Болезни Военный билет Призыв

Анонсы. Александр Валерьевич Сладков: биография

Александр Сладков. Обратная сторона войны. - М.: Эксмо, 2015. – 400 с.

Книги сейчас пишут все. Писателей много – читателей мало. Раньше было наоборот: читателей много – писателей мало. Но тогда это были книги, а в наши дни они называются с некоторым чувством пренебрежения – книжки. Я до сих пор не могу себе позволить это слово, потому что «чукча не писатель – чукча читатель». И каждая новая хорошая книга вызывает чувства сродни восторгу букиниста, нашедшего на развалах редкое издание.

Эта книга – «Обратная сторона войны» Александра Сладкова.

Ее я проглотил залпом. Блестяще! Нобелевская бендеровка рядом не стояла. Но автору Нобеля не дадут. По пятой графе не проходит. А вот на «Большую книгу», пожалуй, может претендовать.

Александр Сладков окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище в 1987 году. В 1992 старшим лейтенантом уволился из Вооруженных сил. И вот уже более 20 лет – военный корреспондент ВГТРК. Работал репортером «Вестей», программы «Зеркало». Теперь он ведущий «Военной программы» на телеканале «Россия-1».

Я знаком с ним с 1994 года. Как это произошло? Читайте в книге – там все написано.

О чем эта книга? О войне. И не только о ее обратной стороне, как указано в заглавии. Обратная сторона Луны ничем не отличается от видимой. Просто что не доступно глазу, то интереснее. С точки зрения автора, человек на войне и есть ее обратная сторона. Но нет, наоборот, это самая яркая и видимая ее составляющая. Обратная сторона – это военная политика и механизмы ее реализации. А вот об этом в книге нет. Автор иногда с сожалением пишет о том, что он никогда не узнает, почему случилось то или иное событие.

Эта книга не мемуары генерала, а записки солдата-окопника. Только его оружие не автомат, а телекамера. И в этом ее ценность.

Солдат войну не выбирает. В 90-х нам суждено было воевать на гражданской. Просто сейчас власть стыдливо старается избегать этого термина. Она из всех утюгов кричала, что в 90-е спасла страну от гражданской войны. Таджикистан, Абхазия, Чечня, а в наши дни Донбасс – война между гражданами одной страны, то есть гражданская. Об этом и пишет Александр Сладков. А еще о двух чужих конфликтах: в Афганистане (после нашего похода) и Сирии (пока до нашего участия).

Жизнь на войне – это главное в книге. Причем жизнь, написанная телевизионщиком. Жанр – репортаж. Текст почти отхронометрирован. Со стэндапами. Газетчик так бы не написал. Здесь нет лирики и рассуждений о смысле жизни. Как-то один мой знакомый журналист кричал на монтаже: «И еще добавьте 30 секунд аналитики». Вот так и в книге – на аналитику только 30 секунд.

Главное достоинство книги Сладкова – правда. В то время у демократов было два самых известных выражения по отношению к солдатам и офицерам, пришедшим с войны: «я вас туда (в Афганистан, Таджикистан, Абхазию, Чечню) не посылал» и «обостренное чувство справедливости». Это говорилось и писалось во всех СМИ и исполнялось во всех госструктурах. Со своим патологическим чувством ненависти к армии они даже не пытались понять, что справедливость, как и осетрина, второй свежести не бывает и чувство справедливости всегда обострено. И эти враги были опаснее душманов на фронте. В конце сентября 1993 года я улетал из Душанбе. По этому поводу командир 201-й дивизии полковник Виктор Тимофеев организовал дастархан. Пьем водку под плов. Настроение паршивое. Уже опубликован указ Ельцина от 21 сентября № 1400. После второй бутылки комдив говорит:

– Саша, возьми свой автомат в Москву.

– Вдруг удастся перестрелять этих гадов.

– Да я к тебе следующим почтовиком обратно. Хочу хоть неделю без автомата походить.

(К этому времени Ельцин уже разоружил армию. Все личное оружие было сложено в ящики и сдано на склады. В караул солдаты ходили без автоматов.)

В январе 1994 года командира дивизии сняли. Генерала он так и не получил.

Современным читателям сложно понять реалии 20-летней давности. Тогда, в 90-е, корреспондентов нужно было охранять от своих же солдат и офицеров больше, чем от противника. В войсках журналист – это враг, гораздо хуже, чем на той стороне. Все равно соврет в угоду редакциям, которые целиком на стороне противника. В конце 80-х была объявлена «свобода слова». Цель этой «свободы» – уничтожение страны. А это можно было сделать, только уничтожив армию. И вот «уникальные журналистские коллективы» НТВ (Гусинский), ОРТ (Березовский) и остальные СМИ с революционным задором принялись шельмовать Вооруженные силы. «Под прицельные залпы наветов и лжи мы уходим, уходим, уходим…» Редакции каждую неделю летали в Лондон на летучку, а вернувшись, добивали, истекающую кровью русскую армию. Находящегося у нас в плену корреспондента радио «Свобода» известного «перестройщика» Андрея Бабицкого в Чечне, как вражеского агента, меняли на русских солдат. Слово «масючка» (корреспондент НТВ Елена Масюк) было ругательством.

Результатом этой информационной войны против своей армии стала ее полная деградация. Потеря управляемости и разложение.

В книге Сладков правильно говорит о том, что на фронте распознавание по системе «свой-чужой» проходит на интуитивном уровне. Саша был свой. Поэтому ему верили и он был редким представителем нарождавшихся «своих» СМИ. Он спасал имидж корреспондента. Еще в Таджикистане можно было отличить нашего журналиста от чужого (иностранца или демократа). Под обстрелом свой корреспондент бежал, прикрывая собой камеру (очень дорогая), а чужак сам камерой прикрывался (жизнь дороже).

Жизнь корреспондента – это командировки. Жизнь Сладкова – командировки на войну.

Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит – Теркин дома,

Теркин снова на войне.

Александр Сладков – это Василий Теркин, у которого вместо винтовки Betacam. Он живет на фронте, а в родном Монине бывает наездами. Такой образ жизни мало кто понимает и принимает. Тем более в наши дни. На факультете журналистики МГУ теперь одни девушки. Даже на спортивном канале можно работать ведущим, не зная футбольных правил. В представлении этих телепузиков журналистика – сплошной светский раут. Официальные лица пресс-службы МО РФ говорят гламурным языком, используя слова и выражения, которых еще пару лет назад даже и не знали.

Сладков ушел на войну 20 лет назад и еще не вернулся. Почему? Читайте Хемингуэя и не спрашивайте, по ком звонит колокол. Война еще не закончилась.

Война – наркотик. Не в смысле отравы, а в смысле привыкания. И поэтому как только вернешься в Москву, тянет обратно. Ломка бывает тяжелой, знаю по себе. В 1997 году Ельцин уволил министра обороны генерала армии Игоря Родионова. Мне тоже пришлось уйти. Генеральный директор «Аэрофлота» маршал авиации Евгений Шапошников пригласил к себе создавать первую в гражданской авиации России пресс-службу.

Предстояла командировка в Бразилию. Рио-де-Жанейро, пятизвездочный отель, все включено и за счет компании. Звоню Сладкову:

– Саша, полетели

– Нет, я в командировку

– Так я тебя и приглашаю в командировку

– Я на войну в командировку

– Может, хватит? Штык в землю. Займись мировым рынком авиаперевозок.

– Нет, Василич, давай без меня. Мне до дембеля далеко.

Правда фронтовой жизни у Сладкова иногда переходит в натурализм. Но это правда, да и то еще не вся. Кто-то из чиновников поставил возрастное ограничение 18+. Бред. Эту книгу надо читать еще в школе. В 18 лет потенциальный читатель уже сам должен служить в армии.

Школьники про службу в армии практически ничего не знают. Когда власть сняла с офицеров погоны и прикрепила их на живот – многие вообще удивились, что в армии они есть. Неслужившее поколение знает о погонах только то, что они есть у американцев (из фильмов), у милиции-полиции (из сериалов), у прокуроров (по девочкам из новостей, причем чем моложе, тем больше просветов), в МЧС (из сводок о ЧП) и у судебных приставов (из личного опыта). К сожалению, общество, а особенно молодое, понятие не имеет об особой форме жизни – служении Родине. А в России служат только в церкви и в армии.

В Русской православной церкви есть уникальный опыт издания современных книг. Епископ Егорьевский Тихон после выхода своей книги «Несвятые святые» и другие рассказы» (премия «Большая книга» и самый крупный тираж в РФ с 1991 года – более 2 млн экз.) положил начало большой серии книг разных авторов под таким же названием. Авторы пишут о церкви, о жизни священства, монашествующих и мирян. Книги разлетаются из магазинов как птицы, и приходится допечатывать тиражи.

Полагаю, что надо начать издавать серию под брендом Александра Сладкова «Обратная сторона войны». Есть много журналистов, прошедших войну. Они и напишут. А как издавать? Видимо, надо обратиться к Сергею Шойгу? Или Николаю Панкову? Это могло бы быть отдельное издание Министерства обороны или «Библиотека «Красной звезды». А дальше – такие книги должны быть в каждой ленинской комнате – или как она теперь называется, – в школах и во всех библиотеках. Распространяться бесплатно…

Книга знакомит читателя с фронтовым бытом журналистов. В ней много пьют. Автор часто пишет, как он выпивал с хорошими людьми. В действующих частях таких большинство. С теми, кого Сладков не уважает, он не пьет. Это правда – мы из алкогольной культуры. И фронтовые 100 грамм не на пустом месте возникли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой хлебнем!

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнем.

Новый 1997 год не сулил ничего хорошего. Только что вернулись с министром из Брюсселя. Денежное довольствие не платили уже почти год. Офицеры Генштаба почти все устроились на подработку. В отделах оставляли только по одному дежурному. Под демократическую трескотню армия агонизировала. По коридорам Генерального штаба ходили генералы и полковники с планами ликвидации Военно-морского флота, Сухопутных войск, авиации и стратегических ракет: НАТО нас защитит, а содержать все это дорого. «Кругом измена, трусость и обман» (Николай I). Об этом периоде развала хорошо написал Виктор Баранец в своих книгах.

Было понятно, что Игорь Николаевич Родионов доживает на должности министра обороны последние дни. Но мне был нужен хоть какой-то позитив про Вооруженные силы РФ в центральных СМИ. Я хотел, чтобы услышали: «Армия умирает, но не сдается!»

В январе в Боснии предстояла ротация двух наших батальонов в воздушно-десантной бригаде, стоявшей там уже год. Звоню командующему ВДВ генерал-полковнику Георгию Шпаку. Прошу взять с собой. Он соглашается, но только на порядочных корреспондентов. Пул хороших журналистов давно сложился естественным образом: на войне. Телевидение – Александр Сладков, радио – Татьяна Клинская, фото – полковник Виктор Хабаров из «Красной звезды». Из Пскова должны были лететь в Тузлу на Ил-76 вместе с десантом. Вылет из гражданского аэропорта, который, как и все местные линии, в те годы уже не работал. Но погоды не было – сплошной туман. У журналистов всегда есть дежурная бутылка. Но как пить? Вокруг в зале 500 солдат – при них нельзя, а все служебные помещения закрыты. Единственная открытая и свободная комната – женский туалет. Отправляю Таню Клинскую на рекогносцировку, а сам подхожу к знакомому генералу:

– Долго еще? Туман вроде уходит.

– Часа три. Теперь Тузла закрыта.

– Тогда пойдем с нами по 100 грамм.

Заходим в женский туалет. Витя Хабаров достает из кофра мензурку, Саша Сладков разливает. Командировка началась.

Вечером уже в расположении нашей бригады в Углевике генерал-полковник Шпак пригласил на ужин. Обстановка благодушная. Сладков пытается выяснить, как будем восстанавливать армию вообще и ВДВ в частности. В этот момент в комнату заходит генерал-майор. Командующий тут же поднимает бокал:

– А вот, Александр, ответ на твой вопрос, что будет дальше с русской армией. Посмотрите на этого молодого генерала. Он олицетворяет собой будущее ВДВ и всех Вооруженных сил.

– А мы его знаем. Утром с ним в аэропорту в женском туалете водку пили из горлышка.

Классическая немая сцена из мхатовской постановки «Ревизора» рядом не стояла.

– Я всегда был уверен, что будущее ВДВ в надежных руках, закончил свой тост командующий.

«Эх, жалко камера выключена, – расстроился Александр Сладков, – ну да ладно», – и запел:

– От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

– С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год.

Российский журналист, спецкорреспондент студии общественно-политических программ ВГТРК. Специализируется на освещении военных событий и кризисных ситуаций.


1987 год - окончил Курганское авиационное высшее военно-политическое училище.

Проходил службу в Сибирском, Туркестанском, Ленинградском и Прикарпатском военных округах.

В 1992 году уволился из Вооружённых Сил Российской Федерации.

1992-1993 - корреспондент в районной газете «Время», «Голос России», на Радио России.

С 1993 года работает на телеканале «Россия».

Деятельность в качестве военного корреспондента

В качестве военкора работал в большинстве горячих точек на постсоветском пространстве. Освещал Приднестровский конфликт, гражданскую войну в Таджикистане, Грузино-абхазский конфликт и Чеченский конфликт.

Освещал военные действия в ходе войны НАТО в Афганистане, Ираке и Сербии и др.

Передавал репортажи из Грозного во время боёв в январе 1995 года, в марте и августе 1996 года, а также в январе 2000 года.

Освещал события, связанные с освобождением заложников в Буденновске, Кизляре и Первомайском.

Работал во время освобождения федеральными силами южных территорий Дагестана, подвергшихся нападению наёмников и чеченских боевиков в августе 1999 года, снимал репортажи о нападении НАТО на Югославию, Ирак.

Участвовал в освещении операции американской армии в Афганистане в 2001 году.

9 августа 2008 года направлялся для освещения событий войны в Южной Осетии. Автомобильная колонна, в которой находилась машина съемочной группы телеканала «Вести», попала под обстрел. Военный корреспондент Александр Сладков был ранен в ногу. Оператор Леонид Лосев получил две пули в руку. Видеоинженер Игорь Уклеин контужен. Они были доставлены в военный

госпиталь Владикавказа и прооперированы. Во время этого обстела был также ранен командующий 58-й армией генерал-лейтенант А. Н. Хрулёв. Жизнь журналисту спас майор Денис Васильевич Ветчинов, погибший в этом бою.

Фильмография

Документальные фильмы:

Фильм о событиях на Балканах.

Четырнадцать картин о событиях на Кавказе (совместно с режиссером Игорем Беляевым), в том числе «Вся война» (посвящена операциям 1994-1996 гг.), «Собачий вальс» (о событиях в Буденновске и Первомайске), «Операция без названия» (про штурм Грозного) и др.

«Афганистан. Между прошлым и будущим» В основе авторского фильма известные и малоизвестные события, происходившие в этой стране с момента вывода советских войск в 1989 году.

«Лорд, разведчик и другие… Чеченские истории» Этот фильм рассказывает о героических буднях сотрудников МВД Чечни, борющихся с остатками бандформирований на территории республики.

«Неизвестный солдат. Последняя командировка» Фильм о жизни и подвиге офицера группы «Вымпел», Героя России Дмитрия Разумовского, который отдал жизнь, спасая детей в Беслане.

Награды

Орден Мужества (2000) «За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга, и объективное освещение событий в Северо-Кавказском регионе».

Орден Почёта (1996) «За активное участие в создании и становлении Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании».

Именное оружие от Министра обороны России Маршала Российской Федерации И.Д. Сергеева (1999).

Ценный подарок от Минстра обороны России С.Б. Иванова (2007) «за активное содействие в решении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации».

Для справки.

Александр Сладков - российский журналист, специальный корреспондент студии общественно-политических программ ВГТРК. Специализируется на освещении военных событий и кризисных ситуаций.

В 1987 году окончил Курганское авиационное высшее военно-политическое училище. Проходил службу в Сибирском, Туркестанском, Ленинградском и Прикарпатском военных округах.

С 1992-го по 1993‑й, после увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации, работал корреспондентом в районной газете «Время», на «Радио России». С 1993 года работает на телеканале «Россия». С 2002 го - автор, руководитель и ведущий «Военной программы».

В качестве военного корреспондента побывал в большинстве горячих точек на постсоветском пространстве. Освещал Приднестровский конфликт, гражданскую войну в Таджикистане, грузино-абхазский конфликт и чеченский конфликт, а также военные действия в ходе войны НАТО в Афганистане, Ираке, Сербии и другие.

Передавал репортажи из Грозного во время боев в январе 1995 года, в марте и августе 1996 года, а также в январе 2000 года. Освещал события, связанные с освобождением заложников в Буденновске, Кизляре и Первомайском.

Работал во время освобождения федеральными силами южных территорий Дагестана, подвергшихся нападению наемников и чеченских боевиков в августе 1999 года, снимал репортажи о нападении НАТО на Югославию, Ирак. Участвовал в освещении операции американской армии в Афганистане в 2001 году.

9 августа 2008 года, направляясь для освещения событий войны в Южной Осетии, автомобильная колонна, в которой находилась машина съемочной группы телеканала «Вести», попала под обстрел. Военный корреспондент Александр Сладков был ранен в ногу. Оператор Леонид Лосев получил две пули в руку. Видеоинженер Игорь Уклеин был контужен. Они были доставлены в военный госпиталь Владикавказа и прооперированы. Жизнь журналисту спас майор Денис Васильевич Ветчинов, погибший в том бою.

Документальные фильмы Александра Сладкова

Фильм о событиях на Балканах.

Четырнадцать картин о событиях на Кавказе (совместно с режиссером Игорем Беляевым), в том числе «Вся война» (посвящена операциям 1994–1996 гг.), «Собачий вальс» (о событиях в Буденновске и Первомайске), «Операция без названия» (про штурм Грозного) и другие.

«Афганистан. Между прошлым и будущим». В основе авторского фильма известные и малоизвестные события, происходившие в этой стране с момента вывода советских войск в 1989 году.

«Лорд, разведчик и другие… Чеченские истории». Этот фильм рассказывает о героических буднях сотрудников МВД Чечни, борющихся с остатками бандформирований на территории республики.

«Неизвестный солдат. Последняя командировка». Фильм о жизни и подвиге офицера группы «Вымпел», Героя России Дмитрия Разумовского, который отдал жизнь, спасая детей в Беслане.

Орден Мужества (2000 год) - «За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга, и объективное освещение событий в Северо-Кавказском регионе».

Орден Почета (1996 год) - «За активное участие в создании и становлении Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании».

Именное оружие от министра обороны России Маршала Российской Федерации И. Д. Сергеева (1999 год).

Ценный подарок от министра обороны России С. Б. Иванова (2007 год) - «За активное содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации».

Женат, четверо детей.

Во время командировки на Осиповичский полигон, где проходило совместное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2013» посчастливилось познакомиться со многими неординарными людьми. Один из них - известный российский журналист, автор и ведущий «Военной программы» на телеканале «Россия» Александр Сладков.

Александр Валерьевич, как вы пришли в военную журналистику?

После сокращения Советской армии я уволился, пришел работать сначала в районную газету, затем на радио, потом перешел на телевидение. Так как я человек военный, эта специфика мне ближе. К тому же было много поводов для работы военных корреспондентов. Это и Приднестровье, и Таджикистан, Афганистан, Абхазия, Осетия…

Какие командировки вам запомнились больше всего?

Каждый раз мы ищем новые интересные темы. Бывает, само место серое, ничем не примечательное, но знаешь, что предстоит встреча с интересным человеком, который украсит любой репортаж. Иногда едем в место, в котором происходят громкие, яркие события. Везде разные интересы.

Я часто бываю на Кавказе. Мне очень интересен период Кавказской войны. Сейчас бы еще раз съездил в Сирию, потом в Дагестан, в Ингушетию, в Африку - в Конго.

Одна из ваших крайних командировок была в Сирию. Каково ваше мнение о военно-политической ситуации в этой стране?

Все, что там происходит по отношению к народу, населяющему Сирию, - несправедливо. Это народ, который никому не угрожает, не является каким-то центром агрессии и не дает повода, чтобы уничтожать эту страну, законы, которые в ней существуют, и поселить в ней хаос.

Наверняка не раз бывали случаи, когда вы находились в опасности…

Бывали, как и у многих людей. Бывали случаи, когда было страшно. Когда, например, летишь на вертолете и знаешь, что его могут сбить. Или когда едешь в неизвестное место и не знаешь, есть здесь мины или нет. Или когда находишься в каком-то городе, в котором некому тебя защитить. И ты понимаешь, что может случиться все что угодно. Но это нормально для человека - испытывать страх. Другое дело, как ведет себя человек, когда ему страшно. Есть работа, которую хочется сделать. Эта моя профессия, этим я занимаюсь. Мне интересно дать результат, достигнуть цели, которые я ставлю перед собой, - сделать репортаж лучше всех, быстре,е всех, объемнее, интереснее.

Откуда такой интерес именно к горячим точкам?

Там люди более открытые, больше героев, больше ярких персонажей. Там легче работать репортеру - люди более доступные. В обычных условиях человека нужно разговорить, войти, так сказать, к нему в душу. Там это сделать гораздо проще.

В горячих точках люди же не всегда воюют. В основном это рутина - дежурства, ожидание операции, подготовка к операции… Нужна сноровка, чтобы определить в толпе нужного тебе человека. Если в обычной жизни этот отбор более трудоемок, то на войне он попроще.

Можете вспомнить людей, которые вас поразили?

Если говорить о белорусах, я помню парня, который, являясь гражданином Беларуси, еще не успев оформить все документы, находился в Чечне во время конфликта в составе пограничных войск. Он был потомственным пограничником… Героев много на самом деле. Есть герои одного момента - вот сейчас загорелся танк, и он, до этого ничем не выделяясь, рискуя своей жизнью, вытаскивает людей. Также есть и те, у которых героизм проходит через всю жизнь, - это люди, которые всей своей судьбой, своим отношением, своей принципиальностью, своими взглядами на жизнь, своими поступками в обычной жизни действуют героически. Бывает, встречаешься с человеком, которого видел в одной военной кампании, потом - в другой, третьей… Вот он лейтенант, вот он майор, вот он полковник, вот он уже генерал. Интересно за такими людьми наблюдать.

Наверняка доводилось общаться и с боевиками…

Доводилось. И в разных ситуациях. И с пленными боевиками, и с боевиками в их привычной среде. Пленные боевики, конечно, жалкое зрелище, да и вообще пленный человек не вызывает восхищения. Я разговаривал и с нашими военнослужащими, которые находились в плену у Дудаева. В любом случае, когда человек берет в руки оружие - он может убить и быть убитым. И он соглашается и с тем, и с другим. Это другой человек - он на тропе войны. Он видит жизнь через забрало. А через забрало мир видится несколько иначе. Но это не значит, что боевики - это не враги. Это мои враги, моей семьи, Родины, человечества в целом.

Каковы ваши принципы в отношениях с людьми?

Один из моих принципов - с незнакомыми людьми нужно общаться как можно вежливее и проявлять как можно больше такта. Вообще людям нежелательно врать, формировать какую-то иллюзию в отношении собственной персоны. Не хотелось бы, чтобы про тебя плохо говорили. Здесь один из критериев - это возврат. Если ты видишься снова, и тебя принимают с распростертыми объятиями, то, скорее всего, ты правильно поступаешь по отношению к этому человеку. Кто-то не усложняет этот процесс. И это тоже нормально. Кто-то делит людей на сугубо плохих и сугубо хороших, и тогда плохие для них не существуют, а хорошим они преданы. Нужно уметь прощать человека, прощать его слабости и всегда стараться быть с теми людьми, у которых можно что-то почерпнуть, чему-то научиться. Подумать: мог бы ты так поступить, так же действовать в той или иной ситуации? Вообще это складывается не из отношений между людьми и собственного опыта, а из книг. Имам Дагестана и Чечни Шамиль любил повторять: «Так в книгах пишут». Я глубоко воспринимаю это высказывание. Мы всегда задумываемся, как поступить в той или иной ситуации. На самом деле в классической литературе все ситуации уже давно описаны…Нравственность, мораль заложены в знаниях. В одиночку, самостоятельным путем это не вырабатывается.

Какие ваши любимые книги?

В основном историческая литература. Я увлекаюсь Северным Кавказом. Люблю Василия Потто. Люблю Флеминга, Реймонда, он же Чейз. Люблю вещи легкие, приключенческие: Майн Рид, Фенимор Купер.

Обязательно читаю каждый день. В моей профессии и читать нужно каждый день, и писать - каждый день.

А что вы считаете самым главным в профессии репортера?

Самое главное - это человек. Многие гонятся за взрывами, выстрелами, чтобы была динамика в кадре. На самом деле важен человек, как в нем, в его мыслях отражается все это происходящее. Это уже более сложная работа. Когда находишь персонажа, героя, раскрываешь его, делаешь доступным в первую очередь для себя, для своего понимания. Хотя Фрейд говорил, что изучать человека нужно не менее десяти лет. А если это женщина - то на это всю жизнь приходится положить. А здесь нужно быстро все сделать, понять и не наврать людям о нем. Раскрыть его - вот это самое главное. Человек - в центре всего, он самое ценное.

Что бы вы посоветовали более молодым журналистам?

Много моих собратьев - журналистов, репортеров пытаются раскрыть себя в экстремальных условиях. Безусловно, важно - сможешь ли ты заставить себя дойти до определенного места, снять репортаж. Но более важной работы, чем поиск важного в осложненных условиях, нет. Попробуй найти героя в мирной жизни, чтобы все читали раскрыв рот. А когда за твоей спиной горит город и взрывается все - тебя и так будут смотреть. А ты попробуй делать интересные вещи в обычных условиях - это самое важное. Это можно сделать только путем поиска персонажей и их раскрытия. Есть же люди, которые говорят: вчера виделся с таким интересным человеком! И начинает рассказывать. Репортер должен уметь так же интересно рассказать о человеке в обычной жизни.

Что вы любите, а чего не любите делать?

Я пишу, плаваю, занимаюсь спортом - играю в хоккей. Сейчас новый хоккейный сезон начнется. Не люблю мыть пол, но, слава богу, у меня есть кому заняться этим в семье. Я бы, например, никогда не согласился быть видеооператором на свадьбе. Но если моей семье это будет надо, я смогу делать все что угодно. Ну, кроме предательства и других известных безнравственных вещей.

В людях не люблю тупость, хитрость - с такими неуютно, хотя хитрость и лукавство разные вещи. Не люблю агрессивных, непредсказуемых. Люблю дерзких, смелых, решительных. Люблю чувствовать себя частью мужского коллектива.

Какие впечатления о Беларуси?

Во‑первых, огромное количество моих друзей родом из Беларуси. И даже сейчас я часто очень слышу, когда мой друг говорит: я поеду в Беларусь - домой съезжу. И сейчас, проезжая Бобруйск, Осиповичи, Минск, Гомель, Могилев, я вспоминаю, что мои друзья отсюда.

Здесь я не чувствую себя на территории другого государства. Но мне бы хотелось, чтобы наши отношения были более стабильными и доверительными. Я не говорю, что надо стать одним государством. Стандарт должен быть один - это дружба, взаимопожертвование наших стран.

Что касается учения, я отметил для себя очень интересный элемент быта. Белорусской стороной полевой лагерь подготовлен безупречно. Но я бы предпочел наблюдать за двусторонним учением, где каждая сторона имела бы возможность для маневра, нестандартных действий, для свободы в определенных рамках замысла. Также считаю, что необходимо искать какой-то дальнейший практический путь применения всем тем навыкам, которые применены на этом учении. Может быть, это совместная борьба с пиратами, например. Почему бы и нет?

Беседовал капитан Дмитрий Лобашов, [email protected], фото Ирины Малиновской

В первый день ноября в Симферополь по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» приехал журналист, чье имя хорошо известно, как в России, так и за ее пределами. Военкор Александр Сладков побывал практически во всех «горячих точках» на территории бывшего Советского Союза.

Репортер в точке конфликта

Тема встречи с крымскими журналистами, политологами, студентами и просто неравнодушными людьми — «Война как принцип жизни. Репортер в точке конфликта» — напрямую касалась основной профессии Александра Сладкова, военной журналистики. Он и сам понимает: каждый репортаж может стать последним. Однако освещение военных событий и кризисных ситуаций для него — не просто влечение к экстриму и получение очередной дозы адреналина, а желание разобраться в проблеме, показать всю ее глубину, сложность и боль.
Репортажи Сладкова шли из Грозного во время боев в чеченской столице в январе 1995 года, в марте и августе 1996 года, а также в январе 2000-го. Он освещал события, связанные с освобождением заложников, в Буденновске, Кизляре и Первомайском. Работал во время освобождения южных территорий Дагестана, подвергшихся нападению наемников и чеченских боевиков в августе 1999 года, снимал репортажи о нападении НАТО на Югославию и Ирак, участвовал в освещении операции американской армии в Афганистане в 2001 году. Александр Сладков — автор документального фильма о событиях на Балканах и четырнадцати картин о событиях на Кавказе.
Своим опытом в подготовке репортажей из «горячих точек» автор и ведущий «Военной программы» телеканала «Россия» делится с практикующими журналистами и студентами. В частности, в Южной Осетии, в рамках «Школы журналистского мастерства» военкор проводит тренинги для работников масс-медиа.

Спасти любой ценой

Именно с темы Южной Осетии началась встреча в симферопольской гостинице «Москва», где был показан один из фильмов Сладкова — «Спасти любой ценой» о пяти августовский днях 2008 года, ставших испытанием для жителей столицы Южной Осетии Цхинвала, дислоцировавшихся там российских миротворцев и направленных им на помощь частей российской армии.

«Спасти любой ценой» — не просто документальный фильм о войне. Это лента, где четко прослеживается эффект присутствия журналиста — Сладков здесь не наблюдатель, он — участник, собеседник. Прямая речь российских солдат и офицеров перемежается операторской съемкой одной стороны конфликта и видео из мобильных телефонов другой. Грузины тоже снимали — как нападали на миротворческий батальон, как стреляли по мирным жителям, как уже чувствовали себя победителями, подбадриваемые американским военным инструктором…
Устало идут из разбомбленного Цхинвала беженцы, сосредоточенно смотрит на карту местности командующий 58-й армией Анатолий Хрулев, улыбается в камеру еще живой военный, ценой своей жизни спасший Александра… А начинается фильм кадрами уже из мирной жизни. Спустя год в потрепанный войной Цхинвал Сладов и его товарищи везут памятник. Чтобы помнили горожане, кто спас их и какой ценой.

Никто не забыт и ничто не забыто?

После Цхинвала многие бойцы получили боевые награды, жители освобожденной столицы Южной Осетии встречали их как героев. А что же было потом?

— Помните книгу Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда?», — говорит Сладков. — Думаю, помните. Но потом, уже в Париже, он написал, как это было на самом деле. Так и мне сегодня, пожалуй, немного стыдно за пафос этого фильма. Почему стыдно? Да потому, что потом все, кто получил Звезду Героя, ушли из армии, генерала Хрулева уволили, а 135-й полк расформировали. Многие солдаты и офицеры потом долго обивали пороги военкоматов, чтобы их признали участниками боевых действий… Это вообще была странная война. Грузины — ну, какие они враги! В последнее время вообще что-то не то происходит — напряженные отношения с Украиной, Белоруссией… Почему мы все не можем найти в себе силы просто любить и уважать друг друга?

Военкор — профессия особая

Александр Сладков — не просто журналист, а бывший военный летчик. Как сам признается, это во многом помогает понять ситуацию, трезво оценить обстановку. Но вопрос об особенностях подготовки военных корреспондентов отвечает:
— Да, есть такие курсы «Бастион». Работают там специалисты из ФСБ, Минобороны, МЧС, психологи, спецназовцы, работники полиции. Чему учат? Как вести себя в плену, понимать специфику арабского мира, найти общий язык с американскими военными…

— Приходилось общаться с иностранными военными корреспондентами?

— И не раз! Работают они великолепно и организация труда у них — выше всяких похвал. Но вспоминаю, какую они тогда несли ахинею по поводу Грузии!

— Работа у Вас сложная. Как реабилитируетесь?

— Если вы о пьянстве, то увлекаться этим не рекомендую! А если серьезно, то командировки у нас бывают долгие: К примеру, в Чечню я уехал в августе, а домой направился только по первому снегу… Недавнюю командировку в Дамаск вспоминаю как некий курорт, разбавленный военными действиями. Жили мы в шикарной гостинице. Утром спускаешься, полчаса размялся на беговой дорожке, поплавал, в джакузи полежал, потом — завтрак. Дальше берем с собой камеру, шлем, бронежилеты — и на работу. Доезжаем до города, оставляем машину, а дальше, как съемки на «Мосфильме» — танки, все разрушено. Бегать приходилось так, что за несколько часов терял четыре — пять кило! Потом — опять в гостиницу. Полежим немного и дальше работаем — монтируем, передаем… В Чечне, помню, наши коньячный завод захватили и стояли у нас две фляги — одна с коньяком, другая — с медом. А еще еды много было: людей убивали много, а еда оставалась…

В Америке — идеальная армейская система, а люди — «не тянут»

— Вы говорили о профессионализме подготовки западных, в том числе и американских военных корреспондентов. А что скажете о подготовке американской армии?

— Армейская система США, можно сказать, близка к совершенству — рекрутинг, подготовка, юридическое сопровождение. Тамошние специалисты в два счета уговорят желающего служить в разведке стать водителем грузовика. Аргументы такие приведут — и сам не заметишь, как согласишься. А вот люди, мягко, говоря, «не тянут». Рисковать жизнью, спасая товарищей, балансировать на грани — не для них. С местными у них разговор один — сразу автоматная очередь. А наши запросто договорятся, еще и продадут им что-то да, глядишь, и подружатся. Американцы — другие, у них мотивации нет, куража нашего. Вспоминаю слова генерала Лебедя: «В армии должны служить такие люди, которые, если раз в день кому-то в морду не дадут, то плохо себя чувствуют». А у нас таких людей много! Есть у нас еще одно преимущество: мы быстрее переходим из мирного состояния в военное и обратно. У них пришел с войны — и впал в депрессию, начал испытывать моральные страдания, к психологам ходить на реабилитацию… А у нас вернулся с фронта, попил неделю — и не завод! Генетика другая.

«Израиль хотел бы, чтобы в Сирии воевали вечно»

— Александр Валерьевич, вернемся к положению в Сирии. Каким вы видите дальнейший сценарий военных действий?

— На мой взгляд, главная проблема там — фактическое отсутствие границ. Границы с Ливией, Иорданией, Турцией открыты. А в самой стране — мясорубка. С одной стороны — солдаты Асада, с другой — сунниты и наемники. На границе Турции и Сирии — пятнадцать лагерей беженцев. Именно там американские инструкторы из местных готовят также инструкторов, задача которых — уже непосредственная подготовка боевиков. Наших только из Чечни там человек триста. Есть и воюющие на стороне Асада. Кому выгоден этот жуткий конфликт? Прежде всего, Израилю. Один из бывших руководителей этой страны так и сказал: «Мы бы хотели, чтобы там воевали вечно». Что тут добавить?

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Алекса́ндр Вале́рьевич Сладко́в (род. 1 апреля , Монино , Московская область) - российский военный журналист , специальный корреспондент студии общественно-политических программ ВГТРК .

Биография

С 2014 года - член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации .

Деятельность в качестве военного корреспондента

В качестве военкора работал в большинстве горячих точек на постсоветском пространстве . Освещал Приднестровский конфликт , гражданскую войну в Таджикистане , Грузино-абхазский конфликт и Чеченский конфликт .

Освещал боевые действия в ходе военной операции НАТО в Афганистане , Ираке и Сербии .

Освещал события, связанные с освобождением заложников в Будённовске , Кизляре и Первомайском.

Работал во время освобождения федеральными силами южных территорий Дагестана , подвергшихся нападению наёмников и чеченских боевиков в августе 1999 года .

Фильмография

Документальные фильмы:

  • Фильм о событиях на Балканах.
  • Четырнадцать картин о событиях на Кавказе (совместно с режиссёром Игорем Беляевым), в том числе «Вся война» (посвящена операциям 1994-1996 гг.), «Дорога в Ад» (о событиях декабря 1994 года и начале января 1995 г. в Грозном), «Собачий вальс» (о событиях в Будённовске и Первомайске), «Операция без названия» (про штурм Грозного) и др.
  • «Неизвестный солдат. Последняя командировка» (2004) - фильм о жизни и подвиге офицера группы «Вымпел», Героя России Дмитрия Разумовского, который отдал жизнь, спасая детей в Беслане .
  • «Найти и уничтожить. Конец банды Гелаева» (2005) - о деятельности известного международного террориста Руслана Гелаева и об операции по уничтожению его отряда .
  • «Парад Победы» (2005) - в фильме рассказывается о деталях подготовки к параду Победы 2005 года , а также о неизвестных ранее подробностях подготовок парадов прошлых лет .
  • «Афганистан. Между прошлым и будущим» (2005) - в основе авторского фильма лежат известные и малоизвестные события, происходившие в этой стране с момента вывода советских войск в 1989 году .
  • «Лорд, разведчик и другие… Чеченские истории» (2007) - фильм рассказывает о героических буднях сотрудников МВД Чечни, борющихся с остатками бандформирований на территории республики .
  • «Гвардия. Мы были простыми смертными» (2009) - документальный фильм состоит из нескольких новелл, посвящённых подвигам различных участников Сталинградской битвы .
  • «Спасти любой ценой» (2009) - фильм о войне в Южной Осетии в августе 2008 года . Кроме того, в фильме рассказывается о спасении съёмочной группы Александра Сладкова майором Денисом Ветчиновым .
  • «Огненная застава. Оставшиеся в живых» (2013) - фильм о бое на 12-й пограничной заставе Московского погранотряда Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан 13 июля 1993 года .
  • «Пылающий август» (2013) - фильм, снятый к пятилетию со дня начала вооружённого конфликта в Южной Осетии .

Награды и премии

  • Орден Мужества (2009 год)
  • Орден Мужества (2000 год) - за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга, и объективное освещение событий в Северо-Кавказском регионе
  • Орден Почёта (1996 год) - за активное участие в создании и становлении Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
  • Именное оружие от министра обороны России Маршала Российской Федерации И. Д. Сергеева (1999 год)
  • Премия «Золотое перо России » (2001 год) в номинации «Добрый поступок - доброе сердце»
  • Приз «Хрустальная фляжка» (2002 год) - за участие в создании многосерийного документального фильма «Кавказский крест»
  • Премия «За возрождение России» (2005 год) - за авторский цикл программ «Шинель» на «Радио России »
  • Конкурс «Щит и перо» (2006 год) - приз губернатора Ульяновской области Сергея Морозова , диплом за создание документального фильма «Операция „Муслим“. Дагестанский детектив»
  • Премия ФСБ (2006 год) в номинации «Телевизионные и радиопрограммы» за документальный фильм «Конец „Черного Ангела“»
  • Ценный подарок от министра обороны России С. Б. Иванова (2007 год) - за активное содействие в решении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации
  • Орден Дружбы (26 июня 2013 г., Южная Осетия) - за большой личный вклад в развитие дружественных российско-южноосетинских отношений, высокий профессионализм, мужество и самоотверженность, проявленные при освещении грузинской агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года
  • Национальная литературная премия «Щит и меч Отечества» (2014 год) - за многолетнюю работу по освещению проблем ВПК и созданию образа защитника Отечества
  • Премия «Человек года - 2015» Русского биографического института в номинации «Журналистика» (9 декабря 2015 года) - за мужество и профессионализм

Семья

Напишите отзыв о статье "Сладков, Александр Валерьевич"

Примечания

  1. Балутенко, Максим. . Время новостей , № 162 (2 сентября 2003). - Кроме того. Проверено 29 апреля 2016.
  2. . Государственный интернет-канал «Россия». - Крутой маршрут. Проверено 29 апреля 2016.
  3. . Утро.ru (16 февраля 2005).
  4. . Труд (5 мая 2005).
  5. . Профиль (2 февраля 2009).
  6. . Россия-1 .
  7. . Российская газета (6 августа 2013).
  8. . NEWSru.com (26 января 2001).
  9. . Коммерсантъ (12 января 2002).
  10. . Вести.ру (8 декабря 2005).
  11. . Агентство национальных новостей (30 сентября 2006).
  12. . NEWSru.com (8 декабря 2006).
  13. . Аргументы и факты (24 декабря 2014).
  14. . Вести.Ru (9 декабря 2015). - Общество. Проверено 9 декабря 2015.
  15. . Русский биографический институт. - Человек года. Проверено 9 декабря 2015.
  16. . Комсомольская правда (8 июня 2010).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сладков, Александр Валерьевич

Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]
Наполеон поехал дальше, мечтая о той Moscou, которая так занимала его воображение, a l"oiseau qu"on rendit aux champs qui l"on vu naitre [птица, возвращенная родным полям] поскакал на аванпосты, придумывая вперед все то, чего не было и что он будет рассказывать у своих. Того же, что действительно с ним было, он не хотел рассказывать именно потому, что это казалось ему недостойным рассказа. Он выехал к казакам, расспросил, где был полк, состоявший в отряде Платова, и к вечеру же нашел своего барина Николая Ростова, стоявшего в Янкове и только что севшего верхом, чтобы с Ильиным сделать прогулку по окрестным деревням. Он дал другую лошадь Лаврушке и взял его с собой.

Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.
Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
– Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
– Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.