Болезни Военный билет Призыв

Классный руководитель начальной школы и его функции. Современная деятельность классного руководителя в начальной школе. Признаки воспитательных технологий

Родь классного руководителя в начальной школе

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель - это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе - это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.

Все перечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых - лишь единицы.

Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими
школьниками, и не обладающего такими качествами.

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

Забота о развитии каждого ребенка.

Помощь в решении возникающих проблем.

Организация разнообразной деятельности в классе.

Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп:

I группа - Организация деятельности классного коллектива.

  1. группа - Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
  2. группа - Организация жизни класса во внеучебное время.
  3. группа - Изучение личности и коррекция в воспитании.

V группа - Работа с родителями.

Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для его духовных и физических сил. Деятельность классного, руководителя в обеспечении здоровья.

Классный руководитель:

  • изучает особенности развития детей;
  • выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
  • проводит тестирование на выяснение психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамент; а совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания. Физических и дыхательных упражнений.
  • помогает ребенку организовать режим жизни;
  • помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников:
  • ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;
  • проводит беседы о личной гигиене человека, ведет антиалкогольную пропаганду, проводит профилактическую работу по предупреждению дорожного травматизма, несчастных случаев;
  • организует спортивные соревнования, игры на воздухе, рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы,

корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; - пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семенного воспитания:

  • исходя из единых (школа - семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
  • осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
  • проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

  • состояние семейно - бытовых условий ученика;
  • состояние его здоровья;
  • положение в классе;
  • о внешкольных интересах и увлечениях;
  • общественных поручениях;
  • любимых и нелюбимых предметах;
  • отношение к школе, учителям, родителям, товарищам;
  • об уровне воспитанности учащихся своего класса;
  • стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию;

Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.

Классный руководитель:

  • должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержание обучения по каждому предмету, координировать решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
  • определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
  • посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
  • создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
  • проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • вовлекать учащихся в кружки, НОУ, клубы и т.д.;
  • совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

  • организует дежурство учащихся на переменах;
  • прививает навыки трудового воспитания;
  • привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
  • развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, технично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнить поручения;

Проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

Участвует со своим классом в общешкольных, районный, городских
мероприятиях.

Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.

Классный руководитель:

  • изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений:
  • определяет виды и формы совместной работы:
  • ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей:
  • выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
  • расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
  • перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал. Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, - залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях. Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию - залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

Литература

Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.

Журнал «Классный руководитель»2008г. №4

Журнал «Классный руководитель»2010г. №1

Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2012.

М.А.Тартышная «50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога» - Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 .

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра общей и социальной педагогики


Реферат по теме

«Современная деятельность классного руководителя начальной школы»


Работу выполнил

Куликов Александр Юрьевич

курс, гр. 25ПОМО132

Проверил

кандидат педагогических наук

Чехонин Александр Дмитриевич


Тюмень, 2014



Введение

Глава 1. Классный руководитель и его функции

Глава 2. Нормативы и концепция работы классного руководителя начальной школы

2.1 Нормативы работы классного руководителя

2.2 Концепция начального общего образования

Заключение

Список литературы


Введение


Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы, так как классный руководитель - связующее звено между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Актуальность данной работы заключается в том, что, в связи с усовершенствованием образования, современный классный руководитель не только должен работать с детьми, но и соблюдать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начальной школы. В связи с этим у учителей появляется гора бумажной работы и совсем нет времени на работу с детьми. План воспитательной работы, рабочую программу по каждому предмету, заполнение классного журнала и многое другое.

Цель работы: показать всю сложность деятельности классного руководителя начальной школы.

описать основные функции классного руководителя

раскрыть основные положения ФГОСа

привести концепцию начального образования.


Глава 1. Классный руководитель и его функции


Классный руководитель - это педагог, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.

Целью работы классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя:

содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;

создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;

помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;

оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

соблюдает права и свободы обучающихся;

совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Классный руководитель имеет право:

получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;

координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;

разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;

вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания;

Классный руководитель не имеет права:

унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.

использовать оценку для наказания ученика;

злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;

использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен уметь:

общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;

формировать свои воспитательные цели;

спланировать воспитательную работу;

организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;

провести родительское собрание;

пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.

Функции классного руководителя.

Ежедневно:

Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.

Организация питания учащихся.

Организация дежурства в классных кабинетах.

Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

Проверка дневников учащихся.

Проведение мероприятий в классе (по плану).

Работа с родителями (по ситуации).

Работа с учителями-предметниками.

Каждый месяц:

Посещение уроков в своем классе.

Консультации у социального педагога, психолога.

Экскурсии, посещение театров и т.д.

Встреча с родительским активом.

Организация участия классного коллектива в делах школы.

Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).

Один раз в четверть:

Оформление классного журнала по итогам четверти.

Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

Проведение открытого мероприятия.

Оформление личных дел учащихся.

Анализ и составление плана работы класса.

Оформление портфолио учащегося.

Настоящий классный руководитель владеет технологией своей деятельности, благодаря которой он умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; с помощью которой глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях. В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Уже с первого года обучения в школе классный руководитель развивает у ребят навыки самоуправления. Со 2-го класса сменный актив во главе со сменным командиром координирует работу по учебным предметам и творческие группы по подготовке классных мероприятий. Актив класса избирается тайным голосованием один раз в четверть. К 4-му классу дети вполне самостоятельно готовят классные часы, организуют праздники, встречи с интересными людьми, два раза в четверть выпускают газету. Самоуправление в детском коллективе включает в себя следующие направления:

образование

здоровье

культура

экология

информация

общественный порядок

Таким образом, классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.


Глава 2. Нормативы и концепция работы классного руководителя начальной школы


2.1 Нормативы работы классного руководителя


Основные нормативы работы классного руководителя прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального образования. В основе ФГОСа классный руководитель обеспечивает направление:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериев оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения результатов используется системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения результата личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Результат стандарта начального образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Портрет выпускника начальной школы выглядит следующим образом: это ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; он любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ученик, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Результат работы классного руководителя начального образования является освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Деятельности программа делится на получение 3-х видов результатов:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, классный руководитель должен основывать свою работу на основании ФГОС, так как там указаны направленность работы, способы и методы достижения результатов. Результатом работы классного руководителя является всестороннее развитие обучающихся, достижение учениками портрета выпускника начальной школы.


2.2 Концепция начального общего образования


Сегодня начальная школа по факту занимается отбором и отсевом детей, она не в стоянии обучить и воспитать всех, Те, кого она отсеивает в троечников и хулиганов, уже в 5 классе пополняют группу потенциальных маргиналов, фанатов, наркоманов, преступников, пассивных, обиженных и униженных граждан. Происходит это потому, что один учитель начальной школы не может обучить и воспитать 25-30 очень разных, индивидуальных, оригинальных, неповторимых, маленьких вёртких, отвлекающихся детишек. Это происходит из установки классно-урочной системы: «всех обучить нельзя, а значит нужно отобрать тех, кто учится сам». Фактически это путь к социальной сегрегации, путь в социальный тупик.

Учитель - это основа. Классного руководителя невозможно рассматривать вне школы, вне классно-урочной системы, вне его прав и обязанностей, вне материальных, моральных и нормативных стимулов, которые определяют работу учителя. Значит, если мы хотим изменить качество образования, мы должны изменять все составляющие системы:

Классно-урочная система. Можно резюмировать о том, что начальная школа должна перестроиться так, чтобы учить и развивать всех - сегодня она может в лучшем случае осуществлять отбор.

Нормативные акты. Очень важный момент - это учительская ставка. Она не должна превышать 18 часов в неделю - это научно доказанное и практикой подтверждённое требование. Нельзя нагружать учителя, как сегодня тридцатью - пятьюдесятью часами - учитель работает не на конвейере, ему нужно эмоционально восстанавливаться, ведь он отдаёт свои эмоции детям. Учитель должен иметь свободное время на отдых, подготовку к занятиями собственное постоянное развитие. Второй момент - это количество учеников на одного учителя - самое оптимальное для эффективной работы учителя в начальной школе - это 5-7 человек в группе. Большие классы могут быть только начиная со средней школы.

Материальные стимулы и оценка работы учителя. Зарплата начинающего учителя уже должна быть на уровне средней по экономике. А дальше должно быть стимулирование. Два критерия успешности работы учителя: во-первых, уровень успеваемости всех учеников, во-вторых, критерием успешности должно стать отношение учеников и родителей к учителю всех детей. Надо изменить критерии оценки работы учителей и школ в целом - оценивать их не только по успеваемости, посещаемости и результатам ЕГЭ, а по желанию учиться учеников школы, начиная от первоклассников и кончая выпускными классами. Желание учиться нетрудно оценить через интернет-опросы. Отбор учителей будет осуществлять не чиновник, а сама жизнь, сами дети и родители.

Моральные стимулы - статус учителя. Его нужно поднимать не только зарплатой, но и государственным отношением: у на сна первых местах по телевизору стоят хохмачи и политики, а если есть учителя, так - это «училки» или «преподы». Нужна информационная политика на повышение статуса, сейчас же она идёт на понижение.

Инструментарий учителя. Это учебники, методики, система оценивания. Нужны очень хорошие учебники, написанные системно (по русскому языку мало системных учебников для детей - хаос, все разделы перемешаны и разбросаны по классам). Много хороших методик, но они не вписываются в классно-урочную систему.

Сегодня существует ещё одна проблема: учитель, встроенный в классно-урочную систему, выставляя оценку ученику за диктант или контрольную по математике, содержательно не даёт никаких сигналов ученику и его родителям о том, что нужно делать, над чем работать. Ученик и родитель при нынешней системе оценок (не важно: каково количество баллов 5 или 100), видя «двойку» испытывают только негативные эмоции, но не понимают: над чем работать ребёнку. Сам учитель, привязанный к количественной оценке работы ученика (одна ошибка - «5»; две-три ошибки - «4»; четыре-шесть ошибок - «3» и т.д.), не привыкает работать над содержанием. Получается в такой системе следующее: учитель, выставляя количественную оценку («5», «4», «3» или «2»), фактически занимается сортировкой учеников по стратам: отличники, …, двоечники - этого от него требует система. Ученик, получивший «двойку» и его родители, испытывая негативные эмоции и не понимая, что нужно делать, оказываются в дураках. Ученик выучил правило на «5», написал диктант на «2», получил отметки в дневник - но ни он сам, ни его родители не понимают: что же нужно делать. Предлагается следующее решение проблем:

Должна измениться существующая система оценивания ученика. Как это может выглядеть: учитель вместе с родителями и учеником намечают план - каждый учитель выдаёт, ученику и родителю с самого первого класса на руки карты навыков по всем предметам. В этих картах (например, по математике, общению или чтению) прописаны все навыки, которыми должен овладеть ученик (по письму, чтению, счёту, общению и так далее). У учителя есть необходимые упражнения и методики для тренировки отдельных навыков, для развития умений по всем направлениям. Занимаясь с детьми, учитель отслеживает у каждого ученика на индивидуальной карте навыков: какой путь пройден, на каком уровне формирования навыка находится ученик, что нужно делать для продвижения. Вместо оценки, учитель ставит флажок на том отрезке пути, который пройден, «завоёван» учеником (количество флажков у всех детей одинаково по количеству навыков). Родители и ученик при таком отслеживании могут проявлять активность, ведь они теперь видят содержательную сторону проблемы, а не пустую отметку. классный руководитель школа

Итоговые работы. Диктанты и контрольные не отменяются, но они теперь становятся только содержательными. Например, контрольная на проверку навыка списывания теперь не будет оцениваться баллами («5», «3», «4» или «2») - ученику будут даваться рекомендации для тренировки навыка (если навык ещё не отработан) или более сложные задания для самостоятельного развития по желанию (если навык отработан на уровне 1-ого класса). Точно также в математике: цель учителя отследить развитие навыка во время контрольных и проверочных работ, а не выставить бессодержательную отметку.

Индивидуальная предметная траектория развития навыков и умений. В итоге всего этого уже через месяц мы получим индивидуальную траекторию развития навыков и умений у каждого конкретного ребёнка по каждому предмету, и она будет наглядно видна на карте навыков и умений. На каждой предметной карте будут отмечены конкретные достижения по формированию навыков и будет понятно: над чем нужно работать. Будет видно, что у некоторых детей одни навыки будут лучше, у других хуже формироваться, но ни учитель, ни родитель, ни ученик теперь не упустят из виду содержание учёбы.

Подключить активных родителей к учебному процессу на новом качестве. Учитель работает не только с учениками, но и с родителями, объясняя каждому, что и как делать, обеспечивая их методической и учебной литературой - фактически идёт педагогическое обучение родителей.

Ученик (с первого класса) привыкает работать над содержанием, над конкретными навыками, учится ставить перед собой учебные задачи и их решать, тем самым решается одна из главных задач начальной школы: у каждого ребёнка формируется умение самостоятельно учиться, дети научаются ставить перед собой учебные содержательные задачи. Этот же подход позволит отследить: какому ученику нужно уделить больше внимания, какому меньше, какое содержание нужно вкладывать в работу с каждым конкретным учеником. Кроме этого, такой подход развивает у детей стратегическое мышление и навыки стратегического и тактического решения проблем и задач. И самое главное: такой подход позволит к концу начальной школы обучить всех детей основным учебным навыкам.

Изменение системы отчётности учителя в начальной школе.

Но такой подход автоматически потребует от школьной системы в начальной школе изменить систему оценку труда учителя и его оплаты. Сегодня оплата зависит от количества учеников, а отчётность сводится к подсчёту количества «отличников», «хорошистов», «троечников». В новой системе не нужно будет писать бессодержательные отчёты по оценкам, учитель сможет предъявить (в электронном или бумажном виде), как и на сколько продвигаются его ученики по формированию навыков. Такой подход будет стимулировать учителя на поиски самых эффективных методик.

Таким образом, концепция начального образования имеет как и положительные стороны, так и недостатки. Классный руководитель с большой нагрузкой должен объективно оценивать учащихся, но и составлять проверочные работы так, чтобы проверять основные навыки обучения. Также классный руководитель должен отслеживать освоение навыков и работать с одарёнными людьми.


Заключение


Классный руководитель начальной школы - учитель, закреплённый за классом, имеющий огромное количество функций и прав, которые позволяют грамотно обучить Федеральному государственному образовательному стандарту. Главное в его деятельности является взаимодействие всех структур во благо развития обучающегося: начиная с родителей и заканчивая директором школы. Внеклассная деятельность учителя во многом позволяет увидеть потенциал обучающихся. Именно от его деятельности зависит, насколько его обучающиеся будут соответствовать портрету выпускника начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) показывает, какова направленность работы классного руководителя, какие методы помогают достичь данный результат, и что в итоге должен получить преподаватель в конце начального образования. Также ФГОС показывает, какие виды результатов должен добиваться учитель (классный руководитель)

Концепция современного начального образования показывает, что есть проблемы у начальных школ, которые надо решать. Проблема оценивания и нагрузка классных руководителей является актуальной и на сегодняшний день. Так же концепция подсказывает, как можно добиться удовлетворительных результатов и никому не навредить.


Список литературы


Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы. - М., Эксмо, 2012.

Дюкина О.В. Дневник классного руководителя начальных классов - М., Вако, 2011.

Косенко А.М. Новая концепция начальной школы. 2011. #"justify">Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2012.

Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. - М., 5 за знания, 2012

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Работа классного руководителя начальной школы заключается не только в проведении классных часов. Его задачи намного шире, в них включаются и организация экскурсий, и многие другие виды внеклассной работы.

В первую очередь работа классного руководителя начальной школы заключается в том, чтобы воспитать дружный коллектив. Класс впервые собирает вместе разных детей, которые не были ранее знакомы друг с другом. Это особенный коллектив, и работа с ним дает преподавателю ни с чем не сравнимый опыт. Каждый четвертый год классный руководитель и первый учитель выпускает своих воспитанников в среднюю школу, берет новый коллектив, и все равно эти дети остаются для преподавателя «его» классом.

Методы работы классного руководителя заключаются в организации детей помимо образовательного процесса. В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель начальных классов человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.

Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто, только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания ребенка. Если диалог между учителем и семьей построен конструктивно, это дает возможность сформировать нравственные качества у подрастающего поколения. Родители должны стать единомышленниками, а не находиться в состоянии конфронтации со школой. Темы с родителями приходится обсуждать самые разные, и появляется открытость, доверительные отношения между школой и семьей. И объединяющим фактором здесь являются дети. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в таком образовательно-воспитательном процессе комфортно всем.

Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как деятельностный творческий подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у каждого ученика его личную «зону успеха». Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача, которая стоит перед классным руководителем.

Однако эта идея реализуется не во время уроков, а при внеклассной работе. Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, придется решать другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.

Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это распространяется как уроки, так и на любые виды деятельности вне уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции, чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином, которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где-то требуется помощь или участие. Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе межличностные между учениками.

Прежде, чем дружный коллектив будет сформирован, процесс проходит ряд важных этапов. Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Преподаватель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики. Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.

На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности этого коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми. Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры группы.

В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе свое собственное «я». Класс в каких-то ситуациях может что-то делать самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.

Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.

Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют сплочению группы.

Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах. Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует их свободное время. В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Хотя бы даже провести субботник по уборке класса, где они все вместе и рядом, у них будет интересное общение, и темы для разговоров найдутся.

В группах продленного дня можно организовывать чайную паузу, дети в это время могут пообщаться между собой, что-то рассказать или придумать. Отличным выходом из положения по устранению дефицита общения могут стать занятия после уроков, например, танцами. В некоторых школах организуют хоровое пение. Но здесь уже одного классного руководителя мало, необходимо сотрудничество с другими учителями или теми людьми, кому доверят вести кружок.

Работа классного руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании психологического комфорта в классе. Его главной задачей является сформировать сплоченность между детьми.

«Самый опасный результат образования

– это прекрасно информированные люди,

не отягощенные совестью»

(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).

В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.

Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.

Если мы рассмотрим ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».

- Классное руководство

Лучшие учителя

Талантливая молодёжь

Федеральные университеты

Бизнес-школы мирового уровня

Школьное питание

Образование военнослужащих-контрактников

На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

Родительские собрания;

Общешкольные конференции;

Анкетирование и тестирование;

Открытые мероприятия для родителей;

Совместные экскурсии;

Привлечение всех родителей к классным праздникам;

Знакомство с родословной семьи.

Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Спортивные эстафеты;

Фольклорные праздники;

Участие в различных акциях и конкурсах;

Календарные и школьные праздники.

Анализируя мой опыт классного руководителя, хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в помощи родителей, но постепенно становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, расширяют свой кругозор, учатся планировать свою работу. В 3-4-м классах дети уже способны создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах, классных праздниках и т.д. К окончанию начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир (проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний» и многие другие). Так работа моя и моих учеников над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный ». Положение конкурса предписывает участие в нем два года. В первый год формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы. Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса является открытое внеклассное мероприятие. В моем случае – это фольклорный праздник по теме «День Калевалы», на котором присутствовали не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся. Это внеклассное мероприятие дало простор фантазии учащихся. Они легко включились в игровые действия, стали непосредственными участниками народного праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы» носит межнациональный характер. Итогом участия в конкурсе стало 2 место в районе.

Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые ожидаемые результаты. Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми. Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется. Но выпускнику начальной школы по силам:

Осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;

Стремиться быть нравственным;

Подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми

«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).

Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов. Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный и воспитательный более насыщенным и продуктивным.

Htpp://www.innovativeteachers.ru – сеть творческих учителей.

Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».

С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга Наталия Викторовна Зязенкова.

Список использованной литературы:

Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;


Роль классного руководителя в

начальном звене.


Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

Основой воспитательной системы становится личностно -ориентированный подход.


Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю

Главная воспитательная цель – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.

самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе


Задачи классного руководителя :

1. Формирование классного коллектива.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в данном классе.

На в начальной школе ложится большая ответственность


Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.

Это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы. методы и средства воспитания.







Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи,

свою жизненную программу. Это самопознание,

самоопределение, саморегуляция, самореализация.

И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым » троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.


Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию,

личность достойная и уважающая себя, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,

жить счастливой жизнью..

Во всём и всегда я стараюсь идти вместе со своими учениками.



Говоря о наших творческих делах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Участие в различных акциях и конкурсах;

  • календарные и школьные праздники.
  • -совместные выезды в театры и т. д.



Главные задачи современной школы

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

«Наша новая школа»



СПАСИБО