Болезни Военный билет Призыв

Жидкие тела: примеры и свойства. Какие бывают жидкие тела. Тела, вещества, частицы. Основные ученые, внесшие вклад в развитие учения о газах

Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.

Тела

С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает, дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;
  • живые ;
  • неживые .

Рис. 1. Многообразие тел

Тело характеризуется:

  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Вещества

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.

Рис. 3. Частицы в разных телах

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

Газообразное состояние вещества

Полимеры бывают естественного (растительные и животные ткани) и искусственного (пластмассы, целлюлоза, стекловолокно и др.) происхождения.

Так же, как и в случае обычных молекул, система макромоле­кул. образующих полимер, стремится к наиболее вероятному состоянию - устойчивому равновесию, соответствующему ми­нимуму свободной энергии. Следовательно, в принципе поли­меры также должны иметь структуру в виде кристаллической решетки. Однако ввиду громоздкости и сложности макромолекул лишь в немногих случаях удалось получить совершенные макро- молекулярные кристаллы. В большинстве случаев полимеры сос­тоят из кристаллических и аморфных областей.

Жидкое состояние характерно тем, что потенциальная энергия притяжения молекул несколько превосходит по абсолютному значению их кинетическую энергию. Силы притяжения между молекулами в жидкости обеспечивает удержание молекул в объе­ме жидкости. Вместе с тем молекулы в жидкости не связаны меж­ду собой стационарными устойчивыми связями, как в кристаллах. Они плотно заполняют занимаемое жидкостью пространство, поэтому жидкости практически несжимаемы и обладают достаточно высокой плотностью. Группы молекул могут изменять свое взаимное положение, что обеспечивает текучесть жидкостей. Свойство жидкости сопротивляться течению называется вяз­костью. Жидкостям свойственна диффузия и броуновское движе­ние, однако в значительно меньшей степени, чем газам.

Объем, занимаемый жидкостью, ограничен поверхностью. Так как при заданном объеме минимальной поверхностью обладает шар, то жидкость в свободном состоянии (например, в невесо­мости) принимает форму шара.

Жидкости обладают некоторой структурой, которая, однако, выражена гораздо слабее, чем у твердых тел. Важнейшим свой­ством жидкостей является изотропия свойств. Простая идеальная модель жидкости пока не создана.

Существует промежуточное состояние между жидкостями и кристаллами, которое называется жидкокристаллическим. Особен­ностью жидких кристаллов с молекулярной точки зрения является вытянутая, веретенообразная форма их молекул, что приводит к анизотропии их свойств.

Выделяют два типа жидких кристаллов - нематики и смекти­ки. Смектики характерны наличием параллельных слоев молекул, отличающихся друг от друга упорядоченностью структуры. У нематиков упорядоченность обеспечивается ориентацией моле­кул. Анизотропия свойств жидких кристаллов обусловливает их важные оптические свойства. Жидкие кристаллы могут, напри­мер, быть прозрачными в одном направлении и непрозрачными в другом. Важно, что ориентацией молекул жидких кристаллов и их слоев легко можно управлять с помощью внешних воздействий (например, температуры, электрических и магнитных полей).

Газообразное состояние вещества возникает в том случае, когда


кинетическая энергия теплового движения молекул превосходит потенциальную энергию их связи. Молекулы при этом стремятся удалиться друг от друга. Газ не имеет структуры, занимает весь предоставленный ему объем, легко сжимаем; в газах легко проис­ходит диффузия.

Свойства веществ, находящихся в газообразном состоянии, объясняет кинетическая газовая теория. Основные ее постулаты состоят в следующем:

Все газы состоят из молекул;

Размеры молекул пренебрежимо малы по сравнению с рас­стояниями между ними;

Молекулы постоянно находятся в состоянии хаотического (броуновского) движения;

Между столкновениями молекулы сохраняют постоянную скорость движения; траектории между столкновениями - отрезки прямых линий;

Столкновение между молекулами и молекул со стенками сосуда являются идеально упругими, т.е. полная кинетическая энергия соударяющихся молекул остается неизменной.

Рассмотрим упрощенную модель газа, подчиняющегося приве­денным постулатам. Такой газ называется идеальным газом. Пусть идеальный газ в количестве N одинаковых молекул, каждая из которых имеет массу m , находится в сосуде кубической формы с длиной ребра l (рис. 5.14). Молекулы движутся хаотически; средняя скорость их движения <v >. Для упрощения разобьем все молекулы на три равные группы и предположим, что они движут­ся только в направлениях, перпендикулярных двум противопо­ложным стенкам сосуда (рис. 5.15).


Рис. 5.14.

Каждая из молекул газа, движущаяся со скоростью <v > при абсолютно упругом соударении со стенкой сосуда, изменит нап­равление движения на обратное, не изменив скорость. Импульс молекулы <р > = m <v > становится равным при этом - m <v >. Изменение импульса в каждом столкновении, очевидно, равно . Сила, действующая во время этого столкновения, равна F = -2m <v >/Δt . Полное изменение импульса при столкновении со стенками всех N /3молекул равно . Определим интервал времени Δt , в течение которого произойдут все N/3 столкновения: Д t = 2//< v >. Тогда среднее значение силы, действующей на любую стенку,

Давление р газа на стенку определим как отношение силы <F > к площади стенки l 2:

где V = l 3 – объем сосуда.

Таким образом, давление газа обратно пропорционально его объему (напомним, что эмпирически этот закон установили Бойль и Мариотт).

Перепишем выражение (5.4) в виде

Здесь - средняя кинетическая энергия молекул газа. она пропорциональна абсолютной температуре Т :

где k – постоянная Больцмана.

Подставив (5.6) в (5.5), получим

Удобно перейти от числа молекул N к числу молей n газа, напомним, что (N А – число Авогадро), и тогда

где R = kN A - - универсальная газовая постоянная.

Выражение (5.8) есть уравнение состояния классического идеального газа для п молей. Данное уравнение, записанное для произвольной массы m газа


где М - молярная масса газа, называется уравнением Клапей­рона-Менделеева (см. (5.3)).

Реальные газы подчиняются этому уравнению в ограниченных пределах. Дело в том, что уравнения (5.8) и (5.9) не учитывают межмолекулярное взаимодействие в реальных газах - силы Ван- дер-Ваальса.

Фазовые переходы . Вещество, в зависимости от условий, в ко­торых оно находится, может изменять агрегатное состояние, или, как говорят, переходить из одной фазы в другую. Такой переход называется фазовым переходом.

Как указывалось выше, важнейшим фактором, определяющим состояние вещества, является его температура Т , характеризу­ющая среднюю кинетическую энергию теплового движения моле­кул и давление р . Поэтому, состояния вещества и фазовые пере­ходы анализируют по диаграмме состояний, где по осям отклады­ваются значения Т и р , а каждая точка на координатной плоскос­ти определяет соответствующее этим параметрам состояние дан­ного вещества. Проанали­зируем типичную диаграм­му (рис. 5.16). Кривые ОА , АВ, АК разделяют состоя­ния вещества. При доста­точно низких температурах практически все вещества находятся в твердом кристаллическом состоянии.


На диаграмме выделены две характерные точки: А и К . Точка А называется тройной точкой; при соот­ветствующих температуре (Т т) и давлении (Р т) в ней находится в равновесии одновременно газ, жидкость и твердое тело.

Точка К обозначает критическое состояние. В этой точке (при Т кр и Р кр) исчезает разница между жидкостью и газом, т.е. пос­ледние имеют одинаковые физические свойства.

Кривая ОА является кривой сублимации (возгонки); при соответствующих давлении и температуре осуществляется переход газ - твердое тело (твердое тело - газ), минуя жидкое состояние.

При давлении Р т < Р < Р кр переход из газообразного в твердое состояние (и наоборот) может осуществляться только через жид­кую фазу.

Кривая АК соответствует испарению (конденсации). При соответствующих давлении и температуре осуществляется переход «жидкость – газ» (и обратно).

Кривая АВ является кривой перехода «жидкость - твердое тело» (плавления и кристаллизации). Данная кривая не имеет конца, так как всегда жидкое состояние отличается от крис­таллического по структуре.

Приведем для иллюстрации форму поверхностей состояний вещества в переменных р, V, Т (рис. 5.17), где V - объем вещества


Буквами Г, Ж, Т обозначены участки поверхностей, точки которых, соответствуют газообразному, жидкому или твердому состояниям, а участки поверхностей Т-Г, Ж-Т, Т-Ж - двухфаз­ным состояниям. Очевидно, если спроецировать линии раздела между фазами на координатную плоскость РТ, получим фазовую диаграмму (см. рис. 5.16).

Квантовая жидкость - гелий . При обычных температурах в макроскопических телах из-за выраженного хаотического тепло­вого движения квантовые эффекты неощутимы. Однако с умень­шением температуры эти эффекты могут выходить на первый план и проявляются макроскопически. Так, например, кристаллы характерны наличием тепловых колебаний ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки. С уменьшением температуры амплитуда колебаний уменьшается, однако даже при приближе­нии к абсолютному нулю колебания, вопреки классическим представлениям, не прекращаются.

Объяснение этого эффекта следует из соотношения неопреде­ленностей. Уменьшение амплитуды колебаний означает умень­шение области локализации частицы, т. е. неопределенности ее координат. В соответствии с соотношением неопределенностей это приводит к увеличению неопределенности импульса. Таким образом, «остановка» частицы запрещена законами квантовой механики.

Этот сугубо квантовый эффект проявляется в существовании вещества, остающегося в жидком состоянии даже при температу­рах, близких к абсолютному нулю. Такой «квантовой» жидкостью является гелий. Энергии нулевых колебаний оказывается доста­точно, чтобы разрушить кристаллическую решетку. Однако при давлении порядка 2,5 МПа жидкий гелий все-таки кристал­лизуется.

Плазма. Сообщение атомам (молекулам) газа извне значитель­ной энергии приводит к ионизации, т. е. распаду атомов на ионы и на свободные электроны. Такое состояние вещества называется плазмой.

Ионизация возникает, например, при сильном нагреве газа, что приводит к значительному увеличению кинетической энергии атомов, при электрическом разряде в газе (ударная ионизация заряженными частицами), при воздействии на газ электромагнит­ного излучения (автоионизация). Плазма, получаемая при сверх­высоких температурах, называется высокотемпературной.

Поскольку ионы и электроны в плазме несут некомпенсированные электрические заряды, их взаимное влияние существенно. Между заряженными частицами плазмы существует не парное (как в газе), а коллективное взаимодействие. Благодаря этому плазма ведет себя как своеобразная упругая среда, в которой легко возбуждаются и распространяются различные колебания и волны

Плазма активно взаимодействует с электрическими и магнит­ными полями. Плазма - наиболее распространенное состояние вещества во Вселенной. Звезды состоят из высокотемпературной плазмы, холодные туманности - из низкотемпературной. Слабо ионизированная низкотемпературная плазма имеется в ионосфере Земли.

Литература к главе 5

1. Ахиезер А. И., Рекало Я. П. Элементарные частицы. - М.: Наука, 1986.

2. Азшлов А. Мир углерода. - М.: Химия, 1978.

3. Бронштейн М. П. Атомы и электроны. - М.: Наука, 1980.

4. Бениловский В. Д. Эти удивительные жидкие кристаллы. - М: Просвещение, 1987.

5. Власов Н. А. Антивещество. - М.: Атомиздат, 1966.

6. Кристи Р., Питти А. Строение вещества: введение в совре­менную физику. - М.: Наука, 1969.

7. Крейчи В. Мир глазами современной физики. - М.: Мкр, 1984.

8. Намбу Е. Кварки. - М.: Мир, 1984.

9. Окунь Л. Б. α, β, γ, …,: элементарное введение в физику элементарных частиц. - М.: Наука, 1985.

10. Петров Ю. И. Физика малых частиц. - М.: Наука, 1982.

11. И, Пурмалъ А. П. и др. Как превращаются вещества. - М.: Наука, 1984.

12. Розенталь И. М. Элементарные частицы и структура все­ленной. - М.: Наука, 1984.

13. Смородинский Я. А. Элементарные частицы. - М.: Знание, 1968.

Газ (газообразное состояние) Газ – это агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью.

Особенности газов Легко сжимаются. Не имеют собственной формы и объема Любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях.

Число Авогадро Значение NA = 6, 022…× 1023 называется числом Авогадро. Это универсальная постоянная для мельчайших частиц любого вещества.

Следствие из закона Авогадро 1 моль любого газа при н. у. (760 мм рт. ст. и 00 С) занимает объем 22, 4 л. Vm = 22. 4 л/моль – молярный объем газов

Важнейшие природные смеси газов Состав воздуха: φ(N 2) = 78%; φ(O 2) = 21%; φ(CO 2) = 0. 03 Природный газ – это смесь углеводородов.

Получение водорода. В промышленности: Крекинг и риформинг углеводородов в процессе переработки нефти: C 2 H 6 (t = 10000 С) → 2 C + 3 H 2 Из природного газа. CH 4 + O 2 + 2 H 2 O → 2 CO 2 +6 H 2 O

Водород H 2 В лаборатории: Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и разбавленную серную кислоту: Zn + 2 HCl → Zn. Cl 2 + H 2 Взаимодействие кальция с водой: Ca + 2 H 2 O → Ca(OH)2 + H 2 Гидролиз гидридов: Ca. H 2 + 2 H 2 O → Ca(OH)2 +2 H 2 Действие щелочей на цинк или алюминий: Zn + 2 Na. OH + 2 H 2 O Na 2 + H 2

Свойства водорода Самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14, 5 раз. Водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в семь раз выше теплопроводности воздуха. Молекула водорода двухатомна - Н 2. При нормальных условиях - это газ без цвета, запаха и вкуса.

Кислород В промышленности: Из воздуха. Основным промышленным способом получения кислорода, является криогенная ректификация. В лаборатории: Из перманганата калия (марганцовки): 2 KMn. O 4 = K 2 Mn. O 4 + Mn. O 2 + О 2 ; 2 H 2 O 2 = 2 Н 2 О + О 2.

Свойства кислорода При нормальных условиях кислород - это газ без цвета, вкуса и запаха. 1 л его имеет массу 1, 429 г. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде и спирте Хорошо растворяется в расплавленном серебре. Является парамагнетиком.

Оксид углерода (IV) В лаборатории: Из мела, известняка или мрамора: Na 2 CO 3 + 2 HCl = 2 Na. Cl + CO 2 +H 2 O Сa. CO 3 + HCl = Ca. Cl 2 + CO 2 + H 2 O В природе: Фотосинтез в растениях: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O

Оксид углерода (IV) Оксид углерода (IV) (углекислый газ) – это бесцветный газ, без запаха, со слегка кисловатым вкусом. Тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда» . При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации -78 °С.

Аммиак (н. у.) – это бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта). Аммиак почти вдвое легче воздуха, растворимость NH 3 в воде чрезвычайно велика. В лаборатории аммиак получают: Взаимодействием щелочей с солями аммония: NH 4 Cl + Na. OH = Na. Cl + H 2 O + NH 3 В промышленности: Взаимодействие водорода и азота: 3 H + N = 2 NH

Этилен В лаборатории: Дегидратация этилового спирта В промышленности: Крекинг нефтепродуктов: C 4 H 10 → C 2 H 6 + C 2 H 4 этан этен

Этилен - бесцветный газ, обладающий слабым сладковатым запахом и относительно высокой плотностью. Этилен горит светящимся пламенем; с воздухом и кислородом образует взрывоопасную смесь. В воде этилен практически нерастворим.

Получение, собирание и распознавание газов Название газа (формула) Водород (H 2) Кислород (O 2) Углекислый газ (CO 2) Аммиак (NH 3) Этилен (С 2 H 4) Физические Лабораторный Способ свойства способ собирания получения Способ Значение распознаван газообразног ия о вещества

Задачи Задача № 1. 13, 5 грамм цинка (Zn) взаимодействуют с соляной кислотой (HCl). Объемная доля выхода водорода (H 2) составляет 85 %. Вычислить объем водорода, который выделился? Задача № 2. Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.

Задача № 1 1) Запишем уравнение реакции взаимодействия цинка (Zn) с соляной кислотой (HCl): Zn + 2 HCl = Zn. Cl 2 + H 2 2) n (Zn) = 13, 5 / 65 = 0, 2 (моль). 3) 1 моль Zn вытесняет 1 моль водорода (H 2), а 0, 2 моль Zn вытесняет х моль водорода (H 2). Получаем: V теор. (H 2) = 0, 2 ∙ 22, 4 = 4, 48 (л). 4) Вычислим объем водорода практический по формуле: V практ. (H 2) = 85 ⋅ 4, 48 / 100 = 3, 81 (л).

Задача № 2 Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

























Назад Вперёд
















Назад Вперёд

Возраст: 3 класс.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока: сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
  • Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
  • Развивать память, мышление.
  • Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
  • Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
  • Формировать дружеские отношения в коллективе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация (Приложение 1) . Управление презентацией Приложение 2.

2. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

3. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

4. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: “Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе” (слайд № 2).

  1. Обращение с товарищами – “вежливость”;
  2. Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
  3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

II. Изучение нового материала.

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему “Эта удивительная природа” - совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде: капля воды, сахарница (контейнер для хранения), молоток, волна (вода), глина, металл.

Учитель задает вопрос “Все ли слова позволили точно представить предмет?”

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму, называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

Записать определение в тетради: “Те предметы, которые нас окружают, называются телами ” (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка “ответ 2”.

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод “Каждое тело имеет размер, форму, цвет”. Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить карточки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Запишем в тетради ответы. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже делаем со второй группой.

Правильный ответ:

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь (Рисунок 1).

Слайд № 9. Прием “Интерактивная лента”. На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры “Светофор” (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Учитель.Вспомним то, о чем мы говорили вначале.Мы затруднялисьточно определить, являются лиметалл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: “графит”, “каучук”, “дерево”. Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры “стекло”, “дерево”, “металл”.

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из веществ железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием “Интерактивная лента”. Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель задает вопрос “А все ли вещества одинаковы?”

На слайде нажимаем управляющую кнопку “Начать”. Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования: стаканчик, ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема “интерактивная лента” - кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

  1. Все, что нас окружает, называется....телами
  2. Тела бывают естественные и искусственные .
  3. Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру “Тела”, появляются стрелочки, затем фигуры с надписью “Искусственные” и “Естественные”. При нажатии на фигуру “вещества” появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком “+ ” в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество Твёрдое Жидкое Газообразное
Соль
Природный газ
Сахар
Вода
Алюминий
Спирт
Железо
Углекислый газ

Проверка выполнения работы (слайд 30). По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли.

Итог урока

1) Подведение итогов

Вы дружно работали.

Узнаем, какая группа была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: “Что называется телами, что характеризует тело, приведи пример”. Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают вещества по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему (Рисунок 2)

Обсуждение: с чем согласны, с чем не согласны.

Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества - из частиц).

Домашнее задание

Учитель сообщает детям домашнее задание (на выбор):

  • решить небольшой тест (Приложение 5).
  • интерактивный тест (Приложение 3).
  • просмотреть презентацию о воде (Приложение 7) . В презентации можно познакомиться с шестью известными фактами про воду. Подумайте, ребята, а почему именно с этим веществом нужно познакомиться поближе? Ответ: самое распространенное вещество на Земле. А какое еще вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание виртуальных экскурсий).
  • изучить электронный учебник (Приложение 4).

Примечание: учитель может использовать дополнительно слайды № 32, 33, 36.

Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия (интерактивный тест).

Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

Литература.

  1. Грибов П.Д. как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель, 2004.-64 с.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.-336с. - (В помощь школьному учителю).
  3. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 264 с.: ил.
  4. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету “Окружающий мир”: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова “Мир вокруг нас. 2 класс”. - М.: Издательство “Экзамен”, 2011. - 22 с.

Вода и газ. Все они различаются по своим свойствам. Особое место в этом списке занимают жидкости. В отличие от твердых тел, в жидкостях молекулы не расположены упорядочено. Жидкость - это особое состояние вещества, являющееся промежуточным между газом и твердым телом. Вещества в этом виде могут существовать только при строгом соблюдении интервалов определенных температур. Ниже этого интервала жидкое тело превратится в твердое, а выше - в газообразное. При этом границы интервала напрямую зависят от давления.

Вода

Одним из основных примеров жидкого тела является вода. Несмотря на принадлежность к данной категории, вода может принимать форму твердого тела или газа - в зависимости от температуры окружающей среды. В процессе перехода из состояния жидкости в твердое, молекулы обычного вещества сжимаются. Но вода ведет себя совершенно иначе. При замерзании ее плотность снижается, и вместо того, чтобы тонуть, лед выплывает на поверхность. Вода в своем обычном, текучем, состоянии обладает всеми свойствами жидкости - у нее всегда имеется конкретный объем, однако, нет определенной формы.

Поэтому вода всегда сохраняет тепло под поверхностью льда. Даже если температура окружающей среды составляет -50°С, то подо льдом она все равно будет составлять около нуля. Однако в начальной школе можно не углубляться в подробности свойств воды или других веществ. В 3 классе примеры жидких тел можно приводить самые простые - и в этот список желательно включить воду. Ведь ученик начальной школы должен иметь общие представления о свойствах окружающего мира. На данном этапе достаточно знать, что вода в ее обычном состоянии является жидкостью.

Натяжение поверхности - свойство воды

Вода обладает большим, чем другие жидкости, показателем натяжения поверхности. Благодаря этому свойству образуются капли дождя, а, следовательно, и поддерживается круговорот воды в природе. Иначе пары воды не могли бы так легко превратиться в капли и пролиться на поверхность земли в виде дождя. Вода, действительно, является примером жидкого тела, от которого напрямую зависит возможность существования живых организмов на нашей планете.

Поверхностное натяжение объясняется тем, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу. Каждая из частиц стремится окружить себя другими и уйти с поверхности жидкого тела. Именно поэтому мыльные и образующиеся при кипении воды пузыри стремятся принять жидкую форму - при этом объеме минимальной толщиной поверхности может обладать только шар.

Жидкие металлы

Однако не только привычные для человека вещества, с которым он имеет дело в повседневности, принадлежат к классу жидких тел. Среди этой категории немало различных элементов периодической системы Менделеева. Примером жидкого тела также является ртуть. Это вещество широко применяется в изготовлении электротехнических приборов, металлургии, химической промышленности.

Ртуть является жидким, блестящим металлом, испаряющимся уже при комнатной температуре. Она способна растворять серебро, золото и цинк, образуя при этом амальгамы. Ртуть является примером того, какие бывают жидкие тела, относящиеся к категории опасных для жизни человека. Ее пары токсичны, опасны для здоровья. Поражающее действие ртути проявляется, как правило, через некоторое время после контакта отравления.

Металл под названием цезий также относится к жидкостям. Уже при комнатной температуре он находится в полужидкой форме. Цезий на вид представляет собой вещество золотисто-белого оттенка. Данный металл немного похож на золото по цвету, однако, светлее его.

Серная кислота

Примером того, какие бывают жидкие тела, также являются и практически все неорганические кислоты. К примеру, серная кислота, на вид представляющая собой тяжелую маслянистую жидкость. У нее нет ни цвета, ни запаха. При нагревании она становится очень сильным окислителем. На холоде она не вступает во взаимодействие с металлами - например, железом и алюминием. Данное вещество проявляет свои характеристики только в чистом виде. Разбавленная серная кислота не проявляет окислительных свойств.

Свойства

Какие жидкие тела существуют помимо перечисленных? Это кровь, нефть, молоко, минеральное масло, алкоголь. Их свойства позволяют этим веществам легко принимать форму тары. Как и другие жидкости, эти вещества не теряют своего объема, если перелить их из одного сосуда в другой. Какие же еще свойства присущи каждому из веществ в данном состоянии? Жидкие тела и их свойства хорошо изучены физиками. Рассмотрим их основные характеристики.

Текучесть

Одна из главнейших характеристик любого тела данной категории - это текучесть. Под данным термином понимается способность тела принимать различную форму, даже если не него оказывается относительно слабое воздействие извне. Именно благодаря данному свойству каждая жидкость может разливаться струями, разбрызгиваться по окружающей поверхности каплями. Если бы тела данной категории не обладали текучестью, было бы невозможным налить воду из бутылки в стакан.

При этом данное свойство выражается у разных веществ в различной степени. Например, мед меняет форму очень медленно по сравнению с водой. Данную характеристику называют вязкостью. Это свойство зависит от внутреннего строения жидкого тела. Например, молекулы меда больше похожи на ветви дерева, а молекулы воды, скорее, напоминают шарики с небольшими выпуклостями. При движении жидкости частицы меда будто «цепляются друг за друга» - именно этот процесс и придает ему большую вязкость, нежели другим типам жидкостей.

Сохранение формы

Нужно помнить и о том, что о каком бы примере жидких тел ни шла речь, они меняют только форму, но не меняют объем. Если налить воды в мензурку, и перелить ее в другую емкость, данная характеристика не изменится, хотя и само тело примет форму нового сосуда, в который его только что перелили. Свойство сохранения объема объясняется тем, что между молекулами действуют как силы взаимного притяжения, так и отталкивающие. Нужно отметить, что жидкости практически невозможно сжать посредством внешнего воздействия за счет того, что они всегда принимают форму контейнера.

Жидкие и твердые тела отличаются тем, что последние не подчиняются Напомним, что данное правило описывает поведение всех жидкостей и газов, и заключается в их свойстве передавать оказываемое на них давление во все стороны. Однако нужно отметить, что те жидкости, которые обладают меньшей вязкостью, делают это быстрее, чем более вязкие жидкие тела. Например, если оказать давление на воду или спирт, то оно распространится достаточно быстро.

В отличие от этих веществ, давление на мед или жидкое масло будет распространяться медленнее, однако, так же равномерно. В 3 классе примеры жидких тел можно приводить без указания их свойств. Более детальные знания школьникам понадобятся в старших классах. Однако если ученик подготовит дополнительный материал, это может поспособствовать получению более высокой оценки на уроке.