Болезни Военный билет Призыв

Высшее образование по специальности фармация. Профессия фармацевт. Описание профессии. Где учиться на фармацевта. Что делает фармацевт

В фармацевтическую сферу сегодня хочется попасть многим: количество аптек неуклонно растет, а значит, повышается и спрос на квалифицированных специалистов. Часто, однако, получение профильного образования сопряжено с трудностями – поступить на очное отделение в вузе практически невозможно из-за высокого конкурса, а внебюджетные варианты обучения не всем по карману. Самая распространенная стоимость учебного года в московских вузах около 200 тысяч рублей. Однако не так давно в Москве появились бесплатные программы обучения по специальности «Фармация», о которых пока не все знают. Но обо всем по порядку.

Почему больше нет заочного отделения?

В 2014 году «Фармация» пополнила список специальностей, обучение которым заочно запрещено. Мотивы Министерства здравоохранения вполне понятны: как и в случае с другими медицинскими специальностями, обучение будущих фармацевтов – дело действительно ответственное, требующее постоянного контроля.

Потеря возможности учиться заочно, однако, обернулась немалыми трудностями для тех, кто планировал получить данную профессию. Бюджетных мест в российских вузах всегда немного, а коммерческие группы стоят огромных денег. Кроме того, многие из желающих получить профильное образование не готовы отдать 5-6 лет на очное обучение. Ведь в фармацию в том числе приходят и люди взрослые, уже имеющие за плечами не только другую профессию, но и обязательства перед семьей.

Средние специальные учебные заведения

Сегодня учиться в колледже уже не считается непрестижным. Современные средние специальные учебные заведения готовы предоставить качественную учебную программу, квалифицированный педагогический персонал и удобный график обучения. Конечно, заочной формы по специальности «Фармация» нет и у них, зато есть очно-заочная – когда лекции и семинары проводятся в течение всего семестра, только не каждый день, а несколько раз в неделю.

Такой подход к составлению учебного расписания значительно облегчает жизнь тем, кто решил связать свою жизнь с фармацией. Это, однако, не отменяет второго фактора, останавливающего многих – оплаты обучения. В колледже она существенно ниже, чем в любом вузе, но и это иногда останавливает многих талантливых абитуриентов.

Проект «Новые кадры. Фармация»

Мало кто знает, что в Москве реализован уникальный образовательный проект «Новые кадры. Фармация», который помогает многим заинтересованным и ответственным студентам учиться бесплатно. Каждый год в рамках приемной кампании проводится набор абитуриентов на специальность «Фармация», и те, кто успешно справляется с испытаниями, получают возможность учиться в фармацевтическом колледже «Новые знания» на бюджетной основе в рамках проекта «Новые кадры. Фармация». Подробнее об уникальной программе: http://novyekadry.ru/

Что делать, если стоимость обучения в вашем колледже или вузе стала для вас высокой, и вы не можете больше оплачивать обучение?

Главное не прощаться с мечтой получить профильное образование! Даже если вам придется покинуть свое учебное заведение, у вас есть возможность перевестись на бесплатную программу «Новые кадры. Фармация». Руководство колледжа «Новые знания» отмечает, что далеко не все студенты, получившие шанс овладеть новой профессией на бюджетной основе, демонстрируют ответственное отношение к учебе, поэтому регулярно появляются свободные места на втором, третьем и даже четвертом курсах.

Часто мы вынуждены расставаться с теми студентами, которые попали к нам через образовательный проект «Новые кадры. Фармация», - рассказывает директор ФК «Новые знания» Елена Рогозная. – Возможность учиться бесплатно – это отличный шанс, но мы с огорчением констатируем, что многие студенты из-за отсутствия необходимости платить за учебу демонстрируют небрежное к ней отношение. В этом случае мы, конечно, расторгаем договор со студентом, чтобы дать возможность другим, более ответственным, молодым людям получить бесплатное образование.

Перевестись на бюджетное отделение

Из-за того, что ежегодно несколько участников проекта «Новые кадры. Фармация» бывают отчислены за неуспеваемость, в «Новых знаниях» появляются бюджетные места.

Мы с удовольствием принимаем в свою команду студентов 2, 3 и 4 курсов других колледжей, которые хотели бы продолжить свое обучение у нас на бесплатной основе, - подчеркивает Елена Рогозная. – Мы всегда делаем ставку на безупречное качество образования, поэтому будем рады всем, кто действительно хочет учиться и готов стать частью нашего дружного сообщества.

Статьи, рейтинги, тесты на Генеральный Репетитор.ру

Как выбрать учебное заведение?

Часть 1

В 2010 году в Москве насчитывалось около 1800 общеобразовательных школ, в которых обучалось без малого 800 тысяч детей. При этом дошкольных учреждений было еще больше и приближалось к уровню советских времен. Несколько сотен государственных и частных высших учебных заведений столицы каждый год открывают двери для миллиона студентов. Число негосударственных образовательных учреждений не поддается никакому учету. Хорошее образование в цене, но зачастую за него приходится платить довольно высокую цену. Будет ли платное обучение лучшего качества? Как выбрать учебное заведение по средствам и при этом не прогадать? Есть довольно простые способы, которые применимы ко всем без исключения образовательным организациям.

Уточните год основания образовательного учреждения: чем старше, тем крепче традиции и слаженнее работа. Сравните количество предлагаемых курсов или услуг: количество не означает качество, но может говорить о попытке дать разностороннее образование. Есть ли у организации филиалы в разных районах города? Открытие второго филиала возможно говорит о востребованности и успешной деятельности. Налажена ли у учебного заведения обратная связь? Можно ли найти в открытом доступе в интернете все необходимые контактные данные: фамилию, имя, отчество директора, телефон для справок, адрес электронной почты? Предлагает ли организация отсрочку по оплате за обучение? Есть ли возможность посетить пробный, демонстрационный урок бесплатно? Обеспечивает ли учащихся учебными пособиями и необходимым инвентарем?

Часть 2

Выбор яслей и детского садика в Москве - дело довольно условное, так как обычно детей прикрепляют к дошкольному учреждению по фактическому месту жительства заранее. Без московской прописки раздобыть место будет ох как не просто, ведь распределение таких детей по садам идет по остаточному принципу. Ребенка с отклонениями направят в специализированный сад: логопедический, ортопедический, для детей с проблемами по зрению и т.д. Правда, последние решения департамента образования Москвы в отношении таких детских дошкольных учреждений говорят о том, что эта специализация может быть полностью свернута, а проблемы ребенка со здоровьем станут исключительно делом их родителей.

Многие считают, что частные или коммерческие детские сады более престижны, но на деле, не все так просто. Дело в том, что государственные детские сады находятся под постоянной проверкой госорганов на предмет питания, сетки занятий в группах, медицинского присмотра и так далее. Все детские сады в Москве с недавних пор прикреплены к какой-то школе и даже носят с ней один номер. Поэтому при выборе сада, узнайте к какой школе он относится. Прикрепление не обязывает родителей отдавать ребенка именно в эту школу, просто гарантирует там место. Бывает и так, что к одной школе прикреплены сразу несколько садов. Учитывая, что многие школы также своего рода "прикреплены" в вузам, вырисовывается интересная картина о прикреплении юного гражданина к учебному заведению сызмальства до зрелого возраста в рамках гражданского воспитания.

Часть 3

Прежде чем отправится на поиски школы пройдите специальные тесты для ребенка, которые расскажут о его интересах, склонностях, талантах. Посмотрите учебное заведение, которое сможет максимально раскрыть способности малыша. Изучите подробно педагогический состав школы, а также количество учеников в классах. Чем меньше, тем лучше. Помните, что в образовании нет ничего прекраснее индивидуальных занятий с хорошим преподавателем! Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел.

Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел. Сколько учащихся данного учебного заведения сдали ЕГЭ на 80+ баллов? Каков был средний балл? Средний показатель ЕГЭ по России за 2015 год составил 59.47 балла. Сравните его с данными по интересующей школе и сделайте выводы. Если образовательное учреждение не афиширует результаты, полученные учениками на итоговом экзамене ЕГЭ или ОГЭ, это тоже о многом говорит. Вообще, замалчивание данных учебным заведением - фактор настораживающий. Участвует ли данная школа или гимназия в городских или районных олимпиадах? Регулярно ли? Каковы успехи?

Часть 4

Зайдите на несколько сайтов рынка труда Москвы и посмотрите подборку предлагаемых вакансий для выпускников университетов. Количество упоминаний ВУЗа на 100 вакансий даст Вам первую подсказку о востребованности учебного заведения среди работодателей. Посмотрите информацию на официальном сайте высшего учебного заведения. Разделите общий стаж 20 преподавателей вашего факультета на 20. Идеальная цифра составит от 10 до 25 лет. Если средний стаж ниже десяти, это может означать дисбаланс в сторону молодых специалистов, если выше, то, возможно, данному учебному заведению не хватает «свежей педагогической крови». Уточните средний стаж работы именно в данном институте: невысокий показатель указывает на текучку кадров.

Качество высшего образования обычно прямо пропорционально зарплате преподавателей. Если учебное заведение взимает высокую плату за образовательные услуги, и при этом оплата труда педагогов не на высоте, хорошего ждать не стоит, так как преподаватели обычно посвящают свои силы не студентам, а поиску дополнительного заработка. К сожалению, это особенно актуально для многих государственных вузов. Для негосударственных учебных заведений самая актуальная информация - это стаж работы в сфере образования. Чем меньше лет функционирует вуз, тем менее можно ожидать организованности и слаженности в образовательном процессе учебного заведения, тем менее устойчивы будут знания студентов на выходе. Во всех разделах каталога мы добавили возможность оставлять отзыв об учебном заведении, некоторые из них также помогут вам сделать правильный выбор.

Сегодня данная специальность 33.02 01 Фармация получила новый код. Ранее в системе образования он обозначался как 060301.

Форма и срок обучения
На специальность «Фармация» высшие учебные заведения принимают абитуриентов на такие формы обучения:

  • Очная. Срок обучения составляет 5 лет;
  • Заочная - специальность фармация заочно можно получить в течение 6 лет.
  • Смешанная форма или очно-заочная. Обучение осуществляется на протяжении 6 лет, включая каникулы, но не академические отгулы.

Проходной бал по специальности «Фармация»

Средний проходной балл - это суммарный балл по количеству сданных экзаменов. В университет или институт абитуриент предоставляет свои результаты ЕГЭ во время приёмной кампании.
Ежегодно проходной балл на эту специальность меняется. Однако, актуальной является информация о проходном балле, который в зависимости от аккредитации заведения составляет от 30 до 100 единиц.
Вступительные экзамены по специальности «Фармация»: русский язык, химия (письменно/устно), биология или физика (зависит от выбора вуза).

ВУЗы, колледжи и техникумы по специальности «Фармация»

На территории России получить образование по специальности «Фармация» можно в 62 ВУЗах. Все учебные заведения для удобства поиска разделим по региональным признакам.

Сегодня специальность фармация в Москве можно получить в таких заведениях:
Российский университет дружбы народов;
Национальный университет имени Пирогова ;
ГУМ имени И. М. Сеченова;
ГУМ имени М.В. Ломоносова.

В Орехово-Зуево образование по интересующей специальности оказывают:
Государственный гуманитарно-технологический университет;
Московский областной институт.

В Санкт-Петербурге образование по специальности можно получить в следующих ВУЗах:
Химико-фармацевтическая академия;
Военно-медицинская академия имени Кирова.

В городе Самара также имеется 2 ВУЗа, в которых обучают по специальности «Фармация», а именно:
Самарский университет Министерства Здравоохранения;
Медицинский институт «РЕАВИЗ ».

В городе Томске образование по данном направлении можно получить в:
Сибирском государственном медицинском университете;
В филиале Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

Во Владивостоке получить диплом по специальности «Фармация» можно в следующих ВУЗах:
Дальневосточный федеральный университет;
Тихоокеанский медицинский университет.

В городе Воронеже только в двух ВУЗах обучают по данной специальности:
Воронежский государственный университет;
Воронежский медицинский университет имени Бурденко .

В Рязани факультет «Фармации» имеется в ГУ имени академика Павлова. Такая же ситуация обстоит и с вузами города Нижний Новгород. Здесь только в одном университете, а именно в Нижегородской медицинской академии, можно получить образование по специальности.

В городе Казань специальность фармация можно получить:
Казанском федеральном университете;
Казанском медицинском университете.

Что же касается колледжей, то их на территории РФ всего 6: четыре в Московской области, один в Орехово-Зуево и Коломне. Вступить в эти учебные заведения можно по окончании 9 классов. Ситуация с техникумами и училищами обстоит лучше. Всего в России их насчитывается свыше 80.

Кем и где работать по специальности «Фармация»

После обучения и получения диплома гражданин РФ может работать лаборантом химического анализа в фармацевтической компании, медицинском институте, частной лаборатории. Также свои знания выпускник может применить в области судебно-химического анализа или экспертно-криминалистического. Это значит, что работа по специальности фармация имеется в суде, следственных органах.

Перспективной также является работа провизора или провизора-аналитика. Работать можно как в лаборатории при аптеке, так и продавцом-консультантом.

Распространённой является должность химика контрольно-аналитической лаборатории при фармацевтических компаниях. Работать также можно медицинским представителем.

Поэтому, если вас интересует вопрос о том, кем работать по специальности Фармация, ответ достаточно прост: начиная от лаборанта, фармацевта, химика, заканчивая экспертом, разработчиком медицинских препаратов, косметических средств.

Возможно Вас заинтересуют.

Иногда от работы мечты нас отделяет всего лишь неуверенность, основанная на распространенных заблуждениях. Развенчиваем мифы о профессии фармацевта в пять приемов!

Нет ничего удивительного в том, что при выборе профессии мы испытываем сомнения: наши мечты могут иметь мало общего с реальностью. Однако, прежде чем сделать окончательный выбор, следует проверить общепринятые заблуждения и развенчать устоявшиеся мифы. Сегодня мы поговорим о профессии фармацевта - человека, который помогает людям сориентироваться в огромном мире лекарственных средств, подобрать подходящий препарат и справиться с болезнью!

Миф №1. Изучать «Фармацию» очень дорого

Это миф. Конечно, цены на высшее образование растут с каждым годом, и это касается не только «Фармации». В этом году в студенты, изучающие фармацию, вынуждены платить 217500 рублей за год обучения. Но у тех, кто действительно хочет освоить профессию мечты, всегда есть варианты: например, в обучение стоит 29500 рублей в семестр, а для абитуриентов из фармацевтических династий, а также для работников аптек действует система скидок.

Миф №2. На «Фармации» можно учиться только очно

Это миф. Действительно, в 2014 году заочное образование по этой специальности было отменено: приравняли к другим медицинским направлениям, которые можно изучать исключительно очно. Поэтому многие отказываются от идеи стать и работать в аптеке - позволить себе учиться на дневном отделении 5-6 лет может не каждый.

Однако освоить эту профессию можно не только в вузе, но и в колледже - здесь часто можно встретить предложения по очно-заочному обучению. А некоторые колледжи предлагают на выбор 4 графика обучения. Важно отметить, что карьерные перспективы в аптечной отрасли практически не зависят от того, что вы окончили - вуз или колледж.

Миф№3. На «Фармацию» трудно поступить

Это миф. Поступление на любой популярный факультет вынуждает абитуриентов участвовать в довольно жестком конкурсном отборе, однако - далеко не самая сложная в этом списке. Перечень специальностей, конкурс на которые превышает все разумные пределы, возглавляют творческие направления, где отбор становится настоящей лотереей. Для «Фармации» же нужно просто хорошо знать химию и биологию.

Кроме того, не везде существует жесткий конкурсный отбор. Если вы не уверены в своих силах, ищите учебные заведения, принимающие абитуриентов на основе среднего балла школьного аттестата.

Миф №4. Слишком сложная программа, которую невозможно освоить

Это миф. Если вы любите химию и биологию и действительно хотите стать хорошим специалистом, вам будет по плечу программа любого учебного заведения. Конечно, учиться придется немало, однако получение любой профессии - дело трудоемкое, требующее сил, времени и внимания.

Чтобы программа обучения не показалась слишком сложной, можно начать готовиться еще до поступления. К примеру, фармацевтический колледж «Новые знания» публикует на своем YouTube-канале подготовительные лекции по химии, а также некоторые лекции по теоретическим предметам, которые слушают студенты разных курсов. Подготовительные занятия могут помочь в восстановлении школьных знаний по химии, а лекции - дать представление о том, что происходит во время учебы в колледже на самом деле.

Миф №5. Совмещать учебу на «Фармации» и работу невозможно

Это миф. Конечно, учеба на дневном отделении может помешать вам полноценно работать во время получения образования. Но, как мы уже выяснили, очное обучение в вузе - далеко не единственный вариант стать квалифицированным фармацевтом. Очно-заочные отделения учебных заведений позволяют получить новую специальность, не прерывая трудовой стаж. А при выборе подходящего графика обучения каждый студент может легко вписать обучение в привычный ритм жизни.

Верьте в свою мечту

Любое начинание требует волевого усилия и веры в свою победу. Это касается и решения получать фармацевтическое образование: нужно просто отбрасывать любые «но» в сторону - одно за другим, и искать варианты, которые помогут вам стать ближе к профессии мечты.

Профессия фармацевта

Фармацевту, в отличие от провизора, для работы в аптеке не требуется получение высшего образования. А вообще, профессия фармацевта имеет лишь небольшую разницу по отношению к провизору. Профессия фармацевт – это медицинское направление работы, связанное с продажей, отпуском и приемом лекарственных товаров. При этом, для работы фармацевтвом, получение высшего медицинского образования не требуется. Достаточно будет получить среднее профессиональное образование в колледже или училище.

Что делает фармацевт?

Как и провизора, реальный труд фармацевта можно увидеть в аптеках города, где специалисты данного профиля трудятся чаще всего. Именно специалист с профессией фармацевт сообщит о наличии или отсутствии лекарств в аптеке, поможет сориентировать, какие из них действительно лучшие, порекомендует дозировку и рассчитает ее. Впрочем, это далеко не все, что делает фармацевт и далеко не все места, где он работает.

Задачи фармацевта

В перечень работ фармацевта входит работа, связанная с:

  • Приемкой товара
  • Оформлением витрин аптек и клиник
  • Ведением документации и составлением отчетов
  • Продажей лекарств и медикаментов
  • Консультациями клиентов по дозировке и выдачей рекомендаций по приему лекарств

Профессиональные навыки фармацевта

Должен и даже обязан специалист по профессии фармацевт, работающий в аптеке знать ПК, поскольку без него работа будет невозможна. Он обязан знать фарм. группы, владеть грамотной речью для консультации клиентов, отслеживать срок годности товаров и, конечно, разбираться в них. Важно понимать, какие препараты отпускаются по рецепту, а какие нет. Умение рассчитать дозировку также важно, поскольку покупатели не всегда знают, что именно нужно им приобрести и в каких объемах принимать. Вот почему профессия фармацевта ответственная. Впрочем, многие из данных навыков прививаются уже в процессе работы, так что сделать старт и пойти работать по профессии фармацевта можно без большинства из них.

Где работают фармацевты?

О профессии фармацевт может сложиться неверное впечатление, если говорить только о том, что специалисты данного профиля – это всего лишь опытные продавцы медицинских товаров. Помимо аптек и аптечных пунктов, фармацевты работают на заводах по производству медикаментов и продукции фармацевтического назначения. Их часто можно встретить в медицинских учреждениях, они же трудятся и в лабораториях фармацевтических компаний и на заводах. Бывает и так, когда фармацевты работают в области исследования медицинского рынка, занимаясь маркетинговыми исследованиями. Одним словом, профессия фармацевта лишь на первый взгляд связана с аптекой. На деле же специалист может работать во множестве медицинских сфер.

Востребована ли профессия фармацевта?

О том, что профессия фармацевта востребована говорить не приходится. Тысячи аптек, клиники и фармацевтические компании ежегодно повышают стоимость оплаты труда, чтобы заполучить к себе в штат новоиспеченного фармацевта. Еще несколько лет назад такая специальность не была популярной, сегодня профессия фармацевта востребована как никогда. В пользу версии говорят факты. Они же говорят о том, что нехватка кадров часто вынуждает искать фармацевтов и среди провизоров, которые получив высшее образование, трудятся за ту же оплату, что и фармацевты

Перспективы профессии фармацевта

В том случае, если фармацевт решит для себя, что настало время идти дальше, у него есть отличные перспективы стать провизором - потребуется получить высшее образование, но благодаря опыту он сможет претендовать на место в фармацевтической компании, получить более весомый оклад и более комфортные условия работы. Может и остаться в аптеке, заняв должность заведующего.


  • Фармацевт – специальность хоть и трудная, но очень интересная и востребованная в настоящее время. Все больше аптек открываются в городах, в которые требуются сотрудники, фармацевтические компании, на промышленное производство лекарственных препаратов.


  • Профессия фармацевта издревле ценилась, а специалисты в этой области пользовались всеобщим почетом и уважением. И это понятно: работа тяжелая и ответственная, учиться долго и трудно.


  • О будущей профессии каждый задумывается в разное время. Кто-то об этом уже думает с середины школьного образования, кто-то только начинает определяться в одиннадцатом классе.


  • Получение специальности фармацевта требует определенных усилий, трудолюбия и усидчивости. Как правило, обучение проходит в очной форме, но может быть и заочно-очным.


  • Кто-то решает стать провизором, а кто-то принимает решение учиться на фармацевта. Где учиться на фармацевта, как выучиться и куда поступать? Давайте разбираться.


  • Порой, жизненная ситуация складывается так, что выбранная специальность перестает устраивать по каким-либо причинам: не нравится, не приносит удовлетворения, низкооплачиваемая. Или, например, появилась смелость исполнить детскую мечту и стать фармацевтом. И тогда возникает законный вопрос: а где переучиться на фармацевта?


  • О том, как стать фармацевтом, задумывается каждый, кто хочет овладеть данной профессией. Не стоит верить ложным мнениям, что достаточно окончить курсы, как в ситуации с бухгалтером. Этой специальности надо учиться ни один год. И потратить это время на студенческую молодость не получится.


  • Повышение квалификации фармацевтов в Москве, как и в любом другом городе, должно происходить каждые пять лет, на это время рассчитан сертификат, который дает право работать по специальности.

  • Курсы провизоров-фармацевтов


    В последнее время очень остро встают вопросы повышения уровня последипломной подготовки кадров соответствующего профиля. Не обходят стороной они и профессию провизора. Впрочем, курсов провизора в Москве и регионах достаточно, чтобы любой провизор-фармацевт чувствовал уверенность в своей компетенции.


  • Осуществлять профессиональную деятельность на территории России могут только те специалисты, которые получили сертификат российского образца. Это может быть сертификат об окончании средне специального учебного заведения (фармацевтического колледжа) или диплом о завершении образования в высшем учебном заведении. Если сертификата нет, его можно получить на курсах сертификации фармацевтов.


  • Сегодня работа фармацевта во многом похожа на работу провизора. Если говорить о работе в обычной городской аптеке, то тут их функциональные обязанности совершенно не отличаются. А вот когда речь заходит о трудоустройстве в химическую лабораторию или на промышленное производство, то тут зеленый свет получает исключительно провизор.


  • Вопрос, может ли провизор работать фармацевтом – не праздный. У провизора высшее образование, у фармацевта среднее профессиональное. Значит, знаний у провизора и умений все-таки больше. Но может ли провизор работать фармацевтом? Да или все-таки нет?


  • Пройти обучение на фармацевта и получить образование по специальности можно в любом достаточно крупном городе. Варианты для учебы - колледжи, техникумы, училища, а также вузы страны. Какой вариант выбрать? Узнаем!


  • Среднее образование фармацевт может получить в колледже, который, как правило, есть в любом крупном городе. В отличие от высшего учебного заведения, в колледж можно поступить как после одиннадцати классов, так и после девяти классов.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 040500 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
Приложение N 3 к приказу

Министерство образования Российской Федерации

Государственный образовательный

стандарт

высшего профессионального образования

Специальность 040500 - Фармация

Квалификация Провизор

Вводится с момента утверждения

Москва 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040500 Фармация

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования

Российской Федерации(приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180).

1.2. Квалификация выпускника – провизор.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы

подготовки провизора по специальности 040500 Фармация при очной форме обучения 5 лет, при очно-заочной – 5,5 лет.

  1. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
  2. Объектом профессиональной деятельности
  3. провизора являются лекарственные средства, применяемые для лечения заболеваний, диагностики, профилактики, реабилитации и гигиены.

В соответствии с квалификацией провизор-выпускник по специальности 040500 “Фармация” должен быть подготовлен к активной творческой профессиональной фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая исследования, разработку, производство, упаковку, хранение, перевозку, государственную регистрацию, сертификацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, рекламу, применение и уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность.

Теоретические основы, принципы и методические подходы, применяемые в профессиональной деятельности провизором используются в сфере обращения гомеопатических, парафармацевтических, лечебно-косметических и ветеринарных лекарственных препаратов, биологически-активных добавок и натур-продуктов.

Провизор-выпускник имеет право осуществлять фармацевтическую деятельность только под контролем квалифицированных специалистов-провизоров.

Видами профессиональной деятельности провизора-выпускника являются:

    • производственная (аптеки, фармацевтические фабрики, химико-фармацевтические комбинаты и др.),
    • организационно-управленческая,
    • контрольно-разрешительная (лицензирование, сертификация, регистрация),
    • - общая фармацевтическая практика (мелкорозничная аптечная сеть, аптеки сельской местности),
    • информационно-просветительская,
    • научно-исследовательская.

Провизор-выпускник подготовлен к решению следующих задач :

  • Разработка, испытание и регистрация лекарственных средств, оптимизация существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов.
  • Производство лекарственных субстанций и лекарственных средств фармацевтическими предприятиями (аптеки, фармацевтические фабрики и др.), включая организацию технологического процесса, выбор технологического оборудования, обеспечение правильных условий хранения.
  • Осуществление профессиональной фармацевтической деятельности в сфере контрольно-разрешительной системы
  • Организация и проведение заготовки, приемки лекарственного растительного сырья, определение ресурсов дикорастущих лекарственных растений.
  • Осуществление контроля качества лекарственных средств и лекарственного растительного сырья на этапах разработки, получения, применения и хранения.
  • Разработка нормативной документации, регламентирующей условия, технологию изготовления, контроль качества, хранение лекарственных препаратов.
  • Управление деятельностью фармацевтических организаций и учреждений, включая организацию процесса управления в основных звеньях фармацевтического рынка, руководство деятельностью фармацевтических предприятий, реализацию функций фармацевтических предприятий, планирование основных показателей и направлений деятельности, организацию управленческого и финансового учета, проведение маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров.
  • Оказание консультативной помощи специалистам лечебно-профилактических, фармацевтических учреждений и населению по вопросам применения лекарственных средств.
  • Проведение химико-токсикологических исследований.
  • Организация и осуществление лекарственного обеспечения и доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях.
  • Осуществление образовательной, профессионально-воспитательной и научно-практической работы по указанным выше направлениям.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника - провизора, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040500 Фармация.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре и в аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшегопрофессионального образования.

3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040500 Фармация

3.1. Основная образовательная программа подготовки провизора разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки провизора, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки провизора

состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки провизора должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специальности;

ФТД - факультативы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040500 Фармация

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов (

общая трудоемкость )

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент:

Иностранный язык.

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Физическая культура.

Отечественная история.

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций

и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции

и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная

антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических

исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и

общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Политология.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение.

Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты.

Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Актуальные проблемы медицины и права.

Психология.

Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача. Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие. Познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.

Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуникации, Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.

Педагогика.

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные

категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Обучение больных, медицинского

персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия

функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов.

Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной

речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и, стиль

коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления

документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Социология.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как

науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей, Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального

прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом

сообществе. Методы социологического исследования.

Философия.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

Экономика

.

Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

Биоэтика.

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

История медицины и фармации.

Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия, Влияние гуманистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе.

Латинский язык и основы терминологии

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

Федеральный компонент:

Математика.

Основы математического анализа. Элементы теории вероятности и математической статистики. Обработка и анализ результатов измерений. Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в фармации.

Информатика

.

Основы информатики и вычислительной техники. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование и распространение информации. Использование ЭВМ и АСУ в фармации

. Методы оптимизации управления в фармации.

Основные законы физики. Физические явления и процессы. Молекулярная биофизика. Биофизика клетки. Термодинамика и моделирование биологических процессов

.

Химия общая и неорганическая.

Основы теории химических процессов. Строение вещества. Общая характеристика элементов периодической системы

.

Физическая и коллоидная химия.

Основные законы термодинамики. Кинетика химических реакций и катализ. Дисперсные системы. Молекулярно-кинетические и оптические свойства коллоидных систем.

Аналитическая химия.

Общие теоретические основы аналитической химии. Качественный анализ катионов, анионов и органических веществ. Количественный анализ. Инструментальные (физико-химические) методы анализа

.

Органическая химия.

Основы строения и методы исследования органических соединений. Важнейшие классы гомофункциональных органических соединений. Гетерофункциональные органические соединения. Углеводы, гетероциклические соединения, изопреноиды

.

Биология.

Биология клетки. Размножение и развитие организмов. Закономерности наследования и основы генетики. Вопросы эволюции. Человек и биосфера, аспекты биологии человека

.

Ботаника.

Анатомия и физиология растений. Систематика растений: низшие растения, высшие споровые, голосеменные, покрытосеменные,двудольные и однодольные, Основы географии растений.

Основы экологии и охраны природы.

Теоретические основы общей экологии и экологического

анализа. Воздушный и водный мониторинг промышленной зоны. Почвенный мониторинг.

Микробиология.

Классификация, морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция и иммунитет. Медицинские иммунобиологические препараты. Возбудители инфекционных заболеваний. Санитарная и фармацевтическая микробиология. Микробиологические основы химиотерапии.

Биологическая химия.

Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Роль основных биологически активных соединений в жизненно важных процессах на молекулярном уровне.

Физиология с основами анатомии.

Важнейшие генетически детерминированные морфологические и функциональные закономерности жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем организма; их регуляция и саморегуляция при адаптации к условиям внешней среды на разных этапах индивидуального постнатального развития.

Патология.

Учение о болезни, этиология, патогенез, роль реактивности в патологии. Типовые патологические процессы. Закономерности и формы нарушения функцийорганов и систем организма.

Национально-региональный (вузовский компонент):

общего

объема цикла

Дисциплины и курсы по выбору студента,устанавливаемые вузом:

Профессиональные дисциплины

Федеральный компонент:

Общая гигиена.

Основы гигиены окружающей среды, гигиены труда и промышленной токсикологии. Основы гигиены аптечных учреждений и фармацевтических предприятий

Первая доврачебная помощь.

Основные методы асептики и антисептики. Основные способы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и внезапных заболеваниях

.

Фармакология.

Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Показания и противопоказания к их применению и побочные эффекты. Фармакодинамика и фармакокинетика лекарств. Хронофармакология

.

Клиническая фармакология (фармакотерапия).

Фармакологическое взаимодействие лекарств. Симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний. Клиническая фармакология препаратов, применяемых при этих заболеваниях

.

Военная и экстремальная дисциплина.

Организация и оказание фармацевтической помощи населению и лечебным учреждениям в чрезвычайных ситуациях

06

Токсикологическая химия.

Физико-химические свойства ядовитых соединений. Взаимосвязь химико-токсикологического анализа с поведением ядовитых веществ в организме; методы их выделения из биологических объектов и химикотоксикологическое исследование извлечений

Медицинское и фармацевтическое товароведение.

Проведение товароведческого анализа и маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров. Классификация и кодирование. Основы материаловедения. Факторы, влияющие на формирование и сохранение потребительской стоимости медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковка и маркировка

.

Дисциплины специальности

Фармацевтическая химия.

Государственный принципы и положения, регламентирующие качество лекарственных средств. Фармацевтический анализ. Основные группы лекарственных средств неорганической и органической природы. Способы их получения и методы исследования. Целенаправленный поиск новых лекарственных средств.

Фармацевтическая технология.

Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. Твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы. Стерильные и асептические изготовляемые лекарственные формы. Фитопрепараты. Нетрадиционные лекарственные формы. Общие принципы организации производства готовых лекарственных средств.

Фармакогнозия.

Химический состав лекарственных растений и стандартизация. Классификация лекарственного сырья. Определение запасов лекарственных растений и заготовка лекарственного растительного сырья. Источники получения лекарственных средств природного происхождения.

Управление и экономика фармации.

Основы государственной политики в здравоохранении фармацевтической помощи. Методы системного и организационно-экономического анализа. Системы создания, воспроизводства аптечного и промышленного производства распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров. Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств и медицинской техники. Основы экономики аптеки и других малых фармацевтических предприятий, учет и анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Теория и практика фармацевтического маркетинга, методы конкуренции, менеджмент. Нормативно-правовое регулирование фармацевтической деятельности.

Биотехнология.*

Получение лекарственных и профилактических средств путем биосинтеза и биотрансформации. Совершенствование продуцентов и биокаталитических процессов методами клеточной и генетической инженерии и инженерной энзимологии. Основ ы современных биомедицинских технологий.

Национально-региональный (вузовский компонент

):
% общего

объема цикла

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

Всего часов теоретического обучения:

Практики:

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040500 Фармация

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки провизора при очной форме обучения составляет

260 недель, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные а также экзаменационные сессии

180 недель

Практики

1. Учебная практика

1.1. Ознакомительная по управлению и экономике фармации

1.2. Полевая по ботанике

1.3. Пропедевтическая по фармацевтической технологии

1.4. Медицинская ознакомительная

1.5. Фармакогнозия

1.6. Фармацевтическая технология

2. Производственная практика

2.1.Фармацевтическая технология

2.2. Контроль качества лекарственных форм

2.3. Управление и организация фармации

2.4. Ресурсоведение

31 недели

10 недель

1 неделя на 1 семестре

2 недели на 4 семестре

1 неделя на 5 семестре

1 неделя на 5 семестре

3 недели на 6 семестре

2 недели на 9 семестре

21 неделя

6 недель на 7 семестре

7 недель на 10 семестре

7 недель на 10 семестре

1 неделя на 10 семестре

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы

3 недель

Каникулы (

включая 8 недель последипломного отпуска)
46 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки провизора по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается

54 часа в неделю (общая трудоемкость), включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения

36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить

на аудиторные занятия со студентами

2/3 объема времени общей трудоемкости,

на лабораторные, практические занятия – не менее

30% от аудиторного времени.

Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее

1/3 объема времени общей трудоемкости.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее

10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее

160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять

7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040500 Фармация

6.1. Требования к разработке основной образовательной

программы подготовки провизора.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки провизора на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное

заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах

15%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная

история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации.

осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах;

предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента

.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Не менее 60% всего преподавательского состава должны иметь ученую степень и звание, в т.ч. 10% - звание профессоров, остальные – опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Заведующие кафедрами выпускающих дисциплин должны иметь степень докторов фармацевтических наук, не менее 80% преподавателей специальных дисциплин – базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 50% всех преподавателей должны быть штатными сотрудниками вуза.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться необходимой информационной базой, по содержанию соответствующей полному перечню дисциплин.

Перечень лабораторно-практических работ по дисциплинам должен быть представлен по программам преподавания и соответствовать разделам программ.

По всем дисциплинами основной образовательной программы должны быть разработаны и использованы в учебном процессе методические пособия и рекомендации, (а также наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы) по всем видам занятий: практикумам, курсовым и дипломным работам, практикам.

Библиотеки должны располагать фондами и базами данных, соответствующими профилю вуза, в том числе научной литературой, реферативными журналами и профессиональными, необходимый минимум которых указан в перечне.

Минимальный перечень профессионально важных журналов:

Фармация МЗ РФ

Химико-фармацевтический журнал

Вопрсы биологической медицины и фарацевтичесой химиии

Суд-мед. Экспертиза

Бюллетень ВАК

Фарматека

Экспериментальная и клиническая фармакология

Антибиотики

Здравоохранение Российской Федерации

Мир медицины и лекарственных растений

Растительные ресурсы

Ремедиум

Экономический вестник фармации

Проблемы стандартизации в здравоохранении

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Материально-техническая база вуза должна обеспечивать проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и НИР студентов, в соответствие Учебному плану.

Материально- техническое оснащение оборудованием, наглядными пособиями кафедр, факультетов и вузов должно соответствовать типовым нормам по дисциплинам, отраженным в утвержденных табелях оснащения.

Количество аудиторий, посадочных мест соответствовать общим санитарно-техническим нормам.

6.5. Требования к организации практик

Учебные и производственные практики, включенные в Учебный план, проводятся на базах по профилю и структуре соответствующих программам практики по дисциплинам. База практики должна иметь необходимое количество рабочих и/или посадочных мест, соответствующее количеству практикантов, и предоставляет условия для проведения практики. Руководство практикой осуществляют сотрудник базы практики и преподаватель вуза. Обязанности сторон по проведению практики закрепляются договорами между вузом и базой.

7.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040500 Фармация.

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта:

    • организовывать, руководить, планировать и анализировать деятельность фармацевтических организаций и учреждений;
    • изготавливать лекарственные средства экстемпорального и серийного производства, а также путем биосинтеза и биотрансформации, применяя принципы организации технологического процесса и обеспечения санитарного режима в соответствии с международными и отечественными нормами и стандартами;
    • разрабатывать новые лекарственные средства в рациональных лекарственных формах и оптимизировать существующие составы и технологии на основе биофармацевтических исследований с использованием современных технологических процессов и аппаратов для их реализации;
    • организовывать и осуществлять все виды деятельности в сфере контрольно-разрешительной системы (лицензирование, сертификация, регистрация и др.), а также обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в соответствии с нормативной документацией на этапах разработки, получения, хранения и применения;
    • организовывать и проводить заготовку, приемку и стандартизацию лекарственного растительного сырья;
    • проводить химико-токсикологические исследования с целью судебной экспертизы и выявления токсических веществ и их метаболитов в биологических жидкостях, тканях, органах, в водных, пищевых продуктах, лекарственных средствах;
    • информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме;

Организовывать и осуществлять лекарственное обеспечение и доврачебную медицинскую помощь больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях;

    • обеспечивать экологическую безопасность производства и применения лекарственных средств, соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;
    • оформлять документацию установленного образца по всем видам фармацевтической деятельности;
    • осуществлять научно-исследовательскую деятельность по проблемам фармации.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

.

7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности провизора к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в интернатуре или в аспирантуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Итоговая государственная аттестация провизора включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

К итоговой государственной аттестации допускаются студенты, полностью выполнившие Учебный план.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная (дипломная) квалификационная работа провизора

представляет собой законченную разработку, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем фармации предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.

Защита дипломных работ является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника и дает основание для комплексной оценки уровня его подготовки.

Направления тематики выпускных работ, структура и объем, правила оформления и процедура защиты устанавливаются Положением о выпускной (дипломной) работе для выпускников фармацевтических вузов (факультетов) МЗ РФ, ВУНМЦ, 1997 г.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

В соответствие учебно-методическому комплексу по итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений РФ от 1996 года, согласно приказа Министерства здравоохранения РФ “О поэтапном введении с 1997 года итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений” от 31.03.97 г № 93 государственная аттестация включает сдачу итогового экзамена по отдельной дисциплине в рамках основной профессиональной программы и сдачу итогового междисциплинарного экзамена по специальности. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности включает требования по обязательным профессиональным дисциплинам, а также по разделам смежных и фундаментальных дисциплин, знание которых необходимо в профессиональной деятельности выпускника.

ИГА проводится поэтапно:

1 этап – практическая подготовка

..

Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений профессиональной деятельности.

11 этап – аттестационное компьютерное тестирование.

111 этап – итоговое собеседование

Основные положения итоговой государственной аттестации, ее цели, функции и этапы, требования к содержанию, форме и порядку проведения итоговой государственной аттестации, к составу аттестационной комиссии и порядку работы, установлены в Учебно-методическом комплексе по итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений РФ от 1996 года.

Составители

:

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 040500 Фармация (9 ноября 1999 протокол № 2)

.

Председатель Совета УМО__________________________________Пальцев М.А.

Заместитель председателя Совета УМО ______________________Денисов И.Н.

Начальник отдела УМО____________________________________Уткина Т.Б.

Согласовано:

Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ___________________________________Володин Н.Н.

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ

Начальник управления____________________________________Шестаков Г.К

Заместитель начальника управления_________________________Сенашенко В.С.

Главный специалист управления____________________________Сенаторова Н.Р

.