Болезни Военный билет Призыв

Биография карты маршрутов экспедиций. Поход Ермака. Условные знаки

Географическое положение и размеры. Индийский океан - третий по величине бассейн Мирового океана, расположенный преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды, которые являются его естественными границами. Только на юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами, границы условно проводят от крайней точки Африки - мыса Игольного и мыса Южного на острове Тасмания и дальше к берегам Антарктиды, то есть по 20 ° в. д. на западе и 147 ° в. д.

На северо-востоке Индийский океан через Малаккский, Зондский и Торресов пролива соединен с австрало-азиатскими морями. Туг его граница проходит от крайней северной точки Австралии - мыса Йорк до устья реки Бенебек на острове Новая Гвинея. Далее она поворачивает на запад и северо-запад вдоль Малых Зондских островов и островов Ява, Суматра и полуострова Малакка.

Название "Индийский" океану дал португальский ученый С. Мюнстер в своей работе "Космография" (1555 p.). Площадь океана с морями - 76,17 млн.км 2, средняя глубина - 3 711 м, максимальная - 7 209 м, объем воды - 282,7 млн.км 3. В самом широком месте океан простирается с запада на восток от бухты Линде к Торресова пролива по 10 ° ю. ш. на 11900 км, а с севера на юг по 60 ° в. д. от мыса Рас-Джадд к берегам Антарктиды на 10200 км.

Индийский океан - это своеобразный бассейн с только ему присущими чертами. Во-первых, благодаря расположению большей его части в Южном полушарии для него характерна меридиональная асимметрия циркуляций вод. Во-вторых, здесь происходит классическая муссонный циркуляция атмосферы. В-третьих, на его берегах зародилась цивилизация, возникли первые на Земле государства. Современные расовые и этнические комплексы, сложившиеся на берегах океана, принадлежат к нескольким "миров", которые хоть и взаимодействуют между собой, но все же очень отличаются своими историческими чертами и хозяйственно-культурными типами. Поэтому океан привлекал и привлекает к себе внимание многих исследователей.

Острова. Островов в Индийском океане мало. Сосредоточены они преимущественно в западной части и делятся на три генетические типы: материковые, вулканические и коралловые. К материковых принадлежат крупнейшие - Мадагаскар, Шри-Ланка, Большие Зондские, а также Сокотра, Курия-стене, Масира и цепь мелких островов вдоль берегов Аравии, Индокитая и Западной Австралии. Большая часть материковых островов - это известняковые плато на старых докембрийских гранитах. Но, кроме них, с гористые, составленные докембрийскими породами. Особое строение имеют Сейшельские острова. Это единственные сооружения в пределах ложа океана, сложенные гранитами.

Моря. Из-за слабого расчленения побережья в Индийском океане мало морей и заливов. На севере находятся только два моря - Красное и Аравийское, а также четыре крупные заливы - Аденский, Оманский, Персидский и Бенгальский. На востоке разместились краевые моря - Андаманское, Тиморским, Арафурское и залив Карпентария. Южные берега Австралии омываются водами Великой залива.

Вдоль берегов Антарктиды условно определяют моря: Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества, Дейвиса, Моусона, Д "Юрвиля.

По характеру строения впадина Индийского океана делится на четыре части: подводные окраины материков, переходные зоны, срединно-океанические хребты и ложе.

Согласно современным представлениям о происхождении материков и океанов, основанные на теории литосферных плит, Индийский океан начал образовываться в начале мезозойской эры после того, как раскололся на отдельные части палеозойский материк Гондвана. Фундамент современных материков Южного полушария - Африки, Антарктиды, Южной Америки, а также полуострова Индостан - это части древнего материка Гондваны. Сначала материки расходились очень медленно. Причем Австралия и Антарктида еще были одним массивом. Прошли десятки миллионов лет, а ширина Индийского океана была не более, чем современное Красное море. И только в конце мезозойской эры уже существовал настоящий океан, который омывал западные берега в то время единого Австрало-Антарктического материка. Этот материк просуществовал еще с десяток миллионов лет, пока раскололся на две части. И после этого Антарктида сравнительно быстро отошла на юг.

Дно Индийского океана - это типичная кора океанического типа, состоящая из трех слоев: сверху - осадки и слабо уплотненные осадочные породы; ниже - осадочные и вулканогенные породы; еще ниже - базальтовый слой.

Верхний слой состоит из рыхлых осадков. Мощность их изменяется от нескольких десятков метров до 200 мм, а вблизи материков - до 1,5-2,5 км.

Средний слой значительно уплотнен, состоит преимущественно из осадочных пород и имеет мощность от 1 до 3 км.

Нижний (базальтовый) слой состоит из океанического базальта и имеет мощность 4-6 км.

Интересной особенностью земной коры Индийского океана является то, что в ней содержатся участки материковой коры, то есть коры с гранитным слоем. Они выходят на поверхность океана в виде островов Сейшельских, Маскаренских, Кергелен и, возможно, Мальдивских. В рамках этих, как говорят морские геологи, микроконтиненты мощность земной коры увеличивается до 30-35 км.

На дне Индийского океана Срединно-Индийский хребет разделяется на три части: Аравийско-Индийский, Западно-индийский и Центрально-индийский. Последний переходит в Австрало-Антарктическое поднятие. Все хребты имеют хорошо выраженные рифтовые долины, здесь активные вулканические и сейсмические явления. Восточно-Индийский хребет, который простирается почти в меридиональном направлении от Бенгальского залива до Австрало-Антарктического поднятия, не имеет рифтовой долины, составленный горстовых блоками магматических пород, сверху покрытые осадочными породами кайнозойской эры. Образование и развитие этого хребта окончательно не изучены.

Со дна рифтовых долин ученые подняли богатые кремнием базальты, габбро, дуниты, серпентиниты, перидотиты и хромиты, считающихся веществом мантии.

Зондовый желоб глубиной более 7700 м похож и происхождением, и характеристиками на желоба Тихого океана.

Рельеф. Материковые окраины почти везде выражены достаточно четко. Берега материков огибающей узкая полоса шельфа. Только в Персидском заливе, у берегов Пакистана, Западной Индии, а также в Бенгальском заливе, в Андаманском, Тиморскому и Арафурском морях шельф расширяется до 300-350 км, а в заливе Карпентария - до 700 км. Монотонность рельефа этих участков нарушается коралловыми сооружениями и затопленными речными долинами.

На глубине 100-200 м образуется крутой материковый склон, расчлененный узкими глубокими каньонами, начинающиеся в основном в устьях рек. Особенно много их на африканском склоне вдоль Кении и Сомали. Нередко каньоны разветвляются на несколько рукавов, по которым выносится речной ил. Оседая у подножия склона, ил образует огромные подводные дельты, сливающихся в наклоненную аккумулятивную равнину. Особенно большие конусы сформировались в предустьевых частных Ганга и Инда.

Австралийский склон в отличие от африканского больше и осложненный несколькими плато - Эксмут, Натуралиста, Кювьета др.

Переходная зона выражена только на северо-востоке. Здесь находится котловина Андаманского моря, внутренняя островная дуга Зондского архипелага, параллелен дуги крутой подводный хребет, включая Андаманские и Никобарские острова, и глубоководный Зондский желоб, простирается на 4000 км вдоль островов Ява и Суматра от малых Зондских островов до побережья Мьянмы (Бирмы). В этом желобе максимальная глубина Индийского океана - 7 729 м. Для переходной зоны характерны извержения и вулканизм. В Зондского заливе находятся остров и вулкан Кракатау, который стал всемирно известным в результате его катастрофического взрыва в августе 1883

Срединный хребет-одна из форм рельефа дна. Общая длина срединно-океанических хребтов около 20000 км, ширина - от 150 до 1000 км, высота - от 2,5 до 4,0 км.

Важная особенность рифтовых зон срединно-индийского позвоночника - их продолжение на материках. В западной части Аденского залива зона разломов разветвляется на две части. Одно ответвление направляется на север в виде красноморском рифта, второе - поворачивает на запад, образуя систему восточно-африканских разломов.

Срединный хребет разделяет ложе Индийского океана на три сегмента: Африканский, Азиатско-Австралийский и Антарктический. В каждом из этих сегментов выявлен ряд других хребтов. Так, в центре Азиатско-Австралийского сегмента над ложем океана поднимается высокий Восточно-Индийский хребет, прямолинейно протянулся в меридиональном направлении более чем на 5000 км. Это система узких горсть с плоскими вершинами. К нему на юге примыкает широтный Западно-Австралийский хребет. Это также горст, но асимметричный, с пологим северным и крутым южным склонам. Глубина воды над самой его точкой только 563 м. В северной части сегмента находится Мальдивский хребет, состоящий из серии Платообразные неглубоких банок с коралловыми рифами.

В Антарктическом сегменте отличается позвоночник Кергелен с подводными вулканами. Один из массивов этого хребта образует базальтовый остров Кергелен.

В Африканском сегменте высокие Мадагаскарский и Маскаренские хребты. Кроме того, здесь выделяют плато Агульяс, хребты Чейн, Амирантськийта Метикал.

Ложе океана системой подводных хребтов разделены на большие котловины. Важнейшие из них - Центральная, Западно-Австралийская, Южно-Австралийская, Австрало-Антарктическая, Мадагаскарская, Маскаренские, Мозамбикский, Сомалийская, Аравийская. Есть еще ряд меньших, а всего в океане 24 котловины.

Рельеф дна котловин разный. Его составляют преимущественно абиссальную-холмистые равнины, среди которых выделяются группы подводных гор. В отдельных котловинах равнины волнисто-бугристые, например равнина Агульяс. Плоскими абиссальными равнинами можно считать Аравийскую и Центральную котловины, заполненные наносами рек Индта Ганг.

Во многих котловинах над дном поднимаются отдельные подводные горы: Афанасия Никитина, Бардина, Курчатова и др.

Климат. В северной части океана решающую роль в формировании циркуляции атмосферы и климатических особенностей играет огромный массив суши, что окружает океан с севера. Неравномерный прогрев воды и суши способствует образованию сезонных барических систем, которые порождают муссонных циркуляцию. Ведущую роль в формировании сезонных ветров играет Южная и Юго-Восточная Азия. Сюда не заходят циклоны, здесь редко меняется температура воздуха, что свойственно тропическим широтам.

В январе зона высокой температуры воздуха размещается южнее экватора. Евразийский материк в это время сильно охлаждается, и над ним формируется область высокого давления. Над океаном устанавливается низкое давление. Контрасты температуры и давления является причиной формирования северо-восточного муссона. Зимний муссон значительно слабее летнего. Средняя его скорость составляет 2-4 м / с. Это обусловлено тем, что горные хребты Гималаев и Иранского нагорья задерживают холодный воздух с севера и ограничивают развитие северо-восточного ветра.

Весной сушу быстро нагревается и уже в мае - июне температура воздуха достигает + 40 ° С. Здесь устанавливается зона низкого давления, благодаря чему летом воздух движется с моря. Юго-восточный пассат, пересекая экватор и попав в зону этой области, поворачивает направо, постепенно усиливается и превращается в юго-западный муссон. Этот сравнительно устойчивый и сильный ветер, что скорость 8-10 м / с, в Аравийском море иногда становится штормовым. Усилению летнего муссона способствуют также Гималаи, которые заставляют влажный воздух подниматься. При этом высвобождается очень много скрытой теплоты от парообразования, которая расходуется на поддержание муссонной циркуляции.

Летний муссон начинается в июне-июле, принося в Индию большую облачность, грозы, штормовые ветры. Его опоздание или ослабление вызывает в Индии засухи, а чрезмерные осадки приводят к катастрофическим наводнениям.

Влияние Африканского континента на развитие муссонов сказывается на расстоянии 800 км. Благодаря совокупному действию Азии и Африки муссонами охватывается акватория Аравийского моря и часть приекваторнои зоны океана.

Так, в северной части океана два основных сезона: теплый и тихий зима с ясным небом и слабым северо-восточным муссоном и влажное, облачное, дождливое лето с сильными штормами. Это классическая область тропических муссонов.

Совсем другая циркуляция атмосферы над остальными акватории океана. К северу от 10 ° ю. ш. преобладает юго-восточный пассат, дующий от субтропической области высокого давления к экваториальной депрессии. Далее к югу от индийского максимума между 40 и 55 ° ю. ш. дуют сильные западные ветры умеренных широт. Средняя скорость их8- 14 м / с, но достаточно часто они перерастают в штормы.

Одной из важных особенностей атмосферной циркуляции есть постоянные западные ветры в экваториальной зоне восточной части океана. Как считают ученые, эти ветры возникают под действием барического минимума, господствующий над островами Индонезии.

Индийском океану свойственны тропические циклоны. Зарождаются они чаще всего в Аравийском море в период межсезонья, когда тихая поверхность воды прогревается до + 30 ° С.

Двигаясь на север к берегам Индии, Пакистана и Бангладеш, они вызывают большие разрушения и человеческие жертвы. Катастрофические последствия имел ураган в ноябре 1970 p., От которого погибло 300 тыс. Человек. Такие ураганы, но вдвое реже, зарождаются в Бенгальском заливе у Маскаренских острове в и на северном побережье Австралии.

Воздух интенсивно нагревается в экваториально-тропической зоне, где среднемесячные температуры достигают 27, 32 ° С, а на севере Аравийского моря и в Бенгальском заливе - плюс 40 ° С. Воздух здесь на 0,5 1,0 ° С всегда холоднее от воды и только в местах апвеллинга теплее.

В высоких широтах температура воздуха снижается, в частности в прибрежной зоне Антарктиды до -50 ° С.

Абсолютная влажность воздуха соответствует распределению температуры. Наибольшие среднемесячные величины (32-34 мб) характерны для северной части Аравийского моря и Бенгальского залива, наименьшие - для при антарктической зоны.

Относительная влажность не бывает ниже 60% и не превышает 85%, кроме районов Антарктиды, где она всегда выше 90%. Районы с перенасыщенным воздухом является одновременно районами частых туманов.

Облачность и осадки над океаном зависят от развития конвекции и фронтальных зон. Ясно развивается в внутритропической зоне конвекции. Вместе с кучево-дождевыми облаками, достигающие высоты 16 км, здесь развиваются слоисто-кучевые и высококучевые облака. Последние часто выстраиваются в отдельные пряди на сотни километров. Осадки бывают в виде кратковременных ливней и составляют в среднем 2000-3000 мм в год.

В зоне пассатов и северо-восточных муссонов развитие облачности на высоте 1-2 км ограничивается слоем инверсии. Здесь типичные слаборазвитые кучевые облака хорошей погоды. Осадков мало. У берегов Аравии в Красном море и Персидском заливе они не превышают 100 мм в год. Совсем другое облачность формируется над холодной Западно-Австралийской течению, где вместо кучевых облаков над поверхностью воды нависают густые слоисто-кучевые облака без осадков. Испарения в этих зонах превышает осадки на 500-1000 мм.

В умеренных и высоких широтах облачность резко увеличивается, развиваются как фронтальные, так и конвекционные облака, дающие осадки в течение всего года. их количество не превышает 1000-2000 мм. Несмотря на сильные ветры, испарения в умеренном поясе незначительное, потому что воздух насыщен влагой достаточно. Осадки примерно на 500-1000 мм превышают испарение.

Гидрологические особенности. Движение воды на поверхности Индийского океана обусловлено действием ветра, а на большой глубине - неравномерным распределением плотности. Так как поверхностные воды главным образом перемешиваются в направлении ветровых систем, в океане четко отличаются трех крупномасштабные циркуляции: муссонный круговорот, южный субтропический антициклональний и Антарктическая циркумполярного течения. Последние две системы подобные соответствующих систем других океанов, но юго субтропический антициклональний круговорот отличается от тихоокеанского и атлантического тем, что в нем нет четко выраженной восточной звена вдоль берегов Австралии. В то же время его западная звено - течение Мыса Игольного - самая сильная из подобных течений Южного полушария. Средняя скорость ее 1 м / с, а местами достигает 2 м / с.

Составной субтропического антициклонального круговорота на севере является Южная Пассатная течение зарождающейся на юге острова Ява и несет воды из Тиморским моря и Зондского пролива до берегов Африки. На подходе к острову Мадагаскар она раздваивается. Большая часть потока продолжает движение на запад, а меньшая - поворачивает на юг вдоль восточного берега Мадагаскара. У берегов Южной Африки она сливается с Мозамбикское течение и дает начало течения Мыса Игольного. Последняя представляет собой узкий поток голубой воды достигает крайней южной точки Африки.

Встретившись с зелеными водами Антарктической Циркумполярной течения, это течение поворачивает назад, образуя Агульяську обратную течение. Таким образом на юге Африки формируется небольшой антициклональний вихрь шириной около 300 км. При слиянии Агульяськои течения с северным струей Антарктической Циркумполярной течения возникает заметно выраженный субантарктический фронт.

Отдельный самостоятельный вихрь, структурно относится к субтропическому кругооборота, образуется в Великой Австралийской заливе.

Достаточно сложная циркуляция в северной части океана, где преобладают муссонные ветры. Во время юго-западного муссона воды движутся по часовой стрелке. Муссонный круговорот образуют три основных течения: Южная Пассатная, Сомалийская и Муссонная. Во время юго-восточного муссона океаническая циркуляция выражена слабее, и движение воды осуществляется против часовой стрелки. К северу от экватора развивается муссонный течение на мероприятие, у берегов Сомали поворачивает на юг.

Между экватором и 8 ° ю. ш. через весь океан формируется экваториальное противотечение.

Общий рисунок циркуляции воды на поверхности океана сохраняется до глубины 200 м с некоторыми незначительными изменениями, связанными с дрейфом течений.

В под поверхностных слоях экваториальных широт вода постоянно движется на восток в виду под поверхностной Экваториальной противотока, открытой 1959

На глубинах 1000-2000 м циркуляция воды меняется с широтного направления на меридиональный. Характер ее движения зависит от рельефа дна. В Африканском секторе воды перемещаются на север вдоль западных склонов котловин, а в обратном направлении - вдоль восточных. В Азиатско-Австралийском секторе положительные формы рельефа дна способствуют развитию циклонических круговоротов и излучин. В отрицательных формах развиваются антициклонической круговороты.

В водном балансе Индийского океана главное значение имеет водообмен с Атлантическим и Тихим океанами.

Почти 6 млн. Км 3 воды в год попадает в Индийский океан из Атлантики и поменьше вытекает через Антарктическую течение в Тихий океан. Испарение превышает осадки. Эти компоненты водного баланса составляют соответственно 115 400 и 84 000 км 3 в год, поэтому во многих местах соленость вод повышена. Речной сток с материков - 6000 км 3 в год. Еще меньше влаги (540 км 3) поступает от материковых льдов.

Водные массы формируются на поверхности океана или прибывают из других мест. В процессе непосредственного обмена энергии и вещества между океаном и атмосферой в слое воды толщиной 200-300 м в соответствии с особенностями развития планетарных процессов формируются поверхностные воды. их динамика и физико-химические свойства имеют широтная зональность.

Подповерхностные воды формируются в полярных широтах благодаря погружению переохлажденных поверхностных вод, а в тропических районах - в процессе погружения высоко минерализованных вод, образующихся при большом испарении. Центром формирования под поверхностных вод также Аравийское море.

Промежуточные воды формируются в зоне южного фронта из поверхностных вод Антарктиды. Малосоленые и холодной воды, погружаясь под теплые и соленые, движутся на север почти до 10 ° с. ш., неся с собой высокую концентрацию кислорода, фосфатов, нитратов, органических форм фосфора и азота и других минеральных веществ. На глубине 500-1000 м эти воли сталкиваются с соленым красноморском-аравийскими водами с высокой концентрацией фосфатов и нитратов и малым содержанием кислорода. Между 5 ° с. ш. и 10 ° ю. ш. происходят взаимодействие И перемешивания этих вод с промежуточными водами моря Банда. Возникает новая водная масса.

Глубинные воды залегают ниже 1000 м от поверхности. Считается, что они формируются в северных широтах Атлантики, а проникают в Индийский океан из Атлантического через широкий проход между Африкой и Антарктидой севернее полярного фронта. Растекаясь по всему океану, они немного меняют свои свойства и такими попадают в Тихий океан.

Придонные водные массы приносятся с Антарктической циркумполярного течения из Атлантического океана или формируются на шельфах Индо-океанского сектора Антарктиды. Тяжелые холодные и соленые воды опускаются материковым склоном на дно и, переливаясь через низкие пороги срединно-океанических хребтов, направляются на север почти до берегов Азии.

Температурные свойства воды подчинены тем же законам широтной зональности, что и температура воздуха. Средние многолетние температуры воды постепенно снижаются от экватора к высоким широтам. Холодные воды у берегов Антарктиды (-1,8 ° С), теплые (28 ° С) занимают большие пространства вдоль экватора. Самые высокие температуры имеют полузамкнутые акватории Персидского залива (34 ° С) и Красного моря (31 ° С). Достаточно теплые (30 ° С) водные массы Аравийского моря и Бенгальского залива.

Широтный распределение температуры нарушается в районе Сомалийского и Аравийского полуостровов, где направление изотерм параллелен береговой линии. Эта аномалия вызвана поднятием глубинных вод под действием юго-западных ветров, дующих вдоль берегов.

Соленость вод зависит от соотношения осадков и испарения. В Южном полушарии субтропической области повышенного атмосферного давления соответствует замкнутая область повышенной солености (35,8 ‰). В Северном полушарии, особенно в северо-западной части Аравийского моря, где испарение превышает количество осадков и величину стока на 2500 мм, соленость достигает 36,5 ‰, а в полузамкнутых водоемах - более 40 ‰. Между этими областями высокой солености лежит просторная экваториальная область меньшей солености (34,5% о), к которой на северо-востоке примыкает часть тропического пояса также малой солености. Наименьшая соленость (31,5 ‰) в Бенгальском заливе.

Еще один район малой солености - Антарктида. Во время таяния морского льда и айсбергов соленость на поверхности снижается до 33,7 ‰.

Важными физическими характеристиками воды также ее прозрачность и цвет. Пусть прозрачные воды в южной субтропической области. Между 20 и 36 ° ю. ш. эта область достигает 20-40 м. Местами - даже 50 м. Это район голубой воды без растительности. К северу и югу от него прозрачность уменьшается, а цвет приобретает зеленоватый оттенок. Зеленый цвет, как правило, признак органической жизни.

Органический мир. В тропических областях распространены одноклеточные водоросли триходисмии. Они настолько интенсивно развиваются, вызывающие помутнение воды и изменение ее цвета. Кроме того, в океане много организмов, светящиеся ночью. Это некоторые медузы, гребневики и др. Привычные здесь ярко окрашенные сифонофоры, в том числе ядовитая физалия. В умеренных широтах распространены копеподы, диатомеи и др.

В Индийском океане три области планктонных водорослей. Первая из них охватывает всю акваторию Аравийского моря, Бенгальский залив и Андаманское море. В каждой из этих водоемов распределение фитопланктона достаточно сложный. Вторая область занимает зону всплытия глубинных вод, протянулась через весь океан между 5 и 8 ° ю. ш. и связана с Межпассатным противотоком. Третья область - это воды Антарктиды, среди которых особой производительностью характеризуется зона столкновения теплых и холодных вод.

Между областями высокой производительности находятся две области низкой производительности (пустыни). Первая занимает узкую полосу в северной части океана, в зоне конвергенции, вторая - почти всю центральную часть океана в пределах антициклонального кругооборота. Биомасса фитопланктона колеблется от 0,1 мг / м 3 в водных пустынях до 2 175 мг / м 3 вблизи острова Ява. Основная роль в формировании биомассы принадлежит диатомовых водорослей.

Распределение зоопланктона зависит от кормовой базы. Большая его часть, особенно поверхностного, потребляет фитопланктон, поэтому в его распределении такая же закономерность, как и в развитии фитопланктона. Больше всего зоопланктона в водах Антарктиды, экваториальное противотечение, Аравийского и Андаманского море в и Бенгальского залива.

Распределение бентоса в общих чертах напоминает распределение планктона. В то же время он отличается количеством и качественным составом, ощутимо проявляется в прибрежной полосе. Фитобентос тропических областей характеризуется буйным развитием бурых (Саргассово, турбинарий) и зеленых (каулерпы) водорослей. Пышно развиваются известковые водоросли - литотамнии и халимеда. Они вместе с кораллами участвуют в формировании рифовых сооружений. Особый фитоценоз образуется в прибрежной зоне с мангровыми зарослями. В умеренных широтах наиболее распространены красные (порфира, гелидиум) и бурые водоросли, преимущественно из группы фукусовых и ламинарий.

Зообентос представлен различными моллюсками, известняковыми и кремниевыми губками, иглокожими (ежи, морские звезды, офиуры, голотурии), многочисленными ракообразными, Гидроиды, мшанки, коралловыми полипами.

Для тропической зоны характерны очень бедные и очень богатые органический мир участки. Песчаные пляжи материков и островов, хорошо прогреваемых солнцем, но бедные органическими веществами, заселенные чрезвычайно бедной фауной. Также бедный бентос илистых участков лагун и устьев рек из-за застоя воды и развитие анаэробных процессов. В то же время в мангровых зарослях биомасса бентоса достигает максимальных величин (до 5-8 кг / м 2). Очень высокая биомасса коралловых рифов. На участках, где кораллов и сопутствующей им фауны коралобионтив нет, биомасса бентоса сравнительно мала (3 г / м 2).

Биомасса зообентоса тропических широт составляет в среднем 10-15 г / м 2, фитобентоса - значительно больше. Саргассовы и красные водоросли иногда дают 20 кг, а морские травы - от С до 7 кг биомассы с 1 м 2.

Важная роль в формировании жизненных группировок Индийского океана принадлежит НЕКТОН - рыбам, кальмарам, китообразным и некоторым другим группам океанических животных. Распределение не-тонных животных подчиняется широтной и Циркум-континентальной зональности, а районы, богатые рыбой, кальмары и китообразные, расположенные в биопродуктивних областях. Больше нектонных животных не вблизи берегов и не в зоне апвеллинга или дивергенции, а на некотором расстоянии от них. Это объясняется тем, что в зонах всплытия глубинных вод происходит максимальное зарождения фитопланктона, а основная его масса сносится течением и здесь поедается молодежью зоопланктона. Еще дальше по течению смещается максимальное количество хищных форм зоопланктона. Такая же тенденция характерна и для нектона. В малопродуктивных районах открытого океана численность рыб и кальмаров резко падает. Китообразных (кашалотов, грандов, дельфинов) также очень мало.

География 5 класс

Учитель географии МКОУ Черчетской СОШ Огородникова Г.И.

Тема: Великие географические открытия

Цель урока : Создание условий для формирования представления о великих географических открытиях 15-17 веков.

Тип урока: усвоение новых знаний с элементами практической деятельности (комбинированный)

Планируемые результаты :

Личностные:

Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные:

- знать великих путешественников и называть географические объекты, п оказывать маршруты их путешествий их маршруты по карте.

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Метапредметные:

Личностные УУД

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность

Познавательные УУД:

- уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Регулятивные УУД:

- формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

Умения управлять своей познавательной деятельностью;

Умение организовывать свою деятельность;

Определять её цели и задачи;

Выбирать средства и применять их на практике;

Оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД:

- выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Великие географические открытия», презентация, географические атласы 5-6 классы с комплектом контурных карт. нутбуки, медиопроектор.

Реализуемые аспекты

Образовательный аспект: Проверить степень усвоения материала, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект : Способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Воспитательный аспект : способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, работа с картой, работа с контурной картой, работа с видеоматериалом, индивидуальная, в группах.

Виды контроля : фронтальный опрос, решение ситуационных задач, практический контроль.

Ход урока:

Этап урока,

формы организации работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!

Приветствуют друг друга

2.Определение темы урока.

Постановка цели и задач урока.

В древности знания о Земле были ограничены.Но уже античные учёные предполагали шарообразность планеты и высчитали её размеры.

Великие географические открытия европейских путешественников конца XV - середины XVII вв. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока, нехватки драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения.

А сегодня мы продолжим разговор о путешественниках

Отвечают на вопрос:

О путешественниках.

Записывают в тетрадь.

Предполагают: кто и какие путешествия совершил, пути следования.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы совершим путешествие.

Для этого у вас есть путевой журнал.

Работа с путевым журналом.

Ребята просматриваю слайды, работают с учебником и делают записи в тетради кто и какие путешествия совершил, пути их следования

4. Первичное усвоение новых знаний.

Беседа и работа с картой.

Организация работы в группах.

Первичная проверка понимания.

Беседа и работа с картой.

    Какое значение имели экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана.

Проследите по карте маршруты важнейших путешествий(идет демонстрация слайдов)

Задание:

1.Когда началось первое кругосветное путешествие?

2.Кем было организовано?

3.Какой океан был назван? Почему – предположите?

4.Когда закончилось?

5.Организатору путешествия удалось ли завершить его?

Проследите путь следования по карте стр. 5 атласа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Приседания.) (Ходьба на месте.) (Дети садятся за столики.)

3.Открытие Австралии.

Группа №1.

Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд, ответьте на вопросы:

1.Что предполагали об Австралии до её открытия?

2.Кем и когда был открыт о. Новая Гвинея.

3.Был ли открыт материк Австралия вместе с о. Новая Гвинея.

4.Кто и когда открыл материк Австралия и дал ему название?

4.Открытие Антарктиды.

Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд ответьте на вопросы:

Группа №2.

1.Кто и когда открыл Антарктиду?

2.Как назывались корабли?

3.Скакими сложностями столкнулись?

4.Кто первым ступил на землю Антарктиды?

Вспомните имена путешественников, ученых. Что вы знаете о них?

Заполните электронную таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники, слайды.(№8 с. 15)

Показывают путь следования и отвечают на вопросы.

Делают краткие записи.

Работа с контурными картами: обозначить пути путешественников разным цветом, ориентируясь по градусной сетке по контурам материков.

Работают в группах и выполняют задания.

Отчитываются о проделанной работе.

5.Вторичное закрепление.

Удалось ли нам достичь поставленных целей.

Высказывают своё мнение.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить сообщение или презентацию об одном из путешественников.

Задание по краеведению: Что вам известно из истории освоения вашей местности. Какие исторические и географические памятники вам особенно интересны.

Изучить § 2

Делают записи в дневнике.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Выставление оценок.

Анализируют свою работу на уроке и оценивают себя.

Физминутки на уроках в стихах

Физминутки для глаз

***

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

***

«Дождик»

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию
И вторая прибежала – кап!
движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (
Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (
Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (
Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (
Приседают, поморгать глазами.)

***

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)

***

«Варвара»

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…

***

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

***

Долго тянется урок
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один -
На край парты книги сдвинь.

Упражнение второе
Повтори легко за мною.
Зажмурь и открывать нельзя,
Тренируй свои глаза.

Занимаемся все сразу,
Повторить четыре раза.
Упражненье номер три.
Делай с нами и смотри.

( Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно)

Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение четыре
Нет сложнее в целом мире.
С вниманьем начинаем
И четко выполняем
(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2-3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5-20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3-5 секунд, после чего руку опустить.)

Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражненье номер пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх - вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить - выдох.)

***

«Радуга»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

***

«Бабочка»

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

***

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

***


«Весёлая неделька»

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник , как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем - в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

***

«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (
Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)

***

«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)

***

«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).

***

«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
(Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх.
(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз.
(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась.
(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
(Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи.
(Закрывают глаза руками.)

***

«Качели»
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
(Посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
(Посмотреть вверх, вниз)

***

« В лесу»
Ходит солнышко по кругу,
(Вращательные движения глаз)
Дремлет олениха.
(Глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.
(Открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку.
(Посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке
(Посмотреть вверх)
Клювом чистит спинку.

***

«Утренние часы»
Утром капельки росы: кап, кап, кап.
(Моргать три раза)
Словно звонкие часы: кап, кап, кап.
(Моргать три раза)
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап.
(Моргать три раза)
Значит утро истекло: кап!
(Моргнуть один раз)

***

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

***

Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.) И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

***

« Художники»

Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

Физминутки для пальчиков. Пальцевая моторика

***

«Мои друзья»

В нашем классе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

***

«У Матрешиной сестрицы...»

У Матрешиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.)

По деревне небылицы:

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,

На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших

В теплом полушубке,

Курочка - в жилете,

Петушок - в берете,

Коза - в сарафане,

Заинька - в кафтане,

А всех их пригоже

Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.

Корова в рогоже.

**

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

***

«В сад за сливами»

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

***

«Дождик»

Дождик, дождик (Стучат пальчиками поочерёдно)
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, (Сжимают и разжимают кулачки)
Вся земля
От воды размокла...

***

«Грибы»

(Поочерёдно разжимают пальцы кулака)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

***

"Моя семья"

(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья

(Энергично сжать руку в кулак несколько раз.)

**

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

***
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

***

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

***

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

***

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

***

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять.

Физминутки для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

***

Раз. два. три. четыре

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз. два.

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

***

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

***

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Физминутки для всех мышц тела

Русский язык, литературное чтение

***

Мы покажем букву А,
(улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком,
Руки кверху шалашом…
Перед нами буква А:
Раз присели, встали – два!

**

улыбнуться друг другу

ноги на ширине плеч” прыжком
поднять руки вверх и соединить ладони
выполнить приседания (2 раза)

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

встать на носочки, потянуться

выполнить 2 наклона вперёд
достать руками носки ног (2-3 раза)
прыжки на двух ногах 3-4 раза
выполнить вращение руками 3-4 раза
стойка на правой ноге (2-3 сек.)
наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)
сесть на место

. ***

Ударяем молоточком
По словам, по словам.
Гласный О сейчас ударный,
Или А, или а!
Ударением ударим
По словам, по словам…

дети сжимают руки в кулаки,
ударяют кулаком о кулак,
попеременно меняя руки

***

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Математика

БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!

встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков руками

поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты

***

Столько раз, друзья, присели,
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько у Трёхглазки глаз.
Столько сделаем наклонов,
Сколько ёлочек зелёных.
А притопнем столько раз,
Сколько девочек у нас;
А прихлопнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас!..

присесть 7 раз

прыжки на двух ногах 3 раза

наклоны вправо-влево 4 раза

топать ногами столько раз,
сколько в классе девочек
хлопать в ладоши столько раз,

сколько в классе мальчиков

Руки замкнуты в замок:
Раз – прыжок, два – прыжок!
Это круглый мистер Ноль –
Добродушный наш король!

руки сложили в замок – это “живот”
Нуля;
прыжки на двух ногах (6-8 раз)

Раз - присели, два – поднялись,
Потянулись, покачались…

выполнить приседания
руки вверх, потянуться, наклоны вправо и влево 4-6 раз

Мистер Ноль пошёл в поход:
Раз – назад, два – вперёд!..

ходьба на месте (3-5 сек)

Окружающий мир

« Полёт на Луну»

Полетели на Луну –
Руку в сторону одну.
А вторую вверх подняли,
Словно крылья замахали.
Подскочили высоко –
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она
На ладонях вся ЛУНА!

встать возле парты
правую руку поднять в сторону
левую руку - вверх
обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз
прыгнуть как можно выше вверх
встать на месте
руки вверх, потянуться
встать на месте, сложить ладони в форме чаши

***

Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!

ходьба на месте на протяжении

чтения первых четырёх строк

Скачут белочки и зайки –
1-2-3, 1-2-3…
Скачут, скачут на лужайке –
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели,
Вправо-влево поглядели.

прыжки: 3 раза на одной ноге,
3 раза на другой ноге
прыжки на двух ногах (6 раз)
приседания 2 раза
смотреть вправо – влево,
головой

Дружно делают наклоны
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!

наклоны вперёд и назад 4-6 раз
упражнение “топор” 6-8 раз

***

Приподняли плечики –
Прыгают кузнечики!
10 раз на двух ногах
В разноцветных сапогах!
А теперь на правой ножке
Поскакали по дорожке!
А теперь на левой ножке
Поскакали по дорожке!

поднять вверх плечи

10 прыжков на двух ногах

10 прыжков на правой ноге

10 прыжков на левой ноге

Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки –
Вот и показали точку!

сделать глубокий вдох, задержать
дыхание на счёт 1-2-3
прыжки на двух ногах 5-6 раз

Спинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!

наклоны вперёд 4-5 раз
медленная ходьба, высоко
поднимая ноги

Физминутки на любом этапе урока

На разминку – становись! Вправо – влево покрутись, Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты или столики.)

***

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие вновь начнем. (Дети садятся за столики.)

***

Поднимаем ручки выше, Опускаем ручки вниз. Ты достань сначала крышу, Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) Выполняем три наклона, Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.) А потом прогнемся сразу Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.) Выполним рывки руками – Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.) А теперь мы приседаем, Чтоб сильней и крепче стать.

***

Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты вновь уселись.

***

Приступаем. Для начала Только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.) Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу: Вверх летит одна рука, А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) А теперь прыжки у нас. За прыжком – еще прыжок, П рыг да скок,прыг да скок. (Прыжки.) Поработаем руками, И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.) Остановимся и снова Мы к занятиям готовы

,
***

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.

***
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

***

В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.

***

- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

***

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

***

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

***

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

***

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

***

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

***

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

***

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

. ***

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь.

***

Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

***

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький гаразд
Он подпрыгнул 300 раз.

***

«Буратино»

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

***

«Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

***

"Мы к лесной лужайке вышли"

Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─ (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.

***

«Зимой»

Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)

Ножками потопаем (Топаем на месте)

И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)

Использованная литература:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов-на/Д., ТЦ «Учитель», 2002.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальцами и развиваем речь. – С-Пб., 1997
3.

Ответ оставил Гость

Основные даты. Имя путешественника. Его вклад вразвитие географических знаний о территории России.
1.1620-1623 (путь на Восток)-кЧукотке и Камчатке. Пантелей Демидович Пенда. Первооткрыватель реки Лена.Пенда поднялся по Енисею от Туруханскадо Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался доЧечуйского волока, перейдя волок, плыл вниз по реке Лена до города Якутск, до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где,вступив на суда, через Енисейск прибыл в Туруханск.
2.1639-1640 гг. Иван Москвитин. Первым из европейцев вышел к Охотскому морю.Первым побывал на Сахалине. Было открыто и обследовано побережье Охотскогоморя на протяжении 1300 км,Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и островСахалин.
3.1628-1655 гг. Пётр Бекетов. Воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирскихгородов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В 1628-1629 участвовал впоходах по Ангаре. Много ходил попритокам Лены. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.
4.1641-1652 гг. Михаил Васильевич Стадухин. Русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, одним изпервых достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной частиОхотского моря. Он первый пересек Оймяконское плоскогорье. В начале лета 1643 Стадухин спустился по Индигиркек морю и направился на восток. В июле 1643 открыл устье Колымы и поднявшись по реке до среднего течения, выявил Колымскую низменность.
5.1630-1635 гг. Василий Ермолаевич Бугор. В1630-1635 Василий Бугор открывал новыеземли в Сибири и на Дальнем Востоке, выявил значительную часть бассейна Лены,проследил все (4400 км)ее течение, а также ряд притоков.
6.1633-1634 гг. Иван Ребров. В 1633-1634 землепроходцы во главе с Иваном Ребровым вышли по реке Лене к Ледовитому океану. ЭкспедицияРеброва первой спустилась доустья Лены , открыв Оленёкский залив с рекой Олёнок (1634 г.)
7.1643-1646 гг. Василий Поярков. Русский землепроходец,казак. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643-1646 г. руководил отрядом,который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея,Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.
8.1649-1653 гг. Ерофей Хабаров. В1649-53 гг. совершил поход по Амуру отвпадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедицииприамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовалсилой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения.
9.1648-1649 гг. Семён Дежнёв. Казачий атаман, землепроходец, путешественник,мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири. Участвовал в открытии Колымы в составеотряда Стадухина. Из Колымы на кочахпрошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет доВитуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив,разделяющий Чукотку и Аляску.
10.1648 г. Попов Федот Алексеевич. Русскийторговец, организатор и участник экспедиции 1648 года, открывшей пролив (Берингов пролив) между Азией и Северной Америкой, из Северного Ледовитого океана в Тихий.
11.
1696-1697 гг. Владимир Атласов. Опытный полярник. Организовалв начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Атласов не былпервооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел весь полуостров с севера на юг и с западана восток. Он составил подробную картусвоего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животноми растительном мире. За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, порешению правительства, был назначен туда приказчиком.

1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?

Крайние западное море – Баренцево имеет более мягкие условия, поскольку сказывается воздействие теплого Северо-Атлантического течения. Далее на восток природа море становится суровее. Карское море отличается от Баренцева по-настоящему суровым арктическим климатом, так как теплые атлантические воды сюда практически не проникают. Лед держится от 8 до 9 месяцев, и большая часть моря покрыта дрейфующими льдами. Море Лаптевых так же сурово. Большую часть года оно покрыто льдами. Крайние восточные моря – Восточно-Сибирское и Чукотское имеют более мягкие условия, что связано с отепляющим воздействием вод Тихого океана.

2. Чем объяснить, что арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири летом, а не зимой?

Зимой арктические моря замерзают, и разница температур между сушей и морем становится незначительной.

3. По карте атласа проследите, в каких названиях осталась память об исследователях Арктики.

пролив Вилькицкого, Дмитрия Лаптева; мысы Челюскин и Меньшикова, Дежнева; острова Большой Ляховский, Врангеля, Вилькицкого, Свердрупа, Большой Бегичев, море Лаптевых, Баренцева

4. Какая хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какие экологические проблемы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути их решения?

С арктическими морями связано рыболовство, шельфовая добыча полезных ископаемых (нефть и газ), морской транспорт. Экологическая ситуация в водах Северного Ледовитого океана далека от благоприятной. В настоящее время перед мировым сообществом встала проблема решения сразу нескольких экологических проблем, связанных с Северным Ледовитым океаном. Первая проблема - массовое истребление морских биологических ресурсов, исчезновение некоторых видов морских животных, обитающих в условиях крайнего Севера. Вторая проблема мирового масштаба - повсеместное таяние ледников, оттаивание почвы и переход ее из состояния вечной мерзлоты в размороженное состояние. Третья проблема - засекреченная деятельность некоторых государств, связанная с испытаниями ядерного оружия. Именно засекреченный характер подобных мероприятий и затрудняет установление истинной картины экологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана.

5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите туристические маршруты по ним. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?

Такие объекты – шахты, рудники, нефтяные вышки - старые, закрытые и ныне действующие могут представлять безусловный интерес не только как свидетельства освоения Севера, но и как примеры промышленных и технических достижений. Один из самых популярных маршрутов - посещение Северного полюса, и не­смотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Та­кие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал»

Природные заповедные зоны дают возможность увидеть своеобразие местной природы и наиболее интересные природные достопримечательности региона; видеть животных и птиц в естественной среде обитания (лежбища морских животных, птичьи базары и т.п.); дать возможность познакомиться с реальной жизнью представителей малых народов Севера.

6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики.

Со всеми арктическими странами (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, США, Канада).

Исследование Азии русскими землепроходцами.

В этот период наибольший вклад в исследование северных областей Азии, куда не проникали европейцы, внесли русские землепроходцы. К концу 16 в., после похода Ермака, стала в общих чертах известна Западная Сибирь. В 1639 И. Ю. Москвитин с отрядом казаков достиг побережья Охотского моря. В 1632-38 отряд под руководством Е. П. Хабарова изучил бассейн реки Лена. В 1649-53 он пересек Становой хребет, путешествовал в Приамурье, первым составил его карту. В 1643-46 по рекам Лене, Алдану, Зее и Амуру прошел отряд В. Д. Пояркова, который также представил чертежи пройденных маршрутов и собрал ценные сведения о Дальнем Востоке. В 1648 экспедиция С. И. Дежнева обогнула Чукотский полуостров и открыла пролив, отделяющий Азию от Америки, и мыс, являющийся крайней северо-восточной точкой Азии. Сибирский казак В. В. Атласов в 1697-99 путешествовал по Камчатке, достиг Северных Курильских островов и составил описание («скаски») обнаруженных земель.

В 17 в. русские землепроходцы, несмотря на крайне трудные климатические условия, преодолевая огромные пространства, открыли практически всю Сибирь. Завершился этот этап составлением первых карт Сибири, выполненных тобольским воеводой П. Годуновым и его земляком-географом и картографом С. Ремизовым.

Третий этап (18 - середина 19 вв.).

В этот период продолжаются исследования севера и северо-востока Азиатского континента русскими путешественниками и мореплавателями. По указу Петра I снаряжаются Камчатские экспедиции, которыми руководил В. Беринг, помощником был А. Чириков. Первая экспедиция (1725-30) прошла по суше через Сибирь до Охотска, а затем, после постройки судов, Беринг вышел в море, обогнул берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Св. Лаврентия и прошел проливом, который ныне носит его имя. Вторая Камчатская экспедиция (1733-41), благодаря размаху работ известная также как Великая Северная, занимает выдающееся место в истории изучения Арктики и северных районов Азии. Были закартированы азиатские берега Северного Ледовитого океана, открыты Командорские, Алеутские и другие острова, обследованы берега Аляски. Отдельные отряды возглавляли братья Лаптевы, В. В. Прончищев, С. И. Челюскин (чьи имена увековечены на географической карте). Большой вклад в изучение Центральной Азии внесли миссионеры, давшие в начале 18 в. описание Китая, Монголии и Тибета. В конце 18 в. русский путешественник и естествоиспытатель П. С. Паллас исследовал Восточную Сибирь и Алтай. В 1800-05 Я. Санников открыл и описал Столбовой и Фаддеевский острова Новосибирского архипелага, предположил существование к северу от него Санникова земли. В 1811 В. М. Головнин предпринял путешествие на Курильские острова, составил их опись и карту. Во время экспедиции он был захвачен в плен японцами. Его воспоминания о пребывании в 1811-13 в плену, содержащие сведения о стране и обычаях японцев, стали первым на русском языке описанием Японии. В 1821-23 П. Ф. Анжу исследовал побережье Северного Ледовитого океана (между устьями рек Оленек и Индигирка), выполнивший ряд астрономических и геомагнитных наблюдений. Ф. П. Врангель в 1820-24 возглавлял экспедицию по изучению северных берегов Восточной Сибири. По сведениям, полученным от чукчей, он в Чукотском море определил положение острова, названного позднее его именем. В 1829 по приглашению русского правительства А. Гумбольдт предпринял путешествие на Урал, Алтай, в юго-западную часть Сибири, на берега Каспийского моря, в киргизские степи, результаты которого были освещены в трудах «Центральная Азия» (т.1-3, 1843, русский перевод т.1., 1915) и «Фрагменты по геологии и климатологии Азии» (т. 1-2, 1831). Ф. П. Литке во время кругосветного путешествия в 1826-29 обследовал восточный берег Азии и Камчатку.