Болезни Военный билет Призыв

Новые междисциплинарные науки. Трансдисциплинарность и междисциплинарность в науке. Перспективы развития трансдисциплинарности

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ - термин, выражающийинтегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ееизменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распаденияоднородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции(объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин:биофизики, психолингвистики и т.д.). В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадиюфункционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этихпроцессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе этилинии взаимно предполагают и дополняют друг друга.

Освоение новых областей реальности и становление ранее не существовавших познавательных средстви методов обусловливает более наглядное проявление дифференциационных явлений в науке, способствуетформированию все более специализированных дисциплинарных областей. Осознание же необходимостинадежно обосновывать конструируемые системы знания ведет к выявлению всевозможных связей междуними, что способствует объединению до того разнородных проблемных подходов и разрабатываемых теорийв более широкие концептуальные структуры. Это воспринимается как усиление интеграции в познании.

Оформление классического естествознания происходило в надежде на возможность четкого отделениянаучного исследования от тех видов познания, которые наукой не являются. И хотя усилия несколькихпоколений методологов однозначно решить «проблему демаркации» не привели к ожидаемому успеху,некоторые исходные идейные установки классической науки сохраняются до сих пор. В частности, этоотносится к стремлению многих ученых найти некие универсальные законы мировой действительности налюбых уровнях ее организации.

Однако кризисные явления, с которыми наука столкнулась на рубеже 19—20 вв., привели к пониманиюневозможности ни слияния различных дисциплин в единственную область познания, ни их объединения врамках некой «мета—универсальной» концепции, в роли которой видели то традиционную философию, токибернетику, то «общую теорию систем». Разделение классической науки на область «наук о природе» и«наук о духе» (охватывавших все, что касалось культурной деятельности человека), на котором настаивали В.Виндельбанд, Г. Риккерт и В. Дильтей, продемонстрировало радикальное несходство различных сфердействительности. В то же время развитие естественнонаучного знания обнаружило глубинную зависимостьспособов его организации от особенностей человеческой деятельности. Описывать природный мир «как онесть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, оказалось невозможно.

Такие методологические принципы, как «принцип дополнительности» (введенный Н. Бором сначала всферу физических исследований, а затем превратившийся в один из фундаментальных регуляторовобщенаучного познания) или «антропный принцип», - свидетельствуют, во-первых, о принципиальнойневозможности свести содержание одной области познания к др. (или вывести одну из др.), и, во-вторых,служат доказательством внутренней связи различных разделов науки друг с другом.

В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме,будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. Междисциплинарный характерпознавательной деятельности выражает эту специфику наиболее явным образом. Одним из проявлений ееявляется достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способовисследования, возникших в рамках одной дисциплины, в др., иногда достаточно далекие друг от друга.Внедрение физических методов в практику химии или биологии уже стало привычным. Но в последнее времяявным образом обнаруживается влияние лингвистических и литературоведческих подходов на областьисторических дисциплин (напр., историографическая концепция «нарратива»), существенное пересечениепсихологических, лингвистических и формально-логических моделей (еще недавно максимальнодистанцированных друг от друга), усиливается взаимный обмен задачами и способами их решения междусферами собственно научного и инженерно-технического исследования.

Разрешить трудности, возникающие перед тем или иным специалистом, сегодня чаще всего удаетсятогда, когда этот специалист оказывается способным выйти за узкие рамки привычных ему канонов и норм.Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из«дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную». Напр., надзадачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры,психологи, философы, лингвисты и др. Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы инаходить оригинальные и перспективные их решения.

Антропология и концепции биологии Курчанов Николай Анатольевич

11.1. Экология как междисциплинарная наука

Термин «экология» (от греч. ?ikos – местообитание ) был предложен еще в 1866 году Э. Геккелем. Возникнув более полутора веков назад как наука об отношениях организмов между собой и с окружающей средой, экология затем весьма расширила свою область исследований. В своих теоретических построениях она объединила достижения ботаники, зоологии, физиологии, биохимии, генетики, теории эволюции, этологии. Неразрывна связь экологии с такими естественными науками, как химия, физика, геология, география. Ни в одной другой биологической науке столь широко не используются математические методы. Исходя из вышесказанного, в настоящее время экология с полным правом может считаться междисциплинарной наукой.

Охватив столь широкий круг проблем, сама экология не могла избежать процесса дифференциации. Как самостоятельные дисциплины из нее выделились общая экология, популяционная экология, физиологическая экология, эволюционная экология . Из эволюционной экологии, в свою очередь, выделилась и бурно развивается поведенческая экология, изучающая особенности поведения (выбор пищи, стратегии поведения, брачных партнеров) в разных экологических условиях.

Экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны природы. Научно-технический прогресс, породивший экологический кризис, выдвинул на ведущее место экологию человека как науку об ответных реакциях человека на факторы внешней среды. Некоторые аспекты экологического кризиса были рассмотрены нами ранее. В целом эта проблема, пожалуй, самая актуальная для судьбы человечества, требует специального разговора, поэтому в данной главе рассматриваться не будет.

Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич

Тема 11. ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т. е. если появляются соответствующая идеология и

Из книги Экология автора Митчелл Пол

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ В последние годы распространилась практика восстановления поврежденных и деградировавших экосистем. Она включает четыре основные возможности: восстановить в точности то, что было раньше (восстановление); воссоздать систему, в чем-то

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы текстом] автора

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Невозможно понять экологию современности без знания экологии прошлого. Историческая экология - это «история растительности и ландшафтов» (Рэкхэм, 1998). За тысячи лет человек изменил многие среды обитания; в настоящее время многие ландшафты имеют

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы картинками] автора Уголев Александр Михайлович

ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ Ландшафтная экология - новая дисциплина, которая изучает различные экологические процессы, происходящие на территориях, измеряемых гектарами и квадратными километрами.Такие огромные территории обычно состоят из отдельных фрагментов, как-то:

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЭКОЛОГИЯ В прессе часто появляются заметки о том, что торговцы дикими животными пытаются продавать запрещенные виды или продукты, изготовленные из вымирающих видов животных, прикрываясь торговлей вполне легальным товаром.Один из способов разрешения

Из книги автора

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Почему некоторые животные проявляют альтруизм? Что мы имеем в виду под словом «поведение»?Основные положения поведенческой экологии заключаются в том, что существует генетический компонент поведения, который может регулироваться естественным

Из книги автора

ХИМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Потеющие и плохо пахнущие ноги - это вовсе не смертельно и даже не опасно для здоровья, но только если вы не живете в странах, где распространена малярия. Комаров - переносчиков малярии привлекает запах различных химических веществ, которые выделяет

Из книги автора

ЭКОЛОГИЯ В каком-то смысле наука экология такая же древняя, как человек. Люди всегда зависели от окружающего мира, от потребляемых ими животных и растений. Им нужно было знать, на каких животных охотиться, какие растения собирать и выращивать. Но самостоятельной научной

Из книги автора

ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Людей впечатляют большие размеры. Наверное поэтому, вспоминая о юрском периоде, мы в первую очередь представляем себе гигантских динозавров, когда-то «правивших» нашей планетой. Однако, если какие-то организмы и «управляют» Землей, то это

Из книги автора

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Эксперименты играют решающую роль в науке. Они необходимы для проверки гипотез; при проведении экспериментов определенные факторы, интересующие ученых, подвергают различным изменениям, оставляя неизменными все другие факторы (или по крайней

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1. Трофология - новая междисциплинарная наука 1.1. Вводные замечания В предисловии отмечено, что основная цель данной книги заключается в попытке охарактеризовать и сопоставить две теории питания - классическую (теория сбалансированного питания) и новую (теория

Из книги автора

9.6. Трофические цепи и экология Одним из следствий развиваемого нами трофологического подхода (см. гл. 1) является признание того, что процветание вида во многом определяется его положением в трофической цепи. Это положение обеспечивается эффективностью взаимодействий

Из книги автора

11.2. Популяционная экология Основной структурой теоретических построений экологии является популяция. На популяционном уровне сформулированы базовые экологические понятия и

Из книги автора

11.5. Экология сообществ Экология сообществ имеет дело с самыми сложными природными системами, включающими в себя как биотические, так и абиотические составляющие. Это сфера наибольших разногласий среди ученых, сфера, в которой основные теоретические положения еще

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х - 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества , чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов. Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности. «После этапа междисциплинарных исследований, - писал он, следует ожидать более высокого этапа - трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы , без строгих границ между дисциплинами» . Важно отметить, что одним из главных вопросов этой дискуссии являлось обсуждение сути трансдисциплинарности. Жан Пиаже (Jean Piaget) считал, что трансдисциплинарность следует рассматривать как новую область знаний, отличную от мультидисциплинарности и интердисциплинарности . Эрих Янч (Erich Jantsch), австрийский астрофизик, исследователь проблемы самоорганизации во Вселенной, один из основателей Римского клуба, поддержал мнение Жана Пиаже. Он был уверен в том, что трансдисциплинарность, как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами», как новая область знаний, должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. Такая трансдисциплинарность, писал он, должна являться«координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» . В такой интерпретации новая (трансдисциплинарная) область знаний требовала собственного (трансдисциплинарного) подхода. В свою очередь взгляд Андре Лихнеровича на трансдисциплинарность был радикально математический. Он воспринимал трансдисциплинарность как некие «перекрёстные игры», способные описать «однородность теоретической деятельности в различных областях науки и техники, независимо от поля, где эта деятельность осуществляется». И, конечно же, эта теоретическая деятельность могла быть сформулирована, считал он, только на математическом языке .

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке продолжилось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A) , в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её одним из основных способов решения сложных многофакторных проблем XXI века. Об этом свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры». Декларация была принята участниками Международной конференции по Высшему образованию,состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, Декларации, содержат рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества .

Накануне этой конференции, в мае 1998 года, под эгидой ЮНЕСКО в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция) был проведен симпозиум по трансдисциплинарности. Итоговые документы симпозиума закрепили понимание сути трансдисциплинарности. «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как мета-методология, поэтому трансдисциплинарный подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их» .

Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин Трансдисциплинарность-1) являются Американская школа трансдисциплинарности , а также Швейцарская школа трансдисциплинарности и Китайская школа трансдисциплинарности . Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение Трансдисциплинарность-2,3 . О перспективе развития трансдисциплинарности в мировой науке свидетельствует следующий факт. В 2013 году в США под эгидой Американской академии науки и культуры был опубликован Доклад «ARISE-2» (Advancing Research in Science and Engineering). Среди основных целей, обозначенных в докладе, выделяется цель – осуществить в американской науке «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций .

См. также

Примечания

  1. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526 Журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2014. – № 5 - 12.09.2014 - УДК 378.1 - ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.
  2. Piaget Jean. «L’épistémologie des relations interdisciplinaires», in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 144.
  3. Basarab Nicolescu. TRANSDISCIPLINARITY – PAST, PRESENT AND FUTURE. Published in Moving Worldviews - Reshapingsciences, policies and practices for endogenous sustainable development, COMPAS Editions,Holland, 2006, edited by Bertus Haverkort and Coen Reijntjes, p. 142-166. Available: http://basarab-nicolescu.fr/Docs_articles/Worldviews2006.htm#_ftn1
  4. Erich Jantsch. Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al, 1972
  5. André Lichnerowicz. Mathématique et transdisciplinarité, in Léo Apostel et al,1972
  6. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
  7. De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS)
  8. Judge, A. (1994) Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. Available: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm)
  9. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action.Available:http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
  10. Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge Division of Philosophy and Ethics UNESCO, 1998, pp. 37–38. Available: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf
  11. Институт комплексных проблем Санта-Фе (США, штат Нью-Мексико) Available: http://www.santafe.edu/
  12. Network for Transdisciplinary in sciences and humanitiesity Available: http://www.transdisciplinarity.ch/d/index.php
  13. Государственные программы по развитию науки и техники (Пекин 2008). Available: Архивированная копия (неопр.) . Проверено 7 июня 2007.

Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология.

Л.: Наука, 1991. 272 с. - (Наука и технический прогресс).

Книга посвящена фундаментальным и прикладным аспектам проблем питания и ассимиляции пищи. В рамках новой междисциплинарной науки трофологии сформулированы основные постулаты теории адекватного питания, в которую классическая теория сбалансированного питания входит как важная составная часть. Охарактеризованы основные потоки, поступающие из желудочно-кишечного тракта во внутреннюю среду организма, эндоэкология и ее главные физиологические функции, роль кишечной гормональной системы в жизнедеятельности организма, общие эффекты этой системы и ее роль в развитии специфического динамического действия пищи. Рассмотрены происхождение жизни, возникновение клеток, трофических цепей и т.д. в свете трофологии, а также ее некоторые биологические аспекты. Показано, что трофологический подход плодотворен для понимания процессов ассимиляции пищевых веществ на всех уровнях организации живых систем, а также для биологии в целом, равно как и для некоторых общих проблем профилактической и клинической медицины. Книга предназначена для широкого круга подготовленных читателей, интересы которых включают биологические, технологические, гуманистические, экологические, медицинские и другие проблемы питания и пищеварения. Библиогр. 311 назв. Ил. 30. Табл. 26.

Ответственный редактор - доктор биологических наук

Н. Н. Незуитова

Рецензенты:

доктор медицинских наук проф. А.И. Кпиорин

доктор медицинских наук проф. В.Г. Кассиль

Редактор издательства

Н. В. Натарова


ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из важнейших задач книги - рассмотреть ряд проблем, решение которых может быть найдено лишь после фундаментальных исследований на человеке и животных. К числу таких проблем следует отнести, прежде всего, проблемы пищи и питания. Именно в проблеме питания, быть может, больше, чем где бы то ни было, интегрированы этика и наука, добро и зло, знания и загадки. Вместе с тем нельзя забывать и тот общеизвестный факт, что и недостаток, и изобилие пищи относятся к могущественнейшим факторам, действующим не только в природных условиях, но и в условиях развитых цивилизованных обществ. Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с наиболее мощным лекарством. Однако неправильное употребление такого лекарства, как и любого другого, может привести к драматическим последствиям.



Одна из целей книги заключается также в том, чтобы показать истинное место питания в феномене жизни на Земле и в той части биосферы, которая связана с жизнью человека. В этом случае надо обратить внимание на поиски дальнейших путей развития проблемы питания, что стало возможным после новых революционных достижений второй половины XX века в биологии и в науках, на которые она опирается.

Важно иметь в виду гуманистическую сторону проблемы питания, в которой принято, что человек - вершина трофической пирамиды. Такая пирамида, как это понятно, отражает логическое развитие общих представлений и идей гуманизма, сформировавшихся в эпоху Возрождения, когда человек помещался в центр мироздания. Такие представления, давшие человечеству столь много, в то же время привели к идее победы человека над природой и в конечном итоге к экологической катастрофе, на грани которой оказался мир. В этой книге, как и в предшествующей (Уголев, 1987а), мы пытаемся показать, что с естественно-научной точки зрения представления о трофической пирамиде не обоснованы. В действительности


человек, будучи носителем ноосферных признаков, в трофическом отношении является одним из звеньев сложной замкнутой системы круговоротов в биосфере с ее трофическими связями. С точки зрения объективного наблюдателя, более правильной представляется идея гармонизма человека и окружающего мира, которая становится все более популярной по мере углубления понимания его сущности. Преимущества идеи гармонизма перед антропоцентрическим подходом особенно видны при анализе пищи будущего и в связи с необходимостью включения пищи человека в трофические цепи биосферы.

Основное внимание в сущности уделено двум теориям питания - классической теории сбалансированного питания и новой развивающейся теории адекватного питания, их характеристике, сопоставлению и анализу плодотворности применения к решению важнейших теоретических и прикладных аспектов проблемы питания. При этом питание рассматривается как одна из тех функций, которая объединяет животных и человека. В связи с этим появилась возможность от антропоцентрического решения проблемы перейти к построению новой теории адекватного питания. В отличие от классической эта теория характеризуется биологическими, и в особенности эволюционными, подходами к рассмотрению проблем, связанных с питанием как человека, так и живых организмов всех типов на всех уровнях организации и экологической специализации.

В книге делается попытка представить систематизированную аргументацию контуров новой теории адекватного питания, которая идет на смену классической теории сбалансированного питания. Как бы ни была привлекательна новая теория, она не может развиваться лишь под влиянием практических импульсов и должна иметь надежный естественнонаучный фундамент. Таким фундаментом может служить трофология. Достижения в области биологии и медицины за последние десятилетия, открытие неизвестных ранее закономерностей и важные обобщения дают основания считать, что формируется новая наука, названная нами трофологией, которая, подобно экологии, является междисциплинарной. Это наука о пище, питании, трофических связях и всей совокупности процессов ассимиляции пищи на всех уровнях организации живых систем (от клеточного до биосферного). Трофологический подход, обоснования и преимущества которого приведены ниже, дает возможность в рамках трофологии не просто уточнить классическую теорию питания


человека, но и развить значительно более широкую теорию адекватного питания.

Очевидно, что рассмотрение классической и новой теорий питания с позиций новой биологии требует прежде всего изложения сути самой трофологии. Это и определило структуру книги.

В небольшой по объему книге нет возможности дать детальный анализ не только трофологии, но и теории адекватного питания. Попытаемся обсудить их самые существенные аспекты в наиболее общей и одновременно определенной форме. Для этого рассмотрены, в частности, механизмы ассимиляции пищи. В связи с этим прежде всего охарактеризованы фундаментальные и прикладные аспекты трофологии. Затем на примере истории науки о питании продемонстрировано, как опасны, а иногда и трагичны были те этапы, когда осуществлялось интенсивное решение прикладных задач без достаточного понимания уровня организации живых систем на основе фундаментальных наук. Для этого освещены основные постулаты и следствия современной классической теории сбалансированного питания, ее достоинства и недостатки, а затем в сжатой форме формирующаяся в настоящее время теория адекватного питания, новые тенденции в этой области и т. д.

Следует заметить, что антропоцентричность - один из недостатков классической теории питания и многих других теорий. Действительно, теория должна базироваться на закономерностях, которые характерны по крайней мере для многих, если не для всех, живых организмов. Так, мы уже давно обращали внимание на общность основных механизмов ассимиляции пищи (в частности, механизмов гидролиза и транспорта) у всех организмов. Вот почему эволюционный подход к вопросам питания, который является одним из главных отличий теории адекватного питания от классической теории, кажется особенно важным.

В книге в сжатой форме освещены как теоретические, так и прикладные аспекты теории адекватного питания. Эта теория может быть полезной для новых решений ряда важных современных задач, связанных с оптимизацией питания. Например, одной из важнейших задач XX в. являлась реализация идей синтетической пищи и прямого (парентерального) питания, как об этом незадолго до своей смерти писал великий французский химик П.-Э.-М. Бертло. Возникает вопрос, осуществимы ли идеи, касающиеся создания и использования синтетической пищи, а также парентерального питания? Можно и нужно ли реализовать их? Отве-


ты на эти вопросы, имеющие огромную научную и практическую значимость, может дать теория адекватного питания. Выводы относительно невозможности использования улучшенной или идеальной пищи, вытекающие из этой теории, находятся в противоречии с рекомендациями классической теории. Мы постараемся показать, что по крайней мере гармонический человек должен сохранить развитый желудочно-кишечный тракт как орган, обеспечивающий не только извлечение определенных нутриентов, но и ряд биологических процессов, имеющих жизненно важное значение. К ним относятся продукция гормонов, трансформация ряда биологически активных веществ и т. д.

Как отмечено выше, в последние десятилетия представления о механизмах ассимиляции пищи и, следовательно, об их биологическом и экологическом значении претерпели кардинальные изменения. В частности, установлено, что существенную роль в питании не только человека и животных определенных групп, но и всех высших организмов играет их эндоэкология, т. е. определенным образом организованная внутренняя кишечная (или энтеральная) среда и населяющие ее организмы, главным образом микроорганизмы.

В настоящее время продемонстрировано, что у высших организмов происходит не только извлечение из пищевых продуктов некоторой полезной части, но их трансформация и обогащение под влиянием бактериальной флоры. В результате этого неутилизируемые пищевые продукты превращаются в активную, обладающую рядом уникальных свойств, часть пищи. Оказалось, что те вещества, которые ранее считались балластом, имеют чрезвычайно важное значение в жизнедеятельности организма. Эти вещества, к которым относятся преимущественно пищевые волокна, в ходе эволюции включились в обмен. Специальный анализ показал, что снижение доли пищевых волокон в рационе провоцирует различные заболевания. Интересно, что еще Авиценна обращал внимание на необходимость питания хлебом и кашами из цельного зерна, овощами и фруктами, содержащими пищевые волокна. Это свидетельствует о близости идей великого врача древнего Востока и многих современных исследователей.

Меняются также представления о механизмах и значении барьерных (защитных) функций желудочно-кишечного тракта, что имеет значение для понимания и дальнейшего развития физиологии питания и новой теории адекватного питания.


Нельзя не сказать о витальной роли регуляторных веществ в функционировании не только пищеварительной системы, но и организма в целом, что учитывается в теории адекватного питания, но не принимается к сведению в теории сбалансированного питания. Классическая теория исходила из представлений о существовании лишь одного потока, направленного из желудочно-кишечного тракта во внутреннюю среду организма, - потока полезных пищевых веществ, или нутриентов. В отличие от этого новая теория рассматривает, кроме нутритивного, несколько потоков, к которым относятся поток регуляторных (гормональных) соединений, потоки бактериальных метаболитов и токсических соединений, образующихся благодаря деятельности микрофлоры пищеварительного аппарата и поступающих с загрязненной пищей или из загрязненной внешней среды. В книге охарактеризованы кишечная гормональная система, ее общие эффекты, в том числе влияние на специфическое динамическое действие пищи и регуляцию потребления пищи.

При рассмотрении прикладных аспектов теории адекватного питания особое внимание уделено молочному питанию, питанию новорожденных, концепции культуры питания как части трофической культуры. Следует заметить, что молочное питание интерпретируется как способ сохранения трофических связей матери и потомства. Интересно, что помимо млекопитающих молоко продуцируют птицы ряда видов. Обращает на себя внимание сходство химического состава молока млекопитающих и птиц.

В книге даны также некоторые представления об эволюционных аспектах трофологии, освещены происхождение жизни на Земле, возникновение клеток и трофических цепей. Трофологический подход плодотворен для понимания не только процессов, протекающих в живых системах различной сложности, но и биологии в целом, медицины, экологии, питания и т. д.

В заключение следует отметить, что книга состоит из ряда логически связанных глав. В то же время каждая глава сама по себе является отдельным очерком, или эссе. В связи с этим читатель в разных главах увидит сходные высказывания и мысли. Этот прием был необходим для того, чтобы все взаимосвязанные главы книги в то же время представляли собой самостоятельные очерки, каждый из которых может привлечь внимание читателя рассматриваемым там аспектом общей проблемы питания.


Наконец, читателю представляется возможность сделать собственный выбор между двумя теориями питания, которые разделены не только уровнем знаний, но и разной аксиоматикой. Это приводит к совершенно различным выводам и практическим действиям врачей, специалистов в области сельского хозяйства и пищевых технологий, химиков, экологов, а также специалистов, так или иначе связанных с разработкой теоретических или прикладных проблем трофологии.

8
Г л а в а 1

ТРОФОЛОГИЯ - НОВАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА

Вводные замечания

В предисловии отмечено, что основная цель данной книги заключается в попытке охарактеризовать и сопоставить две теории питания - классическую (теория сбалансированного питания) и новую (теория адекватного питания), а также оценить в той мере, в какой это возможно, будущее этих теорий, особенно в связи с решением ряда важных теоретических и прикладных аспектов проблемы питания. Однако прежде всего следует познакомиться с комплексом проблем и наук, на базе которых строится новая теория питания. Необходимо сразу же заметить, что до самого последнего времени науку о питании и теорию питания принято рассматривать как результат приложения различных биологических наук к решению задач питания человека.

Сравнительно недавно параллельно развитию новой теории адекватного питания стала формироваться и новая мультидисциплинарная наука о процессах ассимиляции пищи и трофических взаимоотношениях на всех уровнях организации живых, или биологических, систем - трофология. Трофология и является той наукой, в рамках которой целесообразно рассматривать как теории питания, так и другие теории, касающиеся процессов ассимиляции пищи и их особенностей.

Как известно, жизнь на всех уровнях организации связана с расходом веществ и энергии. Поэтому первое необходимое условие продолжительного существования биологических систем любого иерархического уровня и развития жизни в целом - поступление извне веществ, обеспечивающих энергетические и пластические потребности этих систем. Совокупность процессов, связанных с поступлением и усвоением пищевых веществ, принято обозначать как питание в широком смысле этого слова; оно включает в себя добывание пищи, ее поглощение, переработку (т. е. пищеварение, или превращение в ассимилируемую форму), всасывание, или транспорт, ассимилируемых веществ в клетки и внутреннюю среду организма. (Вслед за этим следует комплекс процессов, обьеди-


няемых под названием «интермедиарный обмен», с его многочисленными транспортными, синтетическими, катаболическими и другими трансформациями).

В результате прогресса биологических наук стало возможным охарактеризовать некоторые общие закономерности питания на всех уровнях организации биологических систем - от клеточного до популяционного и биосферного, включая эволюционные и экологические аспекты. Все это привело к формированию новых фундаментальных концепций и позволило нам, начиная с 1980 г., сформулировать основные положения трофологии.

Для формирования этой науки существенное значение имеет развитие проблем, связанных с питанием. Их решение требует нетрадиционных подходов к проблемам пиши, питания и обмена веществ. Уже сейчас с помощью трофологии можно преодолеть многие трудности, которые возникают за счет различных подходов, неидентичности оценок и экспериментальных приемов, используемых в разных науках при изучении трофических процессов.

Новые науки рождаются тогда, когда состояние научных знаний и методов позволяет вскрыть фундаментальную общность явлений и процессов, которые по своей природе ранее казались далекими друг от друга и были предметом исследования различных наук. Для формирования трофологии решающим оказался ряд важных открытий. К их числу относятся открытие мембранного пищеварения и доказательства универсальности этого механизма как главного в реализации промежуточных и заключительных стадий гидролиза всех основных групп пищевых веществ и в переходе к транспорту, открытие лизосомального пищеварения, а также различных типов транспорта, непищеварительных эффектов кишечной гормональной системы и др. Благодаря этим открытиям была установлена общность закономерностей организации и функционирования систем, обеспечивающих поглощение и ассимиляцию пиши организмами всех пяти царств: бактериями, грибами, простейшими, растениями и животными (в том числе человеком). При этом оказалось, что все многообразие процессов питания и ассимиляции пищи в мире живых существ может быть сведено к нескольким фундаментальным механизмам, которые будут охарактеризованы ниже.

Трофология в настоящее время переживает период становления. Тем не менее ее большое теоретическое и прикладное значение очевидно уже сейчас.

Активно развиваются новые пограничные науки, междисциплинарные и комплексные исследования.

Философия техники. Философские аспекты

Научно-технического прогресса

Философия техники

Философия техники:

во-первых, исследует феномен техники в целом,

во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом,

в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Однако, если предметом философии техники является техника , то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни - дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений.

За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий.

Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение:

"Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах".

Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства .

Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшестваѕ... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе". Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств - оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным перед правильным нападением...ѕ" западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры.

Это - обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIXXX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новыхѕ... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Итак,техника - это:

Совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

Совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

Совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. "Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, - писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. - Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание многочисленные условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность".

Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.


28.2. Философские аспекты научно-технического прогресса

Мое пособие по КСЕ Т. 3

Научно-технический прогресс : единый процесс восходящего развития науки и техники , ставших составными частями одной и той же высокоорганизованной системы.

НТП не существует изолированно от общественного прогресса, но может по разному влиять на него. В лучшем случае НТП согласуется с основным критерием общественного прогресса, помогая создавать благоприятные социальные условия для самореализации человеком его высших потенций и, прежде всего, потребности в творчестве, свободе и любви.



Научно-техническая революция: резко ускоряясь, научно-технический прогресс* приводит к фундаментальным изменениям в общенаучной парадигме, технике, технологиях и, как следствие, - самой жизни общества.

НТР превращает науку в непосредственную производительную силу и важнейший фактор социального развития.

Одно из социальных последствий НТР: возрастает потребность в высококвалифицированных и универсально подготовленных кадрах.

НТР не только удовлетворяет потребности людей. Она также формирует новые потребности и способы их удовлетворения (т.е. в какой-то мере формирует и самих людей). Важно, чтобы в этом взаимодействии смыслозадающую роль играл homo creativus.

Жизнеопределяющие социальные процессы в окружающем мире убыстряют свой бег, а их масштабность возрастает. НТР всё больше пронизывает все сферы общественной жизни - промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, сферу обслуживания. Наиболее развитые страны переходят от ресурсо- и энергоемких производств к наукоемким отраслям. Без инновационной ориентации национальные экономики перестают быть конкурентоспособными на мировой арене.

Появилась новая сфера исследований - науковедение*. Ее представители называют такие цифры. 90% всех имеющихся знаний получены за последние 50 лет. Около 90% когда-либо существовавших ученых – наши современники. Безусловно, темпы накопления научной информации и практического применения научных открытий ускоряют свой ход.

Особенности современного этапа развития науки таковы :

1) Еще Галилей отмечал, что книга природы написана на языке математики, и тот, кто хочет ее прочесть, должен овладеть этим языком. Неудивительно, что в современных научных исследованиях возросла роль логико -математических операций. Велики успехи в математическом моделировании сложных социоприродных процессов. Арсенал используемых методов и методик радикально расширился благодаря информационной революции и широкомасштабной компьютеризации.

2) Благодаря интенсивной компьютеризации и кибернетизации научных исследований, развитию информатики и вычислительной техники стало возможным хранить и обрабатывать колоссальную информацию. Всё больше распространяется экспериментальная проверка путем воспроизведения соответствующей ситуации на компьютере.Уже не так иронично звучит преобразованный афоризм: - Я мыслю, следовательно, я существую … в Интернете.

3) Ускорилась и углубилась дифференциация научного знания, ведущая к возникновению все новых наук, и интеграция, ведущая ко всё более тесному их переплетению.

Научные исследования приоткрывают в окружающем мире всё более глубокие взаимосвязи и переходы от одной области явлений к другой. В результате происходит интенсивное взаимопроникновение наук.

Дифференциация наук является как бы отправной точкой, а интеграция – конечным результатом таких междунаучных взаимодействий. Эти два процесса неотделимы друг от друга и сопутствуют один другому.

Дифференциация, если она не сопровождается интеграцией, приводит к тому, что современный ученый порою не знает, чем занимается его коллега, работающий в соседней лаборатории или на смежной кафедре.

Активно развиваются новые пограничные науки, междисциплинарные и комплексные исследования.

Многие выдающиеся достижения принадлежат "пограничникам" - тем ученым, которые работают на пограничной полосе между традиционно сложившимися науками. В отличие от обычных пограничников эти делают всё наоборот: они всячески способствуют тому, чтобы любой "информационный нарушитель" свободно переходил "границы" между науками.

5) Оставаясь фундаментальной наукой, физика перестала быть единоличным лидером в изучении природы: ныне столь же большое влияние на общенаучную сферу и жизнь общества оказывают науки биологического цикла, а также исследования в области информации и теории систем.

Показательны в этом отношении научные открытия, признанные наиболее значительными за 2000 год. Согласно мнениям экспертов, опубликованным в журнале Science, к десяти крупнейшим научным достижениям, прежде всего, относятся такие:

Была создана полная карта человеческого генома;

Удалось установить, что главную роль в управлении производством белков в клетке играют молекулы РНК (этой первичной нуклеиновой кислоты на Земле), а не ДНК (без которой изначальные формы земной жизни вполне могли обходиться);

В Грузии были найдены окаменелости человекоподобного существа, жившего 1,7 млн. лет назад;

Достижения “пластиковой электроники” позволили создать сложные микросхемы на гибкой подложке и первый органический лазер;

Проводились углубленные исследования “родовых клеток” (stem cells), что в перспективе сделает возможным получать любую ткань организма;

Была построена подробная карта молодой Вселенной, основанная на реликтовом излучении.

6) Наука стоит на пороге нового этапа космизации .

Либо у человечества будет космическое будущее, либо не будет никакого.

7) Изменился характер взаимодействия науки и практики. С одной стороны, наука воспаряет ко все более высоким теоретическим небесам, а с другой стороны – все глубже погружается в почву практической жизни, проникая во все ее уголки.

Достаточно назвать комплексную автоматизацию производства, контроля и управления (благодаря широкому использованию компьютерной техники), открытие и использование новых видов энергии и т.п.

Изменилась сама причинно-следственная связь между наукой и практикой.

Ранее, как правило, обыденно-практический опыт и поисковые экспериментальные работы предшествовали научным исследованиям, которые сводились к теоретическому осмыслению и обобщению полученных результатов.

Ныне научно-теоретические исследования в большей мере определяют саму область необходимых экспериментальных работ и заранее прогнозируют возможные практические реализации.

Как известно, паровая машина была создана задолго до ее концептуального обоснования - термодинамической теории теплоты. Однако электрические процессы стали широко использоваться на практике только во второй половине 19 в., уже после того, как Дж. К. Максвелл разработал основы классической электродинамики. Опираясь на ее закономерности, удалось реализовать радиосвязь, сконструировать электродвигатель и т.п.

А что уж говорить о практических последствиях теоретических разработок в компьютерной сфере

8) Резко ускорился процесс практического внедрения научных открытий.

На практическое освоение паровой машины ушло сто лет; практическое же внедрение атомной энергии произошло почти за десятилетие.

Алиса и Черная королева

9) В процессе современной НТР наука превратилась в непосредственную производительную силу, заметно расширились ее социальные функции, а также влияние на все сферы материальной и духовной жизни общества.

Вот почему значительно возросла социальная и личная ответственность ученых за плоды своей деятельности.

В науке существуют как эволюционные, так и революционные этапы развития. При революции в науке меняется вся научная парадигма.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Философия техники

Происхождение и природа техники

Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком объект часто называют артефактом. Латинское "артефактум" означает буквально искусственно сделанный. Техника - совокупность артефактов. История становления совре-менного чел-ка связана с усложнением и развитием феномена техники. Не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном общ-ве техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда обще-ство в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в тех-м отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне раз-вивает техническую парадигму.
Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деят-ти. В более широком понимании техника - особый, тех-й подход к любой сфере чел-й деят-ти. Тех-кий подход находится во взаимодополнительном отношении с естественно-научным подходом. В жизнедеят-ти современного общ-ва техника и технический подход имеют фундаментальное значение. Наряду с фено-меном техники требует пояснения феномен технологии. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Первона-чально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов чел-ка, увеличивали его физ-ю мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от чел-ка, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением чел-ка, но и сам чел-к становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, чел-к выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физ-кие возможности чел-ка, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто науч-но-технологической революцией. Идет параллельное развитие различных сторон НТП. Если "революцию пара" от "револю-ции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, при-боростроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор. Основные проблемы философии техники: Различение естественного и искусственного. Техниче-ские объекты представляют собой результат опредмечивания чел-кой деят-ти. Иначе говоря, артефакты - символы специфики чел-й деят-ти. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и с социальной точки зрения. Техника - это чел-к, но не в его непосредственном, а в символическом бытии. В нашем понимании техника есть символическое бытие чел-ка, но это бытие именно чел-ка. Она - его судьба. Техника "вооружает" чел-ка, она делает его более сильным, быстрым, высоким. При такой оценке значения техники возникают многочисленные коллизии. Ведь есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют чел-ка в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный чел-к никогда не откажется от своих тех-х завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий тех-го бытия чел-ка. Факт символического бытия человека в его артефактах с фило-софских позиций является самым фундаментальным. В философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки. Наука ставится на первое место, а техника на второе. Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Дейст-вовать - лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стре-мится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Еще одна проблема ф-и техники - это оценка техники и вы-работка в этой связи определенных норм. Оценка техники была введена в США в конце 60-х годов и ныне широко практику-ется в развитых индустриальных державах. Первоначально большой новостью была оценка представляющихся вторичными и третичными по отношению к техническим решениям социальных, этических и других гуманитарных последствий развития техники. Ныне все большее число экспертов по оценке техники указывают на необходимость преодоления применительно к технике парадигм фрагментации и редукционизма. При первой парадигме феномен техники не рассматривается системно, выделяется один из ее фрагментов. При второй парадигме техника сводится, редуцируется к ее природным основам. Выход из обеих ситуаций связан с систематической оценкой техники, сопоставлением альтернатив, предотвращением нежелатель-ных технических действий. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Философия техники выяв-ляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. След-но, принимающий тех-ые решения должен быть осмотрительным и осторожным, способным к опережающему отражению действительности. В оценке фено-мена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных не-достает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место на индивидуальном, национальном, классовом и государственном уровнях. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее до-полнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Техника и этика Чел-к может сделать больше, чем он имеет на то право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентирован-ной на тех-ю деят-ть чел-ка - техноэтикой.- это заслон от технол-х катастроф. Техноэтика с позиций этики добродетелей. Инженер - рационалист, обладает набором тех-х навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деят-ти, настой-чив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен. Особое значение имеет ответственность за свои действия перед общ-вом. Никто не может быть свободным настолько, чтобы не нести ответств-ти перед др. людьми. Техноэтику долга, делает акцент на макси-мах: частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать чел-ка придатком машины, объектом. Итак, список максим включает тезисы относительно справедливости, счастья, свобо-ды, ответственности, ценности личности. К указанным максимам добавились требования безопасности, экологического со-вершенства, здоровья человека. Шесть основных ценностей техноэтики (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживающий хар-р. Три техноэтики дополняют друг друга. Техноэтика добродетелей - это по преимуществу этика сознания; техноэтика максим - это в основном этика зако-нов, идеалов; техноэтика ценностей - это прежде всего этика деятельности. В современном их толковании каждую из трех рассматриваемых этических концепций логично связать с темой ответственности. Человек, вынужденный более или менее адекватно отвечать на запросы жизни, неминуемо приходит к теме ответственности.