Болезни Военный билет Призыв

Схема взаимодействия общества и природы. Взаимодействие общества и природы, его формы. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

☺ устойчивый экономический рост.

☺ стабилизация цен

☺ мах занятости

☺ соблюдение внешнеэкономического равновесия

☺ охрана окружающей среды

☺ обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Функции государства в смешанной экономике:

  1. 36. Формирование смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики.
  2. 2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики
  3. 6. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.
  4. 44. Экономические функции государства. Формы, методы, цели и инструменты государственного регулирования экономики.

Замечание 1

Выделяют следующие основные функции государства в современной смешанной экономике.

  1. Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность;
  2. Повышение эффективности экономической системы;
  3. Управление внешними явлениями и общественными товарами;
  4. Представление правильной информации;
  5. Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации;
  6. Гранты, субсидии и социальные выплаты;
  7. Макроэкономическая стабилизация;
  8. Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики;
  9. Государственное вмешательство в механизм цен;
  10. Представление страны на международном уровне.

Рассмотрим особенности каждого из них.

Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность

Чтобы рынок мог работать качественно, государство должно создать рамки законов и обеспечить их исполнение, Например, оно обеспечивает существование и защиту прав частной собственности, устанавливает каналы для разрешения разногласий. Государство предоставляет экономические свободы и равные возможности для экономических операторов. Эти лица должны быть признаваемы исключительными собственниками конкретных благ или обладать привилегией вести себя определенным образом по отношению к ним. Это, в свою очередь, потребует от правительства выполнения определенных вспомогательных действий. Суды и полицейские силы надобны для обеспечения выполнения контрактов, ненасильственного поведения, свободы от воровства и внешней агрессии и отстаивания прав собственности.

Повышение эффективности экономической системы

Важной функцией правительства является помощь в социально желательном распределении ограниченных ресурсов. Правительственное вмешательство необходимо прежде всего для обеспечения оптимальной коррекции каждого отказа рынка. А нарушения рынка связаны с деградацией совершенной конкуренции или затруднении его применения к общественным благам. Это и ситуации, когда рынок не может эффективно распределять ресурсы (дороги, медицинское обслуживание, охрана полиции, уличное регулирование и освещение, канализация).

Управление внешними явлениями и общественными товарами

Государство вмешивается, когда возникают рыночные неудачи, которые препятствуют эффективному результату. Нерегулируемый рынок может производить слишком много загрязнения воздуха, воды и земли, а также выбросы парниковых газов, предоставляя слишком мало ресурсов для инвестиций в общественное здравоохранение или знания. Оно контролирует справедливость адресации внешних издержек. Внешние издержки - это стоимость, убыток или выгода, наложенная транзакцией на кого-то, кто не являлся стороной сделки. Контроль внешних факторов является одной из важных функций правительства.

Общественные товары (удовлетворяющие коллективные потребности) , по необходимости, должны предоставляться правительством. В противном случае возникнет проблема свободного райдера, то есть большинство людей будут потреблять такие товары без каких-либо платежей с полной неясностью относительно источника их восстановления или поддержания.

Представление правильной информации

Знания и информация теперь рассматриваются как отдельный фактор производства, новая форма капитала, особенно после недавней информационной революции во всем мире. И когда в условиях неопределенности потребителям необходимо собрать соответствующую информацию, чтобы иметь возможность принять правильное решение, правительство должно содействовать этому.

Именно поэтому предприятия по переработке пищевых продуктов по закону обязаны предоставлять информацию о ингредиентах пищевых продуктов и об энергоэффективности бытовых приборов, таких как водяные охладители и стиральные машины. Аналогичным образом, фирмы, производящие жизненно важные лекарства и фармацевтические препараты, должны предоставлять правительству достаточную информацию о безопасности и полезности новых лекарств, прежде чем они могут быть коммерчески введены.

Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации

Держава производит перераспределение доходов аккумулированных с помощью налогов и передаваемых через различные виды денежной поддержки, например пособия по безработице или инвалидности. Ведь даже когда невидимая рука работает плавно и эффективно, свободная игра рыночных сил создает еще эту проблему - проблема неравенства доходов.

Замечание 2

Фактически, рыночная система представляет собой систему вознаграждений и штрафов. Он вознаграждает эффективных, то есть тех, кто может правильно читать рыночные сигналы и производить товары, которые большинство людей хочет купить по равновесной цене. В то же время он наказывает неэффективных, то есть тех, кто неправильно считывает сигналы и производит товары, которые большинство людей не хочет покупать.

Это неравенство в распределении доходов является фактом жизни. К этому мы должны добавить неравенство в распределение собственности, богатство, которое возникает по разным причинам: законы наследования (собственности), удачи, талантов и усилий. И одним из важных экономических функций современного правительства является перераспределение доходов (и богатства) от богатых до бедных.

Гранты, субсидии и социальные выплаты

Правительства также присуждают гранты, которые предоставляют фирмам исключительные права на национальный ресурс или на производство товара или услуги. Правительства также часто решают поддержать некоторые фирмы и целые отрасли по сравнению с другими. Эта поддержка часто предоставляется в виде субсидии. Субсидии правительств охватывают широкий спектр фирм и отраслей: музеи, общественное телевидение и радиостанции, услуги автобусных и пассажирских поездов, общественные парки, автомагистрали и мосты, а также университеты.

Макроэкономическая стабилизация

Правительство несет ответственность за предотвращение экономических колебаний путем разумного и надлежащего использования денежных и фискальных мер, а также жесткого регулирования финансовой системы. Оно обязано сгладить взлеты и падения бизнес-цикла, чтобы избежать либо крупномасштабной безработицы в нижней части цикла, либо ускорения инфляции цен в верхней части цикла и должно беспокоиться о содействии долгосрочному росту экономики

Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики

Государство само по себе или путем найма частных компаний обеспечивает доставку общественных благ и услуг, таких как образование, национальная оборона или внутренняя безопасность. Также обеспечивает адресно предоставление некоторых товаров и услуг, необходимых для людей, но не выгодных для компаний.

Государственное вмешательство в механизм цен

Это имеет важное значение, поскольку контроль над ценами и контроль ценами включают в себя ценовой диапазон (этаж, от минимальной до максимальной цены) или ценовой потолок (если установлен только её максимум и ценовой механизм, связанный с спросом и предложением Механизм цен разрешен к работе, но в некоторых случаях механизм цены не работает или действует против общественных интересов и, значит, требует упорядочивания.

Представительство страны на международном уровне

В последние годы международная торговля и инвестиции стали гораздо более объёмными и правительство играет важную роль, представляя интересы нации на международном уровне, заключая выгодные соглашения с другими странами по широкому кругу вопросов.

Экономические функции государства в смешанной экономике.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широ­ких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функ­ций.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облег­чать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида де­ятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функ­ционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач прави­тельство усиливает и модифицирует функциониро­вание рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального проду­кта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых коле­баниями экономической конъюнктуры, а также сти­мулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций государства обычно служит базой для анализа его экономичес­кой роли, мы в дальнейшем увидим, что большинст­во правительственных форм деятельности и полити­ческих мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ре­сурсов, поскольку бедные покупают товары и услу­ги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями обще­ства. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляцион­ного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из пере­численных функций правительства и затем подверг­нем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распреде­лении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, явля­ющихся предпосылкой эффективного функциониро­вания рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, опреде­ление прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавли­вает также законные "правила игры", регулиру­ющие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. На основе законо­дательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономичес­ких связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для на­ложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания об­щественного порядка, введение стандартов измере­ния веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гаранти­рование качества продуктов, определение прав соб­ственности и ответственность за соблюдение усло­вий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рын­ки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые счита­ют, что правительство чрезмерно регулирует вза­имоотношения предприятий, потребителей и рабо­чих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции

Конкуренция служит основным регулирующим ме­ханизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и постав­щиков ресурсов диктату покупателя или суверените­ту потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желани­ям покупателей, которые рыночная система регист­рирует и доводит до сведения продавцов. Конкури­рующих производителей, подчиняющихся воле ры­ночной системы, ждут прибыль и упрочение их по­зиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоя­нии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, про­давцы могут воздействовать на рынок или манипу­лировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополи­сты могут искусственно ограничивать объем проду­кции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие кон­курентные, прямо противоречат интересам потреби­телей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заме­няет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы рас­пределяются таким образом, что это отвечает ин­тересам монополистических продавцов, добиваю­щихся высоких прибылей, и не целям удовлетворе­ния потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределе­ние экономических ресурсов.

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

Основные функции государства в смешанной экономике

Идеи смешанной экономики, которые появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, повсеместно использовались во многих странах, отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни государства и особенно усилились после Второй мировой войны.

Понятие «смешанная экономика» имеет множество трактовок.

Первое понятие делает ударение на предпринимательстве и государственном секторе экономики, на многообразии её форм собственности.

Второе понятие определяется как проблема сочетания рынка, рыночного механизма и государственного вмешательства экономики.

Третье понятие определяется совокупностью частного капитала и государственных социальных гарантий.

Четвёртое понятие определяется как соотношение экономических и социальных структур в современном обществе.

Все эти понятия смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу, они только отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Характер смешанной экономики проявляется не столько в разнообразии структурных элементов, но и в образовании определённых форм их сочетания в экономике.

Сегодня смешанная экономика определяется как целостная система, которая выступает в виде обычной формы современного развитого общества.

Элементы, из которых она состоит, строятся на производительных силах и аспектах социально-экономического развития, которые требуют дополнить рынок государственным вмешательством, а предпринимательство дополнить социальными гарантиями.

В разных странах складывались разные модели смешанной экономики, отличающихся друг от друга своими национальными коэффициентами смешениями разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальных гарантий. Это определение зависит от многих факторов:

Уровня и характера материально-технической базы,

Исторических и геополитических условий формирования общества,

Национальных, исторических и социально-культурных особенностей страны,

Влияния тех или иных социально-политических сил.

Существует несколько моделей смешанной экономики. Рассмотрим наиболее яркие примеры моделей смешанной экономики.

1. американская модель -- либеральная рыночная модель, в которой основную роль играют частная собственность, рыночный механизм, мотивации, высокий уровень социальных гарантий.

2. германская модель -- модель социального рыночного хозяйства, где усиление конкуренции соединяется с созданием социальной политики. В этой модели государство не устанавливает экономические цели, а только создаёт стабильные правовые и социальные условия для реализации экономических целей и задач.

Государство в германской модели экономики рассматривается как источник и защитник правовых норм, способных эффективно регулировать рыночные отношения.

Коротко перечислим следующие черты, характеризующие германскую модель смешанной экономики:

Индивидуальная свобода как принцип работоспособности рынка и децентрализованного принятия решений;

Социальное равенство, как рыночное распределение доходов, определяемое объемом вложенного капитала, в сочетании с сильной социальной политикой;

Мотивация капиталовложений в экономику страны;

Реализация структурной политики;

Поддержка честной конкуренции.

Все эти особенности германской модели смешанной экономики вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики.

3. Японская модель смешанной экономики определяется как сочетание, корпоративного капитала с активным государственным регулированием в экономическом развитии и реализации социальных программам;

4. шведская модель - это модель социально-демократической экономики, где государство берёт на себя роль верховной социально-экономической силы. Демократически избранная государственная власть получает все полномочия по регулированию социально-экономической жизни.

В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих формах:

Смешанная экономика слаборазвитых стран, в которых смешение вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

Смешанная экономика развитых стран.

Отсюда можно сделать вывод что, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе смешанной экономики.

Расширение функций государства при сохранении рыночной свободы обеспечивается увеличившейся сложностью социально-экономического процесса. Многие основные проблемы сегодняшнего общества не могут эффективно решаться при помощи только рынка. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие оказывают социальные институты такие как, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.

Вмешательство государства в рыночную экономику всегда различалось на разных этапах ее становления и развития. В период формирования и становления рынка в XVII-XVIII веках основное в то время экономическое учение, меркантилизм, основывалось на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования экономики для лучшего развития производства и сбыта выпускаемой продукции.

С развитием рыночных отношений, усилившийся класс предпринимателей, стал считать государственное регулирование как помеху в своей деятельности. Стали появляться идеи экономического либерализма, которые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов».

По мнению Адама Смита, рыночная система может самостоятельно регулироваться в целях личного интереса в стремлении к прибыли. Личный интерес здесь выступает как главная мотивация экономического развития.

Одна из множества идей учения Адама Смита гласит о том, что экономика будет действовать намного эффективнее, если исключить её регулирование государством. Мнение Адама Смита заключалось в том, что, поскольку главным регулятором является рынок, соответственно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Однако последователи А. Смита исходят из тезиса о необходимости выполнения государством определённых функций, понимая, что есть сферы, с которыми рыночный механизм просто справится. Это касается производства товаров и услуг, потребляющихся обществом. Разумеется, что государство должно взять на себя заботу о производстве продукции и организовать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, не решаемых рыночными отношениями, относятся внешние эффекты, регулирующие прямой контроль и регулирование государства.

Экономическая практика подтвердила существование ситуации, когда рынок не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Главной причиной этого можно назвать расположение рынка к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали необходимыми выработка и применение государством антимонопольного законодательства.

Кроме того, рыночное распределение благ неизбежно приводит к неравенству доходов и социальной незащищённости. Это неравенство является причиной возникновения серьёзных социальных конфликтов.

Важный этап в понимании роли государства в условиях рыночной экономики был связан с выдающимся английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Его идеи доказали невозможность саморегулирования экономического процесса, необходимость государственного регулирования как средства, способного привести в равновесие совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса и способствовать ее стабилизации.

В практике экономическую политику проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века показало, что появилась необходимость расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. Целью государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий свободной деятельности: конкуренция должна поддерживаться везде, где возможно, а регулирующее вмешательство государства - присутствовать везде, где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и в каждой модели они различны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких глобальных масштабах, что в реальности просто невозможно описать весь перечень его экономических функций.

Некоторые экономические задачи государства поддерживают и облегчают деятельность рыночных отношений. В этом направлении необходимо отметить следующие два основных вида деятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественного порядка, способствующих эффективной работоспособности рыночного механизма;

2. Поддержка конкуренции.

Путем выполнения этих задач правительство усиливает и модернизирует работоспособность рыночного механизма. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства:

3. Распределение и перераспределение материальных благ;

4. Контроль за распределением ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

5. Контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на то, что этот перечень функций государства является основой для анализа его экономической роли, очевидно, что большинство государственных форм деятельности и политических мер влияют на все экономические процессы. Программа перераспределения дохода в пользу малоимущих граждан влияет на распределение ресурсов. Снижение государственных военных расходов для ослабления инфляции также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Государство ставит перед собой задачу обеспечения правовой базы и некоторых услуг, которые являются предпосылкой эффективной деятельности рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как:

Предоставление законного статуса частным предприятиям;

Определение прав частной собственности;

Гарантирование соблюдения контрактов.

Государство также устанавливает узаконенные правила игры, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

На законных основаниях государство выполняет функции арбитра в области экономических связей, выявляет случаи нечестной практики и применяет власть для наложения определённых наказаний в виде штрафов и предписаний.

Основные услуги, которые обеспечивает правительство, включают применение правоохранительных структур для поддержания общественного порядка, введение стандартов и нормативов измерения веса и качества продуктов, создание денежно-кредитных отношений, улучшающих обмен товаров и услуг.

Считается, что такая деятельность государства улучшает распределение экономических благ. Мерами, обуславливающими увеличение объема торговли считаются:

Обеспечение рынка средствами обращения,

Гарантирование качества продуктов,

Определение прав собственности

Ответственность за соблюдение условий контрактов.

Эти меры расширяют рынок и позволяют реализовывать более глубокую специализацию в использовании материальных и человеческих ресурсов.

Но есть люди, которые считают, что государственное вмешательство во взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих чрезмерно, и тем самым подавляется экономическая мотивация и подрывается эффективность производства.

Конкуренция является основным регулятором в рыночной экономике. Она диктует производителям продукции и поставщикам ресурсов потребности покупателя. Именно конкуренция через спрос и предложение определяет рыночные цены. Это означает то, что производители и поставщики могут приспосабливаться к желаниям потребителей.

Рост монополии значительно изменяет эту ситуацию. Что же такое монополия? В глобальном смысле это ситуация, при сокращающая число продавцов до такого количества, что каждый продавец самостоятельно может оказать влияние на общий объем предложения, как следствие, на цену товара.

Чем примечательна такая ситуация? Она заключается в том, что, когда конкуренция заменяется монополией, продавцы могут манипулировать ценами на рынке к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.

Этим самым монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и получать за нее более высокие цены, и, как следствие, устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, которые превышают конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.

Когда приоритет производителя заменяется приоритетом потребителя, конкуренция заменяется монополией. В итоге ресурсы распределяются так, чтобы это отвечало интересам монополистов, а не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Из чего следует, что монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

Рыночные отношения представляют собой обезличенный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать ещё большее неравенство. Рыночные отношения приносят большие доходы тем, чей труд считается высокооплачиваемым благодаря природным способностям и приобретённым знаниям и профессии, а также тем, кто обладает капиталом и земельными участками. Но в государстве есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, знаниями. Также есть категория социально незащищённых граждан, таких как престарелые, инвалиды, безработные, дети, которые не в состоянии самостоятельно заработать. И для того, чтобы обеспечить эти категории средствами к существованию, необходимо вмешательство государства.

Экономистам известны две тенденции резкого нарушения функционирования рынка:

1. Производство не того количества определенных товаров и услуг,

2. Неспособность выделить какие-либо ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан.

Первая тенденция связана с переливами ресурсов, а вторая -- с государственными, социальными благами.

Когда производство или потребление товара порождает необратимые потери, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды.

Перелив может принести и выгоду. Производство или потребление определенного ряда товаров и услуг может также предопределить не требующие покрытия выгоды перелива, третьим сторонам или обществу в целом.

Существенное значение имеет тот факт, что политическая активность населения, находится в прямом соответствии с уровнем образования.

Существуют определенные виды товаров и услуг, называемых государственными благами, которые рыночная система не собирается производить, поскольку их свойства совершенно противоположны свойствам товаров индивидуального потребления.

Общественные блага такие крупные, что не могут быть реализованы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают.

Получение выгоды от товаров индивидуального потребления базируются на их покупке, выгоды же от общественных благ достаются обществу в результате их производства.

Неприменимость к ним принципа исключения резко отличает общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип исключения можно применить. Например, на такие блага и услуги, как строительство и поддержание в нормальном состоянии дорог, правоохранительные органы, объекты социально-культурного назначения, профилактическое медицинское обслуживание, вполне можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночных отношений.

Но как отмечалось выше, все услуги, влекущие за собой значительные выгоды перелива, предполагают, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. И поэтому правительство берет на себя обязательство по организации их производства и финансирования, чтобы не допустить возникновения дефицита ресурсов в эту экономическую сферу.

Подобные товары и услуги иногда называют общественными благами, из-за которых не прекращаются споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства.

В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на общественные выделяет их недостаточно, как же должен действовать механизм, обеспечивающий их производство?

Общественные блага, в отличие от товаров индивидуального потребления, приобретаются посредством государственных действий, основывающихся на коллективных решениях. И, если быть более точным, виды и объемы производства разнообразных общественных благ определяются в демократическом государстве путем голосования. Объем потребления общественных благ определяется как вопрос государственной политики. Эти коллективные решения, принимаемые на политическом уровне, дополняют решения домохозяйств и предприятий.

смешанный экономика рынок капитал

Список литературы

1. Кемпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. - М., 2006.

2. Рыночная экономика: Словарь-справочник. - Красноярск, 2006.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 2006

4. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., 2007 .

5. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2008 .

6. Экономика /под ред. А.С. Булатова, М., 2007

7. Н.В Нордхаус. «Экономика», Москва, 2006.

8. К.Р. Макконнелл, Л. Брю. «Экономикс», М., 2008.