Болезни Военный билет Призыв

Классный коллектив как. Консультация по психологии на тему: Как сплотить классный коллектив. Физическое здоровье класса

Бизнес не может развиваться до тех пор, пока его стратегия развития будет оставаться на прежнем уровне. Для устойчивости бизнес модели и минимизации рисков банкротства на практике зачастую применяется такой прием, как диверсификация. Что такое диверсификация — рассмотрим в статье.

Общие понятия

Внешние условия работы предприятия меняются фактически ежедневно, поэтому любая бизнес-модель проходит или не проходит проверку на прочность. Чтобы избежать провала при такой проверке, предприниматели постоянно должны быть в курсе новых тенденций, а также направлять все усилия на качественное развитие бизнеса согласно последним трендам экономики.

Диверсификация — это процесс снижения рисков

Если описывать понятие диверсификации более обобщенно, то можно сказать, что данный термин противоположен специализации. Диверсификация направлена на расширение определенных аспектов предприятия — рынков сбыта, мощностей производства, ассортимента продукции, активов и так далее, в то время как специализации предполагает более узконаправленное развитие. В широком смысле слова, диверсификация – поиск альтернативных путей для решения той или иной проблемы, обеспечивающих снижение рисков и поддержание системы «на плаву».

Диверсификация экономики

Диверсификация экономики – это мероприятие, проводимое с целью реструктурирования отрасли, включающее в себя расширение перечня изготавливаемой продукции. Для России экономическая диверсификация – необходимая мера, поскольку в экономике страны по развитию преобладают топливно-сырьевой и военно-промышленный сектор, в то время как область производства товаров народного потребления сильно отстает.

Диверсификация развивается масштабно, включает в себя несколько основных направлений:

  1. Банковская. Проводится реструктуризация капитала — перераспределяются средства между клиентами и банком. В некоторых странах касательно предоставления кредитов есть определенные ограничения: например, если сумма кредита превышает 10%-ю величину активов банка, то банк не может выдать такую сумму на руки одному лицу.
  2. Инвестиционная. Пересматриваются инвестиции и политика компании в целом. Фирма открывает новые направления для инвестирования, а также рассматривает новые источники дохода, их должно быть несколько, чтобы в случае убытков в одном направлении была прибыль в другом.
  3. Производственная. В данном случае рассматриваются мероприятия, направленные на расширение производственной деятельности во всех аспектах: покупается новое оборудование, нанимаются новые сотрудники, расширяется ассортимент производимой продукции.
  4. Бизнес диверсификация. Это освоение компанией рынков сбыта или новых отраслей деятельности с целью улучшения ситуации и увеличения прибыли.
  5. Сельскохозяйственная. Расширение основных направлений деятельности в растениеводстве и животноводстве – выращивание новых видов культур и так далее.
  6. Конгломератная. Предполагается расширение перечня услуг, оказываемых в рамках одной организации.
  7. Рисковая. Поиск альтернативных путей и инструментов для заработка. Это покупка облигаций, помимо акций в ходе инвестиционной работа, создание новой политики в направлениях бизнеса, устранение зависимости от мирового уровня цен (импортозамещение).

Рассмотрим более детально основные разновидности этого мероприятия.

Диверсифицированная экономика не пострадает даже в кризис

Диверсификация в бизнесе

Каждый владелец бизнеса находится в активном поиске новых направлений, призванных обеспечить рост компании. Чтобы появилась возможность «выжить» в кризисные времена, появилась необходимость иметь несколько основных направлений в бизнесе, а именно – диверсифицировать его.

Диверсификация бизнеса предполагает определение стратегии процесса в плане обозначения целей, привлечения ресурсов и принятия рисков. Процесс может быть условно подразделен на два основных направления развития:

  1. Производственное – предполагающее, как уже оговаривалось, расширение предложения продукта и материально-технической базы.
  2. Инвестиционное – предприятие начинает активно инвестировать свободные денежные средства в активы.

Читайте также: Что значит овердрафтная карта Сбербанка

Оба направления помогут предприятию минимизировать риски и избежать банкротства. Многие компании предпочитают выбирать первый путь – производственную диверсификацию.

Достоинства этого направления бизнеса заключаются в следующем:

  • помощь предприятию в выживании на протяжении длительного времени;
  • крупные возможности для расширения рынков сбыта, продуктовой линейки;
  • обеспечение финансовой синергии;
  • эффективное применение избытка ресурсов.

Но перед проведением этого мероприятия нужно учитывать его основные слабые стороны. Для колоссального успеха в развитии компании необходимы крупные масштабы, а для эффективного управления более крупным производством нужно, чтобы работники обладали достаточным опытом. Кроме того, потребуются немалые инвестиции для подобных действий, а также понадобится некоторое время на реализацию проекта.

Нередко для проведения объективного анализа и оценки могут требоваться качественные услуги грамотного специалиста.

Диверсификация — разумная мера на любом производстве

Производственная диверсификация

В данном случае все мощности направляются на развитие нескольких аспектов производства, которые могут быть не взаимосвязанными. Диверсификация производства нужна для того, чтобы повысить эффективность работы предприятия, сделать показатели ликвидности и платежеспособности более высокими, избежать рисков. В последнее время данная мера привлекает бизнесменов ввиду демонополизации экономики и повышения конкуренции.

Производственное расширение направлено на такое манипулирование денежными средствами компании, чтобы они могли обеспечить улучшение ситуации в целом. Выбор направления и диверсификации зависит от текущего финансового состояния компании. Своего пика роста данная мера достигла в 90-х годах, после распада Советского союза. Компании встали на новый уровень развития, но их начали вытеснять другие предприятия, и для удержания на плаву приходилось искать множество альтернативных методов развития.

Основная задача каждого владельца производственного предприятия – найти золотую середину между специализацией производства и его диверсификацией. Целесообразность проведения выбранных мер оценить достаточно сложно, потому что единственного алгоритма действий в данном случае не имеется. Владелец предприятия, приняв решение проводить диверсификацию, учитывает все аспекты, связанные с производством, а также цели, которые нужно поставить и достичь.

Для руководителей отечественных компаний очень важно найти направление диверсификации, поскольку в советской экономике основным направлением было создание не диверсифицированных, а специализированных производств. Производственная диверсификация – это хороший инструмент для переливания капитала между различными отраслями, и обеспечив ее грамотное проведение, можно улучшить показатели прибыли организации и избежать рисков банкротства.

Не храните все яйца в одной корзине — защитите свой бизнес

Диверсификация портфеля

Многие предприниматели знают два основных вида ценных бумаг – это акции и облигации. Но диверсификация портфеля предполагает тот факт, что каждый вправе вложить средства в другие виды активов – золотовалютные фонды, недвижимое имущество. При проведении данного мероприятия каждый инвестор должен найти для себя наиболее безопасные способы инвестирования и вложиться в активы.

На практике можно отметить, что не все инвесторы имеют четкое представление о вопросе диверсификации: они думают, что вклад денег не в один, а в два вида ценных бумаг одного предприятия – это и есть диверсификация. На самом деле, это не всегда так. Действительно, явление можно назвать диверсификацией, но она имеет не такие широкие масштабы, которые мы рассматриваем.

Если говорить о том, что такое диверсификация экономики, то этот научный термин, в первую очередь, означает реструктурирование, направленное на совершенствование и развитие различных экономических сфер.

Диверсификация крайне необходима для экономики России, в которой доминируют топливно-энергетический и военно-промышленный секторы . При этом крайне недоразвитыми остаются туристический, аграрный сектор, производство товаров народного потребления, сфера услуг. Огромный процент всех производимых товаров не предназначен для народного потребления. Из-за дисбаланса в развитии различных сфер экономики, Россия подвержена инфляционной неустойчивости. Высокий уровень инфляции выливается, например, в стабильно высокие процентные ставки при кредитовании. Ипотека и другие виды кредитов остаются мало доступными для широких слоев населения. Сложившаяся структура хозяйства в настоящее время является мощным тормозом в развитии страны.

Диверсификация – это понятие, которое можно употреблять и в глобальном, и в локальном масштабе. Например, даже экономика отдельной компании может быть диверсифицированной. Редко встречаются фирмы, производящие лишь один товар. В крайнем случае, такие фирмы работают на разных рынках.

К преимуществам диверсификации можно отнести независимость от одного сектора экономики. Если возникнут проблемы на одном из рынков, это не будет грозить упадком всей экономике страны. К недостаткам диверсификации относится необходимость учитывать тончайшие различия между обслуживанием различных рынков и производством различных товаров.

Два основных значения понятия «диверсификация»:

  1. Расширение ассортимента, освоение новых видов и типов производства, изменение вида продукции. Такой вид диверсификации обычно называют диверсификацией производства ;
  2. Распределение ссужаемых или инвестируемых денежных капиталов между разными экономическими объектами с целью снижения рисков. Подобную диверсификацию, как правило, называют диверсификацией рисков или кредитов.

Кому нужна диверсификация?

Диверсификация экономики особенно целесообразна для тех стран, которые зависят от экспорта полезных ископаемых и продажи природных ресурсов. Если говорить, что диверсификация – это полное перекраивание существующей экономической системы по более эффективному образцу, то многим странам уже удалось достичь на этом пути внушительных результатов. К таким странам относятся Чили, Малайзия, Индонезия и так далее.

Диверсификация экономики – это настолько сложная, масштабная, многоуровневая задача, что заявления о её необходимости можно услышать и от ведущих политиков, и на международных аналитических конференциях. Однако в подавляющем большинстве случаев все это остается только лишь на уровне слов. Примеры стран, которые долгое время жили за счет продажи ресурсов, а потом переключили вектор своего внимания на развитие других экономических отраслей, немногочисленны, но весьма интересны и примечательны.

Почему диверсификация так необходима?

Первым и основным аргументом в пользу проведения диверсификации является перспективность в долгосрочном плане. Развитие самых разных отраслей производства, туристического сектора, сферы услуг будет стимулировать одновременное развитие частного предпринимательства, межотраслевых связей, будет создавать предпосылки и условия для увеличения торгового оборота на международном рынке.

Следующий аргумент закономерно заключается в том, что в странах с огромными сырьевыми возможностями, скорость добычи природных ископаемых часто не успевает за ростом населения. Таким образом, уровень дохода на душу населения снижается, как и уровень жизни. А это создает открытую угрозу социальным порядку и стабильности в государстве. И при этом добывающие отрасли экономики никогда не создают достаточное количество рабочих мест, что, конечно, ведет к кризису и безработице.

Страна-экспортер природных ресурсов всегда зависит от международной ценовой конъюнктуры. Несмотря на то, что страны-экспортеры какого-то товара часто договариваются между собой о приемлемой ценовой политике, какие-то неожиданные изменения на рынке всегда могут повлечь за собой не очень приятные для экономики страны последствия.

Если говорить о реструктуризации экономики, то владение природными ресурсами, в первую очередь, — конкурентное преимущество страны, и изменения должны производиться с тем, чтобы максимально использовать это преимущество, а не отказываться от него.

Ресурсы. Проклятие или благословение?

Существует концепция, утверждающая, что чем большим ресурсным потенциалом владеет страна, тем слабее ее общее экономическое развитие. Однако здесь не все так просто. Ведь препятствием для развития экономики является не обилие ресурсов, а связанные с этим вызовы, на которые нужно давать адекватный ответ.

Большая прибыль от экспорта природных ресурсов может сильно повышать реальный и номинальный курсы национальной валюты и заработную плату во всех отраслях, связанных с добычей ископаемых. А это угнетает развитие остальных секторов экономики. Очень часто правительства стран-экспортеров ориентируются на большие доходы от экспорта ископаемых и аккумулируют задолженности.



Имеется и взаимосвязь между объемом добычи ресурсов и уровнем коррупции в стране. Ведь самый простой способ получить политический капитал – это перераспределить огромные доходы от продажи ресурсов между привилегированными слоями населения. В ситуации, когда большая часть государственного бюджета формируется за счет налогов с добывающих компаний, руководство страны может и не ощущать своей ответственности перед остальными налогоплательщиками страны, ведь их вклад в национальную экономику не настолько существенен.

В данном случае диверсификация экономики – это ответ на все вызовы, брошенные экономике страны мировым рынком. Однако процесс реструктуризации потребует огромной политической воли и очень продолжительных усилий.

Примеры стран, которые долгое время были источниками природных ресурсов и смогли полностью переструктурировать свою экономику не многочисленны, но весьма показательны. Рассмотрим такие примеры.

Индонезия

На примере Индонезии мы отчетливо видим, насколько эффективно государственное стимулирование сельского хозяйства при одновременном развитии нефтяной отрасли. Политика страны заключалась в том, что огромный процент дохода от экспорта нефти направлялся на выведение высокоурожайных и устойчивых к заболеваниям сортов риса, производство и внутреннюю продажу удобрений, развитие инфраструктуры в слаборазвитых сельскохозяйственных районах страны.

Сельское хозяйство способно прокормить большое количество промышленных работников, и именно поэтому Индонезия в 80-х годах стала на путь интенсивного промышленного развития. При этом государственные расходы тщательно контролировались, что позволило аккумулировать значительные денежные резервы.

Чили

Чили диверсифицировала свой экспорт благодаря специализации на сырьевых продуктах с высокой добавленной стоимостью.

Правительство страны активно накапливало денежные средства в те годы, когда цены на экспортируемое сырье были наиболее высокими. Кроме того, чилийское правительство создало благоприятный климат для развития частного предпринимательства в стране. По развитию бизнеса Чили традиционно занимает первые места в рейтингах среди латиноамериканских стран. В Чили создана специальная инфраструктура для финансовой и информационной поддержки мелких производителей. Правительство страны также активно практикует частно-государственные партнерства для решения самых разнообразных экономических и социальных задач.

Малайзия

К объективным преимуществам Малайзии можно отнести удобное географическое положение, огромное количество портов и развитую инфраструктуру добычи каучука, олова, леса. Все это помогло добиться существенных результатов в диверсификации.

Сбалансированность государственной политики дала возможность вкладывать большое количество прибыли, получаемой от продажи ресурсов, в восстановление земель и лесов, а также в энергоснабжение, связь и транспорт в регионах.

В середине 70-х годов девальвация национальной валюты и дешевая рабочая сила позволили максимально удешевить производство, что сделало малазийскую продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.

И напоследок видео о том, что не все считают необходимым диверсификацию экономики России:

Вконтакте

В современных условиях жесткой конкуренции каждая компания стремится укрепить свое положение на рынке, делая все, чтобы своевременно прореагировать на изменения его конъюнктуры. Одной из стратегий укрепления и развития компании является диверсификация, в результате чего компании с узкой специализацией становятся многоотраслевыми конгломератами, составляющие которых не связаны между собой.

Из этого следует, что диверсификация – это развитие производства либо увеличение объемов продукции, путем освоения новых видов на новых или имеющихся рынках сбыта, поиск сильных позиций на них.

Диверсификация является вступлением компании в новые , путем более эффективного менеджмента. Цель, которую ставит перед собой диверсификация, – добиться увеличения показателей эффективности, максимально используя имеющиеся ресурсы.

Можно расценивать диверсификацию как перераспределение ресурсов, которое производится на конкретном предприятии в новые сферы деятельности, несхожие с имеющимися.

Процесс диверсификации производства означает переход на новые технологии, отрасли, рынки, с которыми ранее не имело никаких связей, кроме этого продукция предприятия должна теперь быть новой, что требует финансирования. Диверсификация также имеет связь с разнообразными сферами применения продуктов компании, повышая эффективность ее деятельности, независимо от того, каким будет . Если продукты, выпускаемые конкретной компанией, имеют узкую сферу применения, но найдены различные сферы использования, то такая компания уже будет диверсифицированной.

Основные преимущества диверсификации производства

  • Реальный шанс выйти из отрасли, которая пошла на спад.
  • Снижается уровень зависимости от одного продукта либо рынка.
  • Повышается рыночное влияние компании по отношению к покупателям.
  • Повышается организации.
  • Способствует перераспределению рисков.

Недостатки диверсификации производства

  • Может возникнуть необходимость в определенных навыках (технологических), которыми ранее компания не владела.
  • Требуется финансирование в больших объемах.
  • Нежелательное перераспределение функций с основного предприятия на новые составляющие бизнеса .

Виды диверсификации

В промышленности широко развиваются такие виды: конгломератная и концентрическая.

  1. производится путем изготовления продуктов, относящихся к новым отраслям, используя технологии и производственные мощности компании. Для этого проводятся исследования и разработки внутри компании либо технологии и производства, которые требуются для обеспечения полного цикла изготовления продукта, приобретаются у других компаний.
  2. Конгломератная диверсификация – это приобретение рентабельных компаний с разной сферой деятельности.

Оба вида диверсификации взаимодополняемы. Однако, только применение концентрической диверсификации способствует увеличению объемов выпускаемой продукции и, соответственно, увеличению доходности компании. Покупка предприятия скорее нужна для рационального перераспределения капитала.

Причины диверсификации производства

Основными причинами, которые побуждают компании к выпуску новых видов продукции и выходу с ними на новые рынки сбыта, могут являться:

  • выпуск более рентабельных видов продукции для достижения стабильного финансового положения;
  • внедрение в новые высокоприбыльные отрасли;
  • минимизация риска неполучения прибыли.

Причины диверсификации, которые можно назвать основными, вызваны необходимостью увеличить эффективность работы компании на длительную перспективу, а не на месяц или год.

Поэтому они имеют прямую связь с принятием важных стратегических решений.

Методы диверсификации

  • Адаптация. Метод заключается в том, что трудовые ресурсы и оборудование должны быть использованы, чтобы достичь широкого ассортимента товаров и услуг.
  • Расширение. Производительность повышается путем увеличения единиц оборудования и качества организационного процесса. Такие изменения ведут к увеличению ассортимента продукции, выпускаемой предприятием.
  • Поглощение. Компания, которая ведет свою деятельность в определенной сфере, приобретается (поглощается) более крупной компанией. Такой вид диверсификации считается наиболее распространенным. Преимущество – быстрое внедрение на целевые рынки.
  • . В этом случае компании, которые приблизительно одинаковые по размеру и сфере деятельности, объединяются между собой.
  • Присоединение. Интерес в компании, выраженный непосредственным участием либо контролем над другой фирмой. Компания, которая присоединяется, и далее остается работать в качестве независимой структуры.

Диверсификация производства – это стратегический план создания и развития многопрофильного производства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Стратегия, направленная на разные стороны развития деятельности, называется диверсификацией. Если рассмотреть перевод с латыни, то из двух слов - diversus (разный) плюс facere (делать) - получится diversificatio (разнообразие). А диверсификация экономики обозначает развитие одновременно нескольких, абсолютно не связанных видов деятельности. Например, когда фирма сразу развивает и производство, и продажи.

Проникновение и слияние

Иногда этим словом обозначают крупное увеличение количества наименований или видов услуг, продукции, а также диверсификация экономики - это когда распределение средств происходит в различных по всем параметрам активах (чтобы снизить риски) и когда компания проникает в другие отрасли. Иногда диверсификация производства происходит за счёт расширения собственных мощностей или же используется метод покупки фирм, которые уже действуют на интересующих компанию рынках. Цели преследуются такие: открыть новые горизонты для процветания и роста бизнеса, снижение зависимости от единственного рынка, марки, продукта, равновесие в сезонных колебаниях цен.

Диверсификация экономики может быть связанной или несвязанной. Первая представляет собой увеличение разнообразия на новом направлении, которое имеет хотя бы малейшее отношение к первому, существующему направлению. Здесь используются уже достигнутые преимущества, что для развития бизнеса является большим плюсом: рост прибыли и минимизация рисков. Несвязанная диверсификация - это перевод компании в новую область, совсем иную, отличающуюся от существующей во всём. Здесь должны применяться абсолютно новые технологии и особая маркетинговая деятельность. В итоге компания становится многоотраслевой, чьи составные части могут совсем не иметь функциональных связей.

Ресурсы

Диверсификация производства проводится либо с использованием только внутренних ресурсов, либо привлекая сторонние. В первом случае открываются новые производственные участки, налаживаются дополнительные направления сбыта посредством использования посторонних производителей и их продукции. Это внутренняя диверсификация. При внешней - цели диверсификации меняются. Подразделения создаются вне существующего предприятия за счёт кросс-продаж, слияний или приобретения других фирм.

Диверсификация - это настолько широкое понятие, что можно говорить о разных видах деятельности. Различаются помимо производственных диверсификаций продукции и инвестиций, конгломератная и концентрическая, а также горизонтальная. Все виды диверсификации надо было бы рассмотреть более подробно. Во всяком случае, все они одинаково характеризуются переходом от односторонней производственной структуры к многопрофильности.

Методы диверсификации

Когда устанавливаются различающиеся цены на один и тот же товар или на всю товарную группу - это значит, что цены диверсифицируются. А если капитал рассредоточен между разными объектами вложений, экономические риски значительно снижаются, и значит - капитал диверсифицирован.

Если на производстве массированно развиваются маркетинг или технологии (или и то, и другое одновременно) с целью внедрения услуг или товаров, создания новых производств, тесно связанных с уже принадлежащими производству товарами или услугами, то такой процесс называют концентрическим. И наоборот, если внедряемые товары и услуги, создаваемые бизнес и производства никаким образом не связаны с выпускаемой продукцией, - то горизонтальным.

Россия

Диверсификация российской экономики в данный момент - главное условие для выживания страны. Много сейчас происходит в мире того, что является тревожными звоночками, например, Китай вдруг в 2011 году значительно сократил экспорт редкоземельных металлов. Если учесть, что эта страна обеспечивала девяносто процентов всех поставок этого продукта, необходимого для оборудования телекоммуникационного, компьютерного и оборонного.

Так можно поставить на колени многие отрасли мировой промышленности, обеспечивающие безопасность стран. Так же происходило в Ливии, когда Соединённые Штаты Америки нарушили договор и не поставили туда огромные суммы отпечатанных бумажных денег (Ливия сама их никогда не изготавливала). Естественно, золото, которым было за это уплачено, пошло на поддержку гражданской войны против Муаммара Каддафи. Так же точно во многих случаях поступают и с нашей страной (вспомним многострадальные "Мистрали" и постройку трубопроводов). Но самое плохое даже не это.

Мнения

Экономисты близкие к власти не устают повторять, что за нефтедоллары страна может приобрести буквально всё и развитие внутреннего производства - дело абсолютно лишнее, ибо нерентабельное. Они считают ошибкой высокий налог на нефтедобычу, поскольку это противоречит выкладкам экономической науки. Приводятся в пример США, где более всего производится исследований и разработок именно в нефтегазовом секторе, которые замещают даже военную промышленность в этом плане. Также Норвегия имеет большой стабилизационный фонд на случаи падения рынка. Якобы не обойтись без такой диверсификации структуры национальной экономики, которая не станет тратить деньги по-глупому, развивая военно-промышленный комплекс.

Относительно рентабельности вложений авторы таких идей, конечно же, правы. Явно недофинансируется медицина и образование, а это будущее нашей страны. Но нужно понимать, что Россия не находится в безвоздушном пространстве, где нет ни одной милой и дружелюбной страны поблизости, которая бы окружала нас военными базами и устанавливала не только радиолокационные станции по всему периметру границ, но и ракетные установки. К сожалению, дело обстоит не так, у нас есть окружение. И, надо признать, недостаточно милое, чтобы не рассматривать ситуацию с точки зрения государственной политики. Данные предложения направлены на подрыв безопасности страны - и продовольственной, и экономической, и военной. Разумеется, диверсификация отраслей экономики в России идёт полным ходом, и это достаточно болезненный процесс.

Вспомнить

В течение двух десятилетий с начала 90-х годов именно предлагаемый "естественный отбор" и происходил в российской экономике: о российском производителе заботиться перестали, государство его не только не поддерживало, но и не защищало (за исключением, наверное, только "Автоваза"). В итоге продовольственная безопасность была потеряна, и теперь с огромным трудом её тщатся восстановить.

Продовольственный импорт достигал восьмидесяти пяти процентов. Сейчас действует программа импортозамещения, которая, естественно, пока далека от рентабельности. Сталин, обращаясь к съезду, говорил, что авиастроения у нас не было, а теперь есть, автомобилестроения не было, а теперь есть, тракторостроения не было, а теперь есть, энергетики не было, а теперь есть. Что может сказать народу власть 90-х? "Ура, у нас было авиастроение, а теперь его нет..." И далее по всем пунктам. Фактически сейчас мы доедаем остатки ещё советской инфраструктуры.

Выход

Во-первых, нельзя, просто категорически нельзя поручать экономику России торговцам. По аллегории - изгнать из храма. Иначе государство ожидает гибель, поскольку действуют они сугубо ради экономической выгоды, причём - сиюминутной, и для этой цели не побрезгуют ничем, даже ослаблением родного государства. Впрочем, о родственных связях с ними говорить тоже бесполезно. Кабинету Гайдара прибыль - мама. В сложившейся ситуации диверсификация экономики просто необходима, чтобы не оказаться на месте Ливии, Сирии, Ирака и так далее - много примеров.

Необходима защита внутреннего рынка барьерами - и тарифными, и нетарифными, -чтобы начать индустриализацию-2. Цели диверсификации такого плана вполне понятны: предприятия внутри России должны достигнуть не менее восьмидесяти процентов производства промышленных, продовольственных товаров и также средств производства. Необходимо снизить зависимость на товарных рынках от внешней конъюнктуры, чтобы повысился экономический рост страны. Также необходимы ограничения на все капитальные операции с валютой (Бразилия это сделала и оказалась права, Китай так поступал, поступает и наверняка будет поступать). Укрепляется курс национальной валюты, уменьшается внешняя зависимость на рынках спекулятивного капитала.

Модернизация и инновации

Самая актуальная на сегодняшний день задача России - диверсификация производства, это необходимость для всех стран, которые зависят от экспорта недр. Полезно рассмотреть удачно диверсифицированные экономики таких стран, как Чили, Малайзия, Индонезия. Главное, чтобы заявления о стремлениях возрождения самостоятельности страны не остались голословными. Богатые страны первой волны индустриализации, перешедшие в постиндустриальный период, не могут служить нам примером, да и не смогут никогда. Отправные данные разные. А вот реально преуспевшие развивающиеся страны, как вышеперечисленные, примером послужить могут. Их мало, и у них до сих пор достаточно много экономических проблем, но тем они и интересны.

Экономика, которая основывается на экспорте именно минеральных ресурсов, сильно отличаются от экономик-экспортёров других сырьевых товаров. У них достаточно слабые связи с другими секторами производства, высоко концентрированная природная рента, которую с них получают более всего налоговыми поступлениями, и очень-очень мало рабочих мест. Особенно это касается нефтегазоресурсов. И вовсе не так уж очевиден вопрос, что единственно приемлемый вариант развития страны, погрязшей в зависимость от экспорта нефтепродуктов, это диверсификация. Существуют альтернативы: расширение инвестирования экспортных доходов за рубежом, а ещё - то самое регулирование объёмов добычи для управления глобальным рынком, которое началось теперь.

Аргументы "за" и "против"

В пользу диверсификации прежде всего выступает подтверждённые сугубо эмпирическими исследованиями зависимости между перспективой долговременного роста экономики и методами диверсификации. Развивая промышленность, страна активизирует все межотраслевые связи, стимулируется предпринимательство, создаются предпосылки для увеличения торгового оборота и внутри страны, и с другими странами.

Конечно, само понятие "диверсификация экономики" может стать ответом на любой из поставленных вопросов. Но ситуация достигла предела в зависимости России от экспорта ресурсов, проблемы рвутся из этого порочного круга, и уже сейчас выход из этого положения требует несказанной политической воли и огромных продолжительных усилий. Итак, примеры.

Малайзия

Эта страна всегда довольно успешно добывала олово, каучук и лес, где обзавелась к моменту диверсификации экономики довольно хорошо развитой инфраструктурой. Ещё из преимуществ, которые достаточно разнообразны: очень удобное для экспорта географическое положение, хороший климат и огромное количество портов. Когда бюджетную политику удалось сбалансировать, появилась возможность направлять большие объёмы инвестиций в восстановление лесов и развитие земель, а также на поддержку инфрастуктуры: энергоснабжения, связи, транспорта. К середине 70-х правительство перестало ориентироваться на экспорт промышленности, которая была основана на дешевизне рабочей силы.

Труд в Индонезии стоил крайне мало, законодательно минимум заработной платы не был закреплён даже в экспортных областях, а профсоюзы бездействовали, поскольку на их деятельность властью были наложены ограничения. Макроэкономика тоже поддерживала снижение зарплат. Девальвация позволила ещё удешевить производственные траты. Ряд программ, запущенных с целью поддержать экспортные отрасли экономики, значительно повысили конкурентоспособность всех товаров. Программы касались кредитования, налоговых льгот, государственного субсидирования исследований и продвижения товаров. Таким образом, Малайзия значительно упрочилась на мировом рынке, значит, диверсификация экономики регионов удалась.

Индонезия

Этой стране помогла диверсификация экономики, направленная на активнейшее стимулирование сельского хозяйства при невероятно быстром развитии и нефтяной отрасли, значительные части доходов от которой направлялись на конкретные цели. Это и разработка и введение в оборот высокоурожайных сортов риса, и производство удобрений и реализация их на внутреннем рынке с высокими льготами, и развитие инфраструктуры на всех сельскохозяйственных территориях страны.

Сельское хозяйство быстро приспособилось кормить население дёшево и разнообразно, число промышленных работников всё росло, и к 80-м годам Индонезия смогла начать работу по развитию промышленного производства. При всём этом уровень госрасходов жёстко контролировался (да и теперь!), поэтому правительство аккумулировало весьма значительные финансовые резервы. А чтобы поддерживать торговый баланс на положительном полюсе, правительство Индонезии неоднократно не брезговало девальвацией национальной валюты, не нарушая относительно свободный торговый режим.

Чили

Чили не экспортирует по-крупному, как Малайзия и Индонезия, свои промышленные товары, но экономика значительно диверфицировалась посредством экспорта сырья с добавленной стоимостью (и без того не маленькой). Это удалось, поскольку чилийская ресурсная база отличается высоким уровнем развития. Плюс к тому, разработанная правительством Чили экономическая стратегия была нацелена на нивелирование колебаний внутри глобальной конъюнктуры: накапливая значительные резервы в те годы, когда стоимость экспортируемого сырья была высокой, Чили активно расходовала накопленное при падении цен мирового рынка.

Бизнес-климат в стране значительно улучшился: условия для предпринимателей очень хороши, в рейтингах Чили традиционно занимает верхние места в этой области. Также там очень хорошо развито партнёрство между государством и предпринимателем, множество частно-государственных предприятий успешно функционируют, особенно в экспортном разделе экономики. Мелкие производители пользуются как информационной, так и финансовой поддержкой, таким образом государство помогает им выйти на мировой рынок. Развивается практика производственных кластеров, куда привлекается и малый, и средний бизнес.