Болезни Военный билет Призыв

Что такое плата за загрязнение среды. Платежи за загрязнение окружающей среды. Сроки уплаты. Пример расчета авансового платежа. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды

Экологический сбор взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду. Рассмотрим особенности платы за загрязнение окружающей среды, которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей.

Общие правила уплаты экологического сбора

Судьи указали, что плата за загрязнение окружающей среды (экологический сбор ) взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду (постановление Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). Рассмотрим особенности платы за негативное воздействие на окружающую среду , которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Налогом на загрязнение окружающей среды этот платеж называть некорректно - по сути, плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает функциями фискального сбора (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

Уплата экологического сбора - необходимое условие получения учреждениями права вести хозяйственную и иную деятельность. Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида их деятельности. Бюджетные учреждения, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду, - не исключение. Они платят экологические сборы в общеустановленном порядке. Плательщики экологических сборов подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В случае простоя, консервации или иного приостановления деятельности обязанность перечисления платы за загрязнение окружающей среды с учреждения не снимается.

Отметим, что обособленное подразделение учреждения, например, филиал или представительство, самостоятельно плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Уплачивать экологические платежи филиал или представительство может, только если полномочия перечисления платы за загрязнение окружающей среды закреплены в положении об обособленном подразделении, а также если у руководителя такого подразделения есть соответствующая доверенность.

При заключении договора аренды плательщиком экологического сбора будет лицо, фактически эксплуатирующее арендованный объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. То есть арендатор.

По мнению органов экологического контроля, все отходы наносят вред воздуху, водным объектам и почве, будь это канцелярский мусор, остатки сырья в результате производства или выхлопные газы. Однако стоит учитывать, что органы контроля зачастую неправомерно относят к негативному воздействию на окружающую среду те виды деятельности учреждения, по которым обязанность вносить экологические платежи законом не установлена. А ошибочно или излишне перечисленную плату за загрязнение окружающей среды плательщикам часто удается вернуть через суды. Так, Президиум ВАС РФ признал, что деятельность, приводящая к образованию мусора, не признается размещением отходов. Это, в свою очередь, исключает обязанность хозяйствующего субъекта вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Размер платы за загрязнение окружающей среды

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Порядок № 632). Размер платы зависит от степени загрязнения окружающей среды. Порядком № 632 установлены два базовых норматива платы за загрязнение в пределах:

  • допустимых нормативов;
  • установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Пунктом 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 , определено следующее. Нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные) утверждаются для учреждений-природопользователей:

  • органами Минприроды России;
  • органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией;
  • другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Проекты указанных нормативов разрабатываются учреждениями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Конкретные нормативы определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 .

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих нормативы, то есть установленные природопользователю предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, объемы размещения отходов и уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. За сверхлимитное загрязнение плата увеличивается в пять раз (в увеличенном размере экологический сбор начисляется только на величину превышения). Если у учреждения не оформлено разрешение на выброс отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

В зависимости от вида загрязнения к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют различные коэффициенты, учитывающие фактор инфляции (ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год). Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты.

Плата за загрязнение окружающей среды транспортом

Как показывает практика, чаще всего бюджетные учреждения платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Рассмотрим последние более подробно.

Автомобили относятся к объектам негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик. Поэтому для них вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в воздух. В случае их превышения эксплуатация транспортных средств запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Проверка автомобилей на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).

Порядок и сроки уплаты за загрязнение окружающей среды

Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее - Порядок заполнения формы), бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает экологический сбор отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов.

Также учреждение перечисляет плату за загрязнение окружающей среды отдельно по передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения формы). К таким объектам относятся транспортные средства (в том числе автомобили), воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные и иные установки, оборудованные двигателями, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (письмо Федерального казначейства от 14 июля 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-292).

Согласно приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 , плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода перечисляется в доход бюджета не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал. За нарушение сроков внесения экологических платежей учреждение могут привлечь к административной ответственности.

Учет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 632, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия вносятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение перечисляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения. При этом следует иметь в виду, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом,

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение:

  • - выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;
  • - выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;
  • - плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в двух видах -- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах -- в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -- за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления Колесников С.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003..

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. и постановлениями Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и № 344 от12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также Постановлением № 217 от 17.07.2003 губернатора Хабаровского края «О платежах за загрязнение окружающей среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· размещение отходов;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы («дифференцированные ставки платы» в терминологии последних постановлений) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ /2/, а затем для конкретной территории (например, Хабаровский край) – постановлением Главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы (БНП) (то есть установлены две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов):

1) БНП 1 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

2) БНП 2 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

Базовые нормативы платы приведены в табл.


5.1, 5.3. Как видно из этих таблиц, установлены две цены за выброс каждого ингредиента загрязняющего вещества. В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между БНП 1 и БНП 2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) Повышающий коэффициент /3/: К ПОВ = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП 2 /3, п. 10/.

2) Дополнительный коэффициент, учитывающий особенности экологической ситуации: К ВОЗД = 1,2. Применяется при выбросе в атмосферу городов.

3) На территории Хабаровского края применяется коэффициент 2 ко всем базовым нормативам платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Количественные значения, приведенные в настоящем учебном пособии, являются на 01.11.2003 действующими на территории Хабаровского края.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества (в тоннах) на соответствующий базовый норматив платы (в рублях за тонну) и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре с последующим уточнением по итогам года.

Охрана окружающей природной среды защищается законом №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды и №96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Возмещение причиняемого вреда природной среде регулирует Федеральная служба Ростехнадзор приказами:

— № 459 от 23.05.2006 г, которым утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, ее заполнение и представление;

— № 557 от 08.06.2006г., которым установлены сроки оплаты за воздействие на окружающую среду.

Кто платить будет?

Плата за загрязнение окружающей среды перечисляется предприятиями, организациями, учреждениями, юридическими и физическими лицами, занимающимися любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Плата за загрязняющие вещества и размещение отходов относится к обязательным платежам. Предельные лимиты устанавливаются территориальными органами по экологическому надзору РФ.

Оплата предусмотрена по платежам за:

— выбросы от различных источников, загрязняющих веществ;

— размещение отходов;

— сбросы, веществ, в водные объекты;

— вредные воздействия окружающей среды.

Размер платежей зависит от количества размещенных отходов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Базовые нормативы и ставки оплаты, устанавливаются на местах.

Лимиты и сверхлимиты

Установлены два вида оплаты за воздействие по каждому виду отходов:

— за сбросы и выбросы, размещение отходов, загрязняющих веществ, в пределах нормативов;

— за лимитированные сбросы и выбросы, размещение отходов.

За превышение установленных лимитов взимается плата в 5-кратном размере. При отсутствии разрешения на лимиты, к фактическому объему, загрязняющих веществ применяется 5-и кратный коэффициент от базового норматива оплаты.

Источниками финансирования платежей является себестоимость и прибыль:

— суммы, в пределах нормативов, относятся на себестоимость производства;

— суммы, превышения нормативов и лимитов, относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Нормативы оплаты

Нормативы оплаты за загрязняющие вещества определены Постановлением Правительства N 344 от 12 июня 2003 г.

Плательщики сбора ставятся на учет в соответствии с приказом N 867 Ростехнадзора от 24.11.2005. Они обязаны до 20 числа, после отчетного квартала, предоставлять Расчеты в территориальные органы Ростехнадзора, (приказ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 08.06.2006 № 557). Плательщик самостоятельно заполняет расчет.

Коэффициенты к нормативам по Приложению N 2 Постановления N 344 устанавливаются ежегодно. Порядок заполнения Расчета по оплате утвержден Федеральной службой по экологическому надзору приказом N 204 от 05.04.2007.

«Мусорные» документы

Внесение оплаты не освобождает от осуществления мероприятий по охране природных ресурсов и окружающей среды. Природопользователи обязаны, в полном объеме, возмещать вред, причиненный здоровью граждан и их имуществу, природной среде и народному хозяйству.

При наличии договора на вывоз бытового мусора и на его размещение в местах захоронения или уничтожения, размер платы будет нулевым. Так как порядок расчета по оплате дает возможность уменьшить массу отходов на размер:

— использованных (утилизированных) или обезвреженных отходов;

— отходов, переданных в собственность другим лицам;

— отходов, которые были отданы для размещения другим организациям.

Кроме договора, организация должна еще иметь:

— акты на прием-сдачу работ по вывозу мусора;

— талоны о приеме мусора со свалки конечного размещения отходов;

— копии лицензии свалки и перевозчика.

Намусорил? Отчитайся!

Отчетность, порядок заполнения форм и их представление утверждены Приказом № 204 Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Для малых предприятий установлен упрощенный порядок отчетности, утвержденный Приказом № 30 Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. Они представляют отчет один раз в год до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Росприроднадзора.

Что будет, если…

Данная плата не является налогом и за ее несвоевременную оплату, плательщики не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Однако, при наличии доказательств, их могут привлечь к административной ответственности — штрафу:

— для физических лиц — от 3000 рублей до 6000 рублей;

— для юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды должна вноситься даже теми организациями и ИП, которые имеют только офис, и производят из отходов только бытовой мусор.

Несмотря на небольшую величину сбора для офисных организаций, хлопоты по его уплате и вся эта волокита с мусором довольно неприятна. Поэтому далеко не все организации спешат зарегистрироваться в Росприроднадзоре. А вы уплачиваете сборы за загрязнение среды? Что думаете по поводу этого платежа, не включенного в Налоговый кодекс? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

Факультет дистанционного обучения

Реферат по дисциплине

"Экономика природопользования"

На тему "Плата за загрязнение окружающей среды"

Работу выполнила

студентка 3 курса ФДО

группы Т-502

Аллямова А.Б.

Москва, 2011г

плата загрязнение природа выброс

Введение

1. Плата за загрязнение окружающей среды

1.1 Функции платы за загрязнение окружающей среды

1.2 Анализ действующей в России системы платежей за загрязнения окружающей среды и пути ее совершенствования

1.3 Развитие торговли выбросами

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово "экология", но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит -- дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте.

Термин "экология" (от греческих "ойкос" -- дом, место обитания, и "логос" --наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения "общей науки об отношениях организмов к окружающей среде", куда мы относим в широком смысле все "условия существования". Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем -- популяций, видов, сообществ -- и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих современных энциклопедиях и справочниках.

Но сейчас понятие "экология" уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле -- метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энергетических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду -- экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал. В связи с этим современная экология ставит во главу своих интересов взаимодействия человека с экологическими системами, всей окружающей средой. За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик "человека разумного" изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах, складировать за высокими заборами специальных баз, распихать по полкам домашних шкафов и холодильников - все это взято из окружающей среды. И весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним - возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам. За годы такого сосуществования с природой запасы природных ресурсов заметно сократились. Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, вечного иждивенца, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой. Но природы, как и денег, много не бывает. Не известно, что на этот счет думают все жители планеты, но их влияние на природу ощущается практически везде. Поэтому была введена плата за загрязнение окружающей среды.

1. Плата за загрязнение окружающей среды

Развитие местного самоуправления, а также складывающаяся критическая ситуация в ряде регионов страны вызвала интерес природоохранных органов по введению платы за загрязнение. В некоторых регионах даже при отсутствии необходимых обоснований и расчетов данная плата вводилась "явочным" порядком на основании решений местных исполнительных органов, что в ряде случаев противоречило действовавшему законодательству.

В этой ситуации в 1990 г. по инициативе Государственного комитета СССР по охране природы, местных органов управления в России, Украине и Таджикистане проводился экономический эксперимент по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования, который в России охватывал 38 регионов. Целью эксперимента было улучшение состояния окружающей среды в регионах со сложной экологической ситуацией, уточнение методических подходов к определению порядка взимания платы за загрязнение, а также апробирование на практике методов формирования и направлений использования фондов охраны природы в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

Необходимость проведения эксперимента была обусловлена особой сложностью, малоизученностью порядка определения, взимания и использования указанных выше платежей.

Было предложено установить платежи за:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

· сброс в водные объекты загрязняющих веществ;

· размещение твердых отходов.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливалось два вида нормативов платы за:

· допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения твердых отходов;

· превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения твердых отходов.

В ходе эксперимента намечалось решить следующие задачи:

· выявить трудности на пути внедрения платности природопользования;

· уточнить методические подходы к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение окружающей среды;

· апробировать на практике формирование и направление использования фондов охраны природы в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

В ходе эксперимента использовались различные методические подходы по определению платы за загрязнение окружающей среды. По первому методу ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; по второму -- исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей. Третий вариант расчета нормативов платы за загрязнение, в частности за сброс загрязненных веществ в водные объекты, основывался на определении тарифа в зависимости от количества свежей воды, необходимой для разбавления стоков до нормативного качества. Обобщенный показатель качества водной среды отражает при этом кратность разбавления стоков до необходимых требований. В Ленинградской области, к примеру, данный показатель, рассчитанный по ВПК полн., составил 40,4 м 3 . Тем самым предлагалось установить плату за ассимиляционный потенциал окружающей среды.

Наибольший интерес представляют первые два метода. Третий метод в связи с ограниченностью природных ресурсов (воды) и нереальностью осуществления его на практике (например, для воздуха) в дальнейшем не рассматривается.

1.1 Функции платы за загрязнение окружающей среды

Следует отметить, что взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций: стимулирующую, аккумулирующую, распределительную и контрольную. В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.

Как показал эксперимент, платежи, установленные на основе ущерба, были весьма высокими, и при существующей тогда системе налогообложения предприятия не могли вынести это непосильное бремя. В то же время данный эксперимент показал действенность и эффективность экономических методов в решении экологических вопросов.

Введение платежей за загрязнение окружающей среды побудило руководителей предприятий найти резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования, оказало стимулирующее воздействие на предприятия, которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС). Под влиянием проведения эксперимента на предприятиях активно проводилась работа по уточнению материалов инвентаризации источников загрязнения окружающей среды, разработка и утверждение норм ПДВ и ПДС.

Результатом введения указанных платежей и проведения связанных с ними природоохранных мероприятий имело место снижение общих выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Введение указанных платежей способствовало также значительно увеличить средства, выделяемые предприятиями на осуществление природоохранных мероприятий.

Несмотря на различие методических подходов к определению платы, положительным результатом эксперимента можно считать приобретение природоохранными органами практического опыта в использовании экономических методов регулирования природопользования, усиления их роли в управлении качеством окружающей среды. Некоторые природоохранные органы успешно применили систему заключения договоров с предприятиями, где определялись допустимые массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, нормативы платы за загрязнение и порядок поступления платежей.

Вместе с тем природоохранные органы на местах столкнулись с противостоянием многих министерств и ведомств, нежеланием подведомсвенных им предприятий участвовать в данном эксперименте, что было характерно для предприятий топливноэнергетического комплекса, нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. На ходе эксперимента отрицательно сказалась недостаточная оснащенность предприятий и природоохранных органов контрольноизмерительной аппаратурой и средствами наблюдения, несовершенство действующих форм учета и статистической отчетности. Была выявлена организационная неподготовленность большинства предприятий к переходу на новые методы управления, на многих предприятиях отсутствовали соответствующие службы и специалисты по охране окружающей среды.

Проведение эксперимента дало возможность уже начиная с 1991 г. смягчить социальную напряженность в ряде регионов со сложной экологической ситуацией, усилить материальную заинтересованность и ответственность трудовых коллективов в выполнении природоохранных мероприятий. Введение в практику указанных платежей позволило мобилизовать внутренние резервы предприятий по сокращению загрязнения.

По оценкам, только за счет приведения природоохранного оборудования в нормальное работоспособное состояние и повышение культуры производства можно сократить выбросы загрязняющих веществ на 20--25%. На основе анализа и обобщения итогов эксперимента, апробации методических подходов были разработаны единые нормативы платы за загрязнение и порядок взимания платежей, что можно условно отнести ко второму этапу введения платного природопользования в России. При подготовке новых нормативных документов были заложены принципы, исходя из которых плата за загрязнение должна:

· стимулировать предприятие в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе, где оно расположено;

· предусматривать платежи за каждый ингредиент загрязнения;

· учитывать региональную экологическую неоднородность территорий.

Данные принципы получили свое отражение в постановлении СМ РСФСР от 9 января 1991 г. № 13 "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения", в котором отражен порядок определения нормативов платы за загрязнение на всей территории России. Отличительной особенностью данного документа является то, что для учета влияния экологического фактора на уровень платы введены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий, а также водных объектов по бассейнам основных рек.

Принципиальной особенностью данного этапа было то, что нормативы платы рассматривались как часть величины годового удельного экономического ущерба, которая возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиенты и достижение их допустимого уровня. Для того чтобы экономический механизм взимания платы за загрязнение имел достаточную гибкость предусматривалось зачисление в счет платежей сумм, затраченных предприятием на выполнение природоохранных работ. Такой подход позволяет природоохранным органам стимулировать выделение предприятиями средств на экологические цели.

Главной трудностью введения в практику указанных платежей явилась неподготовленность к этому действующего в то время хозяйственного механизма управления экономикой. Так, например, источник платежей за загрязнения -- прибыль -- к моменту проведения эксперимента был уже распределен между предприятием, министерством и госбюджетом. Поэтому ввести их в практику без некоторого изменения финансовых потоков денежных средств и установления ограничений на размер отчислений из прибыли было невозможно.

1.2 Анализ действующей в России системы платежей за загрязнения окружающей среды и пути ее совершенствования

После проведения экономического эксперимента в России в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13, повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей среды.

Плата взималась за:

· сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации;

· размещение отходов.

Устанавливались базовые нормативы платы за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду и их превышение. Указанные нормативы платы устанавливались по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени опасности его для окружающей среды и здоровья человека.

Указанная плата по утвержденным временным нормативам взималась из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и направлялась в фонды охраны природы, используемые на природоохранные цели. В случае необходимости размер платежей корректировался в сторону снижения с учетом экологических условий, экономического состояния предприятия, а также освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление их в счет платежей.

С учетом накопленного опыта взимания платежей, Правительством Российской Федерации издано постановление от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия". Согласно данному порядку общая методология определения платежей осталась прежней, но были внесены некоторые изменения в порядок их определения и взимания.

В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывают 217 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты -- 198 ингредиентов загрязнения. Однако, как показывает мировой опыт и отечественная практика, установление платы по такому чрезмерно детальному охвату ингредиентов не вполне оправдано. Тем более, что отсутствуют достаточно эффективные методы и надежные средства контроля отдельных ингредиентов выбросов. По нашему мнению, целесообразно ограничить количество ингредиентов выбросов загрязняющих веществ, по которым устанавливается плата, до 20-- 30. Среди ингредиентов, которые являются наиболее существенными по объему выбросов в атмосферу, можно рассматривать твердые частицы пыли, NO x , SO 2 , СО (СО 2) и некоторые другие. С другой стороны, имеются такие ингредиенты загрязнения, например, ртуть, тяжелые металлы и др., разрешение на выброс которых из-за их высокой токсичности не должно выдаваться, как это практикуется за рубежом.

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей среды и на коэффициенты индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Для расчета платежей принимались следующие величины удельного экономического ущерба (в ценах 1990 г.):

1) от выбросов зафязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) -- 3,3 руб. /усл. т;

2) от сбросов зафязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) -- 443,5 руб. /усл. т;

3) от размещения:

· нетоксичных отходов добывающей промышленности -- 0,1 руб./т;

· нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности -- 4,6 руб./м 3 ;

· токсичных отходов -- 80 руб./т.

Базовые нормативы платы за размещение отходов устанавливаются дифференцированно в зависимости от класса опасности.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них -- низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям стало гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции.

Ожидаемые изменения по платности природопользования связаны с введением нового Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно проекту данного Кодекса, вместо платежей за загрязнение окружающей среды, вводится экологический налог.

Методология установления экологического налога осталась такой же, что и при установлении платежей со всеми ее недостатками. При дальнейшем совершенствовании платного природопользования платежи за загрязнение окружающей среды должны рассматриваться как важнейший элемент общей системы хозяйственного механизма экологически безопасного и устойчивого развития экономики. В этой системе они должны иметь строго целевое назначение, тесно быть увязаны с экологическими ограничениями на хозяйственную деятельность, экологическими сертификатами, стандартами на предельный выброс (сброс) загрязняющих веществ, а также с возможностями нашего общества по выделению необходимых материальных и финансовых средств на защиту окружающей среды опт загрязнения.

Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:

· в пределах стандарта (норматива);

· в пределах между стандартом и лимитом;

· сверх установленного лимита.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории. Сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями, в пределах стандарта не должна превышать установленной квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата в дальнейшем должна перерасти в экологический налог и использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) -- в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Следует помнить, что в условиях рыночной экономики движущим мотивом и определяющей целью производства при прочих равных условиях является извлечение максимальной прибыли. Этой цели в конечном счете практически подчиняются все хозяйственные решения. Следовательно, если мы не создадим экономический механизм, который бы адекватно отражал ущерб от загрязнения окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению природной среды. Поэтому налог и платежи за загрязнение окружающей среды должны постепенно повышаться до оптимального уровня при одновременном уменьшении других видов налогов.

Дальнейшее совершенствование экономического регулирования природопользования предполагает введение платы за загрязняющие вещества, оказывающие влияние на глобальное изменение климата (СО 2), разрушающие озоновый слой Земли и др. На указанные вещества следует установить специальный экологический налог. Определение размера данного налога (или платежа) может осуществляться:

· исходя из удельных общественно необходимых затрат на подавление этих веществ или их замену (последнее касается озоноразрушающих веществ);

· на основе установленного мировым сообществом согласованного норматива.

Очевидно, что в перспективе мировое сообщество перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения и оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере и установлению налога на эти вещества.

В последнее время за рубежом особое внимание уделяется так называемым "зеленым" налогам. Так, в 1989 г. Конгресс США установил налог на продажу озоноразрушающих хлорфторуглеродов (ХФУ) с целью снятия этих продуктов с производства. Наиболее широко используемые ХФУ облагаются налогом в размере 3,02 долл./кг, а к 1999 г. данный налог возрос до 10,8 долл./кг. Во многих странах введены энергетические налоги (налог на бензин, пошлины на импортируемую нефть и на содержание углерода в твердом топливе). В 1990 г. в рамках исследовательской программы изучался эффект введения налога на углерод с 11 долл./т в 1991 г. до 111 долл./т в 2000 г. Вопрос о введении "зеленых" налогов широко дискутируется в ЕС, где поддерживается идея введения как совместных налогов для стран ЕС на выброс углерода, так и введение их отдельными странами, такими как Бельгия, Дания, Франция и Германия. Однако менее богатые страны опасаются, что согласованный налог окажется слишком высоким, что подвергнет опасности их экономический рост, в то время как Нидерланды опасаются, что этот налог будет слишком низким. Отметим, что налоги на углерод введены в начале 90-х годов в Финляндии и Нидерландах и в других странах. В России введение указанного налога (платы) находится в стадии методической проработки.

Следует учитывать, что плата за загрязнение окружающей среды за рубежом имеет значительные особенности. В Нидерландах платежи за загрязнение вод устанавливаются как для непосредственных, так и для косвенных источников загрязнения. Расчеты платежей осуществляются исходя из общего поступления загрязняющих веществ и суммарных затрат на очистку. Во Франции загрязнители облагаются платежами, а предприятия, устанавливающие очистное оборудование, получают субсидии. В основе платы за загрязнение в ФРГ лежит стоимость предупреждения ущерба от загрязнения или стоимость программ по осуществлению природоохранных мероприятий. Благодаря введению в ФРГ налога на СО 2 намечено к 2005 г. снизить выбросы окислов углерода в атмосферу на 25%. Этот налог коснется в основном крупных производителей энергии и автотранспортных средств. В целом в ЕС принцип "загрязнитель платит" является одним из основных в реализации экологической политики, начиная с 1972 г., а с 1986 г. стал в ЕС законодательным актом, согласно которому загрязнитель оплачивает расходы на меры по предупреждению загрязнения среды. В Японии в соответствии с принятым в 1970 г. Законом о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха действует система денежной компенсации за ущерб здоровью пострадавшим от загрязнения, выплата которой производится владельцами предприятий-загрянителей. Любые мероприятия, создающие дополнительные нагрузки на окружающую среду, облагаются в Швейцарии налогами, а мероприятия, снижающие такие нагрузки, стимулируются субсидиями. С точки зрения охраны окружающей среды важное значение имеет вступивший в силу в Австрии в 1986 г. налог на охрану почв, который взимается в виде налога на применение минеральных удобрений.

Что касается методологии установления платежей за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Токсичные и опасные отходы должны храниться, перерабатываться или уничтожаться только специализированными, имеющими на это право, предприятиями. Плата за их размещение должна быть такой, чтобы возместить затраты указанных предприятий, обеспечить необходимый уровень прибыли и экологическую безопасность процесса.

При этом экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита могут разрабатываться на основе затрат:

· на размещение (захоронение, хранение) отходов предприятий и региона в целом;

· на использование отходов;

· на разработку и создание малоотходных технологий.

Одновременно следует совершенствовать налоговую политику в отношении предоставления льгот предприятиям, использующим отходы. В этой связи заслуживает внимания опыт ФРГ и других стран, где установлена плата (налог) за упаковку как форма борьбы с образованием отходов.

Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, тепловое загрязнение, радиационные воздействия, бактериологическое загрязнение и др.). Такая плата применяется в отдельных регионах России (например, плата за шумовое и бактериологическое загрязнение -- в Нижегородской области) и по мере отработки методических подходов к ее применению будет внедряться на всей территории страны.

Таким образом в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 16) выделены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

· загрязнение недр, почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

1.3 Развитие торговли выбросами

Поскольку нагрузка на окружающую среду в России на обозримый период времени остается достаточно высокой, приходится все более ужесточать экологические лимиты и ограничения. Вопрос заключается в том, какие инструменты необходимо привлечь для осуществления экологически ориентированной экономики? Как показывает опыт природоохранной работы в США и других странах, особая роль при этом принадлежит продаже прав на загрязнение. США, к примеру, перешли к торговле разрешениями на выброс загрязняющих веществ или к торговле излишками сокращения выбросов начиная с 1984 г. Суть такого подхода сводится к тому, что фирма, сумевшая снизить суммарный выброс загрязняющего вещества на своем предприятии ниже установленного ему уровня, имеет право продавать излишки сокращения выбросов, например, соседней фирме данного региона или использовать их в интересах реконструкции или расширения собственного производства. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс загрязняющих веществ при меньших затратах, расширить самостоятельность фирмы в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, а также стимулировать инвестиции в более совершенное очистное оборудование.

В основе политики торговли излишками сокращения выбросов лежит процедура компенсации и так называемый "бабл-принцип" (от англ. bubble -- пузырь) или "принцип пузыря". В этом случае в качестве источника загрязнения берется не отдельная труба, а все предприятия в целом или даже группа предприятий отдельного региона. В рамках определенной территории устанавливается общая допустимая норма выброса того или иного загрязняющего вещества, т. е. предполагается, что предприятия находятся как бы под "региональным" куполом, в пределах которого им необходимо выдерживать определенный объем выбросов для выполнения экологических стандартов. В рамках этого допустимого объема выбросы из отдельных труб предприятия определяют сами. Такой подход предполагает также отказ от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора предприятиями самых различных способов достижения общего норматива выброса за счет перехода на более "чистый" вид топлива, замены технологий, изменения профиля производства, сокращения его объема или даже закрытия наиболее "грязных" производств.

Данный метод, применяемый к уже действующим предприятиям, стимулирует внутри- и межпроизводственное разделение труда, благодаря чему создается возможность уменьшения совокупных природоохранных издержек. "Бабл-принцип" предусматривает также, что предприятия, нашедшие эффективные и недорогие методы борьбы с загрязнением, могут поддерживать выбросы ниже установленного стандарта. Благодаря этому другие предприятия, для которых борьба с выбросами обходится дороже, могут продолжать загрязнять среду, но в пределах регионального лимита. В итоге совокупные затраты на достижение регионального лимита оказываются меньше, чем если бы предприятия достигли его самостоятельно. Таким образом, общий объем загрязнений в регионе остается прежним или даже сокращается.

Данный подход соответствует основным положениям экологизации экономики в России, согласно которым предусматривается возможность размещения новых мощностей в районах с повышенной экологической нагрузкой лишь в том случае, если это будет сопровождаться более значительным сокращением выбросов на действующих предприятиях.

Следует отметить, что подобного рода методы не являются чисто рыночными в том смысле, что правила их использования устанавливаются государством, а основой остается уровень экологических стандартов. Их рыночный элемент состоит в том, что компании могут продавать "излишки" загрязнений друг другу, т. е. какой- либо фирме может быть более выгодно купить "сэкономленные" другой фирмой загрязнения взамен установки дополнительного очистного оборудования. К середине 80-х годов, к примеру, общая экономия от всех "пузырьков" в США составила более 1 млрд долл. В среднем для предприятия экономия от использования данного метода составила 3 млн долл. по сравнению с теми средствами, которые были бы необходимы для достижения стандартов. Действуют специальные "банки", где сокращенные ниже установленного стандарта излишки загрязнения можно накапливать с тем, чтобы в дальнейшем использовать на этих же предприятиях или продать другим фирмам.

Основные положения данного подхода могут использоваться как в отношении выбросов в атмосферу, так и для регулирования сбросов в водные объекты.

Другой подход касается преимущественно новых предприятий или модернизации действующих. Для их введения в строй в промышленно освоенных районах требуется, чтобы предприниматели в качестве компенсации причиненного ущерба сократили загрязнение на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения. Тем самым процедура компенсации выбросов предполагает торговлю излишками их сокращения между предприятиями при условии, что эти излишки более чем компенсируют выбросы купившего их предприятия.

Политика торговли правами на загрязнение предполагает также использование метода, согласно которому фирма, уклоняющаяся от установки собственного очистного оборудования, должна оплатить часть стоимости такого оборудования, установленного на предприятиях других фирм. К началу 90-х годов в США было заключено более 10 тыс. подобных сделок.

Очевидно, что при помощи экономических инструментов экологические цели переводятся в плоскость экономических измерений и включаются в общую систему экономических интересов природопользования. Например, издержки загрязнения, которые для природопользователя являются внешними, поскольку он загрязняет, а ущерб терпят другие, преобразуются во внутренние, так как за каждую единицу выброса нужно платить. В этих условиях рынок заставляет производителя считать издержки и выбирать наиболее эффективный вариант. Если же предприятия начинают торговать между собой разрешениями на выбросы, то снимается вопрос установления индивидуальных лимитов, при этом достаточно ограничиться установлением нормативных значений качества окружающей среды.

Следующая возможность достижения поставленных экологических целей заключается в том, чтобы увязать пользование ресурсами окружающей среды с обладанием гарантированными правами пользования окружающей средой. Право на выброс в окружающую среду определяется в данном случае в виде экологических лицензий и сертификатов, а количество выбросов регулируется числом выданных лицензий. Таким образом, природопользователь, который хочет иметь разрешение на выбросы, должен владеть соответствующим количеством лицензий. Поскольку лицензии продаются, данный производитель может получить достаточное их количество на рынке, а не требующиеся более права на загрязнение продать. При введении такой системы лицензии должны быть распределены между потенциальными загрязнителями, что может быть осуществлено, в частности, через аукцион. При этом лицензии переходят к пользователям с наивысшей платежеспособностью. Однако данный подход не всегда является приемлемым для предприятий, которые уже эксплуатируют определенные технологические установки. К тому же возникает угроза существования действующим фирмам, если они не смогли бы приобрести такие лицензии или смогли бы, но только по очень высокой цене.

В данном случае может быть применен метод, согласно которому лицензии должны выдаваться предприятиям-загрязнителям пропорционально фактическому (или разрешенному) уровню загрязняющих веществ к некоторому исходному моменту времени, а перераспределение лимитов может происходить через торговлю на рынке. Поскольку лицензии выдаются только в допустимом объеме, гарантируется соблюдение общего объема загрязняющих веществ. Чтобы соблюдать затраты в ограниченном количестве, целесообразно применить подход по декларированию природопользователями своих выбросов, аналогично налоговым декларациям о доходах (отметим, что такой подход уже практикуется в ЕС).

Однако нужно учитывать, что рыночные структуры могут воспрепятствовать эффективной торговле правами на загрязнение. В результате возникает стимул сократить объемы загрязнения настолько, чтобы возникающие при этом затраты были меньше, чем цена лицензий.

Природопользователи, которые не могут снизить свой уровень выбросов в равной мере, должны покупать дополнительные сертификаты. Таким образом, можно обеспечить уменьшение загрязнения, не проверяя в отдельности каждую установку на предмет ее допуска к эксплуатации.

Рассмотрим ситуацию, характерную для России, когда государство является собственником прав на выбросы. В этом случае государство через систему лицензий, лимитов и квот предоставляет предприятиям возможность выбрасывать загрязняющие вещества, внося за это плату. Затем государство может приватизировать часть лицензий на загрязнение или сдавать их в аренду. Поэтому независимо от того, какое первоначальное условие было поставлено (либо права на загрязнение распределяются между предприятиями по практике США, либо изначально государство является держателем прав на загрязнение -- практика России), введение возможности торговли лицензиями на загрязнение и правовое закрепление этой процедуры приводит к формированию рыночной системы регулирования нагрузки на окружающую среду. Контрагентами этой системы могут выступать:

1. Собственник лицензии на загрязнение. Собственники подразделяются на:

· а) самостоятельно осуществляющего предпринимательскую деятельность и загрязняющего окружающую среду;

· б) сдающего ее в аренду;

· в) замораживающего ее с целью снижения вредного воздействия на окружающую среду. Сюда относятся и общественные организации экологического профиля, выкупающие указанные лицензии с целью снижения нагрузки на окружающую среду;

· г) собственника определенного массива лицензий (государство, территориальный орган управления, лизинговая фирма-банк, фонд и т. п.), сдающего лицензии в аренду, либо использующего систему платежей за загрязнение.

2. Арендатор лицензии, который обслуживает, как правило, более или менее значимый источник загрязнения.

1. Предприниматель, рассчитывающийся за загрязнение по факту выбросов.

2. Независимый орган, занимающийся эмиссией лицензий для каждой территории.

3. Контролирующие и арбитражные органы, следящие за соблюдением условий лицензирования и гарантирующие соблюдение прав контрагентов системы. При этом в системе возникают отношения собственности на лицензии, арендные отношения, купли- продажи, а также отношения по поводу использования возможности загрязнять без лицензии, вступая в арендные отношения с собственником лицензии.

Рассмотрим такие экономические инструменты, которые охватывают собственно лицензии на право выброса, арендные платежи за право пользования лицензией и платежи за выбросы, вносимые предприятиями собственнику лицензии. Порядок функционирования данной системы управления выбросами может быть следующим.

Первоначально определяется допустимый объем выбросов для каждой конкретной территории. На этом этапе можно исходить из экологической емкости территории или учитывать критические нагрузки на состояние эколого-экономической системы. Затем на эту величину выпускаются лицензии, которые впоследствии могут перераспределяться между контрагентами описанной выше системы.

Возникает вопрос, где взять средства на компенсацию ущерба реципиентам и на реализацию природоохранных программ?

Имеются две возможности. Во-первых, введение специального налога на недвижимость наряду с существующим, который уплачивают собственники лицензий (например, в процентах от объема разрешенного лицензией выброса). Однако такой способ налогообложения будет стимулировать наиболее полное использование лицензий, что не вполне желательно с точки зрения задач поэтапного сокращения объема выбросов. Поэтому целесообразно использование другого способа, суть которого заключается в том, что наряду с описанной выше системой экономических взаимоотношений вводится дополнительная плата на охрану и воспроизводство окружающей среды -- плата за пользование ассимиляционным потенциалом территории. Эти платежи целесообразно ввести по типу платежей, применяемых в настоящее время в России, когда первоначально определяется требуемый объем инвестиций (затрат) для реализации природоохранных мер на рассматриваемой территории, а затем эти затраты распределяются между загрязнителями пропорционально их воздействию на окружающую среду. В результате предприятие должно иметь лицензию, арендный договор или договор с собственником лицензии на право выбросов, а также вносить платежи за загрязнение. Таким образом, наряду с развитием рынка разрешений на выбросы формируется система сбора средств на реализацию природоохранных мероприятий. Такую систему экономических взаимоотношений по поводу использования ассимиляционного потенциала природной среды можно сравнить с системой торговли любыми другими ресурсами или продуктами. Кроме того, можно предусмотреть специальные механизмы сокращения содержания лицензии в момент ее перепродажи. Для этого может быть установлен определенный норматив, например, 0,1. Тогда при покупке права на выбросы 1 т определенного загрязняющего вещества покупатель может осуществить выбросы только в объеме 0,9 т. Как показывает анализ мирового и отечественного опыта в данной области, ближайшей целью экологической политики здесь является создание рынка купли-продажи прав на загрязнение для осуществления оптимизации природопользования с помощью рыночных отношений. Задача состоит в том, чтобы обеспечить заданное сокращение выбросов в пределах установленных лимитов, а, следовательно улучшить экологическую обстановку при минимальном уровне затрат. Экономической предпосылкой для создания такого рынка, как уже отмечалось, является разный уровень удельных затрат по предприятиям на сокращение одного и того же ингредиента загрязнения. В перспективе система платежей за выбросы должна быть модифицирована и увязана со стандартами по отдельным технологиям и видам производств. Для внедрения такой системы в практику требуется:

· проведение экологической аттестации технологий и производств с указанием фактических и потенциально возможных выбросов при условии достижения мировых стандартов;

· техническое перевооружение предприятий с определением сроков и необходимых средств для достижения указанных стандартов.

Предполагается также введение торговли лимитами выбросами между предприятиями при обязательном условии соблюдения нормативов экологической безопасности на данной территории. Торговля лимитами вредных воздействий должна производится под контролем природоохранных органов и при их участии путем выкупа за счет средств экологических фондов части лимитов у загрязнителей с целью финансового регулирования рынка этого вида услуг. Образующиеся на рынке ставки платежей за загрязнение должны учитываться при установлении субсидий предприятиям за такое снижение. Продуктивность права пользования ресурсами окружающей среды и права на загрязнение вытекает из того, вложение какого капитала оно делает излишним. Опыт внедрения экономических инструментов охраны окружающей среды, в частности, платы за загрязнение за рубежом и в России за последние 10 лет позволяет утверждать, что механизм торговли правами за загрязнение окружающей среды и компенсационных соглашений для управления выбросами загрязняющих веществ могут использоваться как на внутреннем рынке, так и в международной практике. Данное положение можно проиллюстрировать на примере международного регулирования выбросов парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. Особую актуальность это получило после Конференции ООН по изменению климата в г. Киото (декабрь 1997 г.), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению объема техногенных выбросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).

Суть данного подхода состоит в следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уровня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмосферы на 3%, страны ЕС -- на 8%, Япония -- на 6%. По прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет полностью использовать свои квоты и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92--96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная возможность торговли неиспользованными квотами на выбросы парниковых газов в размере 250 млн т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Продавая квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеплением климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам может возрасти до 14,7--22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 5 млрд долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с необходимостью технологического перевооружения производства, следования мировым стандартам энергоэффективности, принципам устойчивого ведения лесного хозяйства и т. д. Использование рыночных отношений в мировой хозяйственной практике является важным фактором, способствующим достижению экологических норм эффективным способом. В рекомендациях Исполнительного органа по Конвенции о трансграничном загрязнении на большие расстояния прямо указывается, что основной акцент должен быть сделан на экономических методах и механизмах как ведущих средствах борьбы с трансграничными выбросами. Особая роль при этом, как показывает опыт природоохранной работы в ряде зарубежных стран, принадлежит продаже прав на загрязнение. С точки зрения регулирования глобальных экологических процессов, например, снижения выбросов СО 2 , влияющих на изменение климата, может использоваться подход "нулевого выброса", когда сопоставляются выбросы государства или отдельного региона со способностью их территории к ассимиляции и нейтрализации данных выбросов. Россия, особенно ее Азиатская часть с высоким потенциалом сибирских лесов к нейтрализации выбросов СО 2 , не превышает условную квоту, которая складывается по данному критерию. Ряд государств, таких, как США, Германия и некоторые другие, уже значительно превысили свою "квоту" как по потреблению кислорода из мировой экосистемы в расчете на единицу территории, покрытой лесом, так и с учетом их выбросов и других антропогенных воздействий на окружающую среду. Однако эти страны в силу принятых повышенных экологических обязательств перед мировым сообществом заинтересованы в перераспределении средств в целях поиска эффективных межгосударственных механизмов регулирования глобальных проблем на основе принципа "затраты-выгоды". Зарубежные государства проявляют заинтересованность и готовность со своей стороны выделить необходимые инвестиции и компенсационные платежи в том случае, если Россия обеспечит такое сокращение вредных выбросов, в частности СО 2 , которое учитывало бы интересы зарубежных партнеров по выполнению их экологических обязательств. Такой подход, на наш взгляд, может быть реализован в виде следующих этапов:

1. Проведение эколого-экономической оценки современного уровня выбросов СО 2 в России.

2. Определение объектов регулирования и приоритетных мероприятий (совершенствование технологий, изменение структуры производства и потребления, энергосбережения и др.), направленных на снижение данных выбросов.

3. Оценка необходимых затрат по приоритетным мероприятиям с учетом их этапности.

4. Определение эффективности для государств -- участников проекта мероприятий по снижению выбросов СО 2 по критерию "затраты-выгоды".

5. Выработка рекомендаций по экономическому регулированию снижения выбросов, включая платежи за загрязнение и компенсационные мероприятия (например, лесонасаждения), торговлю правами на выбросы, меры государственного субсидирования, в том числе -- предоставление технологической помощи, ноу-хау и др.

Рост затрат на каждую последующую единицу снижения выбросов создает экономические предпосылки для межгосударственного регулирования трансграничных потоков и выбросов СО 2 . Компенсационные платежи в рамках купли-продажи экологических сертификатов могли бы также выступать в форме предоставления ноу- хау, современных экологически чистых технологий и оборудования, управленческого опыта и др. В такой системе рыночных взаимоотношений обмен сам по себе мобилизует финансовый перенос из стран, где сокращение выбросов в окружающую среду относительно дорог, в страны, где уменьшение выбросов обходится более дешево. Предположительно такой "поток" потечет из Западной Европы в Восточную. В этих условиях путем выбора эффективной политической и экономической стратегии в области снижения трансграничного переноса, зарубежные страны могут обеспечить более значительное снижение SO 2 , NO x , СО 2 за счет применения новых технологий, субсидий и других инструментов на межгосударственном уровне.

Механизм обмена обязательствами по снижению загрязнения должен включать в себя и "расценки обмена", поскольку издержки на предотвращение загрязнения отличаются в различных странах. Основой этих расценок может служить расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Существует множество возможностей в обмене эмиссионными лицензиями между отдельными странами, при этом необходимо соблюдать стоимостные дифференциации.

1.4 Виды вредного воздействия, за которые взимается плата

Порядок, утвержденный Постановлением № 632, предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов;

· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена как в отношении стационарных, так и в отношении передвижных источников загрязнения. К стационарным источникам относят объекты, прочно связанные с землей (котельные; производственные объекты, осуществляющие выброс (сброс) загрязняющих веществ и т. п.). Передвижными источниками являются, например, транспортные средства (автомобили, автобусы, воздушные или морские суда и т. п.).

Подобные документы

    Сущность окружающей среды, виды и источники ее загрязнения. Порядок взимания и исчисления платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Финансирование природоохранных мероприятий. Совершенствование системы экологических платежей в России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Характеристика природных условий территории. Оценка воздействия предприятия на окружающую среду. Расчет платы за загрязнение окружающей среды цеха водоканализации ООО "Заводские Сети", расположенного в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Загрязнение окружающей среды и организация охранной деятельности, направленной на спасение природы. Единство биосферы и всей окружающей среды. Распространение на Земле человека как биологического вида. Глобальные экологические проблемы современности.

    презентация , добавлен 29.03.2014

    Основные объекты загрязнения окружающей среды. Физическое загрязнение, связанное с изменением физических, температурно-энергетических, волновых и радиационных параметров внешней среды. Процесс прогрессирующего накопления металлов в окружающей среде.

    презентация , добавлен 28.03.2015

    Развитие современной технологической цивилизации. Прямое и косвенное, преднамеренное и непреднамеренное воздействия на природу. Химическое и антропогенное загрязнение окружающей среды. Воздействие на гидросферу и литосферу. Загрязнение атмосферы.

    реферат , добавлен 22.10.2012

    Характеристика загрязнения окружающей среды, как глобальной проблемы человечества. Изучение причин загрязнения водных ресурсов (минеральные, органические, биологические и бактериальные), атмосферы, почвы. Меры, применяемые для охраны окружающей среды.

    реферат , добавлен 17.02.2010

    Расчет зоны загрязнения поверхностных вод от сброса сточных вод. Определение концентрации загрязняющих веществ в виде взвесей. Особенности размера платежей предприятия за загрязнение окружающей среды: выброс отходов производства в реку и в атмосферу.

    контрольная работа , добавлен 05.06.2013

    Разработка и внедрение малоотходных технологий. Основные причины высокой энергоемкости продукции в Российской Федерации. Деградация окружающей среды и понятие системы стандартных загрязнений. Расчет платы предприятия за загрязнение окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2013

    История и факторы загрязнения окружающей среды, предупредительные меры по его предотвращению. Роль международного сотрудничества в защите окружающей среды от химических загрязнений. Понятие безотходного производства, его сущность и экологическое значение.

    доклад , добавлен 15.11.2009

    Классификация и виды ущерба от загрязнения окружающей среды. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водоемов физическими факторами, а также земель и воздушной среды выбросами автотранспортных средств по методике Балацкого.