Какие окончания относятся к 1 склонению. Падеж и склонение имен существительных. Падежи имен существительных
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой ориентировке. Программа по социально - бытовой ориентировке предназначена для учащихся общеобразовательных классов школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
У детей замедлены и заметно отстают от нормы развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, то это обстоятельство учитывается при осуществлении инклюзивное (коррекционное) обучение с данными учениками. Учитываются особенности физического и умственного состояния детей.
Социальная ориентировка представляет собой механизм социализации, позволяющий учащимся принимать активное участие в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Таким образом, формирование социально - бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.
При проведении занятий по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. Общее количество часов в год - 34 часа.
Цель программы:
Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Задачи программы:
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формирование представления о чистоте и порядке в помещении.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.
Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.
Воспитание позитивных качеств личности.
Развитие умений, необходимых для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)
п/п | Название темы | Количество часов |
Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении программы «Социально-бытовая ориентировка ». | ||
Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний). | ||
Осанка - стройная спина. | ||
Уход за волосами. Причёски. | ||
Виды одежды и головных уборов, их назначение. | ||
Виды обуви, их назначение, уход за обувью. | ||
Правила выбора обуви и одежды. | ||
Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека. | ||
Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита. | ||
Заваривание чая. Лесные чаи. | ||
Приготовление бутербродов. | ||
Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки. | ||
Сервировка стола к завтраку. | ||
Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? | ||
Поведение в общественном месте. | ||
Поведение дома, в кафе, столовой | ||
Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека. | ||
Музыка. Великие композиторы. Домашние аудиоколлекции. | ||
Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии. | ||
Уроки городской безопасности | ||
Осторожно-огонь! Правила противопожарной безопасности. | ||
Виды жилых помещений в городе, деревне. | ||
Правила уборки комнаты. Уроки Золушки. | ||
Рациональная расстановка мебели в комнате. Интерьер. | ||
Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого? | ||
Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. | ||
Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине. | ||
Экскурсия в продовольственный магазин. | ||
Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений. | ||
Экологический рейд на природу | ||
Уход за саженцами. | ||
Посадка деревьев и кустарников на территории школы. | ||
Всего: | 3 4 |
Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 8 «Г» (ОВЗ) класса
п/п | Название темы | Количество часов |
Уход за руками и ногами. | ||
Правила закаливания. | ||
Полезные и вредные привычки. | ||
Повседневная и регулярная уборка. Пылесос. | ||
Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна. | ||
Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями. | ||
Наш двор. Осенние работы на участке. | ||
Экология жилища | ||
Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля. | ||
Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля. | ||
Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину. | ||
Питание человека. Овощи, приготовленные на пару | ||
Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков. | ||
Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей. | ||
Уход за сезонной одеждой и обувью. | ||
Телефон. Телефонная книга. Правила пользования. | ||
Культура речи. Телефон доверия. | ||
Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье. | ||
Организация семейных праздников. | ||
Основы безопасности жизнедеятельности человека | ||
Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах | ||
Пешеход. Безопасность пешехода | ||
Безопасное поведение в бытовых ситуациях | ||
Экскурсия на общественном транспорте | ||
Экскурсия в музей | ||
Здоровье и его главные законы. | ||
Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест) | ||
Рациональное питание | ||
Город и мы. Дисциплина улицы. | ||
Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке | ||
Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение? | ||
Как научиться хорошим манерам? | ||
Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней. |
Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 9 «В» (ОВЗ) класса
п/п | Название темы | Количество часов |
Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды). | ||
Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. | ||
Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности). | ||
Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение). | ||
Основы современного этикета. | ||
Правила гостеприимства. | ||
Подарки. | ||
Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора. | ||
Мы христиане. Заповеди. Посты. Праздники. | ||
Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность. | ||
Роль и место обеда в дневном рационе питания. | ||
Приготовление первых блюд. | ||
Салаты - основа питания. Приготовление салатов. | ||
Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. | ||
Виды мебели и уход за ней. | ||
Генеральная уборка жилого помещения. | ||
Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом. | ||
Обустройство гостиной и прихожей комнат. | ||
Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции. | ||
Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет. | ||
Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства. | ||
Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. | ||
Экскурсия в Сбербанк | ||
Взаимоотношения с родителями. | ||
Самооценка. Ответственность за себя. | ||
Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр. | ||
Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду... | ||
Уход за больными в домашних условиях. | ||
Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики). | ||
Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. | ||
Профилактика пожаров в повседневной жизни. | ||
Посещение ЦЗН с целью получения профконсультаций в выборе профессий и рода трудовой деятельности с учётом личностных качеств. | ||
Всего: |
Человек – существо общественное, или – выражаясь по-научному – социальное. Необходимость выживания в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в условиях социума делает человека тем, что называется личностью.
Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.
Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.
Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).
Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.
Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.
Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.
Учитель СБО, Онучина Вера Васильевна.
Слайд 2
С Б О
- Социализация
- Ориентировка
Слайд 3
Социализация отношений
- Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и социальных ролей.
- Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
Слайд 4
Быт
- Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура общения.
Слайд 5
Ориентировка
- Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с окружающим обществом.
Слайд 6
Три группы знаний, умений и навыков накопления социального опыта
Слайд 7
1. Социально-бытовая адаптация
- Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
Слайд 8
2.Формирование личности
- Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость, умение разрешать проблемы, общение.
2.Формирование личности
Слайд 9
3.Социально- трудовая адаптация
- Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.
Слайд 10
Темы уроков
- Внешний вид
- Торговля
- Питание
- Трудоустройство
- Учреждения, организации
- Средства связи
- Жилище
- Семья
- Личная гигиена
- Бюджет
- Транспорт
- Культура поведение
- Медицинская помощь
Слайд 11
Слайд 12
1.Определить данного урока в системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с ранее усвоенным.
- С предыдущей темой
- С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
- место
Слайд 13
2. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение его конечных результатов.
Цель должна формировать способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:
Полнотой содержания,
- временной определённостью
- реальностью
- побудительностью
Слайд 14
3. Использовать приёмы и методы, адекватные поставленным задачам.
Демонстрация
- практическая работа
- самостоятельные работы
- экскурсии
- ролевые ситуации
- работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами.
Слайд 15
4. Оборудование, наглядность, технические средства должны соответствовать цели и задачам урока.
Приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.
Слайд 16
5. Использовать урок для формирования положительных качеств личности
Для решение воспитательных задач:
Воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие и аккуратность;
- формировать настойчивость и терпение
- способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.
Слайд 17
Слайд 18
Образовательная
- Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
- Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
Слайд 19
Коррекционно-развивающая
Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов
Целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)
Слайд 20
Воспитательная
Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.
Слайд 21
Слайд 23
Устный рассказ
Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа.
Без использования наглядности
- с использованием наглядности
- с использованием технических средств обучения
Слайд 24
Беседа
- Вопросно-ответная форма
Главное, правильно сформулировать вопрос, чем побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся умение выражать свои мысли в устной речи
Хорошо продумать вопросы (видоизменять их, варьировать ими).
Ответы должны быть по существу, правильными, полными (при ошибках исправлять и повторять)
Слайд 26
Лабораторный метод
Практическая работа:
- Реакция соды и уксуса
- Плавление синтетики при нагревании
- Приготовление маринада
- Нарезка хлеба
- Приготовление дрожжевого теста
- Чистка мягкой мебели
- Правила личной гигиены
- И многое другое…….
Слайд 27
Упражнения в виде записей и графических работ
Ведение тетрадей по СБО (с 5-го по 9-ый класс):
- Краткость, чёткость
- Схематичность
- Зарисовки
- Оформление тетрадей картинками
- Вклеивание бланков, копий документов..
Слайд 28
Упражнения в применении полученных знаний
Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы:
- Многократные упражнения
- Применение знаний на практике
- Видоизменённые варианты (выведение пятен, приготовление консервации, заполнение документов, написание адреса….)
Слайд 29
Метод проверки знаний
Различные способы и виды проверочных работ:
Технологические карты
- тесты
- опросники
- игровые ситуации
- практические индивидуальные и групповые работы
Слайд 30
Слайд 31
УЧИТЫВАТЬ
- индивидуальные особенности учащихся
- зону проживания
- время года
- оснащённость кабинета
ПРОДУМАТЬ
- Связь с темой пройденного материала
- Мотивационный момент
- Подбор образовательной технологии
- Записи и задания в тетради и на доске
- Словарный материал
- Связь с другими учебными предметами
Слайд 32
Слайд 33
- Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
- Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
- Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
- Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
- Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
- Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
Слайд 34
Слайд 35
- Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на другой.
- Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление, повышение авторитета учащихся.
- Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала.
- Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
- Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
- Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
- Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
- Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
- Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
Слайд 36
" Важнее социальной адаптации в мире нет и не может быть..."
"Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе.
Посмотреть все слайды