Болезни Военный билет Призыв

Образы крестьянских детей в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг. Главные герои, «Бежин луг»: крестьянские дети Крестьянские мальчики в рассказе бежин луг

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

В рассказе «Бежин луг» перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Илыоши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» - подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему.

Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову.

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

Что это? - спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

Это кулички летят, посвистывают.

Куда же они летят?

А туда, где, говорят, зимы не бывает.

А разве есть такая земля?

Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой... На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал рассказы других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Ильюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог... видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая русалка удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок... у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает развернутую эмоционально-психологическую характеристику крестьянских детей. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественнымдля них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского"народа, его живую связь с родной природой.

На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенному костру и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши - любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям.

Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий - это следствие темноты И забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Иван Сергеевич Тургенев.
Образы крестьянских мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Есть в русской литературе девятнадцатого века одно любопытное произведение. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг», который был опубликован в 1851 году в журнале «Современник», и вошел в сборник рассказов «Записки охотника».

Произведение было включено в школьные учебники словесности практически сразу после своего появления в печати.
Это значит, школьники читают «Бежин луг» уже около 160-ти лет.

Творение литературоведы относят к жанру очерка. Это такая разновидность малой формы эпического произведения, для которой характерно отсутствие конфликта, и в котором много описательных элементов.
Основного действующего лица в рассказе нет. Герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование, ничего не сообщает о себе, он выступает в роли наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами, с которыми случайно столкнулся ночью в степи. Автор подробно описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории-былички, которые те рассказывают друг другу у костра, чтобы развлечься.

Композиция произведения необычна. В качестве экспозиции рассказа выступает дневной пейзаж теплого июльского дня. Затем происходит знакомство с автором и описание ночного пейзажа – это завязка произведения. Кульминацией эпического сюжета является встреча с мальчиками. Затем идет развитие действия – мальчики рассказывают свои истории. И вот тут каждый рассказ ребенка имеет свою собственную композицию – завязку, кульминацию, развязку. Далее развитие действия продолжается. Ночной пейзаж переходит в утренний, автор прощается с ребятами. В эпилоге очерка автор рассказывает о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Главное место, где происходит действие это сам луг, именем которого и назван рассказ, а центром действия являются огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, чуть дальше кони, и еще дальше – река, обрыв, холмы, лес.

Автор описывает окружающее пространство – луг, холмы, обрывы, а также «тёмное чистое небо», на котором, по выражению Вани, звездочки,
«что пчёлки роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:
«Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».
Тургенев, замечательный мастер-пейзажист, описывает жизнь природы в развитии. Так, под утро, перед рассветом «уже склонились к темному краю земли многие звезды, ещё недавно стоявшие на небе», и само небо «светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали».
Но не только прекрасные картины предстают нашему воображению. Благодаря таланту Тургенева мы, словно наяву, слышим звуки и запахи природы, живые голоса и интонации речи мальчиков.

Федя – стройный красивый мальчик с кудрявыми белокурыми волосами лет четырнадцати. Аккуратно и красиво одет. Автор заостряет внимание на обуви мальчика. В то время как другие ребята босые или в лаптях, на ногах Феди сапоги, причем сшиты они именно на него, не отцовские. Это говорит о достатке в его семье.

Второму мальчику, Павлуше, лет двенадцать. Красивой внешностью и ладной одеждой он похвастаться не может. «Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее». Но автор его выделяет среди остальных, отмечает его внутреннюю силу, духовную красоту.

Третьему, Ильюше, столько же лет, сколько и Павлу. Внешность его непримечательна, одет он чистенько, опрятно.

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, выглядит печально и задумчиво. Больше всего автора-рассказчика поражают его глаза, «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, на его языке по крайней мере, не было слов». Он маленького роста, одет очень бедно.

И, наконец, последний мальчик, Ваня, самый младший среди них, около семи лет. Автор пишет о нем немного: русый, кудрявый, неразговорчивый.

Чтобы не скучать у костра, мальчики рассказывают друг другу былички. Быличка это рассказ о чем-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.

Маленькие дети, сегодняшние и вчерашние, любят порассуждать о чём-то необычном, чудесном, страшном и опасном. Не являются исключением ребята из «Бежина луга». Из мальчишек больше всех историй рассказывает Ильюша.

Первая его история о домовом, которого он, якобы, видел собственными глазами, когда оставался ночевать с другими детьми на старой рольне бумажной фабрике.

Другая история Ильюши о встрече псаря Ермилы со странным барашком, который умеет говорить, как человек.

Ещё он рассказывает о покойном барине, который ищет разрыв-траву, чтобы выйти из могилы;
о гадании бабки Ульяны, которая видела на церковной паперти людей, кому предстоит умереть, и среди прочих она узнала себя.

Самая смешная история – о Тришке – удивительном человеке, который должен появиться перед концом света. За конец света необразованные крестьяне приняли солнечное затмение, а за Тришку – бочАра, который одел на голову новый жбан и прошелся так по улице.

Он знает и о лешем, который мешает путникам найти дорогу из лесу.

Рассказывает об Акулине-дурочке, которую свел с ума водяной. У этой истории есть объяснение, Акулина топилась сама, потому что ее обманул возлюбленный, но с водяным, конечно, интереснее.

Костя рассказывает со слов отца о том, как плотник Гаврила повстречал русалку. Ему удалось выйти с той встречи невредимым, наложив на себя святой крест, но с тех пор он ходит невеселым. Русалка в отместку наложила на него заклятие.
Ещё одна история Кости – о звуках из бучила – омута. Павлуша дает две версии, объясняющие происхождение странных звуков – жалобы души утопленника или крик маленьких лягушек. Но суеверных ребят больше устраивает версия о душе утопленника.

Третья история Кости о Феклисте и ее сыне Васе. Женщина была очень сильно привязана к своему ребенку и никуда от себя не отпускала, будто чуяла беду. Стоило ей однажды упустить его из виду, как того утащил на дно водяной, а сама Феклиста сошла с ума.

Павлуша, который из всех ребят был менее склонен к суевериям, идет набрать воды из реки и слышит голос Вани, который зовет его из воды. Для напуганных ребят это знак, они боятся, что Павлуша может утонуть.

В каждой быличке есть доля реальности и вымысла. Но если сегодня эти страшные рассказы кажутся полной фантастикой, вымыслом, то в девятнадцатом веке, когда не могли объяснить многие явления природы с научной точки зрения, большинство бедного населения было неграмотным, в них верили.
Лишь один из детей, Павлуша, пытается найти реальное объяснение этим историям, что говорит о его одаренности, богатом внутреннем мире.
К сожалению, ему не суждено вырасти и выучиться, случайное падение с лошади и внезапная смерть еще крепче убедят остальных в существовании необъяснимых потусторонних сил, ведь самым загадочным из всего, что существует в мире, являются тайны природы и человека.

С любовью и нежностью рисует Иван Сергеевич Тургенев крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Автор стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Описание образов детей выполнено с присущим Тургеневу мастерством, в описаниях ощущается симпатия автора к представителям простого русского народа, в том числе это просматривается и в повести «Бежин луг».

По рассказу охотник не смог найти путь домой, и постепенно вышел к костру, у которого сидели дети, отправленные на выпас лошадей. Пятеро мальчуганов были отправлены в «ночное», рассказчик сказался спящим, и смог изучить детей, и их настоящие характеры.

Описание мальчиков

Среди парней старше всех был Федя, он выглядел лучше одетым, и скорее всего, был из зажиточной семьи. Парень старался подчеркнуть то, что он старше, и считал, что ему не место на пастбище. По утверждению Феди он просто собрался с ребятами, чтобы развлечься.

Павлуша - более младший мальчик, ему на два года меньше, чем Феде. Его внешность лишена привлекательных черт, он выглядит обычно и просто, при этом ему присуща рассудительность не по годам. Федя не доверяет рассказам, и не верит в слухи и приметы, парень смелый, но при этом верит в судьбу.

Илюша является ровесником Павла, он был невзрачен и серьезен. Мальчик мог вызвать интерес своими историями, и знал их множество, в свои годы он уже работал физически, участвуя в производстве бумаги. Именно эта ответственность делала его серьезным.

Костя выглядел щуплым и болезненным, на его лице живыми выглядели только глаза, других приметных черт не было. Его пугали рассказы о приведениях и русалках. Паренек любит слушать рассказы, и задает вопросы по теме рассказов, поскольку хочет их продолжения.

Ваня - самый младший из всех, он вел себя неприметно и тихо, его впечатляла природа, и в том числе небеса, усыпанные звездами. Его тоненький голосок сообщил о красоте звездочек друзьям. Мальчик скромен, стеснителен, чуток к проблемам других, и уже умеет рассуждать как взрослые.

Образы героев

Тургенев в своих произведениях толкал к борьбе с рабством, они дополнялись красотами нашей природы. В данном рассказе он показал детскую психологию, и то, как дети видят мир. Ребят собрало желание погреться у костра и помочь родителям, все они имеют свои особенности характера. Их различия в социальном статусе и складе характеров не мешают им дружить и ценить свои отношения. Все они выглядят гармонично и составляют единую компанию, каждый из пареньков выполняет свою роль. Они с удовольствием сидят у костра, делясь своими историями.

Раскрытие образов героев

Тургенев описывает внешность каждого из ребят, тонкости их характера, раскрывая каждого персонажа. Каждый из ребят описан с любовью автора, все они юные, но несут немалую ответственность, и рассуждают как взрослые. Даже самый маленький мальчик предпочитает отдать гостинец сестренке, а Павел трудится как взрослый. Писатель раскрывает духовный мир мальчиков, и показывает, какими должны быть люди. Парни олицетворяют пример отношения к жизни, и людям в целом, они преданные, дружные, уважают друг друга и взрослых. Благодаря детской точке зрения Тургенев показал красоту и одаренность русского народа, а также его тяжелое положение в жизни.

Тема урока: И.С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков.

Учитель-предметник: Маслова Т.Н.

Методист: Имаева Г.З.

Выполнила: Ахметвалеева Юлия

Оборудование: портреты мальчиков, учебник под. редакцией Коровиной

Тип урока: изучение новой темы

План урока:

    ОРГ момент

    Проверка Д.З.

    Подводка к теме

    Беседа по плану

    Д.З.

    Итоги. Оценки за урок

ОРГ момент

Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение стихотворений Лермонтова.(3человека, оставшиеся).


Рассказ «Бежин луг» замечателен тем, что это было одно из первых произведений в русской литературе, посвященных крестьянским детям.

Важнейшее значение этого произведения в истории русской литературы состоит в том, что в нем И. С. Тургенев один из первых русских писателей ввел в литературу образ крестьянского мальчика. До Тургенева о крестьянах вообще писали редко. Книга «Записки охотника» обратила внимание широкой общественности на положение крестьянина в России, а «Бежин луг», кроме поэтичных описаний русской природы, показал читателям живых детей, суеверных и пытливых, храбрых и трусливых, вынужденных с детства оставаться один на один с миром без помощи знаний, накопленных человечеством.

- Какое ощущение оставляет у вас этот рассказ?


- Какие истории понравились вам? Рассказываете ли вы сами подобные истории? Как можно назвать эти истории: россказнями, преданиями или поверьями?(определения этих слов разобрали на уроке)

Заранее было дано на дом, по вариантам рассмотреть по плану мальчикаю

Разделим класс на четыре группы: рассказ о герое по плану. Минут 5-7 на подготовку.

План рассказа
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.

Основные моменты записываем в тетрадь по ходу беседы.

5го мальчика обсуждали все вместе по плану:

Павлуша

Павлуше, как и Ильюше, на вид двенадцать лет.
У него «...волосы были всколокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
Павлуша - умный и смелый мальчик. Он активно участвует в разговоре у костра и пытается подбадривать мальчиков, когда они под впечатлением страшных рассказов пугаются и падают духом. После рассказа Кости о русалке, когда все вслушиваются с испугом в ночные звуки и призывают на помощь крестную силу, Павел ведет себя иначе:
«- Эх вы, вороны! - крикнул Павел, - чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились».
Когда собаки внезапно поднимаются и с судорожным лаем кидаются от огня, мальчики пугаются, а Павлуша с криком бросается вслед за собаками:
«Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко закричал: „Серый! Жучка!..“ Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека... Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет... Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
- Что там? что такое? - спросили мальчики.
- Ничего, - отвечал Павел, махнув рукою на лошадь, - так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».
Автор не скрывает своего восхищения храбростью этого мальчика:
«Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»
Павлуша - единственный мальчик, которого автор называет в рассказе полным именем - Павел. Он в противоположность Ильюше и Косте пытается понять, объяснить мир, непонятные явления.
Мальчики ценят храбрость товарища, обращая к нему свои вопросы. Даже собака дорожит вниманием мальчика:
«Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».
Павлуша объясняет непонятные звуки: он различает крик цапли над рекой, голос в бучиле объясняет криком, который издают «такие лягушки махонькие»; он различает звук летящих куличков и объясняет, что они летят туда, «где, говорят, зимы не бывает», а земля такая «далеко, далеко, за теплыми морями».
Очень ярко характер Павлуши проявляется в рассказе о солнечном затмении. Ильюша с жаром пересказывает деревенские суеверия о приходе Тришки, а Павлуша смотрит на происходящее умным, критичным, насмешливым взглядом:
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусил, что на поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: „Кому теперь есть, когда, говорит, наступило светопреставление“. Так шти и потекли».
Павлуша создает интригу, не сразу раскрывая, что же это было за существо с огромной головой, описывая, как вели себя перепуганные жители. Рассказывает мальчик неторопливо, посмеиваясь над мужиками и, вероятно, над своим собственным страхом, потому что он тоже находился в толпе людей, высыпавших на улицу и ждавших, что будет:
«- Смотрят - вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная... Все как крикнут: „Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!“ - да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: „Авось, мол, хоть птицу-то, враг, душегубец, пожалеет“. Таково-то все переполошились!.. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».
Больше всего нас восхищает кульминация рассказа, когда Павлуша возвращается от реки «с полным котельчиком в руке» и рассказывает, как слышал Васин голос:
«- Ей-Богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу, вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: „Павлуша, а Павлуша!“ Я слушаю; а тот опять зовет: „Павлуша, подь сюда“. Я отошел. Однако воды зачерпнул».
Последняя фраза подчеркивает твердость и силу характера мальчика: он услышал голос утопленника, но не побоялся и зачерпнул воды. Он прямо и гордо идет по жизни, отвечая на слова Ильюши:
«- Ну, ничего, пущай! - произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь».
И мы вместе с автором испытываем настоящую горечь при известии о том, что Павел погиб, упав с лошади. Хочется, чтобы судьба была милостива к смелым и сильным людям.

Итоги: - Кто из мальчиков вам понравился больше?

Оценки за работу.

Спасибо за урок!

Доклад ученицы

Ученики высказывают свои мысли.

Рассказ «Бежин луг» создает у читателя лирическое, задумчивое настроение, когда хочется внимательно наблюдать за происходящим и за образами простых событий чудится нечто чудесное.

Рассказы мальчиков можно назвать преданиями, поверьями. Слово россказни означает измышления, выдумки. Многое из того, что рассказывают дети, действительно является выдуманным, но дети искренне верят, что все это именно так: что существуют лешие, русалки и Тришка.

1ый ряд: Федя и Ваня

Федя

Автор характеризует мальчиков по старшинству и сначала описывает Федю:
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские».
Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: многие крестьяне были так бедны, что не было средств справить сапоги даже для главы семейства. А тут у ребенка собственные сапоги - это говорит о том, что семья Феди была зажиточной. На Ильюше, например, были новые лапти и онучи, а на Павлуше обуви вообще не было.
Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам. В разговоре ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство)».
Он начинает разговор после перерыва, задает вопросы, перебивает, иногда насмешливо, Ильюшу, который обращает свой рассказ к нему: «Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен...» Но, слушая рассказы про русалок и леших, он попадает под их обаяние и непосредственными восклицаниями выражает свои чувства: «Эка! - проговорил Федя после недолгого молчания, - да как же это может этакая лесная нечисть хрестьянскую душу спортить, он же ее не послушался?»; «Эх ты! - воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, - пфу!..».
Ближе к концу разговора Федя ласково обращается к Ване, самому младшему мальчику: видно, ему нравится старшая сестра Вани, Анютка. Федя по деревенскому этикету сначала спрашивает о здоровье сестры, а потом просит Ваню передать ей, чтобы она приходила к Феде, обещая ей и самому Ване гостинец. Но Ваня простодушно отказывается от гостинца: он чистосердечно любит сестру и желает ей добра: «Дай уж лучше ей: она у нас такая добренькая».
Как дальше сложилась судьба Феди, автор не говорит, возможно, потому, что судьба мальчика из богатой семьи вполне предсказуема.

Ваня

О Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:
«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку ».
Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на Божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы.

2ой ряд:

Ильюша

Ильюша - мальчик лет двенадцати.
Лицо его «...было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
Ильюша с раннего детства вынужден работать на фабрике. Он говорит о себе: «Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим». Видимо, в семье много детей, и родители отдали двух братьев в «фабричные», чтобы они приносили в дом тяжелым трудом заработанные гроши. Может быть, от этого на его лице лежит печать заботы.
Рассказы Ильюши раскрывают нам мир суеверий, среди которых жил русский крестьянин, показывают, как боялись люди непонятных явлений природы и приписывали им нечистое происхождение. Ильюша повествует очень убедительно, но в основном не о том, что он сам видел, а что рассказывали разные люди.
Ильюша верит во все, что рассказывают крестьяне и дворовые: в леших, водяных, русалок, знает деревенские приметы и поверья. Рассказы его наполнены таинственностью и страхом:
«Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел, да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!»
Особая тема Ильюшиных рассказов - утопленники и покойники. Смерть всегда представлялась людям таинственным, непостижимым явлением, и поверья о покойниках - это робкие попытки суеверного человека осознать и осмыслить это явление. Ильюша рассказывает, как на могиле утопленника псарь Ермил увидел барашка:
«...беленький такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: „Сем возьму его, что ему так пропадать“, да и слез, и взял его на руки... Но а барашек - ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, говорит: „Бяша, бяша!“ А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: „Бяша, бяша...“»
Ощущение, что смерть всегда рядом с человеком и может забрать и старого, и малого, проявляется в рассказе о видении бабы Ульяны, в предостережении Павлуше, чтобы он был осторожнее около реки. Он тоном знатока подводит итог впечатлениям мальчиков после рассказа Павла о голосе из воды: «Ах, это примета дурная, - с расстановкой проговорил Ильюша».
Он, как фабричный, как знаток деревенских обычаев, чувствует себя человеком бывалым, способным понимать значение примет. Мы видим, что он искренне верит во все, что рассказывает, но в то же время воспринимает все как-то отстраненно.

3ий ряд: Костя

«...Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
Мы видим, что Костя из бедной семьи, что он худ и плохо одет. Возможно, он часто недоедает и для него поход в ночное - праздник, где можно поесть вволю дымящийся картофель.
Автор прямо называет Костю «трусишкой». Рассказы Ильюши мальчик воспринимает близко к сердцу, с любопытством расспрашивает и с готовностью пугается:
«- А и то, братцы мои, - возразил Костя, расширив и без того огромные глаза... - Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался».
Сам Костя рассказывает о встрече слободского плотника Гаврилы с русалкой. Русалка звала заблудившегося в лесу плотника к себе, но он положил на себя крест:
«Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: „Чего ты, лесное зелье, плачешь?“ А русалка-то как взговорит ему: „Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не одна я убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней“. Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он все невеселый ходит».
Рассказ Кости очень поэтичен, похож на народную сказку. Мы видим в поверье, рассказанном Костей, общее с одним из сказов П. П. Бажова - «Медной горы Хозяйка». Как и главный герой сказа Бажова, плотник Гаврила встречается с нечистой силой в женском обличье, удивительным образом находит дорогу после встречи и потом не может забыть о ней, «невеселый ходит».
Рассказ Кости про голос из бучила проникнут страхом перед непонятным: «Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезненный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал...» Печально повествует Костя о гибели мальчика Васи и о горе его матери Феоклисты. Рассказ его похож на народную песню:
«Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, - она так вся и встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феоклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: „Вернись, мол, вернись, мой светик! Ох, вернись, соколик!“»
Особую выразительность этому рассказу придают повторы и слова
встрепещется, кликать.
С вопросами Костя обращается к Павлуше: он видит, что Павлуша не боится окружающего мира и старается объяснить то, что видит вокруг.