Болезни Военный билет Призыв

Чем опасна академическая практика. Дорогой дневник: Письменные практики как способ понять себя. Предоставляют ли академический отпуск по немедицинским показаниям

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.

Еще со времен Гиппократа обучение будущих врачей было неразрывно связано с практикой на трупах. Как оказалось, в XXIвеке организовать ее - непозволительная роскошь для большинства российских вызов. Во многих учебных заведениях студенты-медики продолжают обучаться на пластмассовых симуляторах. Не спасло ситуацию и изобретение петербургского профессора Ивана Гайворонского, который смог значительно удешевить процесс пластинации - превращения тела умершего в биологический экспонат, который можно использовать для медицинских опытов.

«Студентов, занимающихся только на имитаторах, нельзя допускать к врачебной деятельности, - считает заведующая кафедрой анатомии человека СПГМУ им. Павлова Людмила Алексина. - Врачи практикуются на трупах еще со времен Гиппократа. В нашем университете есть своя база, где занимаются студенты».

Это - голова когда-то живого человека, в которой белок заменили силиконом. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В медицинских институтах Петербурга большой популярностью пользуется заменитель трупов - пластинат. «Пластинат - это трупный материал, разработанный по методике профессора Гайворонского, - объяснила корреспонденту сайтСветлана Макаренко, первый проректор Медико-социального института. - Настоящие трупы обрабатываются по специальной технике. После этого они не видоизменяются и могут долго храниться. Наши студенты занимаются на таком материале. Также за время учебного процесса проводится много операций на животных. К сожалению, пока что это основной вариант: содержание трупов обходится для вуза очень дорого - намного дороже, чем имитаторы человеческого тела». На имитаторах студенты отрабатывают неотложную помощь, принятие родов и хирургические операции.

Пластинация по-русски

Пластинацию изобрел немецкий ученый Гюнтер фон Хагенс в 80-х годах двадцатого столетия. Он заполнял органы умерших людей полимерами, в результате чего труп не разлагался и не деформировался. Этот процесс был очень дорогостоящим, а потому не подошел для российской науки. Ситуацию спас профессор Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Он разработал менее затратную технологию. Метод Гайворонского назвали «полимерным бальзамированием». Сейчас им пользуются многие медицинские вузы города. Суть такого бальзамирования состоит в том, что из органов человека выкачивается вся вода и жир. После этого органы заполняют силиконом. В результате таких манипуляций тело будет храниться вечно. Единственное, от чего может пострадать пластинат, - атака грызунов, которые любят употреблять в пищу живые ткани.

«В платинате видны все сосуды, все мельчайшие детали, - объясняет заведующий кафедрой физиологии и патологии Химико-фармацевтической академии Александр Тюкавин. - Это самое современно изобретение на сегодняшний день. Трупы для вуза достать очень сложно, их не хватает. А пластинат купил один раз, и все».

По срезу головы живого человека можно подробно изучить анатомию. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В академии обучают провизоров - аптечных сотрудников. На кафедре есть практически весь комплект органов-пластинатов. «Пластмассовые муляжи - это прошлый век, - считает Тюкавин. - Они годятся только для изучения анатомии в обычной школе, но не в медицинском вузе. Когда у нас появились пластинаты, мы выбросили всех лягушек, на которых проводились операции. Муляж связывает врачу руки, на нем можно показать не больше, чем на картинке. С помощью пластината мы в буквальном смысле заглядываем внутрь человека».

Через метод полимерного бальзамирования получается фактически мумия человека - только она не высыхает. Такой материал прослужит многим поколениям молодых врачей. Однако метод Гайворонского категорически не одобряет церковь. «Даже если человек завещает себя науке, делать из него мумию ни в коем случае нельзя, - высказался представитель Санкт-Петербургской епархии. - Каждый человек после смерти должен быть похоронен по христианскому обычаю, а именно - предан земле. Здесь же человека мумифицируют, а потом делают с ним, что угодно - режут, вскрывают, ставят опыты. Это похоже на первобытный строй».

Пластинаты имеются только в петербургских вузах. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Манекены для киношников»

Зачастую выпускникам медицинских вузов приходиться всему учиться уже на работе. «Несколько лет назад, перед выходом на пенсию, я работал в одной из больниц Ленобласти, - рассказывает хирург первой категории Михаил Домрачев. - Многие молодые люди, пришедшие к нам сразу после вузов, не то что никогда не работали с трупами самостоятельно - они даже не видели, как проводятся операции. Теоретические знания у них были, но применить на практике эти знания они не могли. В этом абсолютно нет вины самих студентов или медицинских вузов. Дело в том, что с каждым годом на медицину из бюджета выделяется все меньше денег и сил».

По действующему законодательству, медицинские вузы не обязаны обеспечивать студенту практику на трупах или пластинатах. Для обучения врачей достаточно лишь муляжа, как в кабинете биологии в школе. Пластинат является необязательным дополнением. Петербургу повезло, здесь даже провизоры в Химико-фармацевтической академии учатся на пластинатах, а врачи в разных городах России - на лягушках и муляжах.

По словам Домрачева, пластинат может стать достойной заменой трупам в медицинских вузах: пластинат ничем не пахнет и от него нельзя заразиться опасными болезнями, в отличие от трупов. Известны случаи, когда студенты-медики по неосторожности заносили себе в организм кровь ВИЧ-инфицированного трупа и заболевали им сами. «Пластинат - новейшее слово в науке, - считает хирург. - Этот способ надо продвигать в стране, но петербургские власти не торопятся это делать. Я спросил у знакомого чиновника, почему так происходит. Он ответил, что в этом слишком много мороки, и никто не хочет заниматься данным вопросом. Вот и все, тупик».

Получается, в настоящее время практику на реальных трупах или на пластинате могут себе позволить только крупные вузы. Манекен же, каким бы натуральным он ни выглядел, никогда не сможет заменить настоящее тела.

Органы-пластинаты совершенно безвредны, а на ощупь - как резина. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Такие манекены могут подойти только для киношников, чтобы фильмы снимать, - считает судебный эксперт-криминалист Георгий Д. - Врач должен практиковаться на настоящем трупе. Что касается пластинатов, здесь главная проблема даже не в том, что они дорогостоящие. Оборудование для пластинации стоит около 10 тысяч евро. Для процедуры нужны дорогие и большие холодильники - это еще 30 - 40 тысяч евро плюс наличие просторных помещений. В нашей стране из всего пытаются выжать деньги. Вспомните хотя бы скандал в Новосибирске - когда врачи незаконно пытались переправить тела для пластинации в Германию».

«Трупный» бизнес

Для российских вузов пластинация затруднительна не только с финансовой стороны. На полную пластинацию организма уходит около года. Для того, чтобы обеспечивать вузы пластинатами, должна быть специальная лаборатория, где эти процессы будут проходить непрерывно. В России такой лаборатории нет. Профессор Гайворонский создает пластинаты с помощью оборудования на кафедре ВМА.

Подобные манекены годятся только для занятий в средней школе. Фото: АиФ / Яна Хватова

Медицинские вузы в настоящее время испытывают острый дефицит в трупном материале. Трупы, на которых практикуются студенты, - в основном принадлежат бездомным. «Сотрудники моргов поняли, что трупы нужны всем вузам, - говорит Георгий Д., - и начали заниматься «трупным» бизнесом. Они продают трупы тому, кто больше заплатит. Иногда цена может достигать 200 - 300 тысяч рублей. Вузы, у которых нет таких денег, оказываются не у дел. Занятия же на симуляторах сродни детской игре в «дочки-матери». Если маленькая девочка готовит воображаемый суп в песочнице, она ведь не сможет приготовить настоящий, съедобный суп. То же самое и с врачами - я бы ни одного студента, практиковавшегося на симуляторах, близко не подпустил бы к живому человеку».

Постоянно доставать свежие трупы очень затруднительно, а пластинаты пока не распространились дальше нескольких вузов. Остальным студентам остается лишь практика на манекенах и лабораторных животных - крысах и лягушках. Анатомии же человека такие хирурги будут учиться прямо в процессе - когда будут делать несчастному пациенту операцию.

Глава 1

По амфитеатру разнесся гулкий звон гонга, возвещавший о начале торгов. Было раннее утро, и половина собравшихся еще клевала носом. Людям пришлось проделать долгий путь, чтобы попасть на этот аукцион. Их успела утомить дорога, да и солнце с самого утра палило так, что на камнях можно было жарить яйца. Зрителями были мужчины: толстые, тощие, страшные, как сама смерть. Красавцев среди них не было, а если и были, то, наверное, именно они прятали лица за тканевыми масками.

Господа, мы начинаем! - вслед за гонгом слуха мужчин коснулся хорошо поставленный голос вышедшего на арену распорядителя.

Загорелый мужчина в летах, с роскошным тюрбаном на голове, облаченный в белые свободные одежды, был бессменным распорядителем и владельцем аукциона наложниц вот уже двадцать лет. Его звали Аллонд Вайпер. Это имя в разумах очень многих было накрепко связано с образом беспринципного жестокого дельца, не желающего замечать преграды на пути к своим целям. Распорядитель терпеливо дожидался, пока ненавистные ему клиенты разлепят заплывшие жиром глаза и одарят его своим вниманием. Ненависть - ненавистью, но эти самые клиенты приносили деньги, и деньги немалые. Поэтому стоило делать вид, словно он боготворит каждого.

Мои дорогие друзья, я приветствую вас! И сегодня хочу предложить вашему вниманию настоящую сокровищницу! Целую россыпь бриллиантов, рубинов и сапфиров. Вы убедитесь, что давно не видели подобных девушек. Каждая из них может стать подлинным украшением любого гарема, прекрасным подарком и послушной игрушкой.

Мужчина заметил, как клиенты оживились после его слов, чувствуя уверенность в том, что шоу их не разочарует, и готовясь расстаться со своими денежками. Вайпер не сомневался в результатах аукциона потому, что в этот раз наемники доставили ему действительно первоклассный товар.

Лот первый - несравненная Аиша!

Публика загудела при виде выведенной в центр полукруглой арены чернокожей девушки, облаченной в алые прозрачные шаровары и такой же по цвету лиф из широкой шифоновой ленты. По шоколадным плечам была рассыпана копна угольно-черных волос в мелкий завиток. Девушка едва стояла на ногах, покачиваясь в такт слышимой лишь ею музыки. Недавно эта красавица пыталась напасть на охранника, и перед торгами ее пришлось успокаивать настойкой из редких грибов, вызывающих причудливые видения. Поэтому внимательный зритель мог заметить, что девушка, глядящая прямо перед собой пустым невидящим взглядом, не осознает, кто она и где находится.

Аиша будет прекрасной любовницей. Эта малышка неукротима в постели, она может утомить даже самого искушенного любовника. - нахваливал Вайпер свой товар, зная, что девушка действительно неукротима хоть в постели, хоть за пределами оной, а сил и здоровья у нее хватит, чтобы расквасить нос первому, кто будет претендовать на роль ее любовника.

Он видел, как наливаются кровью эти девичьи глаза, как вытягивается зрачок и при малейшей опасности ноготки превращаются в острые когти, но надеялся, что его клиенты давно научились укрощать подобных строптивиц.

Начальная цена - двести золотых.

Толпа возмущенно выдохнула, ведь за подобную сумму можно построить неплохой дом или обзавестись гаремом из сотни привлекательных наложниц. Но распорядитель знал, что за эту девицу можно выручить и гораздо большую сумму. Тут из толпы кто-то крикнул:

Разденьте ее! Такие деньжищи можно выложить, только поглядев на товар целиком!

Толпа согласно загалдела, и Вайпер кивнул одному из своих помощников, чтобы тот исполнил это пожелание. Молодой человек с закрытым черной маской лицом подошел к девушке и кинжалом срезал лиф наряда. Тут же начали сыпаться предложения:

Двести пятьдесят!

Вдоль рядов сновало несколько человек с флажками, останавливаясь рядом со сделавшим последнюю ставку, чтобы Вайпер мог видеть потенциального покупателя. По желанию он мог остановить торги в любой момент, немедленно оформив покупку, или, если клиент не слишком нравился (казался неплатёжеспособным, имел скверную репутацию или просто появился впервые), торги вполне возможно было намеренно затянуть.

Четыреста! - предложил толстяк из третьего ряда правого сектора. Выкрикнув, он снял чалму с лысой, как колено, головы и носовым платком вытер стекающий по лбу пот.

Распорядитель улыбнулся ему и кивнул - лорд Соганз был давним и достаточно надежным клиентом.

Продано! Поздравляю, уважаемый, с ценным приобретением.

Тот же помощник, что срезал лоскуты ткани с настолько впечатлившей всех груди, завернул девушку в шелковистую белую ткань и увел с арены. После того, как в конце торгов клиенты оплатят свои покупки, девушки будут переданы новым владельцам.

Следующей на арену вывели рыжеволосую девицу с пышными формами, цена которой была существенно ниже. Впрочем, и желающих купить ее было не слишком много.

Так, одну за одной, зрителям представляли разномастных девушек, пока после очередного лота арена не оказалась пуста.

А сейчас перед вами появится звезда сегодняшних торгов, - таинственно произнес Вайпер. - Она могла бы стать достойной звания наложницы любого из императоров, но достанется одному из вас.

Все воодушевлённо зашумели и заерзали, но новую девушку не спешили выставлять на всеобщее обозрение.

Я попрошу остаться лишь тех, кто готов расстаться с суммой большей, чем две тысячи золотых, все остальные могут удалиться.

Поднялась новая волна шума - смесь возмущения и негодования. Такая цена - неслыханное дело! Совершенно невозможно, чтобы за какую-то девку просили, как за несколько деревень или небольшой городок.

Если никто из присутствующих не готов, то, в таком случае, я закрываю торги, - подождав с минуту, продолжил распорядитель, зная, что большая часть уйдет, но несколько человек, невзирая на возмущение, останутся хотя бы для того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.