Болезни Военный билет Призыв

Одно из самых важных человеческих чувств сочувствие. Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Сострадание - активный помощник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? С самого детства воспитывать - прежде всего са­мого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову)

4 слайд

Описание слайда:

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

5 слайд

Описание слайда:

На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

6 слайд

Описание слайда:

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову)

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без­гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху­дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек­спир - словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный. От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи­наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни - словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле­ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию. Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви­вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож­ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо­жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове­ка, если она сама себя не воспитывает. Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по­следнего времени большая часть наших замечательных людей - самоучки, люди, получив­шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно­гих наших деятелей.

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часторавнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так,чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило,уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй,которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот.

Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек,который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней.

Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Образец сочинения

Что такое сострадание? По определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". Как важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на просьбу о помощи. Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» имеет огромное значение. Если мы осознаём важность заботы в собственной жизни, нам нужно научиться проявлять заботу о других. Как же сделать это, если твое сердце не такое богатое и щедрое?


Над этой «вечной» нравственной проблемой размышляет С. Львов. Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека обладание такой способностью? Эта проблема воспитания сострадания - главная в этом публицистическом тексте С. Львова.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Автор справедливо замечает, что «человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя».

Автор убедительно доказывает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие должно стать действием, содействием. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. С этой авторской позицией невозможно не согласиться.

В воспитании чувств сострадания, сочувствия нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Повседневная жизнь пожилого человека в современном городе, доме, обществе известна в подробностях только тем, кто смотрит уже "изнутри". Тем из нас, кто пока просто пробегает мимо, трудно представить, на каком "ровном" месте мы будем спотыкаться, дожив до старости, какие мелкие проблемы будут ставить нас в тупик. Самое главное, что мы можем дать нашим пожилым людям - это любовь. Когда человек чувствует, что он любим, у него и боль проходит, и живет он дольше. Как важно быть способными ответить на призыв о поддержке, который обращает к нам другой человек.

Антон Павлович Чехов , презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."
О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии».

Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное - зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой - недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.

В. Распутин использует известный литературный приём - «сон героя». Во сне легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии». Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне - односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.

Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести? Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии. Люди, готовые оказать помочь: Тетка Наталья, мать Василия, отдает Кузьме все, что у нее есть, - деньги на собственные похороны. При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в поисках денег, но не сразу проникается его бедой. Люди завистливые, корыстные, жадные: Тетка Степанида - тоже старая женщина, как и тетка Наталья.

Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы - самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне. Только председатель колхоза хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов. Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной.

И председателю удается собрать деньги у специалистов, но… большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.Финал повести автор оставляет открытым.Почему-то Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь. В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!

Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека - доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

Тема милосердия и сострадания человеку волнует и А. Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрёне на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но не обозлилась на этот мир Матрена, столь жестокий к ней, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.

Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

(1)Сострадание- активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7)Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и если окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)... кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

(18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)3апоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33)Если её настроить на волну высокой человечности.

Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Основные проблемы:

1. Проблема воспитания сострадания (Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?)

2. Проблема способности человека к сочувствию (Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию?)

3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)

1. Талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

2. Человек, который никогда никому не сострадал, оказывается не защищённым от собственных бед и может остаться в одиночестве.

3. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие станет содействием.

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст

Сострадание – активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помощь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

…кажется, что им хорошо. Они не наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С.Львову)

Сочинение№1

Показателями цивилизованности любого государства являются важнейшие проявления нравственности: сочувствие, сострадание, содействие. К сожалению, современное общество лишено этих чувств. Мы слишком заняты своими повседневными делами, чтобы видеть чужое горе. А вокруг столько нуждающихся: неизлечимо больных, одиноких, полуголодных! Невольно вспоминаются слова Бруно Ясинского: «Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на Земле существуют предательства и убийства!» Это заметил публицист С.Львов и решил заставить читателя всерьез задуматься над проблемой –как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?

Автор считает, что сострадание – активный помощник и воспитывать в человеке талант доброты и сочувствия необходимо с самого детства. Бесспорно его мнение о том, что воспитывать прежде всего самого себя отзываться на чужую беду и спешить на помощь.

Да, воспитание сострадания, сочувствия, чуткости – необходимость настоятельная. Но как это делать? Думаю, надо воспитывать с помощью литературы. Живое чувство сострадания и милосердия пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Прямой призыв к сочувствию звучит в рассказе «Муму». Глубокое сострадание вызывает у читателей Самсон Вырин, герой повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Несомненно, литература воспитывает нравственные качества. Но этого недостаточно. Оригинальный метод воспитания сочувствия предлагает ученый-медик. Сотрудники его лаборатории работают в поликлинике, чтоб видеть, как страдают больные. Это заставляет молодых исследователей работать с утроенной энергией, поскольку от их усилий зависит конкретная человеческая жизнь. А в древнем Вавилоне больного выносили на площадь. Каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто посочувствовать ему. Этот факт показывает, что уже в древности люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

Помните, что «сострадание есть высочайшая форма человеческого состояния».

Любите окружающих, заботьтесь о них, активно помогайте им! (Ф.Достоевский)

Сочинение№2

Известно, что зрячий не может понять состояние слепого, здоровый- больного, богатый- работающего в бюджетной сфере, который еле сводит концы с концами, свободный человек – заключенного. Почему? В чем суть истинного понимания поступков другого человека? Вот такой сложный вопрос поднимается в данном тексте.

Бесспорно мнение автора о том, что подлинное понимание невозможно без «вчувствования», без желания встать на место другого и его глазами посмотреть на происходящее. И с позиции Варвары Петровны он убеждает нас в том, что жестокость, властность крепостницы - это страшное последствие крепостного права.

Прочитав текст, я понял: оценивая поступки других, мы часто не вникаем в суть их проблемы, рассуждаем со своей колокольни. Отсюда – холодные отношения, а иногда и враждебные, во избежание неправильных выводов и вытекающих из них конфликтных ситуаций, прислушиваемся к мнению великого критика Д.Писарева: «Чтоб понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение» Ему вторит В.Познер, известный журналист, телеведущий, полиглот. Он настоятельно советует: «Общаясь с людьми, старайтесь слезть со своей колокольни и залезть на колокольню чужую».

В связи с этим хочу напомнить, что состояние учеников, сдающих ЕГЭ, сможет понять только тот учитель, тот инспектор, который сядет рядом и в поте лица будет писать сочинение – рассуждение. Кому-то этот пример покажется банальным, неуместным, но я глубоко уверен: чтоб оценить наши работы, надо побывать «в нашей коже». Ведь порой ошибки, допущенные в работе, - результат волнения, стресса. В родных стенах было бы гораздо легче сдавать…

Посмотреть на происходящее глазами другого человека, «вчувствоваться» - занятие тоже трудное. Но, согласитесь, если хотим вынести справедливое решение, это единственный правильный путь. По-другому нельзя!

Сочинение №3

Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека наличие или отсутствие у него способности к сочувствию? Каким должно быть настоящее сочувствие? Вот те вопросы, которые заинтересовали автора статьи.

Равнодушным и страдающим от равнодушия С. Львов советует с детства воспитывать в себе и в окружающих доброту и сочувствие. Духовно слепых, опираясь на многолетние наблюдения мудрого врача, .. предупреждает: эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. В лучшем случае - запоздалым раскаянием, а в худшем - полным одиночеством. Для большей убедительности приводит народную мудрость: как аукнется, так и откликнется. Мне кажется, в авторе слились воедино качества людей по меньшей мере 3-х профессий: философа, психолога и педагога.

В наше меркантильное время проблемы, поставленные Львовым, звучат особенно остро. Случаи из жизни, публикации газет - журналов говорят в пользу его позиции.

Я уверен в одном. Как бы ни изменялся мир, какие бы катаклизмы ни сотрясали общество, всегда будут существовать люди, умеющие превращать сочувствие в содействие. Ярким примером служит Альфред Зиганшин, руководитель центра геронтологии, что находится в поселке Шемордан. Сострадание, сочувствие, содействие - вот те три правила на "с", которыми руководствуется опытный врач. За помощью к нему едут даже из Германии.

Одесское телевидение сняло фильм о подвиге уникального жителя г. Казани А. Галимзянова. Он, не зная сна и покоя, выдерживая жалобы и бесконечные проверки, всей семьей выращивал быков и все вырученные деньги перечислял на счета детских домов Казани и Иванова. Вот чья душа настроена "на волну высокой человечности "!

Следовательно, сострадание, содействие - "активный

помощник" человека.