Болезни Военный билет Призыв

Что говорят герои о войне 1805 года. Преступление, которому нет оправдания. Князь Адрей и война

Эпопея «Война и мир» из всех произведений Толстого наделена наибольшей целостностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остался горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии - в центре повествования. Что такое война? Кто истинные ее герои? Кому достаются лавры победы? Как проявляется человеческая сущность на войне? На протяжении всего романа Толстой «взвешивает» возможности жизни, возможности войны и мира, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью, пытаясь подняться от частной жизни героев к общим проблемам истории. Часто смысловым и композиционным стержнем этих поисков становится у Толстого военная тема.
В изображении войны 1812 года Толстой следовал общему замыслу романа - поиску нравственных начал в русской жизни. Поэтому не война сама по себе как конкретное историческое событие, а люди на войне, их поведение, смысл их жертв находятся в центре внимания автора. Война 1812 года была для Толстого справедливой, общенациональной борьбой за независимость. Дрались за свой дом, за родных и близких, и слово «Родина» было для каждого очень конкретным, понятным образом лично дорогого, того, без чего жизнь теряла смысл. Победа русского народа, по мнению автора романа, обусловлена не тем или иным течением военных действий, а особенностями его характера. Но «характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений» , и поэтому в поисках источников победы Толстой вначале обращается к нравственному опыту 1805 года.
Рассказывая о 1805 годе, Толстой сосредоточил свое внимание лишь на двух военных эпизодах - Шенграбенском и Аустерлицком, выразивших противоположные нравственные состояния русской армии. В Шенграбенском сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и дерутся ожесточенно, упрямо, потому что знают, ради чего рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг: их действия по сути добровольны, их упорство - залог одержанной моральной победы. Перед нами словно «островок» нравственности в целом в чуждой народу войне. Вот сложная и многокрасочная картина Шенграбенского сражения: «Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами...» , «...но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад.. . и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина.. . Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы.. . были оттеснены» . Шенграбенский эпизод - преддверие народной войны 1812 года и преддверие Бородина. При Аустерлице у армии, не обладающей нравственной целью, нет ни мужества, ни веры в победу. Русским здесь не за что драться, кроме «государственной чести» и своего императора, поэтому сражение проиграно, по сути, еще до того, как оно началось. Аустерлиц - это пролог ко второй, «государственной» , войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах, защищающие свое положение и формальную честь империи, и которая лишь формально связана с народной войной.

Оформление: на доске – тема урока, эпиграфы.

Ежели бы воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.
Л.Н. Толстой

Мы все глядим в Наполеоны.
А.С. Пушкин

Гений и злодейство – две вещи несовместимые.
А.С. Пушкин

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л.Н. Толстой

Ход урока

Учитель: На уроке мы продолжим постижение романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. Тема урока – “Изображение в романе войны 1905 – 1807 годов”. Основное внимание мы уделим сегодня событиям, описываемым в первой и во второй части тома I.

(Противостояние России и Франции началось не в 1812, а в 1805 году).

А теперь обратимся к названию романа. Что означают слова война и мир? Посмотрите, как они истолковываются в словаре современного русского языка и скажите, какое из значений ближе к толстовскому пониманию?

Война

  1. Организованная вооруженная борьба между государствами или общественными классами.
  2. Состояние вражды; борьба с кем-либо, чем-либо.

Мир 1

  1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.
  2. Земной шар. Земля со всем существующим на ней.
  3. Человеческое общество, объединенное определенным общественным строем, культурным и социально-историческими признаками.
  4. Какая-либо сфера жизни или область явлений в природе.
  5. Какая-либо область, сфера деятельности человека.

Мир 2

  1. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры.
  2. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами; согласное сосуществование государств, народов.
  3. Соглашение между воюющими сторонами об окончательном прекращении военных действий.
  4. Покой, спокойствие.

(По Толстому, война и мир – не только слова, противопоставленные по смыслу, но и тесно связанные: “исторический” план и план “частной” жизни в романе неразделимы).

Давайте вспомним, о чем говорили и спорили в Москве и Петербурге в начале романа?

Как относятся к войне толстовские персонажи?

(Ответы учащихся показывают различное отношение героев Л.Н. Толстого к войне: для одних – разговоры о политике, государственных выгодах (в салоне А.П. Шерер, князь Василий, Анна Павловна), для других – попытка изменить себя, мечта о славе (князь Андрей), третьи считают так надо (Н. Ростов, Марья Дмитриевна, полковник гусарского полка), для простых людей – горе (глава XXII, часть I, том I. Письмо Марьи Болконской Жюли)).

Мне бы хотелось к нашему разговору зачитать отрывок из письменной работы Андрея Губина о его размышлениях над страницами романа “Война и мир”: “Тема войны для меня всегда была не очень привлекательна. Да кому может понравиться, когда гибнут люди, разрушаются семьи, когда теряется спокойствие, нарушается мир!” Андрей, думаю, что ты вполне согласен с Андреем Болконским: “Ежели бы воевали только по своим убеждениям, войны бы не было”.

Каковы причины участия России в войне 1805 – 1807 годов? Что о них говорит Л.Н. Толстой?

(Наказать Наполеона).

“Мы все глядим в Наполеоны”. Не только герои Толстого попали под сильное влияние личности Наполеона. Сергей Лукашевич до встречи с романом тоже “представлял этого великого человека совсем другим…”

Перед вами исторический комментарий к некоторым фактам биографии Наполеона Бонапарта. Подумайте, в чем притягательная сила этой личности?

Прокомментируйте следующие исторические факты:

В 1789 году, к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на родине его – острове Корсика – фамилия произносилась Буонопарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку. В 1793 году в Тулоне, портовом городе на Средиземном море, произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его. Эта победа сделала двадцатичетырехлетнего Бонапарта генералом. Затем были два года опалы, пока в 1795 году не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о решительном молодом генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действовавшую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за шесть дней разбил итальянскую армию, а затем отборные австрийские войска. Вернувшись из Италии В Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой. После Италии был поход в Египет и Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний. Затем триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.). В 1804 году он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов. Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовил войну с главным врагом – Англией.

(Исполнение желаний в молодости – карьера, признание, подвиг, власть).

Когда, по-вашему, наступает разочарование? После каких событий?

(Бетховен, посвятивший свою симфонию Наполеону Бонапарту, после провозглашения его императором зачеркнул посвящение и назвал произведение “Героическая”).

Что говорят о Буонопарте герои Толстого?

Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры – персонажи “Войны и мира”. Распределите авторские характеристики на две группы в соответствии с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?

А) …в расстегнутом мундире, из которого … выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотник, и почти спал.

Б) Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. <...> Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул… и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

В) Расплывшие губы… дрожали, и на глазах были слезы.

Г) Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать. < …>… с трудом жевал жареную курицу.

Д) Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охрипшим голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог оставить.

Е) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.

Ж) Общее выражение лица… было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.

(б, д, е – к Наполеону; другие – а, в, г, ж – к Кутузову).

Как связаны эти герои в романе?

(“Гений и злодейство – две вещи несовместимые”).

(Литературная композиция в исполнении группы учащихся).

Прокомментируйте слова Толстого: “Нет величия там, где нет простоты добра и правды”.

Эти слова справедливы только в отношении великих людей?

Выполнение индивидуального задания: расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев романа связана с этими событиями?

  1. Смотр под Браунау.
  2. Переход через реку Энг.
  3. Шенграбенское сражение.
  4. Смотр союзных войск под Ольмюцем.
  5. Аустерлицкое сражение.

(Андрей Болконский (3,5), Николай Ростов (3…), Долохов (1), Денисов. Появившиеся в первых военных картинах порознь, они окажутся рядом на Бородинском поле).

Кто из героев романа персонажей первого тома, как и Кутузов, имеет вовсе не военную внешность?

В каких эпизодах ярче всего проявляется характер капитана Тушина?

(Инсценировка).

В чем заключатся истинный героизм, по Толстому?

(Быть, а не казаться. Спокойно, не суетясь, делать свое дело. Учебник, с. 105)).

Итог: Показать большое через малое – это закон толстовского повествования. С каждой новой батальной сценой мысль о цене солдатского героизма, верности долгу будет сопровождать изображение народа на войне.

Как оценивает Толстой войну 1805 – 1807 годов? Что характерно для толстовского изображения войны? Как ведут себя на войне герои романа (Н.Ростов, Тушин, князь Андрей, Жернов) ? Как изображает Толстой полководцев (Багратион, Мак, Наполеон, Кутузов) ? Как показана солдатская масса? Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Домашнее задание:

Прокомментируйте слова Толстого: “Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой, составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Как просто”.

Каким образом воплощается эта мысль в развитии сюжета?

(Работа по главам т.I, ч.III; т.II, ч.I.).


Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. «В июле 1805 года» собирала свой вечер Анна Павловна Шерер (ч. I), «в октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского». Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, оттого в тексте так много дат.

Во второй части романа Толстой перешел непосредственно к описанию столкновения России с Западом.

Вопрос

Как в связи с этим расширяется место действия, и какие новые герои входят в роман?

Ответ

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, в роман вливается целый поток новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон; командующие армиями Кутузов, Мак; другие большие военачальники (Багратион, Вейротер); рядовые командиры; штабные офицеры, как Несвицкий и др.; дипломат Билибин, интендант Телянин, врачи в госпитале и, наконец, основная масса – солдаты: и русские, и австрийские, и французские; гусары (полк Денисова), пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность – одна из особенностей стиля Толстого.

Вопрос

Почему Россия оказалась участницей этой войны?

Ответ

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.

Задание

Толстой очень удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау. Что он покажет? Готова ли к войне русская армия? Считают ли солдаты цели ее справедливыми, понимают ли они их?

Проанализируем сцену, где после смотра солдаты рассуждают о «международной обстановке».

Ответ

Из этой сцены выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и даже с противником. Толстой придает сцене подчеркнуто обобщенный характер; в ней нет указания на то, кому принадлежат реплики, нет ни намека на индивидуализацию – просто говорят солдаты. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса» (там же, гл. II).

Массовая сцена более всего передает общность настроения среди солдат. Но Толстой все время выделяет и крупные первые планы – лица отдельных участников войны, среди них, в первую очередь, – Кутузова.

Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака, как это предписывало ей союзническое командование. Кутузов не считал выгодным для русской армии это соединение и в числе прочих доказательств подчеркивал печальное положение с обувью. После тысячеверстных переходов из России она износилась, а союзническое ведомство не позаботилось отпустить новой для солдат.

Вопрос

Каково отношение Кутузова к этой войне?

Ответ

Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом. Поэтому его основная цель – удержать армию от вступления в бой.

Вопрос

Как мог бы поступить в этом случае другой главнокомандующий?

Ответ

Не будь у полководца понимания солдатской массы, не будь он столь опытен, как Кутузов, и, главное, обладай он честолюбием и желанием отличиться (как позднее будет показан Александр I и вся «партия молодых») – русская армия была бы разбита гораздо раньше Аустерлица.

Сцена смотра в Браунау позволяет судить о многих качествах Кутузова как полководца и человека.

Вывод

Анализ сцены в Браунау дает нам следующее: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи.

Ответ

Большое число сцен, раскрывающих отношение Толстого, связано с образом Николая Ростова. Почему именно с ним? Да потому, что он еще не успел стать настоящим военным. Вот он, обыкновенный молодой человек, впервые будет принимать участие в войне. Как он ее воспримет – это и будет выражением естественных, непосредственных человеческих взглядов. Поэтому-то и характерно, что большая часть сцен, иллюстрирующих мысль Толстого о жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, связана с Николаем Ростовым.

Обратимся к тексту ч. II, гл. IV. Утром перед боем Николай Ростов здоровается с немцем, хозяином дома, в котором он живет. Эта сцена – ключ к пониманию Толстым проблем мира и войны. К чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский – оба люди, если люди разных наций – братья, если «да здравствует весь мир!».

Доп. пример

Сцена разговоров французских и русских солдат во время перемирия (ч. II, гл. XV). Прочитаем и прокомментируем.

Ответ

Люди везде люди. Человек человека поймет всегда. Человек не должен убивать человека. Война не есть способ решения споров между людьми.

Видя, как падают убитые снарядами солдаты, морщась, «будто от жгучей боли», офицер Несвицкий, друг Андрея Болконского, говорит, что если бы он был царем, то никогда бы не воевал. Так словами одного из героев Толстой еще раз подчеркивает свое осуждение войны.

Вывод

Наблюдая за отношением Толстого к войне, нужно понять главную особенность изображения войны в романе. Писатель сознательно показывает войну не в романтически-героическом плане, «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами»; он акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти» (т. 4, с. 9), сопутствующих будничной страде войны.

Столкновение романтического представления о войне с ее реальным лицом, жестокостью, бесчеловечностью ярко проявляется и в других эпизодах, и особенно в сценах переживаний Николая Ростова в первом бою.

Прочитаем и прокомментируем

Толстой пишет: «Ростов… остановился на мосту, не зная, что ему делать. (Т. I, ч. II, гл. VIII).

В приведенном отрывке важно все: и то, что раньше Ростов воображал сражение как нечто возвышенно-героическое – рубить врагов налету, а на деле оказалось, что нужен жгут соломы, и то, что носилки, стоны раненого, смерть кругом противоречат красоте земли и спокойствию природы. Даже в этом небольшом бою гибнут люди.

Вывод

Противопоставляя красоту мирной природы ужасам войны, Толстой еще раз свидетельствует о своем неприятии войны как способа решения споров между людьми.

Однако не нужно думать, что Толстой был пацифистом. Тема войны получит новое решение в изображении событий 1812 года, где Толстой по-прежнему, не отказываясь от подчеркивания кровавости войны, утверждает необходимость данной войны. Если на тебя напал враг, если он посягает на твое отечество, на жизнь людей, – бери первую попавшуюся в руки дубину и бей своего врага, потому что он преступник: такова позиция Толстого, существенно отличающаяся от пацифистской.

Вопрос

Вы, наверное, обратили внимание на сложность построения фразы у Толстого. Откройте II часть IX главу. Прочитаем первое предложение.

Как вы думаете, почему Толстой не стал разбивать эту фразу на несколько простых.

Ответ

Тем самым Толстой передает взаимосвязанность и одновременность действий. Сложная синтаксическая конструкция, так называемый период, рождается у Толстого тогда, когда ему надо передать ряд взаимосвязанных, часто одновременно происходящих событий. Периоды в языке Толстого – это принципиальная особенность его стиля. К ней надо привыкнуть, вдуматься, и тогда она поможет войти в толстовский мир. Чехов давно заметил, что громоздкость фразы Толстого отнюдь не является недостатком. «Это искусство, – писал он, – и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатление силы».

Самый стиль Толстого направлен на то, чтобы передать сложность жизненных обстоятельств, в данном случае сложность обстановки, в которую попала русская армия в войне 1805 года.

Литература

Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323.

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы: Андрей Болконский, Николай Ростов, Кутузов, Долохов.

Цели и задачи: выявить идейно- художественные особенности изображения войны; проследить судьбы героев Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, отношение автора к войне; развитие речи, умений и навыков анализа текста; воспитание интереса к творчеству Толстого, нравственное воспитание.

Оборудование: иллюстрации к роману, таблица «Схема-план содержания 1 тома романа»

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как автор относится к войне.

Каждая часть начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

(Исторический жанр требовал предельной достоверности)

Как расширяется место действия романа и какие новые герои входят в роман?

(Австрия. Александр 1, Наполеон, Кутузов и Мак, военачальники и солдаты, гусары Денисова, рота Тимохина, батарея Тушина.)

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Готова ли армия к войне? (глава 2)

Русское правительство вступило в войну из-за боязни распространения революционных идей и желания препятствовать захватнической политике Наполеона. В сцене смотра в Браунау выявляется непонимание целей войны. Кутузов хотел убедить австрийских генералов, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова война не была священным долгом, его цель - удержать армию от боя.

Что можно сказать о Кутузове?

Старческий облик. Знание старых сослуживцев. Понимание солдатских нужд. Любовь к русскому солдату и ответная любовь их к нему. Отрицательное отношение к войне.

Ростов еще не был на войне. Его восприятие – выражение естественных человеческих взглядов. Сцены: утро пред боем, сцена разговоров русских и французских солдат во время перемирия, первый бой (гл.8-мост).

Писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на жестокости, крови, страданиях. Столкновение романтических представлений о войне с ее жестокостью, разочарование Ростова.

Какой же выход может быть для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.

Перескажите план Кутузова.

В чем разница между поведением Долохова и Тимохина и его солдатами гл.20-21)

Расскажите о поведении Жеркова в бою? (гл.19)

Батарея Тушина (гл. 20-21)

Образ Андрея Болконского. С какими мыслями он шел на войну? (гл.12)

Поведение Н.Ростова а А.Болконского в Аустерлицком сражении (гл. 13,17,18. и гл. 11,12, 16, 19)

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Ростов не чувствовал радости от встречи с государем, Болконский разочаровался в Наполеоне, открыл новый мир, новый смысл жизни.

Рядом с батальными сценами стоят сцены женитьбы Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Затеянная ради славы, честолюбивых интересов русских придворных кругов, война была непонятна народу и закончилась поражением.

3. Работа над планом содержания 1 тома. (Запись на доске)

4. Письменная работа. Опрос и проверка знаний текста тома 1.

Назвать основные события.

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе на день рождения? (Сережки)

С кем танцевала Ростова на именинах? (Пьер)

От кого узнала М.Болконская о сватовстве к ней Анатоля? (Жюли Карагина)

Какое ранение и в каком бою получил Ростов? (рука, Шенграбен)

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (не получил распоряжения, Жерков струсил)

Почему М.Болконская не приняла предложения Анатоля? (увидела свидание с компаньонкой)

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея? (ранение и плен)

5. Домашнее задание.

Том 2. Выделить сцены «Поиски смысла жизни Безуховым и Болконским».

Выучить отрывок «Описание дуба» (том 2., часть3, глава 3). Составить тест из 12 вопросов.

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог:

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А. С. Пушкин

Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, писатель много думал о роли войны в жизни человеческо-го общества. Толстой не был пацифистом. Он различал войны справедливые и не-справедливые, захватнические. Мы убеждаемся в этом, когда размышляем о том, как показаны в «Войне и мире» две войны — кампания 1805—1807 годов и Отече-ственная война 1812 года.

Россия в 1805 году вступила в войну против наполеоновской Франции, так как царское правительство боялось распространения революционных идей и хотело помешать захватнической политике Наполеона. Сам Толстой резко отрицательно относится к этой войне и такое свое отношение к бессмысленному уничтожению людей передает через переживания неопытного, наивного, искреннего Николая Ростова. Вспомним утренний разговор Николая с немцем, хозяином дома, в кото-ром Ростов живет, их дружелюбие, радость, вызванную прекрасным утром, и восклицание: «Да здравствует весь свет!»

К чему война, если русский и немец, военный и штатский, чувствуют одинако-во, любят друг друга и весь мир?!

А вот во время перемирия переговариваются русский и французский солдаты. Они так весело смеются, что после этого нужно было бы бросить ружья и разойтись по домам, «но ружья остались заряжены... И так же, как прежде, остались друг против друга... снятые с передков пушки». В этих строках — горечь автора, кото-рый ненавидит войну.

Толстой был уверен, что причины поражения — отсутствие единства в армии союзников, несогласованность действий, а главное то, что цели этой войны были непонятны и чужды солдатам.

Тема войны получает в «Войне и мире» принципиально новое решение при изоб-ражении событий 1812 года. Толстой убедительно доказывает необходимость спра-ведливой, оборонительной войны, цели которой понятны и близки народу.

Мы наблюдаем, как рождается единство — общность народа, который понимает, что решается его судьба, судьба будущих поколений, а если проще, судьба детей и внуков. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пуш-кин) не позволяет бездействовать.

Люди разных классов, разных сословий объединяются для отпора врагу. «Всем народом навалиться хотят!» — вот ключ к пониманию того, почему во время остав-ления Смоленска купец Ферапонтов сжигает свое добро; Ростовы, покидая Моск-ву, отдают подводы раненым, лишаясь всего своего имущества; князь Андрей, за-бывая о своих несчастьях, уходит в действующую армию; Пьер отправляется на Бородинское поле, а затем остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона.

Всенародное единство — вот что, по мнению Толстого, определило нравствен-ную, а затем и военную победу России в 1812 году.

Изменились и принципы изображения войны Толстым. Если, рассказывая о во-енных событиях 1805—1807 годов, он раскрывает в основном психологию отдель-ного человека или групп людей, то при изображении Отечественной войны в цент-ре внимания писателя народная масса, отдельный человек интересует его как частица этой массы. Материал с сайта

Перед нами развертываются широкие картины народной жизни на фронте и в тылу. Каждый из героев романа, пусть по-разному, вовлечен в эту жизнь, на-чинает чувствовать то, что чувствует народ, и относиться к происходящим собы-тиям так, как к ним относится народ. Для князя Андрея, например, очень важ-но, что так же, как он, думают о войне Тимохин и вся армия; ополченцы перед Бородинским сражением «белые рубахи надели», а Долохов приносит свои извине-ния Пьеру — это ведь тоже своеобразная «белая рубаха», очищение перед святым делом, а может, и перед смертью. Бесстрашны и спокойны солдаты и офицеры батареи Раевского; величествен Кутузов, уверенный в том, что победа будет одер-жана, что Бородино станет началом гибели армии завоевателей.

Так все и случилось. «Дубина народной войны поднялась... и гвоздила францу-зов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Таким образом, изображая в «Войне и мире» военные события, Л. Н. Толстой подчеркивает резкое различие между характером войны с Наполеоном (1805—1807), цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войны 1812 года как народной войны, справедливой и необходимой для спасения России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском