Болезни Военный билет Призыв

Подробная таблица этапов крестьянской войны. Этапы крестьянской войны кратко и понятно – самое главное. Биография Е.И. Пугачева

Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее фено­менальность заключается в том, что русская философия развиваласьисключительно самостоятельно, независимо от европейс­кой и мировой философии, не находилась под влиянием многочислен­ных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, иде­ализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

    сильная подверженность религиозному влиянию, особенно правосла­вию и язычеству;

    специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

    целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдель­ной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    большая роль проблем морали и нравственности;

    конкретность;

    широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

    проблема человека;

    космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

    проблемы морали и нравственности;

    проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

    проблема власти;

    проблема государства;

    проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

    проблема идеального общества;

    проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

    философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становле­ния и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

    философия XVIII в.;

    философия XIX в.;

    русская и советская философия XX в.

1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской

философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от воз­никновения Древнерусского государства - Киевской Руси до временифеодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

    моральные и нравственные ценности;

    объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

    государство;

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периодавыделяются:

    Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

    Владимир Мономах (основное произведение - "Поучение", своеобраз­ный философский морально-нравственный кодекс, где даются поуче­ния потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, чест­ности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    Климент Смолятич (основное произведение - "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии - проблемы разума, познания);

    Филипп Пустынник (основное произведение - "Плач", затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

2. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится па XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

    сохранение русской духовности;

    христианство;

    борьба за освобождение;

    устройство государства;

    познание.

Среди видных философов данного периода:

Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-та­тарского ига;

Философий (XVIв.) - также занимался вопросами христианского бого­словия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Тре­тий Рим") по линии Рим - Константинополь - Москва;

Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монар­хии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народеи справедливость;

Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной соци­ально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монар­хию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церк­ви к народу, были илеологами так называемого движения "нестяжате­лей" (боролись против "иосифлян" - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеоло­гическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов;

Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распрост­ранения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносео­логии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпи­рическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

3. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем раз­витии:

    философию эпохи петровских реформ

Сюда относится творче­ство Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

    материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механи­стического материализма. Им была заложена материалистическая тра­диция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) - материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, мора­ли, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытиябольшое внимание Радищев уделил социально-политической филосо­фии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, право­вую и духовную свободу, торжество права.

4. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское;монархическое;

западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое;философию космизма. Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58.

5. Русская (и советская) философия XX в . представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма; философией космизма; естественно-научной философией; философией "русского зарубежья".

Второй этап восстания

Начался второй этап Крестьянской войны. Силы народные еще не иссякли. Не было больше Хлопуши (Афанасия Соколова), Подурова, Почиталина, Толкачевых, Витошнова, не было больше Зарубина-Чики, но продолжали сражаться И.Н. Белобородое, Князь Арсланов, Салават Юлаев.

Людские потери быстро восполнялись притоком новых сотен и тысяч угнетенных. «Народу у меня как песку, - подбадривал своих близких Пугачев, - и я знаю, что чернь меня с радостию примет».

Шествие Пугачева по заводам Урала было победным, но по пятам, не давая закрепиться на месте, шли правительственные войска. Пугачев вынужден был оставлять за собой сожженные крепости, разрушенные мосты, запруды и т.п. Храбрый, неутомимый, находчивый, Пугачев дрался в первых рядах. Восстание вновь стало нарастать. Центром его стал теперь Южный Урал и Башкирия.

После взятия крепости Магнитной произошло объединение армий Пугачева. Сюда пришел Белобородов, пришли казаки А. Овчинникова и А. Перфильева. Армия Пугачева насчитывала теперь свыше 10 тыс. человек, но это было крайне плохо вооруженное (дубьем, дрекольями, пиками да кистенями) и плохо обученное войско. Наиболее организованным был лишь полк работных людей Белобородова. В мае 1774 г. под Троицкой крепостью состоялось ожесточенное сражение с войсками генерала Деколонга. Восставшие потерпели крупное (уже четвертое) поражение: 4 тыс. убитых и пленных, потеря огромного обоза и всей артиллерии. Это было 21 мая 1774 г., но уже ровно через месяц у Пугачева снова было войско в 8 тыс. человек. Такая поразительная живучесть могла быть свойственна только крестьянскому войску - плоть от плоти своего народа.

В июне 1774 г. после соединения с 3-тысячной конницей Салавата Юлаева было принято решение двинуться на запад, в крестьянские районы Поволжья. В связи с этим в рядах восставших резко возрастает и удельный вес крестьянства. Армия Пугачева, снова насчитывающая около 20 тыс. чело: век, взяла направление на Казань.

Под Казанью разыгралось одно из самых крупных сражений Крестьянской войны. Пугачев нанес удар с четырех сторон. 12 июля 1774 г. его армия ворвалась в Казань. Правда, Казанский кремль продолжал обороняться. Повстанцы уже было начали штурм кремля, но к Казани подошли правительственные войска под командой И.И. Михельсона, до сих пор искавшего Пугачева под Уфой.

Повстанцы вынуждены были дать бой Михельсону. Проиграв его и уже отступив, Пугачев сделал отчаянную попытку 15 июля снова овладеть Казанью. Но что можно сделать, имея хотя и 20-тысячное, но почти безоружное войско. Крестьянская армия была разбита. С небольшим отрядом казаков (около 400 человек) Пугачев переправился на правобережье Волги.

Третий этап восстания

Начался третий, последний этап Крестьянской войны. Приход Пугачева в Поволжье послужил сигналом к огромной вспышке крестьянского движения. Масштабы его далеко превзошли все, что было до сих пор за 8 месяцев войны. При первых слухах о приближении армии Пугачева, при появлении его знаменитых манифестов, обращенных теперь главным образом к крепостному крестьянству, крестьяне убивали помещиков и их приказчиков, вешали чиновников уездной администрации, жгли дворянские усадьбы. Только по данным официальной статистики крестьяне расправились с 3 тыс. представителей господствующего класса, большую часть которых составляли дворяне, казненные грозным летом 1774 г.

При приближении армии повстанцев крестьяне расправлялись с местными властями, часть крестьян, как правило, стриглась по-казацки, формировала отряды и уходила к Пугачеву. Во многих уездах образовывались самостоятельные отряды. Восстал г. Инсар и его уезд, Краснослободск и его уезд, города Троицк, Наровчат, Нижний Ломов, Темников, Тамбовский, Новохоперский и Борисоглебский уезды Воронежской губернии и др.

На пути движения армии Пугачева, на правобережье Волги почти нигде не оказано было какого-либо сопротивления. Идя на запад от Казани, Пугачев только под Курмышом имел жестокий бой. Дворяне ожидали похода на Москву. Но, видимо, Пугачев понимал, что численность его огромного войска не заменит военной выучки, а главное, оружия, которого у крестьян не было. Повернув на юг от р. Суры, Пугачев решил идти на Дон, к казакам. Поволжские города сдавались без боя: 23 июля - Алатырь, 27 июля - Саранск, 1 августа - Пенза, 5 августа - Петровск, 6 августа - Саратов, 11 августа - Дмитриевск (Камышин). Движение Пугачева было поистине стремительным. Останавливаясь в городах и селах, он раздавал соль и деньги, освобождал заключенных из тюрем, раздавал конфискованное имущество господ-дворян, устраивал суд и расправу, забирал пушки, порох, включал добровольцев в «казаки» и уходил, оставляя горящие дворянские усадьбы. Движение Пугачева по землям, буквально переполненным толпами крестьян, встречавших его с восторгом, было поистине трагичным. Он спешил, он даже не брал с собой всех добровольцев (только конных!).

А по пятам Пугачева шел И.И. Михельсон с отборным, хорошо вооруженным войском, пытаясь все время догнать его. 21 августа, измотанный и почти без оружия, Пугачев подошел к Царицыну, но не взял его. 24 августа у Черного Яра его настигла армия Михельсона. Последнее в истории Крестьянской войны крупное сражение восставшие проиграли, несмотря на то, что сражались они доблестно. Лишь только убитыми Пугачев потерял 2 тыс. человек, 6 тыс. было взято в плен. Войска больше не было. С отрядом в две сотни казаков Пугачев ушел в Заволжские степи.

Между тем среди казаков зрел заговор, сети которого плели Творогов, Чумаков, Железное, Федульев и Бурнов. На двенадцатый день пути, улучив момент, когда Пугачев поехал из лагеря на бахчу за дынями, за ним увязались заговорщики. Пугачева схватили за руки. Вырвавшись, он ловко вскочил в седло и понесся к камышам, но его поймали и связали. Так закончилась кипучая деятельность предводителя Крестьянской войны.

15 сентября Пугачева доставили в Яицкий городок, а оттуда в специальной железной клетке в Москву.

В канун нового 1775 года, 31 декабря, начался суд, а 9 января Пугачева приговорили к четвертованию; тело его должны были сжечь по частям в разных концах Москвы. 10 января в Москве на Болотной площади состоялась казнь. Пугачев вел себя спокойно и мужественно. Взойдя на эшафот, он поклонился во все стороны - «прости, народ православный!» Палач отрубил ему голову (не желая создавать Пугачеву ореол мученика, Екатерина II отменила четвертование).

Вместе с Пугачевым казнили его соратников Перфильева, Шигаева, Подурова и Торнова. Еще раньше, 30 июня 1774 г., в Оренбурге был казнен Хлопуша (Соколов), 5 сентября в Москве - И.Н. Белобородов, 10 февраля в Уфе - И.Н. Зарубин-Чика. Юный поэт и мужественный полководец Салават Юлаев был бит кнутами по многим башкирским селениям, ему вырвали ноздри и сослали на каторжные работы. Тысячи участников были подвергнуты казням и репрессиям. По Волге вереницами плыли виселицы на плотах.

Крестьянская война 1773-1775 годов началась внезапно, и охватила огромные территории за несколько недель. Во многом успех Пугачева на первых порах связан с эффектом неожиданности, а также с продуманной политикой самозванства. Сама Екатерина II долгое время не воспринимала успехи Емельяна Пугачева как нечто серьезное, и волноваться начала лишь тогда, когда осаде подвергся Оренбург и Челябинск. Какие же успехи и неудачи преследовали Емельяна Пугачева и его ополченцев на первом этапе Крестьянской войны?

Дата события

Место проведения военных действий

Последствия проведенной операции

Август-сентябрь 1773 года

Сбор войск в Яицком городке и издание первых указов

Казаки в Яицком городке довольно быстро перешли на сторону Пугачева из-за регулярных притеснений со стороны правительственных войск и фаворитов Екатерины II. Таким образом, Пугачева получил в свое распоряжение большое войско.

Захват Нижнеозерной и Рассыпной крепостей

Обе крепости были захвачены практически без боя, поскольку местные казаки быстро перешли на сторону Пугачева. Самозванец получил во власть еще несколько сотен бойцов.

Штурм и захват Татищевской крепости

Именно здесь Пугачев впервые столкнулся с сопротивлением. Тысячное войско отказалось сдаваться Пугачева и начало борьбу, но в итоге, самозванец сумел захватить крепость. Все, кто не согласился перейти под его начало были жестоко казнены вместе с членами семьи.

Торжественное восшествие в Сеитову слободу

Местные казаки приняли Пугачева с распростертыми объятиями, и здесь он получил немалое подкрепление.

Торжественное восшествие Пугачева в Сакмарский городок

Здесь Пугачева также приняли как воскресшего законного правителя, и под его знамена перешло еще несколько тысяч воинов.

Захват без боя Бердской слободы

В Бердской слободе тысячи местных жителей приняли Пугачева как законного правителя, что помогло ему усилить личный авторитет и увериться в скорой победе против существующей монархической власти.

Первые два месяца Пугачеву сопутствовала неизменная удача, и уже к началу октября у него было приличное войско. Если прибавить к этому еще и артиллерийское снаряжение из Татищевской крепости, можно представить, какой мощью отличалось войско самозванца.

Осада Оренбурга и последующие события Крестьянской войны

Несмотря на то, что военная мощь восставших крепла день ото дня, а авторитет Пугачева в народе также возрастал, Оренбург был очень укрепленным городом, куда вряд ли можно было проникнуть за день осады. Осада города началась 8 октября и продолжалась полгода, сковав основные силы пугачевской армии.

Несмотря на то, что в числе горожан были те, кто хотел перейти на сторону Пугачева, местные военные начальники, и в частности, майор Наумов, сумели удержать народ от восстания.

Не желая надолго останавливаться у Оренбурга, Пугачев с небольшим войском захватил еще несколько крепостей вдоль реки Самары. В их числе были:

  • Переволоцкая крепость
  • Бузулукская крепость.
  • Сорочинкая и Тоцкая крепости.

7 ноября у небольшой деревни Юзеевой состоялось важное сражение, в результате которого Пугачев и его войско смогли разбить силы императрицы под командованием В.А. Кара. Подобные внушительные победы помогли Пугачеву заработать еще больший авторитет и заполучить новые войска.

К концу 1773 года Пугачев захватил еще несколько важных населенных пунктов и заводов. В числе важных крепостей, захваченных Пугачевым, была и Самара. По подсчетам историков, в концу первого года восстания, войско самозванца составляло от 40 до 60-ти тысяч человек.

25 января был предпринят очередной штурм Уфы, и снова неудачный. Отряд пугачевцев были выбиты, и войску пришлось отступать. На другом фронте Крестьянской войны велись активные бои за Челябинск. Несмотря на то, что в конце января силы Пугачева были меньшими, чем возможности правительственных войск, к середине февраля, город все же, удалось взять.

Победы у Челябинска стали одними из последних перед затяжным кризисом регулярных поражений. К началу 1774 года Пугачеву было уже намного сложнее вести бои, да и правительственные войска заметно увеличились.

Роль первого этапа Крестьянской войны в истории

Первый год Крестьянской войны наглядно показывает, что может сделать уверенный в себе лидер восстания, вооружившись необходимой ему легендой. За несколько месяцев крупнейшие центры России были захвачены, и угроза нависла над такими крупными городами как Оренбург и Уфа.

И если Екатерина II сначала воспринимала Крестьянскую войну, как нечто проходящее, то после захвата Челябинска, правительница направила все силы на борьбу с Пугачевым. Впереди войско самозванца ожидала серия внезапных побед, оглушительных поражений и закат восстания, которой начиналось так быстро, подарив казакам и крепостным надежду на светлое будущее.

Введение……………………………………………………………………… 3

Проблема самозванства на Руси……………………………………………4

Этапы Крестьянской войны 1773-1775 гг. ………………………………..7

Причины поражения восстания……………………………………………16

Приложение………………………………………………………………….. 17

Список литературы…………………………………………………………. 21


Глубокий антагонизм угнетенного населения страны и господствующей вер­хушки проявлялся в разнообразных формах классовых выступлений. Кульминацией народной борьбы стало выступление Пугачева, быстро переросшее в широкую кресть­янскую войну. Основные события ее раз­ворачивались на Южном Урале. Причи­ны этому следует искать в социально-экономической и политической истории края.

Объективно, восстание было направлено против российской государственности. Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим мужицким царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные, лесные, сенные, рыбные угодья. Как говориться «пожаловать крестом и бородой», освобождение от рекрутских наборов и поборов, казнить дворян, помещиков и неправедных судей.

Эта тема достаточно изучена и освещена такими историками как Юрий Александрович Лимонов, Владимир Васильевич Мавродин, Виктор Иванович Буганов.

Тем не менее, тема, которую я выбрала для курсовой работы, не потеряла своей актуальности даже по прошествии 230 лет с начала восстания. Даже сейчас, в наше время, не перестают возникать проблемы связанные с правильностью руководства, осмысленностью действий нашего правительства, что приводит к протестам, митингам, демонстрациям в отстаивание своих прав, свобод и интересов. Наверное, никогда не будет такого правления, которое удовлетворяло бы интересам всех слоев населения. Тем более в России, где налоговое бремя зачастую превышает достаток основной массы населения, живущих за чертой бедности.

Попыткой понять каковы были предпосылки, что подтолкнуло такое большое, разное по своему классовому составу и интересам, территориально разбросанное количество людей станет моя курсовая работа, в которой поэтапно рассмотрев все факты и события можно сделать вывод, что явилось причиной и почему восстание не привело к победе восставших.

Проблема самозванства на Руси

До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-первых, для самозванчества царис­тского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, исто­рия самозванчества в России тесно связана с династи­ческими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась динас­тия Рюриковичей и на престоле оказались «бо­ярские цари» - Борис Годунов и Василий Шуйс­кий. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддерж­ку. И позднее нарушения традиционного поряд­ка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение жен­щин) обогащали историю самозванчества новы­ми именами и событиями. В-третьих, история са­мозванчества представляет собой цепь конкретных вопло­щений народных утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях». Первая из них возникла, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедли­вым» и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Ге­роем легенды стал разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном Василия III от пер­вой жены - Соломонии Сабуровой.

В литературе устоялось мнение, будто народ поддер­живал самозванцев главным образом потому, что те обе­щали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом до­пускается возможность того, что трудящиеся (по крайней мере, их часть) могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взой­дет с ее помощью на престол, - главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал ин­тересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников. Чем объяснить такую вот избирательную «глухоту»?

Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени соответствовали на­родным ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали.

«Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

«Законность» правителя определялась Богоизбран­ностью - обладанием харизмой (личной благодатью), ко­торая доказывалась наличием «царских знаков» на теле. Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба) многочисленные самозванцы в XVII-XVIII веках доказывали свое право на престол и обеспечивали себе поддержку в народе.

Емельян Пугачев в августе 1773 года обратился за поддержкой к яицким казакам. Когда те узнали, что перед ними «император Петр III», то потребовали доказательств (излишних, если бы им был нужен просто человек; играющий роль императора). Ис­точник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька... разодрав у рубаш­ки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што я госу­дарь, так смотрите - вот вам царский знак». И показал сперва под грудями... от бывших после болезни ран зна­ки, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те зна­ки, сказали: «Ну теперь верим и за государя тебя призна­ем».

Помимо «царских знаков» имелись и другие отличи­тельные признаки «законного» претендента на престол - поддержка самозванца «всем миром», а также удачли­вость претендента, свидетельствующая о его Богоиз­бранности.

Крепость Оса сдалась Пугачеву без боя после того, как старик - отставной гвардеец, знавший когда-то настоя­щего Петра III, «опознал» его в Пугачеве и сообщил обо всем гарнизону. Пугачевского полковника И. Н. Белобородова убедили в подлинности «царя» гвардейский унтер-офицер М. Т. Голев и солдат Тюмин.

В 1772 году волжские казаки, поддавшись на уговоры самозванца Богомолова, тоже называвшего себя «Пет­ром III», арестовали офицеров. Но бунт умер, не успев ро­диться. Сын казацкого старшины Савельев бросился на Богомолова и начал его бить, называя самозванцем. Ка­заки оробели и позволили арестовать лжеимператора.

В народном представлении «законный» претендент на престол должен быть всегда удачлив. Донские казаки, рассуждая об успехах Пугачева, го­ворили, «что если б это был Пугач, то он не мог бы так долго противиться войскам царским». Аналогично рас­суждали жители Сибири, для которых истинность Пуга­чева - «Петра III» доказывалась, помимо прочего, тем, что «его команды рассыпались уже везде», покорив многие города.

Наконец, в народном сознании хранился определен­ный план действий, который предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной борьбе с «изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке- сна­чала на Москву, а затем на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь «законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью вер­нуть себе власть.

Исходя из этого, ясен перелом, ко­торый произошел в сознании Пугачева летом 1773 года после встречи с яицкими казаками. До этого времени он хотел лишь увести казаков за пределы Российского госу­дарства, на «вольные земли». На мой взгляд, Пугачев был просто вынужден принять новый план действий. Так, после поражения под Казанью (июль 1774 года) яицкие казаки обращались к Пугачеву, решившему идти по Волге к Дону, с такими словами:

«Ваше величество! Помилуйте, долго ли нам так стран­ствовать и проливать человеческую кровь? Время вам итти в Москву и принять престол!»

Теперь поговорим о таком признаке «праведного» царя, как «благочестивость», которая заключалась прежде всего в строгом соответствии образа жизни предписани­ям «царского чина». Истинный государь должен был вы­полнять все установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и традиции двора.

Для признания в народе какого-либо претендента на царский трон в качестве «благочестивого», а значит, «ис­тинного» государя требовалось, ко всему прочему, что­бы он жаловал и одаривал своих сторонников, чтобы его сопровождала свита из знати (настоящей или созданной самим самозванцем). Например, «царевич Петр», один из предводителей крестьянской войны начала XVII века, по происхождению казак, создал при себе «думу» из бояр и дворян и «неизменно ставил во главе армии или отдель­ных отрядов титулованных лиц». Пугачева также сопро­вождала свита из «генералов» и «графов».

Кроме того, самозванец, чтобы не порождать криво­толков, должен был избегать панибратства с простыми людьми, соблюдать определенную дистанцию в отноше­ниях с ними. Ввиду этого женитьба Пугачева - «Петра III» на простой казачке вызвала сомнения в том, что он импе­ратор, даже у его жены.

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Чем же были возмущены участники восстания?

Причины восстания Емельяна Пугачева

Недовольство народа – главная причина восстания. И каждая часть социальная группа, участвовавшая в крестьянской войне, имела свои основания для недовольства.

1. Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

2. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.

3. Казакам же не нравилось, что ущемляют их свободу. Их права все больше ограничивались: к примеру, они уже не могли как раньше выбирать и смещать атамана. За них теперь это делала Военная коллегия. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности. Казакам не давали добывать самим соль, этим тоже были не довольны казаки. Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им верхушкой. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти неподтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания Пугачева, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только он смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Участники восстания Емельяна Пугачева

Пройдясь еще раз глазами по причинам восстания Пугачева, вы сами можете назвать участников. Но, все же, давайте упомянем их еще раз.

По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов

По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты

Годы восстания Пугачева: 1773-1775

Этапы восстания Пугачева

Пугачев сбежал из тюрьмы (его посадили за многочисленные челобитные) и направился на Яик, где представился казакам Петром III. Яицкие казаки были первыми, кто присоединились к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Здесь восставшие «застряли» надолго. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.

На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Так, например, в лагере восставших была создана Военная коллегия. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.
II этап (апрель 1774 – середина июля 1774) Бегство Пугачева, возвращение и неудачи восстания

Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. Но самой большой проблемой для Пугачева было царское войско. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.

Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги.

III этап (июль 1774 – начало сентября 1775) Поражение восстания

Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взять (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза.

Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита войском Михельсона. Пугачев бежал с небольшим отрядом.
IV этап (сентябрь – январь 1775) Расправа над малыми вспышками восстания и казнь Пугачева

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Пугачева доставили в Москву, где 10 января на Болотной площади он был казнен вместе с другими крупными участниками восстания. Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)

Итоги восстания Емельяна Пугачева

Пугачев был повешен. Река Яик переименована в Урал, а казачьи войска потеряли автономию. Это восстание дало урок правительству (Екатерина усовершенствовала систему управлению). Также крестьянская война оказала влияние на развитие культуры и общественной мысли.