Болезни Военный билет Призыв

Этническая история немцев. Отражение менталитета в повседневной жизни

Далекими предками немцев были германские племена, ставшие также прародителями англичан, австрийцев, шведов, норвежцев, датчан, голландцев и исландцев. Немецкий народ один из самых многочисленных среди германской группы. По примерным подсчетам по всему миру расселено около 100 млн. человек этой нации, более 80% из которых проживает в Германии.

Этногенез немцев

По одной из версий название «немцы», употребляемое во всех славянских языках, произошло от племени неметов, существовавшего в античности. Самоназвание Deutsche происходит от древнегерманского слова «народ». В большинстве европейских языков название немцев происходит от латинского слова German.

Этническими предками немцев были хаты, гермундуры, свевы, алеманы и другие племена, объединенные в герминонокие племенные группы. Они являлись прародителями баварцев, гессенцев, тюрингов. Сейчас это австрийцы и швейцарцы, говорящие на языках германской языковой семьи. Племена франков, населяющих территории вдоль реки Рейн, образовались в другую племенную группу – истевонскую. Третья группа – ингевонская — сформировалась из англов и саксов, переселенцев с острова Британии, а также фризов и ютов. Большинство их потомков проживает в Северной Германии в наши дни.

Из-за климатических изменений и последовавшим за ними похолоданием в III-V вв. в Европе началось Великое переселение народов. Вынужденная миграция повлекла исчезновение одних германских племен и объединение других в более крупные группы. Так исчезли бургунды и лангобарды. Сегодня об их существовании свидетельствуют только названия областей во Франции и Италии.

Сильнейшее влияние на формирование немецкой нации и языка оказали франки, которые в V веке сформировали собственный диалект, отразившийся на верхненемецком наречии. Франкское племя состояло из двух больших групп — салических и рипуарских франков. Говор первых сформировал голландский и фламандский язык, рипуарский диалект лег в основу верхненемецкого наречия. Именно франки завоевали Францию и Италию, создав на их территориях феодальное государство.

В X-XI веках произошло ослабление франков и усиление влияния саксов. Их государство носило название Тевтонское и именно в нем проявились первые признаки целостности и единения немецкого народа. Эти черты отмечаются в архитектуре и памятниках того времени.

Активная завоевательная политика в X в. привела германские племена к завоеванию итальянских земель и преобразованию Тевтонского государства в Римскую империю. В XIV веке произошло расширение германских владений на Восток, были завоеваны территории поморских славян. Началась колонизация славянских земель, в результате которой произошло смешивание германского населения со славянским и сплочение первого на покоренных землях.

Несмотря на формирование общегерманских основ, долгое время Германия была раздробленной. И лишь в XIX в. при активном вмешательстве прусского короля начались процессы централизации, закончившиеся образованием Германской империи и сплочении народа. Принято считать что процесс формирования единой нации завершился в 1871 году.

Религия и обычаи немецкого народа

Большая часть населения являются протестантами и католиками, и отмечают христианские праздники – Рождество и Пасху. Праздник Адвента — ожидание пришествия Иисуса Христа в мир и День Святого Николауса — отмечаются только среди немецкого населения. Особое место занимает Вальпургиева ночь, названная в честь проповедницы христианства святой Вальпургии.

Самыми популярными праздниками в Германии считаются пивные фестивали. Самое масштабное торжество – Октоберфест, за период его празднования выпивается более миллиона галлонов пива.

Национальный костюм немцев

Традиционная немецкая одежда оформилась в XVI- XVII веках. В некоторых районах Германии – Верхняя Бавария, Шварцвальд, Гессен, она и сегодня частично сохранилась среди старшего поколения.

Женский костюм представляет собой корсет поверх кофты или рубашки с рукавами. Нижняя часть состоит из сборчатой юбки и фартука. На голову надевался платок, повязанный разными способами.

Мужской национальный костюм состоит льняной рубахи, заправленной в короткие штаны. Нижнюю часть ног прикрывают высокие гольфы.

Язык и письменность

Началом зарождения немецкого языка и письменности считаются VIII-IX вв., когда появляется первое упоминание диалекта германского народа Восточнофранкского государства — «teudisca lingua» (тевтонское наречие). В XI-XII веках сложилось множество диалектов, похожих между собой – баварский, алемандский, среднефранкский, нижнесаксонский. Поэты того времени пользовались верхненемецким диалектом.

У истоков немецкой письменности, формировавшейся в XV веке, стоят известные литераторы: Томас Мурнер, Себастьян Брант и Ульрихом фон Гуттен.

Примечательно:

  1. Характерной чертой немецкого народа является их педантичность, тактичность и аккуратность. Эти качества проявляются во всех сферах жизни.
  2. Из-за удивительного смешения христианства и древних обычаев, ежегодно в Вальпургиеву ночь (30 апреля) отмечается не только день памяти христианской святой, но и языческий праздник плодородия, а также время пробуждения нечистых сил, пиршество ведьм и колдунов.
  3. В немецких семьях принято делить счет пополам, супруги платят каждый за себя, то же касается и бюджета.
  4. Наряду с пивом, которого в Германии насчитывается несколько тысяч сортов, любимыми продуктами немцев считается более 1000 различных колбасок, хлеб, выпекаемый более чем по 300 различным рецептам и минеральная вода, представленная 500 вариантами.
  5. По одной из распространенных в Германии версий, немецкий язык мог стать официальным в США, так как в XVIII в. при голосовании на его определение английский язык победил с перевесом лишь в 1 голос.
  6. По количеству завоеванных за всю историю Олимпийских игр наград немцы уступают только американцам.

Немцы (самоназвание - дойче ), народ, основное население Германии .

О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец». Другие исследователи возводят общеславянское название немец к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм).

Общая численность немцев - 86 млн. человек, в том числе в Германии - 74,6 млн. человек. Многочисленные группы немцев имеются в США (5,4 млн.), Канаде (1,2 млн.), Казахстане (958 тыс.), Российской Федерации (843 тыс.), Бразилии (710 тыс.) и других странах Европы и Латинской Америки , в Австралии и Южной Африке .

Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита.

Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей - баварской, саксонской, швабской, франконской и др. - и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII -XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания.

В произошло объединение Германии под эгидой Пруссии . Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания - баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.

Культура

Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке - срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом - одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его - стойла для скота, у противоположной входу в дом стены - жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже - жилая часть, в верхнем - подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении - печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге - роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.

Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI -XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды - корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX - начале вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы - платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX - вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм - белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.

В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге - мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток - пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища - свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.

С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1-2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).

Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.

Немцы бывшего СССР

Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. "Немцы" - название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют "дойчен" (Deutschen), а жителей Германии - "германцами" (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны - они "немцы", а по отношению к немцам Германии - "советские немцы" (а в последнее время они часто называют себя "российские немцы", независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран - голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.

Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового "Дранг нах Остен" - наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.

Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII - начале XIX вв. В - были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в - образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 - в Бессарабии, 8 - в Крыму. В это же время (в 1817-19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию - в Причерноморье, а позднее (в 1855-70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830-70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов - выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.

После Октябрьской революции в октябре на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700-800 тыс. человек. В в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России - 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения , число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.

Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры - жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России - линейные.

Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.

Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.

Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 - 88,4, в 1959 - 75,0%, в 1970 - 66,8, в 1979 - 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% - русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский - 53,2% и свободно им владеет - 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.

Использованные материалы

  • Т. Д. Филимонова, Т. Б. Смирнова "Немцы". Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 370-375.

Генетики установили, что у половины жителей Великобритании немецкие корни. Общий ген циркулирует в крови британцев с 449 года, когда германские племена впервые высадились на территории нынешнего графства Кент. Однако лишь шесть процентов всех немцев по отцовской линии германского происхождения. Остальные — выходцы из стран Восточной Европы. Новое переселение народов?

Биологи из лондонского University College исследовали сегмент Y-хромосомы, который наличествует у большинства датчан и жителей Северной Германии, и пришли к выводу, что он также характерен для жителей Великобритании. Анализ зубной эмали и костей, найденных на англосаксонских кладбищах, подтвердил этот результат, сообщает британская Daily Mail . Керамика и ювелирные украшения, найденные в ходе археологических раскопок в долине реки Эльбы в Северной Германии, оказались аналогичны находкам, сделанным в могильниках англосаксов. Сохранилась масса свидетельств, что переселенцы на Британские острова поддерживали контакты со своими родственниками на континенте примерно в течение трех поколений.

Из учебников британские школьники знают, что в 43 году нашей эры при императоре Клавдии римляне захватили южные области острова Britannia и провозгласили их римскими провинциями. До этого сюда дважды наведывался сам Цезарь. Во времена Флавиев римляне благодаря Юлию Агриколе, тестю знаменитого историка Тацита, расширили свои владения в северном направлении до Клоты и Бодотрии. Однако уже Адрианну пришлось оставить территорию нынешней Южной Шотландии. По его указу для обеспечения безопасности римских владений от Карлайта до Ньюкасла был сооружен оборонительный вал, строительство которого завершилось в 127 году.

При Антонине Пии, в 143 году, границу вновь удалось отодвинуть на север и укрепить оборонительным валом. В 184 году Септимия Север разделил Британию на две провинции — Britannia inferior (Нижняя Британия) и Britannia superior (Верхняя Британия). В 259-268 годах Британия входила в состав империи узурпатора Постума, а при Караузии и Аллекте, в 286-297 годах, отделилась от Римской империи, но была снова возвращена в ее состав Констанцием Хлором.

В IV веке Британия часто подвергалась нападениям пиктов и скотов из Шотландии (Каледонии), а также нашествиям германских племен франков и саксов. В начале V века римляне вывели свои войска и власть на острове перешла в руки местных племен и вторгшихся на его территорию англов, саксов и ютов. Наиболее сильно романизированными областями Британии стали южные и юго-восточные районы, где римляне основали города Эбуракум (Йорк), Лондиниум (Лондон) и Камулодунум (Колчестер).

От тех смутных времен не осталось письменных источников, однако правоту генетиков и биологов подтверждают не только археологи (о чем мы уже сказали), но и лингвисты. О том, что с территории нынешних немецких земель Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония, а также южной Дании, где до сих пор проживают фризы, в Британию переселилось множество германских племен, свидетельствуют нижненемецкие диалекты.

Люди, для которых фризский язык является родным, разговаривают на языке, родственном древнеанглийскому. Полторы тысячи лет назад из него произошел современный английский язык, впоследствии обильно сдобренный французским. Однако и в современном английском языке сохранилось более пяти тысячи слов из англосаксонского. В основном для описания частей тела: "нога" по-немецки Fuß, а на нижненемецком и английском foot; предметов домашнего обихода: "нож" в немецком Messer, по-английски knife и на нижненемецком Kniv; явлений природы: вода в немецком Wasser, по-английски и на нижненемецком water. Отчасти этот диалект возродил филолог и писатель Толкиен, автор "Властелина колец", имевший в своем роду германских предков. Некоторые его герои говорят на англосаксонском наречии пятого столетия. Лексический состав (но не грамматика) английского языка романизировался на 55 процентов после вторжения норманнов в 1066 году.

Публикуя этот материал, журналисты Альбиона ерничали и в заголовках писали, что британцам следует забыть обе мировые бойни и один Чемпионат мира по футболу 1966 года. Напомним, что тогда сборная Англии победила в финале сборную ФРГ со счетом 4:2 и выиграла свой первый (и до сих пор единственный) Кубок чемпионов мира. Про войны уж и говорить нечего…

Между прочим, Гитлер причину недоброжелательного отношения англичан к немцам видел в том, что в 1870 году в Германии произошел колоссальный прирост населения и в результате большое количество эмигрантов хлынуло, в том числе, и на Британские острова. Снова германская экспансия! Однако скрупулезная германская научная статистика подсчитала, что на самом деле число эмигрантов с 1882 года сокращалось, а с 1895 года въезд превышал выезд.

Франки, которые образовали в будущем ядро Франции, тоже представляли собой родственные западногерманские племена. Но в геополитической игре, как и на полях сражений, последних столетий Франция всегда противостояла Германии. Это и позволило фюреру заключить, что "в обозримом будущем в Европе для Германии есть лишь два возможных союзника: Англия и Италия". Мы решили напомнить об этом в связи с тем, что принципиальные вопросы на политической арене рассматриваются далеко не с позиций родства, даже если об этой кровной связи известно.

Пока британцы-островитяне пережевывают абсолютно не сенсационную новость о том, что они на 50 процентов германцы, у самих немцев случилась другая беда. Их СМИ огорошили местное население следующими данными: только шесть процентов всех немцев по отцовской линии имеют германское происхождение. Недавний анализ ДНК показал, что 30 процентов современных немцев — выходцы из Восточной Европы. При этом генетики подчеркивают, что немецкие женщины в большей степени являются немками, чем немецкие мужчины.

У каждого десятого немца были еврейские предки, сообщает воскресная немецкая газета Bild am Sonntag со ссылкой на исследование, проведенное в Швейцарии. Генетики из Igenea в Цюрихе, которые проводили исследование ДНК, объясняют тот факт, что у половины немецких женщин обнаружены германские корни, а у мужчин их практически не осталось, тем, что мужчины, вследствие войн, погибали и не успевали произвести на свет мужское потомство.

"Современная генетика показывает абсурдность расизма, — пишет на веб-сайте Welt-online одна из экспертов Имма Пацос (Imma Pazos). — Все генетические тесты доказали, что у каждого человека имеется бесчисленное количество корней и каждый из нас представляет собой "мешанину" различных предков".

Каждый народ характеризуется конкретными особенностями характера, поведения и миропонимания. Вот тут-то и появляется понятие "менталитет". Что это такое?

Немцы - особенный народ

Менталитет - это довольно новое понятие. Если, характеризуя отдельного человека, мы говорим о его характере, то при характеристике целого народа уместно употреблять слово "менталитет". Итак, менталитет - это совокупность обобщённых и распространённых представлений о психологических свойствах национальности. Менталитет немцев - это проявление национального самосознания и отличительные признаки народа.

Кого называют немцами?

Немцы сами себя называют дойче. Они представляют собой титульную нацию Германии. Немецкий народ относится к западногерманской подгруппе германских народов индоевропейской языковой семьи.

Говорят немцы на немецком языке. В нем выделяется две подгруппы диалектов, названия которых произошли от распространения среди жителей вдоль течения рек. Население юга Германии относится к верхненемецкому диалекту, обитатели северной части страны говорят на нижненемецком диалекте. Кроме этих основных разновидностей, существует 10 дополнительных диалектов и 53 местных говора.

Немецкоговорящих жителей Европы насчитывается 148 миллионов. Из них 134 миллиона человек называют себя немцами. Остальное немецкоговорящее население распределилось следующим образом: 7,4 миллиона - это австрийцы (90% всех жителей Австрии); 4,6 миллиона - швейцарцы (63,6% населения Швейцарии); 285 тысяч - люксембуржцы; 70 тысяч - бельгийцы и 23,3 тысячи - лихтенштейнцы.

Большая часть немцев проживает в Германии, примерно 75 миллионов. Они составляют национальное большинство во всех землях страны. Традиционные религиозные верования - католичество (преимущественно на севере страны) и лютеранство (распространено в южногерманских землях).

Особенности немецкого менталитета

Главная особенность немецкого менталитета - педантичность. Их стремление к наведению и соблюдению порядка завораживает. Именно педантичность является источником многих национальных достоинств немцев. Первое, что бросается в глаза гостя из другой страны, - это обстоятельность дорог, быта и сервиса. Рациональность сочетается с практичностью и удобством. Невольно возникает мысль: именно так должен жить цивилизованный человек.

Найти рациональное объяснение каждого события - цель каждого уважающего себя немца. У любой, даже абсурдной ситуации, всегда существует пошаговое описание происходящего. Менталитет немцев не позволяет оставить без внимания малейшие нюансы целесообразности каждой деятельности. Сделать «на глазок» - ниже достоинства истинного немца. Отсюда высокая оценка продукции, проявляющаяся в знаменитом выражении «немецкое качество».

Честность и чувство чести - вот черты, которые характеризуют менталитет немецкого народа. Маленьких детей учат добиваться всего самим, бесплатно ничего никому не достаётся. Поэтому в школах не распространено списывание, а в магазинах принято оплачивать все покупки (даже если кассир ошибётся в подсчётах или не заметит товар). Немцы испытывают чувство вины за деятельность Гитлера, поэтому в стране за послевоенные десятилетия не названо ни одного мальчика его именем Адольф.

Экономность - вот в чём ещё проявляется немецкий характер и менталитет. Перед совершением покупки истинный немец сравнит цены на товар в разных магазинах и найдёт самую низкую. Деловые ужины или обеды с немецкими партнёрами могут поставить в недоумение представителей других народов, так как расплачиваться за блюда им придётся самим. Немцы не любят излишнюю расточительность. Они очень бережливы.

К особенности менталитета немцев относится удивительная чистоплотность. Чистота во всём, начиная с личной гигиены и заканчивая местом проживания. Неприятный запах от сотрудника или мокрые вспотевшие ладони могут послужить весомой причиной для увольнения с работы. Выбросить мусор из окна автомобиля или бросить пакет с мусором рядом с мусорным баком - нонсенс для немца.

Немецкая пунктуальность - чисто национальная черта. Немцы очень трепетно относятся к своему времени, поэтому не любят, когда его приходится тратить впустую. Они сердятся на тех, кто опаздывает на встречу, но так же плохо относятся и к тем, кто приходит раньше. Всё время немецкого человека расписано по минутам. Даже для встречи с другом им потребуется заглянуть в расписание и найти окно.

Немцы - очень конкретный народ. Если они пригласили вас на чай, знайте, кроме чая ничего не будет. Вообще, немцы редко приглашают в свой дом гостей. Если вы удостоились такого приглашения - это является признаком большого уважения. Приходя в гость преподносит хозяйке цветы, а детям сладости.

Немцы и народные традиции

Менталитет немцев проявляется в соблюдении народных традиций и неукоснительном следовании им. Таких переходящих из века в век норм великое множество. Правда, в основе своей они носят не общенациональный характер, а распространяются по определённой местности. Так, урбанизированная Германия сохранила следы сельской планировки даже крупных городов. В центре поселения находится рыночная площадь с церковью, общественными зданиями и школой. От площади расходятся радиусами жилые кварталы.

Народная одежда на немцах появляется в В каждой местности свои цвета и отделка костюма, но покрой одинаков. Мужчины носят узкие штаны, чулки и башмаки с пряжками. Светлых цветов рубашка, жилет и длиннополый кафтан с огромными карманами заканчивают образ. Женщины облачаются в белую кофточку с рукавами, тёмный корсет со шнуровкой и глубоким вырезом и широкую юбку в сборку, поверх которой яркий фартук.

Национальная немецкая кухня представляет собой кушанья из свинины (сосиски и колбаса) и пиво. Праздничное блюдо - свиная голова с тушёной капустой, запечённый гусь или карп. Из напитков подают чай, и кофе со сливками. Десерт состоит из пряников и печенья с конфитюром.

Как немцы приветствуют друг друга

Пришедшее из глубины веков правило приветствовать друг друга крепким рукопожатием сохранилось у немцев до сих пор. Гендерное различие не имеет значения: немецкие женщины делают так же, как и При прощании немцы снова жмут руки.

На рабочем месте сотрудники на «Вы» и строго по фамилии. А помимо деловой сферы, среди немцев распространено обращение на «ты». Возраст или социальное положение значения не имеет. Поэтому, если вы работаете с немецким партнёром, будьте готовы к обращению «господин Иванов». Если ваш немецкий друг младше вас на 20 лет, то к вам он будет всё равно обращаться на «ты».

Страсть к путешествиям

Стремление путешествовать и узнавать новые земли - вот в чём ещё проявляется менталитет немцев. Они любят посещать экзотические уголки далёких стран. А вот посещение развитых США или Великобритании немцев не привлекает. Кроме того, что здесь невозможно получить небывалые впечатления, поездка в эти страны дороговато обходится для семейного кошелька.

Стремление к получению образования

Немцы очень трепетно относятся к национальной культуре. Именно поэтому в общении принято демонстрировать свою образованность. Начитанный человек может блеснуть знаниями истории Германии, показать осведомлённость в других областях жизни. Немцы испытывают гордость за свою культуру и чувствуют причастность к ней.

Немцы и юмор

Юмор - дело, с точки зрения среднестатистического немца, чрезвычайно серьёзное. Немецкий стиль в юморе - грубая сатира или едкие остроты. При переводе немецких шуток передать всю их колоритность не удаётся, так как юмор зависит от конкретной ситуации.

Шутить на рабочем месте не принято, особенно в отношении с начальством. Осуждаются шуточки в адрес иностранцев. Над восточными немцами распространились шутки после объединения Германии. Самые часто встречаемые остроты высмеивают беспечность баварцев и коварство саксонцев, отсутствие сообразительности у восточных фризов и расторопность берлинцев. Швабы обижаются на шутки над своей бережливостью, так как не видят в ней ничего предосудительного.

Отражение менталитета в повседневной жизни

Немецкая культура и немецкий менталитет нашли отражение в ежедневных процессах. Для иностранца это кажется непривычно, для немцев - норма. Магазинов, работающих круглосуточно, в Германии нет. В будни они закрываются в 20:00, в субботу - в 16:00, в воскресенье не открываются.

Прогуливаться по магазинам не в привычке у немцев, они экономят своё время и деньги. Тратиться на одежду - самая нежелательная статья расходов. Немецкие женщины вынуждены ограничивать расходы на косметику и наряды. Но это мало кого волнует. В Германии не стремятся соответствовать каким-то принятым стандартам, поэтому каждый одевается так, как хочет. Главное - комфорт. Никто не обращает внимания на необычную одежду и не осуждает никого.

Дети с раннего детства получают карманные деньги и учатся удовлетворять на них свои желания. С четырнадцати лет ребёнок вступает во взрослую жизнь. Это проявляется в попытках найти своё место в мире и рассчитывать только на себя. Пожилые немцы не стремятся заменить родителей детям, становясь няньками внукам, а живут своей жизнью. Они много времени уделяют путешествиям. В старости каждый рассчитывает на себя, стараясь не обременять детей уходом за собой. Многие старики заканчивают жизнь в домах престарелых.

Русские и немцы

Принято считать, что менталитет немцев и русских является полной противоположностью. Поговорка «Что русскому благо, то для немца смерти подобно» подтверждает это. Но есть общие черты национального характера у этих двух народов: смиренность перед судьбой и послушание.

Об уникальных находках немецких и российских археологов на территории Тувы, Монголии и Алтайского края в интервью "Немецкой волне" рассказал руководитель экспедиции и будущий глава фонда Прусского культурного наследия Герман Парцингер (Hermann Parzinger), который привез из своих экспедиций не только исторические реликвии, но и прекрасный русский язык.

DW: Как случилось, что немецкий археолог, родившийся в Мюнхене и работающий в Берлине, ведет раскопки на границе с Китаем?

Герман Парцингер : В 1995 году Германский археологический институт основал новый отдел: Евразийский институт. Меня выбрали директором. Институт имеет своей целью изучение культур степей Евразии – в том числе на территории бывшего Советского Союза.

В это время мы начали строить отношения с коллегами из России, Украины, Казахстана. Сразу определились интересные темы, которые мы хотели изучать совместно. Одной из этих тем был вопрос: как начинается культура скифов, точнее – ранних кочевников? Зарождается эта культура в южной Сибири. Так я попал в Сибирь.

Ваш институт был назван "институтом Евразии". Само понятие евразийства, как правило, знакомо нам либо из литературы и философии, либо как понятие идеологическое или геополитическое, связанное с представлением России о себе как о государстве, "держащим щит между монголом и Европой". Насколько уместно оно в археологическом контексте?

Когда мы основывали институт, была долгая дискуссия именно по поводу названия. Потому что Евразия в географическом смысле - это все вместе: Азия и Европа. Нам же было ясно, что речь идет прежде всего о зоне, связывающей эти два континента. Это степь и граничащие с ней регионы. Для нас, археологов, "евразийство" – это культуры, строящие связи между Азией и Европой, можно сказать, от Китая до Центральной Европы, от неолита до, если угодно, средневековья...

Жители Тувы охотно производят себя от скифов, то же делают в Монголии, Калмыкии. Россия, скорее, кокетничает с этим имиджем – дескать, "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами". Между тем скифский воин, мумия которого найдена вами в вечной мерзлоте горного Алтая, был высоким блондином...

В истории человечества всегда были миграции. В Центральной Азии вплоть до скифского времени жили европейцы. Но люди здесь, в Германии, в Европе вообще, этого часто не знают или не понимают.

Этническая ситуация раньше была совсем другая. На большой части территории Центральной Азии от неолита и бронзового века до эпохи скифов жили именно европейцы. В эпоху скифов - это мы прекрасно знаем, это видно и по мумиям, найденным на Алтае, - начинает появляться азиатский элемент. И потом, уже в скифо-сорматское время, ситуация начинает меняться, и окончательно изменяется во время древних турок. После этого европейцев можно найти только на Западе.

Но это тоже не геополитический аргумент – это факт истории. В эпоху великого переселения народов германские племена тоже жили в южной России и в южной Украине, а в Центральной Европе и на территории современной Германии во времена раннего средневековья жили славяне. Это часть нашей истории, поэтому так важно, чтобы мы понимали: все эти культуры – наше общее культурно-историческое наследие. Скажем, для нас, немцев, предки – это не только германцы или кельты, это и славяне. И вашими предками были не только славяне, но и другие народы.

Морально жителям Германии, боюсь, будет довольно сложно прописать скифов в пантеон своих предков. Куда привычнее производить себя от древних греков или римлян, по крайней мере, в том, что касается культуры...

Да, для Германии привычен взгляд на юг, на ранние цивилизации. Археология как наука начиналась в 18 и 19 веках с исследования античных древностей в Риме и Афинах. Там же открылись два первых отделения Германского археологического института – в начале 19 века в Риме, и потом в Афинах. И до эпохи классицизма существовала фиксация именно на греко-римской культуре. Но потом ученые, слава Богу, поняли, что это еще не все. Даже наши культуры к северу от Альп имеют огромное значение: и кельты, и римские провинции, и еще более древние культуры, названия которых мы не знаем, и Восток.

Через историю нашей науки последних 200 лет, через выставки, как эта, наша, не только ученые, но и простые люди поняли: сегодня, во время глобализации, все важно. Особенно то, что происходило на евразийском пространстве. Если бы люди всегда понимали общность культуры и истории каждой из стран в Европе и всех вместе, то некоторые события в нашей общей истории не были бы возможны.

Если люди будут знать, что история Германии и история России – это не только славяне и германцы, что есть так много фактов и элементов, которые у нас общие, - никто и подумать не сможет, что он лучше или хуже, чем другой. В этом тоже заключается роль истории и археологии: научить людей уважать друг друга.

И все таки, возвращаясь к вашим первым экспедициям в Россию: почему вы выбрали себе именно такую зону научного интереса? И не воспринимали ли вас российские коллеги в качестве "нашествия с Запада"?

Первый раз мы приехали в Россию в 1994 году. Наш Евразийский институт еще не был основан, но мы знали уже, что он скоро появится. Поэтому уже во время первых поездок мы искали возможности и контакты для совместных проектов. И уже во время первых встреч коллеги из России меня неизменно принимали очень тепло. Сегодня это не просто коллеги, это друзья. А из Москвы мы сразу отправились в Туву и прямо в Аржан.

- Почему в Аржан?

Потому что великий русский ученый Михаил Петрович Грязнов копал в Аржане в 1970-е годы. Он раскопал курган Аржан-1. Курган был полностью разграблен, но имел очень интересную конструкцию: каменная платформа, а на ней – деревянная структура с расходящимися коридорами-лучами. Несмотря на то, что курган был разграблен, археологам удалось сделать там немало интересных находок, которые помогли фиксировать самый ранний скифский горизонт: конец 9 – начало 8 века до нашей эры.

Грязнов сумел доказать на примере Аржана, что именно в Южной Сибири зарождалась культура ранних кочевников, и потом развитие пошло на запад. В Украине скифская эпоха, началась, скажем, на сто лет позже. Поэтому для нас было крайне интересно продолжить исследования именно в Аржане, чтобы найти больше свидетельств самой ранней эпохи.

А как вы выбрали в качестве объекта для раскопок именно курган, который сегодня получил название "Аржан-2" - странно расположенный, прямо у дороги, уже полуразрушенный?

Да, это было действительно странно. Но уже когда мы там были в первый раз – а это было в 1996 году - мы с моими коллегами, Константином Чугуновым из Петербурга и Анатолием Наглером из Берлина, испытали странное чувство. Я не могу это объяснить... Мы сразу сказали: "Этот курган – тот самый".

Конечно, были и некоторые аргументы: все остальные курганы стояли так "красиво", что были еще хуже разграблены. Честно говоря, и в Аржане-2 мы не надеялись на значительные находки – нам просто было интересно изучить его структуру, архитектуру такого кургана. Часть была совсем разрушена, поэтому мы решили – тем лучше, мы можем спокойно раскапывать сохранившуюся часть. И потом мы нашли эту царскую могилу.

Ваши следующие экспедиции увели вас еще дальше – в горный Алтай. Одна из ваших центральных находок - мумия воина, сохранившаяся в вечной мерзлоте, - сейчас находится в лаборатории в Гёттингене. Что вы надеетесь узнать об этом человеке? Какую "степень погружения" позволяет современная наука?

Тут очень важно взаимодействие разных наук. Сотрудничество осуществляется между Улан-Батором, Берлином и Новосибирском. Большая часть находок сосредоточена в Новосибирске, там, в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, работают прекрасные специалисты, они реставрировали находки из Алтая, из Укока: мумии, одежду, ткани.

Также нам помогают специалисты из института микробиологии: мы взяли образцы льда из захоронений, они изучают, какие микробы и бактерии существовали в те времена. Это уникальные исследования, которые не делались никогда прежде. Найденная нами мумия воина находится в Гёттингене, это правда. Мы надеемся, что при помощи генетики и палеопатологии мы узнаем больше о том, как эти люди жили, что ели, чем болели.

Вы знаете уже достаточно много: что это были люди разных генотипов, европеоиды и монголоиды, блондины и брюнеты, среднего, по нынешним временам даже маленького роста, чуть больше 160 сантиметров. Они ели не только мясо, но и большое количество рыбы, кишевшей в степных реках. Пили неразбавленное вино, не брезговали коноплей. Любили нарядные одежды, украшенные золотом, покрывали тело татуировками. Палеопатологические исследования показали, что найденный вами скифский князь умер мучительной смертью: он болел раком, множественные метастазы, скорее всего, приковали его в последние годы жизни к носилкам... Что еще?

Да, все, как вы говорите... Что они были блондинами – не удивительно: среди кочевников 80 или 70 процентов составляли европейцы. По зубам можно сказать, что они прежде всего ели мясо. Впрочем, это не сильно изменилось и сегодня – кочевники, которые живут в Алтае, и казахи сегодня едят прежде всего продукты животноводства.

А теперь все-таки признайтесь: как же человек, который половину жизни провел, как говорят археологи, "в поле", который так любит свое дело – как вы решились перейти на "административную должность"? Ведь с осени вы возглавите фонд Прусского культурного наследия, то есть, станете руководителем всех столичных музеев и ряда научных организаций...

Для меня это будет не только административная должность. Пять лет назад меня выбрали президентом Германского археологического института, и тогда тоже все говорили: "Все, теперь будешь заниматься только организацией и администрацией, возможности копать не будет". И... была возможность копать. Если хочешь – всегда найдешь дорогу. Для меня очень важно продолжать научную работу.

Конечно, на первом месте сейчас эта должность: организация строительства музеев в Берлине, другие вопросы. Но очень многое уже сделано в этом направлении моим предшественником, профессором Леманом. Надо продолжать его дело. С другой стороны, берлинские музеи знамениты не только художественными, но и археологическими коллекциями. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что главой фонда Прусского культурного наследия на этот раз станет археолог.

И все-таки в силу новой должности вам придется заниматься рядом сложных проблем, которые до сих пор вас миновали. Одна из них – трофейное искусство. Что вы собираетесь делать?

Это очень сложный вопрос. Я ученый, а этот вопрос должны решать политики. Но как ученый я могу и буду продолжать сотрудничество, разрабатывать материалы, публиковать результаты. Мы будем осуществлять совместные проекты, выставки, экспозиции. Между учеными должны быть очень хорошие связи, и они уже есть. Важно, чтобы мы в Германии знали, какие именно трофейные вещи еще есть в России. Остальное – вопрос наших президентов, который однажды решится.

На открытии выставки говорилось о ряде сложностей, сопровождавших ее организацию. Что это были за сложности?

Сложность состояла прежде всего в объеме. Это очень большая выставка, экспонаты для нее пришли из восьми разных стран. Очень сложно было найти деньги. К сожалению, ни одна крупная российская или немецкая фирма не захотела стать нашим спонсором. Необходимые средства – полтора миллиона евро – нам пришлось изыскивать самостоятельно, прежде всего из бюджета берлинских музеев и министерства иностранных дел Германии.

Выставка построена как настоящий спектакль – она начинается как будто в глубине кургана, "выстроенного" из натянутых канатов, и потом ведет нас из зала в зал, с востока на запад, вслед за кочевниками. Насколько важна инсценировка в подобных проектах?

Знаете, если повесить картину – она говорит сама за себя. Горшок или даже золотое украшение этого не делают. Нам было очень важно, чтобы наша выставка состояла не только из витрин с золотыми украшениями. Мы хотели рассказать, как жили и живут сегодня разные регионы великой степи. Все это стало возможным только благодаря поддержке наших коллег в разных странах.

Если вам все-таки удастся выбраться на раскопки – например, следующим летом, - куда вы отправитесь? Снова в Туву?

Еще не знаю, если честно. Мне очень хотелось бы продолжить изучение культуры ранних кочевников. Очень мало мы знаем, например, об археологии Китая.