Болезни Военный билет Призыв

Арман Акопян: И Армения – Родина ассирийцев. В ираке могут создать автономию ассирийцев и армян

О традициях и национальном своеобразии ассирийцев-айсоров как неотделимой части армянской истории, а также и наших сограждан – в Армении их проживают более 7 тысяч – рассказали Марина и Гамлет Мирзояны в noev-kovcheg.ru.

Более двух тысяч лет армяне и айсоры живут рядом. Судьба их очень схожа. В древности, в дохристианское время, они, как утверждают, воевали между собой, но в христианский период своей истории они всегда относились друг к другу дружественно, по-братски.

«Во время Русско-турецкой войны 1827 года, когда русские войска вступили в Персию, айсоры, в числе 100 дымов, просили о позволении переселиться в пределы России. Получив на это разрешение, они в 30-х годах оставили навсегда Персию, провинцию Урмия. Переселились айсоры под предводительством своего вождя Алаверды Тумаева, который, как рассказывают старожилы, оказал большую услугу русским войскам в качестве проводника и поставщика съестных припасов. Вышедшие из Персии айсоры сначала поселились в Нахичеванском уезде, а через три года отправились в Шушинский уезд. Здесь они жили в деревне Тартар около 10 лет, но потом, вследствие появившегося дифтерита, оставили эту деревню и переселились в Эриванский уезд, сначала в деревню Агалезалу, потом Дугун, наконец, в 40-х годах навсегда уже поселились в селе Койласар».

Эти строки взяты из записей смотрителя-учителя Койласарского сельского нормального двухклассного училища Павла Эйвазова, датированных 1882 годом. Эйвазова (1854 – 1919) вполне можно назвать ассирийским просветителем. В течение многих лет он был старостой сельского храма и исполнял обязанности причетника - псаломщика. Известен как этнограф. В своем труде «Некоторые сведения о селе Койласар и об айсорах» Павел Эйвазов первым дал описание ассирийцев, живших в селе Койласар, и собрал материал по этнографии и фольклору.

«Кала-асор» - огороженная крепость

Село Койласар (ныне Димитров, находится в Гарнибасарском участке Эриванского уезда (ныне в Араратской области), расположено на низменной местности, которая начинается от города Эривани и оканчивается у Араратских гор. Село Койласар называлось прежде «Кала-асор», что значит «огороженная крепостью». Действительно, село было огорожено толстыми и высокими стенами с 20 башнями по углам и посреди стен. В 1882 году население села состояло из айсоров (444 души) и армян (235 душ).

Айсоры, или ассирийцы, своими родоначальниками считают Нимврода и Асура, потомков Ноя, из которых первый положил основание Древнему Вавилону, а второй – городу Ниневии. Их язык сходен с древнееврейским: евреи и айсоры свободно понимают друг друга. Ассирийцы называют себя сиро-халдеями, а соседние народы называют их айсорами или асорами, персы же – назранами.

Церковные праздники в Койласаре

Айсоры Койласара отмечают все большие праздники Православной Церкви, но особенно почитают Рождество Христово, Крещение, Пасху, Вознесение, Сошествие Святого Духа, праздник святых мучеников Кирика и Иулитты (церковь, построенная в Койласаре в 1849 г., была названа в их честь) и Пресвятой Богородицы. Праздник мученика Кирика и мученицы Иулитты (мать и сын, не отрекшиеся от веры и принявшие мученическую смерть во время гонений на христианство в III веке: святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей) как местный храмовый отмечается 28 июля.

Накануне Пасхи айсоры красят несколько сот яиц мареною и свои руки хной. В положенное время заходят в церковь слушать обедню, по выходе из церкви молодые айсоры стреляют из ружей, старики ходят по домам, поздравляют друг друга с праздником. В этот день едят арису (пшеничную кашу с курицей, уваренной до тягучего однородного состояния), а женщины, собираясь вместе, танцуют. На этот праздник девы, вышедшие замуж, возвращаются на семь дней в родительский дом, а по уходе получают в подарок или хорошую одежду, или одну корову.

Дом с «тандуром»

Каждый житель Койласара имел дом, состоящий из одной комнаты и кладовой; при доме находится хлев для скотины и саманник. Здания эти покрыты толстыми бревнами, поддерживаемыми несколькими бревенчатыми столбами. Строятся они низко, четырехугольниками с двумя или тремя постоянно открытыми отверстиями в потолке и с «тандуром» посередине. Койласарцы, обратив внимание на неудобство старых жилищ, стали заменять их новыми, более просторными постройками: все эти здания, как и церковь Кирика и Иулитты, построены из сырого кирпича и составляют украшение села.

Пол в жилище земляной и накрывается рогожами, плетенными из широколиственной травы; на рогожи настилают паласы, войлоки, ковры, а по сторонам кладут продолговатые, цилиндрической формы подушки, набитые ватой. Пол служит местом сидения, сна и еды. Пища варится в горшках и бывает разнообразна: ширва (вегетарианский суп), бозбаш (суп из нута и баранины), чукиртма (суп на бульоне из домашней птицы), кюфта, толма из виноградных листьев, плов, дохва (мясное блюдо), маши (блюдо из фасоли), сышпуры (острое кисломолочное блюдо), джаджик (блюдо из творога), кутли (блюдо из молотого мяса), бушала (рисовая каша)…

Койласарские айсоры занимаются по преимуществу земледелием. С половины апреля они оставляют свои дымные жилища, выходят на поле, пашут, сеют ячмень, пшеницу, хлопок, табак, арбузы и дыни, фасоль, горох, лук, чеснок и перец и заботятся об орошении их. Айсоры употребляют в пищу пшеничный хлеб, а ячмень продают. Значительная часть местной земли занята виноградными садами. Из винограда айсоры приготовляют изюм, сироп, вино и водку.

Гостеприимство айсоров

В физическом отношении айсоры довольно хорошо развиты и отличаются крепким здоровьем. Лицо у айсора круглое, глаза черные, лоб широкий, голова небольшая, с черными волосами, грудь развитая, голос грубоватый, цвет лица смуглый. Айсоры отличаются прямотой характера и доверчивостью. Достаточно айсору на вопрос «Правда ли?» сказать: «Мижит и амин» («Правда и верь»), чтобы он поверил. Проходя мимо старшего – будь то айсор, армянин, кавказский татарин или еврей, айсор сделает непременно поклон, причем айсору скажет: «Шламалух» – «Мир тебе», а другим «Алла сахласин» – «Да сохранит Бог».

Айсоры гостеприимны и щедры до нерасчетливости, сострадательны к нищим и нуждающимся. У них нет ненависти к своим соседям других национальностей: они принимают участие в общественных увеселениях, праздниках, свадьбах, похоронах своих соседей-армян и мусульман, равным образом приглашают их и к себе в подобных случаях. Во время нужды, требующей помощи, айсоры и армяне общими силами поддерживают друг друга.

В семейном быту у айсоров сильно развита любовь между членами семьи, особенно любовь к отцу и матери. Отец считается главою семейства, ему подчиняются все члены семьи беспрекословно; мать – ближайшая его помощница.

Свадьба – радость на весь мир

Перед свадьбой хозяин собирает всех почетных людей из всего села и советуется с ними об устройстве своей свадьбы. После этого в первый день утром рано режут быка, причем около зарезанного животного танцуют родственницы жениха под зурну и барабан. Затем одна из родственниц с пучком душистых сухих трав в руке и один из родственников с вином и музыкой ходят по домам и приглашают всех на свадьбу; женщина подает приглашенным по травке, желая и им такой радостной минуты, а мужчина на блюдечке – стаканчик вина. Принятие вина служит признаком согласия явиться на свадьбу.

На второй день выводят утром невесту из родительского дома в дом ее кума, где она остается до следующего дня. При выводе ее зурна играет грустные мелодии, выражая этим горе невесты, расстающейся навсегда с родителями. До вывода одевают ее предварительно в брачную одежду, обводят три раза вокруг «тандура», потом подводят к отцу и матери, у которых она целует руки и ноги в знак благодарности и просит со слезами родительского благословения, а те в свою очередь целуют ее и благословляют. Затем она целует всех своих братьев, сестер и родственников. Обычай этот обыкновенно сопровождается плачем родителей и самой невесты.

Вышедшую из родительского дома невесту сажают на лошадь и везут к дверям состоятельных родственников, которые делают ей обыкновенно те или другие подарки. При этом жених с несколькими своими товарищами, которые называются «мусаибы», стоит на кровле дома, мимо которого должна проехать невеста; здесь он при громких криках «ура» и ружейных выстрелах, в новой одежде и с красными перьями в шапке пьет вино с «мусаибами». При приближении невесты жених снимает три яблока и, перекрестившись ими, кидает их в невесту. Толпа мужчин и женщин, сопровождающая невесту, бросается за первым яблоком, так как оно считается священным. После этого невеста слезает с лошади и заходит в дом кума, а жених с «мусаибами» возвращается в свой дом, и там идет пир.

На третий день невесту с женихом ведут в церковь, где совершается над ними венчание, а родственники жениха танцуют пред молодыми по дороге и в ограде церкви до окончания венчания. При выходе новообвенчанных из церкви раздаются выстрелы при громких криках «ура», и невеста отправляется в дом жениха. По окончании ужина начинаются танцы, в которых принимают участие жених и невеста, а до этого времени они стоят в доме у одной стены для того, чтобы все заходящие поздравляли их. Этими последними танцами, собственно говоря, и оканчиваются свадьбы.

Рождение и смерть

При родах айсоры относятся с заботливостью к родильнице: держат ее в тепле. Ночью перед родами собираются родственницы и знакомые около страдающей, говорят и шутят с нею, чтобы она незаметно провела время до родов. В случае, если роды трудные, то суеверные айсоры разводят огонь и заставляют родильницу прыгать через него; в случае же, если дитя задерживается в утробе матери, то родильницу обыкновенно берет на себя какая-либо здоровая женщина и несколько раз встряхивает ее. Когда дитя выходит на Божий свет, то его закутывают в тряпки, чтобы оно, как говорят айсоры, было в будущем богато и жило хорошо.

Похороны также сопровождаются суеверными обрядами. Некоторые из местных айсоров не позволяют плакать по умершим, дабы на том свете не смочить его места слезами и тем не беспокоить его. Вынеся покойника из жилища, кладут его тут же, около дома, для того чтобы женщины простились с ним навсегда. После этого, когда собравшиеся родственницы зарыдают, покойника поднимают, чтобы нести на кладбище, причем женщины остаются на месте, а мужчины сопровождают гроб до самого кладбища. На третий, седьмой день и на первую Пасху по смерти покойника совершаются поминки.

В 40-х годах XIX века айсоры из Персии, кроме Койласара, поселились и в селениях Двин-Гель (ныне Верин Двин), Арзни и Шайрияр (ныне Нор-Артагерс) Эриванского уезда, приняв православие. В настоящее время православная вера сохранилась только среди ассирийцев села Димитров (село Койласар). Церковь этого села осталась в Русской Православной Церкви, в то время как церкви сел Верин Двин и Арзни вошли в несторианскую Ассирийскую Церковь Востока.

Арзни и Верин Двин являются самыми крупными ассирийскими селами не только в Армении, но и в регионе. Только в селе Верин Двин проживают свыше 1400 ассирийских семей. В селе Нор-Артагерс ассирийцы проживают совместно с армянами и езидами, в Димитрове – только с армянами. Кроме того, значительные группы ассирийцев проживают в Ереване, Абовяне, Бюракане, Арташате, Армавире, Арарате и Ванадзоре (по данным главы ассирийской общины Арсена Микаелова, на июнь 2011 г. в Армении числилось 7000 ассирийцев). Численность ассирийцев в России составляет от 14.000 (по данным переписи 2002 г.) до 70.000 человек (по ассирийским источникам); в мире же – около 1.230.000 человек (по некоторым данным, их число составляет от 3 до 4,2 млн чел.).

АССИРИЙЦЫ – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ХРИСТИАНСКИХ НАРОДОВ МИРА. Они стояли у истоков цивилизации и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Многочисленные источники и исследователи Древнего Востока отмечают, что после падения Ассирийского царства ассирийский народ был не полностью истреблен, он продолжал жить на территории своей исторической родины. Как отмечает ассирийский историк Б.Г. Арсанис, на протяжении 2500 лет несторианские горы - от Диарбекира до Урмии, от Мосула и Арбиля до Котура - стали прибежищем для ассирийцев.

Накануне Первой мировой войны на территории Хакярского санджака Ванского и Мосульского вилайетов Османской империи, Урмийского Магала Персии проживало более 1 млн ассирийцев, представляющих единый народ со своей обжитой территорией, культурой, языком, исторически сложившимися традициями самоуправления. Но лишь небольшая часть ассирийцев, проживавших на этих территориях, спасаясь от турецкого ятагана, в годы Первой мировой войны вместе с армянами добралась до Армении. 700 тысяч ассирийцев подверглись Геноциду – страшным зверствам, гонениям лишь потому, что были христианами и оставались верны великим христианским идеалам и ценностям и своим братьям по вере и судьбе – армянам.

В апреле 2012 года в Ереване, в самом центре столицы (напротив памятника М. Налбандяну), был воздвигнут памятник невинно убиенным в 1915-1918 гг. в Османской Турции ассирийцам. Для каждого ассирийца этот памятник в Ереване символизирует добрую волю, уважение армянских властей, всех граждан Армении к судьбе ассирийского народа. Памятник ассирийцам – невинным жертвам турецкого геноцида, как колокол, призывает каждого ассирийца с любовью и благодарностью относиться к народу, на земле которого он воздвигнут. Через несколько месяцев мы все вместе будем отмечать столетие Геноцида армян, ассирийцев и греков.

Ассирийский – один из семитских языков. До середины ХIХ в. в качестве литературного ассирийцы использовали старый сирийский язык. В 40-е годы ХIХ в. был разработан новый литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В дальнейшем ассирийский литературный язык изменялся с учетом фонетически более архаичного мосульского диалекта и замены многочисленных арабских, курдских, тюркских заимствований исконно ассирийской лексикой. Письменность, которая используется ассирийцами, говорящими на ассирийском языке, создана около 1840 г. на основе несторианской разновидности сирийского письма, являющегося разновидностью финикийско-арамейского квазиалфавитного письма.

НА ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ АССИРИЙЦЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ ИЗ РАЙОНА ОЗЕРА Урмия после русско-персидской войны 1827-1828 гг. По ходатайству русского дипломата и драматурга А.С. Грибоедова и по именному указу императора России Николая I около 100 ассирийских семей переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. К концу ХIХ в. ассирийцы уже компактно проживали в нескольких селах Армении. Ассирийцы Армении являются приверженцами Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока, возникшей в Междуречье в I в. н.э. Сейчас Ассирийскую Церковь Востока возглавляет Католикос – патриарх Мар Хананья Дынха II, резиденция которого расположена в Мортон-Граве штата Иллинойс (США).

Обосновавшись в Армении, ассирийцы прежде всего построили христианские церкви Мар тума (Святой апостол) Фома в селе В. Двин, Мат Марьям в с.Арзни, Мар Курьякус в с. Димитров. Хочется особо отметить, что настоятелем церкви Мар тума (В.Двин) является уроженец этого села Никадим Юханаев, который с отличием окончил факультет богословия ЕГУ, после чего продолжил учебу в семинарии Ассирийской церкви Востока в Ираке. В марте 2014 г. он был рукоположен в священники и отправлен в Армению, чтобы окормлять духовной пищей своих соотечественников.

В октябре этого года в Армении находился глава Ассирийской Православной Церкви патриарх Антиохии и всего Востока Маран Мор Игнатиус Ефрем Второй. Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили Цицернакаберд, где воздали дань памяти жертв Геноцида армян. У Вечного огня предводители двух церквей–сестер отслужили панихиду за упокой армянских и ассирийских мучеников.

А 13 октября сего года Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили паству общины В.Двин Араратского марза. Прихожане Ассирийской церкви Мар тума во главе со священником Никодимом Юханаевым, администрацией села, школы, руководством ассирийской ассоциации "Атур" торжественно приняли отцов церквей-сестер.

Очень хорошо, красочно и правдиво рассказывает об истории, жизни и деятельности ассирийцев в Армении документальный фильм Лины Якубовой "Ассирийцы Армении". К сожалению, она очень рано ушла из жизни. Радует, что в нашей республике создано гражданское общество, в котором приняты толерантность, уважение к энтической, культурной и языковой самобытности любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству. В основе этого менталитет армянского народа, которому во все времена были присущи милосердие и гуманность.


В АРМЕНИИ СОЗДАНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
потенциала национальных общин, члены которых являются полноправными гражданами Армении. Власти республики делают все от них зависящее, чтобы ассирийцы, проживающие в Армении, чувствовали себя комфортно, сохраняли свою национальную идентичность и культурную самобытность, изучали родной язык. В школах общин, где компактно проживают ассирийцы, ведется обучение ассирийскому языку. В Армении проживают около 7 тыс. ассирийцев. Руководят ассирийскими общинами сами же ассирийцы - Арман Ионанов, Людмила Петрова, Вениамин Венисаминов.

В 1995 г. в общеобразовательной школе общины Верин Двин по инициативе писателя и публициста Павла Хиноева создан армяно-русско-ассирийский научно-культурный центр "Арбела". В настоящее время центром руководит директор школы Аида Лазарева. Научно-культурный центр "Арбела" совместно с институтами востоковедения и истории НАН РА проводит научные конференции и другие мероприятия, которые способствуют еще большему сближению христианских народов, - армян, русских и ассирийцев, повышению уровня знаний учащихся.

С 1987 г. в Армении действует ассирийская общественная ассоциация "Атур", руководителем которой является Арсен Михайлов. Мэрия Еревана выделила ассирийской ассоциации помещение в центре Еревана. "Атур" проводит большую работу по установлению и укреплению дружественных и культурных связей с ассирийскими общинами и организациями других стран. С 2007 г. по Армянскому радио ведется ежедневная информационная программа на ассирийском языке.

Я горжусь тем, что являюсь гражданином Армении. Для нас, ассирийцев, это не вторая, а единственная родина, и все мы - граждане нашей страны должны сделать все возможное для ее процветания. Каждый год 1 апреля ассирийцев Армении с их национальным Новым годом - Хабнисан - сердечно поздравляет президент страны Серж Саргсян. А мы, ассирийцы, в свою очередь глубоко признательны президенту и правительству республики за их доброе и уважительное отношение к нашему народу.

Пользуясь случаем, в преддверии Нового года хотел бы рассказать читателям "Моста" о том, каким был этот праздник для наших далеких предков, живших в Месопотамии (современный Ирак). Как уже было сказано, Новый год в древней Ассирии отмечался 1 апреля и был одним из главных религиозных и национальных праздников - праздником возрождения природы. Он связан с двумя древними мифами: мифом о создании мира и мифом о богине Иштар и ее возлюбленном Таммузе.


БОГИНЯ ЛЮБВИ И ПЛОДОРОДИЯ ИШТАР УБЕДИЛА СВОЕГО БРАТА - БОГА СОЛНЦА ШАМАША
одобрить ее брак с пастухом Таммузом. Этот брак состоялся и стал гарантом изобилия и плодородия на земле. Далее из этого мифа мы узнаем, что Иштар сошла в преисподнюю - "землю без возврата" - страну Куру, откуда никто не может вернуться на землю, даже бог, если он не оставит себе замену на земле. К сожалению, нам не известны причины путешествия Иштар в Куру, есть только версия, что она собиралась возвратить на землю некоторых людей.

Иштар проходит семь ворот преисподней и не может вернуться обратно, причем прохождение через ворота было связано с потерей части одежды или украшений, сначала - короны, затем - серег, драгоценного ожерелья, браслетов с запястий и щиколоток... При этом Иштар теряла свои магические силы. Правила в подземном царстве богиня Эрешкигаль - сестра Иштар. Они были непримиримы, как день и ночь. Иштар предстает перед Эрешкигаль почти нагая. Королева преисподней ликует. А на земле во время этих событий все увядает, без богини плодородия земля перестает дарить людям свои плоды.

Боги, узнав о трудностях Иштар, помогли ей вернуться на землю с помощью воды жизни, которая восстановила силы богини. Но Иштар должна была найти себе замену и отправить ее в преисподнюю вместо себя. По многим городам пролетела Иштар и везде видела людей в трауре, они думали, что богиня любви погибла. Достигнув дома мужа, Иштар увидела, что он нисколько не опечален ее гибелью - он носит чистые светлые халаты и ведет сытую беззаботную жизнь. Гнев ослепил Иштар, и она распорядилась отправить Таммуза в преисподнюю. Министр Эрешкигаль - Намтар так и сделал. Многие оплакивали смерть Таммуза и молили Иштар вернуть его на землю. Но и сама богиня оплакивала смерть любимого мужа. И, когда гнев Иштар окончательно утих, она попросила совет богов вернуть Таммуза к жизни, но боги согласились лишь наполовину удовлетворить просьбу Иштар. Поэтому Таммуз пребывает шесть месяцев в мире живом - тогда радуется Иштар и земля расцветает любовью и плодородием, а шесть месяцев он проводит в подземном царстве, и в это время Иштар предается печали. Согласно мифу, Таммуз возвращается на землю 1 апреля (nissan), и приходит весна, а с возвращением Таммуза в преисподнюю начинается осень.

Этот красивый миф, сохранившийся на клинописных ассирийских табличках, был записан за несколько тысячелетий до нашей эры. Из-за естественных повреждений некоторые части записи были утрачены. Но история любви и предательства, смерти и возрождения по-прежнему волнует наши сердца. И как знать, быть может, как это происходит в мудрой природе, когда-нибудь некогда великая Ассирия возродится, а наш многострадальный народ вновь обретет свою благословенную землю.

С наступающим Новым годом, Армения! Счастья, мира и благополучия всем народам нашей страны!

АССИРИЙЦЫ – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ХРИСТИАНСКИХ НАРОДОВ МИРА. Они стояли у истоков цивилизации и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Многочисленные источники и исследователи Древнего Востока отмечают, что после падения Ассирийского царства ассирийский народ был не полностью истреблен, он продолжал жить на территории своей исторической родины. Как отмечает ассирийский историк Б.Г. Арсанис, на протяжении 2500 лет несторианские горы – от Диарбекира до Урмии, от Мосула и Арбиля до Котура – стали прибежищем для ассирийцев.

Накануне Первой мировой войны на территории Хакярского санджака Ванского и Мосульского вилайетов Османской империи, Урмийского Магала Персии проживало более 1 млн ассирийцев, представляющих единый народ со своей обжитой территорией, культурой, языком, исторически сложившимися традициями самоуправления. Но лишь небольшая часть ассирийцев, проживавших на этих территориях, спасаясь от турецкого ятагана, в годы Первой мировой войны вместе с армянами добралась до Армении. 700 тысяч ассирийцев подверглись Геноциду – страшным зверствам, гонениям лишь потому, что были христианами и оставались верны великим христианским идеалам и ценностям и своим братьям по вере и судьбе – армянам.

В апреле 2012 года в Ереване, в самом центре столицы (напротив памятника М. Налбандяну), был воздвигнут памятник невинно убиенным в 1915-1918 гг. в Османской Турции ассирийцам. Для каждого ассирийца этот памятник в Ереване символизирует добрую волю, уважение армянских властей, всех граждан Армении к судьбе ассирийского народа. Памятник ассирийцам – невинным жертвам турецкого геноцида, как колокол, призывает каждого ассирийца с любовью и благодарностью относиться к народу, на земле которого он воздвигнут. Через несколько месяцев мы все вместе будем отмечать столетие Геноцида армян, ассирийцев и греков.

Ассирийский – один из семитских языков. До середины ХIХ в. в качестве литературного ассирийцы использовали старый сирийский язык. В 40-е годы ХIХ в. был разработан новый литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В дальнейшем ассирийский литературный язык изменялся с учетом фонетически более архаичного мосульского диалекта и замены многочисленных арабских, курдских, тюркских заимствований исконно ассирийской лексикой. Письменность, которая используется ассирийцами, говорящими на ассирийском языке, создана около 1840 г. на основе несторианской разновидности сирийского письма, являющегося разновидностью финикийско-арамейского квазиалфавитного письма.

НА ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ АССИРИЙЦЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ ИЗ РАЙОНА ОЗЕРА Урмия после русско-персидской войны 1827-1828 гг. По ходатайству русского дипломата и драматурга А.С. Грибоедова и по именному указу императора России Николая I около 100 ассирийских семей переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. К концу ХIХ в. ассирийцы уже компактно проживали в нескольких селах Армении. Ассирийцы Армении являются приверженцами Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока, возникшей в Междуречье в I в. н.э. Сейчас Ассирийскую Церковь Востока возглавляет Католикос – патриарх Мар Хананья Дынха II, резиденция которого расположена в Мортон-Граве штата Иллинойс (США).

Обосновавшись в Армении, ассирийцы прежде всего построили христианские церкви Мар тума (Святой апостол) Фома в селе В. Двин, Мат Марьям в с.Арзни, Мар Курьякус в с. Димитров. Хочется особо отметить, что настоятелем церкви Мар тума (В.Двин) является уроженец этого села Никадим Юханаев, который с отличием окончил факультет богословия ЕГУ, после чего продолжил учебу в семинарии Ассирийской церкви Востока в Ираке. В марте 2014 г. он был рукоположен в священники и отправлен в Армению, чтобы окормлять духовной пищей своих соотечественников.

В октябре этого года в Армении находился глава Ассирийской Православной Церкви патриарх Антиохии и всего Востока Маран Мор Игнатиус Ефрем Второй. Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили Цицернакаберд, где воздали дань памяти жертв Геноцида армян. У Вечного огня предводители двух церквей–сестер отслужили панихиду за упокой армянских и ассирийских мучеников.

А 13 октября сего года Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили паству общины В.Двин Араратского марза. Прихожане Ассирийской церкви Мар тума во главе со священником Никодимом Юханаевым, администрацией села, школы, руководством ассирийской ассоциации “Атур” торжественно приняли отцов церквей-сестер.

Очень хорошо, красочно и правдиво рассказывает об истории, жизни и деятельности ассирийцев в Армении документальный фильм Лины Якубовой “Ассирийцы Армении”. К сожалению, она очень рано ушла из жизни. Радует, что в нашей республике создано гражданское общество, в котором приняты толерантность, уважение к энтической, культурной и языковой самобытности любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству. В основе этого менталитет армянского народа, которому во все времена были присущи милосердие и гуманность.

В АРМЕНИИ СОЗДАНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ потенциала национальных общин, члены которых являются полноправными гражданами Армении. Власти республики делают все от них зависящее, чтобы ассирийцы, проживающие в Армении, чувствовали себя комфортно, сохраняли свою национальную идентичность и культурную самобытность, изучали родной язык. В школах общин, где компактно проживают ассирийцы, ведется обучение ассирийскому языку. В Армении проживают около 7 тыс. ассирийцев. Руководят ассирийскими общинами сами же ассирийцы – Арман Ионанов, Людмила Петрова, Вениамин Венисаминов.

В 1995 г. в общеобразовательной школе общины Верин Двин по инициативе писателя и публициста Павла Хиноева создан армяно-русско-ассирийский научно-культурный центр “Арбела”. В настоящее время центром руководит директор школы Аида Лазарева. Научно-культурный центр “Арбела” совместно с институтами востоковедения и истории НАН РА проводит научные конференции и другие мероприятия, которые способствуют еще большему сближению христианских народов, – армян, русских и ассирийцев, повышению уровня знаний учащихся.

С 1987 г. в Армении действует ассирийская общественная ассоциация “Атур”, руководителем которой является Арсен Михайлов. Мэрия Еревана выделила ассирийской ассоциации помещение в центре Еревана. “Атур” проводит большую работу по установлению и укреплению дружественных и культурных связей с ассирийскими общинами и организациями других стран. С 2007 г. по Армянскому радио ведется ежедневная информационная программа на ассирийском языке.

Я горжусь тем, что являюсь гражданином Армении. Для нас, ассирийцев, это не вторая, а единственная родина, и все мы – граждане нашей страны должны сделать все возможное для ее процветания. Каждый год 1 апреля ассирийцев Армении с их национальным Новым годом – Хабнисан – сердечно поздравляет президент страны Серж Саргсян. А мы, ассирийцы, в свою очередь глубоко признательны президенту и правительству республики за их доброе и уважительное отношение к нашему народу.

Пользуясь случаем, в преддверии Нового года хотел бы рассказать читателям “Моста” о том, каким был этот праздник для наших далеких предков, живших в Месопотамии (современный Ирак). Как уже было сказано, Новый год в древней Ассирии отмечался 1 апреля и был одним из главных религиозных и национальных праздников – праздником возрождения природы. Он связан с двумя древними мифами: мифом о создании мира и мифом о богине Иштар и ее возлюбленном Таммузе.

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ПЛОДОРОДИЯ ИШТАР УБЕДИЛА СВОЕГО БРАТА – БОГА СОЛНЦА ШАМАША одобрить ее брак с пастухом Таммузом. Этот брак состоялся и стал гарантом изобилия и плодородия на земле. Далее из этого мифа мы узнаем, что Иштар сошла в преисподнюю – “землю без возврата” – страну Куру, откуда никто не может вернуться на землю, даже бог, если он не оставит себе замену на земле. К сожалению, нам не известны причины путешествия Иштар в Куру, есть только версия, что она собиралась возвратить на землю некоторых людей.

Иштар проходит семь ворот преисподней и не может вернуться обратно, причем прохождение через ворота было связано с потерей части одежды или украшений, сначала – короны, затем – серег, драгоценного ожерелья, браслетов с запястий и щиколоток… При этом Иштар теряла свои магические силы. Правила в подземном царстве богиня Эрешкигаль – сестра Иштар. Они были непримиримы, как день и ночь. Иштар предстает перед Эрешкигаль почти нагая. Королева преисподней ликует. А на земле во время этих событий все увядает, без богини плодородия земля перестает дарить людям свои плоды.

Боги, узнав о трудностях Иштар, помогли ей вернуться на землю с помощью воды жизни, которая восстановила силы богини. Но Иштар должна была найти себе замену и отправить ее в преисподнюю вместо себя. По многим городам пролетела Иштар и везде видела людей в трауре, они думали, что богиня любви погибла. Достигнув дома мужа, Иштар увидела, что он нисколько не опечален ее гибелью – он носит чистые светлые халаты и ведет сытую беззаботную жизнь. Гнев ослепил Иштар, и она распорядилась отправить Таммуза в преисподнюю. Министр Эрешкигаль – Намтар так и сделал. Многие оплакивали смерть Таммуза и молили Иштар вернуть его на землю. Но и сама богиня оплакивала смерть любимого мужа. И, когда гнев Иштар окончательно утих, она попросила совет богов вернуть Таммуза к жизни, но боги согласились лишь наполовину удовлетворить просьбу Иштар. Поэтому Таммуз пребывает шесть месяцев в мире живом – тогда радуется Иштар и земля расцветает любовью и плодородием, а шесть месяцев он проводит в подземном царстве, и в это время Иштар предается печали. Согласно мифу, Таммуз возвращается на землю 1 апреля (nissan), и приходит весна, а с возвращением Таммуза в преисподнюю начинается осень.

Этот красивый миф, сохранившийся на клинописных ассирийских табличках, был записан за несколько тысячелетий до нашей эры. Из-за естественных повреждений некоторые части записи были утрачены. Но история любви и предательства, смерти и возрождения по-прежнему волнует наши сердца. И как знать, быть может, как это происходит в мудрой природе, когда-нибудь некогда великая Ассирия возродится, а наш многострадальный народ вновь обретет свою благословенную землю.

На территории нынешней Армении ассирийцы проживают вот уже почти три столетия. Однако армяно-ассирийские связи активно развивались еще в эпоху царства Урарту. Ассирийские владения доходили до Армянского царства. Более того, происходили активные межэтнические контакты и межкультурные взаимопроникновения. Известно, что армянский царь Тигран Великий после расширения своих границ переселял в Армению не только греков и евреев, но и множество ассирийцев.

Армяно-ассирийские активные связи не прекращались вплоть до геноцида армян 1915 года. Особую роль в распространении христианства среди армян играли и ассирийские проповедники. Многие армянские нахарары были в родственных связях с ассирийцами. В Западной Армении ассирийцы и армяне жили смешанно на юге, вблизи нынешних границ Ирака, в частности в Мардине, Мидьяте, Урфе (Газиантеп) и Тигранакерте (Диарбекир), а также Ширнаке, вдоль южной полосы озера Ван и особенно плотно заселяли районы Батмана и Хакяри, где в некоторых районах они даже численно преобладали. Армяне Мардина и Мидьята, живя с ассирийцами-католиками или с так называемыми «халдеями», также принимали католицизм. Такие общины армян просуществовали вплоть до 1915 года.

Как и армяне, ассирийцы стали жертвами геноцида со стороны Османской Турции, которая пыталась смыть все следы ассирийского присутствия на территории Западной Армении. Большинство ассирийцев, проживающих в районе озера Ван, было истреблено. Уцелевшие бежали в Багдад, Киркук, Мосул, Басру, в сирийские районы, Иран.

Нынешнее население ассирийцев в Армении происходит от переселенцев из Ирана, а точнее из области Урмия. После русско-турецкой войны 1826-1828 гг. многие ассирийские семьи переселились в Восточную Армению, образовав ряд населенных пунктов, часть из которых сохранилась до сих пор.

По данным 1989 года, число ассирийцев в Армении составляло около 10.000. В дальнейшем в результате агрессии со стороны Азербайджана, войны и экономической блокады многие ассирийские семьи переехали из традиционных мест проживания в основном в Россию и на Украину. Отдельные семьи оказались также в Европе, в частности в Германии и Швеции. По данным на 2001 год, число ассирийцев в Армении составило 3409 человек. А вместе со смешанными семьями почти 7000 тысяч. На сегодняшний день в результате внутренней миграции в Ереване проживает 1000 ассирийцев. В целом 85% нынешнего ассирийского населения Армении являются городскими жителями, а остальные живут в селах.

По данным Европейского центра по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств, ассирийцы в Армении проживают в городе Арзни, который до 1990 года был на 80% ассирийским. Сейчас выходцы из Арзни также проживают в городах России и Украины.

Крупное село Верин Двин в 30 км от Еревана. Из 2702 жителей села свыше 2000 составляют ассирийцы. Остальные – армяне, немцы, езиды и русские. Имеются 2 церкви, одна из которых была построена в 1828 году. Население села сильно арменизировано и говорит на армянском языке. Однако за последние годы многие молодые учат также ассирийский язык, что зафиксировано Европейским центром по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств.

В селе Неркин Куйласар, где жили исключительно ассирийцы, причем с сильным традиционным национальным укладом, начиная с 1990-х годов произошли демографические перемены, которые привели к изменению численности ассирийского населения. В селе ныне проживают армяне и ассирийцы. А выходцев из Димитрова можно встретить на просторах России и Украины, особенно в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Киеве.

В крупном населенном пункте Нор-Артагерс ассирийцы занимают первое место по численности населения, за ними следуют армяне и езиды. Кроме выше названных городов и сел, ассирийцы проживают отдельными семьями в регионах Арарата, Армавира, Арташата и Эчмиадзина. Особенно много ассирийцев проживает в городах Арташат и Веди. Ассирийские семьи имеются также в городах Абовян, Ванадзор, Лусакерт, Егвард и др.

Среди ассирийцев Армении распространены межэтнические браки, в основном с армянами и русскими. В Верин Двине, Арзни и Димитрове функционируют школы с ассирийскими классами. В ереванских школах также открылись классы с преподаванием ассирийского языка. Почти всюду, где проживают ассирийцы, имеются организованные общины. Ассирийская община Армении активно сотрудничает с государственными учреждениями страны. С начала 90-х свою работу ведет общественная организация ассирийцев Армении «Атур», основанная в городе Арзни. В Ереване действует Ассирийский молодежный центр, а с 2003 года активно функционирует ассирийская организация «Бет Нахреин». Активную деятельность также ведет Федерация ассирийских общин Армении.

Традиционное занятие ассирийцев Армении – земледелие, садоводство, виноградарство. Большая часть ассирийцев Армении имеет высшее образование. Значительную прослойку составляет интеллигенция, в том числе так называемый «чиновничий класс».

По религии ассирийцы Армении христиане – приверженцы Ассирийской церкви Востока, а также православные. Есть маленькая община приверженцев Халдейской Католической общины. Церкви имеются почти во всех населенных пунктах, где компактно проживают ассирийцы.

Ассирийская община Армении активно сотрудничает с аналогичными организациями Европы, в частности Швеции и Германии. Примечательно, что в Ереване на средства ассирийцев, живущих в Армении и во всем мире, строится памятник, посвященный геноциду ассирийцев в Османской Турции. По словам членов ассирийских организаций Армении, памятник станет символом единства армянского и ассирийского народов, а также будет служить своего рода местом паломничества для многих тысяч ассирийцев. Одним из нерешенных вопросов для ассирийцев Армении является отсутствие квоты для национальных меньшинств в парламенте страны. Представитель от общины в парламенте донес бы до законодателей волнующие общину вопросы. Не имея свой государственности, ассирийцы столетиями сохраняли свою христианскую веру и язык, национальные черты, которыми дорожат и поныне. Армения для ассирийцев действительно Родина, которой они верно служат, обогащая своим присутствием.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовало 42 человека
Комментируют
  • Ещё азеру 2012-05-04 23:32:57

    пораскинь-ка мозгами, если все "бегут", как пиарят анковцы, из Армении, то почему этот Пашинян с недобрым взглядом, и его соратники до сих пор не покинули страну?

  • Азеру 2012-05-04 23:28:12

    цитируешь жёлтую прессу АНК? зачем? этот Пашинян озлоблен на власти Армении вот и пишет разные сказки. и ещё, заруби себе на носу: армян в РА больше, чем азерб-цев в АР. это факт. и остерегайтесь провоцировать приграничные конфликты - это опасно.

Группа членов верхней палаты американского Конгресса обратилась на днях к госсекретарю США с призывом содействовать созданию на севере Ирака христианской автономии. Под письмом, адресованным Джону Керри, подписались семнадцать сенаторов. Парламентарии предлагают оказать иракским властям действенную помощь в формировании на территории Ниневийской долины особой административной единицы. В новой самоуправляемой провинции предполагается расселить ассирийцев, сирийцев, халдеев и армян, вынужденных бежать из аккупированных исламскими радикалами городов.

Идея формирования в регионе Ниневии христианской автономии витает в воздухе аж с 2007 года. Инициатором создания самоуправляемой провинции выступил тогда бывший министр финансов и экономики Курдистана Саргис Агаджан. Ассириец по отцу и армянин по матери Агаджан предполагал, что таким образом удастся решить сразу две задачи. Во-первых, обеспечить гарантии безопасности иракских христиан, а во-вторых, создать условия для присоединения Ниневийской долины к Курдистану. Регион Ниневии до сих пор считается спорным. Курдистанские власти претендуют на эту стратегически важную территорию, но багдадские правители эти претензии считают необоснованными. В споре давно уже имеется третья сторона, которая свои аргументы подкрепляет силой оружия. Основную часть Ниневийской долины сейчас контролируют Вооруженные силы “Исламского государства”. В этом регионе отряды курдских “пешмерга” провели против террористов несколько относительно успешных операций. Если кому и удастся вытеснить исламистов из Ниневии, то только курдам. Потому-то они и заинтересованы в реанимации идеи, поданной в свое время Агаджаном. С усилением в регионе христианского фактора Месут Барзани связывает надежды на возможность окончательного присоединения Ниневийской долины к Курдистану. Инициатива американских сенаторов, судя по всему, призвана оказать курдам в этом вопросе косвенную поддержку.
Еще до начала операции “Шок и трепет” Вашингтон обещал религиозным меньшинствам Ирака протекцию и гарантии безопасности. Американцы заверяли, что для христиан будет создана особая административная единица, наделенная правом самоуправления. Это намерение даже было отражено в так называемом “переходном законе”, временно заменявшем иракскую Конституцию. В нем говорилось о перспективе предоставления христианам - ассирийцам, сирийцам, халдеям и армянам - особых административных прав. Имея в виду обещанные заманчивые перспективы, сотни багдадских армян всерьез задумались над переселением в Ниневию. Соответствующие предложения поступали им в письменной форме и подкреплялись официальным заверением в материальной поддержке. Поначалу временное проамериканское правительство действительно всячески поощряло приток сюда христиан из других регионов Ирака. Это в полной мере касалось и армян. Но администрация, сформировавшаяся в Багдаде после ухода американцев, сочла, что не обязана претворять в жизнь обещания, данные христианам третьей стороной. Проект Саргиса Агаджана был сначала отложен в долгий ящик, а затем и вовсе забыт.
Война, развязанная террористами “Исламского государства”, привела в новым потокам беженцев из населенных христианами регионов. Из Мосула и городов Ниневийской долины исламистами были изгнаны в общей сложности около 200 тысяч христиан. Бесчинства террористов “Исламского государства” не обходят стороной и наших соотечественников. Последняя волна армянских беженцев из Мосула охватила 65 семей. Все они переселились в соседний Курдистан. Представители некогда многочисленной армянской общины северного Ирака стали объектом нападок со стороны радикальных группировок. Две недели назад исламские боевики подожгли старинную армянскую церковь в районе Вахда. К счастью, в течение последних месяцев жертв среди представителей армянской общины нет. Всего же за годы войны в Ираке были убиты 34 армянина. Десятки были похищены с целью получения выкупа.

До войны армянская община в Ираке насчитывала 30 тысяч человек. Они были достаточно богаты, образованны и пользовались расположением правителей. Сейчас армян в Ираке по разным данным от четырех до десяти тысяч. Проживают они в основном в районах курдской автономии. В иракском Курдистане сейчас живут 3-4 тысячи армян. Они компактно проживают в селах Авзрук, Аврез, Ишкяндар, что в окрестностях города Духок. Община интегрирована в общественно-политическую жизнь. Армянское меньшинство представлено в парламенте Курдистана. (Ерванд Демрян недавно сменил на посту депутата Арама Шаина Бакояна.) Правительство Курдистана активно демонстрирует свое расположение ко всем христианам и к армянам в частности. В Конституции армяне упомянуты в числе государствообразующих наций. Армянский язык признан официальным наряду с арабским, ассирийским и туркменским.
Правители Курдистана, активно демонстрирующие христианам свое почтение и покровительство, стремятся при этом использовать представителей религиозных меньшинств в решении своих глобальных политических задач. Возвращение в повестку вопроса о создании в Ниневии христианской автономии свидетельствует именно об этом. Армяне в силу своей относительной немногочисленности предпочитают не вмешиваться в политику. А вот ассирийцы, похоже, действительно поверили в то, что затея с созданием самоуправляемой административно-территориальной единицы под покровительством Курдистана может иметь перспективы. Генеральный секретарь “Ассирийского демократического движения Курдистана” Ромео Хаккари недавно заявил о том, что проблемы христианских меньшинств может решить лишь создание автономии. “Наш план предполагает создание на севере Ирака автономной области христиан. Мы хотим иметь самостоятельность после провозглашения независимости в Курдистане. Согласно Конституции, у нас есть на это право”, - отметил Хаккари. В этом вопросе ассирийский лидер рассчитывает на поддержку курдской администрации. Он намекнул на то, что в случае содействия гарантирует Месуту Барзани поддержку со стороны христиан в присоединении Ниневии к Курдистану.

Барзани в ответ дал понять, что самостоятельность без крови обрести нереально. Потому он предложил христианам повоевать за свою свободу с оружием в руках. Курдистанские власти готовы вооружить всех христиан, готовых бороться против “Исламского государства”. Ромео Хаккари уже заявил о формировании “вооруженных сил Ниневийской долины”. Первые 500 бойцов христианского батальона принесли присягу. Проживающие в Курдистане армяне оптимизм ассирийцев не разделяют. Тем не менее они не исключают возможности создания в составе христианского батальона отдельной армянской роты. Хотя наши курдистанские соотечественники по вполне понятным причинам предпочитают не проявлять чрезмерной активности. Но необходимость формирования сил самообороны они, тем не менее, осознают. Видя растущую угрозу со стороны террористов “Исламского государства”, армяне трех армянских сел (Авзрук, Аврез, Ишкяндар) решились взяться за оружие. Для защиты права на жизнь и достоинство они объединились и создали отряд самообороны. Возглавил его староста села Аврез Мурат Варданян, имеющий богатый военный опыт. Ирано-иракскую войну он закончил в звании полковника. Сейчас под ружьем у Варданяна около ста добровольцев, многие из которых прежде участвовали в боях против террористов в составе курдских подразделений. К ополченцам присоединились армянские беженцы из Мосула. Бойцы армянского отряда, заручившись благословением настоятеля местной апостольской церкви отца Аракела Гаспаряна и поддержкой официальных властей, установили комендантский час, приступили к патрулированию сопредельных с селами территорий. К счастью, пока что столкновений с террористами не было. Но появления боевиков “Исламского государства” в районе Духока исключать нельзя.

С перспективой создания армяно-ассирийской автономии наши иракские соотечественники особых надежд не связывают. Ими сейчас движет инстинкт самосохранения, а не политические амбиции. Нет никаких гарантий того, что курдистанских армян не постигнет участь соотечественников Мосула, многие из которых до сих пор не обрели крыши над головой. Где нашим собратьям искать пристанища, если поход исламистов на восток окажется успешным? В решении этого вопроса мы вправе рассчитывать на помощь западных держав, во многом по вине которых иракский кризис и зашел так далеко.