Болезни Военный билет Призыв

Червонная русь говорит по русски. Червонная Русь и пять её провинций. Красный: пурпуровый и червленый

Всем нам знаком топоним «Русь», однако не каждому известно, что она разделялась по цветам. На территории древнерусского государства располагались целых три «цветных» Руси: Белая, Черная и Червонная.

Белая Русь

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

Между 1255 и 1260 годами в Ирландии был составлен анонимный географический трактат, в котором впервые была упомянута Alba Rusсіa («Белая Русь»). Под ней ученые обычно понимают владения господина Великого Новгорода. Это свидетельство признано первым цветовым обозначением, которое было применено к Руси.

Позднее упоминания о Белой Руси у европейских географов встречаются чаще, и что важно – до XVII века они называют так Северо-Восточную Русь. Однако уже в XVI веке название Белая Русь постепенно переходит на западнорусские (территория современной Белоруссии) земли.

Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали, что он обозначает независимость (русских царей в Персидских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.

Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».

Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец». Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название.

Черная Русь

Лингвисты выяснили, что белый, черный и красный являются тремя наиболее важными цветами в языках народов Земли. Слова-обозначения для них появляются раньше других. В качестве противопоставления белому обычно используется черный цвет.

Так, если географ называл Московскую Русь «Белой», то земли Великого княжества Литовского именовались «Черной Русью» - просто в качестве противопоставления.

В узком смысле Черной Русью называли территорию в верховьях Немана (в современной Белоруссии). Этот район очень долго оставался языческим, и христианские географы именовали его Черной Русью, то есть языческой.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

Червонная Русь

Червонный означает «красный». Название Червонная Русь закрепилось за территориями западной Украины и юго-восточной Польши, на которых впоследствии было основано Русское воеводство.

Его происхождение не ясно. Вероятно, это связано с червенскими городами, за которые, согласно «Повести Временных Лет», успешно воевал Владимир Красное Солнышко. Потом Червенские города – Луцк, Холм, Перемышль и другие, отошли к Речи Посполитой, но название «Червонная Русь» сохранилось и упоминалось в более поздних источниках, начиная с XV века. Шла ли речь о прямой преемственности, или богатые и сильные города называли «червонными», красными, то есть красивыми, достоверно неизвестно.

Кто кроме Руси?

Кроме Руси, на карте Центральной и Восточной Европы был как минимум еще один этноним, также имевший «белое, черное и красное названия». Речь идет о хорватах. Красными хорватами называли прямых предков современных хорватов – южнославянскго племени, жившего на Балканах еще с раннего Средневековья. В то же время Белые хорваты, известные по той же Повести Временных Лет и трактату византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», племя восточнославянское. Их поселения располагались на южных склонах Карпат и частично входили в состав Червонной Руси. Самыми загадочными считаются Черные хорваты. Они жили на севере Чехии и относились уже к ветви западных славян. Собственно, черными хорватами называлась только их восточная группа. Вместе с западными они образовывали большое племя чешских хорватов.

Наконец, еще одно племя с цветовым маркером, оставившее свой след в этнической истории Европы - белые сербы. Зона их расселения находилась в северной Чехии и они считаются предками современных лужицких сербов – жителей Германии и Польши.

Стороны света и их цветовые маркеры

Среди некоторых лингвистов бытует мнение, что у славян (в частности, хорватов и сербов) стороны света имели каждый свой цвет: белый - запад, чёрный - север, красный (червонный) - юг. Как мы видели выше, это действительно находит подтверждение в источниках. Однако, существует мнение, что в восточных языках схема цветов и сторон света совпадает почти полностью.

Иван Билибин

Кто здесь прав, и от какого языка пошло это сопоставление сторон света с определенными цветами, сказать невозможно. Однако, вполне вероятно, что речь идет о совпадении: те же лингвисты доказали, что в человеческих языках слова для белого, черного, красного и синего цветов появляются раньше, чем для других.

Троичное деление Руси на Белую, Черную и Червонную было призвано передать этнос и регион (реже религию). В то же время, еще одной причиной путаницы было то, что существовало геополитическое двоичное деление. В XV – XVIII веках территории Руси были разделены между двумя государствами – Московской Русью и Речью Посполитой, что сильно путало историков. Связь между понятиями Белая Русь и Великая Русь/Великая Россия была относительно устойчивой, Черной Русью называли только литовские земли, а термин Малая Русь/Малая Россия соотносился как с Черной Русью, так и с Красной Русью.

July 9th, 2014

Всегда интересно находить древние свидетельства о Руси.

Арабский историк Ибн-Хаукаль в середине X века выделял три группы русов: Куяба, Арсания и Ас-Славия. Такое разделение Руси корнями уходит в древний период Троецарствия - время Белой, Синей и Красной Руси.

Российский флаг - модель русской истории

Белая Русь (Ас-Славия) - это Валдайско-Балтийский ареал, включая Белое море и Скандинавию. Синяя Русь (Арсания) - это Среднее и Нижнее Поволжье, Кама. Красная Русь (Куяба) - это причерноморские степи, Кубань, Подонье, Поднепровье, - земли, в свое время заселенные красными скифами.
Однако свидетельства о Троецарствии мы находим не только у арабского историка. Согласно библейскому описанию, штандарт в храме Соломона полностью повторял политическую «расцветку» Руси.

Эти группы росов интерпретируются как три «центра кристаллизации» Руси, причем в Куябе единодушно признается Киев, в Славии - с сомнениями Новгород, а в Арсании - вовсе неуверенно Ростов. Но, по моему мнению, более точно будет так. Куяба - это причерноморские степи, Кубань, Подонье, Днепр, - земли в свое время заселенные красными скифами. Центр ограничен городами Курск, Лиски, Острогорск, Семилуки, Липецк, Воронеж. В Х веке ничего не изменилось, только название. Арсания - бывшая страна Асов - это Поволжье, начиная от Твери и до Астрахани, Кама, Северная Двина. Ас-Славия - это Валдайско-Балтийский ареал, включая Белое море и Скандинавию. Эти три мира древних русских, троецарствие, определяли все мировоззрение древних людей, они существовали еще со времен ледникового периода.

Государство Рейдготаланд, предтеча Киевской Руси, было создано в III веке н.э. готами. Так появилась Готская Русь. В ее пределах выделяются три типа археологических памятников: повсеместно встречающиеся готские (тип Косаново), славянские (тип Черепин-Теремцы) в Поднестровье и на среднем Днепре, и греческие вдоль берега Черного моря. А первопричина самоназвания - древнеарийский бог Рода (его последователи - Росы). А Русы от слова руна (тайна), что означает «посвященный в тайну».
В Ретре находились четыре храма: Радегаста, Сварожича, храм Подаги, и, наконец, находящийся в ведении москвичей храм Яра. В этом храме находился жрец (маска) Яра, а также скульптура Рода.


Все жители Ретры были родом из Москвы, и в этом смысле они не отличались от жителей острова Руян, которые тоже были москвичами.

Что же это за таинственные москвичи? Если мы предположим, что имеется ввиду не сегодняшняя столица России, а ее предтеча. Если есть место, откуда в разные стороны двинулись индоевропейцы (арии), и в новых местах называли все по подобию названий на своей прародине? Тогда это место для Севера и Северо-Запада Европы может быть только Валдаем. И мы совершенно не удивились, когда за несколько минут на карте Валдая, в 40 километрах от уже упомянутого нами поселка Пено обнаружили населенный пункт Москва. Похоже, что где-то здесь находился главный храм северной Руси (Белой Руси). Именно отсюда несколько тысяч лет подряд управлялись храмы Яра. Отсюда во все стороны уходили русы, религиозные воины, по всему миру создавая копии северной родины.

Все перечисленные названия племен-спутников во всему побережью Балтийского моря суть названия родов одного и того же племени Ругов. Так, Тацит пишет о данах, свионах, скирах и ругиях, но ничего «не знает» о герулах, торкиллингах и унгарах. Со своей стороны готский летописец Иордан ничего «не знает» об упоминавшихся Тацитом данах и свионах, хотя ясно, что и тот и другой имеют в виду племена одного и того же Великого народа.

Таким образом, можно заключить, что руги (руссы) принадлежали к большому племенному союзу, в который в разное время входили рода данов, свионов, гепидов, готов, унгаров, герулов, граниев, аугандзов, тэтель, торклингов, скиров, арохов и раниев.

Сразу после поражения в 4 веке нашей эры от гуннов в большой войне на юге, в причерноморских степях, руги, воевавшие в одном войске с готами, заселили часть Фракии: Биццию и Аркадиополь. Заметим, что рядом с Москвой на Валдае есть город Андреаполь.

То, что сокрушителем западной римской империи был Одоакр, руг, не случайно. Характерная деталь: захватив власть в Империи, Одоакр убил императора, но пощадил его малолетнего наследника Августулла, что никак не вяжется с римскими традициями борьбы за власть.

На протяжении веков с территории, населенной руссами-ругами, на юг, в большие и краткие походы отправлялись войска: кимвры, готы, вандалы, руги.

С завидной регулярностью, которую отметил уже Иордан, практически каждое столетие с острова Буян (Рюген, Скандза или Скандий) уходят новые роды, названные сказителем Иорданом племенами: «С этого самого острова Скандзы, как из мастерской или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг».

Почему время от времени, но с завидным постоянством, в этих болотных местах возникал пассионарный подъем? За последние два тысячелетия: сначала готы врываются в ослабевшую южную Скифию, покоряют великий Боспор, создавший в свое время античную цивилизацию. Разгромив Боспор, они создают Юго-Западную или Красную Русь. В девятом веке под именем викингов и варягов они вновь появляются на исторической сцене. Под их влиянием формируются Западная Европа и Киевская Русь.

Анализируя подобные феномены истории, можно прийти к однозначному выводу. Это возможно при резком «разбавлении крови» прибывшими переселенцами и смене идеологических представлений и религиозных взглядов. По моему мнению, миграция населения была не только с севера на юг, но и с юга на север. В среднем Подонье существовал скифско-донской мир, который с прибалтийско-валдайским северным миром составлял как бы одно целое.

Летописец Гиббон в главе «Готы» писал: «Преклоняясь с негодованием и гневом перед могуществом, которому он не был в состоянии сопротивляться, вождь Один перевел свое племя от границ азиатской Сарматии в Швецию с намерением создать в этом неприс тупном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения».

То есть, следует понимать, что вождь племени по имени Один (для сравнения: главный бог в скандинавской мифологии тоже зовется Один) повел одно из племен скифов на Север. Вероятно, это было следствием поражения в войне с ванами (арийскими племенами, селившимися вдоль реки Дон).

И вероятно его предприятие было успешным. Он организовал новую религию - ибо от Англии и Норвегии до городов в России Торжка и Торопца простиралась территория, где на протяжении многих веков в дохристианские времена чтили Одина, как бога. В некоторых местах чтили сына Одина Тора. Вероятно, это было первое разделение церквей на ветви.
Через некоторое время, примерно в III-IV веках после рождества Христова, русы были готовы двинуться на юг. Корабли короля Берига, перевезли на материк три сотни воинов-готов, что составляло «боевую мощь» двух - трех родов русов. Готы были не первым «десантом» русов (ругов) в Европу.

На материке готы встретили ульмеругов и вандалов, переправившихся с острова на несколько десятилетий раньше.

А вот знаменитая история с приглашением новгородцами Рюрика, якобы основателя династии русских царей, мне видится совсем в другом свете. Мне кажется, что Рюрик не был конкретным человеком. Это собирательный образ группы монахов, прибывших из военно-религиозной базы Руси с острова Буяна (Рюгена) в Балтийском море. Буян был вольницей - примерно такой, какой было во времена не столь отдаленные Запорожское сече на Днепре. В свое время крупнейшее сече было в Подонье. Оно стало основой современного Донского казачества. Прибытие с Рюгена монахов Рюкика означало смену религии: вера в бога Одина сменилась на веру в сына бога Тора. Недалеко от Новгорода возникают города Торжок, Торопец.

План храма Соломона

Храм Соломона, построенный в 950 году до н.э. и сожженнный в 586 году до н.э., был религиозным центром мира, местом паломничества людей из всех древних стран. Строительство храма начал царь Давид, а завершил сын его Соломон. Прообразом для святыни послужили древнейшая Скиния, план которой получил Моисей в откровении на горе Синай.

В Святая святых храма на западной стороне стоял Ковчег Завета; на северной - Стол с хлебами; на юге - Менора (светильник) с семью лампадами; восточная сторона была обращена к народу, с той стороны и был вход.

Реконструкция храма Соломона

Главное и важнейшее предназначение как скинии, так и храма, раскрывается понятием «мишкан»: здесь Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле. В Библии сказано: «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исх.25:8). Это место, где Бог обнаруживает Своё присутствие и говорит с пророками.
Убранство храма должно было соответствовать его высокой цели. Каждая деталь интерьера обладала символическим смыслом: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх.26:1).
Что означают цвета пологов в храме Соломона и какое отношение они имеют к истории Руси?

Белый

Итак, Библия говорит о «десяти покрывалах из крученого виссона». Виссон - это тончайшее льняное полотно белого цвета. Исстари на Руси сеяли лен и могли изготавливать пряжу настолько тонкую, что виссоновые перчатки могли поместиться в яичную скорлупу. В русских сказках даже сохранилось воспоминание о загадочных мастерицах Аленах, обладающих тайными знаниями и умениями.
Территория, на которой выращивался лен, проходила через Вологодскую, Московскую и Тверскую области до самой Великобритании по северу Европы. Это земля кривичей - балтийских славян. Иными словами, Белая Русь.
Все народы сохраняют память об этой стране. Например, жители графства Уэльс, что созвучно русскому слову Велес, до сих пор называют себя кимрами. Их родовые земли недалеко от города Кимры и Дубна, на границе Тверской и Московской областей. Здесь речка Кимрка и огромное болото Оршинский мох. В былые времена это болото было ледниковым озером чистейшей воды. «Орша» с древнего санскрита можно перевести как город Риш (мудрецов). Расселяясь по планете, род кимров на протяжении столетий сохранял память о прародине. Хотя, конечно, сегодня мало жителей Великобритании догадываются о том, где на самом деле их родина.
Современные историки, изучая мумии фараонов и жрецов из африканских пирамид, пришли к выводу, что умерших перед бальзамированием обматывали именно такой тканью, из какой делались и первые штандарты на Руси. Таким образом, сходство современного российского флага с пологом в храме Соломона совершенно закономерно, хотя и удивительно.

Синий

Следующее полотно на пологе храма Соломона было синим. Слова «Синай» и «синий», вероятно, имеют общее происхождение. Однако в русском переводе библейского текста употребляют прилагательное «голубой», в качестве символа «голубя» - Духа Божьего. Но в смысле этногенеза и «политической» география следует переводить «синий» - цвет Богоматери и страны Сарматии.
Сарматия впервые появляется на античной карте, составленной полководцем Марком Випсанием Агриппой, упоминается также историком Птолемеем. Страна простиралась от Черного моря до Балтийского, от Карпат и верховьев Вислы до Волги и Каспийского моря. Эта часть Восточной Европе иначе называется Русью.
Народы Сарматии тесно взаимодействовали на юге с Парфией и Бактрией (современный Иран). В сущности, Иран всегда был культурно зависим от Сарматии.
Центром Сарматии было Среднее Поволжье, которое в арийском эпосе называется Сарасвати. Здесь дольше всего сохранялся матриархальный уклад жизни. Сарматки традиционно служили в армии, быт организовывался в женских коммунах - кибуцах. Таким образом, по форме правления в стране представляла собой аристократический матриархат. В этом мире «умных женщин» религиозные нравы и правила всегда были очень строги.
После того как войска Сарматии в лице гуннов разгромили в IV веке н.э. древний Рим, возникла средневековая Европа (Сара стала Евой). Так Европа переняла синий цвет, который сегодня является официальным цветом Евросоюза. Это женское начало цивилизации.
Согласно писаниям Птолемея и источникам Александрийской библиотеки, Европейскую Сарматию во II веке нашей эры заселяли многочисленные народы: по всему Венедскому заливу (Восточная Балтика) - венеды, выше Дакии - певкины и бастарны; по всему берегу Меотиды - языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны - амаксовии и скифы-аланы и множество других народов.
Из Сарматии, как из утробы матери, вышло большинство современных наций. Разница между ними только в том, кто, когда и в какую сторону пошел. Синее полотно на пологе храма Соломона и флаге России соответствует именно Сарматии, или Синей Руси.

Красный: пурпуровый и червленый

Далее, однако, возникает сложный вопрос. Казалось бы, для подтверждения нашей версии на пологах храма Соломона, как на флаге России, должно было быть еще только одно красное полотно. Но в Библии сказано: «…из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх.26:1).

Цветовая фактура пологов была такова, что червленый, или тёмно-красный, переходил в пурпурный. Что это значит? Необходимо разобраться.

Красный цвет - это символ Сына Божьего Иисуса Христа, христианской церкви. Символ скифов, которые жили в больших воинских коллективах - ордах. Символ мужского начала. Именно поэтому в древних книгах русов иногда называют краснобородыми. Однако всего это не проясняет.

На проблему червленого и пурпурного пологов проливает свет тот факт, что древняя Скифия разделялась на Червленую и Червонную Русь. Реликты этих древних государств сохранялись и в более позднее время.

В документах начала XVII в. территория при устье реки Воронеж несколько раз упомянута под названиями Червленый Яр или Чермный Яр. Судя по текстам, это было просто урочище, без какого-либо поселения. В конце XIX в. воронежские краеведы обследовали это место и нашли на самом мысу между рекой Воронеж и Доном размываемый рекою холм с красным глинистым обрывом, а на нем, у края обрыва, - остаток еще не совсем обрушившегося в реку городища с земляным валом.

Таким образом, Червлёный Яр - это территория, определяемая в исторической науке как междуречье Дона и Хопра. В обозримой истории Червлёный Яр являлся составной частью ордынских земель, имел особый статус в системе русской православной церкви. По данным археологических исследований, в XIII-XIV вв. территорию Червлёного Яра заселяли как русские, так и половцы. В междуречьи Дона и Хопра много мусульманских захоронений. Объяснение этому факту находится в древности: на этой территории раньше действовала арийская церковь Рода, которая как бы объединяла в целое культ Мары (предтеча ислама) и культ Яра (предтеча христианства).

В территорию Червлёного Яра входит большая часть Воронежской области, части Липецкой и Тамбовской областей. Червленый край полотна на пологе в храме Соломона представляет собой символ этой земли, где строги нравы, где земли Богоматери граничат с землями Бога Сына.

Нетрудно найти в нашей истории и Червонную Русь. Известно, что в XIV и XV вв. ее захватили шляхтичи. Это часть Сарматии, включающая в себя западную область современной Украины и восточную территорию современной Польши. Историческое название Червонной Руси - Галичина (Галиция). До славянской экспансии эта территория была заселена кельтами (галлами).

Первое упоминание Червонских городов относится к 981 году, когда великий князь Владимир присоединил их к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, однако уже в 1031 году они были возвращены в состав древнерусского государства. После распада Киевской Руси эти земли стали частью Галицко-Волынского княжества, с 1240 года под номинальной властью Золотой Орды. В 1349 году при польском короле Казимире III Червонная Русь вошла в состав Польши и числилось как Русское воеводство вплоть до XVIII века.
Червленый и пурпурный пологи храма Соломона символизировали Червленую и Червонную Русь в древние века.

Память предков

Великое религиозное сооружение, служившее мировым центром паломничества, связано с великой культурой древнего русского народа. И современная Россия наследует традициям своих славных предков. Эту связь выражает национальный флаг, повторяющий символику храма Соломона.

Кроме того, современные православные церкви возводятся в соответствии с древними библейскими традициями. Это связано с особой благодатью: заветный 35 меридиан, наделяющий землю духовной силой, соединяет Соловецкий монастырь, Тверь, Курск с Иерусалимом. Недаром только православные церкви сохранили алтарь - прообраз Святая святых, где хранился Ковчег завета. Преемственность видна во всем.

Единственное отличие православных церквей от скиний в том, что стоят они входом на запад, а не на восток. Кстати, по той же причине потомки славян пишут слева направо, а потомки волжских евреев - справа налево. Храмы, стоящие западнее 35-го меридиана, должны быть направлены алтарем на восток, а храмы, которые стоят восточнее, - на запад. В сторону благодати Божьей.

Знание этого свойства биосферы и ноосферы планеты Земля зашифровано в древних книгах и символах храма Соломона. Мудрость наших предков передается каждым цветом знаменитого российского триколора.

Часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Червонной Руси являются исторические названия Галичина (Галиция) или Червенские города. Червенские города упомянуты в летописях 981 года, когда великий князь Владимир Великий присоединил их к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, однако уже в 1031 году они были возвращены в состав древнерусского государства. После распада Киевской Руси эти земли стали частью Галицко-Волынского княжества, с 1240 года под номинальной властью Золотой Орды.

На изображении: Червонная Русь (Rotreussen) на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году


В 1349 году началась Война за галицко-волынское наследство. Польский король Казимир III Великий организовал против Галицко-Волынского княжества большой поход и захватил Галичину. Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века.

Червенские города включали в себя Червен, Волынь, Холм, Броды, Сутейск, Луческ, Ярославль, Угровеск, Столпье, Всеволож, Верещин и другие.

Червен — крупнейший из червенских городов. Располагался на левом берегу реки Хучва, притока Западного Буга. Впервые упоминается в 981 году, когда Владимир I Святославич отвоевал его у поляков (в летописи название города появляется только в форме Червенъ). В последний раз упоминается в 1289 году. Вероятное местонахождение — городище у польского села Чермно (польск. Czermno), Люблинского воеводства.

Волынь — один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировиче за киевский престол на Волынской земле. Волынь — центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI века значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна. В настоящее время — село Грудек-над-Бугем (польск. Gródek nad Bugiem), Хрубешувской гмины Люблинского воеводства.

Сутейск — один из важнейших червенских городов, располагавшийся непостредственно около границы с Польским королевством. Впервые упоминается в 1069 году. По некоторым данным, в Сутейске с поляками заключил мирный договор киевский князь Владимир Мономах. Городище Сутейска расположено близ польского села Сонсядка (Sąsiadka) Люблинского воеводства, около слияния рек Пора и Вепша. Площадь его укреплённой части, состоящей из трёх площадок, составляет около 3 га. Детинец обнесён шестиметровым валом и рвом с юго-восточной стороны. Сохранились следы окольного города и въездов. Кроме обычных орудий труда и предметов быта обнаружено оружие, украшения и свинцовые печати волынского князя Давыда Игоревича.

Угровеск, Угровск — древнерусский город, относившийся к Червенским городам и располагавшийся при впадении реки Угер в Западный Буг. В 1213 году был присоединён к Галицко-Волынскому княжеству князем Даниилом Галицким.

Хельм - Археологические раскопки в окрестностях Хелма подтвердили, что первые поселения в этом районе появились еще в палеолите (30 тыс.лет до н.э.). Основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 г. Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке Холмское княжество перешло к Польскому королевству. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства.
Официальный статус города Хелм имеет с 1392 года. В Хелмском сражении 1794 года Ласси разбил Зайончека. С 1795 по 1809 гг. — владение Габсбургов, после 1815 г. — гарнизонный город Царства Польского.
При российском управлении Холм уступил свои административные функции Люблину. В 1912 года сделан центром Холмской губернии Российской империи (как Холм), в 1975—1998 годах — Хелмского воеводства Польши.
До Второй мировой войны в Хелме проживало большое число евреев. В еврейских анекдотах город предстаёт столицей дураков. Для уничтожения хелмских евреев нацистами был создан концлагерь Собибор.

На изображении: Православное кладбище в Хельме


Броды - первое письменное упоминание 1084 г. в «Поучении Владимира Мономаха…». Населенный пункт находился на границе Галицкого и Волынского княжеств.

В 1441 г. переходит польскому шляхтичу Яну Сенинскому. С 1511 г. принадлежит Каменецким — подольским воеводам. В 1584 г. Броды покупает Станислав Жолкевский — белзкий воевода. Он получил от короля Стефана Батория право на основание города c магдебургским правом и основал город Любич (в честь фамильного герба). Но название города Любич не прижилось и меньше чем через 10 лет город снова называют (по документам) Броды.

В 1629 г. от Жолкевских Броды переходят к Станиславу Конецпольскому, который в 1631 г. занимает должность великого гетмана коронного Речи Посполитой (третья особа в Польше после короля и канцлера) и превращает Броды в свою резиденцию. По проекту французского инженера де Боплана, под наблюдением Андреа дель Аквы, Броды превращаются в город-крепость. Планировка была произведена по плану «идеального города». Броды окружал земляной оборонный вал каплевидной формы с десятью бастионами. Оборонную систему города увенчивал Бродский замок (построенный по новоголландской системе), расположенный на западной окраине города. Замок имеет форму пятиугольника с бастионами на углах. Город был серьёзной военной базой поляков в ходе Освободительной войны Б. Хмельницкого. Отражал татарско-турецкую агрессию во второй половине XVII века.

После раздела Польши Броды отошли к Австрии. Это был пограничный город с Российской империей. С 1779 г. по 1880 г. Броды имели статус «вольного торгового города». Это был второй по значению (после Львова) город Галиции.

До 1918 г. граница между Австро-Венгрией и Россией проходила возле Бродов. До 1939 г. Броды входили в состав II Речи Посполитой.

В июле 1944 г. под Бродами первый и последний раз в бой с частями Красной Армии вступила Дивизия СС «Галичина». В упорных боях в бродовском котле она была почти полностью уничтожена.

Ярослав - княжеский город, основанный в 1031 году князем киевским Ярославом Владимировичем. В летописях упоминается 1152, 1231 (Ипатьевская летопись). Под Ярославом состоялась в 1245 году Ярославская битва между войсками Даниила Галицкого и войском венгров. Последние были разбиты на голову. С XIV века в составе Польши. Городские права Ярослав получил 1323, а магдебургское право в 1375-м. В 1625 пожар вызвала большие опустошения в городе. В XVI—XVII веках у Яровлава происходили международные ярмарки. Походы казаков (1649), шведов и венгров (1656—1657) не способствовали развитию города. К концу XVI века в Ярославе действовало при церкви св. Успения братство св. Онуфрия, которое содержало школу (просуществовало до XIX века). C 1772 года (после третьего раздела Польши)- в составе Австрии. Ярослав богатый на архитектурные памятники и старинные церкви и костелы. До XX века сохранялось городище там, где теперь монастырь Доминиканцев. XVI—XVII веками датируются ренессансу дома (каменный Орсеттих, 1580), в 1714 году построена церковь Преображения Господня, которую после 40-летнего перерыва в 1987 году возвращена верующим. В 1930-х годах в городе проживало 52 % поляков, 34 % евреев, 14 % украинцев/русинов. В Ярославе с 1965 года существует душпастырская ячейка греко-католической церкви, с 1985 кружок УСКТ и пункт обучения украинскому языку. В начале 1945 года из Ярослава принудительно выселены в СССР украинцы, главным образом в Ивано-Франковскую область, а в начале 1947 остатки крестьян вывезли на Ольштынщину в северо-восточной Польше. В эмиграции выходцы из Ярославщины в 1965 году создали Объединение «Ярославщины и окраины Засяння» в диаспоре, с центром в Чикаго (США).

Луцк - время основания летописного «Луческа Великого на Стыри» не известно. Согласно одним источникам, он основан дулебами в VII веке, а по другим — Владимиром Великим около 1000 года. В летописи впервые упоминается под 1085 годом, когда был уже укрепленным городом, выдержавшим в конце 1060-х годов. 6-месячную осаду Болеслава Смелого. Первоначальными его жителями были представители восточнославянских племен дулебов и волынян. В 1097 году Святополк II отдал Луцк Давиду Святославичу, который вскоре был выгнан Давидом Игоревичем. С тех пор Луцк до середины XII века оставался пригородом Владимир-Волынского княжества, несмотря на притязания князей киевских.

К 1150 году в Луцке жил Ярослав Изяславич, при котором Луцк стал самостоятельным уделом и центром всей восточной половины Волыни. Выдержал шестинедельную осаду весной 1150 года полками Юрия Долгорукого. Во время этих событий едва не погиб его сын — юный князь Андрей. В 1227 году Ярослав Ингваревич, внук Ярослава Изяславича, принужден был уступить свой удел Даниилу. В 1259 году город выдержал осаду хана Куремсы. В 1320 году Луцк был взят войсками Гедимина; в 1324 Луцкий удел достался Любарту Гедиминовичу, при котором город Луцк получает превосходство над Владимиром.

К концу XIV столетия Луцк стал выше Владимира и по торговле. Купцы наезжали сюда изо всех стран, а некоторые селились здесь; появились кварталы, населенные немцами, поляками и др. В 1429 году в Луцке состоялся известный съезд монархов, целью которого было «рассуждение о мерах против общего врага, турок»; присутствовали король польский Ягайло, Великий князь Литовский Витовт Великий, император германский Сигизмунд, великий князь московский Василий II со многими удельными князьями и митрополитом Фотием, король датский, папский легат, гроссмейстер прусский, воевода валахский, хан перекопский и византийский посол. Сигизмунд приглашал государей и вельмож к взаимному примирению и единению церквей восточной и западной, к борьбе против турок и к оказанию помощи Византии, но предложения эти были отклонены поляками. Продолжение этого съезда было в 1430 году в Троках и Вильне.

С 1440 года Луцком овладел Свидригайло, а после его смерти (1452) Луцкая земля не имела более своего удельного князя. В конце XV века Луцк считался одним из лучших городов края, но с половины XVI века благосостояние его стало упадать. Ещё около 1569 года в Луцком повете считалось панов и дворян 226, а во время присоединения его к России в 1795 году в нём было только 50 мещанских домов; остальные принадлежали евреям и караимам.

С 1795 голда Луцк — уездный город волынского наместничества, а с 1796 — Волынской губернии. Луцкая епархия упоминается впервые в 1288 голду. В начале XV века в Луцке было до 15 православных церквей, из которых многие во время литовско-польского владычества были разрушены или обращены в униатские, а потом в костёлы. Католические епископы прочно утвердились в Луцке не ранее второй половины XVI века. В 1617 году, для борьбы с иезуитами, призванными сюда в 1609, возникло луцкое братство, просуществовавшее до 1803 года.

В те времена он был важным экономическим и культурным центром Волыни. Много талантливых людей родилось и выросло в этом городе и его окраинах. Они были творцами культурных ценностей. Яркий пример этого — Икона Волынской Богоматери, шедевр мировой культуры. Интересным явлением в жизни города было принятие Магдебургского права в 1432 году. К 1569 году был ознаменован в жизни Луцка вхождением города в состав Польши. Но не останавливалась борьба народных масс за свое национальное и социальное освобождение. Примером этого было восстание Криштофа Косинского, которое состоялось в 1591 году. Следует добавить, что широкий размах приняло восстание на Волыни Северина Наливайко, в 1594—1596 годах. Война 1648—1654 года под флагами Богдана Хмельницкого порождала за собою новых мстителей и героев, защитников своего народа.

В 1795 году в результате третьего раздела Польши волынские земли вместе с Луцком вошли в состав Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 год в Луцке размещался штаб второй Русской армии под командованием легендарного полководца Багратиона. 30-40 годы XIX века в жизни Луцка отметились тем, что поднялся культурный уровень жизни. В 1832 году была открыта гимназия. Здесь прошли детские года известной поэтессы Леси Украинки. В ходе гражданской войны (с 1917 по 1920) Луцк неоднократно переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы город находился в составе Польши.

На изображении: Часть Старого Города и Замка Любарта


В марте 1921 Луцк становится столицей нового Волынского воеводства. После образования воеводства город сразу отстраивается после серьезных военных разрушений. Возводится много новых зданий для новообразованных воеводских и городских учреждений. Построенные в то время здания в основном в стиле популярного в то времы конструктивизма и сегодня являются заметными в образе города. (школа № 1, Национальный банк, почтамт, городской совет (бывший почтамт), дирекция «Укртелекома», Волынский краеведческий музей (укр.)русск. (быв. Земельное управления), дом офицеров (быв. Земелный банк), старый корпус университета (быв. гимназия), здание СБУ (быв. Polska Macierz Szkolna). Строятся целые жилые районы для офицеров (между проспектом Перемоги и улицей 8 Марта) и госслужащих (между ул. Шопена и Ярощука). К этому периоду относится также большая часть застройки улиц Кривой Вал, Винниченко, Сенаторки Левчанивской, Бандеры, Ярощука, Шопена. В городе открываются польские и европейские банки, многочисленные торговые фирмы, театр, кинотеатры, школы и гимназии, медицинские учреждение, стадион, аэродром. Основывается краеведческий музей. В 1928 году Луцк получает железнодорожное сообщение со Львовом, устанавливается регулярное пассажирское судоходство до Колок и Пинска и регулярное междугородное автобусное сообщение. Население города увеличилось с 30 тыс. сразу после войны, до 40 тыс. в 1939 году.

В 1928—1938 годах должность Волынского воеводы занимал Генрик Юзевский — известный государственный деятель Польши и бывший вице-министр внутренних дел в Правительстве УНР, имеющий много заслуг в деле экономического развития края и взаимопонимания между поляками и украинцами. В 1939 году в соответствие с Секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом был занят Красной армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны город в 1941 г. был оккупирован немецкими войсками, а в 1944 г. освобожден Советской армией.

Ещё в XX веке Церковь Иоанна Богослова обратила на себя внимание археологов. Особый интерес предрасполагали гробницы семьи князя Любарта Гедиминовича и «умерших» русских (руських) князей. Это уникальный памятник домонгольского периода.

На сегодняшний день отреставрированы Луцкий замок Любарта с Владычьей башней, Кафедральный Петропавловский костёл, Крестовоздвиженская церковь, синагога «Маленький Замок».

В старину существовали названия Червонная Русь, Чёрная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь. Что означали и откуда пошли такие названия?

В Киевской Руси к середине ХII века сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII века — 50, в ХIV веке — 250. Все эти территории носили свои названия, АиФ.ru рассказывает, откуда произошли названия некоторых из них.

Малороссия и Великороссия

Малороссия (Малая Русь) — название, которое появилось в начале XIV века. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. После того как в 1300 году Киевский митрополит покинул свою резиденцию, галицкие князья стали добиваться создания своей отдельной метрополии. В 1305 году была создана Галицкая метрополия, независимая от Киевской. Чтобы различать одну Русь от другой, в Константинополе установилась практика именовать отошедшую часть территории Галицко-Волынских земель — Малой Русью, или Малой Россией.

Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году: когда были сформированы две митрополии — одна в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторая в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

«Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

Белоруссия

Белоруссия («Белая Русь») — историческая область Руси. В XII-XVII веках «Белая Русь» служила названием земель Северо-Восточной Руси. С XVI века «Белой Русью» называют земли Подвинья и Поднепровья.

В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке.

Происхождение названия некоторые историки связывают с цветом волос местных жителей и одеждой жителей этих земель, другие считают, что «белая» в данном случае является синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная». Третья версия исходит из того, что белой в далёкие времена называли древнюю территорию, а четвёртая предполагает, что «Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так, на карте мира 1459 года Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha), территория в районе Днепра названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель — Чёрной Русью (Rossia Negra).

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

В современном понимании термин «Белоруссия» распространяется на земли исторической Белой Руси (белорусские Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), а также Северщины (район Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Современное белорусское государство носит официальное наименование «Республика Беларусь». В 1991 году Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической республики установил своим декретом, что новую независимую республику нужно назвать Беларусью (Беларусь) на русском языке и на всей другой языковой транскрипции его имени. Изменение было произведено, чтобы отразить языковую форму названия на белорусском языке.

Красная Русь

Красная Русь (Червоная Русь) — историческая область в XV-XVIII веках на западе современной Украины и востоке и юго-востоке современной Польши — район Галичины (Галиция) или Червенских городов, которые князь Владимир Великий присоединил к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, а в 1031 году они были вновь возвращены в состав древнерусского государства. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII-XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

Название происходит от города Червеня — крупнейшего из червенских городов.

По мнению московского историка Михаила Тихомирова , название города Червен произошло от слова «червень», что означающее тёмно-красную ткань, или от слова «червец», означающего пурпурную или багряную краску, в переносном смысле могло означать красивый город, или город в красивой местности.

Чёрная Русь

Чёрной Русью в XIII-XIV веках называли области, лежавшие в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом.

Название происходит от дремучих и тёмных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

До XIII века Чёрная Русь входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х годах Чёрную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV веке Чёрная Русь вместе с литовскими землями входила в состав Великого княжества Литовского. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Чёрной Русью, а Великороссию — Белой.

Новороссия

Новороссией (Новая Русь) называли Новороссийскую губернию. Это было историческое название территории северного Причерноморья, присоединённой к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века.

Территория Новороссии включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольскую губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского. Название употреблялось до начала XX века.

С середины XX века для обозначения данной территории использовалось географическое определение «Северное Причерноморье», а во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться названием «Южная Украина».