Болезни Военный билет Призыв

Что такое разряд прилагательных. Урок «Разряды имён прилагательных по значению. Сообщение темы и цели урока

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.

Цели урока:

Дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

Формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

Закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

Иллюстрации;

Карточки-задания;

Опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику . Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства...

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно...

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок . (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал , из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

(Мороз.)

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.
Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.)

Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

(Перо.)

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

ЛИТЕРАТУРА

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н .В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Т.В. ЕФАНОВА,
г. Москва

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-1.jpg" alt="> Разряды прилагательных по значению ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-2.jpg" alt="> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3."> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3. притяжательные

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-3.jpg" alt=">Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей"> Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (добрый, грустный, злой, смешной, храбрый) * * * Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком (очень добрый, недостаточно смешной, слишком злой, недостаточно храбрый)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-4.jpg" alt=">Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) "> Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) *** Могут иметь краткую форму (добрый – добр, злой – зол) и степень сравнения (Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-5.jpg" alt=">Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) "> Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) *** Образуют прилагательные с НЕ (несмешной, некрасивый, незлой, невоспитанный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-6.jpg" alt=">Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж."> Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж. . м воздухе по низк. . му небу лёгк. . ми облаками син. . Полоска далёк. . го леса тонк. . ми ветвями

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-7.jpg" alt="> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в"> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в дремуч. . х сугробах. Вместе со снегом нал. . тели в лес д. . ковинные существа. У бел. . й реки грустит о братц. . Алёнушка. Тут вылез из сугроба л. . сной человеч. . к в снежн. . й шапк. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-8.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей"> Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени (каменный, стеклянный, кожаный) (!Нельзя: очень каменный, более кожаный и т. д.) *** Отвечают на вопрос какой? (какой? – кожаный, деревянный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-9.jpg" alt=">Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и"> Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный) *** Не имеют краткой формы и степени сравнения (!Нельзя: более золотой, менее песочный, очень стеклянный и т. д.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-10.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол –"> Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол – стекло и стол) *** Обозначают материал (стеклянный, железный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-11.jpg" alt=">Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** "> Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** Предназначение предмета (рыболовный, праздничный, карманный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-12.jpg" alt=">Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют"> Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют сложных слов НЕ сочетаются с ОЧЕНЬ

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-13.jpg" alt="> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний…"> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний… По действию: отрывной, стиральная. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-14.jpg" alt="> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу "> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу или животному (лисий хвост, дедушкин огород) *** Отвечают на вопрос чей? (чей? – папин, медвежий)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-15.jpg" alt=">Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; "> Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; - ин - (- ын-): сестрицын, птицын; - ий - (-й): лисий, медвежий, заячий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-16.jpg" alt=">Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный,"> Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный, кр_сивый, сл_новая.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-17.jpg" alt="> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный,"> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный, ночной, задумчивый, стеклянный 3. торжественный, беличий, туманный, багровый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-18.jpg" alt=">Проверь себя: 1. Кирпичный 2. Задумчивый 3. Беличий ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-19.jpg" alt=">Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди"> Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди нам пряжи, Взбей пуш. . стые снега, Словно пух л. . бяжий. Вы проворные ткачи Вихри и метели Дайте радужной парчи Для к. . сматых елей.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-20.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-21.jpg" alt="> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные"> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные прилагательные Имеют степень сравнения: добрее, самый добрый Не обладают ни одним из Имеют краткую форму: признаков качественных добр, молод, хорош прилагательных Могут сочетаться с наречиями «очень» , (то есть не имеют степень «необыкновенно» , «чрезвычайно» , «недостаточно» , «слишком»: сравнения, краткую форму, очень добрый – необыкновенно синонимов, антонимов и добрый – чрезвычайно добрый – т. д) слишком добрый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-22.jpg" alt="> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют"> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют путем повтора сложные прилагательные: добрый-добрый, белый-белый Указывают на отношение одного предмета к другому: отношение медный таз – таз из меди одного Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ: предмета к недобрый (взгляд), недорогой (товар) другому: К ним можно подобрать антонимы: добрый – злой, хороший – плохой медный таз – таз из меди К ним можно подобрать синонимы: смутный – неясный - расплывчатый Образуют прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами: белый – беленький – беловатый Образуют наречия на -о, -е: активный – активно, искренний – искренне

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-23.jpg" alt="> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда"> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда – прилагательные могут стеклянное чувство (хрупкое переходить в качественные чувство) Притяжательные Лисий хвост – лисья натура прилагательные могут (хитрый) переходить в качественные Притяжательные Заячья нора – заячья шуба прилагательные могут (шуба из зайца) переходить в разряд относительных

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-24.jpg" alt="> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…)"> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) наряде каждая ветка казалась (…). Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-25.jpg" alt="> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз;"> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-26.jpg" alt="> Выпишите из текста словосочетания "> Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Ты родной владеешь речью, Скажем, к странам зарубежным бойко говоришь. держишь морем путь, Русский же язык неважно Перед спутниками хочешь знаешь, мой малыш! знаньями блеснуть – Слушай потому поэта, В разговорах или спорах будь прилежен впредь, с другом иль врагом Чтоб могучей русской речью Ты воспользуешься смело хорошо владеть. русским языком! Эта речь полна величья, Потому ты, школьник резвый, гордой простоты, будь прилежней впредь! В ней прекрасных слов богатство, Ты обязан русской речью сила красоты. хорошо владеть.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-27.jpg" alt="> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! "> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-28.jpg" alt="> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись"> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-29.jpg" alt="> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к"> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ. » , укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-30.jpg" alt=">Тест по теме «Имя прилагательное» . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-31.jpg" alt=">1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б)"> 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признака Г) признак действия

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-32.jpg" alt=">2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В)"> 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-33.jpg" alt=">3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение,"> 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение, дополнение Г) дополнение, обстоятельство

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-34.jpg" alt=">4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А)"> 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-35.jpg" alt="> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал,"> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал, из которого сделан предмет Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-36.jpg" alt="> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), "> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-37.jpg" alt="> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро),"> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-38.jpg" alt="> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок,"> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-39.jpg" alt="> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый"> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-40.jpg" alt="> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой,"> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-41.jpg" alt=">11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный "> 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) Б) родной (ср. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) В) родной (м. р.), нежный (м. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-42.jpg" alt=">12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним"> 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью. » А) ранним (м. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.) Б) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.), свежестью (ж. р.) В) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-43.jpg" alt=">13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б)"> 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-44.jpg" alt=">14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный"> 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-45.jpg" alt=">15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее "> 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-46.jpg" alt="> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже "> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-47.jpg" alt="> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных "> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-48.jpg" alt="> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных"> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший Г) чудеснейший, худший, громче всех

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-49.jpg" alt="> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В"> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В 2. - Б 8. - Б 14. - А 3. - А 9. - А 15. - А 4. - В 10. - Б 16. - Б 5. - В 11. - А 17. - Г 6. - В 12. - В 18. - Б

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-50.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)