способствовать стабилизации внутренней ситуации, отвлечет рабочий класс от борьбы, а введение военного положения облегчит подавление) революции.


Заключение

В заключение сказанного можно подвести итоги, сформулировать выводы.

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань».

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г.


Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Новый учебник, Веди-принт, 2001.

2. Дейниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник, 2001. С. 245.

3. Жарова Л.Н., Кредер А.А., Мишина И.А. Россия и мир в XX веке. Ч. II (2000). С. 112.

4. Короленков А.В., Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России. Пособие для поступающих в вузы. М.: Айрис, 2001. С. 37.

5. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История Отечества. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. С.127.