Болезни Военный билет Призыв

Десант на крит 1941. Критская операция. Отрывок, характеризующий Критская операция

Bombardier Q400 - старшая модель в линейке Quiet («тихий»), выпускаемая канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace. Также известна под названиями Dash-8-400 и DHC-8-400. Воздушное судно относится к классу региональных самолетов, предназначено для полетов на малые и средние дистанции. Отличительной чертой является фирменная система активного вибро- и шумоподавления.

Описание

Bombardier Q400 - это, без преувеличения, самый современный в мире турбовинтовой двухмоторный самолет. Он поступил в эксплуатацию в 2000 году. К этому времени летательными аппаратами данной модели перевезено около 400 миллионов пассажиров по всему миру. Кстати, воздушное судно обладает одним из самых высоких в истории авиации уровней надежности.

Фото Bombardier Q400 впечатляет изяществом линий и гармоничными пропорциями машины. Салон удобный, с каждой стороны установлены по два ряда эргономичных кресел с подголовниками. Фирменными чертами Dash-8-400 являются экономичность, низкая экологическая нагрузка на окружающую среду и высокий акустический комфорт пассажиров.

Двигатели

Имея почти в два раза больше лошадиных сил, чем у обычных турбовинтовых силовых установок, PW150A мощностью 3781 кВт является самым современным коммерческим двигателем с турбовинтовой системой, доступным сегодня. Он позволяет удерживать крейсерскую скорость на уровне 667 км/час, что на 100-160 км/час больше, чем у существующих конкурентов.

Благодаря цифровому электронному контролю с полным управлением (FADEC), централизованной диагностике, низкому расходу топлива и выбросам мотор позволяет самолетам Q400 нести значительно более низкие эксплуатационные расходы. Самолет Bombardier Q400 оснащен шестилопастными, полностью композитными пропеллерами Dowty, которые обеспечивают большую тягу и создают меньше шума, чем пропеллеры, вращающиеся с более высокими оборотами.

Преимущества композитного пропеллера:

  • высокая устойчивость к усталости материалов;
  • низкий вес при сохранении высокой прочности;
  • отсутствие коррозии;
  • устойчивость к повреждениям, легко ремонтируется;
  • быстрая замена лопастей по системе On-hub;
  • система сбора данных NVS.

Авионика

В кабине самолета Bombardier Q400 имеется усовершенствованный комплект авионики от Thales. С меньшим весом и меньшим количеством деталей 5-экранная кабинка с жидкокристаллическим дисплеем предлагает пилотам более высокую ситуационную осведомленность и гибкость, чем старые авиационные технологии.

В комплект авионики Dash-8 также входит централизованная диагностическая система, которая помогает пилотам и механикам быстро решать проблемы. Модульная конструкция упрощает замену поврежденных элементов и позволяет подключать дополнительные устройства.

Комплекс оборудования включает:

  • пятиэкранную приборную панель Thales V810 с высококонтрастными мониторами EFIS/EICAS;
  • один или два комплекта авионики UNS-1E FMS;
  • систему предупреждения о воздушном движении и предотвращения столкновений (TCAS) v7.1;
  • приборные модули VNAV, RNP AR, SBAS/WAAS LPV, MicroQAR, HGS, ACARS, EGPWS, ADS-B Out, EFB Class 2.

Система шумоподавления

Безусловно, гордостью канадских авиационных инженеров является разработанная ими высокоэффективная система активного подавления вибраций и шума ANVS (Active Noise and Vibration Suppression), издаваемого турбовинтовыми двигателями. В результате уровень акустического комфорта в салоне Bombardier Q400 сопоставим с таковым в реактивных самолетах. По этой причине серию и назвали «Q» (Quiet), что переводится как «тихий».

Конструкторы потратили несколько лет на разработку данной системы. За основу взяты технологии поглощения вибрационных колебаний, используемых на подводных лодках. Исследования показали, что больше всего шума создается в результате вибрации фюзеляжа самолета, возникающей вследствие импульсов давления, посылаемых пропеллерами на внешнюю поверхность летательного аппарата. Решение кроется в том, чтобы встроить в корпус специальные устройства, которые начинают испускать вибрации в противофазе для противодействия начальным колебаниям. Расчет значений противодействия определяется бортовым компьютером на основе данных многочисленных датчиков в реальном времени. То есть изменение характеристик работы двигателей мгновенно приводит к изменениям параметров системы противодействия. В результате акустический фон в салоне остается комфортным на всем протяжении полета, в том числе при взлетах и посадках.

Возможно, система не идеальна. Пассажиры иногда жалуются на периодически возникающий шум в салоне либо вибрацию пола. Но в любом случае это лучший комплекс шумоподавления для винтовых самолетов, существующий на сегодняшний день.

Характеристики Bombardier Dash-8 Q400

Модель обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина - 32,8 м;
  • высота - 8,4 м;
  • ширина - 2,69 м;
  • размах крыла - 28,4 м;
  • масса (снаряженная) - 17,1 т;
  • максимальная пассажировместимость - 70-90 человек;
  • экипаж - 2 человека;
  • скорость крейсерская - 556-667 км/час;
  • высота полета - до 8229 м.

Модификации

Серия Q-400 включает следующие модификации:

  • DHC-8-400. Первая модификация, производимая с 1999 года. Максимальная вместимость - 68 человек.
  • DHC-8-401. Модель того же года, отличается чуть большей вместимостью - 70 пассажиров.
  • DHC-8-402 (1999), 78 человек.
  • Q-400. Улучшенная пассажирская версия вместимостью 70-78 человек, введенная в эксплуатацию в 2000 году. Максимальная рабочая высота составляет 7600 м для стандартной версии, хотя предлагается модификация с раскрывающимися кислородными масками, что увеличивает рабочую высоту до 8200 м. Все борта включают систему ANVS.
  • Q400 NextGen. Версия с обновленными кабинами, освещением, иллюминаторами, шасси, а также увеличенной экономичностью. Вариант Extra Capacity вмещает до 86 пассажиров. В 2016 году Bombardier начал предлагать Q400 NextGen в варианте с высокой плотностью - до 90 человек.
  • Q400-МР. Пожарный танкер. Может транспортировать 10 000 литров воды или пенного раствора.
  • DHC-8 MPA-D8. Морское патрульное воздушное судно.
  • DHC-8-402PF. Грузовое судно грузоподъемностью 9 т.
  • Q400CC. Комбинированное грузопассажирское судно включает 50 сидений и отсек на 3720 кг полезной нагрузки. Выпускается с 2015 года.

Применение

По состоянию на 31 марта 2018 года изготовлено 573 самолета 400-й серии. Еще 45 находятся в производстве. Список авиакомпаний, эксплуатирующих модели Bombardier Dash-8 Q400:

  • Croatia Airlines (Хорватия).
  • «Якутия» (Россия).
  • «Аврора» (Россия).
  • AirBaltic (Латвия).
  • Qazaq Air (Казахстан).
  • Air Canada (Канада).
  • Flybe (Великобритания).
  • Horizon Air (США).
  • Qantas Link (Австралия).
  • Austrian Airlines (Австрия).

Всего более 40 авиаперевозчиков. Этот список постоянно пополняется.

30.11.2018 Галым

Мне понраву. Прекрасно чувствовал себя в нём. Летал в из Астаны в Алматы.
Фюзя смешная конечно, но снутри нормально всё, не шумит так как думалось когда увидел. Настоящее Q

Отзыв полезен? 0 / 0

07.11.2018 Ray

Летал и летаю на нем относительно часто, ну раз так 18 наверное уже. AirBaltic. Все с ним нормально. Бывало и болтало и штормило, аппарат судя по всему прост в пилотировании как две копейки. Кто бы и что бы там не говорил. По комфорту, мог бы быть совсем чуток пошире, но меня в принципе устраивает, шаг кресел и место доя ног нормальное, летал в 737 Боинге где было хуже. Вообще, для регионального самолета он хорош. Приходилось летать на ATR72, мне кажется q400 будет получше, да и быстрее. ATR как будто утюг сельский, а этот каким то бизнесклассом что ли попахивает. Чесно говоря, если предлогают лететь на CS300 (A220-300), то выбираю его, но если по времени надо или удобнее на q400, то вопрос не стоит, с удовольствинм сяду на q400.
Взлеты и посадки норм. Багажные полки норм. Просидеть в нем с час, вообще не проблема. Чуток стрекочит конечно, но далеко не так как советы. Вообще несравнимо. Была бы у него дальность побольше, летал бы на нем, при условии цены, и на 4-6 тысяч км

Отзыв полезен? 2 / 1

07.08.2018 Гость

До того, как пустили авиарейс, ездил из Риги в Одессу и обратно на автобусе, так что грех жаловаться на этот самолётик))) 2 часа очень даже ничего против 30-и)))

Отзыв полезен? 2 / 0

21.07.2018 Гость

Летал. Надежный аппарат. Атырау-Актау.👍

Отзыв полезен? 4 / 0

11.04.2018 Гость Александр

Сегодня летели рейсом Хабаровск Фуюань, Китай. Ветер до 17м.с. взлет нормальный, шумно, но терпимо. В полете практически не обращаешь внимания на шум. В Китае садится не разрешили, полетели обратно. Посадка была более щепетильная, достаточно резкое снижение. Мокрый снег, дождь, ветер...экипаж справился хорошо. Нормальный самолёт. Не для разбалованных))
Ps экстрима полету прибавили факты падения вертолета Ми-8 и самолёта в Алжире с полностью погибшим экипажем. Когда сказали что в Китае не садимся, возвращаемся обратно - вообще жим жим было...

Отзыв полезен? 2 / 1

18.02.2018 Гость

Самолёт хороший. Не болтает. Очень уютный. Не создаёт впечатления автобуса. Может немного более шумно в салоне чем у Боингов. Двигатели закрывают вид из окна.

Отзыв полезен? 4 / 1

17.01.2018 Гость

Вполне нормальный самолёт. Взлет и посадка не чувствуется. Полёт спокойный, не "болтает".

Отзыв полезен? 2 / 4

19.11.2017 Кайрат

Летал на Q400 из Алматы в Астану (1000), в принципе хороший самолет! Интересно смотреть на турбовентовые лопасти и шасси) тоже вспомнил АН-24) по комфорту для таких лайнеров твердая 4 из 5! По шуму и вибраций вопросов нет! Такие виды самолетов считается самыми безопасными! Садяться и на воду и на поля! Так что не бойтесь и только вперед! Всем добра)

Отзыв полезен? 24 / 2

11.10.2017 Гость

только что прилетел на QAZAQ AIR из Уральска в Атырау. 1 час полета. Отличный самолет, разгон на ВПП действительно очень быстрый. Не успел оглянуться и уже отрыв. В самый раз для региональных линий. Посадка также была без сюрпризов - 20 минут с момента обьявления.

Отзыв полезен? 4 / 3

24.03.2017 Гость

Впервые в жизни летал на самолёте за 29 лет) Туда летел на Боинге 737, обратно на Даш 8 q400 компании Эйр Балтик. Сначала было немного стрёмно, вроде как винтовой самоёлт в 21 веке для непосвещённого во все эти дела человека выглядел диковато. Однако, впечатления от полёта превзошли ожидания) оказалось даже комфортнее, чем на боинге) Трясло меньше, взлёт плавнее, тряски в полёте меньше (нет практически, но мб это повезло просто), и шума в салоне меньше, чем думал) Мб потому, что сидел перед пропеллерами, а не за ними) Короч крутой самолётик, понравился даже больше боинга, но салон скромнее и поменьше)

Отзыв полезен? 28 / 3

06.02.2017 Максим

Да летал на нём. Маленький...из-за этого кидает и трясёт при непогоде сильно,мне не понравилось.всё крохотное.

Отзыв полезен? 4 / 22

23.01.2017 Евгений

Часто летаю Bombardier Dash 8 Q400 через Ригу в разных направлениях. Самолет неплохой, мне нравится. Он очень маленький, компоновка сидений 2 - 2, проход обычный.Да, он винтовой. Взлет и посадка лично мне нравится больше, чем на боингах и аэрбасах, меньше уши закладывает.. Летит четко, спокойно, не шатает..сиденья кожанные обычной ширины, места для ног как и у всех других ак. Туалет только один и в носу самолета.. ну очень маленький, даже для худого мужчины. Комфортные места в конце, там тише, т.к. когда я сидел в носу самолета и в районе крылье - очень напрягал шум от винтов. Где бы не сидел - везде ощущается вибрация.

Отзыв полезен? 34 / 1

14.09.2016 Гость

Перелет Рига Гамбург, прекрасный самолет, сидела прямо на против винтов (7с) вибрация действительно была. Мутило чуть, незнаю из за чего.
Разгон быстрый, комфортные кресла (узковаты) мягкие подголовники, снижение стремительное. Кто боится летать, тем еще веселее))) крены делает мама не горюй)))))
Кароче я ожидала адского перелета. А мне понравилось больше чем на стандартных привычных самолетах

Отзыв полезен? 30 / 1

30.08.2016 Гость

Летали на нем этим летом. Ничего уютного. Шумно, не слышно ни об"явлений бортпроводника, ни соседа. Тесно, голова в наклоне вперед.

Отзыв полезен? 5 / 16

Летел пару дней назад KHV-BQS. Отличный самолет. Места мало, но для ног пространство огромное. Тихий, не смотря на винты. Уютный, температура и давление в салоне в норме. Из минусов - туалет маленький.
Взлетает моментально, высоту набирает стремительно. В полете немного покачивает, но без ям и виляний. Скорость небольшая, высота тоже, но это и неплохо, землю можно разглядеть. Посадка также гладкая. Трап встроенный в дверь здорово экономит время пассажирам.
Советую - идеальный самолет для небольших расстояний.

Отзыв полезен? 19 / 2

28.05.2016 Vlad

Летали сженой в прошлом году по маршруту СПб-Рига-Копенгаген и обратно. Абсолютно нормально. В этом году полетим снова. Никаких проблем, даже интересно на "карлсоне" лететь.

Отзыв полезен? 16 / 1

25.10.2015 Ray

Постоянно летаю на Q400, ATR72 и B737 по маршруту Хельсинки - Рига, Q400 NG нормальный самолет с точки зрения пассажира для региональных линий. И я ему доверяю, так как модель проверенна временем и надежна (шасси исправили). Все придирки к нему класса "шумит, трясет, качает", кажутся смешными и основанны на нелепых страхах. Пообщавшись с пилотом одним, понял одно, на нем что бы "убраться", надо очень сильно постараться. И лететь на нем можно, как говориться, на одном крыле и честном слове.

Отзыв полезен? 29 / 2

21.06.2015 Гость

Регулярно летаю на этом самолете из Риги в Санкт-Петербург. Очень нравится. На небольшие расстояния удобный шустрый самолет. Хотя когда увидела его первый раз были сомнения. А сейчас нравится наблюдать за реакцией других, кто видит его впервые. Как то раз садились в очень плохих погодных условиях, был сильный ветер и мокрый снег, командир пообещал, что будет трясти при заходе на посадку, но, слава Богу и экипажу, самолет не болтало и сел очень мягко.

Отзыв полезен? 18 / 2

09.04.2015 Гость

Летела недавно на этом "чуде" из Вены в Болонью. Рейс выполняли Тирольские авиалинии, как я понимаю, подразделение Австрийских. Сидела на 8 ряду. Это как раз уровень винта. Грохот жуткий. Что спрашивала стюардесса, развозившая напитки, не слышно было совсем. Да еще ощущение, если винт оторвется, то полетит в тебя. Парень из группы итальянских подростков, увидев самолет, спросил, что это? Дельтаплан? Надеюсь, что больше никогда не полечу данным самолетом.

На линиях малой и средней региональной протяженности всегда присутствует потребность в надежных самолетах. Ведущие авиаразработчики мира непрерывно стараются удовлетворить эти потребности. Канадский самолетостроительный концерн Бомбардье не является исключением.

Разработка Bombardier Dash 8-400 представляет собой модернизацию предыдущей версии Dash 8-300. Ближнемагистральный лайнер Dash 8-400 – представитель семейства Q Series от Бомбардье.

Первые самолеты Бомбардье Дэш 8 выпустились в 1984 году, с 1996 года обрели название Q Series.

Лайнеры спроектированы в начале девяностых годов двадцатого века, а разработаны окончательно в 1995 году.

Впервые самолет этого ряда взмыл в небо в 1997 году, а спустя два года завершились сертификационные процедуры.

Самолет Dash 8-Q400 является двухдвигательным турбовинтовым самолетом для местных перевозок.

Партнером канадской авиакомпании является японский концерн Мицубиси. На площадках фирмы собирались комплектующие части оперения хвоста и фюзеляж.

Новый лайнер удлинили почти на 6 метров, по сравнению с предыдущей версией. Для этого расширили панели фюзеляжа впереди и сзади крыла. Размах его также увеличен, плюс упрочненные шасси.

Линейка самолетов Q Series в переводе означает «тихий». Это название получено, благодаря разработанной системе активного подавления шума и вибрации. Такими установками оснащены все самолеты серии. Что практически позволяет сравнивать эти машины с самолетами, оснащенными турбореактивными моторами.

Силовых установок PW150A на самолете имеется 2 штуки. Скорость лайнера увеличена почти до 700 км/час.

  • Размах крыла самолета Dash 8-Q400 – 28,4 метра
  • Высота машины – 8,30 метра
  • Длина модели – 32Ю81 метра
  • Силовые установки – 2 мотора PW150A
  • Скорость парения – 556 км/час
  • Высота полета, потолок – 8230 километров
  • Диаметр (охват) фюзеляжа – 2,69 метра
  • Длина салона самолета – 18,8 метра
  • Экипаж – 2 пилота
  • Пассажировместимость – 70 человек в одном классе
  • Вес при взлете – 29257 килограммов
  • Длина ВПП, необходимая для разбега 1402 метра

Множественные модификации Бомбардье Дэш 8

Модификационный ряд состоит из моделей линейки серий 100, 200, 300 и 400.

Модель Bombardier DHC-8-100 является базовой версией, рассчитанной на 40 пассажиров. Моторы PW 120. Получил сертификат соответствия в 1990 году.

Bombardier DHC-8M-100 – грузотранспортный самолет, произведено две единицы этой модели.

Bombardier CC-142 – военно-транспортный лайнер.

На самолетах Bombardier CT-142 обучали пилотов военно-воздушных сил Канады. Эта модель тренировочная, для учебных полетов.

Самолеты Bombardier E-9A специально произведены для американских ВВС. Используются для армейских учений.

Самолет Bombardier DHC-8-200 имеет пассажироемкость до 39 человек. Двигательные установки более мощные и совершенные PW123.

Модель Bombardier DHC-8-Q200 такой же, как предыдущий лайнер, но с энергичной установкой подавления гула и вибрации.

Бомбардье DHC-8-300. Самолет увеличен по длине, более вместительный. Силовые установки мощностью 2500, стоят 2 штуки PW123 (PW123B и PW123E).

Авиалайнер DHC-8-300A может вмещать больше людей и груза.

Модификация Q Series Bombardier Dash 8-400 — увеличенная, пассажиров вмещает до 78 человек. Эксплуатируется с 2000 года, летает на высоте почти 8200 километров. На самолетах серии имеются индивидуальные кислородные маски; шумоподавляющие установки есть на каждом экземпляре семейства.

В самолетах Q400 NextGen можно увидеть улучшенный салон, комфортное освещение, увеличенные иллюминаторы и полки для ручной клади. Такие модели являются эффективными экономически и по части расхода топлива.

Модель Q400-MR предназначена для тушения пожаров, имеет возможность нести на борту воду или реагенты и сбрасывать их на очаги горения.

Расположение мест в салоне

В салоне самолета 19 рядов, места расположены по схеме 2/2. Имеются места повышенного комфорта – первые четыре кресла A, B, C, D. Туалет один, находится в передней части лайнера.

Новости и отзывы о региональном лайнере Bombardier Dash 8 Q400

Авиакомпания «Алроса» начала выполнять региональные рейсы в Сибири на самолетах Dash 8 Q400. Компания изначально зафрахтовала воздушные суда, принадлежащие крупному перевозчику «Якутия». После перекрашивания в ливрею «Алроса», выполнять рейсы будут собственные самолеты от компании Бомбардье.

Коммерческий авиаперевозчик «Якутия» пополнила свой парк еще двумя Bombardier Dash 8 Q400 (уже имеются 3). Авиакомпания, благодаря приобретениям, расширяет региональную сеть. Открываются все новые маршруты, предлагающие пассажирам и межрегиональные перелеты. Лайнеры Q400 выбираются по причине наилучшей топливной эффективности. Купленные самолеты содержат на борту 72 кресла.

Во время работы выставочного авиасалона МАКС – 2017 состоялась встреча компании «Якутия» с представителями «Боинга» и «Люфтганзы техник». Специалисты этих концернов сотрудничают с перевозчиками, предоставляя отличное техническое обеспечение и снабжая необходимыми частями для ремонта. «Якутия» уже девять лет сотрудничает с «Люфтганзой техник», которая является импортером запчастей и ремонтных комплектов для Bombardier Dash-8 Q400.

Осенью 2017 года корейский коммерческий перевозчик Jeju Air открыл регулярное сообщение из Сеула во Владивосток. Рейсы выполняются четырежды в неделю. Это решение было принято в связи с возрастающим спросом на перевозки воздушным транспортом (поток пассажиров из Владивостока в разных направлениях возрос на 40%), а также с целью освоения новых международных маршрутов.

Начиная с 2007 года, самолеты Bombardier Dash 8 Q400 неоднократно попадали в неприятные, и даже опасные ситуации. Во время посадки на некоторых лайнерах заклинивают стойки шасси. Перевозчики, чьи лайнеры совершали аварийную посадку, подают в суд и получают внушительную компенсацию до 170 миллионов долларов. Пока разработчикам удается мирно решать данные вопросы, выплачивая многомиллионные штрафы.

Авиалайнер Bombardier Dash 8 Q400 смог покорить многих фрахтовщиков и пассажиров в мире. Огромное количество машин этого класса с успехом выполняют региональные и не слишком протяженные международные рейсы. Отмечается индивидуальный стиль и маневренность лайнеров.

Bombardier Qсерии или деХэвиленд Канада Дэш8 (также обозначают как DHC8) - турбовинтовой двухмоторный самолёт для авиалиний средней протяжённости, изготовленный авиационной компанией deHavilland Canada (DHC) в 1984 году. Производится в настоящее время компанией Bombardier Aerospace, которая выкупила у фирмы Boeing DHC в 1992 году. Самолёт с 1996 года носит кодировку Q - серии от английского «тихий» ”quiet”, благодаря вмонтированной системе активного подавления шумов, разработанной для уменьшения в салоне самолёта уровня шума и уменьшения вибрации до уровня турбореактивных авиационных лайнеров. Всего построено более тысячи самолётов различных модификаций. Авиационная компания Bombardier планирует построить до 2016 года 1192 экземпляра серии Dash8.

Единственным российским авиационным перевозчиком, который эксплуатирует данный тип воздушного судна в Российской Федерации, оставалась долгое время авиационная компания Сахалинские авиатрассы. Эксплуатацию данного типа самолета в 2013 году начала авиационная компания Якутия, подписавшая контракт на доставку трех самолетов.

Авиакомпании, эксплуатирующие самолет Bombardier Dash8 Q400

Air Niugini; AirBaltic; Airphil Express; ANA Wings; Arik Air; Asky; Augsburg Airways; Austrian Arrows - Tyrolean Airways; Baboo; Brussels Airlines; Colgan Air; Croatia Airlines; Darwin Airline; Ethiopian Airlines; Eznis Airways; Flybe; Horizon Air; Japan Air; Commuter Jazz Air; LAN Colombia; LGW; Luftfahrtgesellschaft Walter; LAM; Luxair; Lynx Aviation; Mocambique Expresso; Olympic Air; Porter Airlines; Republic Airlines; SA Express; SATA Air Acores; SkyRegional Airlines; SkyWork Airlines; SpiceJet; Sunstate Airlines; Tassili Airlines; Wideroe’s Flyveselskap; Якутия.

Вариации:

Q400. Расширенная модификация, 70–78-местный пассажирский самолёт, который ввели в эксплуатацию в 2000 году. На 140 км/ч выше крейсерская скорость, чем у прошлых версий - 667 км/ч. Самолёт снабжён моторами PW150A, предельной мощностью 5071л.с. (3783кВт)(крейсерская мощность 4850л.с. (3618кВт)). Потолок составляет 7600метров для стандартного варианта; для самолётов, снабжённых кислородными выпадающими масками для пассажиров, потолок выше - 8200метров. Все самолёты вариации Q400 снабжены системой активного подавления шумов.

Q400NextGen. Вариация Q400 с освещением, улучшенным салоном, багажной верхней полкой, иллюминаторами и с уменьшенными топливным расходом и ценой обслуживания.

Q400MR. Бомбардировочная морская модификация Q400 для FrenchSécuritéCivile.

Характеристики Bombardier Dash 8 Q 400:

Длина: 32,81м.

Высота: 8,3м.

Площадь крыла 63,1кв.м.

Размах крыла: 28,4м.

Крейсерская скорость: 667км./ч.

Максимальная скорость: 910 км./ч.

Потолок: 8230м.

Дальность полета с максимальной загрузкой: 2522км.

Двигатели: 2×PW150A.

Экипаж: 2человека

Количество пассажирских мест: 70мест, в одном классе.

Начало эксплуатации: 2000год.

Диаметр фюзеляжа: 2,69м.

Масса снаряжённого 17185кг.

Масса самолёта без топлива: 25855кг.

Максимальный взлётный вес: 29257кг.

Максимальный посадочный вес: 28009кг.

Масса коммерческой загрузки с топливом: 8670кг.

Запас топлива: 6526л.

Максимальная ширина салона: 2,03м.

Длина салона: 18,8м.

Длина пробега: 1402м.

Но то знакомство было мимолётным. В мае Bombardier устроила демонстрационное турне этого самолёта по городам России. В начале июня 400-й удалось «перехватить» в Москве и, так сказать, возобновить знакомство.

Причиной столь настойчивого желания встречи стала информация о том, что 7 июня Bombardier Q400 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Самолет получил сертификат типа Министерства Транспорта Канады в июне 1999 года, сертификат Европейского Аэрокосмического Агентства - в декабре 1999 года и Федеральной Авиационной Администрации США в январе 2000 года. Q400 впервые был введен в эксплуатацию авиакомпанией «SAS Commuter of Scandinavia» 7 февраля 2000 года, а первая поставка обновленной модели Q400 NextGen состоялась в мае 2009 года в авиакомпанию «Widerae"s Flyveselskap».

Компания Bombardier Aerospace запустила проект Q400 в июне1995 года, а уже 31 января 1998 года состоялся его первый полет. На самолёте установлены двигатели нового поколения PW150A мощностью 5,071 л.с. каждый, общая длина самолета составляет 32.8 м. Размах крыльев составляет 28.4 м, максимальная взлетная масса - 29 574 кг.

Представил нас друг другу тест-пилот Bombardier Алекс Рапопорт.


Турбовинтовой самолет Q400 NextGen строится компанией Bombardier в Торонто. Это новая модификация самолета Q400, ставшая более совершенным продолжением семейства самолетов Bombardier Dash 8/Q-Series. Это оптимизированный для эксплуатации на региональных маршрутах самолёт рассчитанный на перевозку 78 пассажиров (в одноклассной компоновке).

Салон Q400 NextGen современен и для регионала вполне комфортен. Удобные кресла, большие иллюминаторы, высокий потолок в проходе, экономичная светодиодная подсветка, Что удивило, это крайне рациональное использование внутреннего пространства - в каждом закоулке скрыты какие-то ящички и у каждого из них своё конкретное предназначение.

В отличие от ATR, посадка пассажиров может осуществляться через 2 двери (в конструкции ATR передней двери не предусмотрено.) Это позволяет осуществлять посадку и высадку даже с использованием телетрапа.


Если заказчик приобретает самолёт в двухклассной компоновке, то по его желанию может быть установлен и второй туалет. И, что несомненно оценят российские пассажиры, у Q400 большой багажный отсек - на треть больше, чем у ATR-72.


Звуковой комфорт . Этот аспект заслуживает особого внимания. Помните как тяжело летать, скажем, на Ан-24? Невероятный шум в салоне от волнообразных завываний двигателей и сильная вибрация. После такого полёта некоторое время находишься в состоянии лёгкой контузии. Отсутствие звукового комфорта стало визитной карточкой турбопропов 20 века. Так вот ничего этого в Q400 нет. В самолёте установлена система активного шумоподавления и снижения вибрации, что создает особый уровень комфорта для пассажиров. А работает это просто. Если внимательно присмотреться, то на боковых панелях обшивки салона можно обнаружить маленькие дырочки. Это датчики (микрофоны), сканирующие звуковое и вибрационное поле. А далее система сама воспроизводит «шум» - звуковые и механические колебания, гасящие звук и вибрацию, производимые двигателями.


К слову, эта система породила само название самолёта. После мирового признания превосходства революционной системы подавления шума и вибрации (NVS) , которая была внедрена в 1996 году, Bombardier переименовала свое семейство самолетов «Дэш - 8» в «Серию Q». В это семейство входят Q200 вместимостью 37 - 39 пассажиров, Q300 вместимостью 50-56 пассажиров и Q400 вместимостью 67 - 78 пассажиров. «Q» - это первая буква английского слова «Quiet», что означает «тихий».

Система NVS, разработанная совместно Bombardier и компанией Ultra Electronics из Великобритании, позволила снизить уровень шума и вибрации в пассажирском салоне до уровня ранее недостижимого ни в одном другом турбовинтовом самолете. Уровень шума самолетов семейства Q400 на 15 децибел ниже, чем требуется по международным нормам ИКАО. Таким образом, Q400 поднял стандарты в этой области для всей мировой авиаиндустрии.

Экономичность . Самолеты семейства Q400 устанавливают и новые экологические стандарты, за счет снижения расхода топлива на 30-40% и уменьшения уровня выбросов в атмосферу на 30-40%, придя на замену более старым моделям самолетов такой же вместимости. Превосходная экономичность Q400 даёт самолёту неоспоримое преимущество над реактивными самолётами и турбовинтовыми самолётами предыдущих поколений. Подумать только, часовой расход топлива Q400 в 4 раза меньше ещё недавно столь массового в России Ту-134.

В хвостовой части самолёта расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ), что обеспечивает полное функционирование всех бортовых систем на земле без запуска двигателей. Это также позволяет экономить топливо и не «сжигать» ресурс двигателей на стоянке. А широкие лопасти двигателей позволяют маневрировать на земле при более низких оборотах двигателя. Высокая экономичность вкупе с менее трудозатратной системой технического обслуживания позволяют Q400 иметь самые низкие эксплуатационные расходы на посадочное место в сегменте региональных самолётов.

Скорость . Несмотря на то, что Q400 турбовинтовой самолёт, его крейсерская скорость сопоставима с крейсерскими скоростями реактивных региональных самолётов. Это самый быстрый региональный турбопроп в мире. Максимальная крейсерская скорость Q400 - 667 км/час. С учётом того, что самолёт обладает высокой скоростью набора высоты и летит на более низком эшелоне, нежели реактивные самолёты, на своих коронных дистанциях (около 1000 км.) он практически не уступает реактивным самолётам по полётному времени, при этом имеет преимущество в топливной эффективности.

Безопасность . Такие параметры самолета Q400, как высокая скорость набора высоты, более высокий потолок при отказе одного двигателя (5334 м.), система автоматически выпадающих кислородных масок - важные факторы, открывающие широкие возможности эксплуатации самолёта на горных аэродромах. Q400 - единственный турбовинтовой самолет, отвечающий стандартам необходимых навигационных характеристик (NRP).

Кроме того, самолеты Q400 являются единственными турбовинтовыми самолетами, одобренными для посадки с одним работающим двигателем при метеоминимуме категории Cat. Ilia, при условии наличия системы индикации на лобовом стекле. К тому же, самолёт сертифицирован для посадки на грунтовые аэродромы. Этому способствуют высокие и широко разнесённые стойки шасси. Передние кромки лопастей двигателей защищены слоем композитного материала от возможных повреждений при попадании посторонних предметов. Всё это расширяет возможности использования Q400 в таких климатически сложных регионах, как Сибирь и Дальний Восток.

Для Q400 доступны и регионы Крайнего севера. Не забывайте, это истинный канадец. Самолёт может эксплуатироваться до -54 град. Цельсия. Он устойчив к боковым ветрам и имеет, помимо традиционных, оригинальную антиобледенительную систему - передняя кромка крыла сделана из эластичного материала, она надувается, лед трескается и его срывает набегающим потоком.

"Кабина пилотов Q400 это сочетание упрощенной панели контроля c современной системы электронных пилотажных приборов EFIS и комбинированного дисплея контроля работы двигателей и систем самолёта ECID. Пять интеллектуальных жидкокристаллических дисплея характеризуются высокой надежностью и легкостью, а также имеют высокое разрешение и встроенные диагностические возможности в гибкой архитектуре" - так витиевато описан кокпит пилотов в рекламном буклете.


400 Самолетов Q400 и Q400 NextGen, находящихся в эксплуатации у более 40 авиакомпаний по всему миру, доказывают свою эффективность в различных условиях окружающей среды: при низких температурах в Канаде и Восточной Европе, в засушливых регионах Ближнего Востока и Северной Америки, а также в условиях повышенной влажности на западе Северной Америки и странах Африки.

p . s . Первое впечатление не было обманчивым. Самолёт оказался интереснее и необычнее, чем показалось при встрече в Чили. Доступные на вторичном рынке европейские ATR оказались несколько деликатны в эксплуатации (жаль только, что мы как дураки - учимся на своих ошибках, а не на чужих). И у северянина Q 400 есть все шансы закрепиться на российском рынке. Уже сейчас Q 400 успешно эксплуатируют наши прибалтийские соседи в airBaltic. А всего просторы России и СНГ бороздят более 80 самолётов канадского производителя различных типов.

А ещё хочется обратиться к господам из ОАК: Дорогие ОАКовцы! Учитесь у канадцев. На мировой рынок надо выходить с передовыми разработками. А если таковых нет, то никакой пиар и шоу не помогут.