Болезни Военный билет Призыв

Своеобразие пушкинской эпохи презентация. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А.С.Пушкина. Невозможно повторить Пушкина. Н.В.Гоголь. Анализ стихотворения «Пророк»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом Подготовила: Кокшарова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы с. Усть-Кулом 2015 Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина в 10в классе (1, 2, 3 урок)

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Основные темы и мотивы лирики Александра Сергеевича Пушкина

«...Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь» П. Антокольский

Чем актуальна лирика А.С.Пушкина в наши дни?

Цель: - раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта. - Выявить своеобразие основных тем лирики А.С.Пушкина

Задачи: изучить стихотворения А.С.Пушкина; проанализировать произведения по основным темам лирики А.С.Пушкина и выявить их актуальность; сделать вывод по проблеме.

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гете, а у нас в России - Пушкин.

Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», - утверждал Н.В. Гоголь.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года»- Людьми овладело глубокое отчаяние и всеоб­щее уныние».

Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути. Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и по­давления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпио­нами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томи- лись в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен.

Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности.

Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам? Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? - Какие главные темы пушкинской лирики? - Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?

Лирика Философская Свободолюбивая Любовная Тема поэта и поэзии О природе

Поэзия свободы и дружбы «К Чаадаеву» К морю «19 октября» «Во глубине сибирских руд...» «Анчар»

К Чаадаеву. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье Мы ждем с томленьемупованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Петр Яковлевич Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование, Чаадаев шестнадцати лет вступил в гвардейский Семеновский полк... Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству. Поучения друга не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах...» Ю.М.Лотман

Вопросы для анализа 1) Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения? 2) Раскройте смысл эпитетов: «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья». 3) Как меняется интонация стихотворения? 4) Какие непреходящие нравственные ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

Философские мотивы в лирике Пушкина Поиск опоры "самостоянья человека", идея домостроительства - важнейшие составляющие пушкинской философской лирики. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой - центральные вопросы всей русской литературы. Их называют "вечными вопросами", потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа - в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания. Философские мотивы

«Дар напрасный, дар случайный…» Что такое философская лирика? Как называет лирический герой жизнь? «Напрасным» и «случайным» даром называет лирический герой жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Почему власть Дарителя названа враждебной? Потому что жизнь осуждена на казнь.

«Дар напрасный, дар случайный…» Какие эпитеты характеризуют сердце и ум? Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. - К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». - Какого восприятие жизни в этом стихотворении? Жизнь бесцельна и тосклива.

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум - И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!

Пушкин не может остаться неблагодарным. И 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором творчество А. С. Пушкина уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести.

В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.

Напрасно я бегу к сионским высотам... Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам... Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? - Что значит выражение «сионские высоты»? Путь к Сиону - путь к Богу, к Божественной гармонии. - Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь. - Почему это невозможно? Потому что человек - грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам» - Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и предначертанности смерти. Здесь жизнь представляется переходом к чему-то вечному, абсолютному и неизбежному. - Как звучит первая строфа? Кажется, что первая строфа звучит заунывно. Такая «заунывность» помогает погрузится в атмосферу безысходности, неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены лишь к одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Мысль о смерти нагнетается в стихотворении постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется все большая неизбежность кончины. В стихотворении поэт передает движение. Это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть. Именно благодаря наличию движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе Свободолюбивая лирика

Арион. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я - беспечной веры полн, - Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! - Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Арион. Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный» , а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Арион. - Что занимает в стихотворении центральное место? Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

Лирика любовного чувства «Я помню чудное мгновенье...» «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» «Я вас любил...» Мадонна

Гений чистой красоты И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может … Любовная лирика

Сожженное письмо. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... Данное стихотворение было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское и посвящено Воронцовой. Вечная тема любви разработана Пушкиным Очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Стихи о поэзии Пророк «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэт

он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе - единственное, к чему может и должно апеллировать искусство Тема поэта и поэзии

Поэт. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема природы

Зимнее утро. … Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый». Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой, и чёрный, и зелёный. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Человек эпохи Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.

Вывод Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ни странно, находит отклик в наших душах! Мы тоже можем так чувствовать и любить, вот только выразить ТАК не можем. Он писал о вечных, изначальных чертах человека и общества. Антураж с веками меняется, а сущность человеческой жизни остается, поэтому творчество Пушкина будет современным и актуальным всегда.

Домашнее задание: Письменно сопоставьте основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением. Напишите мини-сочинение на тему: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»


Слайд 2

Друзья мои, прекрасен наш союз!

наставники Родители: Сергей Львович Надежда Осиповна Няня – АринаРодионовна Дядька – НикитаКозлов Друг семьи – поэт В.А.Жуковский друзья Иван Пущин Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер Пётр Чаадаев Павел Нащокин Александр Толстой Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья Святому братству верен я. А.С.Пушкин «Разлука» (1817)

Слайд 3

«Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни»

Творчество Пушкина - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

Слайд 4

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода

Детство поэта 1799-1811 Лицейские годы 1811-1817 Жизнь в Петербурге 1817-1820 Южная ссылка 1820-1824 Михайловское 1824-1826 Возвращение из ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы, дуэль 1834-1837

Слайд 5

Детство поэта (1799-1811)

  • Слайд 6

    Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек» , острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать Пушкина была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность.

    Слайд 7

    Арина Родионовна. Няня поэта. Именно она была той женщиной, которая дала Александру так недостававшие ему материнскуюлюбовь и ласку. Это она познакомила его с прекрасным миром поэтического народного вымысла. «…Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила.» « Наперсница волшебной старины…» (1822)

    Слайд 8

    Лицейские годы (1813 – май 1817)

    Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина - "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П. Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем "будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин". Пушкин - гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

    Слайд 9

    Петербургский период (июнь 1817 - начало май 1820).

    Слайд 10

    Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824).

    После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

    Слайд 11

    Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было - ссылка легко могла стать бессрочной. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в "южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге"). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погасло дневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин". В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

    Слайд 12

    Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826).

    В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно Фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудное мгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", "Признание Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.

    Слайд 13

    Творчество конца 20-ых годов, (сентябрь 1826 - начало сентября 1830).

    Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвратен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд..."). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава"). "Полтава" (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

    Слайд 14

    Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров-отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы". В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки - на Кавказ. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

    Слайд 15

    Болдинская осень (1830).

    Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре - октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября - начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" - цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная" Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.". Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.

    Слайд 16

    Творчество 1830-х гг. (1831-1836).

    Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг.. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

  • Слайд 17

    В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень" Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...» Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836). В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

    Посмотреть все слайды
  • Начало 19 века принесло с собою поистине революционную ломку всех прежних представлений о ходе развития человеческого общества. Именно тогда и стал складываться взгляд на общество как на организм непрерывно изменяющийся, развивающийся, прогрессирующий по определенным общим законам, то есть взгляд исторический. Сам 19 век получает общественное название «исторического» в отличие от «просветительского» 18 века.

    Иван Киреевский, близкий знакомый Пушкина, призывал в 1830 году к уважению действительности, которое составляет «средоточие той степени умственного развития, на которой теперь остановилось просвещение Европы и которая обнаруживается историческим направлением всех отраслей человеческого бытия и духа».

    Ту же мысль еще более определенно высказал Белинский: «Век наш - по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все формы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания; без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии». Белинский В. Статьи о классиках. М.,1973. . - 213 с

    События, происходящие в настоящем, обусловлены прошлым течением исторических процессов, и поэтому в истории народа кроется объяснение настоящего и указание на направление движения в будущем. Вместе с тем каждый наступающий период представляет собой нечто новое, по сравнению с предшествующим, новую и, как правило, более высокую ступень общественного прогресса. Такой взгляд, теперь для нас само собой разумеющийся, был тогда откровением. Он резко отличался от просветительного мировоззрения 18 века, которому ход развития общества не представлялся еще единой цепью социального прогресса, где исторические события вытекают одно из другого - просто друг с другом соседствуют, а то и возвращаются «на круги своя». Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 117 с

    Исторический взгляд на вещи был естественным следствием целой эпохи социальных потрясений, которую переживала Франция, а с нею и вся Европа, начиная с 1789 года. Эти потрясения со всей очевидностью показали, что история - это не пестрая чехарда событий, в которую играют полководцы и императоры, что она определяется не их капризами, не их счастливой или несчастливой «звездой», не личными свойствами ума и характера, как казалось ранее. Становилось все яснее, что не они творят историю, не они, в конце концов, направляют судьбы народов, государств, течение воин, а скорее напротив - ход исторического развития распоряжается судьбами великих личностей, избирает их своим орудием, возносит на вершины славы и величия, когда их деятельность и личные качества соответствуют потребностям исторического момента, и низвергает в бездны забвения тогда, когда они пытаются идти против веления времени.

    Временной отрезок с 1811 по 1817 год -- период пребывания Пушкина в Лицее -- совершенно исключительный для России по событиям и сотрясениям, по резким и неожиданным шпиц (нем.) -- здесь: острота, колкость.-- Г. В. поворотам и переменам в судьбах страны и в общественном сознании.

    Точные и емкие слова находит для характеристики первых месяцев лицейской жизни Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

    К 1811 году почти вся Европа лежала у ног Наполеона. За два с небольшим десятилетия старушка Европа пережила перемен и событий больше, чем за два столетия до этого. Россия пережила нашествие наполеона. 34

    Пушкин (если судить по десятой, дошедшей до нас в отрывках главе «Онегина») был осведомлен о ходе развития декабристского движения, о помыслах и речах чуть ли не каждого из главных заговорщиков.

    Как уже говорилось, Пушкин не был членом декабристских кружков, но он знал лично чуть ли не всех: Рылеева, Пестеля, Михаила Орлова, Лунина, Николая Тургенева, Сергея Трубецкого.

    В политических беседах с ними созревали его собственные взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Пути политического переустройства России Пушкин пытался найти в истории страны.

    Именно насущный политический интерес, больные проблемы России «теперешней» побудили Пушкина глубоко заняться историей своей страны. Происходящие на глазах поэта события осмысливались им как нечто, придающее новый смысл цепи событий уже прошедших, а само строение этой цепи позволяло угадывать их дальнейший ход.

    Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 119 с

    Знаменательно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания: «Бориса Годунова» он заканчивает 7 ноября 1825 года. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец Александрова царствования, описывая конец царствования Бориса Годунова. Он настолько уверен в этом, что решается на прямое пророчество, определяя срок своего возвращения из ссылки при новом правлении. 19 октября 1825 года, когда рукопись «Бориса Годунова» лежала перед ним почти в готовом виде, он пишет лицейским друзьям:

    Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюсь к вам!

    Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 120 с

    Из этих утверждений можно считать, что в отличие от 18 века - века просвещения, 19 век - век исторический, а так как Пушкин жил в исторический век, то он не мог уйти от повседневной жизни, а, следовательно, в своих произведениях он делал исторические вставки, а иногда и все произведение посвящались какому-либо историческому лицу или событию, например Пугачеву, Петру 1 и другим лицам посвятил великий поэт-историк свои литературно-исторические произведения.

    Для европейского «молодого человека», родившегося на грани 18-19 вв. «если он по социальным и культурным условиям своей молодости был связан с теми общественными группами, которые в или иной мере «делали историю», решающим мировоззрение определяющим моментом, было отношение к кругу идей и фактов, подготовивших Великую французскую революцию и ею порожденных. Отдельные европейские страны были вовлечены в революцию в большей или меньшей мере, «молодые люди» одной страны и, прежде всего, самой Франции пережили на собственном опыте постепенный спад революции. Молодое поколение других стран переживало только «отражения», прямые или косвенные, великого социального сдвига, эпицентром которого была Франция. Даже Россия, лежащая на дальнем востоке Европы, была вовлечена в борьбу народов Европы. До России, с легионами Наполеона, докатилась только слабая последняя волна революционного моря, и Александру 1 суждено было историей, сделаться восстановителем «закона» и «порядка» в Европе.

    Русская культурная молодежь первых десятилетий 19 века, главным образом дворянская, воспитанная на идеях и искусства «века просвещения», всем ходом истории и русская действительность должна была рассматривать под знаком событий, происходивших на Западе, и при свете идей, там получивших свое первоначальное оформление.

    Шиндиной А.Н.

    Конспект урока литературы 10 класс

    Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

    Но жив талант, бессмертен гений!

    Ф.Н.Глинка

    Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

    Задачи:

    образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

    развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

    воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

    Оборудование:

    - портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

    План:

      Вступительное слово (0,5 мин.)

      Проверка домашнего задания (8 мин.)

      Повторение изученного (5 мин.)

      Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

      Итог урока (3мин.)

      Домашнее задание (1мин.)

    Литература: Учебник по литературе 10 класс в 2-х ч. Ч. 1 под ред. В.Я. Коровиной М 2011 г.

    Г.А. Гуковский «Пушкин и русские романтики» М., 1965

    Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. – М., 1996

    Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976

    Ход урока

      Организационный момент (1мин.)

    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

      Вступительное слово (2 мин.)

    Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

      Проверка домашнего задания (7 мин.)

    Рассказать о периодах русской литературы 19 века

    I период (1801-1825)

    II период (1826-1842) литература 30-х годов

    III период (1842-1855)

    IV период (1855-1868)

    V период (1869-1881)

    VI период (1882-1895)

    VII период (1895-1904)

    Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

      Повторение изученного (7 мин.)

    Обсуждение вопросов

    Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

    Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

    Каковы главные темы пушкинской лирики?

    Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

      Работа над литературными понятиями (8 мин.)

      Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

    Термин Лирический герой ввел Тынянов применительно к лирике Блока.

      Элегия - (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, , , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

      Фабула - те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

    VI . Слово учителя о писателе (8 мин.)

    Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Великий русский национальный поэт, прозаик, . Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

    А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, Расина и других французских драматургов.

    Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали по-французски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

    Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отече­ственной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и уст­ремлений.

    В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Пер­вое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями! русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.

    После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмо­сфере петербургского вольномыслия: знакомство с П.Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей рос­сийской словесности.

    Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаа­даеву» (1818), «Ура! В Россию скачет...» (сатира на Александра I), В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.

    В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»).

    Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).

    Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пуш­кина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

    Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.

    Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскры­то из писем Пушкина, содержавших неосторожные выраже­нии. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковско губернии.

    В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миро Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

    Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистически произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III -VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены раз мышления о соотношении истории и личности, народа и власть. Философская глубина трагедии не была оценена современникам Пушкин обогнал свое время.

    Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристам проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родно истории, но и как изучение народной психологии, национально склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушки записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

    В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. о следствии над участниками восстания, проводившемся новы царем - Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбе опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву дл разговора с царем.

    Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он бы возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенность Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.

    Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушки призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава изображающая триумф «России молодой»).

    Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться о своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

    Естественно, что для сохранения основ государственности и ук­репления центральной власти были необходимы жесткие меры, за­частую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободо­мыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандар­мов А.Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников попа, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали И люди большого света, были среди них литераторы.

    В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и до­брых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.

    В это время поэту надо было найти свое место и быть верным Своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журна­лом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но искоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал за­метен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудито­рией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

    Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведе­ния, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал сво­им взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, правы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей мал миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

    Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828 в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Да напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожньк жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).

    Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина» В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологи ческих «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина» около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).

    В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стало началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.

    Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов» «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

    Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над к»Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екате­рины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на по­рядку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.

    Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О ры­баке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».

    Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пуш­кина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и ро­ман «Капитанская дочка» (1836).

    Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий иск» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил чти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

    Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. 11очью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Пе­тербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похо­ронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

    VII . Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

    Ребята, обратимся к стихотворениям: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»

    Деревня

    Приветствую тебя, пустынный уголок,

    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
    Где льется дней моих невидимый поток
    На лоне счастья и забвенья.
    Я твой: я променял порочный двор цирцей,
    Роскошные пиры, забавы, заблужденья
    На мирный шум дубров, на тишину полей,
    На праздность вольную, подругу размышленья.

    Я твой: люблю сей темный сад
    С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
    Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Везде передо мной подвижные картины:
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крилаты;
    Везде следы довольства и труда...

    Я здесь, от суетных оков освобожденный,
    Учуся в истине блаженство находить,
    Свободною душой закон боготворить,
    Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

    Участьем отвечать застенчивой мольбе
    И не завидывать судьбе
    Злодея иль глупца - в величии неправом.

    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
    В уединенье величавом
    Слышнее ваш отрадный глас.
    Он гонит лени сон угрюмый,
    К трудам рождает жар во мне,
    И ваши творческие думы
    В душевной зреют глубине.

    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Не видя слез, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное судьбой,
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
    Надежд и склонностей в душе питать не смея,
    Здесь девы юные цветут
    Для прихоти бесчувственной злодея.
    Опора милая стареющих отцов,
    Младые сыновья, товарищи трудов,
    Из хижины родной идут собой умножить
    Дворовые толпы измученных рабов.
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар
    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    К Чаадаеву

    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской.

    VIII . Итог урока (3 мин.)

    Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим разговор о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

    В чем же заслуги Пушкина? Заслуги Пушкина грандиозны:

    Реформатор всех жанров отечественной литературы

    Стоит у истоков поэзии золотого века

    Оказал колоссальное влияние на все сферы русского искусства

    Центральная фигура русской культуры

    Какие жанры господствовали в лирике Пушкина в разные годы лицейского творчества? Чем они характеризуются?

    IX . Домашнее задание (1мин.)

    Выучить наизусть одно из стихотворений, написанное в период южной ссылки.

    Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть “Пушкинской эпохой”. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъем свободомыслия – и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы “стать с веком наравне” – и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни – характерная черта “Пушкинской эпохи”.

    В романе “Евгений Онегин” перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты “во весь рост” сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей – и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

    Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

    Петербург, Москва и провинция – три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, – образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге – быстро, а в Москве – помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи “гнезда” живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни “глубинки” резко отличается от столичного, но в романе и московские “корни” тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.

    Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск “неугомонной юности”, “кипение страстей”, полет вдохновения… Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба – главные ценности “петербургской” юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”

    Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в “Евгении Онегине”. Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов – мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от “гостиных”. Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.

    А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных – классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев. Конечно, и в провинции однообразие может “взять в плен” человека, превратить жизнь в существование. Пример тому – дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о “старине”, о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.

    Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как “золотой век” русской культуры. Сложные, драматические черты “Александровского” времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский на­писал одно из лучших своих произведений - стихотворение «Русской женщине», создав в нем...