Болезни Военный билет Призыв

Вопросы по оценке качества образования. Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы. Регистр качества образования Тульской области

1.1. Что входит в понятие «качество образования».

1.2. Стандарты измерения качества образования.

1.3. Развитие качества образования.

1.1. Качество образования - это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года под новым качеством образования понимает:

Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой , что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;

Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос так определяют качество образования:

1 Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие.

2. Качество образования - это соотношение цели и результата образования. При этом цели заданы только операционально и спроектированы в зоне ближайшего развития ученика. Результат также формулируется операционально.

3. Качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний учащихся ГОСу, но и качеством личности, духовного и гражданского развития детей. В этом главная общественная ценность образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

1.2. В области обучения и образования действует международный стандарт оценки качества ИСО 9001:2000. В нем используется процессный подход. Если рассматривать образование как процесс, то становится очевидной его непрерывность, что предъявляет особые требования не только к организации самой образовательной деятельности, но и к оценке ее качества.


Возникает необходимость:

Организации регулярной и систематической оценки, то есть внедрение мониторинга ;

Оценки только конечного результата без анализа факторов, которые на него повлияли (используемых методов и технологий, системы взаимодействия и др.);

Оценки с учетом движущих сил данного процесса - заказчика (общества и различных социальных институтов) и потребителей (обучающихся и их родителей).

Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Он включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Соответствие требованиям ГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.

1.3. Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:

Показатели, характеризующие качество учебного процесса;

Показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.

Цели оценки качества образования:

Определить уровень учебных достижений;

Выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;

Выяснить, имеются ли проблемы с учебными достижениями у тех или иных групп обyчающихся;

Выявить факторы, связанные с учебными достижениями;

Отслеживать динамику учебных достижений.

Возможны два механизма совершенствования системы качества образования:

Один из них реализуется в педагогической системе; он включает выявление несоответствий и проведение корректирующих или предупреждающих действий преподавателем при реализации педагогической технологии;

Второй механизм заключается в критическом анализе системы в целом в процессе различных ее рассмотрений, прежде всего, в ходе анализа со стороны руководства различного ранга и доработок системы на их основе.

Таким образом, мы перечислили элементы системы оценок качества образования. Рассмотрим детально эти позиции оценок, отраженные в таблице 1.

Система внутренних оценок

Самооценка обучающихся (п. 1) и обучающих (п.6) . До последнего времени этот вопрос в педагогике вообще не поднимался. Десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки со стороны педагога, образовательного учреждения и т.д. А вопрос – как научить обучающихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности остается совершенно открытым. Нет руководств для учителей, преподавателей. Нет соответствующего методического аппарата в учебниках и другой учебной литературе. Но в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического аппарата самооценивания учащимися, студентами достижений в своей учебной деятельности, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей ОУ.

Самооценка обучающихся и педагогов, естественно, не может и не должна быть институализированной.

Пп. 3,4,8 . Внутренний мониторинг качества . Во многих странах в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества ». Это регулярное, 2-3 раза в семестр, в полугодие проведение анкетирования среди учащихся, студентов, а также учителей, преподавателей. Анкеты содержат десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания каждого учебного предмета, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки, мастерских, столовой, книжного магазина, спортивных сооружений и т.д. и т.п. По каждому задаваемому вопросу учащийся, студент проставляет соответствующую оценку (как правило, одну из трех или пяти – например, весьма удовлетворительно, удовлетворительно, неудовлетворительно, очень неудовлетворительно, ниже всяких стандартов). Эти анкеты обрабатываются на компьютере и представляются руководству ОУ. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого учителя, преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры. Аналогичный опыт постепенно начинает распространяться и в России, например, в московском колледже №8, а также в целом ряде ВУЗов.

Пп . 2, 7, 12, 20. Внутренние оценки образовательных программ. В настоящее время образовательные стандарты разрабатываются на федеральном уровне с участием заинтересованных федеральных ведомств, а также ученых. На региональном, местном уровнях, уровне образовательного учреждения имеются лишь возможности вносить в содержание образования определенные изменения в соответствии с требуемой спецификой.

На сегодняшний день качество образовательных программ практически не оценивается. Разрабатываются образовательные стандарты, внедряются в образовательный процесс и «работают» там до следующей итерации переработки («модернизации») как чисто ведомственные документы .

К разработке содержания общего образования и раньше допускались и теперь допускаются только две категории специалистов. Первая – это ученые. Причем, ученые только фундаментальных наук: математики, физики и т.д., чаще всего представители Российской Академии наук. Вторая категория – это работники и ученые сферы образования – Министерства образования и Российской академии образования.

Но если общее образование должно быть для всех, если оно должно принадлежать всему обществу, то и определять его структуру и содержание должно все общество, а не только ученые и работники образования. То есть содержание общего образования должно быть определенным общественным соглашением. В частности, в комиссии по разработке содержания общего среднего образования и оценке этого содержания должны входить и директора заводов, и бизнесмены, и инженеры, и врачи, и художники, и строители и т.д. и т.п. – т.е. представители всех сфер человеческой деятельности и общественной жизни.

Только тогда совместными усилиями может быть определен необходимый инвариант общего образования, только тогда общему образованию, не снижая его уровня, может быть придана практико-ориентированная, деятельностная, а не нынешняя академическая направленность.

В значительной мере сказанное относится и к разработке и оценке стандартов высшего профессионального образования. Необходимо широкое привлечение к разработке и оценке государственных профессиональных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ работодателей (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), союзов предпринимателей, профессиональных союзов, представителей политических партий, общественных организаций и т.д. На сегодняшний день, в частности, в стране скопился большой избыток менеджеров, юристов, экономистов и т.д. Но по большей части выпускники ВУЗов по этим специальностям как бы «специалисты вообще». А в действительности хороших, настоящих менеджеров, юристов и т.д. остро не хватает.

Пп. 11,19. Внутренние оценки образовательных учреждений (кроме внутреннего мониторинга качества).

Институциональный уровень оценки качества деятельности образовательных организаций (учреждений): лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Экспертные комиссии по оценкам образовательного учреждения формируются и утверждаются государственным или муниципальным органом управления образованием. В составе комиссий, как правило, преобладают представители образовательных учреждений, эксперты из научно-методических учреждений, органов управления образованием.

Необходима разработка единых общефедеральных методик, механизмов оценки деятельности образовательных учреждений в процессе их лицензирования, аттестации и аккредитации, единого инструментария оценки (порознь – для учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, высшего образования), поскольку в регионах и муниципалитетах на сегодняшний день имеет место полный разнобой в этих механизмах.

Современная российская практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самооценки, самообследования ОУ. Этот процесс уже успешно развивается в системе высшего образования. Результаты самообследования рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества деятельности ОУ. И в дальнейшем роль самообследования, как эффективного инструмента оценки качества образования на институциональном уровне, должна возрастать.

В этом плане требует дальнейшего развития практика публичной отчетности ОУ о различных аспектах собственной деятельности. Стандарты такой отчетности должны, очевидно, отражать:

Миссию, цели учебного заведения, в т.ч. по отношению к качеству и стандартам;

Структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения;

Основные направления научных исследований, результаты деятельности научных школ (для ВУЗов);

Организацию системы качества;

Состав учащихся, студентов, их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;

Достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;

Основные финансовые показатели деятельности ОУ, уровень его ресурсного обеспечения.

В перспективе необходимо развитие независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ – оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения/организации и от системы образования в целом (в т.ч. и от органов управления образованием) процедур, стандартизированных и универсальных (независимые эксперты, инструментарий оценки и т.д.).

Оценки индивидуальных достижений обучающихся (пп. 10, 15, 17).

На уровне образовательного учрежденияоценкакачества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников (в общеобразовательной школе – ЕГЭ) и промежуточной и текущей аттестацией учащихся/студентов в рамках внутренней системы контроля качества образования.

Если в полной средней школе тестовый инструментарий для оценки качества подготовки учащихся вводится организацией ЕГЭ, то для выпускников основной школы, для учащихся и студентов учреждений профессионального образования в большинстве субъектов РФ инструментарий оценки разрабатывается самими образовательными учреждениями – т.е. производители образовательных услуг сами оценивают качество своей «продукции» . Независимость оценочных процедур как основополагающий принцип организации контроля качества образования не реализуется.

Кроме того, в настоящее время в отечественной системе образования отсутствует «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. В России не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений, как во многих европейских странах.

Таким образом, существующая сегодня практика оценки качества подготовки выпускников российской системы образования носит ведомственный (отраслевой) характер. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия ни общественные организации, ни родители, ни работодатели как потребители «продукта», произведенного в системе образования.

Как первоочередные меры оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся, очевидно, необходимо:

В общеобразовательной школе:

· завершение работы по созданию и нормативному закреплению условий проведения ЕГЭ в штатном режиме;

· внедрение новой практики проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов независимыми муниципальными комиссиями;

· дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся 1 –8, 10 –х классов на основе применения компетентностного подхода к разработке тестового инструментария;

Распространение системы национального тестирования на другие уровни образования требует:

Разработки методологии и методики тестирования, ее адаптации применительно к специфике профессионального образования: начального и среднего (возможно воедино), высшего;

Создания контрольных измерительных материалов по циклам профессиональных дисциплин по всем направлениям подготовки;

Создания инфраструктур, обеспечивающих проведение тестирования в профессиональном образовании.

В перспективе целесообразно переходить к:

- разработке форм (инструментария и тестовых материалов), позволяющих фиксировать и оценивать внеучебную активность учащихся и студентов (портфолио);

Определению статуса и легитимизации документов, подтверждающих когнитивные и неучебные достижения учащихся и студентов, создания условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений.

Оценки качества деятельности обучающих (пп. 14, 18) . В настоящее время процесс, хотя и вызывает множество нареканий, более или менее упорядочен системами аттестации педагогических (общее, начальное и среднее профессиональное образование) и научно-педагогических (высшее образование) кадров.

Оценки органов управления образованием (пп. 5, 9, 13, 16). В настоящее время органы управления образованием оцениваются только лишь соответствующими администрациями регионов или правительством РФ в зависимости от подчиненности. Органы управления образованием сегодня не подлежат никакой оценке со стороны ни обучающихся, ни обучающих, ни образовательных учреждений, ни со стороны внешних субъектов – родителей, общественности, производственных структур, политических организаций и т.п.

Система внешних оценок

1. Органы власти (п.21). Формальные оценки функционирования системы образования со стороны органов управления как федерального, так и регионального и муниципального уровня (не говоря уже о территориальном) и соответствующие механизмы практически отсутствуют.Оценки осуществляются преимущественно волевым порядком. Так, постоянная смена региональных министров образования, руководителей региональных и муниципальных структур управления образованием, а, вслед за ними и значительной части работников аппарата управления образованием вызывает только недоумение.

Оценка качества деятельности органов управления образованием (или, что то же – оценка качества управления территориальными образовательными системами) – это, по сути, - оценка качества деятельности территориальных образовательных систем, поскольку за качество деятельности территориальной ОС отвечает соответствующий территориальный орган управления образованием. В соответствии с существующей в РФ структурой исполнительной власти можно выделить шесть уровней образовательных систем: федеральный, региональный, субрегиональный (межмуниципальный), муниципальный, территориальный уровень, уровень образовательного учреждения.

В качестве методологической основы для оценки качества деятельности территориальных образовательных систем (ОС) – территориальных в узком смысле, муниципальных, субрегиональных, региональных - может быть предложена так называемая потоковая модель ОС. Как любая система, образовательная система (ОС) характеризуется: составом (совокупность элементов), структурой (связи между элементами), целями и функциями . Кроме того, опять же как и любая система, ОС функционирует в некоторой внешней среде и описывается ограничениями , накладываемыми внешней средой, например, государственными образовательными стандартами, требованием доступности образования и т.д.

Единицей ОС следует считать образовательное учреждение (характеристиками которого являются: набор образовательных программ (ОП), пропускная способность ОП, их цена и качество и др.). Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (ОУО) (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». Это необходимо оговорить особо в виду сложившейся отрицательной традиции «вмешательства» работников органов управления в несвойственные им функции.

Выделим три типа структуры ОС (три основания для группировки образовательных учреждений в образовательную систему):

- территориальная структура : Федерация, регионы, субрегионы, межмуниципальные образования, муниципалитеты, территории;

- уровневая структура : учреждения общего образования (основная и полная средняя школа), профессиональные ОУ трех уровней и т.д.;

- профильная структура : для учреждений общего образования – их профили, для профессиональных ОУ – профильная направленность специальностей и профессий в соответствии с потребностями региональных, муниципальных, территориальных рынков труда.

– влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу, уровень НВП, и т.д.;

– влияние образования, в том числе профессионального образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, на количество правонарушений, и т.д.

В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет развития социального партнерства органов управления и ОУ с общественными организациями, развития наблюдательных, попечительских и др. советов.

Следует особо подчеркнуть, что важным фактором успешного развития региональных и муниципальных образовательных систем является широкое участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности территориального органа управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития региональных и муниципальных систем образования должна быть представлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам образования. Формат представления мониторинговой информации определяется особенностями готовности различных целевых групп к восприятию такого рода текстов: публичный аналитический доклад – для заинтересованных «непрофессионалов», серия популярных статей в СМИ – для «обывателей» (в хорошем смысле этого слова), брошюра с более обстоятельным и изложением выявленных фактов и закономерностей – для педагогического сообщества и т. д.

3. Производство (п. 23) .

– удовлетворенность качеством образованности выпускников учреждений общего и профессионального образования, их квалификацией;

– удовлетворенность уровнем образовательных программ, их соотношением по количеству выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, их соотношением по отраслям и профессиям (специальностям);

– удовлетворенность профессионально-квалификационной структурой выпускников профессиональных образовательных учреждений – соотношение потребностей в рабочих и специалистах по каждой профессии, специальности и их фактический выпуск из учреждений профессионального образования ;

Увеличение прибыли и рентабельности предприятий за счет снижения издержек на переобучение персонала, сокращение доли затрат на внутрифирменную подготовку в структуре себестоимости продукции и т.д.

В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет развития социального партнерства с предприятиями, союзами работодателей, предпринимателей, с торгово-промышленными палатами и т.д.

4. Личность, в т.ч. родители, семья (п. 24). Как таковые оценки со стороны населения отсутствуют. Необходим «внешний мониторинг качества» образования:

– удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым (или не получаемым) образованием – уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т. д.;

– удовлетворенность/неудовлетворенность полученным (или не полученным) образованием – уровнем образовательной программы и качеством полученного образования;

– уровень капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающийся в повышении личных доходов (зарплаты) человека.

Кроме того, одной из оценок деятельности системы образования являются показатели, насколько семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствующих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека.

Отдельный вопрос – удовлетворенность полученным образованием выпускников школ и профессиональных ОУ по прошествии определенного времени. Эта информация может быть получена посредством социологических опросов в рамках мониторинга.

5. Система образования (п. 25):

– преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов для продолжения образования;

– степень удовлетворенности образовательных учреждений каждого последующего уровня уровнем подготовленности выпускников ОУ предшествующего уровня: основное общее образование – старшая ступень средней школы, учреждения начального и среднего профессионального образования; старшая ступень общеобразовательной школы, учреждения начального и среднего образования – ВУЗы;

– снижение ресурсных затрат на переучивание, доучивание, дотягивание обучающихся.

Оценки не формализованы. Пока что имеют место лишь отдельные случаи взаимодействия ОУ между собой и, соответственно, взаимооценок. Система взаимодействия отсутствует.

В заключение приведем еще один печальный факт. В Законе РФ «Об образовании», принятом еще в 1992г. предусмотрена внешняя оценка качества образования: «…объективный контроль качества подготовки выпускников… обеспечивается государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием в соответствии с государственными образовательными стандартами» (статья 15 (п.5)). Эта формулировка должна была бы стать важнейшим шагом на пути демократизации образования. Но уже 15 лет (!!) эта государственная аттестационная служба не только не создана, но о ней никто даже «не заикается»! Она невыгодна самой системе образования – ни учителям, ни руководителям ОУ, ни органам управления образованием – никто не хочет, чтобы их деятельность оценивал кто-то со стороны. Пусть лучше все останется как есть – на уровне «междусобойчика». А внешние структуры «потребителей» образования – общественные организации, политические партии, бизнес и т.д. в России, к сожалению, еще не настолько оформились, чтобы активно воздействовать на этот процесс.

Как видим из этого краткого (и далеко неполного) анализа, оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и т.д.

Система управления качеством (система качества) - это организационная структура, включающая взаимодействующий управленческий персонал, реализующий функции управления качеством установленными методами. Внедрение системы качества позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции. Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.

При создании системы качества требуется выполнить значительный объём работ, который будет зависеть от размеров предприятия, особенностей производства и характера выпускаемой продукции и от того, насколько действующая на предприятии организация работ по качеству соответствует рекомендациям стандарта ИСО 9001 , или соответствующего отраслевого стандарта.

При разработке системы качества надо ответить на три основных вопроса:

Что надо делать при управлении качеством;

Кто всё это будет делать;

Как, какими методами это делать, по каким документам.

Норма качества образования – выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства.

Оценка качества образования есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Мера качества – отображение качества как совокупности или множества свойств на множество чисел или ценностных смысловых (семантических) единиц, формируемых как шкалы предпочтения. Оценка качества есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления качеством образования (обеспечения заданного нормами уровня качества образования) с учетом ранга образовательных систем и ступеней непрерывного образования. Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений. Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

3. Понятие и функции системы оценки качества образования.

Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы в будущем он стал успешен.

Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) - это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть.

Оценивание (assessment) - это процесс сбора и оценки информации о том, что учащийся знает, понимает и умеет, он направлен на принятие обоснованного решения, что делать дальше в образовательном процессе.

Оценка качества образования - это

объективная оценка:

образовательных достижений обучающихся,

оценка эффективности реализации образовательного процесса в образовательном учреждении,

оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

ЦЕЛИ СОКО

1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника.

2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения).

3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места.

4) «Оценка» результатов деятельности педагогов.

5) Оценка деятельности образовательных учреждений и систем.

6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения. Также широко используются экспертные оценки и социологические опросы.

Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин.

Образовательные результаты:

компетентности,

здоровье ученика,

мотивация к обучению,

гражданская позиция,

умение позитивно взаимодействовать с другими

самоуважение,

уважение к семье и обществу,

забота о других и забота об окружающей среде…

Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Комбинация внутренней и внешней оценки– базовый подход для оценки деятельности школы.

Виды программ оценки. Оценка на уровне класса: вопросы тесты наблюдение(формирующее оценивание), государственные экзамены (выпускные, вступительные), крупномасштабные исследования (национальная оценка, международные сравнительные исследования) (Итоговое оценивание)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВАЛЬДМАНА ответ)

4. Структурные компоненты системы оценки качества образования. Цель, объекты, субъекты, предмет, процесс, процедуры, показатели, критерии, результаты ОКО.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

  1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
  2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
  3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

На данный момент в рамках реализации комплексной программы модернизации образования в Свердловской области разрабатывается региональная система оценки качества образования. Нормативным документом, регламентирующим данный процесс, является Положение о системе оценки качества образования Свердловской области , которое определяет рамки полномочий различных структурных подразделений. В частности, деятельность ОУ по данному направлению должна заключаться в следующем:

Образовательные учреждения:

1) разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;

2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области;

3) обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

4) организуют:

  • систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;

5) обеспечивают:

  • предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования, в том числе для принятия решения о распределении стимулирующей надбавки заработной платы работникам образовательного учреждения;
  • развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы;
  • информирование населения посредством предоставления ежегодного публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.

Наше образовательное учреждение имеет опыт по созданию комплексной системы оценки качества образования.

Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:

Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы.

Раздел 2. Научно-теоретические основы управления качеством.

Раздел 3. Основные направления программы.

Раздел 6. Этапы реализации комплексной программы “Качество”.

Более подробно следует остановиться на разделах 3, 4, 5.

Раздел 3. Основные направления программы: (Приложение)

Нормативно-правовое направление

Организационно-содержательное направление

Научно-методическое направление

Экспертно-аналитическое направление

Раздел 4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.

Механизм управления качеством образования

Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков

Формирование социального заказа

Определение миссии школы

Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями

Выбор типа управления (на процесс или на результат)

Определение параметров оценки результатов образования

Диагностика личности обучающихся

Прогнозирование результатов образования обучающихся

Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы

Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы

Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями

Определение качества образования
Соответствие качества образования поставленной цели

Данный механизм соответствует научно-теоретическим положениям в разработке определения качества и основан на описанных выше подходах и принципах. Механизм управления качеством универсален, он позволяет определить качество образования на всех уровнях образовательного процесса от ученика до администрации образовательного учреждения.

Раздел 5. Технологическая карта мониторинга.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов. Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Технологической картой мониторинга (приложение 2) определены:

Субъекты управления;

Координаторы;

Объекты управления;

Показатели;

Источники информации;

Критерии;

Инструментарий;

Способ сбора, хранения информации;

Выход, управленческое решение.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Основная особенность нового стандарта ФГОС заключается в максимальной ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательного учреждения (образовательной организации), в соответствии с новым законом об образовании (см. ст. 10 Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).

Одной из важнейших целей оценки качества обучения является создание условий, необходимых для управления качеством обучения . Основные направления оценки ориентированы на определение уровней достижения планируемых результатов при освоении образовательных программ.

Низкие уровни оценки вызывают необходимость корректировки системы обучения, используемых средств обучения, качества учебно-методический и информационно - образовательной среды и наконец, повышенного внимания к профессиональному мастерству учителя.

Система оценка качества предусматривает комплексный подход при осуществлении контроля и обобщение всех итогов проводимой проверки уровней достижения предметных и метапредметных результатов, а также учета личностных результатов обучающихся. При этом необходимо оценивать существующую динамику индивидуальных достижений каждого конкретного школьника. Для этого используются все возможные формы и методы оценки, который проводится системно и непрерывно, обеспечивая входной, текущий и итоговый виды контроля.

Для управления обучением и корректировки учебно-воспитательного процесса важно организовать постоянно действующую обратную связь по линии «учитель-ученик».

При планировании системы оценки качества обучения выделяются промежуточная и итоговая аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация представляет собой внутришкольный мониторинг достижений учащимися планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленном образовательной организацией (). Система оценочных заданий должна обеспечить измерение динамики формирования способностей учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, первичных навыков проектной и исследовательской деятельности. Промежуточная аттестация относится к внутренней оценке, которая проходит внутри образовательного учреждения. При организации мониторинга качества обучения большое значение имеет первичный (входной) контроль уровня уже имеющихся у учащихся знаний (например, при переходе из начальной школы в основную школу, от изучения курса «Окружающий мир» к систематическому курсу «География»). Отсутствие результатов входного контроля не позволит учителю проследить динамику изменений качества знаний у конкретных учащихся, с которыми он начал изучение своего предмета. Внутришкольный мониторинг качества обучения важно проводить систематически при переходе от изучения одной темы программы к другой. Это даст возможность целенаправленно спланировать повторение пройденного материала и обеспечит индивидуальный подход к каждому обучаемому с учетом результатов его достижений. При этом может проводиться оценка качества знаний после окончания изучения крупных разделов на уроках обобщающего повторения и контроля.

Итоговая аттестация ( см. ст. 59 № 273-ФЗ ) объективно и независимо оценивает уровни достижения учащимися планируемых результатов на уровне окончания основного и среднего образования. Итоговая аттестация по результатам выполнения основных образовательных программ основного и среднего общего образования является государственной аттестацией и проводится в форме ГИА и ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится при окончании основной школы, а единый государственный экзамен (ЕГЭ) учащиеся сдают по окончанию средней школы. Итоговая аттестация оценивает уровни достижения предметных и метапредметных результатов, представленных в основной образовательной программе под рубрикой «выпускник научится» . Итоговая аттестация в своей основе является внешней , независимой оценкой и оказывает существенное влияние на оценку работы учителя и образовательной организации в целом.

В связи с этим следует отметить явно гипертрофированное внимание к итоговой аттестации, и в тоже время бессистемность и эпизодичность проведения аттестации промежуточной. Последовательность и преемственность формирования системы научных понятий, умений и компетенций по ходу обучения нарушается, а требуемые ФГОС и планируемые результаты освоения основных образовательных программ не достигаются или достигаются частично. Системность и последовательность в обучении навыкам самообразования все больше подменяется натаскиванием на прохождение итоговой аттестации и сдачу ЕГЭ, итоги которого возведены в ранг единственного и основного критерия образованности выпускника. После окончания эксперимента таким же инструментом по окончании основной школы станет ГИА.

Проблема вопиющего несоответствия между требованиями нового стандарта к качеству подготовки выпускника и существующей системой итоговой аттестации требует решения. Существующая система контрольно-измерительных материалов вполне может использоваться как одна из форм при оценке качества подготовки учащихся по предметам естественнонаучного цикла. Однако, следует признать, что использование преимущественно тестовых форм контроля качества при проведении ЕГЭ по общественно-гуманитарным предметам эта ошибка, которая приведет к резкому снижению уровня гуманитарного образования в стране и отразится на уровне развития и культуры выпускников средней школы.

Рассмотрим некоторые подходы к оценке качества обучения в зависимости от трех уровней требований к результатам освоения основной образовательной программы, а именно: предметных, метапредметных и личностных.

Подходы к оценки уровней достижений предметных планируемых результатов достаточно ясны и закреплены в многолетней практике учебно-воспитательного процесса.

Оценка метапредметных результатов предполагает определение способностей и готовности к освоению новых знаний и универсальных умений. Оценивается способность к сотрудничеству и коммуникации, решению практических задач и использованию ИКТ компетенций для своего обучения и развития. Формой оценки этих видов компетенций может быть результаты проведения учащимися проектной и исследовательской деятельности. Качество презентации проекта, достигнутые результаты и используемые источники, все это оценивается по ходу ведения проекта и его окончанию.

При этом уровни достижений, предлагаемые в примерных образовательных программах ФГОС, могут быть сопоставимы с традиционными оценками (см. таб.).

Уровни достижения планируемых результатов по ФГОС

Традиционные оценки (отметки)

Низкий

1 (плохо)

Пониженный

2 (неудовлетворительно)

Базовый

3 (удовлетворительно)

Повышенный

4 (хорошо)

Высокий

5 (отлично)

Оценка личностных результатов не влияет на итоговую оценку, но учитывается при промежуточной аттестации . Оценивается учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории обучения и развития. При этом уровень развития, воспитания и культуры учащегося проявляется как непосредственно на уроке, так и во внеклассной и внешкольной деятельности, особенно в деятельности носящей социальный характер, направленный на помощь другим людям, на охрану окружающей природной среды.

Можно представить систему оценки качества обучения в виде ряда наглядных схем, начиная от целей и задач организации системы оценки качества до вычленения особенностей промежуточной и итоговой аттестаций.