Организаторская деятельность классного руководителя в начальной школе. Курсовая работа особенности работы классного руководителя в начальной школе. Признаки воспитательных технологий
Современная деятельность классного руководителя начальной школы
Глава 1. Классный руководитель и его функции
Классный руководитель - это педагог, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.
Целью работы классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя:
содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
соблюдает права и свободы обучающихся;
совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Классный руководитель имеет право:
получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания;
Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
использовать оценку для наказания ученика;
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен уметь:
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
формировать свои воспитательные цели;
спланировать воспитательную работу;
организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
провести родительское собрание;
пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Функции классного руководителя.
Ежедневно:
Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классных кабинетах.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками.
Каждый месяц:
Посещение уроков в своем классе.
Консультации у социального педагога, психолога.
Экскурсии, посещение театров и т.д.
Встреча с родительским активом.
Организация участия классного коллектива в делах школы.
Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса.
Оформление портфолио учащегося.
Настоящий классный руководитель владеет технологией своей деятельности, благодаря которой он умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; с помощью которой глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях. В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Уже с первого года обучения в школе классный руководитель развивает у ребят навыки самоуправления. Со 2-го класса сменный актив во главе со сменным командиром координирует работу по учебным предметам и творческие группы по подготовке классных мероприятий. Актив класса избирается тайным голосованием один раз в четверть. К 4-му классу дети вполне самостоятельно готовят классные часы, организуют праздники, встречи с интересными людьми, два раза в четверть выпускают газету. Самоуправление в детском коллективе включает в себя следующие направления:
образование
здоровье
культура
экология
информация
общественный порядок
Таким образом, классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника
По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете - эффективность воспитательного процесса, как школьного...
Деятельность классного руководителя в условиях современной школы
Для организации внеклассной воспитательной работы в школе из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих школах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей...
Классный руководитель в современной школе
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества...
Классный час как форма патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Л.Н. Седова характеризует формы воспитания как конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса...
Методика изучения логарифмической функции Изучение логарифмической функции начинается с выделения определения: функцию, заданную формулой называют логарифмической функцией с основанием...
Научное объединение учащихся и технология их работы
Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД...
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам
Заведующий является организатором и руководителем дошкольного учреждения, квалифицированным педагогом. Права и обязанности его определены «Уставом детского сада». Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц...
Планирование учебного процесса
Подготовка и проведение классного часа
Задача параграфа - представить анализ подготовки и проведения классного часа в логике компонентов структуры данного процесса, а именно дать характеристику целям, содержанию, формам, методам, принципам, функциям классного часа...
Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии
Проверка и оценка, т.е. контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, являются неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и обучения географии в частности. ...
Психологический анализ лекций по психологии
Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске...
Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ
Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны. К.Ю...
Система работы учителя (классного руководителя) с родителями учащихся
Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность...
Специфика воспитательной работы в трудном классе
Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности...
Роль классного руководителя в
начальном звене.
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
Основой воспитательной системы становится личностно -ориентированный подход.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю
Главная воспитательная цель – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Задачи классного руководителя :
1. Формирование классного коллектива.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в данном классе.
На в начальной школе ложится большая ответственность
Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.
Это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы. методы и средства воспитания.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи,
свою жизненную программу. Это самопознание,
самоопределение, саморегуляция, самореализация.
И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым » троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию,
личность достойная и уважающая себя, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,
жить счастливой жизнью..
Во всём и всегда я стараюсь идти вместе со своими учениками.
Говоря о наших творческих делах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:
Тематическая мастерская поделок и игрушек;
Участие в различных акциях и конкурсах;
- календарные и школьные праздники.
- -совместные выезды в театры и т. д.
Главные задачи современной школы
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
СПАСИБО
Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.
Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.
Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.
Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.
Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:
1) изучение личностей учащихся;
2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;
3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;
4) проведение классных собраний;
5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);
6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;
7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;
8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;
9) ведение личных дел учащихся.
Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.
2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.
Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:
Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.
Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.
Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).
Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).
Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.
В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.
Воспитательные технологии классифицируют:
По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.
По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.
Признаки воспитательных технологий:
Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;
Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;
Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.
Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):
Культивирования настроения доброжелательности;
Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
Усиление мотивов деятельности;
Педагогическое внушение;
Педагогическая оценка.
Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:
Определение цели;
Построение содержания;
Подготовка мероприятия;
Проведение мероприятия;
Анализ итогов мероприятия.
Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.
Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.
Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.
Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.
Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:
1) изучение личностей учащихся;
2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;
3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;
4) проведение классных собраний;
5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);
6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;
7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;
8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;
9) ведение личных дел учащихся.
Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.
2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.
Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:
Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.
Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.
Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).
Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).
Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.
В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.
Воспитательные технологии классифицируют:
По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.
По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.
Признаки воспитательных технологий:
Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;
Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;
Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.
Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):
Культивирования настроения доброжелательности;
Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
Усиление мотивов деятельности;
Педагогическое внушение;
Педагогическая оценка.
Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:
Определение цели;
Построение содержания;
Подготовка мероприятия;
Проведение мероприятия;
Анализ итогов мероприятия.
1. Формирование и развитие классной воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
- воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
- воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности).
Вот уже третий год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко “Самосовершенствование личности”. С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребёнка идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Курс “Самосовершенствование личности” ставит целое педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение школьников к самосовершенствованию.
В учебном плане средней школы отсутствуют дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу содержания и закономерности формирования их личности. Данный курс предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления учащихся своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента их саморазвития. Курс представлен в систематизированном виде (с 5-го по 11-й кл.), где излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо развивающемуся человеку.
Система курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме того потребностей, обоснования А. Маслоу.
Весь круг “Самосовершенствование личности” разбит на 7 разделов по классам и охватывает все основные этапы и компоненты процесса самосовершенствования.
Класс | Раздел общего курса самосовершенствования личности | Названия пособия |
5 | Самопознание | Познай себя |
6 | Самовоспитание | Сделай себе сам |
7 | Самообразование | Научи себя учиться |
8 | Самоутверждение | Утверждай себя |
9 | Самоопределение | Найди себя |
10 | Саморегуляция | Управляй собой |
11 | Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного пятиклассниками обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в классе
Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.
Уже третий год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 5-й класс. В первую очередь, учащимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы всего этого достичь, в основном мною приводились примеры из личной школьной жизни и жизни предыдущего классного коллектива. На этом этапе учащиеся начали вести “Летопись классной жизни”. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно
учащиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой.
Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе. В конце года уже было видно рождение самого настоящего коллектива. Изначальная цель почти достигнута. Это подтвердили и итоги ежегодного школьного конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и “Самый талантливый - 2005”.
Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7 классы. В начале 6-го класса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Для более интересной классной жизни было предложено переименовать класс в “государство”. На собрании актива было принято решение:
- форма самоуправления – Республика (РИД)
- глава Республики интересных дел (РИД) – президент (классный руководитель)
- министры государства (замы главы РИД):
“Министрами государства” были приняты и утверждены устав, герб, гимн “республики”, предложенные всеми членами “государственной думы” - учениками класса.
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
- организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
- выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий; - проведение тематических классных часов;
- сбор денежных средств на поездки.
В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты все четыре номинации: “Самый лучший ученик – 2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У каждого победителя конкурса имеется портфолио достижений.
Итоги 7-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса (министры) стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая и достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят какие-то цели, задачи. Мои воспитанники придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
8) веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится, когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится, когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества ________________________ и преодолеть следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения семьи, отношений между педагогами и родителями, детьми и родителями и т.д., которые используются в моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. Для этого помимо встреч с любым педагогом предусматриваются и дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и администрацией. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Роль семьи в развитии моральных качеств подростка”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств детей. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.
Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
В нашем классе уже стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
4. Активное участие учащихся в жизни школы
2005-2006 уч. год
Результаты традиционного школьного конкурса “Ученик года – 2006” доказали активность классного коллектива в жизни школы. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” - Колпакова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Гукова В.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Помимо победителей, участие в жизни школы принимают и другие члены классного коллектива. За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”. (8 человек).
2. Участие и победы в осенних и весенних школьных олимпийских играх (весь класс)
3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х классов (победа).
4. Участие в городском смотре театрального искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14 человек)
5. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.
6. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 9 человек
7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8 классов (3 человека)
8. Участие в концерте: “Встреча с ветеранами” (4 человека)
9. Участие в Международном математическом конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)
10. Участие в городском смотре творчества: “Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)
11. Участие и победа в школьной учебно – практической конференции (4 чел.)
12. Участие и победа в городской учебно – практической конференции (3 чел.)
13. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) – 5 человек.
2006-2007 уч. год. На участие в традиционном школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса было подано 9 заявок. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный 1 степени” - Заболотний Е.; “Самый активный 2 степени” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио .
2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника” (10 человек).
2. Активное участие и победу в осенних школьных олимпийских играх (I место)
3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I место)
4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х классов (I место)
5. Представление школьного спектакля “Кошкин дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)
6. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия Баженова
7. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 11 человек
8. Участие в новогоднем представлении для 5-8 классов (7 человек).
9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит мир спасённый” (14 чел.)
10. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) (7 чел.).
11. Участие в школьном смотре творчества: “ Славься, город родной”, (10 чел.)
12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что Новый год готовит?”
2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники, уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.
13. Участие и победа в областной (II место) научно-практической конференции. (2 чел.)
14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)
15. Участие и победа в школьной и городской учебно – практической конференции (9 чел.)
Используемая литература: 1. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2001.