Болезни Военный билет Призыв

Как стать офицером после срочной службы. Куда теперь дальше? Вузы МВД РФ

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Как стать офицером? Когда-то 8 лет назад я задавал себе этот вопрос... И сегодня, будучи уже в чине лейтенанта, я с чувством исполненного долга расскажу свой путь к офицерским погонам.

Желание стать офицером у меня появилось в еще в 2004 году (в 9 классе), когда нужно было определяться со своим дальнейшем предназначением...

Как я стал офицером?

Дело было так.

С 5-го класса мне хотелось стать программистом, и по окончании девятого класса я собирался идти учиться именно на программиста. Но в один прекрасный день моя сестренка Светуля рассказала о существовании Суворовских Военных Училищ. Хм-м-м... Как меня это заинтриговало!!! Я начал представлять себя в военной форме и с автоматом в руках, весь такой из себя здоровый и важный защитник Родины. В общем, романтика

Как стать офицером?

Пошли мы с мамой в военкомат (мне было тогда 13 лет, учился в 9-м классе) и там нам сказали: "А Вы молодой человек уже опоздали. В суворовские училища поступают после 8-го класса". Я, кончено же расстроился, но это было ненадолго, поскольку через минуту прозвучали ноты надежды: "Если у Вас получится сделать документы, что за вашими плечами только 8 классов, то можете попробовать". Моя мамочка, не задумываясь, ответила, что сможем. Эх, люблю я свою мамульку, она всегда меня учила и учит: "Хочешь жить умей вертеться". Собрали все документы (оказалась, что ничего в этом противозаконного и не было, просто взяли все выписки об окончании 8-го класса) и начали ждать повестки из военкомата.

Пришла повестка и молодой 13-летний Владик поехал от мамочки с папочкой поступать в Ульяновское СВУ. Все экзамены сдал успешно и приступил к обучению в стенах училища. Жалко, что не осталось никаких фоток, только дома у мамы остались в альбоме (цифрового фотоаппарата тогда не было). Может потом, когда приеду в дом родной и отсканирую фотки, тогда вставлю в статью, а пока могу показать только фотки с выпускного:

Вместе с мамой, папой и сестренкой

С братом Колей (рыжий справа) и другом Ильей


Мой старший брат с лучшим в мире командиром роты Скворцовым П.Н.

Последние минуты вместе...

Годы, проведенные в Суворовском училище - это самые лучшие годы в моей жизни (с 2004 по 2007 )! Там из нас "зеленых" мальчишек, воспитали бравых парней и вложили в наши головы лучшие знания, лучшие понятия о чести, доблести и воинском долге. Простите за грубость, но именно там из многих ребят "выбили всю дурь" и показали истинные ценности и цели жизни, именно там я понял, что значит товарищество и девиз: "Один за всех и все за одного!" .

Поначалу было очень сложно:

Высокие требования к учебе, на занятиях двойки ставили только так (пришел отличником, а первый курс закончил с троеками, хотя по окончании все исправил и в аттестате у меня одни "5");

Жесткая дисциплина (за малейшие оговорки и непослушание сразу же наказывали);

Постоянные наряды по столовой и по роте (помню, как мы с моим за 4 часа перемыли более 700 тарелок);

Трудно было, постоянно находится среди мужского коллектива (постоянные разборки, недовольства, притирки и т.п.);

Ограниченная свобода (все три года жили в казарме, увольнение только в субботу после 16.00 и воскресение с 9.00 до 16.00);

Постоянные физические нагрузки (бегали каждой утро + спортивно-массовая работа + занятия + секции);

Несмотря на все эти трудности, нам было весело Благо, что я был в подчинении самого лучшего офицера - подполковника Скворцова Павла Николаевича. Он любил, воспитывал и наказывал нас как своих детей. Этот человек с огромным жизненным опытом вложил в нас не только душу и сердце, но и отличные знания. Благодаря ему, многие поменяли свои взгляды на жизнь и стали добрее, мудрее и ответственнее. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни!

Как стать офицером?

После выпуска, нам дали 3 недели отдыха и мы с моим рыжим братишкой отправились поступать в Вольское Военное Училище Тыла (военный институт), тогда оно называлось именно так. Мой старший брат окончил это училище в 1999 году (сейчас он майор), я решил пойти по его стопам и стать офицером службы тыла. Кстати, именно он рассказал мне, .

Поступили мы без проблем, поскольку выпускников суворовских училищ принимали без экзаменов (только физическую подготовку сдавали, а с ней у нас все было отлично). Когда прошли все экзамены и сформировались роты, началось КМБ (курс молодого бойца), где меня поставили на должность заместителя командира 153 взвода. Это означало, что теперь я отвечаю не только за себя, но и 32 человека. Мне эта должность нравилась, и свои обязанности я выполнял с полной ответственностью. В суворовском училище я научился ставить цели, и поэтому первая моя цель была - вывести свой взвод на первое место по учебе. Как Вы думаете, удалось ли мне это? Удалось Слава Богу, все ребята были адекватные и помогали мне своим старанием и усердием.

Занятие по РХБЗ

8 месяцев я пробыл на должности заместителя командира 153 взвода и меня назначили на вышестоящую должность - страшина, ой, СТАРШИНА РОТЫ И все оставшиеся 4 года я был старшиной роты (это уже не 32, а 100 человек в подчинении). И началась жизнь как в сказке: я построил себе дачу, бассейн, купил машину... Поверили? Вот и правильно:))) Обязанностей прибавилось еще больше и первые 2 месяца я только и думал о том, что бы сделать такого хорошего в роте и чему бы полезному научить своих сверстников. Вообще, я был "ненормальный старшина", потому что нормальные старшины - это большие дядьки, которые смогут обидеть и заставить любого в роте выполнить его приказ. Мой метод управления был демократическим , поскольку я в каждом человеке видел ЛИЧНОСТЬ и старался дать возможность каждому раскрыться и показать себя (конечно же, в разумных пределах). Все задачи выполнялись на высоком уровне, потому что я никогда никого не "напрягал", а просил через пожалуйста. Даже сам порой помогал выполнять некоторые задачи.

5 лучших друзей на 3-м курсе

5 лучших друзей на 5-м курсе

5 лучших друзей - ОФИЦЕРЫ

Классная получилась фотохроника! Эх, как 5 лет быстро пролетели... В знак нашей дружбы мы сделали себе на память серебряные жетоны, которые уже носим у себя на груди. Наверное, Вам интересно посмотреть на них? Ок, беру свой новый фотик и делаю снимки:

Здорово смотрится! Не знаю как Вам, а мне очень нравится...

16 июня 2012 года на плацу филиала Военной Академии Тыла и Транспорта прошла торжественная церемония вручения дипломов. Выпускникам, окончившим филиал с золотой медалью (всего 6 человек и я в том числе) вручал медали и дипломы с отличием генерал-майор Лезинский - начальник департамента планирования и координации ресурсного обеспечения МО РФ (должен был заместитель Министра обороны - генерал-армии Булгаков, но он заболел и не смог прилететь).

Вручение золотой медали и диплома с отличием

Прощание с боевым знаменем

Кроме золотой медали и диплома с отличием мне вручили личный подарок от генерала-армии Булгакова (заместителя Министра Обороны РФ) - наручные именные часы. Вот так они выглядят:

Личный подарок от генерала-армии Булгакова - лейтенант, мы отметили просто шикарно. Сначала катались на лимузинах, а потом в соседнем городе Балаково гуляли в кафе:

Катаемся на лимузинах

Внутри лимузина

Поздравляю своих коллег - молодых офицеров

Вот так друзья, мои! Теперь я офицер и ждет меня дорога дальняя...

Куда теперь дальше?

17 июля еду в город Санкт-Петербург в распоряжение командующего Западного Военного Округа. А куда оттуда меня отправят, я не знаю. Может там останусь, а может в Тулу, Архангельск, Выборг, Рязань, Нижний Новгород... Один Господь знает, что теперь меня ждет.

Рассказав о своей личной жизни, я еще и ответил на вопрос за 8 лет упорного труда...

P.S. Понравилась моя история? , скоро расскажу что-нибудь еще интересное о своей курсантской жизни.

>>Как стать офицером Российской Армии

5.5. Как стать офицером Российской Армии

Офицерский состав - это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоенное офицерское звание). Офицерский корпус - это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его выдержке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, порядочности, преданности Отечеству держалась во все времена и держится сегодня боеготовность, управляемость и стабильность Вооруженных Сил .

Подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации по различным специальностям осуществляется в основном в военных образовательных учреждениях профессионального образования. В настоящее время военные образовательные учреждения профессионального образования осуществляют подготовку более чем по 200 специальностям.

Порядок подготовки и поступления в военные образовательные

учреждения профессионального образования

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 345 «Об утверждении Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской федерации» в качестве кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами могут быть рассмотрены граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, из числа:

граждан, не проходивших военную службу , в возрасте от 16 до 22 лет*;

граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24лет;
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

Кандидаты, поступающие:

в Военный институт физической культуры, должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта; на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, должны иметь навыки игры на одном из инструментов духового оркестра.

В военно-медицинские институты для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, ОКОНчивших четыре курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело», а по специальностям «фармация» и «стоматология» - три курса фармацевтических и стоматологических университетов, институтов (факультетов), в возрасте не старше 27 лет.

  • Возраст поступающих на учебу лиц, указанных в этом пункте настоящего Положения, определяется по состоянию на момент поступления в военно-учебное заведение.

На Военно-ветеринарный факультет при Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов), в возрасте не старше 27 лет.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в военно-учебные заведения, подают заявления в военный комиссариат района по месту жительства до 20 апреля года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя и отчество, год, число и месяц рождения, адрес места жительства кандидата, наименование военно-учебного заведения и специальность, по которой он желает обучаться.

К заявлению прилагаются: автобиография, характеристика с места работы или учебы, копия документа о среднем образовании (учащиеся предоставляют справку о текущей успеваемости, лица, окончившие первые и последующие курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования, предоставляют академическую справку), три фотографии размером 4,5х6 см (без головного убора).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем образовании предоставляются кандидатом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Порядок проведения профессионального отбора кандидатов

для зачисления в военно-учебные заведения курсантами

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в вузы курсантами проводится приемными комиссиями (выездными приемными комиссиями)* военно-учебных заведений и включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья;
б) вступительные испытания, состоящие из:

определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской федерации;

"Выездные приемные комиссии вузов при необходимости формируются Главным управлением кадров Министерства обороны Российской федерации для проведения вступительных испытаний с кандидатами из отдаленных регионов.

оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов, которая осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке определения уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов (Приложение № 1 к настоящему Положению); оценки уровня физической подготовленности кандидатов.

Уровень общеобразовательной подготовленности кандидатов определяется путем проведения вступительных экзаменов по предметам (дисциплинам) согласно Перечню предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены, в объеме программ среднего (полного) общего образования. Экзаменационные билеты разрабатываются в вузе и утверждаются его начальником.

На подготовку к каждому вступительному экзамену кандидатам предоставляется не менее двух дней. До начала вступительных экзаменов для кандидатов проводятся консультации, разъясняются порядок проведения вступительных экзаменов и предъявляемые требования.

ПЕРЕЧЕНЬ

предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены

Примечания . 1. Экзамен по русскому языку (письменно) проводится в форме изложения или диктанта, экзамен по русскому языку и литературе (письменно) проводится в форме сочинения.

2. Экзамены, отмеченные *, являются профильными.

Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования проводится в следующем порядке:

а) с 1 по 20 июля проводится профессиональный отбор в следующие военные образовательные учреждения профессионального образования*:

1. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
2. Военный инженерно-космический университет.
3. Военный артиллерийский университет.
4. Военный университет войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской федерации.
5. Военный авиационный технический университет.
6. Военный университет противовоздушной обороны.
7. Военный университет связи.
8. Военно-инженерный университет.
9. Военный университет радиационной химической и биологической защиты.
10. Военный университет.
11. Череповецкий военный институт радиоэлектроники.
12. Краснодарский военный институт.
13. Военный институт радиоэлектроники.
14. Филиал военного финансово-экономического университета.
15. Военный институт физической культуры.
16. Военно-медицинская академия.
17. Военная академия тыла и транспорта.
18. Филиал Военной академии тыла и транспорта (г. Ульяновск).
19. Филиал Военной академии тыла и транспорта (г. Вольск).
20. Военный инженерно-технический университет.
21. Военный автомобильный институт (г. Рязань).
22. Челябинский военный автомобильный институт.

б) с 10 по 30 июля - в остальные военно-учебные заведения. Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской федерации; других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.

"Данные образовательные учреждения составляют Перечень военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, при поступлении в которые выпускники суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов сдают экзамены по общеобразовательным предметам. При поступлении в филиалы военных академий и университетов, не указанные в Перечне, выпускники выше названных учебных заведений вступительные экзамены не сдают.

Преимущественным правом при зачислении в вузы курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:

выпускников суворовских училищ, награжденных медалью (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении», при поступлении во все вузы;остальных выпускников суворовских училищ - при поступлении в вузы, не включенные в Перечень военно-учебных заведений, при поступлении в которые выпускники суворовских училищ сдают экзамены по общеобразовательным предметам, направляемых в эти вузы в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учебу в военно-учебные заведения из числа указанных выпускников;выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учебу на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории;лиц, окончивших с медалью (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении» имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по бщеобразовательным предметам на общих основаниях);других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.

Приемная комиссия вуза на основании рассмотрения конкурсного списка принимает решение о зачислении установленного количества кандидатов на учебу в вуз.

Материалы сдачи вступительных экзаменов кандидатами, не прошедшими по конкурсу в вузы (письменные экзаменационные работы и листы устного ответа), оформляются и высылаются военно-учебными заведениями в двухдневный срок по запросу учебного заведения, в которое они прошли по конкурсу.

Следует вспомнить, что военно-учебные заведения в России впервые появились в 1698 г. при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения России делились на 4 разряда: высшие - военные академии со сроком обучения 3-5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2-3 года; средние общеобразовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком обучения 6-7 лет; низшие военные школы со сроком обучения 1 год.

В 2001 г. подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил России осуществляли 55 военных образовательных учреждений профессионального образования, в их числе:

Военные академии - 8;
- военные университеты -11;
- военные институты - 36.

Военные академии являются ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования.

В настоящее время задачи академий значительно расширены. Ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.

Военные университеты как новый вид военно-учебного заведения организованы в 1995 г.

Военные академии и военные университеты являются многоуровневыми военно-учебными заведениями. Наряду с подготовкой офицеров на первичные офицерские должности они готовят руководящие военные кадры с высшим военным образованием.

Военные институты являются основными военно-учебными заведениями, обеспечивающими подготовку военных кадров для замещения первичных офицерских должностей.

Институты готовят офицеров - дипломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходимым для армии и флота.

Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях

профессионального образования

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в целом на тех же принципах, что и в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем в организации и проведении учебного процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлежностью военно-учебных заведений к Вооруженным Силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. С курсантами первых курсов учебный год начинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставляются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью 14 суток и летний продолжительностью 30 суток.

Занятия проводятся 6 раз в неделю. Как и в гражданских вузах, общий объем учебной работы курсантов планируется из расчета не более 54 ч в неделю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более 36 ч в неделю на всех курсах, кроме выпускного, и не более 30 ч в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной работы курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с традиционными для гражданской школы занятиями (лекциями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями) большое место отводится учебным занятиям, отражающим специфику профессиональной деятельности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатываются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения проводятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, в условиях, как правило, максимально приближенных к боевым. В ходе таких занятий широко используются реальное оружие и боевая техника, состоящие на вооружении, тренажеры и вычислительная техника (вклейка, фото 29-34).

В ходе учебы курсанты проходят практику (производственную, ремонтную, корабельную и др. в зависимости от получаемой специальности), а на завершающем этапе обучения организуется войсковая (флотская) стажировка. В процессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на фронтах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предназначению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего контроля, на экзаменах и зачетах.

Для отлично и хорошо успевающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнительных льгот и преимуществ:

курсантам, проявившим выдающиеся способности, могут назначаться специальные (именные) стипендии (Президента РФ, Правительства РФ);

курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов, а высвободившееся время может использоваться по их желанию, в том числе для увеличения продолжительности каникулярных отпусков;

курсанты второго и последующих курсов могут переводиться на обучение по индивидуальным планам. Индивидуальный план может предусматривать даже сокращение общего срока обучения до одного года;

дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй специальности, а при полном выполнении ее программ - получить по окончании вуза второй диплом и ряд других льгот.

Все курсанты после успешного завершения ими программ обучения проходят итоговую государственную аттестацию. Она включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для большинства специальностей, в том числе командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация по полученной специальности и выдается диплом государственного образца о высшем (или среднем) профессиональном образовании. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисциплину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях), а фамилия выпускника занесена на Доску почета вуза.

Окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличием или только с дипломом с отличием выплачивается единовременное денежное вознаграждение. Они пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах установленной для данного военного образовательного учреждения разнарядки. Окончившие вуз с золотой медалью по рекомендации ученого совета могут поступать в адъюнктуру непосредственно после окончания вуза.

Вопросы и задания

1. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
2. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
3. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.
4. Правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Офицерский состав- это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоен­ное офицерское звание).

Офицерский состав - это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его вы­держке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, преданности Отечеству держалась во все времена боеготов­ность Вооруженных сил.

Военно-учебные заведения в нашей стране впервые появились при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения делились на четыре разряда: высшие - военные академии со сроком обучения 3 - 5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2 - 3 года; средние общеоб­разовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком об­учения 6 - 7 лет; низшие военные школы со сроком обучения один год.

В настоящее время подготовка офицерских кадров для Во­оруженных сил РФ по различным специальностям в основ­ном осуществляется в военных образовательных учреждени­ях профессионального образования.

Ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования являются военные акаде­мии. Ряд военных академий входит в число старейших выс­ших учебных заведений страны. Военно-морская, Военно- инженерная, Военная артиллерийская академия и Военная академия имени Петра Великого были организованы в сере­дине XIX в., а Военно-медицинская академия - в 1798 г. Все они ведут свою историю от офицерских классов и школ, соз­данных еще раньше, на рубеже XVIII - XIX вв. (рис. 33).

Сегодня основное предназначение академий - готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на вышестоящие должности. Иными словами, академии дают своим выпуск­никам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами. Выпуск­ники назначаются на должности, как правило, не ниже пол­кового звена.

В то же время ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.

Военные университеты как новый вид военно-учебных заведений были организованы в 1995 г.

Военные академии и военные университеты являются мно­гоуровневыми военно-учебными заведениями. Кроме подготовки


Рис. 33. Военная академия РВСН им. Петра Великого

руководящих военных кадров с высшим военным об­разованием они готовят офицеров на первичные офицерские должности.

Заведениями, обеспечивающими подготовку военных ка­дров для замещения первичных офицерских должностей, яв­ляются военные институты. Они готовят офицеров - ди­пломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходи­мым для армии и флота.

В ближайшие годы число военных институтов будет воз­растать за счет преобразования в соответствующие единицы высших военных училищ.

В военные вузы принимаются граждане РФ:

    со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;

    не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включи­тельно на год поступления;

    проходившие или прошедшие военную службу - до 23 лет включительно на год поступления.

Прием в военно-учебные заведения проводится по лично­му заявлению (рапорту) граждан, на основе которого они до­пускаются к предварительному профессиональному отбору в районных (городских) военных комиссариатах или в воин­ских частях. Подавшие рапорт рассматриваются как канди­даты для поступления в военные вузы.

Паспорт, военный билет или удостоверение о прописке и подлинный документ об образовании представляются канди­датом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Информацию о времени и месте прибытия для прохожде­ния профессионального отбора кандидаты получают через во­енные комиссариаты или через штабы воинских частей.

Профессиональный отбор проводится приемными комис­сиями вузов с 5 по 25 июня. В ходе отбора кандидаты под­вергаются проверке по следующим критериям:

    состояние здоровья;

    военно-профессиональная направленность и индивиду­альные психологические качества;

    физическая подготовка;

    общеобразовательная подготовка.

Индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами профессио­нального отбора и при тестировании. Физическая подготовка оценивается по результатам вы­полнения следующих упражнений: подтягивание на перекла­дине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, плавание на 100 (50) метров.

Абитуриенты, поступающие в военный университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы) той воинской единицы, где они слу­жили.

У поступающих на прокурорско-следственный факультет военного университета должна быть рекомендация военного прокурора гарнизона или вышестоящего органа военной про­куратуры.

К сдаче экзаменов на отделение судебной работы роенного университета допускаются лица, имеющие рекомендацию председателя военного суда гарнизона или вышестоящего во­енного суда.

В Военный институт физической культуры принимаются военнослужащие и гражданская молодежь, имеющие спор­тивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. Военнослужащие - мастера спорта, мастера спорта между­народного класса или заслуженные мастера спорта - прини­маются в возрасте не старше 25 лет.

На военно-дирижерский факультет при Московской госу­дарственной консерватории принимаются военнослужащие (воспитанники военных оркестров) и гражданская молодежь, имеющие среднее музыкальное образование или равную ему самостоятельную подготовку по одному из инструментов ду­ховой группы.

Все вступительные экзамены проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.

Во все военные вузы вступительные экзамены сдаются в три этапа. Первый этап - это психологическое и психофи­зиологическое обследование кандидатов. Второй этап - про­верка физической подготовки. Третий этап - общеобразова­тельная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), рус­ский язык (результаты ЕГЭ).

Без проверки общеобразовательной подготовки при усло­вии соответствия всем другим требованиям профессиональ­ного отбора зачисляются:

    Герои Российской Федерации - во все вузы;

    выпускники Санкт-Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса, суворовских военных и на­химовского военно-морского училищ - в военные учи­лища и военные институты;

    выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой учащихся - в высшие военные авиацион­ные училища летчиков и штурманов; выпускники Мо­сковского военно-музыкального училища - на военно- дирижерский факультет при Московской государствен­ной консерватории;

    кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учебное заведение с дипломом с отличием, - в средние военные училища (предназначены для подготовки офи­церов со средним военно-специальным образованием)

На основании собеседования в высшие и средние военные училища, военные институты без проверки знаний по общеоб­разовательным предметам также могут быть зачислены кан­дидаты, окончившие первый или последующие курсы граж­данских учебных заведений по специальностям, соответствую­щим профилю данного военно-учебного заведения, и отвечаю­щие другим требованиям профессионального отбора. При не­соответствии профилей кандидаты сдают экзамены на общих основаниях. Решение о проведении собеседования или сдаче экзаменов принимает председатель приемной комиссии.

Кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учеб­ное заведение с «красным» дипломом и удовлетворяющие требованиям профессионального отбора, сдают определяемый начальником высшего военно-учебного заведения один экза­мен по профилирующему предмету. При получении оценки «пять» указанные кандидаты освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов, а при получении оценки «четыре» или «три» сдают экзамены и по всем остальным предметам, выносимым на экзамены.

Призеры олимпиад и конкурсов по отдельным предметам решением приемных комиссий могут освобождаться от сдачи вступительных экзаменов по этим предметам с выставлением в экзаменационном листе оценки «пять».

Вне конкурса при получении положительных оценок по предметам, выносимым на вступительные экзамены, и на основании результатов профессионального отбора зачисляют­ся кандидаты из числа сирот или лиц, оставшихся без попе­чения родителей.

Кандидаты на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразова­тельной подготовки и вне конкурса, зачисляются на конкурс­ной основе.

Преимущественным правом на зачисление в военно-учеб­ные заведения пользуются:

    награжденные орденами или медалями Российской Фе­дерации: «За отвагу», Суворова, Ушакова, «За боевые за­слуги», Нахимова, а также военнослужащие, выполняв­шие специальные задания Правительства РФ и проявив­шие при этом высокие моральные и боевые качества;

    военнослужащие, имеющие квалификацию 1-го класса или мастера, -- при поступлении в вузы, готовящие спе­циалистов по данной (родственной) специальности; военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву и прослужившие не менее одного года;

    кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие стаж практической работы не менее одного года или окончившие юношеские военно-патриотические школы (клубы);

    кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие первоначальную летную подготовку, - в высшие воен­ные училища летчиков и штурманов.

Законодательно для поступающих в военно-учебные заве­дения предусмотрены некоторые льготы. В частности, проезд для кандидатов бесплатный. Его обеспечивают военные ко­миссариаты (командиры воинских частей), а в случае не по­ступления - начальники вузов за счет средств Министерства обороны РФ.

Кандидаты, прибывшие в вузы, обеспечиваются бесплат­ным размещением и питанием, учебными пособиями и лите­ратурой.

Кандидаты из числа гражданской молодежи, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, отко­мандировываются в военные комиссариаты по месту житель­ства. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах поступления в военно-учебное заведение выдаются кандида­там на руки под расписку.

Кандидаты из числа военнослужащих, не принятые на уче­бу как не прошедшие профессиональный отбор, направляют­ся в свои воинские части.

Лица, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении восемнадцатилетнего возраста они заключа­ют контракт о прохождении военной службы, но не ранее окончания первого курса обучения.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по при­зыву, при зачислении в указанные образовательные учреж­дения заключают контракт до начала обучения.

Проходящие военную службу по контракту при зачисле­нии их в военные образовательные учреждения заключают новый контракт.

Военнослужащие, получающие профессиональное военное образование, заключают первый контракт о прохождении во­енной службы на время обучения в указанном образователь­ном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в установленном порядке, под­лежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в це­лом на тех же принципах, что и в гражданских образователь­ных учреждениях высшего и среднего профессионального об­разования. Вместе с тем в организации и проведении учебно­го процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлеж­ностью военно-учебных заведений к Вооруженным силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два се­местра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Однако у курсантов первых курсов учебный год на­чинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставля­ются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью четырнадцать суток и летний продолжительностью тридцать суток.

Занятия проводятся шесть раз в неделю. Как и в граждан­ских вузах, общий объем учебной работы курсантов плани­руется из расчета не более пятидесяти четырех часов в неде­лю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более тридцати шести часов в неделю на всех курсах, кроме вы­пускного, и не более тридцати часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной ра­боты курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с лекциями, семинарами, лабораторными и прак­тическими занятиями большое место отводится учебным за­нятиям, отражающим специфику профессиональной деятель­ности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатыва­ются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения про­водятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, т.е. в условиях, максимально прибли­женных к боевым. В ходе таких занятий широко использу­ются реальное оружие и боевая техника, состоящие на воору­жении, тренажеры и новейшая вычислительная техника.

В ходе учебы курсанты проходят практику (производст­венную, ремонтную, корабельную и другую в зависимости от получаемой специальности). На завершающем этапе обуче­ния организуется войсковая (флотская) стажировка. В про­цессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на флотах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предна­значению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего кон­троля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успе­вающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнитель­ных льгот и преимуществ:

    курсантам, проявившим выдающиеся способности, мо­гут назначаться специальные (именные) стипендии (Пре­зидента РФ, Правительства РФ);

    курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов; высво­бодившееся время они могут использовать по желанию, в том числе для увеличения продолжительности кани­кулярных отпусков;

    курсанты второго и последующих курсов могут перево­диться на обучение по индивидуальным планам;

    дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй спе­циальности, а при полном выполнении ее программ - получить по окончании вуза второй диплом.

Все курсанты после успешного завершения программ обуче­ния проходят итоговую государственную аттестацию, вклю­чающую защиту выпускной квалификационной работы (ди­пломного проекта или дипломной работы) и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для подавляющего большинства специальностей, в том числе для всех специальностей командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государствен­ную аттестацию, присваивается квалификация по получен­ной специальности и выдается диплом государственного об­разца о высшем (или среднем) профессиональном образова­нии. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисци­плину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях); фамилии лучших выпускников заносятся на доску почета вуза.

Окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличи­ем или только с дипломом с отличием выплачивается едино­временное денежное вознаграждение. Они пользуются пре­имущественным правом выбора места службы. В связи с дополнениями, внесенными в Федеральный за­кон «О воинской обязанности и воинской службе» Прави­тельством РФ, утверждены Положение об учебных военных центрах и Положение о факультетах военного обучения (во­енных кафедрах) при федеральных государственных обра­зовательных учреждений высшего профессионального обра­зования.

Учебный военный центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федера­ции, обучающихся в этом образовательном учреждении по очной форме обучения, для прохождения ими после оконча­ния данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению офицера­ми. Военная подготовка осуществляется в добровольном по­рядке на основании договора, заключаемого между гражда­нином и Минобороны РФ.

Граждане до достижения ими 24-летнего возраста, изъ­явившие желание получить военную подготовку, должны пройти предварительный отбор, в частности для определения годности по состоянию здоровья к военной службе. Пред­варительный отбор кандидатов осуществляется военным ко­миссариатом по месту воинского учета гражданина или по месту расположения высшего учебного заведения в порядке, установленном Минобороны РФ. Военная подготовка проводится по конкретным военно- учетным специальностям. Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливаются уровень их тео­ретической и практической подготовки для выполнения воен­но-профессиональных задач и соответствие подготовки ква­лификационным требованиям, предъявляемым к выпускни­кам учебных военных центров.

Завершившие военную подготовку в установленном по­рядке заключают контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ или иным федеральным органом испол­нительной власти, в котором федеральным законом преду­смотрена военная служба.

В Положении об учебных военных центрах также урегу­лированы вопросы образовательной деятельности учебного военного центра; организации и порядка проведения учебных сборов; штата учебных военных центров; управления их дея­тельностью; финансового и материально-технического обе­спечения обучения и другие вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль офицерского корпуса в российской армии?

2. Какие виды военных образовательных учреждений осуществля­ют подготовку будущих офицеров российской армии?

3. Каковы правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования?

4. Каковы правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных вузах?

6. Как организуется учебный процесс в военных образовательных учреждениях профессионального образования?

С прошлого года возобновили свою работу институты и университеты Министерства обороны РФ, деятельность которых несколько лет назад была приостановлена. В настоящее время все больше становится патриотов, которые, несмотря на тяготы службы, среди множества вузов выбирают военные.

Конечно, здесь особые условия поступления, жесткая дисциплина и субординация, а также специфический режим.
Особенностью обучения в военных вузах, начиная от подачи документов и до момента получения диплома, заключается в том, что курсантам будет необходимо общаться с людьми в погонах.

Как рассказал военный комиссар Курской области Владимир Родионов, стать курсантом сегодня можно так же, как и обычным студентом, главное - успешно сдать ЕГЭ. Кроме этого, получить высшее образование в военных вузах могут молодые люди до 24 лет, которые отслужили в армии. Для этого необходимо подать заявление в отделы военного комиссариата региона по месту жительства до 1 апреля года поступления. Профессиональный отбор кандидатов проводится приемными комиссиями военно-учебных заведений, который включает в себя: определение годности к поступлению в вуз по состоянию здоровья, категории профессиональной пригодности на основе социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, оценки уровня общей образовательной и физической под­готовки. Стоит отметить, что в 2013 году для поступления в военные учреждения Министерства обороны РФ и Федеральные органы исполнительной власти было направлено 260 человек, из которых поступило 147 ребят. Военный вуз не ограничивает свою обучающую программу лишь военной муштрой. Перечень специальностей, которые он может предложить абитуриенту, довольно широк. Здесь готовят различных специалистов. Всего более 170 специальностей. Это и инженеры, переводчики, юристы, врачи, лингвисты, журналисты, менеджеры, экономисты, специалисты по физкультуре и спорту и многие другие. Именно здесь курсанты приобретают большой объем знаний и навыки, позволяющие освоить любую сложную специальность. А диплом выпускника военного вуза высоко ценится как в Вооруженных Силах, так и на «гражданке». Стоит отметить, что помимо юношей в военно-учебных заведениях с удовольствием учатся и девушки. Так, молодые курянки могут пройти обучение в Военно-космической академии им. Можайского (г. Санкт-Петербург); Военной академии связи (г. Санкт-Петербург); Военном университете (г. Москва); Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург); Военном институте физической культуры – (г. Санкт-Петербург).

Обучение осуществляется за счет государственного бюджета. Ребята состоят на военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия, а также находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляется бесплатное питание, проживание, одежда, медицинское обслуживание, а также один раз в год бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно. Юноши имеют право на зимний и летний отпуска (15 и 30 суток). Помимо этого, им выплачивается ежемесячная стипендия. Так, курсант 1-го курса будет получать более 2 000 рублей. Со 2-го курса, при достижении 18-летнего возраста, курсанты заключают контракт с командованием вуза на срок обучения, и первые пять лет службы на офицерских должностях после окончания вуза. С этого момента курсантам выплачивается повышенное денежное довольствие около 15 000 рублей.

Не стоит забывать и о том, что существует ряд льгот при поступлении в военные вузы.

Итак, если молодой курянин намерен сделать военную карьеру и получить престижный диплом, военный комиссариат Курской области всегда готов помочь ему в этом. За более подробной информацией можно обратиться по справочному телефону: 26-05-25.

На сегодняшний день в России работают 35 военных вузов. Как видите, выбор есть. Дело за малым – успешным поступлением.

Перечень вузов МО РФ, ФОИВ РФ

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»

(г. Москва)

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Благовещенск).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (г. Москва) военный институт (общевойсковой).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Новосибирск)

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Рязань).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Казань).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Кострома).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Тюмень).

ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал г. Санкт-Петербург).

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж).

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (филиал г. Краснодар).

ВУНЦ Военно-морского флот «Военно-морская академия» (г. Санкт-Петербург).

ВУНЦ Военно-морского флота «Военно- морская академия» (филиал г. Калининград).

ВУНЦ Военно-морского флота «Военно- морская академия» (г.Владивосток).

Военная академия РВСН (г. Москва).

Военная академия РВСН (филиал г. Серпухов, Московская область).

Военная академия воздушно-космической обороны (г. Санкт-Петербург).

Военная академия воздушно-космической обороны (филиал г. Смоленск).

Военная академия воздушно-космической обороны (филиал г. Ярославль).

Военная академия связи (г. Санкт-Петербург).

Военная академия связи (филиал г. Краснодар).

Военная академия (г. Москва)

Военная академия (филиал г. Череповец, Вологодская область). 22.Военный университет (г. Москва).

Военная академия материально-технического обеспечения (г. Санкт-Петербург).

Военная академия МТО (филиал г. Санкт-Петербург) военный институт

(Железнодорожных войск и военных сообщений).

Военная академия МТО (г. Санкт-Петербург) военный институт (инженерно-технический).

Военная академия МТО (филиал г. Вольск, Саратовская область).

Военная академия МТО (филиал г. Пенза).

Военная академия МТО (филиал г. Омск).

Военно-медицинская академия (г. Санкт-Петербург).

Военно-медицинская академия (г. Санкт-Петербург) военный институт

(физической культуры).

Вузы МВД РФ

Новосибирский военный институт ВВ МВД России (г. Новосибирск).

Саратовский военный институт ВВ МВД России (г. Саратов).

Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России (г. Санкт-Петербург).

Пермский военный институт ВВ МВД России (г. Пермь)

Вузы МЧС России

Академия гражданской защиты МЧС (г. Москва)