Болезни Военный билет Призыв

Особенности технологии и техники организации и проведения практических, лабораторных, индивидуальных занятий, консультаций и коллоквиумов. Технология консультирования и посредничества. Основная цель работы

Консультация для воспитателей

«Технология проведения мастер-класса»

Педагог дополнительного образования

МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»

Наталья Пучкова

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;

Профессиональные способности;

Педагогическая техника;

Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

Личность педагога

Знания

Педагогический опыт

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

Мастерство убеждения;

Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

Задачи мастер-класса:

Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  1. кратко характеризуются основные идеи технологии;
  2. описываются достижения в работе;
  3. доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  4. определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

  1. описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  2. определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся педагогом в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

1) Показ урока, внеклассного занятия, факультатива и т.п.

2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

3) Показ отдельных методов работы

4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

Лекция

Практическое занятие

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

3. Имитационная игра

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

4. Моделирование

самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Заключение

Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

для преподавателей детских школ искусств

«Консультация как метод обучения»

Подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Гузяева Людмила Петровна

г. Ульяновск

Аннотация

С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.

1.Введение………………………………………………………………………3

3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5

5.Заключение………………………………………………………………….7-8

6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8

7.Список использованной литературы………………………………………..8

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.

У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.

Цели и задачи разработки методических рекомендаций

Основная цель работы:

    обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Задачи работы:

    предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;

    доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.

Характеристика основных форм и видов консультаций

Консультации , как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.

В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.

Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:

  • пресс-конференция;

    программированная консультация;

    дискуссия.

Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:

    углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;

    совершенствование имеющихся умений и навыков;

    закрепление полученных знаний;

    комбинированный (сочетание различных видов);

    обобщение и систематизация полученных знаний.

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.

Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.

Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:

    диагностическую;

    коррекционную;

    справочно-информационную.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.

Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.

Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.

Общее для консультаций:

    в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;

    консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;

    консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.

Заключение

В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.

В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.

В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:

    убеждение учащихся в необходимости обучения;

    возбуждение интереса к конкретной дисциплине;

    активизацию познавательной деятельности;

    снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;

    закрепление полученных знаний и совершенствование умений, их практическое применение;

    применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).

Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.

Документальное оформление консультативных часов

В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:

    общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;

    составляется график проведения консультаций;

    преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;

    я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.

Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.

Список использованной литературы

1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.

2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.

3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.

5.Хуторской А.В. Современная дидактика, – СПБ, Патер, 2001.

6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, – М.: УМЦ, 1997 .

Технологическая последовательность консультативного процесса предполагает следующие этапы (по Р. Кочюнасу):

  • 1. Исследование проблем. На этой стадии социальный педагог, осуществляющий консультацию, устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.
  • 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает на способы их разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  • 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  • 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта клиента и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия.
  • 5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Специалист помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  • 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе со специалистом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Успешность профессионального взаимодействия во многом зависит от того, удастся ли социальному педагогу избежать в процессе общения с клиентом широко распространенных в консультативной практике ошибок. К наиболее частым ошибкам консультирования относятся:

  • совет – предложение клиенту готового решения его проблем. Советы редко принимаются, так как предполагается превосходство советчика, которое лишает человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение;
  • анализ или интерпретация – объяснение клиенту, что же на самом деле представляет собой его проблема, почему он чувствует ситуацию как проблемную и т.д. Такая интерпретация нередко создает новую проблему, ведет к оправданиям, порождающим защитные реакции, требуя информации, которой клиент часто не имеет;
  • логическое убеждение – использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие клиента, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к решению. Клиент чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку;
  • наставления и резонерство – объяснение клиенту, которое начинается со слов "надо бы...", "следовало бы...". Это порождает защитные реакции у клиента, чувство вины (если принимается) и чувство обиды (если отвергается им);
  • угрозы – намеки или прямое заявление, что клиент испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Все это порождает враждебность и обиду.

Зачастую социально-психологическую проблему клиента сложно решить в ходе взаимодействия лишь с ним одним. В практике социально-педагогической деятельности значительное место занимают технологии, активизирующие ресурсы так называемого ближайшего (сетевого) окружения клиента.

В программе реабилитационных мероприятий особое место за­нимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психо­логические особенности детей и подростков, подвергнуть крити­ческому самоанализу свои педагогические действия. Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоя­тельно справиться с проблемой.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифици­рованная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их со­циальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения. Социальный педагог в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функ­ции юриста, психолога, социального менеджера и даже священ­ника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следова­тельно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по своей сути оно все же ближе к психоло­гическому консультированию.

Основной целью консультирования является оказание помо­щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь об­ратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жиз­ненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи ис­точниками трудностей, обычно не осознаются и не контролиру­ются. Основой такой формы воздействия служит прежде всего из­менение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе кон­сультативной беседы человек получает возможность шире взгля­нуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответ­ствии с этим новым видением изменить свое отношение к проис­ходящему, свое поведение.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отноше­ние к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включен-107


ность клиента в процесс консультирования, разграничение лич­ных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в за­висимости от разнообразия условий деятельности и личных ка­честв клиентов, от концепций и методов вмешательства, исполь­зуемых профессионалами. В соответствии с моделью организаци­онного развития успешное изменение состоит из следующих ста­дий: разблокирование, изменение, заблокирование. На первой ста­дии надо подвергнуть сомнению прежние нормы и ценности; со­здать пустое пространство для новых, разблокировав существо­вавшие установки. Заблокирование - окончательное принятие и интеграция желаемых установок, когда нововведение становится постоянной частью личности или процедур ее деятельности. На этом этапе необходимы время и поддержка, немедленное и по­стоянное вознаграждение за хорошее поведение.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контакт­ное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной дея­тельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа - наиболее распространенный вид кон­сультирования. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенци­альные возможности.

Условно консультативную беседу можно разделить на четы­ре этапа.

1. Знакомство, начало беседы. Успех беседы во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доб­рожелательным и заинтересованным собеседником. Можно про­демонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, встав навстречу входящему, а то и встретив его в дверях кабинета. Не следует слишком суетиться, «заигрывать» с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к социально­му педагогу впервые, очень дискомфортна, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (45-60 секунд). Оптимальная пози­ция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равен­ства, одним из проявлений которого является «равенство имен» (представляться надо так же, как клиент, - по имени-отчеству или просто по имени). Началом беседы может стать рассказ кли-108


ента о своей ситуации без «специального приглашения». В том случае, если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказ репликами типа: «Слушаю вас вни­мательно» или «Расскажите, что вас сюда привело».

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консульта­тивных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - «разговорить» клиента, лучше всего прибегнуть к вопро­сам и репликам, максимально стимулирующим его рассказ (на­пример, «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?») Условно можно выделить несколько направлений рабо­ты социального педагога на этом этапе:

а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее
эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то вре­
мя, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слу­
шание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно
слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадри­
вал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие;

б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ.
К полезной информации можно отнести: историю возникнове­
ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения
клиента со всеми действующими в его/ее рассказе лицами, их
взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана
проблема с точки зрения самого человека и окружающих его лю­
дей; случавшиеся когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и
с чем они могут быть связаны; чем именно вызвано обращение к
социальному педагогу, почему оно происходит сейчас, а не рань­
ше или позже и т.п.;

в) консультант способствует целенаправленному развитию
беседы. Структурирование беседы необходимо как самому соци­
альному педагогу, так и клиенту. У клиента должно быть пред­
ставление о том, что обсуждается в данный момент. Структуриро­
вание выражается прежде всего в том, что, задавая какой-либо
вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснить,
почему он это делает, чем это вызвано. Реплики-связки могут
выглядеть следующим образом: «Вы много говорите о своем отце,
но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы
хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери» или
«Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но
для того, чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать,
какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшать­
ся». Другой прием структурирования беседы - краткое коммен­
тирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказан­
ного по тому или иному поводу;

г) консультант осмысливает то, что говорит клиент.

Через 15-20 минут после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации кли-109


ента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулированию и проверке консультативных гипотез. Вторая фаза расспроса - про­верка возникшей гипотезы. Если в первой фазе расспроса кон­сультант задавал общие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более узкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Широко известно, что чем подробнее говорит человек о чем-либо, тем проще вы­явить те аспекты реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком в силу его субъективности и односто­ронности. Мелкие детали ситуации труднее придумать или иска­зить, и они становятся своеобразными фильтрами, сквозь кото­рые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом ин­формация.

3. Воздействие. Простейший способ воздействия - акцентиро­вание противоречий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: «В начале нашей беседы вы жаловались на то, что сын часто конфликтует с вами, но вы только что расска­зали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициа­тором конфликтов, а сын не только не пытался обвинять вас, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу дума­ете?» Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности пове­дения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворя­ются конфликтом? Обсуждение иных вариантов поведения и ре­агирования можно начать с вопросов типа: «Как вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому?» Цель консультанта - помочь клиенту сформулировать как можно боль­шее число возможных вариантов поведения, а затем, вниматель­но анализируя их, выбрать наиболее подходящий.

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время при­ема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми спе­циалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возмож­ные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефон­ное консультирование (телефон доверия - ТД) позволяет мно-110


гим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напря­мую к специалисту-консультанту или не имеющим такой воз­можности, получать заочно советы и рекомендации по волную­щим их проблемам.

Особенностью телефонного консультирования является ано­нимность, способствующая формированию у клиента фантазий­ного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений уси­ливает нагрузку на звуковой канал приятия. В результате значение приобретают тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжитель­ность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюми­рование и др.) совпадают с теми, что используются при контакт­ном консультативном процессе.

Принципы работы ТД - доступность в любое время; аноним­ность, причем взаимная - и для обращающегося, и для дежур­ного; недирективность, т.е. отсутствие какого бы то ни было дав­ления на собеседника; отказ от политических, религиозных, идео­логических и прочих установок.

Во время беседы консультант примеряет на себя одну из воз­можных ролей:

«исповедник» - одна из наиболее адекватных задачам ТД ро­лей. Консультант выслушивает рассказ клиента, как священник исповедь, поэтому от него не требуется каких-либо конструктив­ных шагов. Беседа заканчивается, когда пациент чувствует, что он рассказал главное, что отягощало его душу, и с пониманием выслушан. Не следует выносить оценок услышанному, их и не ждут;

«конфидент» - сниженный вариант «исповедника». С ним мож­но поговорить о делах менее существенных, что называется, по­шептаться, пооткровенничать. Доверенное лицо гарантирует тай­ну - можно сообщить жгучий секрет, свой или подруги. Выступ­ление в роли «конфидента» иногда предшествует переходу к бо­лее серьезному разговору после установления доверительных от­ношений;

«консультант» - роль, которая особенно актуальна, потому что у нас не принято прибегать к психологической помощи от­крыто. В связи с этим допустимы телефонные консультации по несложным проблемам и семейным конфликтам. Рекомендации должны быть выражены в как можно более общей форме, чтобы оставить пациенту свободу для принятия конкретных решений. Во многих случаях консультация носит просветительский, ознако­мительный характер;

«генерал» - утрированный вариант «консультанта». Как пра­вило, эта роль навязывается сотруднику ТД теми пациентами, у которых изначально очень высок авторитет ТД и которые добива­ются конкретных советов. Один из мотивов клиента - желание


снять с себя ответственность за решение, получить поддержку внешнего авторитета. Декларируется готовность скрупулезно сле­довать советам. Для ТД это одна из наименее приемлемых ролей;

«старший товарищ» - сродни «конфиденту», но отличается тем, что пациент ожидает активности консультанта, советов. Эта роль чаще всего предлагается подростками («Как бы вы поступи­ли на моем месте?»);

«терапевт» - одна из адекватных ТД ролей («Просто погово­рите со мной, ваш голос меня успокаивает»). В случаях, когда пациентом является собеседник с психическими отклонениями, велика опасность развития зависимости от консультанта;

«информатор» - аналог справочной службы;

«простак» - вспомогательная роль, которая может использо­ваться в двух случаях: когда при розыгрышах безоговорочно при­нимается предложенная легенда пациентом и доводится до аб­сурда и в беседах с родителями, имеющими ригидные педагоги­ческие установки, не склонными обсуждать проблемы своих де­тей, а лишь требующими подтверждения своей безусловной пра­воты.

Алгоритм беседы по ТД.

1. Знакомство - формируется первичный образ собеседника.

2. Выслушивание - один из методов снятия напряжения у пациента. Цель выслушивания - создание дистанции между па­циентом и проблемой, чему способствует проговаривание кон­фликта.

3. Анализ проблемы - совместно с пациентом выделяются эле­менты проблемы, которые затем разделяются на две группы: те, что зависят от наших желаний, усилий, воли; и те, что от нашей воли не зависят либо требуют слишком времени и сил. Таким образом определяется мотивационный вес каждого элемента про­блемы.

4. Определение целей, осознание мотивов поведения клиента.

5. Принятие решения - данный этап необходимым не являет­ся, так как лежит за пределами компетенции консультанта (за исключением некоторых кризисных ситуаций, где требуется ру­ководство пациентом).

Правила и принципы ведения беседы по ТД.

Не бери трубку сразу. Оптимальный вариант интервала меж­ду сигналом и снятием трубки 2 - 3 секунды. Меньший интервал может обескуражить пациента, при большем - нерешительный может повесить трубку.

Начинай речевой контакт, произнося спокойным голосом оповестительную формулу, принятую на вашем ТД.

Не клади трубку первым, даже если уже попрощался с собе­седником. Разговор может иметь продолжение, и вообще он не должен слышать короткие гудки.


Не навреди! В случае сомнений используй более осторож-ый, мягкий вариант высказывания.

Помни, что ты не несешь ответственности за жизнь собесед-ика.

Не поддакивай собеседнику - ты нужен для того, чтобы он смог увидеть свою проблему «чужими глазами», с некоторого рас­стояния.

Навязывая свое мнение или отстаивая свою правоту, ты са­моутверждаешься, и только.

Своеобразной формой дистанционного консультирования яв­ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи. Для отдельных категорий населения (например, для заключенных, отбываю­щих наказание) консультирование по переписке может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет и даже предотвратить беду. При этом следует признать, что кон­сультирование по переписке во многих случаях служит лишь на­чальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.

Отчасти эта технология имеет много общего с психологическим консультированием и с профконсультированием. Психологическое консультирование - это особое направление в практической психологии, которое связано с оказанием индивидуальной помощи людям. Оно бывает личностным, психолого-педагогическим и семейным. Профконсультирование проводится профконсультантом с целью оказания помощи в самоопределении относительно будущей профессии и в осуществлении ее выбора.

Целью гуманистического консультирования является создание условий для актуализации потенциала, личностных возможностей человека. Это консультирование базируется на идеях Э. Фрома, К. Роджерса об уникальности каждого человека, не вере в его способность к личностному росту. В этом смысле данный вид консультирования в наибольшей степени соответствует идеологии тьюторской деятельности, также имеющей своей целью развитие в учащихся качества субъекта.

Отличия традиционного консультирования от клиентцентрированного даны в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и клиентцентрированного подходов

Традиционный

Клиентцентрированный

Цель: либо дать советы, либо выработать совместное решение проблемы.

Задача: опора на имеющиеся традиционные схемы в решении проблемы и проекция на конкретную проблему.

Базовый прием: постановка прямых вопросов, то есть при поиске решения проблемы клиенту

задаются вопросы, напрямую касающиеся тематики обсуждения. Реакция клиента: согласие клиента с консультантом, благодарность за помощь.

Цель: создать условия для актуализации потенциала, личностных возможностей человека.

Задача: опора на рефлексию, поэтапное подведение клиента к сущности проблемы, самостоятельный выход клиента из неблагоприятных ситуаций.

Базовый прием: постановка проецирующих вопросов, то есть при поиске решения проблемы (алгоритма действий клиента) клиенту задаются вопросы, не относящиеся напрямую к тематике обсуждения.

Реакция (позиция) консультанта: наступательная активность, стремление к совместным действиям; отказ от консультирования, клиент может не иметь проблемы, как таковой (клиент не всегда прав) он может ошибаться.

Характер беседы: управляемое стандартизированное интервью; ориентация в принятии решений на консультанта.

Реакция клиента: либо согласие, либо не согласие клиента с консультантом, обдумывание, инсайт.

Реакция (позиция) консультанта: выжидательная аутичность, стремление к активным действиям клиента; консультирование обязательно, так если человек обращается за помощью, значит, есть потребность (клиент всегда прав), но он может ошибаться.

Характер беседы: неуправляемое ин-тервью-эмпатическое слушание; ориентация в принятии решений на клиента.

В консультировании выделяется несколько этапов: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный и контрольный или проверочный. Иными словами, проводя консультирование, тьютор предварительно изучает проблемы подростка, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам - обязательно оценивает результаты.

Консультация - это, прежде всего, общение, установление эмоционального контакта, определение динамики развития контакта, поддержание конструктивного диалога и создание условий для самораскрытия, самоактуализации возможностей подопечного. Поэтому, кроме когнитивного, в консультирования большое значение имеет эмоциональный компонент.

В связи с этим эффективность консультирования во многом зависит не только от практических знаний консультанта, то есть знаний о том, как решить проблему, а и, во-первых, от его личных качеств, обеспечивающих эффективность межличностного общения; во-вторых, от навыков консультирования: умения слушать и проводить интервенции. Слушание, в том числе активное слушание, важно для понимания истинных проблем подростка: мотивов его поведения, отношения к ситуации самоопределения, ценностных установок и взглядов на свое будущее. С помощью интервенций консультант направляет ход беседы, получает недостающую информацию, делает важные для подопечного акценты, ставит его в проблемную ситуацию, побуждающую е к переосмыслению собственной проблемы и опыта подводит к инсайту.

Можно выделить следующие интервенции:

  • - вопросы;
  • - рефлексию, избирательную в том числе;
  • - формирование и развитие эмпатии;
  • - контроль за правильностью понимания.

Наиболее эффективны открытые вопросы. Например: "Почему родители хотят, чтобы ты продолжал учиться в 10 классе?", "Какой ты представляешь для себя идеальную работу?" При использовании закрытых вопросов, особенно у неготового к обсуждению проблем своего самоопределения подростка, может возникнуть ассоциации с допросом. Следует также избегать вопросов, вызывающих чувство вины и желание подростка обороняться или оправдываться, например: "Почему ты не захотел прислушаться к совету родителей?". Открытые вопросы формулируются так, что способствуют раскрытию подростка, то есть дают ему возможность разговориться и углубиться в проблему. Они не должны содержать даже косвенного намека на обвинение учащегося в создавшейся ситуации, например "Почему ты не остался учиться в обычном общеобразовательном классе?".

Рефлексия (отражение) осуществляется с помощью повторения консультантом последней фразы или слов говорящего, своеобразного "эха".

При избирательной рефлексии консультант повторяет его ключевую фразу или слова, подводя тем самым к рассуждению за указанную тему. Например, если речь идет о том, что подросток принял решение, что не пойдет в 10 класс, после ссоры с родителями, то консультант, чтобы начать разговор о ссоре, может уточнить: "Вы говорите, после этой ссоры". В результате он подводит подопечного к дальнейшим рассуждениям на тему "ссора".

Формирование эмпатии как приема интервенции осуществляется с помощью языковых средств. Консультант достигает эмпатии собеседника через отражения его чувств и демонстрацию своего понимания, например: "Кажется, вы обижены на своих родителей".

Для контроля над правильностью своего понимания собеседника, консультант задает вопросы с опорой на ключевые слова (фразы) для поддержания логики беседы или подытоживая сказанное.

Ниже дается сравнительная характеристика эффективного и неэффективного консультирования, вне зависимости от подхода и выбранных приемов.

Данная технология базируется на принципе добровольности и мотивированности самого учащегося. Консультации со школьниками и их родителями проводятся исходя из потребностей школьников. В зависимости от эффекта консультаций и отношений, которые сложились у консультанта с подростком, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, то есть проводиться по необходимости.

Однако при этом очень важно, чтобы разовые консультации также носили завершенный характер, то есть подводили подростка к решению волнующих их проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий.

При определенных условиях, наличии общие проблемы, высокой степени открытости и доверия к консультанту и членам группы, консультации могут носить и групповой характер. Однако содержание этих консультаций все же не может быть в той же степени конфиденциальным, как при индивидуальном консультировании. В связи с этим целесообразнее проводить по общим для учащихся проблемам групповые тренинги.

В тьюторской деятельности присутствует значительный когнитивный компонент. В работе со старшеклассниками есть несколько вопросов, для которых недостаточен формат консультаций и необходимо организованное обучение, в котором будет происходить присвоение определенных знаний и даже выработка привычек и навыков. Так, учащихся необходимо обучить нескольким вещам: методам планирования своей карьеры, методам выбора направления получения образования и будущей профессии, способу разработки ИУП, методам работы с портфолио. С этой целью рекомендуется проводить групповые занятия с элементами ролевой игры, социально-психологического и когнитивно-поведенческого тренинга.

Тьютору необходимо выявить, каких знаний для самоопределения не хватает учащимся и разработать программу тренингов. В данной технологии результаты достигаются благодаря тому, что учащийся, приобретающий недостающие знания, постепенно начинает самостоятельно справляться со своими проблемами. Работа тьютора с учащимися может быть построена как цепочка последовательно сменяющих друг друга тренингов на подобие тренингов личностного роста. Это могут быть тренинги по проблемам, наиболее волнующим старшеклассников: как построить свои жизненные планы, как спланировать работу по достижению важных целей. Это могут быть и какие-то вполне конкретные и узкие проблемы, например, как подготовиться к экзаменам, как избавиться от волнения и тревоги, как вести себя на собеседовании при приеме на работу и т. д.

Предполагается, что учащийся будет преобразовывать полученные знания в способы решения собственных проблем, делать их средством собственного самоопределения.

Методика тренингов достаточно хорошо известна и описана в литературе.

Тьюторский тренинг отличается от других тем, что направлен на оказание помощи в решении проблем самоопределения.

При проведении тренингов сохраняется постоянный и неизменный состав группы. Это могут быть группы, сформированные на базе классов или из тех учащихся, которые сделали выбор данных занятий в качестве краткосрочных элективных курсов предпрофильной подготовки.

Работая с членами тренинговой группы, ведущий создает условия для активного участия каждого, не позволяет доминировать наиболее инициативным ученикам, привлекающим к себе наибольшее внимание. У участников тренинга должны быть тетради или альбомы для записей и выполнения рисунков, а также наборы цветных карандашей или фломастеров для выполнения тренинговых упражнений. Чтобы не возникало барьеров в общении, необходимо снабдить всех участников визитками или выучить их имена.

В программах тренингов сочетаются двигательные упражнения с теоретическим и диагностическим материалом. Начинающему тренеру особенно важно верно дозировать упражнения, позволяющие убирать "мышечные зажимы". Их должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия. В противном случае занятие превратится в неконтролируемое развлечение. Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.

В тренинге используются самые разные методы: ролевая игра, диалог, анализ ситуации, разогревающие упражнения, мозговые штурмы и т. д.

Работа участников тренинга может быть индивидуальной, парной, групповой, по принципу круга и аквариума. После выполнения определенных заданий, в том числе и тестов, инициируются обсуждения. В процессе тренинга ведущий не морализирует и не делает собственных выводов, их произносят участники процесса. В процессе занятий важна атмосфера творческого и душевного подъема, для чего в его программы включаются упражнения, результаты которых вызывают сильные эмоциональные переживания: удивление, инсайт.

Стиль ведения тренинговых занятий зависит от зрелости группы и динамики происходящих в ней групповых процессов. В ходе тренинга возникает множество нестандартных ситуаций, требующих от ведущего творческого подхода, хорошего знания методики, большого жизненного опыта и импровизации.

Тренинговая технология нуждается в наличии специально оборудованной аудитории. По возможности, она должна быть просторной, оборудованной легко передвигающейся мебелью, столами и стульями для выполнения письменных работ и иметь свободное пространство для выполнения двигательных тренинговых упражнений и игр. Помещение для занятий должно быть уединенным и не напоминать кабинет-предметника с соответствующей атрибутикой.

Эта технология, сохраняя все присущие черты тьюторства, в то же время наиболее традиционна для школы, и поэтому может быть освоена даже учителем или школьными психологами.

Как видно из описания технологии, ее основой являются эмпирические методы. Можно было бы сказать, что старшеклассник будет делать выборы методом проб и ошибок. Но это не совсем так. Задача тьютора состоит в том, чтобы свести число ошибок, а значит и возможных проб к минимальному.