Как есенин относится к животным. А в ощур сочилась тихо кровь. " Древесные мотивы" лирики С. Есенина
Урок по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Образы животных в лирике С.А. Есенина»
Цели урока:
формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
развитие умения анализировать поэтический текст,
формирование собственного мировоззрения.
Задачи.
. Воспитательная: — воспитание доброты, сострадания, понимания неразделимости человека и природы.
. Образовательная: — продолжение обучения выразительному чтению и анализу поэтических произведений в единстве формы и содержания.
. Развивающая: — осуществление преемственности обучения путем развития эмоционального восприятия художественных текстов; понимания авторской позиции, умения выражать свою точку зрения.
Оборудование:
портрет поэта,
рисунки учащихся,
тексты стихотворений «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке»,
план анализа лирического стихотворения.
Ход урока
1. Оргмомент.
1. Обсуждение с учащимися смысла темы урока — Тема нашего урока – «Образы животных в лирике С.Есенина». Как вы думаете, чему или кому будет посвящен этот урок? Кто такие «наши меньшие братья»?
2. Беседа. — В каких произведениях среди персонажей вы встречали животных? (На доске после ответов учащихся А.Куприн «Слон», А.Платонов «Волшебное кольцо», И.Тургенев «Муму», К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Голуби», Б.Заходер «Вредный кот».),.
— Какие качества по отношению к животным проявляли герои этих произведений? Приведите примеры.
— С какими произведениями С.Есенина вы уже знакомы?
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться с творчеством С.Есенина, учиться анализировать стихотворения.Начнём с небольшой разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося «Животный мир в лирике Есенина».
В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Выразительное чтение.
Работа со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке».
1. Словарная работа. (На обратной стороне доски) Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.
2. Чтение стихотворения наизусть (подготовленный ученик).
3. Определение восприятия прочитанного: — Понравилось ли стихотворение? — Что запомнилось больше всего? — Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.
4. Чтение и анализ стихотворения.
. — Определение темы стихотворения (запись вариантов ответов на доске и выбор совместно с детьми наиболее удачной формулировки). — Какое ключевое слово помогает понять то, что собака счастлива, став матерью? («Ласкала») — Как долго продолжалась эта счастливая пора? (С утра до вечера) — С каким чувством описал Есенин горе собаки, потерявшей своих детей? (Сострадание, жалость) — В чем же поэтический замысел автора, т.е.какова главная мысль стихотворения? (Мать, потерявшая детей, всегда вызывает сострадание) — Какие средства выразительности помогают почувствовать это горе собаки, передать сострадание ей? Групповые задания.
I группа.
Определение лексических средств выразительности (синонимы «бежала, поспевая» — «плелась»)
II группа.
Определение тропов (эпитеты «хмурый (хозяин)», «(месяц) тонкий»; метафора «покатились глаза собачьи золотыми звездами на снег»; сравнение «как от подачки…»)
Каково значение многоточия в четвертой строфе? — Ответы представителей групп с объяснением своего выбора. — Какова же позиция автора? (Он сочувствует собаке, ее материнскому горю, осуждает ее хозяина). — Почему Есенин назвал стихотворение «Песнь о собаке»? Ведь слово «Песнь» говорит о том, что героя произведения воспевают. Чем вызвана такая торжественность? (Тема материнской любви, ее горя – это вечная тема, достойная сопереживания, преклонения) — Как же надо читать это стихотворение, чтобы передать и настроение, и авторскую позицию, и свое отношение к героям произведения? — Чтение стихотворения учащимся. — Как вы считаете, удалось ли чтецу передать при чтении все то, о чем мы говорили?
6.Анализ стихотворений «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст.
1.План анализа стихотворения.
— Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
— Настроение стихотворения.
— Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
— Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
— Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
— Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
— Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о: . Стихотворение пронизано:. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на: части, так как: . Звучание стихотворения создаёт: ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают: . В стихотворении мы словно слышим звуки: . Поэт хочет запечатлеть словами: . Для создания настроения автор (поэт) использует: . С помощью: поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя:, поэт создаёт образ: . Лирический герой этого стихотворения представляется мне: . : ассоциируется с: . Образ: вызывает ассоциации с: .
7. Выставка рисунков.
8. Итоги урока: в чем новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта? Какие мысли и чувства вызвали стихотворения? Какие приемы использовал автор для создания образов животных?
9. Домашнее задание:
выразительное чтение стихотворений, написать стихотворение про животных или сочинение- миниатюру о животных.
Образы животных в лирике С. Есенина.
Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."
Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.
В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин,
Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но
"новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.
В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях
"Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в
"лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами.
Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах… и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.
Думает грустную думу…
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь"
(подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам
Сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".
Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:
Та собака давно околела,
Но в ту же масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто – ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.
С этой болью я будто моложе
И хоть снова записки пиши.
Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.
Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(" В хате." , 1914)
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.
Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве.
У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.
Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н.
Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".
В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.
Погаснет день, мелькнув копной златою,
И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.
…Моего увел коня…
Конь мой – мощь моя и крепь.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.
…он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан…
("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),
но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".
В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)
"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как
"розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца.
Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох.
Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг
("Сукин сын". 1924 г.)
В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.
Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь…
Меня встрел молодой ее сын.
Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
("Русь". , 1914 г.)
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.
Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора – сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления – мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов
– это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.
Вот, например, образ луны:
" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных.
Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, //
Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;
по близости и сходству функций:
Как птицы, свищут версты
Из – под копыт коня…
("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;
по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
("Письмо к женщине". , 1924 г.)
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.
("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
("Осень". ,1914 – 1916 г.)
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она
"чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц –
"ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – " белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.
Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Управление Образования Администрации Города Хабаровска.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №15 с углубленны м изучением отдельных предметов
Реферат
По литературе
«Образы животных в лирике С.Есенина»
Выполнил
Ученик 11В класса
Мокшин К.Э.
Проверила
Акишева В.Н
Хабаровск
2008 год
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я считаю, что актуальность выбранной темы не ставится под сомнение, потому что животные с очень и очень давних времен присутствуют жизни людей.
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе "нового времени", в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.
Среди прочих деятелей культуры, использующих в своих произведениях образы животных, С.Есенин выгодно отличается тем, что он «выходец и крестьянской семьи», он не понаслышке знает о значимости животных в этом слое общества.
В своем реферате я опираюсь на воспоминания современников, на анализ известных произведений Сергея Есенина, на основании которых я хочу раскрыть тему животных в лирике поэта.
Вот об этом, и о связи людей с окружающим миром посредством их отношения к животным, о важности взаимодействия человека с животными, о том, как поэт раскрывает образы животных, чтобы показать образ русского человека, отдельные этапы жизни русского человека и пойдет речь в моем реферате.
ОБРА ЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
“Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству”.
Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.
В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но Сергей Есенин вновь вводит мотив "братства человека и животного". В его поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка.
Отношения обнаруживают черты семейного уклада.
В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)
У поэта наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что, рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного
дряхлая, выпали зубы,
свиток годов на рогах…
и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.
Думает грустную думу…
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам-сукам" и "братьям-кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".
Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:
Та собака давно околела,
Но в ту же масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто - ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.
С этой болью я будто моложе
И хоть снова записки пиши .
Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.
Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(" В хате." , 1914)
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.
Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.
Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и мифическое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".
В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы". Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.
Погаснет день, мелькнув копной златою,
И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.
…Моего увел коня…
Конь мой - мощь моя и крепь.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.
…он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан…
("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),
но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем, поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".
В стихотворении 1920 года "Сорокоуст" Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)
"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох.
Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг
("Сукин сын". 1924 г.)
В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.
Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь…
Меня встретил молодой ее сын .
Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
("Русь". , 1914 г.)
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.
Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.
Вот, например, образ луны:
"Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается".
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. ("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;
по близости и сходству функций:
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня…
("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;
по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
("Письмо к женщине". , 1924 г.)
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:
Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.
("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
("Осень". ,1914 - 1916 г.)
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушка ", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица" , печь - "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: "красный конь" - символ революции, "розовый конь" - образ молодости, "черный конь" - предвестник смерти.
Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
Заключение
На основании проведенного мной анализа критических статей о творчестве С.Есенина, отзывов поэте современников, я задавшись целью изучить и раскрыть своеобразие лирики поэта о животных, собралво едино все данные по данному вопросу и могу с уверенностью говорить о том на сколько точно и довольно уникально Сергей Есенин изобразил важность взаимоотношений человека и живоотного, отдельных этапов жизни и образ русского крестьянина того времени.
Список использованной литературы
Сергей Есенин ; Собрание сочинений в двух томах; Том 1;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.
Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 2;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.
«Жизнь Есенина»; Рассказывают современники; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1988 год.
И.С.Эвентов; Сергей Есенин - Биография поэта; Москва; Издательский дом - «Просвещение»; 1987 год.
О Есенине; «Стихи и проза писателей современников поэта»; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1990 год.
Подобные документы
Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.
курсовая работа , добавлен 23.04.2003
Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.
презентация , добавлен 09.01.2013
Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.
презентация , добавлен 21.12.2011
Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.
контрольная работа , добавлен 04.01.2012
Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.
презентация , добавлен 22.01.2012
Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Яркие образы погоды и времен года в есенинских стихах. Особенности родных мест в поздней лирике поэта.
реферат , добавлен 17.11.2009
Двойственность натуры поэта: стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность. Семейные традиции, образование Сергея Есенина. Гениальный поэт ХХ века. Способность к воображению, интерес к народному творчеству. Образ Родины в лирике поэта.
реферат , добавлен 12.03.2012
Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.
курсовая работа , добавлен 21.11.2008
Тематика произведений Сергея Есенина и фольклорные традиции в лирике поэта. Особенности изображения автором любви к русской природе и своей родине в целом. Рассмотрение стихов Есенина в контексте песен: частушки и романсы, современные музыкальные жанры.
курсовая работа , добавлен 11.04.2015
Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.
Страница 1
Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."
Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник. Цена купить сайдинг под кирпич Краснодар http://msk.panelizodiac.ru/blog/54-sayding/ .
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.
В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.
В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.