Болезни Военный билет Призыв

Астафьев конь с розовой гривой тема. О чём рассказ "Конь с розовой гривой" и какова его основная идея

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Главные герои

Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.

Катерина Петровна – бабушка главного героя.

Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят» .

Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей» . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые» . С таким пряником «сразу почету столько, внимания» .

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах» , заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу» .

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать» . Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал» . Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику» . Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны» , так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит» .

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку» . Ее «почти волоком утащили домой» , и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» .

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2428.

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

Воспитательные :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Открытый урок по теме:

«В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Яркие и незабываемые образы в рассказе».

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Кузнецова Е.А.

Шатура 2016 год

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

  • развивать читательскую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности, воображение учащихся.

Воспитательные :

  • воспитывать нравственно и духовно учащихся;
  • прививать любови и внимательное отношение к слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: диалоговое взаимодействие, словесное рисование, анализ текста художественного произведения, беседа.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы и формы контроля: таблица, творческое задание.

Планируемый результат обучения:

Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование нравственных чувсв и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Оборудование: рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, листы для записи наблюдений и выводов, высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок скорей начнём.

  1. Мотивация. Целеполагание, формулировка темы.

Учитель: Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Учитель: А знаете о чём?

Учащиеся: О чём?

Учитель: О родном и прочем, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

(Запись на доске).

Учитель: ребята, обратите внимание на доску и прочитайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экюпери.

Учитель: Как вы их понимаете?

Учитель: Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Учитель: Скажите, а взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их?

Учитель: Взросление – непростой процесс. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.

Учитель: Назовите, какие положительные качества человека вы считаете важнейшими?

Учитель: Верно. Это и доброта, порядочность, ответственность, прощение, великодушие.

Учитель: Как развить в себе эти качества?

Учитель: Какой способ лежит в основе выбора жизненного пути? Что мы делаем, когда выбираем? (Сравнение, сравниваем).

Учитель: Конечно, важную роль еще играют взрослые близкие люди. Но есть ещё один мудрый учитель – книга. Вдумчивое чтение может дать ответы на многие вопросы.

Учитель: У вас на столах лежат конвертики. Откройте их и посмотрите, что внутри.

Учитель: Это изображение коня с розовой гривой. Верно.

Учитель: О чём оно вам напоминает? (Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: А что же это такое? (Пряник – заветная мечта главного героя).

Учитель: Как вспоминает его герой рассказа много лет спустя? Найдите и запишите эти строчки рядом с изображением пряника. («Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.»)

Учитель: О каком литературном произведении пойдет сегодня речь на уроке?

Учитель: Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?

Учитель: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Учитель: А как же герои рассказа справляются с этими трудностями?

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока? (Яркие и самобытные герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Учитель: Какие задачи будем решать?

Учитель: Запишите на листах тему нашего урока.

  1. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Кто из героев рассказа поступает в ситуацию выбора? (Рассказчик и Санька Левонтьев)

Учитель: Их поступки, характеры могут послужить нам нравственным уроком?

Учитель: Они похожи или отличаются чем-то друг от друга?

Учитель: Какой метод нам поможет лучше узнать героев рассказа? (Сравнение)

Учитель: Что такое сравнение? По каким параметрам мы можем сравнить рассказчика и главного героя?

Учитель: Положите перед собой напечатанные листы и текст рассказа.

Главный герой

Санька Левонтьев

Общее

Ровесники, живут в одной деревни, в трудное предвоенное время.

Различия

1.Поступки

трудолюбивый

ленивый

2.Речь

Правильная, доброжелательная

Обрывистая, грубая

3.Поведение

Честное, совестливое

Нет совести

  1. Физкультминутка.

Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись.

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Исходя из таблицы, сформулируйте черты характер понравившегося вам героя. Дайте ему оценку.

Учитель: Кто будет характеризовать рассказчика? Почему?

Учитель: А Саньку Левонтия? Почему?

Учитель: Оформите свою работу как мини сочинение. Вспомните, на какие части делится ваша работа?

1.Вступление. Рассказчик – главный герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1.Вступление.

Санька Левонтий – герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2.Основная часть. Черты характера героя.

2.Основная часть.Черты характера героя.

3.Заключение. Нравственный урок героя.

Учитель: Прослушаем несколько работ.

  1. Рефлексия.

Какой метод помог нам разобраться в характерах героев рассказа?

Что необходимо при сравнении?

Где еще мы можем применять метод сравнения?

Понравился ли вам урок?

Какие нравственные уроки вы получили после прочтения рассказа?

Что вас особенно поразило или тронуло?

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: по аналогии с таблицей, заполненной на уроке, составить сравнительную характеристику бабушки Катерины Перовы и тётки Васени.

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!


В своем сочинении «Конь с розовой гривой» автор затронул тему детства, тот самый период, когда даже земляника кажется по-особенному вкусной, когда так хочется завоевать авторитет среди других ребят и при этом так не хочется расстраивать своих родных и близких.

Рассказ Астафьева Конь с розовой гривой

В рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой – мальчик-сирота, который проживает с бабушкой и дедушкой. Однажды бабушка попросила внука нарвать землянику, которую она продаст, а на вырученные деньги купит такой заветный сладкий пряник. Не просто пряник, а пряник в виде коня с розовой гривой. С таким пряником точно станешь любимцем во дворе, да еще и заслужишь уважение соседских ребят.

Мальчик с удовольствием идет в лес, уже предвкушая, как будет есть пряник, но все пошло наперекосяк. Мальчишки по двору, с которыми он все время играл, стали просить у него ягоды, обзывая его жадным. К тому же они постоянно его отвлекают играми, а между тем, вечер уже наступает и мальчик не успевает набрать лукошко ягод. Но, чтобы получить желаемое, он идет на обман. Вместо ягод, он наполняет корзину травой и только сверху бросает ягоды.

Такой поступок не дает ему покоя и он хочет во всем признаться утром, но не успевает. Бабушка уже уехала в город, а вернувшись, всем соседям рассказала, как подвел ее внук. Ребенок долго не решался встретиться с бабушкой, но муки переживаний не дают ему покоя и он уже только рад получить от бабушки наказание. Встретившись с бабушкой и получив от нее выговор, ребенок просит прощение, а бабушка, чтобы мальчик навсегда запомнил урок, еще и коня сладкого подарила. Что-что, а такой урок и любовь бабушки ребенок навсегда запомнил, как и всегда будет помнить бабушкин пряник.

Произведение учит нас быть ответственными, показывает наши ошибки. Здесь мы видим, как плохо идти на обман, как становится неприятно от того, что причинил боль своими близким людям. Кроме того, автор призывает в своей работе не делать ошибки, а если и совершили какую-то в жизни ошибку, нужно ее признать и обязательно исправить. Только осознав ошибку и признав ее, не повторишь подобное вновь, а значит, не причинишь боль своим родным и близким.

В. П. Астафьев относится к числу писателей, на чью долю выпало тяжелое детство в нелегкие предвоенные годы. Выросший в деревне, он был хорошо знаком с особенностями русского характера, нравственными устоями, на которых веками держится человечество.

Этой теме посвящены его произведения, составившие цикл «Последний поклон». В их числе рассказ «Конь с розовой гривой».

Автобиографическая основа произведения

В семилетнем возрасте Виктор Астафьев потерял мать - она утонула в реке Енисей. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Катерина Петровна. До конца жизни был благодарен ей писатель за заботу, доброту и любовь. А еще за то, что она сформировала в нем истинные нравственные ценности, которых внук никогда не забывал. Одному из важных моментов своей жизни, навсегда врезавшихся в память уже повзрослевшего Астафьева, и рассказывает он в своем произведении «Конь с розовой гривой».

Повествование ведется от лица мальчика Вити, живущего с бабушкой и дедом в таежной сибирской деревне. Его ежедневные будни похожи друг на друга: рыбалка, игры с другими ребятишками, походы в лес за грибами и ягодами, помощь по хозяйству.

Особое внимание уделяет автор описанию семейства Левонтия, жившего по соседству. В рассказе «Конь с розовой гривой» именно их дети сыграют немаловажную роль. Пользовавшиеся неограниченной свободой, мало представлявшие, что такое истинная доброта, взаимопомощь и ответственность, они подтолкнут главного героя к совершению поступка, о котором он будет помнить всю жизнь.

Завязкой сюжета становится известие бабушки о том, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой. Она просит внука пойти с ними, чтобы потом продать в городе собранную им ягоду и купить мальчику пряник. Конь с розовой гривой - эта сладость была заветной мечтой каждого мальчишки!

Однако поход на увал заканчивается обманом, на который идет Витя, так и не собравший земляники. Провинившийся мальчик всячески пытается отсрочить раскрытие проступка и последующего за этим наказания. Наконец, из города с причитаниями возвращается бабушка. Так мечта о том, что у Вити появится чудный конь с розовой гривой, обернулась сожалением о том, что он поддался на уловки левонтьевских детишек. И вдруг раскаявшийся герой видит перед собой тот самый пряник… Сначала он не верит своим глазам. К действительности его возвращают слова: «Бери… Глядишь, … когда омманешь баушку…».

Много лет минуло с той поры, но так и не смог забыть этой истории В. Астафьев.

«Конь с розовой гривой»: главные герои

В рассказе автор показывает период взросления мальчика. В разоренной гражданской войной стране всем приходилось трудно, и в непростой ситуации каждый выбирал свой путь. Между тем, известно, что многие черты характера формируются в человеке еще в детские годы.

Знакомство с жизненным укладом в доме Катерины Петровны и Левонтия позволяет сделать вывод, насколько эти семьи были различны. Бабушка во всем любила порядок, поэтому все у нее шло своим, заранее определенным чередом. Такие же качества она прививала внуку, рано оставшемуся сиротой. Вот и конь с розовой гривой должен был стать для него наградой за труды.

Совсем другая атмосфера царила в соседском доме. Безденежье чередовалось с пиром, когда Левонтий накупал на полученные деньги разной всячины. В такой-то момент и любил бывать у соседей Витя. Тем более что подвыпивший Левонтий начинал вспоминать его погибшую мать и подсовывал сироте лучший кусок. Бабушке эти походы внука в дом соседей не нравились: она считала, что у них самих ребятишек много и часто есть нечего. Да и сами дети не отличались воспитанностью, чего доброго, могли оказать дурное влияние на мальчика. Они действительно толкнут Витю на обман, когда тот отправится вместе с ними за ягодой.

Рассказ «Конь с розовой гривой» - попытка автора определить причину того, чем может руководствоваться человек, совершающий в жизни дурные или хорошие поступки.

Поход на увал

Писатель довольно подробно описывает дорогу за земляникой. Левонтьевские ребятишки все время ведут себя неразумно. По пути они успели забраться в чужой огород, надергать лука и пустить его на свистульки, передраться друг с другом…

На увале все принялись собирать ягоду, но левонтьевских хватило ненадолго. Лишь герой добросовестно складывал землянику в туесок. Однако, после того как его слова о прянике вызвали у «друзей» лишь насмешки, желая показать свою независимость, и он поддался общему веселью. На какое-то время Витя забыл и о бабушке, и о том, что еще недавно главным его желанием был конь с розовой гривой. Пересказ того, что веселило ребятишек в тот день, включает и убийство беззащитного чижа, и расправу над рыбой. Да и сами они постоянно ссорились, особенно старался Санька. Он и подсказал герою перед возвращением домой, как нужно поступить: набить туесок травой, а сверху выложить слой ягод - так бабушка ничего не узнает. И мальчик последовал совету: ведь левонтьевским-то ничего не будет, а вот ему несдобровать.

Страх перед наказанием и раскаяние

Исследовать человеческую душу в решающие моменты жизни - задача, которую часто решает художественная литература. «Конь с розовой гривой» - произведение о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки.

Следующая ночь и весь длинный день, когда бабушка отправилась с туеском в город, превратились для Вити в настоящее испытание. Ложась спать, он решил встать пораньше и во всем сознаться, но не успел. Затем внук, опять находясь в обществе соседских ребятишек и постоянно поддразниваемый Сашкой, со страхом ожидал возвращения лодки, на которой уплыла бабушка. Вечером он так и не решился возвратиться домой и обрадовался, когда удалось лечь в кладовой (тетя Феня привела его домой уже затемно и отвлекла Катерину Петровну). Он долго не мог уснуть, постоянно думая о бабушке, жалея ее и вспоминая, как тяжело она пережила смерть своей дочери.

Неожиданная развязка

К счастью мальчика, ночью с заимки вернулся дед - теперь у него была подмога, и стало не так страшно.

Опустив голову, подталкиваемый дедом, он робко вошел в избу и заревел во весь голос.

Долго срамила его бабушка, а когда она, наконец, выдохлась и наступила тишина, мальчик робко поднял голову и увидел перед собой неожиданную картину. По выскобленному столу «скакал» (это на всю жизнь запомнил В. Астафьев) конь с розовой гривой. Этот эпизод стал для него одним из главных нравственных уроков. Доброта и понимание бабушки помогли сформироваться таким качествам, как ответственность за свои поступки, благородство и способность в любой ситуации противостоять злу.