Болезни Военный билет Призыв

Наши принципы. Понятие о мотивации и готовности к риску

Для инвесторов нет ничего важнее, чем понимание того, сколько они готовы потерять. Но самое трудное - достичь этого понимания, пока не стало слишком поздно.

Резкие колебания американского фондового рынка на протяжении этого месяца после трех лет стабильной прибыли до сих пор не напомнили нам всем, как неприятно терять деньги .

Люди виртуозно искажают свои воспоминания и забывают факты. Многие инвесторы, паниковавшие в 2008−2009, сегодня твёрдо верят в свою способность пережить ещё один кризис с каменным лицом. При этом стандартный тест на умение сохранять спокойствие в опасных ситуациях совершенно не позволяет прогнозировать реакцию финансовых управляющих на убытки, хотя бы потому что разные люди по-разному воспринимают риск.

Этой проблемой заинтересовались учёные. Команда научных сотрудников Университетского колледжа Лондона, Университета Сиднея, Университета Пенсильвании, Университета Нью-Йорка и Йельского университета опубликовала в Journal of Neuroscience исследование, которое выявило, что готовность брать на себя финансовые риски тесно взаимосвязана с плотностью расположения клеток в определенной области мозга.

Эксперименты показывают, что толщина слоя серого вещества в правой задней теменной доле коры головного мозга - небольшом участке рядом с задней верхней частью черепа - напрямую связана со способностью переживать опасные ситуации.

«Люди, обладающие большим количеством серого вещества в этой зоне, будут в среднем отличаться повышенной толерантностью к финансовым рискам».

Биолог Скотт Хюттель из университета Дьюка комментирует открытие своих коллег:

«Это исследование впервые устанавливает связь между структурой мозга и рискованными решениями».

Как отмечает психолог Элке Вебер из Колумбийской школы бизнеса, способность сохранять спокойствие в опасных ситуациях зависит от вида деятельности и контекста и не является «фундаментальной чертой характера». Можно быть любителем азартных игр в Лас-Вегасе, но инвестировать в наличность и облигации .

Вероятно, самый страшный риск для большинства инвесторов - это «отклонение от долгосрочного плана в погоне за краткосрочным эмоциональным благополучием во времена неурядиц», как его сформулировал Грег Дэвис, глава отдела исследований поведенческих финансов в Barclays Wealth and Investment Management, подразделении Barclays PLC.

Какой риск вам по плечу? Увы, наука пока не способна точно рассчитать это значение и выдать персональные рекомендации, опираясь на измерения, так что попробуйте справиться самостоятельно. Для того, чтобы прогнозировать собственное поведение, нужно определиться с несколькими вопросами.

Что я делал в прошлый кризис?

Воозможно, воспоминания о том, как вы бледнели и сползали под стол, хватаясь за сердце, успели несколько потускнеть за эти годы. Единственный способ узнать наверняка - откопать старые выписки со счетов. Тот, кто продавал акции в 2008−2009 годах, скорее всего, будет делать то же самое на новой волне паники. Определенно, при таких предпосылках не стоит повышать долю акций в портфеле сильнее, чем в 2007 году.

Насколько гибки мои цели?

Способность противостоять рискам зависит не только от того, сколько денег лежит на счету, но и от планов на будущее. Если вы твердно намерены купить тот очаровательный коттедж в следующем году, ваша способность брать на себя риск намного ниже, чем можно было бы предположить, просто глядя на состояние счета.

От каких рисков я защищен?

Финансовые консультанты заполняют портфели своих клиентов высокодоходными облигациями и долговыми бумагами развивающихся стран и фондов банковского кредитования. Во время кризиса эти доходные, но рискованные инвестиции теряют в цене не меньше, чем акции американских компаний. Лучшая страховка от падения акций - наличные и облигации высокого класса.

Выработал ли я правильные привычки?

Если вокруг тишь да гладь, человеку свойственно верить, что он будет поступать верно даже в самой сложной ситуации. Однако сохранить спокойствие в эпицентре паники возможно, только если ваши действия отточены и правильные поступки вошли в привычку. Если в этом месяце вы уже уточняли стоимость своего портфеля акций - запретите себе проверять личные счета, пока рынки открыты. Если вы не можете сделать это правило своей привычкой - вероятно, вы вложили в акции слишком большую часть своего капитала.

В условиях управленческой деятельности часто или иногда (в зависимости от специфики работы) возникает необходимость выполнять работу в условиях опасности. Опасными (в общем смысле) можно назвать факторы не только физические, угрожающие здоровью работников, но также социальные (угрожающие наказаниями, потерей престижа, авторитета, уважения и т. п.) и “духовные”, которые могут вызвать переживания по поводу совершенных ошибок, оплошностей, нанесения кому-то вреда и пр. Для выполнения опасных работ желательно подобрать людей надежных, не только обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и способных выполнять свои функции с долей “разумного” риска в экстремальных ситуациях. Впрочем, любая работа связана с тем или иным видом риска. Поэтому чтобы как-то предвидеть последствия деятельности работника, необходимо определить его надежность, степень готовности к риску.

Понятие “готовность к риску” получило распространение в работах европейских ученых в 60-х годах в связи с возникновением определенного научного направления, рассматривающего предпосылки несчастных случаев. При этом считается, что готовность к риску и порождается ситуацией, но базируется в основном на индивидуальных качествах работника: потребностях, актуальных мотивах, доминантности, экстравертности, ригидности, эго-центризме, легкомыслии, недобросовестности, боязливости и пр.

Кроме того, известно, что у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у менее опытных; у женщин она реализуется при более определенных ожиданиях, нежели у мужчин. Готовность к риску отражает характер деятельности: у военных она выше, чем у студентов; в условиях группы она проявляется сильнее, чем при деятельности в одиночку.

Так или иначе, все характеристики работника, в том числе и готовность к риску, проявляются в его поведении, действиях. Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими факторами:

выигрышем, который может быть получен при данном выборе;

опасностью (физического или иного порядка, а также просто проигрыша);

шансами на успех или избегание неудачи (опасности) при сделанном выборе;

степенью необходимости осуществления выбора и, в частности, именно данного выбора.

Каждый из приведенных факторов опирается на анализ конкретной ситуации и собственных возможностей. Например, шансы на успех или избегание опасности могут расцениваться в связи с возможностью контролировать развитие ситуации, корригировать свое поведение в ней, предотвращать отрицательные последствия сделанного выбора и т. п. Однако поведение человека в опасной ситуации зависит не только от ее объективных условий, но и от того, насколько адекватно эти условия отражаются в его сознании. Степень же адекватности отражения человеком опасных ситуаций в значительной мере зависит от его индивидуальных качеств. Так, люди, отличающиеся слабостью нервной системы, тревожностью, обычно завышают степень опасности и возможности ее проявления. Людям же, движимым сильным побуждением к достижению цели и получению от этого выигрыша, свойственно порой, наоборот, занижать уровень опасности и считать возможность ее проявления менее вероятной, чем есть на самом деле. Влияние личностных качеств особенно велико при выборе варианта поведения в условиях риска при экстремальных ситуациях. Особенно сильно сказывается на выборе та-кое качество личности, как склонность к риску.

Готовность к риску непосредственно связана с направленностью личности на достижение цели или с ориентацией на избегание неудачи. Именно эти мотивы наиболее связаны с несчастными случаями.

Психологические исследования выявили ряд закономерностей:

работники, у которых был страх перед несчастным случаем, чаще попадают в подобные ситуации, чем те, кто был ориентирован на успех в деятельности;

люди, ориентированные на достижение цели, предпочитают средний уровень риска, а те, кто боится неудачи, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск (где неудача не угрожает престижу);

при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой;

людям, мотивированным на достижение цели и имеющим большие на-дежды на успех, свойственно избегать большого риска;

чем выше мотивация человека к достижению цели, тем ниже готовность к риску.

О надежности осуществления деятельности тем или иным работником можно судить по данным тестовых испытаний на основании трех показателей: склонности к риску (опросник RSK Г. Шуберта), устремленности к успеху (опросник Т. Элерса для оценки мотивации к достижению цели -успеху) и тенденции к самозащите (опросник Т. Элерса для оценки мотивации к избеганию неудач - самозащите).

Риск - это возможная, осознанная человеком опасность. С риском человек сталкивает ежедневно, порой даже не замечает его т.к. «автоматически, на уровне подсознания оценивает его вероятность и потенциальную угрозу».. Порой под риском понимается деятельность, которая совершается в надежде на удачный исход или просто характеристики деятельности в определенной ситуации. Однако более распространено другое суждение о риске, где он рассматривается как возможная опасность или неудача.

По словарю С.И. Ожегова риск определяется как возможная опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход. По его словам для существования риска, необходима опасность, в которой заложена неопределенность.

А.П. Альгин определяет риск как деятельность, которая связана с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора. В процессе этой деятельности имеется возможность количественно и качественно оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

По мнению О. Ренна, риск - это возможность того, что человеческие действия и результаты его деятельности приводят к последствиям, воздействующим на человеческие ценности.

Понятие «риск» используют многие общественные и естественные науки. Каждая из них использует для этого собственные методы т.к. каждая наука имеет свой предмет и свою направленность в исследовании риска. Как следствие можно выделить большое многообразие аспектов, в которых может рассматриваться риск или деятельность в рискованных ситуациях.

«Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок». Чаще всего у людей в возрасте с большим багажом жизненного опыта готовность к риску ослабевает. Если говорить о профессиональной деятельности, то люди с большим профессиональным опытом рискуют намного реже, чем неопытные, молодые специалисты. Если рассматривать индивидов по половому признаку, то женщины готовы рисковать при более определенных условиях, чем мужчины. В коллективе готовность индивида к риску зависит от тех ожиданий, которые на него возлагают, поэтому в данной ситуации готовность к риску может проявляться сильнее, чем, если бы человек находился один. В общем, готовность к риску у человека возрастает при назревании или наличии внутреннего конфликта. «Иногда нет никакой возможности избежать риска, но есть возможность его минимизировать, при этом достаточно знать несложные правила, чтобы не рисковать зря».

Но исключить риск из повседневной жизни невозможно т.к. он является неотъемлемой чертой человеческой активности. Обычно, риск встречается во всех сферах человеческой деятельности, это связано с влиянием на положительный исход принимаемых человеком решений множества факторов и условий внешней среды, как социальных, так и экономических и даже природных.

Однако «риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска».

Риск нельзя рассматривать однозначно т.к. порой он может сопутствовать творческой деятельности людей, а иногда, в опасных ситуациях, он бывает необходим для выживания. Порой принимаемые решения могут приобрести рискованный характер, в силу того, что нет возможности предугадать те последствия, которые они могут за собой повлечь. Именно поэтому любое принимаемое решение несет в себе ту или иною долю риска и принимается человеком для обеспечения личной психологической безопасности..

Исходя из этого, можно сказать, что «риск не только характеризует деятельность человека, как ориентированную на возможность неуспеха, но и показывает умение просчитать ситуацию, и способность человека изменять ее в соответствии с его целями».

Склонность человека к риску не может быть величиной постоянной, люди могут по-разному рисковать в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Готовность индивида к риску зависит от множества средовых факторов, таких как характеристики проблемных ситуаций, структурирования социальных систем, методов формирования проблемы и типа принимаемого решения. Готовность индивида к риску может быть связана с половой принадлежностью, мужчины обычно более рискованны, чем женщины, а так же с такими личностными качествами, как склонность к самоутверждению и доминированию, импульсивностью, возбудимостью и агрессивностью. «Отрицательные связи были выявлены с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью».

При оценке готовности к риску во время принятия рискованных решений исходными можно считать следующие данные:

1) важные целевые установки, т.е. личные и профессиональные цели;

2) перечень негативных последствий и потерь, которые возможны при принятии любого рискованного решения, основной задачей здесь является минимизация потерь;

3) степень готовности к риску в зависимости от от вероятности наступления последствий.

Именно поэтому «очень важно оценить степень готовности к риску, и возможно провести коррекционные мероприятия, чтобы избежать отрицательных последствий риска в жизни человека».

ФОТО Getty Images

Тема эмиграции в России сегодня крайне актуальна. Эмиграция – это ситуация экзистенциальной дилеммы: выбрать неизменное прошлое или неизвестное будущее. И по сути, это способ узнать себя настоящего. Поэтому так сложно дается новая жизнь тем, кто уехал. Оказаться наедине с самим собой – испытание не для слабаков. Истории наших героев – о том, как сделать этот непростой выбор и снова найти себя 1 .

«Чтобы уехать навсегда, тебе придется вернуться»

Елена, 39 лет, живет в Праге (Чехия)

Я бы сказала себе именно это. Хотя у меня был легкий отъезд: 23 года, никаких особенных притязаний и любопытство – как это, жить в другой стране? Мы с мужем не называли наш отъезд эмиграцией, хотели попробовать, получить новый опыт. И все же я скучала – по родным, городу, друзьям. Мне остро не хватало общения. А потом мы вернулись. И вот тогда я вылечилась от всех своих переживаний. Оказалось, что скучать было не по чему. После долгого отсутствия понимаешь, что Москва тебя выталкивает, ты ей не нужен. Да и никакого живого общения не получалось – у всех работа, дети, все живут в разных районах… Только по телефону, плюс редкие встречи. Я вдруг поняла, что все дорогие мне люди живут свою собственную жизнь и события происходят – у них без меня, а у меня без них. Это было очень сильное переживание. Зато через год я уехала с легким сердцем. А потом, со временем, оказалось, что все, кто мне дорог, – по-прежнему со мной, несмотря на расстояния.

Дмитрий Леонтьев, психолог:

Эмиграция – это ситуация экзистенциальной дилеммы: выбрать неизменное прошлое или неизвестное будущее. Истории наших героев – о том, как выглядит «вблизи» этот выбор. Те, кто выбирает неопределенность, всегда делают шаг в сторону личностного развития, начинают жить более осмысленной, деятельной жизнью.

«Ты ни о чем не пожалеешь»

Мария, 43 года, врач из Бостона

Однажды мой старый друг спросил: «Если бы ты наперед знала все, что тебе предстоит, – уехала бы?» Я подумала и ответила: «Да!» В России я успешно училась в лучшем мединституте, у меня были хорошие профессиональные перспективы, много друзей. Все это я оставила не ради Америки, а ради любимого человека. Конечно, я боялась, что трудно будет привыкать к незнакомой жизни, заново пробиваться, доказывать свою профессиональную состоятельность. В общем-то, все опасения сбылись: было очень тяжело. А через несколько лет скоропостижно умер муж, и я осталась одна с маленьким ребенком. Но я все-таки получила образование, стала врачом. Америка удивительная страна. Да, с одной стороны, здесь никому нет до тебя дела. Ты свободен от пристального внимания государства и других людей. Но точно так же ты свободен построить свою судьбу и можешь добиться всего, чего тебе хочется. Здесь тебя намного больше ценят за то, кто ты есть. Неважно, как ты одет, какой у тебя дом, в какой школе учатся твои дети, – внешние, статусные атрибуты роли почти не играют, в том числе и при приеме на работу. Мне не приходится никого из себя строить, чтобы меня оценили и полюбили, я могу быть сама собой. Для меня это очень важно. Было непросто привыкнуть к тому, что здесь нет таких близких отношений с друзьями, как в России. Но зато гораздо больше уважения к личному пространству другого человека. С годами я это очень оценила. И друзей нашла много. В целом, могу сказать: я очень рада, что я здесь.

Марина Хазанова, психолог:

«Действуй!», «Не бойся!» – за этими словами, как я их понимаю, стоит призыв прислушаться к себе, найти опору в своих ценностях и не позволять собой манипулировать. Невозможно оценить, насколько хорошим был выбор.

«Решайся быстрее»

Евгений, 56 лет, живет в Торонто (Канада)

Вот что я бы себе сказал. Иначе, пока колеблешься, не живешь ни там, ни здесь. Мы с семьей готовились к отъезду лет пять-шесть. Я работал в институте, преподавал, была своя небольшая компания. И уезжал я в 41 год не от бедности и не от режима. Я уезжал проверить себя: такая вот экзистенциальная эмиграция. Авантюрность мне всегда была свойственна. Знаете, один мой приятель, чиновник, сказал как-то, что уехал бы, только точно зная, что его возьмут как минимум «завсектором в мэрию Торонто». По-моему, пытаться на это рассчитывать смешно. В Канаде я три года развозил пиццу, красил стены. Но это тоже был обогащающий опыт. Я понял, например, что я неплохой семьянин и что только на семью в эмиграции и можно опереться. А сейчас я снова преподаю, у меня снова своя компания, дом, через лужайку – парк с лисами, оленями, зайцами. Но часто я думаю: а может, мне снова все изменить и еще куда-нибудь уехать?

Марина Хазанова:

Эмиграция стала для них способом прояснить свои глубинные устремления, через преодоление обрести себя. Екатерина осознала, что не готова жертвовать собой, а Тимур – что может доверять себе и готов всерьез совершенствоваться в профессии. Выбирая неопределенное будущее, каждый неизбежно что-то теряет. И именно поэтому невольно оттягивает окончательное решение, оказывается не здесь и не там, как бы и не живет. Об этом «пропущенном» времени сожалеет Евгений, а Елене, чтобы окончательно уехать, пришлось сначала вернуться...

«Разберись, твое ли это желание»

Екатерина, 36 лет, живет в Гамбурге (Германия)

И еще я бы сказала себе: «Думай не только о муже и детях, думай и о себе тоже». Наверное, такой совет я бы себе дала. Я уезжала с мужем, он ученый, говорит на шести языках, и ему абсолютно все равно, где заниматься своей физикой. А мне… Мне было очень тяжело. Да, Германия и правда очень удобная для жизни страна, но она так и не стала моей. При любой возможности я старалась хоть ненадолго съездить домой, в Россию. А еще я очень хотела работать, я ведь окончила факультет журналистики МГУ… Но сейчас я нашла компромисс. Точнее – вернулась к себе. Потому что мое сердце и все мои интересы принадлежат России. Я бываю здесь каждые полтора-два месяца, пишу очерки и снимаю провинциальные российские города, деревни, их людей. Это хороший, чистый мир с еще сохранившимися, например на Севере, обычаями, говором, удивительными историями. И мне очень хочется рассказать об этом мире. В общем, я делаю то, что и хочу делать. И посоветовать себе тогдашней могла бы только одно: больше думать о себе. Если бы я больше заботилась о своих интересах с самого начала, то, возможно, мои первые годы в Германии не были бы такими сложными.

Дмитрий Леонтьев:

Не бывает объективно правильного решения, при любом варианте можно ошибиться. Но все получается, если принять ответственность на себя, признать это решение своим и реализовать его. Те, кто выбирает эмиграцию, берут свою судьбу в свои руки. И сама эта установка важнее, чем смена места жительства. Иногда даже приходит в голову мысль: а не попробовать ли действовать так же, но по эту сторону границы?

«Вкладывай силы в учебу, больше читай»

Тимур, 35 лет, живет в Роттердаме (Нидерланды)

Занимайся самообразованием… Если бы я заранее знал, как сложится жизнь, я бы сказал себе именно это. Я архитектор, шесть лет назад уехал в Роттердам, чтобы пройти двухгодичный постдипломный курс обучения в институте Берлаге. Хотя учеба – это был лишь повод уехать… Но в итоге я совсем не жалею о том, что потратил два года на образование: я смог оглядеться вокруг, поискать новые идеи, возможности. И все же сегодня я точно знаю, что мог использовать время обучения с большей пользой. Причем быть образованнее мне нужно совсем не для того, чтобы получить работу, я и так получил ее сразу после окончания курса. Быть профессионально состоятельнее, лучше ориентироваться в архитектуре мне хочется для себя самого, чтобы попробовать сделать что-то новое, разработать свой уникальный подход. Просто чтобы не стоять на месте.

1 Истории героев записаны в 2014 году.

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;.

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

2 балла - полное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тя­желобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участ­вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, буду­чи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со льва­ми при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на вы­сокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую ло­шадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на вело­сипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без биле­та от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за ру­лем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болез­ни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного ва­гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном толь­ко на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный пе­рекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять про центы?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взять ся за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объ­яснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продук тов, доехать из Москвы до Хабаровска?

КЛЮЧ:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответ ствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные отве­ты, свидетельствуют о склонности к риску. Значения тес та: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

с возрастом готовность к риску падает;

у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

с ростом отверженности личности, в ситуации внутрен­него конфликта растет готовность к риску;

в условиях группы готовность к риску проявляется силь­ней, чем при действиях в одиночку, и зависит от группо­вых ожиданий.

15. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса .

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его луч­ше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все став­лю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отноше­нию к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, ко­торой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на по­мощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное за­дание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро вый­ду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я ста­раюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих кол­лег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководи­теля.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выпол­нять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои дости­жения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и поло­жению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных бал­лов.

РЕЗУЛЬТАТ

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотива­ции;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анали­зировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готов­ность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ори­ентированные на успех, предпочитают средний уровень рис­ка. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мо­тивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имею­щим большие надежды на него, свойственно избегать вы­сокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И на­оборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.