Болезни Военный билет Призыв

Ближний Восток (Near East) - это. Период Новой Истории, с XV-го по XVIII-й в

Для нанесения мощного удара по врагу на юге к августу 1944 г. сложились благоприятные условия. Гитлеровское командование ослабило свою группировку южнее Карпат, перебросив из состава группы армий «Южная Украина» в Белоруссию и Западную Украину до 12 дивизий, в том числе 6 танковых и 1 моторизованную. Важное значение имело и то обстоятельство, что под влиянием побед Красной Армии происходил рост движения Сопротивления в странах Юго-Восточной Европы. Продвижение туда Красной Армии неизбежно должно было способствовать усилению освободительной борьбы и краху фашистских режимов на Балканах, что имело также большое значение для ослабления тыла нацистской Германии.

Гитлер и фашистский генералитет понимали исключительное значение румынского участка фронта, прикрывавшего путь к южным границам третьего рейха. Удержание его было необходимо для продолжения войны. Немецко-фашистское командование заранее приняло срочные меры для укрепления своих позиций на балканском направлении. В течение четырех-пяти месяцев от Карпат до Черного моря на 600-километровом фронте была создана мощная оборона. Боеспособность противника расшатывалась недоверием и отчужденностью, существовавшими между немецкими и румынскими войсками. Кроме того, в тылу врага на территории Советской Молдавии все более активно действовали партизанские отряды. Выше отмечалось также, что группа армий «Южная Украина» была существенно ослаблена переброской в июле - августе части его сил на центральный участок советско-германского фронта.

Ставка Советского Верховного Главнокомандования решила нанести мощный удар по южной группировке противника силами 2-го и 3-го Украинских фронтов, в составе которых было 1250 тыс. человек, 16 тыс. орудий и минометов, 1870 танков и САУ, 2200 боевых самолетов. Эти войска во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией должны были прорвать оборону врага на его флангах, а затем, развивая наступление, окружить и уничтожить противника в районе Яссы - Кишинев. В то же время намечалось развернуть наступление в глубь Румынии и к границам Болгарии.

Войска 2-го Украинского фронта (командующий генерал Р. Я. Малиновский, член Военного совета генерал И. З. Сусайков, начальник штаба генерал М. В. Захаров) главный удар наносили из района северо-западнее Ясс в направлении на Васлуй. 3-й Украинский фронт (командующий генерал Ф. И. Толбухин, член Военного совета генерал А. С. Желтов, начальник штаба генерал С. С. Бирюзов) главный удар наносил с днепровского плацдарма южнее Тирасполя. Черноморскому флоту в предстоящей операции ставилась задача высадить десанты в Аккермане и на морском побережье, наносить удары авиацией по портам Констанца и Сулина, уничтожить вражеские корабли в море, содействовать сухопутным войскам в форсировании Дуная. К участию в Ясско-Кишиневской операции привлекались все рода войск, в том числе крупные бронетанковые силы и авиация.

Ясско-Кишинёвская операция началась 20 августа 1944 года. 24 августа был завершен первый этап стратегической операции двух фронтов - прорыв обороны и окружение ясско-кишиневской группировки противника. В кольце советских войск оказались 18 дивизий - главные силы 6-й немецкой армии. Королевская Румыния с ее политическим и социальным строем переживала глубокий кризис. Военно-фашистская клика Антонеску, опиравшаяся на союз с гитлеровцами, должна была рухнуть. 23 августа, когда правительство приняло решение мобилизовать все силы нации на продолжение войны, Антонеску явился в королевский дворец, чтобы просить короля Михая выступить по этому поводу с обращением к народу. Однако во дворце Антонеску, а вслед за ним и другие министры его правительства были арестованы. Под ударами патриотических сил фашистский режим рухнул, не сумев организовать сопротивления. В защиту фашистской клики Антонеску не выступило ни одно подразделение румынской армии.

После устранения Антонеску король в контакте с дворцовыми кругами сформировал правительство во главе с генералом К. Санатеску. Вошли в него и представители партий национально-демократического блока, в том числе и Компартии. Это объяснялось тем, что новое правительство обязалось обеспечить немедленное прекращение военных действий против стран антигитлеровской коалиции, вывод страны из антисоветской войны, восстановление национальной независимости и суверенитета.

Советское правительство в ночь на 25 августа передало по радио заявление, в котором подтверждались условия перемирия с Румынией, выдвинутые СССР еще 12 апреля 1944 г. В заявлении говорилось, что «Советский Союз не имеет намерения приобрести какую-либо часть румынской территории или изменить существующий социальный строй в Румынии, или ущемить каким-либо образом независимость Румынии. Наоборот, Советское правительство считает необходимым восстановить совместно с румынами независимость Румынии путем освобождения Румынии от немецко-фашистского ига». События развивались в сложной и острой борьбе. Правительство Санатеску на деле не хотело воевать против фашистской Германии. Румынский генштаб дал указание не препятствовать отходу немецких войск с румынской территории, а король Михай сообщил германскому послу Киллингеру, что германские войска могут беспрепятственно уйти из Румынии. Ожесточенные бои в румынской столице и на подступах к ней велись с 24 по 28 августа. Исход этой борьбы определялся тем, что основные силы немецко-фашистских войск были окружены в районе юго-восточнее Ясс. Вооруженное восстание в Бухаресте завершилось победой патриотических сил. Когда происходили эти события, советские войска продолжали вести бои по уничтожению окруженной группировки, что и было достигнуто к 4 сентября. Все попытки врага вырваться из кольца не увенчались успехом, ускользнуть из него удалось лишь командующему группой армий Фриснеру и его штабу. Наступательные операции в течение всего этого времени не прекращались. Войска фронтов большей частью своих сил (около 60%) продвигались в глубь Румынии.

Полностью была освобождена Молдавская ССР, население которой в годы фашистской оккупации страдало от беспощадной эксплуатации, насилий и грабежа со стороны румынских захватчиков. 24 августа 5-я ударная армия генерала Н. Э. Берзарина заняла Кишинев, куда вернулись затем ЦК Компартии и правительство Советской Молдавии. Советские войска продвигались на трех главных направлениях: карпатском, открывающем путь в Трансильванию; фокшанском, ведущем к плоештинскому нефтяному центру и к столице Румынии; измаильском (приморском).

31 августа 1944 , наступающие войска вступили в освобожденный Бухарест. На карпатском направлении шли упорные бои. Противник, используя горно-лесистую местность, оказывал упорное сопротивление. Прорваться с ходу в Трансильванию наступающим войскам не удалось.

Ясско-Кишиневская операция 2-го и 3-го Украинских фронтов завершилась вступлением войск в Плоешти, Бухарест и Констанцу. В ходе этой операции войска двух фронтов при поддержке Черноморского флота и Дунайской флотилии разгромили основные силы вражеской группы армий «Южная Украина», прикрывавшей путь на Балканы. Под Яссами и Кишиневом были окружены и уничтожены 18 немецких дивизий, 22 дивизии и 5 бригад королевской Румынии. 12 сентября в Москве Советское правительство от имени союзников - СССР, Англии и США - подписало соглашение о перемирии с Румынией.

События на Ближнем Востоке в конце. х годов, и История образования Ирана. Предмет исследования является развитие тех тенденций, которые способствовали или препятствовали сближению позиций обеих стран, устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания. Проблема взаимоотношений мусульманского государства с европейскими державами, а так же вооруженные конфликты на ближнем востоке и обогащенье урана в мирных целях.

Хронологические рамки охватывают период конца XX - начало XXI века, когда новая Россия пересматривала свои внешнеполитические установки и на этой новой основе формировала отношения партнерства и взаимопонимания с сопредельными странами, а также с другими членами мирового сообщества.

Для выяснения устойчивости тенденций российско-иранского сотрудничества в курсовой, особенно в главе 3 и 1, проанализирован большой исторический материал, далеко выходящий за рамки обозначенного периода.

В целях выработки политических и научных прогнозов широко использованы новейшие факты истории международных отношений, в том числе и относящиеся к принципиально новому этапу их развития. 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран был подписан Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран вступил в силу 5 апреля 2002 года. Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации российско-иранских отношений на рубеже XX-XXI вв выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его. Для достижения указанной цели в курсовой решаются следующие задачи Определяются геополитические факторы, которые стимулировали и стимулируют сотрудничество России и Ирана, их стратегическое партнерство и взаимодействие в решении проблем, затрагивающих общие интересы в различных сферах взаимоотношений.

Прослеживается развитие российско-иранских отношений, исторических предпосылок на разных этапах становления духовно-культурных, экономических и политических контактов между двумя народами.

Выясняются геополитические последствия исламской революции в Иране и демократических преобразований в России для укрепления добрососедства двух стран на международной арене. Раскрываются особенности взаимовлияния России и Ирана на геополитическую обстановку в Центрально-азиатском регионе, механизмы воздействия их внешней политики на другие государства, имеющие интересы в Центральной Азии. Анализируются отдельные достижения и трудности в российско-иранских отношениях по их основным направлениям политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.

Оценивается значение общей борьбы с международными терроризмом для укрепления возможного сотрудничества в геополитическом треугольнике Иран - Россия - США. Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Были использованны сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общее и особенное в исследуемых политических процессах и определить тенденции их развития.

Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений российско-иранского партнерства. Раскрыть многообразие исторически сложившихся связей, обеспечивающих добрососедство двух стран, несмотря на конфликты и противоречия, возникающие в отношениях между ними. Как показывает материал курсовой, приливы и отливы в российско-иранских отношениях далеко не всегда зависели от действий и устремлений двух сторон, влияния на них международной региональной или общемировой ситуации, а определялись многофакторным воздействием принадлежности той и иной страны к разным цивилизациям, общественно-экономическим формациям, этно-культурным общностям.

Это требовало и требует исключительно чуткого отношения к интересам каждого из народов, готовности идти на уступки во имя добрососедства, умения оказать необходимую помощь без ущемления достоинства и игнорирования традиционного уклада общественно-экономической и духовной жизни получающего эту помощь соседа.

Труды российских ученых, специально посвященные анализу современного состояния российско-иранских отношений, в которых дается характеристика текущих событий и процессов, связанных с развитием этих отношений, и те, в которых освещение таких событий осуществляется через призму, в том числе и путем их сопоставления с явлениями ставшими достоянием прошлого.

К сожалению, проблемы развития российско-иранских отношений в 90-е гг. XX века и в начале XXI века монографий, диссертаций пока еще не создано.

Преобладают статьи в сборниках, выпущенных различными научными центрами, публикации в периодической печати, как научной, так и рассчитанной на массового читателя. Выводы, к которым приходят их автор Джекшенкулов А.Д. в книги Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе - М 2000г. сводятся к тому, что существуют все необходимые объективные предпосылки для расширения и углубления российско-иранского равноправного сотрудничества. Трудности Ирана и России, тормозящие такое сотрудничество приходится постоянно оглядываться на позицию государств, опасающихся дальнейшего сближения России и Ирана, вполне преодолимы.

Иран готов занять место в ряду экономически развитых стран. Россия преодолевает последствия кризисной ситуации в своей экономике. Так что обе страны могут взаимодействовать на равных, что соответствует основным внешнеполитическим установкам того и другого государства Источники. В интересах всестороннего освещения избранной темы мы использовали широкую источниковую базу. Прежде всего, речь идет о выступлениях руководителей России и Ирана, глав их дипломатических ведомств, информационно-аналитических материалах, опубликованных в современной периодической печати или хранящихся в фондах архивов президентских сайтов и на сайтах министерства иностранных дел и текущего делопроизводства государственных органов той и другой страны. Проанализированы также материалы документальных сборников по истории России, Ирана и их внешнеполитической и внешнеторговой деятельности.

В качестве источников использованы сообщения прессы, а также некоторые произведения иранских авторов, в которых дается оценка состояния и развития российско-иранских отношений, в частности, материалы иранского журнала по изучению Центральной Азии и Кавказа Аму- Дарья. У большинства иранских авторов - свой подход к освещению отношений с Россией и СССР. Тем не менее, после исламской революции преобладающим в этих трактовках стал тезис о возможности и жизненной важности для Ирана партнерства и добрососедства с Россией.

Глава 1. Центрально Разведывательное УправленияИсторические, политические, экономические, составляющие Ирана 1.1 Иран расположен в Юго-западной Азии, общая территория равна 1 648 000тыс. км. Столица Ирана - Тегеран с чичленостью12 млн. правка 1 . Крупнейшие города - Мешхед 1,5 млн Исфаган 1млн Тебриз 852 тыс Шираз 800 тыс В административном отношении делится на 27 провинций.

Население на 2004 год составляло 64.7 млн. жителей.

В этнический состав населения входят персы 51 , азербайджанцы 27 , курды 5 , луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, и представители других национальностей. Официальный язык - персидский фарси. Государственная религия- ислам шиитского толка исповедует 90 населения. Денежная единица- риал. Форма правления - республик. Глава государства - Махмуд Ахмадинежад. Руководитель страны - аятолла. Аятолла - Али Хосейн Хаменеи с 1989. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского народа меджлис. 1.2 Иран до 1935года был Персией, являясь одним из самых древних государств Азии. В результате колониальной экспансии Англии и России к концу девятнадцатого века превратился в их полуколонию.

Стремясь к полному контролю над национальным богатством и использованием важного стратегического положения страны, английское правительство в 1921 году спровоцировало государственный переворот, в результате которого в стране утвердилась диктатура военного министра Реза Пехлеви.

В 1925 году Р. Пехлеви провозглашен шахом Ирана. После 2-ой мировой войны, следуя в фарватере политики США и других западных стран, Иран становится членом блока СЕНТО в 1955г. В результате заговора, инспирировано ЦРУ3, в 1953 году было свергнуто законное правительство М.Мосаддыка, проводившее политику укрепления независимости страны. Оттеснив в результате переворота своих партнеров, США, опираясь на шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, заняли в Иране главенствующие позиции.

В 1959 году шах заключил с США военное соглашение, усилившие американское присутствие в этом регионе. В 60-х годах вследствие участившихся антиправительственных выступлений правящие круги вынуждены были провести некоторые социально- экономические реформы - так называемую белую революцию, которая имела целью ускорить развитие страны по западному образцу. В 1967 году вошел в План Коломбо. В 1978 по 1979 года в Иране развернулась борьба против шахского режима, в которой приняли участие представители практически всех слоев иранского общества.

Активную роль играло шиитское духовенство, стремившееся восстановить в стране ценности ислама. В Феврале 1979года произошла антимонархическая революция, свергнувшая шахский режим. В феврале 1972 года Иран провозглашен Исламской Республикой. Действует конституция, утвержденная на референдуме 03.12.1979 года. Государственная власть осуществляется независимым друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного руководителя страны - аятоллы Сейеда Али Хаменеи.

Президент избирается прямым голосованием сроком на 4 года, одновременно возглавляя кабинет министров. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского совета меджлис, состоящий из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Согласно конституции Исламской Республики Ирана ИРИ и принятому в 1981 году закону в Иране была запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций.

В 1988 году было объявлено, о разрешении официально регистрировать партии и организации, не ставящей своей цель изменение существующего режима. Существуют ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства придерживается прагматических позиций, Ассоциация борющихся духовников выступает за фундаменталистский курс страны. Среди оппозиционных режиму организаций наиболее заметными являются Движение за свободу Ирана - основана в 1961 году, генеральный секретарь - И. Язди. Демократическая партия Иранского Курдистана - основана в 1945 году, вышла на политическую арену после длительных преследований весной 1979 года, но в августе того же года была запрещена.

Ведет вооруженную борьбу за предоставление Иранскому Курдистану автономии в рамках Ирана. Народная партия Ирана - создана в октябре 1941 года, преемница Иранской компартии. В марте 1979 году объявила о начале легальной деятельности, выразив готовность сотрудничать с шиитским духовенством в интересах укрепления национальной независимости страны, обеспечением демократических прав и свобод.

Организация федаев иранского народа большинство ОФИНб и Организация моджахедов иранского народа ОМИН действует в подполье. В оппозиции находится группировки клерикального, про -монархического и либерально-буржуазного направления. Сразу после революции определенные круги духовенства во главе с религиозным лидером шиитов аятоллой Р. Хомейни, тесно связанные с мелкой буржуазией и крупными землевладельцами оттеснили все другие политические силы, взяв курс на монополизацию власти в стране.

При этом под давлением народных масс религиозное руководство провело ряд мероприятий по ликвидации населения шахского режима. Иран провозгласил своей целью освобождение страны от всех форм зависимости от империализма в защиту национальных интересов, выйдя из блока СЕНТО, вступив в Движение неприсоединения.

Однако проведения важных социально - экономических преобразований обещанных духовенством, так и не было осуществлено. Около 80 обрабатываемых земель по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть которых составляет духовенство. Положение в стране серьёзно осложняется и нерешённостью национального вопроса. Курды, туркмены, белуджи и другие нацменьшинства выдвигают требования о представлении им национальной и культурной автономии что было невозможным. В результате ирано-иракской войны начавшейся в 1980 году, стране был нанесён значительный экономический ущерб более 700 млрд. дол выведено из строя около 60 мощностей перерабатывающей промышленности.

Война ежегодно обходилась Ирану в 13-14 млрд. дол на военные нужды расходовались более 40 бюджетных средств. В августе 1988 года благодаря усилиям Организации Объединенных Наций ООН была достигнута договоренность о прекращении огня и начале мирных переговоров между Ираном и Ираком. Выраженная Ираком готовность признать и уважать Алжирские соглашения 1975году была благоприятно встречена в Иране и способствовала нормализации отношений между двумя странами. На нынешнем этапе курс иранского руководства на международной арене, в особенности его, прагматически настроенного крыла, возглавляемого президентом, характеризуется попытками вывести страну из изоляции.

Связанной с чрезмерной идеологизированностью внешнеполитических концепций. Определённой трансформации подверглась позиция Исламской Республики Ирана ИРИ по целому комплексу международных и региональных проблем. Иран является член ООН с тысяча девятисот пятого года. Дипломатические отношения между Ираном и Российской Федерацией были установлены 20.05.1920 года. Национальным праздником считается 11 февраля - День Революции Внутри политическое положение в Иране в настоящее время характеризуется стремлением президента и возглавляемой им исполнительной власти укрепить свои позиции. В результате парламентских выборов в апреле - мае 1996 года, привели к Валовой национальный продуктопределенному укреплению влияния радикальной части исламского духовенства в меджлисе, способность этого законодательного органа противостоять исполнительной власти в определенной мере возросла.

В тоже время происшедшая в результате выборов перегруппировка сил в среде правящего духовенства не повлияла на сохранение его монополии на власть в стране. В Иране по-прежнему отсутствует какой-либо политический или идейный плюрализм. 1.3 Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью.

Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия.

Ведется добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Есть машиностроение и металлообработка, а также пищевкусовая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов. Выращивают пшеницу, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тросник, табак, чай, орехи, фисташки. Разводят овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот коров, быков. Экспорт сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция.

Импорт продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага, средство автоматики. Основные торговые партнёры являются Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония. Важнейшей отраслью экономики страны является нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая промышленность.

Она обеспечивает формирование до 14 ВНП4, треть поступлений в государственный бюджет, а также около 90 валютных доходов. Газ - Иран владеет 16 мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005году Иран поставлял ежегодно 7 млрд. кубометров газа в Турцию, ведёт строительство газопровода от месторождения Южный Парс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе и обсуждает строительство газопровода Иран - Пакистан - Индия. Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с исламской революцией 1979 в Иране. Оба газопровода требуют реконструкции.

В случае их расконсервации это может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

Нефть - согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания ИННК. С конца 1990-х, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы французские Total и Elf Aquitaine, малазийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания, которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК. Валовой Внутренний продуктЗапасы - в 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти около 10 от мировых запасов. В 2005 Иран добывал 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортировал около 2,7 млн. баррелей.

В 2005 Иран являлся четвёртым крупнейшим экспортёром нефти в мире, и вторым - в организации стран-экспортёров нефти ОПЕК, а также являлся крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Ежегодная добыча нефти - около 180 миллионов тон. Но Иран не в состоянии удовлетворить потребность в нефтепродуктах за счет внутренних мощностей.

Импорт нефтепродуктов составляет 7 - 8 миллионов тон в год 25-30 иранских потребностей. В стране разведаны запасы газа в размере 14 трлн. м ежегодная добыча-58 миллиардов м. Развиты и другие отраслевые промышленности, которые, однако, страдают от нарушения внешнеэкономических связей и нехватки валютных средств, поскольку на 60 зависят от импорта сырья и на 90 - от импорта оборудования.

Ежегодная потребность в валютных закупках составляет 10-12 миллиардов долларов, выделяются только 4.5 миллиардов долларов Сельское хозяйство - наиболее отсталая отрасль экономики.

В связи с этим Иран вынужден ежегодно импортировать пшеницу, рис, сахар, растительное масло, потребность импорта продовольствия- 2 млрд. дол Площадь обрабатываемых земель в стране составляет около 17 млн. гар. 10 территории страны, из них орошаемых- 4,2 млн. гар. Основная часть перевозок в стране 80 осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность автодорог - 60 тыс. Км, железных дорог - 6 тыс. километров. Согласно данным Международного валютного фонда за 2005 год Иран занимает 19 место с величиной валового внутреннего продукта ВВП 5 равной 518789, Россия в отличие от Ирана занимает 10 место с показателем 1449170. правка 2 . Глава 2. События на ближнем Востоке в конец 80-х годов 2.1 Конец 80-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошел под знаком очевидного спада напряженности.

Что было связанно, прежде всего, с прекращение ирано-иракской войны. В июне 1988 года руководство ИРИ заявляет о своем принятии резолюции 598 Совета Безопасности ООН от 20 июля 1987 года, требовавшей прекращения огня от участников конфликта.

До этого почти в течение целого года Иран отказывался это сделать на том основании, что в резолюции Ирак не считался агрессором. На протяжении этого года иранская армия готовилась к решающему наступлению. Оно началось в марте 1988 года, но, несмотря на первоначальные успехи, закончилось неудачей. правка 3 Руководство ИРИ ещё раз убедилось в том, что рассчитывать на военную победу в условиях, когда Ирак получает массированную финансовую поддержку от Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива ССАГПЗ и крупномасштабные поставки современной военной техники из СССР, Западной Европы и США. правка 4 . Все эти государства не могли допустить реализации идей лидера ИРИ имама Хомейни о распространении исламской революции на весь Ближний и Средний восток, а в перспективе на весь мир. 20 август 1988 год начались ирано-иракские переговоры о заключении мирного договора.

Они проходили в Женеве и Нью-Йорке. Состоялось 15 раундов, но стороны так и не смогли прийти к соглашению.

В августе 1990 года они были прерваны. Таким образом, ирано-иракский конфликт оказался фактически замороженным на протяжении всего последующего десятилетия. Боевые действия больше не возобновлялись. Смерть в 1989 году имама Хомейни позволила новым, более прагматичным лидерам ИРИ сконцентрировать основное внимание на решение достаточно сложных внутренних проблем страны, а также разработать более гибкую стратегию продвижения исламской революции, как на юг, так и на северо-восток после распада СССР. Основная ставка была сделана на военные, и на политические и пропагандистские средства, причем за образец была взята структура КОМИНТЕРНА. 2.2 Прямо противоположный политический курс, хотя и не сразу, был избран президентом Ирака Саддамом Хусейном.

Первоначально он предполагал, что накопившееся за время войны экономические и социальные проблемы страны ему удастся решить в короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые встали на его сторону в ходе войны, и прежде всего страны ССАГПЗ. Однако очень скоро стало очевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга 60 млрд. долл а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.

Переход к мирному строительству неизбежно потребовал бы от Саддама Хусейна резкого сокращения численности гигантских по масштабам Ирака вооруженных сил, которые рассматривались им как наиболее эффективный инструмент превращения Ирака в центр силы в арабском мире. Вторым таким инструментом была, как он неоднократно заявлял, нефть, то есть её контроль над основными нефтяными источниками региона.

Поскольку они находятся на территории его прежнего основного союзника в войне стран ССАГПЗ, то у него стал оформляться замысел экспансии именно против них. Для реализации этого замысла требовалось найти новых арабских союзников, и 16 февраля 1989 года по инициативе Саддама Хусейна в Багдаде было подписано соглашение о создании новой региональной организации - Совета Арабского Сотрудничества САС, в который вошли Ирак, Иордания, Йемен, и Египет.

Последний вошёл в неё в основном с целью окончательно снять тот бойкот, которому он подвергся после подписанного мирного договора с Израилем. Тогда же, чтобы не вызвать беспокойство у стран ССАПГЗ, в Багдад приглашается король Саудовской Аравии, и во время его визита подписывается Иракско - Саудовской договор о ненападении. Получилось, что Ирак, устанавливая союзнические отношения с двумя арабскими странами, имеющими традиционные территориальные претензии к Саудовской Аравии, одновременно даёт ей гарантию безопасности.

При этом она как бы выделяется из числа других членов ССАГПЗ. Они исключая Бахрейн, и в первую очередь непосредственно граничащий с Ираком Кувейт, такой гарантии не получают. 2.3 Со второй половины 1989 года иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандискую кампанию против политики стран ССАГПЗ в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квот Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики.

Постепенно это политика начинает квалифицироваться как экономическая война. 30 мая 1990года на заседании Совета Лиги Арабских Государств ЛАГ Садам Хусейн заявляет, что экономическая войны дают возможность, незаконно пользоваться нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за кражу иракской нефти Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл. правка 5 Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже было принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 года 150- тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.

Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению.

Её сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл а общие потери Кувейта от вторжения - 240 млрд. долл. Восьмого августа Садам Хусейн объявляет об аннексии Кувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака. В честь Саддама Хусейна она получает название Аль-Саддамия. Не столь единодушным в отношении иракской агрессии оказались государства региона, и прежде всего арабские.

На чрезвычайных сессиях Совета ЛАГ, проводившихся в Каире 2 и 10 августа, странами ССАГПЗ не удалось добиться единодушного осуждения агрессии. Только 12 из 21 члена ЛАГ безоговорочно её осудили. Что касается неарабских стран региона, то Турция полностью поддержала позицию США, а Иран первоначально объявил о своем нейтралитете в конфликте, но затем стал поддерживать Ирак, особенно после того, как Саддам Хусейн объявил 15 августа о своей готовности принять все иранские условия для заключения мира. Со стороны Ирака - это был лишь политический маневр, так как, иранские требования составляли 136 млрд. долл являясь заведомо невыполнимы.

Открыто поддержал Саддама Хусейна лишь Я. Арафат. Его поддержка стало полной неожиданностью для всех правящих кругов стран ССАГПЗ. Семнадцатого января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием Буря в пустыне. Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировки иракских войск.

Двадцать шестого февраля Саддама Хусейна заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системы санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

В ноябре 1994 года иракское правительство подтвердило своё признание суверенитета и территориальной целостностью Кувейта, а в декабре с демаркацией ирако-кувейтской границы, проведенной ЮНЕСКОМ, была создана специальная комиссия ОНН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный ущерб. Американские правящие круги приняли решения о свержении иракского режима в начале 1998 года, американский конгресс принял Закон об освобождении Ирака, а в декабре этого же года англо-американского и гражданского объекта.

Началась операция Лиса в пустыне, целью которой является уничтожение сохранившегося иракского военного потенциала и физическое устранение Саддама Хусейна. Однако в связи с косовским кризисом она была временно прекращена. Глава 3. Внешняя политика Ирана конец XX в. начало XXI в. В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить образцовое исламское общество, образцовую, передовую и могущественную исламскую страну. Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад - убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами.

В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ4 может стать ещё более неуступчивой.

На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской тройкой Германия, Франция, Великобритания, но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии. 3.1 Одними из приоритетных направлений внешней политики ИРИ с 1998г. является нормализация в полном объеме отношений со странами Западной Европы.

Такая линия обусловлена как международными, так и внутренними экономическими и социальными факторами, среди которых надо отметить 1. За послереволюционньий период ИРИ не удалось стать ни мировым, ни даже региональным лидером исламских государств. Усилившиеся позиции США в регионе Ближнего и Среднего Востока, активное их проникновение на Кавказ и Среднюю Азию, стремление контролировать углеводородные ресурсы Каспийского моря создают непосредственную угрозу интересам ИРИ. Многолетняя нестабильность в Афганистане, попытки талибов дестабилизировать ситуацию в Таджикистане представляют опасность для территориальной целостности страны. 2. Иран, на наш взгляд, не способен полностью решить проблему афганских и иракских беженцев, присутствие которых оказывает сильное давление на социально-экономические структуры страны. 3. Ежегодно ИРИ несет значительные материальные расходы и человеческие жертвы в ходе борьбы с контрабандой и распространением наркотиков.

Остановить наркотрафик из этого региона возможно лишь коллективными усилиями членов международного сообщества. 4. Выше уже упоминалось о традиционной зависимости экономики страны от европейского экспорта и значимости иностранных капиталовложений для восстановления всех отраслей хозяйства, особенно нефтегазового комплекса.

Ухудшение финансового положения Ирана в результате падения цен на нефть во второй половине 90-х годов привело к тому, что завершение более 6 тыс экономических проектов на сумму более 22 тыс млрдриалов оказалось невозможным. 5. Перед правительством Ирана встала и проблема выплаты внешних задолженностей.

Только до конца 1998г. было необходимо оплатить краткосрочных займов европейским государствам и Японии на сумму около З млрд. долларов. ИРИ не располагала такими финансовыми ресурсами. Встала необходимость вступления в переговоры с заимодавцами и реструктуризации долгов. 6. Достаточно острой для ИРИ является проблема безработицы. По официальным данным на 1998 г. в стране насчитывалось 2,8 млн. человек, не имеющих работу т.е. уровень безработицы составлял 1З,5 . Решению этой проблемы через предоставление новых рабочих мест могли бы помочь иностранные капиталовложения. 7. Необходимость перестройки отношений с западным миром вызывалась и определенным изменением настроений внутри иранского общества.

Сегодня больше половины населения страны составляет молодежь, которая родилась уже после революции и стремится иметь доступ к современным информационным технологиям.

Значительные изменения произошли и среди основной прослойки, выступившей 20 лет назад против монархии Пехлеви базариха мелкие и средние торговцы. На смену поколению, участвовавшему в революции, пришли молодые, образованные, воспитанные в религиозных традициях, но и осознающие неизбежность процесса интернационализации национальных экономик и установлению широких связей с другими социально-экономическими структурами. Период 1998-2000 годов можно назвать прорывом ИРИ на Запад. Уже в первой половине 1998г. состоялись первые контакты глав руководителей внешнеполитических ведомств ИРИ и стран Западной Европы, в ходе которых подчеркивалось обоюдное стремление сторон к нормализации отношений.

В сентябре 1998 г. в ходе очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН между министрами иностранных дел Великобритании и ИРИ была достигнута договоренность о восстановлении дипломатических отношений на уровне послов.

Министерством иностранных дел поставлена задача сохранение внешней политики принцип последовательности, уважение к ценностям исламской революции, сделать её боле экономически адоптированной и ориентированной к новой политической ситуации. Приводя итог выше сказанному можно констатировать, что развитие отношений со странами Западной Европы сало одним из приоритетов внешнеполитической деятельности и правительства. ВЗАПМООТНОШЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАНА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В 90-е годы внешнеполитический курс ИРИ претерпел определенные изменения, внешнеполитическая стратегия стала характеризоваться большей умеренностью.

Вернуть Ирану былую роль ответственной региональной державы. В Иране все больше внимания стали уделять отношениям с непосредственными соседями. После распада СССР Иран получил возможность свободно развивать отношения со странами Центральной Азии, что было невозможно ранее, когда все связи контролировались центральным руководством СССР и его внешнеполитическим ведомством.

С другой стороны, вакуум, образовавшийся после исчезновения Советского Союза, поспешили заполнить не только Иран, но и другие силы, присутствие которых в регионе, а в особенности в непосредственной близости от своих границ, не устроивших Иран во всех аспектах. Центральноазиатский регион является не только источником высоких прибылей и влияния, занимая исключительное геополитическое положение и обладая огромными запасами полезных ископаемых, особенно природного газа и нефти, но и источником возможных угроз, как для региональной, так и для мировой безопасности.

С древности характерными особенностями Центральной Азии были полиэтничность и многоконфессиональность. Центральная Азия была местом соприкосновения многих народов взаимообмена культур и традиций. Веками сосуществовали, пропагандировались и распространялись разные религии. В наши дни 36. Нельзя исключать того, что данный регион может превратиться в очаг этнических конфликтов.

Нередко говорят о возможной исламизации центральноазиатских республик, о вероятности их превращения в источник исламского экстремизма. В регионе остро стоят проблемы и другого плана. Например, предметом особого беспокойства стало экологическое состояние Каспийского моря, способное повлиять не только на прибрежные районы, но и на состояние мировой экологии в целом. После распада СССР обострилась социальная напряженность в регионе, ставшая в значительной степени результатом ухудшения экономического положения в новых независимых государствах Центральной Азии. Увеличилась опасность возникновения конфликтов на этнической, национальной, конфессиональной почве.

Иран потенциально уязвим с точки зрения внутренних этнических конфликтов и, если произойдет дестабилизация обстановки в любой из центральноазиатских республик, внутренние проблемы региона могут выйти из-под контроля. Все это, естественно, не могло не вызывать обеспокоенности ИРИ, и Центральная Азия стала объектом пристального внимания Ирана, превратилась в одно из основных направлений его внешней политики, что сохраняется и сейчас и открыто признается руководителями иранского внешнеполитического ведомства.

Кроме этого, у Ирана сложные отношения с соседями в регионе Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива ему приходится мириться со сложившимся положением, диктуемым арабскими государствами и отчасти Соединенными Штатами, что оставляет Ирану мало места для активной деятельности. Наоборот, Центральная Азия предоставляет ему такие возможности, чего требует и ситуация, складывающаяся вокруг Каспийского моря. Северным провинциям остро необходимы поставки энергии, газа, особенно для нужд населения.

Естественно его выгоднее поставлять из района Каспийского моря, чем переправлять с гораздо более отдаленных месторождений на юге страны. Помимо сохранения стабильности в регионе, недопущения развития национальных движений, Ирану необходимо и установление с центральноазиатскими странами прочных политических, экономических и культурных связей.

Естественно, хотели бы в Тегеране и распространения в Центральной Азии исламских ценностей, так как Иран хочет выступать также и в роли лидера исламского мира, но иранское руководство достаточно разумно, чтобы не акцентировать вопросы политики и идеологии в своих отношениях с этими странами. Ни одно из правительств центральноазиатских республик не склонно к установлению у себя исламского порядка, все поддерживают близкие отношения с Турцией, Соединенными Штатами, многие- с Израилем. 4.1 Ирана - Израильский конфликт 15 августа 2004 - Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет Шехаб-3 . Были проведены демонстрационные испытания ракеты Шехаб-3 с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность.

Ответом на это стали проведённые Израилем 28 июля 2004 испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США и призванной защитить страну от иранской угрозы. 18 августа - Иран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере.

Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке Моссад создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами. 4.2 Отношения Тегерана к Ираку Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе.

Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в прислужничестве американцам. Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание.

При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают человеком Тегерана. Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран врагом номер один. Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу. 7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики.

Группировка Исламская армия в Ираке похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

На сегодняшний день отношения между Ираном и Ираком находятся в стадии враждебности и непонимания так как правительство Ирака контролируется военными войсками США что вызывает в Иране бурю протеста и негодования.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Внешняя политика Ирана и значение на международной арене как актера Международных отношений

Сейчас нет противостоящих друг другу коалиций, но возникли новые очаги напряженности. Они охватывают почти всю дугу нестабильности, разделяющую Север и Юг. Конечно.. Для России особенно актуален вопрос о направлениях и перспективах развития ее отношений с единственной исламской..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Попытка установление межгосударственных отношений с Россией со стороны ведущих западных стран. Основные векторы внешней политики Советской России. Отношения Советского государства с европейскими странами. Политика СССР в отношении азиатских стран.

    реферат , добавлен 30.01.2008

    Тоталитарный режим в Советской России в 30–50-тые годы ХХ века, его характерные черты. Врастание партии в экономику и государственную сферу. Формирование аппарата принуждения, принятие новой Конституции. Государственная деятельность и личность Сталина.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Процесс нормализации отношений с ведущими капиталистическими странами после окончания гражданской войны. Очередной поворот в советской внешней политике после Мюнхенского соглашения 1938 г. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Оборона Сталинграда.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Анализ особенностей внешней политики СССР в 40-50 годы ХХ века. Исследование взаимоотношений между СССР, социалистическими и развивающимися странами в данный период. Выявление основ отношений с США; начало "Холодной войны", гонка вооружений и её итоги.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Причины и предпосылки изменения внешнеполитического курса СССР. Результаты деятельности Коминтерна. Отношение России со странами Дальнего Востока в начале 30 годов. Советско-англо-французские переговоры. Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Становления советской власти в России представляет собой период гражданской войны и иностранной интервенции. Победа советской власти произошла благодаря организованному насилию власти. Главной идей революции было противостояние народа и интеллигенции.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009

    Идейно-политическая борьба в обществе в 20-е годы ХХ века. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Нацистская агрессия против СССР. Смерть Сталина, хрущевская "оттепель". Космическая программа, первый спутник, полет человека в космос. Советские ракеты на Кубе.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

Развитию стран Ближнего Востока и их взаимоотношениям с внешним миром во второй половине ХХ - начале XXI века посвящён данный урок.

Предыстория

Ближний Восток издавна был ареной борьбы за сферы влияния западных держав, особенно выросло значение региона после открытия в начале XX века месторождений нефти на побережье Персидского залива.

Турция

Османская империя - крупное государство с центром в современной Турции - прекратила своё существование после окончания Первой мировой войны. Территории бывшей Османской империи были превращены в оккупационные зоны Великобритании, Франции, Италии и Греции. Однако национально-освободительное движение турок во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отстояло независимость. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет, что благоприятствовало её экономическому развитию.

Иран

После окончания Первой мировой войны в Иране сохранилась монархия, помещичье землевладение, огромная роль мусульманского духовенства. Иран находился под сильным влиянием Великобритании. В частности, нефтяные месторождения, открытые в Иране, были под контролем британских компаний.

Ирак

Ещё в 1930 г. был подписан англо-иракский договор, согласно которому Ирак находился в зависимом положении от Великобритании. Попытка перезаключить аналогичный договор в 1948 г. вызвала массовые народные протесты, подавляемые репрессиями со стороны правительства.

События

Турция

1952 г. - Турция сближается с США и вступает в НАТО.

1950-1958 гг. - бурный экономический рост под влиянием прихода к власти либеральных сил.

С 1968 г. - политическая нестабильность. Выступления рабочих и студентов, националистов, курдских сепаратистов.

1974 г. - турецкая интервенция на Кипр. Образование Республики Северного Кипра, не признанной никем в мире, кроме Турции.

1980 г. - военный переворот, в результате которого власть в стране перешла к Совету Национальной Безопасности. В то же время в турецком обществе нарастает влияние ислама (со времён Ататюрка в Турции было ослаблено влияние религии и усилено влияние армии).

2002 г. - победа на выборах умеренно-исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Исламисты впервые пришли к власти после десятилетий господства либеральных партий.

Сейчас две основные соперничающие политические силы в Турции — исламисты и военные.

Ирак

1955 г. - под давлением Запада в Багдаде подписан Багдадский пакт об организации военно-политического блока Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. Вызвало недовольство иракского народа.

1958 г. - военный переворот. Пал прозападный монархический режим. Ирак объявлен независимой республикой. У власти находится Абдель Керим Касем.

1968 г. - власть в результате государственного переворота перешла к националистическому крылу Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Президентом стал лидер партии БААС Ахмед Хасан аль-Бакр. В его правление национализированы все нефтяные ресурсы, подписан договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.

1979 г. - приход к власти Саддама Хусейна, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Повышается роль идеологии, Хусейн претендует на роль лидера всего арабского мира и ведёт жёсткий антизападный и антиизраильский курс.

Ирак. До прихода к власти Саддама Хусейна (см. Рис. 2) в 1979 году Ирак представлял собой довольно слабое государство, являвшееся полем для борьбы политических и военных сил между собой. Постоянные перевороты и конфликты не приводили экономику государства к стабильности и не могли успокоить население.

Начиная с 1979 года, новый иракский лидер Хусейн устанавливает режим единоличной диктатуры , но в то же время проводит социальные преобразования, налаживает хорошие отношения с СССР и стремится стать главной силой в регионе. В 1980 году вспыхивает ирано-иракская война, продолжавшаяся до 1988 года и не принёсшая сторонам никакого видимого успеха, только тяжелые человеческие и экономические потери.

В 1980-х гг. Ирак воевал с Израилем, Кувейтом и рядом других стран региона . В 1991 году в ответ на войну с Кувейтом США начали операцию «Буря в Пустыне », в ходе которой иракская армия была разбита.

После терактов 11 сентября 2001 года президент США Дж. Буш-младший обвинил Ирак и его лидера в пособничестве терроризму и в том, что вопреки решению ООН, Хусейн производит оружие массового поражения. В 2003 году , несмотря на протесты ряда великих держав, США и их союзники по НАТО вторгаются в Ирак , и уже через месяц разбивают иракскую армию. Саддам Хусейн будет арестован, осуждён и повешен.

Иран. До 1978 года Иран представлял собой наследственную монархию. Шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви проводил политику т.н. «Белой революции » - радикальные реформы, направленные на преодоление вековых устоев и традиций и на преобразование общества, его европеизацию и модернизацию. Расширялись права женщин, началось просвещение народа, началась промышленная модернизация, активно внедрялись западные ценности.

Аграрная реформа привела к обезземеливанию многих крестьянских хозяйств. Многие крестьяне двинулись в города на заработки, стали уходить в промышленность, которая была ещё настолько не развита, что в городах царили безработица и нищета.

Недовольное своим ужасным социальным положением население всё чаще стало уповать на вековые ценности ислама. Возросла роль духовенства. В 1978 году в стране начались протесты студентов, духовенства и городских низов. Шах приказывал стрелять в толпу. Пролилась первая кровь. Многие военные, не желавшие доводить события до гражданской войны, отказывались выполнять приказы. В начале 1979 года шах уехал из страны. Новым лидером, вокруг которого стали собираться представители народа, стал вернувшийся из изгнания за критику «Белой революции» аятолла (высшее духовное звание у шиитов) Рухолла Мусави Хомейни .

В течение 1979 года сторонники шаха были разгромлены, последователи Хомейни захватили американское посольство, т.к. именно в США они видели корень всех бед. В стране произошла Исламская революция - возврат к чистоте ислама и Корана (см. Рис. 3). В 1980-х гг. Хомейни вёл войну с Ираком и исламизировал иранское общество. К власти пришли исламские фундаменталисты - ревностные и строгие последователи исламских традиций.

Со смертью в 1989 году Хомейни, роль фундаменталистов постепенно ослабла. В 2005 году президентом Ирана стал радикальный исламист Ахмадинежад , проводящий жёсткую политику по отношению к главному врагу - США.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
  1. Академик ().
  2. История войн и военных конфликтов ().
  3. РусОриент ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 26, стр. 290-296 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 3 на стр. 297.
  2. В чём вы видите причины Исламской революции в Иране?
  3. Почему для большинства стран исламского мира США являются главным врагом?

Краткое содержание: География Ближнего Востока. Ближний Восток - переплетение мировых цивилизаций и узловой пункт социально-экономических противоречий. Арабо-израильский конфликт. Модернизация стран Ближнего Востока в конце XX века. Авторитарные режимы стран Ближнего Востока, попытки демократизации: Иран, Ирак, Египет. Проблемы интеграции на Ближнем Востоке. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Лига арабских государств

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: о месте и роли стран мусульманского Востока и Северной Африки в мировой экономике.

Знать: - сущность и виды мусульманской модели развития

Сущность интегративных процессов на Ближнем Востоке

Уметь: сравнить две модели развития стран мусульманского мира по заданным параметрам

Геополитическое положение Ближнего Востока

Ближний Восток - название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами, для которых это был ближайший к ним восточный регион. Как правило, к странам Ближнего Востока относятся Бахрейн, Иордания, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия и Турция. Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, ассирийцы, грузины, азербайджанцы. Большинство населения - мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также христианства и иудейства. Ближний Восток является одним из путей из Европы и Африки в Азию.

На Ближнем Востоке есть минимум четыре центра геополитического притяжения. Несмотря на их различие, они являются в большей степени стабилизирующим, чем дестабилизирующим фактором. Их сценарии интеграции различны, как и различны зоны предполагаемого геополитического влияния.

    Турция выстраивает свою экспансию на основаниипантюркизма - близком этническом родстве тюркских народов, расположенных главным образом в сфере интересов другой цивилизации - православной. Это территории азербайджанцев, гагаузов, крымских татар.

    Египет из-за своего удачного положения по обе стороны Суэцкого канала (что характеризует бурно растущую экономику) претендует на лидерство на южном и восточном побережье Средиземного моря. Усиление этого государства и участие в Европейской экспансивной политике делают это государство в перспективе удобным для переброски вооруженных сил к берегам стран Ближнего Востока. Объединение усилий с Сирией и Ливаном может сделать Египет центром притяжения арабского мира.

    Иран осуществляет свое геополитическое влияние, основываясь на теории исламской революции. Дело в том, что до серединыXXвека регион был колониальными владениями Великобритании, Франции и Германии, а после падения империй и установления биполярной системы в регионе действовали три силы - лояльные Западу (Саудовская Аравия), социалистскически ориентированные (Ирак, Египет) и традиционалисты, основывающие свою идеологию либо на арабской этнической, либо религиозной мусульманской идентичности. Освобождение региона от социалистических и прозападных сил дало бурный толчок в развитии исламоцентризма.

    Экспорт ваххабизма (ортодоксального ислама), официальной религии Саудовской Аравии , предопределил расширение зоны влияния этого государства. В добавление к этому многие мусульманские святыни находятся на территории, именно этого государства, что естественным образом влияет на симпатии и антипатии государств..

Исламская модель мирового порядка

Исламская цивилизация предложила человечеству модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняющей человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности, общественная солидарность и индивидуальное самоограничение здесь ставятся выше прав и интересов отдельной личности. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада. Для арабского мироощущения присуща любовь к сильному вождю, способному удержать народ в многоликом этническом котле. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, то на мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.

Экономика

Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки всегда была специфична. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Нефть радикально изменила распределение экономической мощи, и выделились богатые страны - экспортеры нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт.

Сельскохозяйственные ресурсы

Сельское хозяйство до сих пор остается важнейшей сферой экономической деятельности на Ближнем Востоке, прежде всего потому, что в этом секторе занята значительная часть населения. Кроме того, в некоторых странах, особенно в Египте, Турции и Сирии , оно до сих пор составляет значительную часть валового внутреннего продукта. Однако в целом регион не богат плодородными почвами и водными ресурсами, площади обрабатываемых земель невелики, продуктивность многих угодий довольно низкая.

Социально-экономические противоречия

Арабо-израильский конфликт

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке из-за Палестины (территории, находящейся у берегов Средиземного моря и с древних времен являвшейся ареной войн между различными государствами). По мирному договору 1920 года Палестина обрела статус мандатной территории Великобритании. После Второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобританией - была принята Резолюция ООН 1947 года, согласно которой историческая Палестина делилась на два государства, арабское и еврейское, экономически связанных через таможенный союз, общую валютную систему, равный доступ к источникам воды и энергии. Обеспечивался выход обоих государств к морю. В Иерусалиме и Вифлееме из-за наличия важных религиозных мест устанавливалось международное управление.

В мае 1948 года закончился срок действия британского мандата на Палестину. Четырнадцатого мая 1948 годаДавид Бен-Гурион (евреи его называют «отцом нации») объявил созданиеГосударства Израиль . Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом появилась проблема палестинских беженцев, которая до сих пор не решена. За несколько дней таких беженцев появилось около 250000 . 15 мая Сирия, Ливан, Иордания и Египет объявили войну только что созданному еврейскому государству.

С тех пор на Земле Обетованной каждые десять лет происходила большая война, не считая пограничных инцидентов. Конфликт продолжается на протяжении уже более шестидесяти лет, и пока не ясно, когда и каким образом он закончится.

Подробнее мы рассмотрим особенности развития и протекания этого конфликта при изучении темы 2.2. «Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Ближнем Востоке».

Число авторитарных режимов, которые изначально устанавливались в этом регионе военными, постепенно уменьшается. Помимо свержения в Ираке режима Саддама Хусейна (2003), этот процесс наиболее отчетливо наблюдается в Сирии , а также в Египте, Алжире, Судане, Йемене. Но временами проявляется и противоположная тенденция. Примером может служить Мавритания, где в августе 2008 г. офицеры под командованием генерала Мохамеда ульд Абдель Азиза свергли власть демократически избранного в 2007 г. президента Сиди Мохамеда ульд Шейха Абдаллахи .

Существующие однопартийные режимы преобразуются в многопартийные: начало этому процессу было положено в 1976 г. в Египте, где партия Арабский социалистический союз «разветвилась» до трех участников, пока не была установлена многопартийность. Примерно то же самое произошло в 1977 и 1985 гг. в Ливии и Судане. С другой стороны, многопартийные режимы разнятся по возрасту и направлению. К примеру, есть страны, где они названы конституционно «старыми»: в Марокко, где отказ от однопартийноести был провозглашен в 1962 г., или в Тунисе. В других странах они «новые»: в Египте, Алжире или Йемене, правящие партии вряд ли получили бы большинство голосов, поскольку существуют небезосновательные сомнения в справедливости и прозрачности выборов, начиная от бесчисленных изменений, вносимых в избирательное законодательство, до откровенной манипуляции - подкупа избирателей и массовых фальсификаций подсчета голосов.

Изменения в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (январь - июнь 2011 года)

Наиболее важные события в регионе были связаны с расширяющимися протестными выступлениями в странах Ближнего Востока и Северной Африки-Ливии, Бахрейне, Йемене, Алжире, Иране, Ираке, Иордании, Тунисе, Джибути. Акции протеста прошли в Багдаде и других городах Ирака. Трагические события вТунисе , которые привели к отставке президентаЗин эль-Абидин Бен Али , стали первой ласточкой потрясений, всколыхнувших весь арабский мир. В основном правящим режимам пока удалось устоять, хотя и пришлось пойти на определенные уступки оппозиции. Однако этого оказалось недостаточно вЕгипте , где под давлением как армии, так и международного сообщества президентХосни Мубарак сложил свои полномочия.

Акции протеста, приведшие к дестабилизации обстановки в странах Северной Африки, имеют ряд общих социально-политических предпосылок:

1. Длительность пребывания лидеров государств у власти;

2. Высокий уровень коррупции;

3. Попытка передачи власти родственникам;

4. Отсутствие радикального исламского фактора.

Фактически во всех странах наблюдалось нарушение межклановых договоренностей, приведших к доминированию кланов, представляющих правящие силы.

Наибольший размах и ожесточенность антирежимные выступления приняли в Ливии. Отказ её главыМуаммара Каддафи добровольно уйти в отставку привел фактически к развязыванию гражданской войны, в которую на основе резолюции совета Безопасности ООН «о бесполётной зоне и защите мирного населения», ввязались, по обыкновению преследуя свои интересы, США и страны НАТО. Только за один месяц боев на территорию Ливии было сброшено более 20 тысяч авиабомб и ракет, совершено свыше 7000 самолетовылетов.

«Арабская весна 2011 года» подталкивает широкие массы к новому образу жизни, формирует адептов меняющегося политического ландшафта, ведет приспособление базовых идей ислама к современным условиям по времени и месту.

На фоне дестабилизации политической обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока происходит стремительный рост геополитического влияния Турции . Богатый природными ресурсами Ближний Восток является притягательным для военного вторжения и захвата ресурсов со стороны других стран и цивилизаций. Отсутствие высоких технологий также негативно сказывается на возможности оказать сопротивление оккупационным войскам, что продемонстрировала война в Ираке.

Региональные международные организации

Лига арабских государств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая арабские государства, а также дружественные им неарабские, в которых арабский язык является одним из официальных. Состоит из 22 государств-членов создана в 1945 году. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором у каждого государства один голос. Штаб-квартира Лиги находится в Каире.

Лига стала играть важную роль в координации действий её членов в поддержку борьбы отдельных арабских стран за свободу и национальную независимость. Лига выступала и выступает за всемерное объединение действий арабских стран против империалистических планов, направленных на установление неоколониалистских порядков на Ближнем Востоке и вовлечение арабских стран в сферу влияния империализма. Л. постоянно поддерживала требования своих членов о ликвидации иностранных баз на их территории. Лига решительно осудила продолжающуюся с июня 1967 израильскую агрессию против арабских стран и поддержку, оказываемую Израилю международным империализмом и сионизмом. Лига выдвигала ряд предложений с целью выработки единой политической и экономической стратегии арабских стран для ликвидации последствий израильской агрессии.

ОПЕК (Организация стран - экспортёров нефти) как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960. В состав ОПЕК входят 12 стран:Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.

Совет Сотрудничества Арабских Государств персидского Залива (ССАГПЗ) - субрегиональная организация, включающая шесть аравийских монархий:Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.

Решение о создании ССАГПЗ было принято на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в 1981 г. Создание Совета Сотрудничества было подготовлено многолетней деятельностью аравийских монархий в области экономики и информации и в сфере безопасности.

Главные направления деятельности:

1. разрешение двусторонних и многосторонних споров между странами внутри региона;

2. безопасность стран-участниц от внутрирегиональной агрессии Ирака и Ирана;

3. нефтяная безопасность (устранение угрозы ценового диктата со стороны ОПЕК);

4. безопасность международного мореплавания в водах Персидского залива.

Странам ССАГПЗ принадлежит 45% всемирных запасов нефти и 20% природного газа. Владение этими обширными ресурсами наделяет регион важнейшей экономической властью и предоставляет ему больше полномочий при выборе стратегий таких крупных международных финансовых институтов, как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Организация Исламская конференция (ОИК) - международная организация исламских стран. Основана 25 сентября 1969 года с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против неоколониализма и расизма и поддержкиОрганизации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют Босния и Герцеговина, Центральноафриканская Республика, Россия, а также Национально-освободительный фронт Филиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение неприсоединения и др.) Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия).

Вопросы для самопроверки:

    В чем суть исламской модели мирового порядка?

    Уточните основные источники доходов стран Северной Африки и Ближнего Востока?

    Укажите социально-экономические противоречия стран Ближнего Востока, их суть и пути разрешения.

    Назовите общие социально-экономические предпосылке, породивших события «Арабской весны 2011».

    Чем, по-вашему, вызваны вмешательство США и НАТО в события на Ближнем Востоке?

    Перечислите международные организации стран Ближнего Востока, укажите их назначение.