Болезни Военный билет Призыв

Каким опытом доказать наличие ферментов в слюне. Вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение. Условия опыта Результаты опыта Выводы

В школьной программе 8 класса по биологии есть тема о пищеварении. По окончании работы над этой темой каждому ученику должно стать понятно, что пища начинает обрабатываться с того самого момента, как она только попадает в ротовую полость. И первыми при обработке пищи являются процесс зубами и воздействие ферментов слюны на попавшую в рот еду.

Воздействие слюны на крахмал называют ферментативным гидролизом. Так как сам крахмал является веществом инертным, то эта реакция происходит под воздействием тепла и катализатора. Им в данный момент является фермент амилаза, находящийся в человеческой слюне. Именно он расщепляет крахмал на более мелкие составляющие, в частности, декстрины.

Этот процесс каждый человек ощущает про долгом пережёвывании крахмалосодержащих продуктов, коим является, например, хлеб. Ведь через некоторый промежуток времени можно ощутить что свидетельствует о том, что гидролиз крахмала начался, и он постепенно распадается на углеводы. Одним из важнейших углеводов для человеческого организма является глюкоза.

При окислении её в каждой клетке человеческого организма образуется вода и углекислый газ. Также эта реакция сопровождается выделением энергии, столь необходимой для функционирования всех органов. Лишняя глюкоза, получившаяся при превращается в питательное вещество гликоген, который откладывается "про запас" в печени.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать это детям, предлагается проделать лабораторную работу «Воздействие слюны на крахмал».

Урок биологии, на котором учитель планирует провести лабораторную работу «Воздействие слюны на крахмал», рекомендуется начать с Учащимся предлагаются следующие вопросы:

  1. Какие продукты питания употребляет человек?
  2. Какие питательные вещества входят в состав необходимой для человека пищи?
  3. Что называют пищеварением?
  4. Каковы основные этапы пищеварения?
  5. Какие пищеварительные железы участвуют в работе во время приёма пищи?
  6. Что происходит во рту в то время, когда человек ест?
  7. В чём заключаются основные функции зубов и языка во время приёма пищи?
  8. Из чего состоит слюна?
  9. Какова функция слюны в пищеварении?
  10. Какие процессы происходят в желудке? В чём заключается роль желудочного сока?
  11. Какие процессы происходят в двенадцатипёрстной кишке?
  12. В чём заключается роль желчи и поджелудочного сока?
  13. Какова функция тонкого кишечника?
  14. Какие процессы происходят в толстом кишечнике?

Во время этого опроса уже формулируется основные функции слюны в пищеварительной системе. И по окончании фронтальной беседы учитель ставит перед детьми цель лабораторной: выяснить опытным путём, в чём заключается воздействие слюны на крахмал, и отметить, каковы условия, при которых слюнные ферменты активны.

Для проведения лабораторной работы необходимо предложить ученикам нарезанную кусками размером в квадратный дециметр накрахмаленную марлю, ватную палочку, миску, водный раствор аптечного йода. Раствор можно предложить ребятам сделать самостоятельно, капнув несколько капель йода в воду. Жидкость должна иметь цвет крепкого чая. Хотя для экономии времени вполне допустимо выдать детям уже готовый раствор. Процесс приготовления его подростками не даст никакого обучающего эффекта для поиска ответов на вопросы по теме «Действие слюны на крахмал».

Ватную палочку нужно смочить слюной и написать на кусочке накрахмаленной марли какую-либо букву. Затем кусочек накрахмаленной марли следует немного погреть в руках - это активизирует работу ферментов, которые начинают своё воздействие на крахмал. Потом обработанный таким образом кусок марли надо опустить в йодную воду.

То место, куда была нанесена слюна, останется белым, а весь остальной участок окрасится в синий цвет. То есть на синем фоне будет изображена белая буква. Почему это произошло? Слюна успела разложить крахмал на составные части, частично превратившись в глюкозу. Йод же не оказывает действия на глюкозу, поэтому написанная слюной буква не синеет.

После проведения опыта ребята в тетрадь записывают ход лабораторной работы «Действие слюны на крахмал. Вывод». Можно предложить конкретные вопросы, которые помогут сделать необходимые выводы из этого опыта.


№ пробирки Содержимое пробирки Температурные условия Цвет раствора после добавления йода, реактива Фелинга Содержание
сахара крахмала
1. Крахмальный клейстер + 1 мл натуральной слюны Водяная баня (38 ¾40 0 С)
2. Крахмальный клейстер + 1 мл прокипяченной слюны Водяная баня (38 ¾40 0 С)
3. Крахмальный клейстер + 1 мл слюны + 1 мл соляной кислоты Водяная баня (38 ¾40 0 С)
4. Крахмальный клейстер + 1 мл дистиллированной воды Водяная баня (38 ¾40 0 С)
5. Крахмальный клейстер холод
6. 1 мл слюны холод

Контрольные вопросы. Состав слюны? Каково ферментативное действие слюны? Какие оптимальные условия ферментативных реакций?

Работа 2. Реакция слюнных желез на некоторые раздражители.

Задача:изучить количество и консистенцию слюны на различные пищевые отвергаемые раздражители.

Пищеварение происходит под влиянием различных пищеварительных секретов. Каждый из них содержит набор биологических катализаторов – ферментов, которые действуют лишь на определенные органические соединения, расщепляя их до более простых.

Отделение слюны происходит постоянно. Только количество ее в период приема пищи или даже при упоминании о ней, значительно увеличивается.

Различно количество слюны и в зависимости от характера раздражителя, качества принимаемой пищи. Особую реакцию слюнных желез вызывают условно-рефлекторные раздражители.

При употреблении в пищу сухих продуктов или содержащих экстрактивные вещества (например, соль) выделяется более жидкая слюна. При употреблении сметаны, молока, сахара – слюна содержит больше муцина и поэтому приобретает характер вязкой, тягучей консистенции.

Вместе с пищевыми продуктами в полость рта может попасть большое количество соли, горчицы, а также неперевариваемые, отвергаемые вещества: песок, камешек и т.д., на которые организм реагирует повышенной саливацией (слюноотделением).

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.Штатив с пробирками, секундомер, лимон, сахарная пудра, молоко, хлебные сухари, хорошо обработанные спиртом мелкие речные или морские камешки, поваренная соль.

Порядок выполнения работы.Перед началом работы определите вязкость слюны. После чего к разведенной водой слюне испытуемого добавьте несколько капель слабой уксусной кислоты, слюна теряет прежнюю вязкость, вследствие осаждения муцина (в виде белого слизистого осадка).

Испытуемому демонстрируют кусочек лимона, который ему предстоит съесть. Засекают время и определяют интенсивность саливации в течение 2-3 минут. Изучают вязкость выплюнутой слюны. После этого дайте испытуемому выпить стакан молока. Определите характер и интенсивность саливации.

Из отвергаемых веществ предлагают чистые речные камешки. Аналогичным способом определяют консистенцию и количество выделяемой слюны.

Оформление протокола.Охарактеризуйте саливацию на различные пищевые и отвергаемые раздражители. Сделайте анализ полученных результатов. Выводы запишите в тетрадь.

Контрольные вопросы.Какова вязкость и прозрачность слюны? Каков механизм условно-рефлекторной регуляции слюноотделения?

Работа 3. Определение саливации у человека.

Задача: определить объем саливации.

Саливация – секреторная деятельность слюнных желез. Ее обеспечивают парные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные), а также мелкие железы ротовой полости (губные, щечные, небные, язычные и десенные). Саливация играет важную роль в обеспечении переработки и всасывания пищевых веществ, поддержании гомеостаза, осуществлении выделительной, эндокринной и защитной функций. Мелкие слюнные железа секретируют постоянно, увлажняя слизистую оболочку ротовой полости. Крупные слюнные железы усиливают саливацию при действии условных пищевых раздражителей и под влиянием безусловных раздражителей рецепторов ротовой полости. У человека саливация способствует осуществлению речевой функции.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.Марлевые салфетка, пинцет, бюксы, лимон, клюква, сахар.

Порядок выполнения работы. Взвешиваем четыре марлевые салфетки (5х5 см, сложенные вчетверо) и помещаем в бюксы.

1. Оценка основного слюноотделения.

Кладем пинцетом на спинку языка марлевую салфетку и закрываем ром. Через 2 мин салфетку переносим в бюкс.

2. Влияние задержки дыхания.

Кладем на спинку языка на 2 мин новую марлевую салфетку и задерживаем на максимально долгий срок дыхание.

3. Значение второй сигнальной системы.

В течение 2 мин, когда новые марлевые салфетки будут находиться на спинке языка испытуемых, с увлечением рассказываем о свойствах пищевых продуктов, вызывающих обильное слюноотделение (например, о лимоне).

4. Действие первой сигнальной системы.

Помещаем на спинку языка марлевую салфетку на 2 мин. В это время берем на блюдечке клюкву, разминаем ее ложкой и посыпаем сахаром. Закончив собирание четырех порций слюны, взвешиваем салфетки и вычисляем прирост их массы.

Оформление протокола.

Составляем таблицу в соответствии с приведенным примером.

Сделайте выводы.

Контрольные вопросы.Как влияет задержка дыхания на саливацию у человека? Почему наблюдается обильное слюноотделение при рассказе о лимоне? Как первая сигнальная система на саливацию?

Работа 4. Изучение ферментных свойств желудочного сока. Расщепление фибрина.

Задача: пронаблюдать расщепление белка фибрина ферментами желудочного сока.

В желудочном соке наряду с другими содержится протеолитический фермент – пепсин, который расщепляет белки до альбумоз и пентонов. Пепсин выделяется железами желудка в неактивной форме в виде пепсиногена и в присутствии соляной кислоты активизируется, превращается в пепсин. С возрастом активность его постепенно снижается.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Штатив с пробирками, стеклограф, пепсин или натуральный желудочный сок, фибрин, 0,5% раствор соляной кислоты, карбонат кальция или 0,5% раствор бикарбоната натрия, водяная баня, термометр, спиртовка, лакмусовая бумага, дистиллированная вода.

При работе с натуральным желудочным соком часть сока нейтрализуйте прибавлением карбоната кальция или 0,5% раствора соды. Создайте слабощелочную реакцию, ее показателем будет синеватое окрашивание красной лакмусовой бумаги.

При работе с пепсином приготовьте нейтральный и кислый растворы, для чего часть пепсина растворите в воде (из расчета 3-4 г на 1 л воды), а часть – в 0,5% растворе соляной кислоты.

Порядок выполнения работы.

Приготовьте 4 пронумерованные пробирки и налейте в них: в пробирку №1 – 2-3 мл кислого желудочного сока (или пепсина), в пробирку №2 – 2-3 мл тщательно прокипяченного желудочного сока, в пробирку №3 – 2-3 мл нейтрального желудочного сока (или раствора пепсина в воде), в пробирку №4 – 2-3 мл 0,5% раствора соляной кислоты.

Проверьте с помощью лакмусовой бумаги реакцию среды в каждой пробирке. Положите в каждую пробирку по небольшому одинаковому кусочку фибрина (0,2-0,3г). поставьте пробирки на 20 мин в водяную баню при температуре 38-40ºC.

Наблюдайте за ходом опыта, отмечая, что происходит с фибрином в каждой пробирке. Отметьте, что фибрин полностью исчез в пробирке №1, так как произошло его расщепление на растворимые соединения – альбумозы и пентоны. В пробирке №2 и №4 фибрин лишь набухает под влиянием соляной кислоты. В пробирке №2 фермент разрушен кипячением, а в пробирке №4 его нет. В пробирке №3 фибрин совсем не изменился, так как кислота нейтрализована, а в нейтральной среде пепсин не действует.

Оформление протокола.

Результаты опыта внесите в таблицу (табл.) и проанализируйте их. Отметьте, в какой пробирке фибрин полностью растворился, где он только набух, а где остался без изменений.

Результаты опыта по изучению ферментативных свойств желудочногосока

Контрольные вопросы. Уточните, почему в первой пробирке не стало фибрина? Почему набухает белок под влиянием соляной кислоты в пробирках №2 и №4? Почему пепсин неактивен в нейтральной среде? Какой момент опыта убеждает Вас в том, что переваривание белка желудочным соком – процесс ферментативный?

Работа 5. Влияние желудочного сока на белки молока.

Задача: провести качественную реакцию на определение химозина в желудочном соке.

В желудочном соке содержится фермент химозин (или сычужный фермент), створаживающий белки молока. Особенно много его у детей грудного возраста. С годами количество химозина уменьшается.

Действие данного фермента на белки молока легко обнаружить в эксперименте: он действует и в кислой, и в нейтральной среде.

Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента.

Штатив с тремя пробирками, спиртовка, водяная баня, термометр, натуральный желудочный сок, карбонат кальция, 0,5% раствор бикарбоната натрия, молоко, красная лакмусовая бумага, стеклограф.

Порядок выполнения работы.

5 мл желудочного сока доведите до щелочной или слабо нейтральной реакции добавлением карбоната кальция или раствора бикарбоната натрия. Полученный раствор отфильтруйте.

Приготовьте 3 пронумерованные пробирки. Налейте в них: в пробирку №1 – 0,5 мл натурального желудочного сока, в пробирки №2 и №3 – по 0,5 мл желудочного сока, обработанного карбонатом кальция (нейтрального). Содержимое пробирки №3 тщательно прокипятите.

Добавьте во все пробирки по 5 мл молока и поставьте их в водяную баню при температуре 38-40°C. Наблюдайте за ходом опыта.

Створаживание молока быстро происходит в пробирке №1, где химозин действует в кислой среде, а не в пробирке №2, где он находится в нейтральной среде. В пробирке №3, где фермент разрушен кипячением, створаживание отсутствует.

Оформление протокола. Результаты опыта зафиксируйте в таблице (табл.) и объясните их.

Результаты опыта по изучению условий переваривания белков молока ферментами желудочного сока

Сравните условия, при которых сохраняется ферментативная активность пепсина и химозина?

Контрольные вопросы. Объясните механизм действия химозина в кислой и нейтральной среде? Как влияет кипячение желудочного сока на створаживание молока?

марли(бинт),крахмал,спички,вата,чашка блюдца с йодной водой и стакан с чистой водой.

1)Накрахмальте куски марли или бинта накануне опыта:

Разведите раствор крахмала в следущей пропорции: половину чайной ложки на стакан воды

Доведите до кипения

Опустите куски марли или бинта в крахмальный раствор

Высушите.

2) Возьмите кусок накрахмаленной марли или бинта

3)Возьмите кусок ваты и намотайте его на спичку

4)Смочите вату слюной и напишите на куске марли букву К

5)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое.____________________________________________

6)Возьмите другую спичку,намотайте на неё вату и смочите водой.

7)Напишите ту же букву на другом куске марли или бинта

8)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое___________________________________

9)Результаты занесите в таблицу.

СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ

Условия опыта Результаты опыта Выводы

Крахмал+слюна(опыт)

____________________

Крахмал+вода(контроль)

_____________________

О функциях слюны в пищеварительной системе человека. _______________________________________________

Цель: Изучить воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, раствор йода

Ход работы

Крахмал плюс слюна(температура тела, слабощелочная среда): Результат йодно-крахмаленой реакции: Белое пятно на синем фоне Вывод: Ферменты слюны расщепляют крахмал

Крахмал плюс вода(температура тела): Результат йодно-крахмаленой реакции- Вся марля имеет синее окрашивание. Вывод: Вода не расщепляет крахмал

Крахмал плюс слюна(0 С): Результат йодно-крахмаленой реакции- Вся марля имеет синее окрашивание. Вывод: Ферменты слюны активны при температуре тела. При охлаждении их активность теряется.

Общий вывод: На крахмале имеется качественная реакция йодом. Ферменты слюны рассщепляют крахмал до глюкозы при температуре тела в слабощелочной среде.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

На какие царства ученые делят живую Природу? Что общего в строении всех живых организмов? Чем растения отличаються от животных? Как питаються растения?

Перечислите основыне признаки живого? Что такое обменя веществ? В чем сущность питания? Что такое раздражимость? Почему движения животных отличаються от движения растений? Какова роль выделения в жизни организмов?

Читайте также

Опыт: Расщепление веществ в ротовой полости Цель: Доказать что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Что потребуется: Куски марли(бинт),крахмал,спички,вата,чашка блюдца с йодной водой и стакан с чистой водой.

1)Накрахмальте куски марли или бинта накануне опыта:

-Разведите раствор крахмала в следущей пропорции: половину чайной ложки на стакан воды

-Доведите до кипения

-Опустите куски марли или бинта в крахмальный раствор

-Высушите.

2) Возьмите кусок накрахмаленной марли или бинта

3)Возьмите кусок ваты и намотайте его на спичку

4)Смочите вату слюной и напишите на куске марли букву К

5)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое.____________________________________________

6)Возьмите другую спичку,намотайте на неё вату и смочите водой.

7)Напишите ту же букву на другом куске марли или бинта

8)Опустите марлю в йодную воду.Достаньте и отожмите.Опишите наблюдаемое___________________________________

9)Результаты занесите в таблицу.

СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ

Условия опыта Результаты опыта Выводы

Крахмал+слюна(опыт)

____________________

Крахмал+вода(контроль)

_____________________

Выводы:

О функциях слюны в пищеварительной системе человека._______________________________________________

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость:

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

Помогите с тестом пожалуйста 8 класс "Пищеварение" 1. Отдел пищеварительной системы, где начинается расщепление углеводов. а) Ротовая полость; б) пищево

д; в) желудок; г) двенадцатиперстная кишка. 2. Желчный проток открывается в: а) толстую кишку; б) пищевод; в) желудок; г) двенадцатиперстную кишку. 3. Поджелудочная железа продуцирует следующие ферменты: а) протеазы (воздействуют на белки); б) липазы (воздействуют на жиры); в) амилазы (воздействуют на углеводы); г) все верно. 4. Наиболее активное переваривание жиров происходит в: а) ротовой полости; б) желудке; в) тонкой кишке; г) толстой кишке. 6. Установите соответствия между названиями органов и процессами, происходящими в них. Названия: А) Тонкий кишечник Б) Ротовая полость Процессы: 1 Механическая переработка пищи 2 Полное расщепление углеводов 3 Частичное расщепление углеводов 4 Белки расщепляются на фрагменты 5 Расщепление белков до аминокислот 6 Всасывание воды 7 Передвижение пищевого кома 8 Всасывание

1)В ротовой полости начинается расщепление:

Выберите один ответ:
a. минеральных солей
b. белков
c. крахмала
d. воды

2)Протоки печени открываются в:
Выберите один ответ:
a. желудок
b. двенадцатиперстную кишку
c. пищевод
d. тонкую кишку

3)Протоки поджелудочной железы открываются в:
Выберите один ответ:
a. тонкую кишку
b. пищевод
c. двенадцатиперстную кишку
d. желудок

4)Желчь вырабатывается:
Выберите один ответ:
a. железами желудка
b. печенью
c. поджелудочной железой
d. железами кишечника

5)Всасывание питательных веществ происходит в основном в:
Выберите один ответ:
a. желудке
b. печени
c. пищеводе
d. тонком кишечнике

6)Желчь:
Выберите один ответ:
a. расщепляет белки
b. расщепляет жиры
c. расщепляет углеводы
d. облегчает переваривание жиров

7)Ферменты поджелудочной железы расщепляют:
Выберите один ответ:
a. только белки
b. белки, жиры, крахмал
c. только жиры
d. только крахмал

8)Значение дыхания

a. выделение продуктов обмена
b. газообмен
c. движение
d. окисление органических веществ

9)Процесс звукообразования в гортани происходит благодаря:
Выберите один или несколько ответов:
a. голосовой щели
b. щитовидному хрящу
c. надгортаннику
d. голосовым связкам

10)Функциональные структуры легких:
Выберите один или несколько ответов:
a. ветвящиеся бронхи
b. плевра, покрывающая легкие
c. альвеолы, оплетенные капиллярами
d. капилляры легких

11)Дыхательный центр находится в
Выберите один ответ:
a. продолговатом мозге
b. коре головного мозга
c. спинном мозге
d. мозжечке

12)Ткань состоит из
Выберите один ответ:
a.органов и полостей
b.органов и межклеточного вещества
c. клеток и межклеточного вещества
d.органоидов и мембран

13)К выделительной системе органов относят:
Выберите один ответ:
a. слюнные железы
b. кожу
c. почки
d. легкие

14)Структурной и функциональной единицей выделительной системы считают:
Выберите один ответ:
a. дерму
b. альвеолы
c. нейрон
d. нефрон

Выберите правильный ответ:

1
К пищеварительной системе относят:
А) Пищеварительную трубку и печень
Б) печень и селезенку
В) селезенкуи и поджелудочную железу
Г) поджелудочную железу и гортань
Д) все верно
2
Энергию для осуществления жизненных процессов, человек получает из пищи.Ее источником служат вещества:
А) Неорганические
Б)Органические
В)органические и неорганические
3
Для человека типично пищеварение:
А) Внутриклеточное и внутриполостное
Б)внутриполостное и пристенное (мембранное)
В)внеклеточное внешнее и внутриклеточное
Г)пристенное
Д)внутриклеточное
4
Отдел пищеварительной системы, где начинается расщепление углеводов:
А) Ротовая полость
Б)Пищевод
В)Желудок
Г)двенадцатиперстная кишка
Д)тощая кишка
5
Переваривание белков в желудке возможно, если пищеварительный сок имеет среду:
А)Щелочную и содержит амилазу
Б)кислую и содержит липазу
В)кислую и содержит амилазу и липазу
Г)кислую и содержит пепсин
6
Жёлчный проток открывается в:
А)пищевод
Б)желудок
В)двенадцатиперстную кишку
7
Некоторые микроорганизмы толстой кишки продуцируют:
А)витамины и аминокислоты
Б)аминокислоты и сахарозу
В)Сахарозу и глицерин
8
Поджелудочная железа продуцирует ферменты:
А)Протеазы (воздействуют на белки)
Б)Липазы (воздействуют на жиры)
В)амилазы (воздействуют на сахара)
Г)Все верно
10
Аппендицит -заболевание кишечника на уровне:
А)двенадцатиперстной кишки
Б)тощей кишки
В)толстой кишки
Г)прямой кишки близ заднего прохода
11
Поступление жёлчи в двенадцатиперстную кишку - процесс периодический. Сильными возбудителями жёлчевыделения являются:
А)Желток яйца, мясо, жиры
Б)Молоко, мясо, хлеб
В)Мясо. хлеб, жиры
Г)Хлеб, картофель, молоко
Д)Жиры, картофель, желток яйца, хлеб
12
Водорастворимые витамины -это
А) В, С
Б) А, В, Е
В) А, Е, К
Г) Е, К, В

Вы находитесь на странице вопроса "Опыт: Расщепление веществ в ротовой полости Цель: Доказать что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Что потребуется: Куски ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Для поддержания жизнедеятельности, в первую очередь, людям требуется пища. Продукты содержат массу необходимых веществ: минеральные соли, органические элементы и воду. Питательные компоненты – это строительный материал для клеток и ресурс для постоянной активности человека. При распаде и окислении соединений выделяется определенное количество энергии, которое характеризует их ценность.

Начинается процесс переваривания в ротовой полости. Продукт обрабатывается пищеварительным соком, воздействующим на него с помощью содержащихся ферментов, благодаря чему еще при жевании сложные углеводы, белки и жиры трансформируются в молекулы, которые всасываются. Пищеварение – непростой процесс, требующий воздействия на продукты множества компонентов, синтезируемых организмом. Правильное пережевывание и переваривание – это залог здоровья.

Функции слюны в процессе пищеварения

К пищеварительному тракту относится несколько основных органов: полость рта, глотка с пищеводом, поджелудочная железа и желудок, печень и кишечник. Слюна выполняет множество функций:

Что происходит с пищей? Основная задача субстрата во рту – участие в переваривании. Без него некоторые виды продуктов не расщеплялись бы организмом или были опасны. Жидкость смачивает пищу, муцин склеивает ее в комок, подготавливая к проглатыванию и движению по пищеварительному тракту. Она вырабатывается в зависимости от количества и качества пищи: для жидкой еды меньше, для сухой - больше, а при употреблении воды не образуется. Жевание и слюноотделение можно отнести к важнейшему процессу организма, на всех этапах которого происходит изменение употребляемого продукта и доставка питательных элементов.

Состав слюны человека

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Слюна бесцветна, не имеет вкуса и запаха (см. также: ). Она может быть насыщенной, вязкой или очень редкой, водянистой – это зависит от входящих в состав белков. Гликопротеин муцин придает ей вид слизи и облегчает проглатывание. Ферментативные качества она теряет вскоре после попадания в желудок и смешивания с его соком.

В жидкости ротовой полости находится небольшое количество газов: углекислый, азот и кислород, а также натрий и калий (0,01%). В ее составе есть вещества, переваривающие некоторые углеводы. Присутствуют и другие составляющие органического и неорганического происхождения, а также гормоны, холестерин, витамины. На 98,5% она состоит из воды. Объяснить активность слюны можно огромным количеством элементов, содержащихся в ней. Какие функции выполняет каждый из них?

Органические вещества

Важнейшим компонентом внутриротовой жидкости являются белки – их содержание составляет 2-5 граммов на литр. В частности, это гликопротеины, муцин, A и B глобулины, альбумины. В ней присутствуют углеводы, липиды, витамины и гормоны. Большая часть белка – это муцин (2-3 г/л), а благодаря тому, что в его составе содержится 60% углеводов, он делает слюну вязкой.


В смешанной жидкости присутствует около ста ферментов, в том числе и птиалин, участвующий в расщеплении гликогена и его превращении в глюкозу. Кроме представленных компонентов в ней находятся: уреаза, гиалуронидаза, ферменты гликолиза, нейраминидаза и другие вещества. Под действием внутриротовой субстанции пища изменяется и трансформируется в форму, необходимую для усвоения. При патологии слизистой оболочки полости рта, болезнях внутренних органов часто используется лабораторное исследование ферментов для выявления вида заболевания и причин его образования.

Какие вещества можно отнести к неорганическим?

В состав смешанной жидкости полости рта входят неорганические компоненты. К ним относятся:

Минеральные составляющие создают оптимальную реакцию среды на попадающую пищу, поддерживают уровень кислотности. Значительная часть этих элементов всасывается слизистой оболочкой кишечника, желудка и отправляется в кровь. Слюнные железы активно участвуют в поддержании стабильности внутренней среды и функционирования органов.

Процесс выделения слюны

Выработка слюны происходит как в микроскопических железах ротовой полости, так и в крупных:околоязычных, подчелюстных и околоушных парах. Каналы околоушных желез находятся возле второго моляра сверху, подчелюстные и подъязычные выводятся под языком в одно устье. Сухие продукты вызывают секрецию большего количества слюны, чем влажные. Железами под челюстью и языком синтезируется в 2 раза больше жидкости, чем околоушными – они отвечают за химическую обработку продуктов.

У взрослого человека за сутки образуется около 2 литров слюны. Выделение жидкости на протяжении суток неравномерно: во время употребления продуктов начинается активная выработка до 2,3 мл в минуту, во сне снижается до 0,05 мл. В полости рта секрет, получаемый из каждой железы, смешивается. Он омывает и увлажняет слизистую оболочку.

Слюноотделение контролируется вегетативной нервной системой. Усиление синтеза жидкости происходит под влиянием вкусовых ощущений, обонятельных стимулов и при раздражении пищей во время жевания. Выделение значительно замедляется при стрессе, испуге и обезвоживании.

Активные ферменты, участвующие в переваривании пищи

Система пищеварения преобразует питательные вещества, получаемые с продуктами, превращая их в молекулы. Они становятся топливом для тканей, клеток и органов, которые непрерывно выполняют метаболические функции. Всасывание витаминов и микроэлементов происходит на всех уровнях.

Пища переваривается с момента, когда она попадает в рот. Здесь осуществляется смешивание с жидкостью ротовой полости, включающей ферменты, еда смазывается и отправляется в желудок. Вещества, содержащиеся в слюне, расщепляют продукт на простые элементы, и защищают организм человека от бактерий.

Почему ферменты слюны работают во рту, но перестают функционировать в желудке? Они действуют только в щелочной среде, а дальше, в ЖКТ, она меняется на кислую. Здесь работают протеолитические элементы, продолжающие этап усвоения веществ.

Фермент амилаза или птиалин – расщепляет крахмал и гликоген

Амилаза является пищеварительным ферментом, расщепляющим крахмал на молекулы углеводов, всасывание которых осуществляется в кишечнике. Под действием компонента крахмал и гликоген превращаются в мальтозу, а при помощи дополнительных веществ преобразуются в глюкозу. Чтобы обнаружить этот эффект, съешьте крекер – при пережевывании продукт проявляет сладкий привкус. Вещество работает только в пищеводе и во рту, преобразуя гликоген, но теряет свойства в кислотной среде желудка.

Птиалин производится поджелудочной и слюнными железами. Тип фермента, продуцируемого поджелудочной железой, носит название панкреатической амилазы. Компонент завершает этап переваривания и усвоения углеводов.

Лингвальная липаза – для расщепления жиров

Фермент способствует превращению жиров в простые соединения: глицерол и жирные кислоты. В ротовой полости начинается процесс переваривания, а в желудке вещество прекращает работать. Немного липазы вырабатывается желудочными клетками, компонент специфически расщепляет молочный жир и является особенно важным для малышей, поскольку делает процесс усвоения продуктов и всасывание элементов проще для их недостаточно развитой системы пищеварения.

Разновидности протеазы – для расщепления белка

Протеазы – общий термин для ферментов, расщепляющих белки на аминокислоты. В организме продуцируются три основных типа:


Клетки желудка вырабатывают пепсикоген – неактивный компонент, превращающийся в пепсин при контакте с кислотной средой. Он разрывает пептиды – химические связи белков. Поджелудочная железа отвечает за выработку трипсина и химотрипсина, поступающих в тонкую кишку. Когда уже обработанная желудочным соком и фрагментарно переваренная пища отправляется из желудка в кишечник, эти вещества способствуют образованию простых аминокислот, которые всасываются в кровь.

Почему бывает недостаток ферментов в слюне?

Правильное переваривание главным образом зависит от ферментов. Их недостаток приводит к неполному усвоению пищи, могут возникнуть заболевания желудка, печени. Симптомы их нехватки – изжога, метеоризм и часто возникающая отрыжка. Через некоторое время могут появиться головные боли, нарушится работа эндокринной системы. Малое количество ферментов приводит к ожирению.

Обычно механизмы выработки активных веществ заложены генетически, поэтому нарушение деятельности желез носит врожденный характер. Эксперименты показали, что человек получает ферментный потенциал при рождении, и если его расходовать, не пополняя – он быстро иссякнет.

Процессы, происходящие в организме, можно контролировать. Для упрощения его работы необходимо употреблять ферментированную пищу: приготовленную на пару, сырую, высококалорийную (бананы, авокадо).

К причинам недостатка ферментов можно отнести:

  • их малый запас от рождения;
  • употребление в пищу продуктов, выращенных в почве, бедной ферментами;
  • питание переваренной, жареной едой без сырых овощей и фруктов;
  • стресс, беременность, заболевания и патологии органов.

Работа ферментов не прекращается в организме ни на минуту, поддерживая каждый процесс. Они защищают человека от болезней, усиливают выносливость, уничтожают и выводят жиры. При их малом количестве происходит неполное расщепление продуктов, а иммунная система начинает бороться с ними, как с чужеродным телом. Это ослабляет организм и приводит к истощению.

Задание 2. Определить состав пищевых продуктов, напри­мер хлеба.

Восьмиклассникам предлагают вспомнить, как они опреде­ляли крахмал на уроках ботаники. После этого учитель обра­батывает небольшой кусочек хлеба иодом, и учащиеся убеж­даются в том, что в хлебе есть крахмал.

Далее учитель напоминает, как при изучении темы «Семя» в V классе определяли жиры. (Содержащие их продукты оставляют на бумаге специфические пятна.) Чтобы узнать, есть ли жиры в хлебе, берут белую фильтровальную бумагу и разминают в ней хлебный мякиш. Жировое пятно демонстри­руют классу. Затем вспоминают, как определяли белок (клей­ковину) в V классе.

Качественные реакции на белки и глюкозу " лучше показать на факультативе. Предварительно белок куриного яйца рас­творяют в 0,5 л воды. Затем раствор белка наливают в хими­ческий стакан, добавляют такое же количество 10%-ной щело­чи и по каплям 1%-ный раствор медного купороса, энергично перемешивая реагирующие вещества стеклянной палочкой. Появляется фиолетовое окрашивание. При проведении демон­страции надо иметь в виду, что опыты часто не получаются из-за передозировки медного купороса. Поэтому добавлять этот реактив лучше из пипетки.

Для проведения качественной реакции на глюкозу необхо­димы те же реактивы, но опыт надо проводить в пробирке, потому что необходимо нагревание. Если не удалось достать глю­козу, опыт можно поставить с растворенной карамелью (ле­денцы). Исследуемый раствор помещают в пробирку (не бо­лее 1 см3), приливают такое же количество 10%-ной щелочи и медного купороса до появления осадка. Если глюкозы много, сразу появляется оранжевый осадок оксида меди I; если ма­ло, появляется синеватый осадок, который при нагревании жел-. теет, а затем приобретает ярко-оранжевый цвет.

Далее учитель рассказывает, что в состав пищевых продук­тов входит много белков, жиров, углеводов и других веществ в разных соотношениях, поэтому для полноценного питания нужны разные продукты. В пищеварительном тракте питатель­ные вещества, содержащиеся в продуктах питания, должны быть химически расщеплены до простых растворимых соедине­ний. Только эти простые соединения могут быть использованы организмом для синтеза чрезвычайно сложных веществ, вхо­дящих в клетки и ткани нашего организма.

1 Типовая программа эти работы не предусматривает. 108

Строение органов пищеварения

Подготовка опыта. Марлю готовят накануне. Разво­дят слабый раствор крахмала (половину чайной ложки на ста­кан воды), доводят его до кипения и варят 5 мин, чтобы рас­пались крахмальные зерна. После этого бинт разворачивают, крахмалят и высушивают. Разрезать бинт на куски и раздать учащимся можно перед уроком. Два-три куска оставляют на столе преподавателя. На каждый ученический стол етавят,-блюдце с йодной водой и кладут по два куска марли, две спич­ки, стерильную пачку ваты, лучше в мелкой упаковке.

Задание 1. Доказать, что ферменты слюны способны разло­жить крахмал.

Учитель показывает накрахмаленный кусок бинта, опускает его в йодную воду. Учащиеся видят, что он окрасился в синий цвет. Следовательно, на марле находится крахмал.

Опыт проводят так. Учащимся предлагают взять кусок ва­ты и намотать ее на спичку с той стороны, где нет головки. После этого ученик смачивает вату слюной и пишет на одном из кусков марли букву. Затем марлю зажимают между ладо­нями, чтобы сохранилось тепло, и через 1-2 мин обрабаты­вают йодной водой. На синем фоне получается белая буква.

После выполнения этого опыта учитель предлагает учащим­ся подобрать контрольный опыт, доказывающий, что крахмал обесцветился под влиянием ферментов слюны, а не воды, ко­торая также содержится в слюне. Для этого берут другую спичку, наматывают на нее вату и смачивают водой. (Если

Заказ № 000

вода не стоит на партах, лаборанты проходят по рядам со стаканами с водой, в которые учащиеся обмакивают вату на спичке.) После этого на втором куске бинта пишут ту же бук­ву. Кусок бинта также согревают в руках, а затем помещают в йодную воду. Появляется равномерная синяя окраска. Бук­вы нет. Результаты записывают в виде следующей схемы:

Таблица 15. Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Крах­мал + фер­менты слю­ны (опыт)

На марле написали слюной букву Л, выдержали в тепле 1 мин, подей­ствовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква

Слюна содержит фер­менты, расщепляющие крахмал

Крах­мал + вода (конт­роль)

На марле написали букву А водой, держали в тепле 1 мин, затем мар­лю обработали йодной водой. Мар­ля вся посинела. Буква не прояви­лась

Вода не расщепляет крахмал. Наличие фер­ментов в слюне дока­зано

Задание 2. Изучить свойства ферментов желудочного сока. (Выполняется демонстрационно.)

Прежде всего целесообразно выяснить состав желудочного сока. С этой целью учитель ставит вопрос: «Как доказать, что в состав желудочного сока входит соляная кислота?» (Ион во­дорода обнаруживают лакмусом, ионы хлора - нитратом се­ребра.) Раствор белка должен быть приготовлен до уроков (белок куриного яйца растворяют в 500 см3 воды). Опыт по изучению ферментов желудочного сока проводят так. Нали­вают в пробирку 2 мм3 раствора белка и нагревают до появ­ления белых хлопьев. После этого действуют на белковые хлопья желудочным соком. Если нет натурального сока, мож­но использовать препарат ацидин-пепсин. Он продается в апте­ках. Одну таблетку препарата ацидин-пепсина (0,25 г) рас­творяют в 20 см3 воды. Результаты опыта оформляют в таб­лицу, озаглавленную «Свойства ферментов желудочного сока».

При отборе опытов для темы «Пищеварение» следует учи­тывать, что часть свойств ферментов была рассмотрена на предшествующих уроках. Так, при изучении клетки восьми­классники установили, что фермент является катализатором и имеет белковую природу, что, как всякий белок, фермент свер­тывается при кипячении и теряет активность. Эти опыты, пока­занные на пероксидазе картофеля, можно поставить и с фер­ментами слюны, и с ферментами желудочного сока, однако их выполнение целесообразно перенести на следующие уроки, включив в число проверочных экспериментальных задач.

Методы изучения деятельности пищеварительных яселез

Этот материал целесообразно рассмотреть на отдельном уроке, использовав для этого самодельные модели и фильм «Изучение работы органов пищеварения». Цель урока - по­знакомить с методами, выясняющими регуляцию работы пи­щеварительных желез; показать преимущества хронического эксперимента перед острым опытом. Начать изложение учеб­ного материала можно с характеристики острых опытов. Ход рассуждения может быть следующий. Чтобы исследовать фер­менты, надо иметь пищеварительные соки. Собрать слюну не­сложно, куда сложнее добыть желудочный сок, сок поджелу­дочной железы, желчь печени, соки, выделяемые кишечником. В экспериментах на животных эти соки пытались добыть в остром опыте: животное усыпляли, вскрывали, исследовали жидкость в желудке и других частях пищеварительного тракта или непосредственно в пищеварительных железах. Однако острый опыт давал возможность получить лишь весьма при­ближенные результаты и не мог выяснить, изменяется ли со­став сока от принятой пищи и как регулируется работа желез.

Далее нужно рассказать о значении хронического экспери­мента, разобрать принципы фистульной методики. Учащимся надо сообщить, что с помощью фистул - искусственных прото­ков - секреты желез выводят наружу и собирают для иссле­дования. Оправившись от операции, собака остается практиче­ски здоровой и эксперименты на ней можно ставить много­кратно. Далее рассматривают два приема наложения фистулы. Первый - выведение наружу протока железы и приживле­ние слизистой с устьем этого протока к коже. Этот эксперимен­тальный прием разбирают на примере фистулы слюнной желе­зы. Второй - закрепление искусственной трубки, через которую содержимое органа пищеварительного тракта выводится нару­жу. Это демонстрируют на примере фистулы желудка.

Принципы наложения фистулы можно показать на про­стеньких самодельных моделях (рис. 28). Их можно изгото­вить прямо на уроке.

Задание 1. Изготовить модель фистулы слюнной железы. (Выполняется демонстрационно.)

Учитель вкладывает в конверт шарик с таким расчетом, чтобы клапан оставался на поверхности около угла конверта, и его заклеивает. После этого он складывает конверт пополам так, чтобы клапан шарика оказался внутри (рис. 28,А). Обра­зуется внутренняя и наружная поверхности. Наружные поверх­ности согнутого конверта моделируют щеки головы собаки, внутренние - стенки ротовой полости, в толще которых нахо­дится «слюнная железа» - шарик. Клапан изображает устье протока слюнной желеаы. Он открывается в ротовую полость. у млекопитающих 3 пары слюнных желез, не считая мелких,

взаимодействие удобно на примере поджелу­дочной железы и печени. Ферменты, расщепляющие жиры на глицерин и жирные кислоты, содержатся в поджелудочной же­лезе, но действовать на жировую каплю они могут только с поверхности, поскольку жир не растворяется в воде. Следова­тельно, чем мельче капельки жира, тем активнее будут дей­ствовать ферменты. Это разъяснение необходимо для понима­ния роли желчи в эмульгировании жиров и их переваривании.

Задание 1. Доказать, что желчь содействует сохранению стойкой жировой эмульсии.

Для решения этой экспериментальной задачи необходимо прежде всего выяснить, сохраняется ли стойкая эмульсия жи­ров в воде. С этой целью учитель наливает в пробирку 1 см3

подсолнечного масла и добавляет 3 см3 воды. Учитель тщатель­но встряхивает содержимое пробирки, в результате чего жид­кость приобретает белый цвет из-за многочисленных пузырь­ков масла в воде, но ненадолго. Масло всплывает вверх, обра­зуя хорошо заметное кольцо. Учащиеся делают вывод, что водная эмульсия жиров в чистой воде не обладает стойко­стью.

После этого выясняют роль желчи в эмульгировании жи­ров. Желчь можно приобрести в аптеке , можно использовать желчь, взятую из желчного пузыря курицы. Ее можно хранить в обычной склянке.

К смеси подсолнечного масла и воды прибавляют 3-4 кап­ли желчи. После этого пробирку резко встряхивают. Образу­ется эмульсия жира в растворе желчи, которая держится зна­чительно дольше, чем эмульсия жира в воде, не обработанной желчью. Если учитель не имеет возможности достать нату­ральную желчь, для опыта можно взять любой другой эмуль­гатор, например обычную соду. Однако в этом случае восьми­классников надо предупредить, что проводится модельный опыт (раствор соды моделирует натуральную желчь).

Изучение регуляции деятельности поджелудочной железы методом наложения фистулы стоит использовать при проверке понимания принципов фистульной методики как одной из форм проведения хронического эксперимента. Обычно учащиеся в состоянии самостоятельно воспроизвести принципиальную схе­му опыта. (Из двух протоков поджелудочной железы один вы­водится наружу.)

Рассматривая процессы переваривания пищи в кишечнике, важно разобрать с учащимися проекцию органов брюшной по­лости. Восьмиклассники должны знать, что желудок и подже­лудочная железа расположены слева, печень - справа под диафрагмой, что слепая кишка с аппендиксом располагается в правом нижнем углу живота, и т. д. Эти сведения можно сооб­щить, обращаясь к таблице, а затем перейти к определению проекции органов брюшной полости на себе.

Если используют влажные препараты, например препарат «Вскрытая крыса», внимание учащихся важно обратить не только на расположение органов брюшной полости - желудка, печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого кишечника, но и на брыжейку. После того как восьмиклассники разобра­ли процессы всасывания, важно показать кровеносные сосуды брыжейки, которые впадают в воротную вену печени, и выяс­нить значение этого органа. Однако надо заметить, что барьер­ная функция печени изучается подробно в теме «Обмен ве­ществ», поэтому здесь уместно сказать лишь о том, что печень обезвреживает яды, и подробно рассмотреть, почему потреб­ление алкоголя может вывести печень из строя.

РУКОВОДСТВО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ»

Водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмен

Цель урока - показать, что вода и соли необходимы для организма, поскольку все биохимические превращения проис­ходят в водных растворах его внутренней среды. Вместе с тем надо показать, что вода и соли не являются энергетическими веществами в отличие от белков, жиров и углеводов, запасы которых организм может использовать для энергетических нужд. Осветить значение воды можно на примере мышечного сокращения. С этой целью учитель предлагает учащимся ре­шить экспериментальную задачу.

Задание 1. Определить значение воды при мышечном со­кращении.

Учитель просит учащихся прощупать свои бицепсы в рас­слабленном состоянии и обратить внимание на их плотность. Мышцы мягкие. После этого нужно провести опыт. Следует оторвать туловище от опоры в положении сидя, приподнимая себя на руках, которые упираются в скамейку. Далее можно сделать упражнение на самосопротивление! положить левую ладонь на правую и, преодолевая сопротивление левой руки, медленно, с предельным усилием согнуть левую руку в локте. Затем, преодолевая сопротивление правой руки, разогнуть правую руку. Каждое упражнение следует выполнить по 5 раз. При выполнении второго упражнения руки можно менять (рис. 29).

После нагрузки нужно прощупать свои мышцы в состоянии расслабления: теперь консистенция их более плотная. Это объ­ясняется тем, что проницаемость капилляров увеличилась и тканевой жидкости в мышцах стало больше. Какое это имеет значение? Ведь основную часть тканевой жидкости составляют вода и соли, а они не являют­ся энергетическими вещества­ми. Далее учитель разъясняет, что усиление обмена веществ в мышце приводит к значи­тельному расходу воды. Вода подводит к мышцам питатель­ные вещества и кислород, уно­сит продукты распада, участву­ет в промежуточных реакциях.

П 9

стоянии покоя, так и при работе. Однако во время физической нагрузки возрастают энергетические траты, усиливается распад органических веществ, в особенности глюкозы, и продукты рас­пада выделяются в кровь в большем количестве. На следую­щем уроке эта мысль будет экспериментально подтверждена.

Ассимиляция и диссимиляция - две стороны единого процесса

обмена веществ

Цель урока - раскрыть единство живой и неживой приро­ды, показать значение обмена веществ и энергии как необхо­димое свойство жизни, дать понятие об ассимиляции и дисси­миляции, показать взаимосвязь этих процессов. Разгрузка урока за счет исключения материала об устройстве камеры для определения энергетических трат человека, сконструиро­ванной по принципу калориметра, дает возможность сэкономить время для проведения лабораторной работы.

Повторив материал о космической роли зеленых растений, учащимся нужно сказать, что только благодаря процессам ассимиляции организм может накапливать запасенную расте­ниями энергию солнца, необходимую для жизнедеятельности. Далее школьники разбирают процессы диссимиляции. Учитель разъясняет, что диссимиляция - это распад и окисление орга­нических соединений до неорганических в клетках организма с освобождением энергии, которую клетки используют в про­цессе жизнедеятельности. Одним из следствий, вытекающих из этого определения, является то, что всякая энергетическая тра­та должна сопровождаться процессами распада и окисления органических веществ в клетке.

Учитель ставит вопрос, позволяющий выяснить, насколько учащиеся поняли это следствие: «Организм находится в со­стоянии покоя. Продолжаются ли в нем процессы диссимиля­ции?»

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо прежде все­го доказать, что и в покоящемся организме происходят энерге­тические траты. С этой целью учитель обращает внимание учащихся на то, что и в состоянии покоя работают сердце, желудок, почки и другие внутренние органы, происходят дыха­тельные движения, наконец, в клетках продолжают образовы­ваться новые сложные вещества. На все эти процессы расхо­дуется энергия, освобождающаяся при диссимиляции.

Понимание этого важного положения целесообразно прове­рить следующим упражнением:

Задание 1. Решить логическую задачу. Перед закладкой на инкубацию определили массу яйца; после того как из него вы­лупился цыпленок, провели повторное взвешивание. У кого больше масса: у яйца до инкубации или у цыпленка с остат­ками скорлупы, вылупившегося из этого яйца?

Ответ должен быть таким. Цыпленок со скорлупой имеет меньшую массу, чем яйцо, поскольку на образование тканей цыпленка затрачивалась энергия, освобождающаяся за счет диссимиляции органического вещества, содержащегося в яйце. Учащимся можно напомнить, что эти запасы были накоплены в организме курицы, которая снесла яйцо. Продолжив ход рас­суждения, можно показать, что в конечном итоге на построение тканей цыпленка была использована солнечная энергия. Пра­вильное решение этой задачи необходимо для понимания сле­дующего опыта, который учащиеся будут ставить на себе.