Болезни Военный билет Призыв

Тема любви в лирике Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин: стихи о любви. Любовная лирика в творчестве вероники тушновой. Место любовной тематики в творчестве Пушкина

А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы. Ах! Если превращенный в прах, И в табакерке, в заточенье, Я в персты нежные твои попасться мог, Тогда в сердечном восхищенье, Рассыпался на грудь под шелковый платок И даже… может быть… ("Красавице, которая нюхала табак") Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр "легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. …Отечество почти я ненавидел - Но я вчера Голицину увидел И примирен с отечеством моим. ("В альбом Голициной") В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О.Массон", "Как сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" - богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко: Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной… Где прежний жар и слезы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны! В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны: Все кончено: меж нами связи нет… В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. ("Прощанье") Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии…", "Я вас любил…" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении "Я вас любил…" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении "На холмах Грузии…" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию," - говорит Пушкин.

Творчество А.С.Пушкина привлекательно своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в национальной любовной лирике. В своем творчестве он обращался к темам, которые волновали его больше всего. В их числе – тема любви.

Наслаждаться прекрасным в полной мере – этот принцип разделял и Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё лучшее как от природы, так и жизни человеческой. С каким гениальным чутьём он находил прекрасное в самой простой действительности! Он первым открыл нам неведомую доселе область художественных наслаждений и первым стремился облагородить нашу природу, направив её к возвышенным мыслям и чувствам.

В области личных чувств права индивида не исчерпываются лишь одной способностью наслаждаться прекрасным. Есть права более высокие и более существенные в жизни человеческой. Таковым является право на любовь.

Первая любовная страница поэта – Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. В летний период Екатерина Павловна пребывала в Царском Селе. В царскосельских рощах влюбленный поэт с благоговением искал следы, оставленные «ногой ее прекрасной».

«…И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал».
(из романа «Евгений Онегин» , глава VIII (из ранних редакций)

Красоты возлюбленной Пушкин описал в стихотворении «К живописцу».

«Красу невинности небесной,
Надежды робкие черты,
Улыбку душеньки прелестной
И взоры самой красоты».

Екатерина Павловна была девушкой строгих правил. Она была старше своего воздыхателя. Любовь поэта осталась без ответа.

Летом 1817 года у Пушкина — новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына — не юная красавица, а статная, изящная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть прошла быстро и уже в декабре 1818 года А.И.Тургенев замечал: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» С этой любовной историей связаны два стихотворения Пушкина: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“» («Простой воспитанник природы…»).

Находясь в ссылке, в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра с волнами, изумительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – всё это не могло оставить поэта равнодушным.

«…Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!»
«Евгений Онегин», глава I, строфа XXXIII

Именно Мария Раевская впоследствии сказала: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».

Для того, чтобы лучше понять всё то, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни со всего размаху, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. И этим всё сказано. Он певец любви, красоты, страсти. Лирик, вдохновитель. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь.

Поэт нравился женщинам. С ними он становился необыкновенно оживлённым, удивительно красноречивым, он являлся Поэтом - и гораздо более проницательным, чем во всех своих сочинениях.

Любовная история с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц в жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высока, грациозна, воздушна. Особенно примечательны были её глаза. Вернее, блеск этих глаз.

Когда влюбленным пришлось расстаться, Пушкин долго был в смятении. Прелестнице Амалии он посвятил следующие строки:

«Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать».
(из стихотворения «Для берегов отчизны дальней…»)

В понятие «любовь» Пушкин вкладывал нечто своё, особенное. Любовь, подобно солнечному удару, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновенью, рождала проникновенные строки. Но удар постепенно сходил на нет, чувства остывали, а на горизонте появлялась новая красавица.

«Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь. В то время Анна Керн приехала погостить к своей тётке П.А.Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском.

Стихотворение, которое многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящено А.П.Керн.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».

Ещё один эталон любовной лирики поэта – стихотворение «Я вас любил». Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин её очень любил и хотел, чтобы она стала его женой. Он не получил отказ. Но обстоятельства сложились так, что в конечном итоге Анна Алексеевна осталась без жениха.

В 1830 году Александр Пушкин сватается к Наталии Николаевне Гончаровой, молодой московской барышне. Он – первый поэт, она – первая красавица. 18 февраля 1831 года происходит венчание. Наталья Николаевна – человек, которому Александр Сергеевич доверял безгранично, она была его богом и музой.

«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
(из стихотворения «Мадонна»)

С первых шагов нашей литературы и доныне не было писателя, который равнялся бы Пушкину в гениальном даровании. То, как он писал о любви, было серьёзно, светло и проникновенно. Победить его трудно. Любовь для нашего гениального поэта – это предмет высокой поэзии. Она вне суеты сует. Возможно, только музыка может соперничать с ней.

  1. Значимость любовной лирики
  2. Любовь и творчество поэта

Значимость любовной лирики

Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.

Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Любовь и творчество поэта

Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Любовные произведения Лермонтова

Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.

Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

История любви в жизни Лермонтова и анализ любовной лирики поэта помогут ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Любовная лирика Лермонтова».

Любовь… Она занимает, пожалуй, одно из главенствующих мест в творчестве каждого деятеля искусства. Не исключение - поэзия. «Наше все», А. С. Пушкин, не был исключением. Каждое его стихотворение - частичка души, которую он обнажает перед читателями и, конечно, своей Прекрасной Дамой. Рассмотрим, как раскрыта тема любви в лирике Пушкина. Для этого приведем наиболее яркие и эмоциональные стихотворения.

Место любовной тематики в творчестве Пушкина

Говоря о том, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит сказать, что она весьма богата образами, многолика. Ведь помимо писательского таланта у него был еще один - любить, и не просто, а ценить это чувство, восхищаться им.

Стоит сказать, что Пушкин - основополагатель отечественной самобытной любовной лирики (до этого читателю приходилось довольствоваться лишь переводной литературой либо подражаниями европейским поэтам). Сам В. Белинский отмечал, что у поэта это высокое чувство не ограничивается только переживаниями, здесь воплотились другие его качества, художника и артиста.

Новаторство поэта в любовной теме

Для начала разберем, как видоизменилась тема любви и дружбы в лирике Пушкина в отличие от предшественников.

Одно из самых главных новшеств - то, что он освободил свои произведения от подчинения какому-либо жанру. В рамках одного стихотворения мы можем встретить и послание, и элегию, и романс. Таковы его произведения «К***» или «Я вас любил». Во главе угла теперь стоит содержание, и уже ему посвящена форма выражения.

Да и стихи Пушкина о любви другие, отличные по тематике. Как известно, до его прихода на олимп поэзии там вовсю властвовал романтизм с присущим ему героем-бунтарем, одолеваемым страстями, клянущим обстоятельства и предмет воздыхания, вечно страдающим от неразделенной любви. было настоящей трагедией для романтического героя. Что делает Александр Сергеевич?

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина подпитывается, прежде всего, житейской мудростью и здравым смыслом. Он уже не клянет предмет страсти за а оставляет женщине право выбора, он допускает мысль, что любовь может не длиться вечно. Стихи Пушкина о потухшей - это своего рода благодарность женщине за то прекрасное, благородное чувство, которое испытал сам поэт.

Любовь для него - это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.

Эволюция любовной лирики

Великий поэт прожил прискорбно короткую жизнь, но за это время эволюционировала и тема любви в лирике Пушкина. Кратко представим это ниже.

Сразу хочется отметить, что подобные стихотворения в творчестве поэта крайне биографичны. Лицейские годы - начало размышлений поэта о любви. Эти стихотворения легкого содержания, где-то немного интимные, всегда посвященные конкретной женщине. Чуть позже их сменит гражданская составляющая. Достаточно вспомнить строки «К Чаадаеву»: «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман». Здесь переплетаются любовь с дружбой и гражданским долгом.

Далее - ссылка, где есть время переосмыслить свое отношение ко многому, в том числе и любви. Так к поэту приходит мысль о трагедии любви. Стоит отметить, что этот период его жизни связан с увлечением романтизмом - отсюда трагедийное отношение к чувствам.

Вскоре Пушкин вновь пересматривает, что есть любовь. Он понимает, что в страдании только разрушение, а оно губительно для вдохновения.

Он снова ставит любовь созидающую во главу творчества, однако теперь это нечто большее, нежели в юношеские годы: это великая благость, светлая жертвенность, идеал.

Рассмотрим, как отражена тема любви в лирике Пушкина, на конкретных примерах.

Стихотворение "Желание"

Написанное в 1816 году стихотворение «Желание» - это своего рода печальный гимн первой любви. Она не принесла поэту счастья. Даже наоборот: поэта окружают «уныние», «горести» и «слезы».

Однако и в этом весь Пушкин: поэт не хочет расставаться с прекрасным чувством, наоборот, он находит утешение в нем. Ему дороги даже те скорби, которые испытывает душа. Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пушкина, поэтому подчинено определенному стилю, а именно элегическому - печальному представлению чувства любви.

Из средств выразительности стоит выделить метафоры: «душа, плененная тоской»; множество эпитетов: «унылое сердце»; обращение к душе и даже оксюморон: «горькое наслаждение», который говорит о противоречивости испытываемых чувств. С одной стороны, горечь о неразделенной любви, с другой - радость, оттого что испытывает это прекрасное чувство.

Стихотворение "Я помню чудное мгновенье"

Стихотворение, которое является хрестоматийным - «К***». Здесь тема любви в лирике Пушкина раскрыта во всех своих гранях. Посвящено оно А. Керн.

Эта молодая женщина блистала своей «чистой красотой» в светском обществе Петербурга. Пушкин сразу заметил ее на одном из балов, однако правила приличия не позволили ему выразить Керн свою симпатию, ведь она была замужем. Позже, во время ссылки, он встречает Анну снова, теперь она разведена, ведет достаточно свободный образ жизни - поэту ничто не мешает выказать симпатию. В это время (1925 год) и написано «Я помню чудное мгновенье…».

Удивительно, как эта история долгих лет с глубокой симпатией, невозможностью признания, ссылкой и новой встречей смогла уместиться у поэта всего в шести четверостишьях. Свое «заточенье» Пушкин ассоциирует с отсутствием в жизни любви и вдохновенья, однако это великое чувство способно дать полет творчеству, оживить, заставить вновь чувствовать.

Стихотворение "Я вас любил"

1829 год ознаменовался созданием этого шедевра, где своими гранями засверкала тема любви в лирике Пушкина. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк - А. Оленина. Тема стихотворения - самый печальный момент для любой пары - расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним.

Здесь четко закреплена и доказывается мысль о божественном происхождении любви, о том, что чувство это - дар. Пушкин отрицает всякий эгоизм в любви и поощряет доброжелательность - именно этим чувством, а не презрением наполнены все строки.

Интересно построение стихотворения. Фраза «Я вас любил» произносится трижды, и каждый раз с новыми смысловыми оттенками. Первый раз - констатация факта, подчеркнуто благородство и отсутствие претензий. Второй - рассказ о пережитых чувствах, волнениях, величине эмоциональных переживаний. Третий - благородство и желание только счастья. Вот такая по Пушкину любовь.

Стихотворение "На холмах Грузии"

Стихотворение написано, как и предыдущее, в 1829 году. Посвящено оно жене поэта, но тогда еще просто девушке, в которую влюблен, - Наталье Гончаровой. Это одно из произведений, где тема любви в лирике Пушкина раскрывается через образы природы. Поэт испытывает весьма противоречивые чувства, сродни природной картине: высокие холмы Грузии с одной стороны и река в ущелье - с другой. Отсюда - использование антонимичных понятий: "грустно и легко"; "печаль светла".

Данное стихотворение - утверждение всей концепции любовной лирики Пушкина: любовь - дар, такой же, как жизнь. Эти две составляющие человеческого существования возникают, цветут и исчезают. Именно поэтому грусть светла - все так, как должно быть. Нужно просто быть благодарным Богу и судьбе за то, что ты испытываешь подобное чувство, ведь его могло и не быть.

Стихотворение "Мадонна"

Стихотворение, написанное в 1830 году, также посвящено Н. Гончаровой. Отличие от предыдущего в том, что поэт теперь жених девушки, до свадьбы остались считаные месяцы.

Почему Пушкин вдруг обращается здесь к строгой форме сонета? Дело в том, что данный жанр всегда отражал это своего рода констатация факта, без приукрашиваний и преувеличений. Через три части стихотворения поэт рисует картину идеальной семьи. Опять, как и в прежних трудах, любви приписано божественное начало. Муж приравнивается им к творцу, жена - к Богоматери, назначение которой - выносить и родить плод этой любви, ее продолжение.

Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него - «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье - / Пускай умру, но пусть умру любя!»
В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, - это любовь.
В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому ɥҭó в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть - убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь - всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.


Лекция, реферат. Тема любви в лирике А. С. Пушкина - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.