Болезни Военный билет Призыв

Что послужило причиной ввода войск в афганистан. Ввод советских войск в Чехословакию – крайняя необходимость. Последствия Афганской войны

Ввод советских войск в Афганистан уже на протяжении трех десятилетий вызывает у многих ученых, военных и политиков противоречивые эмоции. С одной стороны, сама операция, ключевым моментом которой стал штурм дворца Амина в Кабуле, до сих пор является образцом для действий спецназа в подобных ситуациях. С другой, нельзя рассматривать ввод советских войск в Афганистан в отрыве от последующего обострения международной напряженности, а также от того, что это событие в конечном итоге стало одной из причин

Между тем, чтобы понять глубинный смысл событий более чем тридцатилетней давности, необходимо принять во внимание, какая обстановка сложилась в этой среднеазиатской стране в 1979 году.

Все началось в апреле 1978 года, когда к власти в Кабуле в результате военного переворота пришла НДПА во главе с известным писателем Н. Тараки. В то время такое развитие событий посчитали большим просчетом США, так как Тараки и его соратники своим главным союзником видели Советский Союз, где у власти тогда находилось уже изрядно одряхлевшее правительство во главе с Л. Брежневым.

Руководство СССР и КПСС стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники, которые стали главными организаторами земельной и образовательной реформ.

В то же время внутри Афганистана росло недовольство как среди простого населения, так и среди правящей верхушки. В начале 1979 года это сопротивление вылилось в открытый мятеж, за которым, как выяснилось уже в наши дни, стояли США. Уже тогда Тараки требовал от Брежнева, чтобы тот санкционировал ввод советских войск в Афганистан, однако, получил твердый отказ.

Ситуация резко изменилась в сентябре 1979 года, когда один из сподвижников Тараки Амин произвел переворот и пришел к власти вместо задушенного в тюрьме бывшего президента. Приход к власти Амина резко изменил как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по недавно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля З. Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».

Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.

Ввод советских войск в Афганистан был санкционирован решением высшего партийного органа - Политбюро При этом в решении указывалось, что в своих действиях руководство СССР опирается на договор о дружбе, который был подписан между странами еще в 1978 году.

Накануне нового, 1980-го года, в результате штурма президентского дворца был убит Амин и стал ставленник СССР Б. Кармаль. На какое-то время ввод советских войск в Афганистан способствовал нормализации внутренней жизни страны, однако, впоследствии советские войска были втянуты в тяжелые вооруженные столкновения с моджахедами, итогом которых стали более 15 тысяч погибших с советской стороны.

Афганская война 1979–1989 гг. до сих пор ставит массу вопросов и представляет собой тему для острых дискуссий как в исторической науке, так и вне её. Одними из наиболее дебатируемых являются вопросы о причинах начала войны и о мотивах советского руководства. Можно согласиться с мнением В.И. Аблазова, что «обществу навязан стереотип: до ввода войск Афганистан жил спокойной безмятежной жизнью, решение на ввод войск принималось скоропалительно, узким кругом недееспособных руководителей, было ошибочным, война – бессмысленной» . Несмотря на достаточно большой комплекс опубликованных источников , окончательного ответа на них не сформулировано. Цель данной статьи – в освещении на основе имеющихся источников и публикаций причин ввода советских войск в Афганистан.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошло событие, названное затем «Апрельской революцией». Была свергнута диктатура М. Дауда, который до этого, в июле 1973 г. совершил государственный переворот, свергнув падишаха и монархию, установив формально республиканское правление. К власти пришли представители левацкой Народно-Демократической партии Афганистана (далее – НДПА), которая поддерживала контакты с СССР. Для советских представителей этот переворот стал полной неожиданностью: первое известие о нём поступило по линии английского агентства Рейтер, а уже потом – сообщение из посольства СССР в Кабуле . Во главе правительства – Революционного совета – и премьер-министром стал Н. Тараки, Б. Кармаль – его заместителем, а Х. Амин – министром иностранных дел . В силу близкой к коммунистической идеологии, лежавшей в основе программы НДПА, афганское руководство расширило связи с СССР. 5 декабря 1978 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Советский Союз направил в страну своих советников . Однако в партии с самого её создания (1 января 1965 г.) не было единства. Существовали две фракции: «Парчам» («Знамя») и «Хальк» («Народ»), между которыми имелись как этнические, так и идеологические противоречия. В частности, «Хальк» формировалась из представителей наиболее крупного этноса Афганистана – пуштунов, а «Парчам» преимущественно из таджиков – второго по величине этноса в стране . Если учесть, что пуштуны до этого занимали привилегированное положение, в национальном вопросе преобладала политика пуштунизации, а также этно-клановость верховной власти в Афганистане, то становится очевидным, что после прихода НДПА к власти вопросы этнической принадлежности и распределения властных полномочий должны были выйти на первый план.

Уже в конце июня 1978 г. начались репрессии против «парчамистов», ослабившие партию и создавшие в стране обстановку нестабильности. Во внутренней политике руководство страны проводило политику пуштунизации и реформ в антирелигиозном и социалистическом духе, но без должной продуманности и учёта психологических особенностей населения. Всё это привело к тому, что на севере страны стала складываться этно-религиозная оппозиция режиму, поддерживаемая из Пакистана, где имелись базы для подготовки боевиков. В марте 1979 г. в провинции Герат вспыхнуло крупное антиправительственное восстание, которое было подавлено силой оружия . После этого восстания конфликт с исламской оппозицией перерос в гражданскую войну. Эти события послужили первым толчком к участившимся затем просьбам афганского руководства к СССР о военной помощи, на которые они получали неизменные отказы. Судя по опубликованным документам, советские руководители, хотя и рассуждали в категориях марксизма-ленинизма и классовой борьбы, однако достаточно трезво оценивали последствия возможного ввода войск. Так, например, на заседании Политбюро ЦК КПСС 17 марта присутствовавшие сошлись во мнении, которое выразил председатель Совета министров А.Н. Косыгин: «За Афганистан нам нужно бороться, всё-таки 60 лет мы живём душа в душу». Однако вопрос о возможном вводе советских войск не получил одобрения. А.А. Громыко озвучил причины этого: «наша армия, которая войдёт в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего и в него надо будет стрелять. Правильно отметил т. Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции не созрела, и всё, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки международной напряжённости, сокращения вооружений и многое другое, - всё это будет отброшено назад», а резюмировал подход советских руководителей к афганской проблеме в начале 1979 г. глава КГБ Ю.В. Андропов: «Политическое решение (по Афганистану – О.Г. ) нам нужно разработать и иметь в виду, что на нас, наверняка, повесят ярлык агрессора, но, несмотря на это, нам ни в коем случае нельзя терять Афганистан» . Была создана специальная комиссия для изучения ситуации в Афганистане в составе Ю.В. Андропова, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинова, Б.Н. Пономарёва. По устному распоряжению Д.Ф. Устинова (министра обороны СССР) в Среднеазиатском военном округе начались напряжённые учения, а к границе Афганистана была выдвинута группировка из трёх мотострелковых полков .

В Афганистане же вооружённая оппозиция усиливалась, а внутри партии вновь обострилась борьба между Н. Тараки и Х. Амином, который постепенно оттеснял первого от власти. В СССР были обеспокоены положением дел, поскольку делали ставку на Н. Тараки, как руководителя государств, поэтому в Кабул были направлены две специальные военные делегации с целью оказания давления на Н. Тараки для устранения Х. Амина . Однако покушение не удалось, и 15 сентября 1979 г. Х. Амин совершил государственный переворот. В новое правительство он ввёл своих родственников и соратников, а партия превратилась в придаток узкой группы лиц, узурпировавшей власть . При этом Х. Амин не отказался от сотрудничества с СССР, а внутри страны начал «чистку» госаппарата, убирая своих противников. Некоторые исследователи считают, что именно этот переворот послужил одной из причин ввода советских войск в Афганистан . В Кремле в октябре–ноябре проходили непрерывные обсуждения афганского вопроса. Комиссия «четырёх» собиралась по два раза в неделю. К тому же и Х. Амин продолжал слать просьбы о посылке в Афганистан небольшого количества советских войск. К концу ноября в советском руководстве, видимо, уже было решено готовиться к вводу войск: в Кабул под разными «легендами» стали прибывать офицеры из разных управлений и спецподразделений КГБ СССР. В начале декабря в Афганистан был отправлен спецотряд ГРУ численностью около 500 человек (так называемый «мусульманский» батальон), потом ещё две специальные подгруппы КГБ «Зенит» (60 человек) . 8 декабря в кабинете Л.И. Брежнева состоялось совещание, в котором приняли участие Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Было решено руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и послать какое-то количество войск на афганскую территорию . 10 декабря министр обороны СССР Д.Ф. Устинов сообщил начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову об этом решении. Тот попытался возражать, но его доводы были отклонены. В войска была направлена директива №312/12/00133, началось формирование новой общевойсковой армии в Туркестанском военном округе. Окончательное решение о вводе советских войск в Афганистан было принято единогласно на заседании Политбюро ЦК КПСС по предложению Ю.В. Андропова, А.А. Громыко и Д.Ф. Устинова 12 декабря, после получения из Кабула донесения представителя КГБ с оценкой обстановки в Афганистане и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“» . Некоторые исследователи утверждают, что решение было принято ещё 8 декабря, а 12 было лишь оформлено в Политбюро . В целом, вопрос о том, как принималось решение о вводе войск в Афганистан до сих пор остаётся неясным. Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа по этому вопросу не принималось. Все указания отдавались устно, о готовящемся вводе войск знал узкий круг лиц.

Каковы же были причины ввода войск? Официально, после 27 декабря, цель формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражение возможной агрессии извне . Однако просьбы афганской стороны о помощи были лишь оправданием и внешним фасадом, скрывавшим истинные мотивы. В целом, решение о вводе войск СССР в Афганистан принималось советским руководством под воздействием целого комплекса факторов, которые условно можно разделить на субъективные и объективные. Под объективными подразумевается само развитие событий в Афганистане и вокруг него, которое преломлялось через субъективные факторы человеческого восприятия. Последние имели не меньшее значение, чем первые, поскольку советские руководители принимали решения на основе не только личных мировоззренческих установок, но и той трактовки информации о происходивших событиях, которая подавалась соответствующим аппаратом дипломатических и прочих агентов.

Внешнеполитические события имели немаловажное значение для развития ситуации вокруг Афганистана. Дело в том, что международные отношения в регионе Центральной Азии в рассматриваемый период имели как бы несколько «уровней». В глобальном контексте они определялись советско-американским противостоянием; на следующем «уровне» находились более давние межгосударственные «горячие точки» (как, например, традиционное соперничество Ирана и Афганистана из-за Герата, или проблема пуштунов в афгано-пакистанских отношениях), на которые накладывались межконфессиональные и межэтнические противостояния как во внешней, так и во внутренней политике.

В апреле 1979 г. произошла исламская революция в Иране, которая в глобальном плане означала ослабление позиций США в регионе, но в остальном представляла угрозу и для советского влияния в Афганистане, в силу традиционного ирано-афганского соперничества и экспорта в соседние страны идеи исламского государства. Советское руководство вполне обоснованно опасалось, что возможная победа мусульманских радикалов в Афганистане вызовет нестабильность в советских республиках Средней Азии. В принятии решения о вводе войск в Афганистан сыграла свою роль и боязнь усиления в регионе США, которые поддерживали через Пакистан афганских борцов за веру – моджахедов. Несмотря на «разрядку» в международных отношениях, скрытое противостояние между СССР и США не прекращалось. Определённые круги в Вашингтоне стремились подтолкнуть СССР к действиям против Афганистана, которые могли бы скомпрометировать советскую политику. Их позицию, во много позволяющую прояснить причины и ход событий 1979 г., выразил в своём интервью французскому журналу «Le Nouvel Observateur» в январе 1998 г. бывший советник президента Д. Картера по национальной безопасности З. Бжезинский. «Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, – заявил он. – … Но в действительности … всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что по моему мнению эта помощь повлечёт к военному вмешательству Советов». На вопрос корреспондента, не сожалеет ли он о случившемся, З. Бжезинский цинично ответил: «Сожалеть о чём? Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: “Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну”. Фактически Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи» . «Они (США) были заинтересованы во вводе наших войск больше, чем мы сами, – отмечал в 2007 г. в интервью интернет-порталу «Афганистан.Ру» генерал армии В.И. Варенников. – Мы ставили перед собой цель стабилизировать обстановку, а они подготовили капкан… Против СССР развернули информационную войну, которая обернулась для нас тяжким бременем» .

Имелась также проблема Китая, с которым у СССР были натянутые отношения и который мог повлиять своими действиями на ситуацию в Афганистане. Дестабилизация обстановки произошла и в Европе, где ФРГ и США приняли 12 декабря 1979 г. решение о размещении на территории Западной Германии американских ракет средней дальности «Першинг», тогда как у СССР подобного оружия вблизи американских границ не имелось . По мнению советского дипломата Г. Корниенко, именно сообщение об этом окончательно решило вопрос о вводе советских войск в Афганистан . Следуя логике «холодной войны», ослабление позиций сверхдержавы в одном регионе необходимо было компенсировать усилением её в другой части земного шара.

Указанные объективные причины во многом переплетались с субъективными. Решения советских руководителей были обусловлены информацией о событиях и личными симпатиями и антипатиями. Некоторые исследователи считают, что одним из мотивов ввода войск явилась личная обида Л. Брежнева на Х. Амина за переворот и убийство Н. Тараки, которого СССР поддерживал . Учитывая особенности старческой психологии (Л. Брежневу в декабре 1979 г. исполнилось 73 года) такое объясниение вполне возможно, но только в контексте «сопутствующих» факторов. Поскольку решения советским руководством принимались коллегиально, то здесь, помимо личностных симпатий и антипатий, большое значение имела трактовка и подача информации, на основе которых делались выводы. Личность Х. Амина вообще не вызывала доверия у советских руководителей, поскольку тот получил образование в США, находясь при власти, проявлял склонность к диктаторским методам руководства, не пользовался популярностью в стране и вполне мог выйти из-под контроля, пытаясь сохранить и укрепить собственное положение . Поэтому сообщения советской резидентуры в Афганистане о возможных связях Х. Амина с США легли на подготовленную почву. В контексте вышеприведенного отрывка из интервью с З. Бжезинским можно предположить, что поступавшие в Москву по различным каналам (прежде всего – по каналам КГБ) сведения о стремлении афганского руководителя переориентироваться на США были удачной дезинформацией американских спецслужб.

Сложность объективной оценки происходившего в 1979 г. в Афганистане для советского руководства заключалась и в господствовавших тогда в СССР подходах к пониманию внешней и внутренней политики, которые трактовались в русле классового подхода, что искажало восприятие в целом. Документы свидетельствуют, что даже при наличие точной информации, советские лидеры рассуждали в контексте марксистско-ленинских стереотипов, рассматривая Афганистан как страну с социалистической перспективой. Характерно, что афганские лидеры (и Н. Тараки, и Х. Амин) эту иллюзию поддерживали, в личных беседах о помощи апеллируя к «защите завоеваний революции» и давая неверные сведения о ситуации в своей стране . Важным моментом, который так и не смогли до конца уяснить себе советские лидеры, было то, что на Востоке этно-конфессиональные факторы в международных и внутригосударственных делах чаще всего доминировали над политическими (принадлежность к определённой политической силе), классовыми (экономическими) и национальными (в смысле принадлежности к тому или иному государству). Отсюда абсолютное невнимание к межэтническим отношениям в Афганистане (этот вопрос, насколько нам известно, не затрагивался в советской литературе вообще, и даже в документах о ситуации в стране в 1979 г. не рассматривался). Отсюда же искажённое понимание роли религии в сознании местного населения. Так, Д.Ф. Устинов заявлял на заседании Политбюро «Дело в том, что руководство Афганистана недооценило роль исламской религии. Именно под знамена ислама переходят солдаты, а абсолютное большинство, может быть, за редким исключением, верующие» , однако в связи с восстанием в Герате А.Н. Косыгин спрашивал у Н. Тараки, имеют ли они поддержку среди мещан, рабочих и городских служащих, как бы не замечая слов того, о том, что «активной поддержки со стороны населения нет. Оно почти целиком находится под влиянием шиитских лозунгов» . А летом в качестве одной из мер по преодолению кризиса предлагалось широко привлекать в НДПА «классово преданных делу революции представителей рабочих, кретстьян и других патриотически настроенных слоёв афганского населения», а также «наметить конкретные шаги … на привлечение всё большего числа мусульманских улемов на сторону революции» . Наконец, нельзя не отметить, что на позицию советского руководства влияло и то, в каком ключе и насколько профессионально подавалась информация о событиях в Афганистане и вокруг него по разведывательным каналам. А здесь личностный фактор имел также немаловажное значение. Как отмечал В. Снегирёв, «наряду с честными, профессионально подготовленными специалистами в Кабуле были и люди некомпетентные, поверхностно знающие Афганистан, люди, стремившиеся подладиться под высокое начальство, направляющие те данные, которые могли “понравиться” наверху» .

Результатом вышеизложенных причин явился ввод советских войск в Афганистан, начавшийся 25 декабря в 15 часов по московскому времени. 26–27 декабря основная их часть начала продвижение через границу в направлении Кабула, Герата и других городов, не встречая сопротивления. В тот же день советскими спецподразделениями был штурмом взят дворец Тадж-Бек, резиденция Х. Амина. Х. Амин погиб, главой партии и страны был «избран» Б. Кармаль . Войска предполагалось использовать лишь для охраны стратегических объектов, но с марта 1980 г. СССР оказался втянут в войну, продолжавшуюся десять лет и сыгравшую роль одного из катализаторов его распада.

Таким образом, решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. принималось группой наиболее влиятельных советских руководителей под воздействием событий, происходивших в 1978–1979 гг. в этой стране и в международных отношениях в целом, а также на основе имевшейся в их распоряжении информации об указанных событиях из различных источников. В свою очередь, весь этот комплекс преломлялся через личностное мировоззрение и возрастно-психологический настрой советских лидеров. Указанное решение было обусловлено логикой «холодной войны» и носило геополитический характер, ставя целью не допустить выхода Афганистана из зоны советского влияния (не потерять социалистическую страну) и перехода его в зону влияния США.

© Олег Александрович Гоков
(Харьков, Украина)
кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды

Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 22 января 2011 года

С наступлением Хрущевской оттепели в Советском Союзе наметился ряд серьезных общественно-политических изменений, которые должны были перевернуть устоявшееся мнение об СССР, как о стране с тоталитарным режимом. Несмотря на то, что многие новшества и реформы, внедряемые в общественно-политическую жизнь страны, внешне выглядели реформаторскими и демократичными, сущность советской системы управления не менялась. Оставалась неизменной и внешняя политика Советского Союза, направленная на расширение сфер влияния и удержание завоеванных позиций. Сохранились и методы внешнеполитического влияния на политику стран-сателлитов и политические режимы в странах третьего мира. Использовались все средства, начиная с политического шантажа, заканчивая угрозами применения военной силы.

Всю прелесть любви Советского Союза и заботу братьев по социалистическому лагерю в конце 60-х годов XX века в полной мере ощутила на себе Чехословакия. Эта страна, несмотря на социалистический путь развития, сделала попытку идти собственным путем развития. Результатом такой смелости стал разразившийся в стране острый политический кризис, конец которому положило вооруженное вторжение — ввод советских войск в Чехословакию.

Начало операции «Дунай» — конец братской дружбы

Август месяц для истории является одним из знаковых месяцев, особенно в бурном XX веке. В этот месяц, с хронологической точностью, происходят знаковые события, оказывающие влияние на последующий ход истории, меняя судьбы народов. В 1968 году август месяц не стал исключением. Глубокой ночью 21 августа 1968 года в Европе началась одна из самых масштабных военных операций, начиная с 1945 года, получившая кодовое название «Дунай».

Местом действия стало центрально европейское государство Чехословацкая Социалистическая Республика, которая была до этого момента одним из главных столпов социалистического лагеря. В результате вторжения войск стран Организации Варшавского договора, Чехословакия оказалась в оккупации. Пражская весна, революционный период в истории страны, была задушена посредством применения грубой военной силы. Все реформы, проводимые в стране и носившие революционный характер, были свернуты. Военная интервенция в Чехословакии стала серьезной трещиной, расколовшей единство социалистического лагеря.

Нельзя не сказать, что социалистический фронт был един в этом порыве. Протест и несогласие с проводимыми методами выразили те страны, которые старались вести сбалансированную внешнюю политику, дистанцируясь от излишней опеки СССР. Против ввода войск армий ОВД в Чехословакию выступили Румыния, Югославия и Албания. Руководство Албании вообще после этих событий взяли курс на выход из состава участниц Организации Стран Варшавского Договора.

С технической точки зрения, операцию «Дунай» можно считать образцом тактического и стратегического планирования. Территория страны была оккупирована крупными по численности военными контингентами всего за трое суток. Даже с учетом того, что войска вторжения не встретили организованного сопротивления со стороны Чехословацкой Народной Армии, потери при проведении столь масштабной операции были крайне малы. Советские части, участвующие в операции «Дунай» потеряли убитыми и ранеными 36 человек, без учета небоевых потерь. Не столь мирно прошла оккупация Чехословакии для гражданского населения. Жертвами прямых вооруженных столкновений с оккупационными войсками стали 108 человек, более полутысячи получили ранения.

Не обошлось в данном случае и без провокации. Помимо того, что на границах Чехословакии были сосредоточены готовые к вторжению войска, начало операции пришлось осуществлять тайно и скрытно. В аэропорту чехословацкой столицы ночью совершил аварийную посадку советский пассажирский самолет, из салона которого на удивление персонала аэродромной службы стали высаживаться вооруженные десантники. После того, как группа захвата захватила все основные узлы и пункты управления аэропортом, на взлетную полосу один за другим стали приземляться советские транспортные самолеты. Советские транспортные самолеты, груженные военной техникой и военными, прибывали каждые 30 секунд. С этого момента судьба Пражской весны была предрешена.

В это же время, после полученного сигнала об удачном начале операции, советские войска, армейские части Национальной народной Армии Германии, части и механизированные подразделения Войска Польского, Народной Армии Болгарии и Венгрии вторглись на территорию Чехословакии. Вторжение осуществлялось с трех направлений. С Севера шли колоны ННА и Войска Польского. С Востока через Закарпатье на территорию ЧССР вторглись советские войска. С южного фланга выдвигались войска Венгерской Народной Армии и части болгарской армии. Таким образом «мятежная республика» была охвачена плотными стальными клещами.

Важно отметить, что в самый последний момент армейские части Германской Демократической Республики были отстранены от участия во вторжении. Советское руководство не хотело иметь аналогию с вторжением вермахта в Чехословакию в 1938 году. Немецким войскам было приказано остановиться на границе, находясь в постоянной боевой готовности. Польские, венгерские и болгарские части выполняли вспомогательную функцию, контролируя периферийные районы страны и участок границы ЧССР с Австрией. Основные задачи в ходе операции «Дунай» решали советские войска, которые были сведены в два фронта — Прикарпатский и Центральный. Общая численность советских войск, задействованных для вторжения, составляла около 200 тыс. солдат и офицеров.

В тактическом плане Советский Союз выделил для участия в операции «Дунай» крупные силы. Всего в операции приняли участие 18 советских дивизий, включая танковые, воздушно-десантные и мотострелковые дивизии. С воздуха войска имели серьезную авиационную поддержку. Только вертолетных и авиационных частей фронтовой авиации насчитывалось 22 полка. Беспрецедентным было количество советских танков, ориентировочно 5000 машин, используемых для проведения операции! Общая численность армейских частей и подразделений вооруженных сил стран, принимавших участие в операции «Дунай», составила около полмиллиона человек.

Интересен мотив, которым руководствовались лидеры стран, принявших участие во вторжении. Пражская весна была объявлена попыткой контрреволюционных сил взять реванш, целью которого являлась ликвидация социалистических завоеваний чехословацкого народа. В связи с этим СССР и другие страны социалистического лагеря вынуждены прийти на помощь народу братской Чехословакии в защите его завоеваний.

Истинные причины конфликта

С момента окончания Второй Мировой войны Чехословакия являлась сферой интересов Советского Союза. Для обеспечения прочности социалистического лагеря были созданы Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Все это должно было держать страны и государства социалистической ориентации в орбите политического влияния СССР. Исходя из этого, любые изменения в политической структуре государственного управления, смены внешнеполитического курса стран-союзников вызывали острую реакцию в Кремле. События в Венгрии 1956 года яркое тому подтверждение. Уже тогда Советскому Союзу пришлось применять силу для подавления вспыхнувших народных волнений.

К 1968 году в подобной ситуации оказалась Чехословакия. К этому времени в стране созрела непростая внутриполитическая обстановка, серьезно пошатнувшая гегемонию правящей Чехословацкой Коммунистической Партии. На смену верному советскому курсу развития Первому Секретарю ЦК КПЧ А. Новотному пришел Александр Дубчек. Его основная политическая позиция строилась на радикальном обновлении партийной политики в отношении руководства общественно-политической жизнью страны и экономики.

Первые шаги в этом направлении выглядели оптимистично. Ослабла цензура, упрощалась политика ведения бизнеса в стране. Страна стояла на пороге кардинальным экономических реформ. На первый взгляд заявленная позиция выглядела прогрессивной и современной, однако, по мнению кураторов из Москвы, такие шаги могли вызвать постепенный отход Чехословакии от социалистического пути развития. В намерениях чехословацких коммунистов советские лидеры усмотрели желание следовать на сближение с Западом. Молча созерцать за происходящим в Советском Союзе не собирались, поэтому началась длительная дипломатическая игра. Поддержали волнения и переживания советского руководства в отношении событий в Чехословакии лидеры ГДР и Польши. Против вмешательства во внутренние дела суверенного государства, как и в дальнейшем против ввода войск в Чехословакию, выступали руководители Югославии, Албании и Социалистической Республики Румынии Йосиф Броз Тито, Энвер Ходжи и Николае Чаушеску.

К слову: Два последних лидера стали в последствие диктаторами и сумели удержаться у власти значительный период. Энвер Ходжа умер своей смертью в 1985 году. Румынский диктатор Николае Чаушеску был осужден военным трибуналом и расстрелян в результате революции 1989 года.

События, которые происходили в Чехословакии в те дни, могли крайне негативно отразиться на общественно-политической жизни соседствующих стран. Неспокойна была ситуация в Польше. В Венгрии еще не забыли события 12 летней давности. Заявленный чехословацкими коммунистами лозунг – «построим социализм с человеческим лицом» подрывал основные устои социалистического строя. Либеральная политика, проводимая в партийном руководстве ЧССР, в своих целях и задачах расходилась с линией ЦК КПСС. Чехословацкий эксперимент мог стать детонатором, который бы мог спровоцировать последующую цепную реакцию в социалистическом лагере. Этого не могли допустить ни в Кремле, ни других столицах Восточноевропейских социалистических государств.

Цели и методы давления на Чехословакию

Советское руководство, имея свежие воспоминания о событиях в Венгрии в 1956 году, прилагало все усилия для разрешения чехословацкого кризиса в мирном русле. Первоначально была игра в поддавки. Советы были готовы пойти на существенные политические уступки новому чехословацкому руководству в обмен на приверженность идеалам социалистического интернационализма и сдержанной политики в отношении Запада. Военный аспект в первое время не рассматривался. Чехословакия была важным элементом объединенной стратегии ОВД, активным участником СЭВ, крупным экономическим партнером СССР. По мнению партийного руководства СССР, использовать военную силу против своего главного союзника было неприемлемо. Этот вариант рассматривался как самый крайний случай, когда все механизмы и средства мирного политического урегулирования будут исчерпаны.

Несмотря на то, что против ввода войск в Чехословакию высказывалось большинство членов Политбюро, военные получили четкие установки на разработку стратегической операции по вторжению вооруженных сил стран ОВД на территорию ЧССР. Последующая после информация о том, что Чехословакия не собирается идти на уступки в своей позиции, только убедили советское руководство в своевременности проведения подготовительных операций. На 9 сентября запланирован внеочередной съезд КПЧ, 16 августа Политбюро большинством голосов приняло решение об использовании вооруженных сил для подавления контрреволюционного мятежа в братской республике.

Чтобы обелить себя в глазах социалистического сообщества и распределить ответственность на других политических игроков, советское руководство специально провело 18 августа в Москве совещание стран участников ОВД. Присутствующие на совещании лидеры восточноевропейских стран поддержали инициативу советского руководства.

В качестве официальной версии для оказания военной помощи стало обращение группы общественных и партийных лидеров КПЧ к ЦК КПСС к другим братским партиям с просьбой об оказании военно-политической интернациональной помощи. В обращении делался намек на контрреволюционную деятельность нынешнего партийного руководства Чехословакии и необходимость срочно любыми средствами сменить руководство страны. Для чехословацкой стороны приготовления к вводу войск не стали неожиданностью. Министерство обороны ЧССР, другие партийные лидеры страны были проинформированы о том, что планируется масштабная военно-полицейская акция.

В заключение

Естественно, спустя 50 лет после известных событий, можно с уверенностью говорить о том, что никакого контрреволюционного мятежа в Чехословакии не было. В стране у власти находились коммунисты, гражданское общество относилось лояльно к руководящей роли партии в развитии государства. Единственное на чем можно сосредоточить внимание, заключается в различных подходах к достижению цели. Заявленный чехословацким руководством курс на реформы по своему содержанию очень напоминает события, которые происходили в Советском Союзе спустя 20 лет, во времена Перестройки.


Ситуация в Афганистане осложнилась в мае 1979 года. Премьер–министром стал Хафизулла Амин, который принялся жестоко подавлять восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения и советских центрально–азиатских республик. (Узбеки, туркмены и таджики географически и по вероисповеданию близки афганцам.) Кроме того, обстановка в регионе серьезно осложнилась из-за Иранской революции и прихода там к власти Хомейни, разорвавшего все отношения с США - советские политики всерьез опасались усиления влияния США в Афганистане, в т.ч. и прямой интервенции американцев, чтобы хоть частично восполнить потерю Ирана. А перспектива получить у самых своих границ еще одно недружественное государство, ориентированное на запад, всерьез обеспокоила Политбюро ЦК КПСС.

Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать Амина, которого советское руководство не без оснований подозревало в связях с ЦРУ. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал президентский дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю, однако Амин категорически этому воспротивился. Советское вторжение было проведено по образцу вторжения в Чехословакию в 1968г. 25 декабря 1979 года на основании советско-афганского договора 1978 года начался ввод в ДРА советских войск по трем направлениям: Кушка-Шинданд-Кандагар, Термез-Кундуз-Кабул, Хорог-Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства, но уже очень скоро ограниченный контингент /ОКСВ/ был втянут в разгоравшуюся гражданскую войну, и стал ее активным участником.

27 декабря 1979 года советские спецподразделения взяли штурмом резиденцию президента Амина, дворец Топайи-Таджбек. Сам Амин был убит. К руководству НДПА и ДРА пришла фракция "Парчам" /"Знамя"/ во главе с Бабраком Кармалем.

Одной из причин ввода войск стало стремление поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции, столкнувшихся с мощной оппозицией своей социальной, экономической и политической стратегии. Американская военно-экономическая деятельность в регионе создавала угрозу выхода Афганистана из советской сферы влияния. Также ввод советских войск преследовал цель предотвратить возможное укрепление в регионе исламского фундаментализма, вызванное исламской революцией в Иране 1979. Само по себе падение просоветского правительства означало бы сильный удар по внешнеполитическим позициям СССР, поскольку, случись такое, это был бы первый в послевоенной истории случай низложения про-советского правительства. Теоретически, помимо прямых последствий, распространение фундаментализма могло через афганских таджиков существенно дестабилизировать советскую Среднюю Азию. На международном уровне было заявлено о том, что СССР руководствуется принципами «пролетарского интернационализма». В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана и лично Хафизуллы Амина об оказании стране военной помощи для борьбы с антиправительственными силами. Окончательное решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в «А»». Заявления правительства СССР о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи в борьбе с восставшими бандитами и во имя исполнения интернационального долга были оценены как заявления, фальсифицирующее события.

Ведь бывший правитель Афганистана Амин был убит во время штурма советскими спецподразделениями его дворца, а его преемник на этом посту еще не появился на политической арене к моменту так называемого "приглашения". Активной критике подвергались неоднократные заявления советских лидеров о неких "внешних силах", оказывающих содействие афганским повстанцам (имелись в виду в основном Пакистан и ЦРУ). Политические маневры советского руководства не убедили общественность капиталистического мира в его искренности, и, хотя на Западе по-разному оценивались цели Советского Союза в этой войне, все прекрасно понимали ее агрессивный характер. Одни видели в ней желание сверхдержавы изменить баланс сил в регионе, стремление вести диалог с окрестными государствами, главным образом с Пакистаном, с позиции силы и продемонстрировать всему миру мощь и волю СССР. Другие перенесли центр тяжести на то, что Советский Союз просто не мог оставить без помощи коммунистический режим в стране, где его неизбежно ожидали хаос и поражение. Некоторые склонны даже были считать, что советская агрессия в Афганистане - не больше не меньше как "долгосрочная стратегия, нацеленная на получение геостратегических преимуществ, связанных с получением доступа к теплым морям и нефтяным ресурсам Персидского залива". С уверенностью можно сказать, что советская акция в Афганистане расценивалась на Западе и рассматривалась в кругу советского руководства однозначно - не как помощь истинно народному правительству Демократической республики Афганистан в ее борьбе с империалистами и душманами, и не для защиты принятых афганцами завоеваний революции, а для предотвращения неизбежного в условиях банкротства просоветского режима контрреволюционного переворота.

Уже к весне 1980 года советские войска не по своей воле оказались втянутыми в боевые действия на территории Афганистана. С вводом в Афганистан ограниченного контингента советских войск руководство бывшего Советского Союза поначалу не предполагало вести боевые действия против мятежников, оно рассчитывало, по-видимому, на то, что само присутствие наших войск позволит афганским руководителям стабилизировать обстановку. Однако ход событий, особенно антиправительственные выступления непосредственно в Кабуле в двадцатых числах февраля 1980 года, вынудили советское руководство согласиться на то, чтобы совместно с Вооруженными Силами ДРА начать активные боевые действия по разгрому отрядов оппозиции. К этому времени мятежники оказывали постоянное огневое воздействие на советские части и подразделения, которые находились в согласованных с правительством ДРА гарнизонах. В такой критической ситуации дальнейшее уклонение от оказания военной помощи правительству ДРА не имело смысла.



Вариант 1

1. Какие изменения произошли в политической системе СССР?
а) были восстановлены отраслевые министерства
б) была принята конституция

в) были закреплены основы правового государства


2. Когда проходила восьмая пятилетка?
а) 1965-1970 г.
б) 1971-1975 г.
в) 1976-1980 г.

3. Почему произошло свертывание экономических преобразований?
а) реформа не смогла обеспечить военный паритет между СССР и США
б) реформа требовала замены экономической модели
в) проходил непрерывный рост цен на товары повседневного спроса
г) произошел резкий спад промышленного производства

4. Какую роль согласно Конституции играла партия в жизни общества?
а) руководящая и направляющая сила
б) демократизирующий элемент жизни
в) гарант Конституции

5. Кто из писателей был представителем деревенской прозы?
а) А.Солженицын
б) Ф.Абрамов
в) И. Бродский

6. Что было первым шагом борьбы с диссидентством в СССР?
а) ссылка А.Д. Сахарова
б) арест Ю. Галанскова и А. Гинзбурга
в) арест А. Синявского и Ю. Даниэля

7. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?
а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране
б) реформы, проводимые в Чехословакии могли подорвать влияние СССР в стране
в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

8. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?
а) 1972 г.
б) 1973 г.
в) 1975 г.

9. Какие страны получали военную помощь от СССР?
а) Пакистан
б) Индия
в) Израиль

10. Когда советские войска вошли в Афганистан?
а) 1975 г.
б) 1979 г.
в) 1980 г.


Вариант 2

1. К чему привела идея Брежнева о «стабильности кадров»?
а) к улучшению управленческой структуры
б) к старению кадров
в) к укреплению власти КПСС

2. Назовите дату принятия новой Конституции?
а) 7 октября 1977 г.
б) 12 декабря 1979 г.
в) 24 февраля 1980 г.

3. Основной идеей экономической реформы было:
а) укрепление роли партийных организаций на предприятиях
б) усиление экономического стимулирования
в) расширение помощи дружественным странам

4. В чем проявилось отставание СССР от стран Запада?
а) в области компьютеризации производства
б) в создании новейшего оружия
в) в производстве чугуна и стали
г) в жизненном уровне народа

5. Какие проблемы стояли в социальной политике СССР?
а) низкий уровень образования
б) острая жилищная проблема
в) дефицит товаров народного потребления

6. Кто из перечисленных деятелей культуры вынужден был выехать из СССР?
а) М. Ростропович
б) А. Тарковский

в) В.Шукшин

7. Какие международные события произошли в период с 1964-1985 гг.?
а) первый визит советского лидера в США
б) Вьетнамская война
в) бойкот Московской олимпиады

8. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?
а) переговоры о разоружении
б) сотрудничество с США в области освоения космоса
в) усиление влияния СССР в Восточной Европе

9. Кто из лидеров правозащитного движения получил Нобелевскую премию мира?
а) А. Сахаров
б) В.Саблин
в) Ю.Орлов

10. Какие шаги советского руководства привели к усилению роли КГБ в жизни
общества?
а) начало борьбы с коррупцией
б) создание Пятого управления КГБ
в) борьба с иностранными разведками

Ключи(ответы) к тесту:

Вариант 1:1-а, б; 2-а; З-б; 4-а; 5-6; 6-в; 7-6; 8-в; 9-6; 10-6.

Вариант 2:1-6; 2-а; З-б; 4-а, г; 5-6, в; 6-а, б; 7-6, в; 8-в; 9-а; 10-6.